_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_55_
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 4
УДК 159 С.А. Седракян
РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ: СУЩНОСТЬ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Статья посвящена семейным конфликтам и способам их преодоления. Семейные конфликты разнообразны по своему возникновению, структуре и значению. Как специфические индикаторы ошибок, сделанных на пути установления гармоничных семейных отношений, конфликты актуализируют вопросы психологической поддержки и защиты личности, научной организации семьи. Неуправляемость развития этого явления приводит к распаду семьи и, в конце концов, к разводу. Вопросы предотвращения и преодоления конфликтов были и остаются актуальными для всех поколений и обществ. Для выявления сущности этого многогранного явления мы применили ролевой подход, который позволяет обсудить современные представления о семейных конфликтах и связанные с ними проблемы социальной психологии в целом.
Ключевые слова: семья, внутриролевые конфликты, отношения, требования, ролевой стресс.
Каждый член семьи исполняет, взаимодействуя с другими исполнителями, ряд ролей. В условиях подобного «множества» ролей между собственными ролями и ролями других членов группы неизбежно возникают разногласия и конфликты. Вот почему социологи и социальные психологи не только обратили внимание на ролевые конфликты, но и выявили и описали их основные виды. Мы полагаем, однако, что конфликты, возникающие во внутрисемейных отношениях, еще нуждаются в изучении под углом теории ролей.
По современным представлениям, существуют ролевые конфликты трех основных видов: внут-риролевые, межролевые и конфликты между личностью и ее новой ролью. Обсудим кратко каждый из видов.
Когда личность берет на себя какую-либо роль, то это само по себе означает, что она должна выполнять определенные действия, причем, как известно, предъявляются различные экспектации (ожидания, требования - от лат. exspectatio - ожидание) в отношении ее ролевого поведения. Подобные экспектации предъявляет сам исполнитель роли, а также другие референтные лица и социальные группы. Если между этими экспектациями существуют противоречия, то в данной ситуации лицо, исполняющее только одну роль, может ощущать внутренний конфликт, называемый внутриролевым (intra role conflict). Это порождает серьезные психологические задачи, которые личность так или иначе должна решить для продолжения своей нормальной жизнедеятельности. Если в отношении исполнения одной и той же роли личности предъявляются противоречивые требования и экспектации, то она должна решить, как действовать, чтобы выйти из этой неприятной ситуации.
Такая ситуация возникает, когда лицо А должно исполнять соответствующую своему статусу роль Р1, но: а) требования дополнительных исполнителей Р2 и Р3, которые они предъявляют исполнителю Р1, не одинаковы; б) когда исполнителей одной и той же дополнительной роли (например, Р2) несколько, и между ними есть разногласие по поводу того, каким образом должно действовать лицо А. Предположим, например, что лицо А - студент, лицо Б - одни из его друзей, а лицо Г - лектор. Если друг и лектор предъявляют лицу А различные экспектации, то у лица А возникает внутри-ролевой конфликт первого типа. А если ряд лиц, составляющих группу (например, члены студенческого совета), предъявляют лицу А разные требования, то в этом случае он переживет внутриролевой конфликт второго типа. Понятно, что подобные конфликты могут возникнуть и во внутрисемейных отношениях.
Целый ряд референтных групп может предъявить личности и ее исполнению роли противоречивые, несовместимые требования, и тогда, следовательно, перед личностью может возникнуть задача: как составить суммарное множество приемлемых экспектаций и соответствующим исполнением роли избежать резких конфликтов.
Личность, исполняющая роль, оказавшись в подобном противоречивом, конфликтном состоянии и не в силах сориентироваться, чтобы найти согласованное решение, может проявить дезориентировку и противоречивое поведение.
Отметим прежде всего, что внедрение символов может стать первым шагом на пути к оформлению и математическому описанию задач, связанных с ролевыми конфликтами.
2015. Т. 25, вып. 4
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Для разрешения или хотя бы ослабления внутриролевых конфликтов можно выбрать один из следующих путей: а) когда экспектации лиц или групп Б и Г в отношении роли лица А противоречивы и сталкиваются, то в конкретных случаях, несложно выяснить, что это - проявление экономических, политических или других интересов. Следовательно, стороны должны встретиться и прийти к согласию относительно этих интересов; б) в том случае, когда относительно исполнения лицом А своей роли экспектации различных членов одной и той же группы Б противоречивы, то они должны обсудить этот вопрос и разработать общие требования - для предъявления лицу А. Так, мать, отец и другие члены семьи вначале могут предъявлять разные требования по отношению к сыну, что приводит к возникновению в нем ролевого конфликта. Но, обсудив этот вопрос вместе, они могут разработать группу общих требований и предъявить их молодому человеку.
Межролевые конфликты возникают в результате несогласованности требований различных ролей (inter role conflict). Если, например, по отношению к лицу А родители предъявляют одни требования, а друзья - иные, то лицо А оказывается в конфликтном состоянии. Межролевой конфликт может возникнуть, когда: а) одно и тоже лицо одновременно исполняет две роли (например, роль сына лица Б и его студента или ученика); б) когда к этим ролям предъявляются различные экспектации (требования, поручения) в плане форм поведения. Если две различные роли не осуществимы одним и тем же лицом (например, роль мужчины и женщины одновременно), то причина в том, что в плане форм поведения к ним предъявляются различные требования. Тогда как в случае с ролями совместимыми требования могут быть предъявлены одному и тому же лицу и не быть противоречивыми.
Некоторые межролевые конфликты можно прогнозировать, что позволяет предотвратить их. Например, если лицо А является и сыном лица Б, и его подчиненным, то в противоречивом состоянии оказывается не только лицо А, но и его отец.
Если одна из конфликтных ролей заслуженная (то есть, личность добилась этой роли благодаря своим усилиям), а другая - биологически предопределена, то в современном обществе требуется, исполняя первую роль, отказаться от второй. Например, при выполнении гражданского долга человек может идти наперекор своим собственным интересам: не выполнять свою внутрисемейную роль или отложить ее выполнение. Несомненно, в различных культурных сферах и в различных слоях того же общества не все сочтут подобное решение правильным. Подобные межролевые конфликты возникают и в различных сферах общественной жизни. Например, некоторые случаи попечительства и покровительства могут быть лучше восприняты в случае их трактовки с позиций ролевых конфликтов.
Межролевые конфликты возникают не только из-за различий в ролевых экспектациях, но и по той причине, что различные роли исполняются на различных социальных «аренах». Например, роль сына дома, роль студента в вузе и др. Одно и то же лицо на различных сценах исполняет различные действия, проявляя также и различные стили жизнедеятельности. На одной же сцене они несовместимы.
Если так сложились обстоятельства, что, тем не менее, две несовместимые (конфликтные) роли исполняются в одной и той же ситуации, то исполнение обеих ролей нарушается. В области педагогической деятельности наблюдается такое явление: по какой-либо причине родителя ученика вызывают в школу. Он (ученик), оказавшись в «точке пресечения» двух социальных групп, затрудняется выбрать правильную форму поведения и может отказаться от исполнения и одной (сын), и другой (ученик) роли. А если сцены двух ролей явно различны, то они могут исполняться независимо друг от друга, но при наличии внутренних конфликтов. Межролевые конфликты препятствуют результативной интеграции различных сторон личности.
Межстатусные (а значит и межролевые) конфликты возникают и в случаях, когда два статуса предъявляют личности несовместимые с лояльностью (законопослушностью) требования. Так, должностное лицо (депутат, министр и т.д.) может проголосовать за принятие такого закона, который повредит его собственной выгоде.
Некоторые статусы и роли могут быть несовместимы в жизни определенной личности по той причине, что в данной социально-культурной среде они традиционно считаются несовместимыми. Например, в большинстве современных обществ брат и сестра не могут стать супругами (эти роли несовместимы), тогда как в древности подобного запрета (табу), по всей видимости, не было.
Примеры межролевых конфликтов многочисленны, что свидетельствует о распространенности этого явления. 1) В жизни руководителей часто возникают ситуации, когда необходимо установить строгую дисциплину, однако в работе с некоторыми из своих подчиненных по разным причинам руководитель переходит от официальных отношений к первичным (родственным, дружеским, даже ин-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2015. Т. 25, вып. 4
тимным), что мешает нормальному исполнению им роли руководителя. 2) Очень распространен конфликт, возникающий между профессиональной и семейной ролями людей. Например, женщина, работающая в какой-либо организации (такова ее профессиональная роль), одновременно является супругой и матерью. Здесь могут возникнуть межролевые конфликты: жена - специалист, специалист -мать. Под воздействием обоих конфликтов она может винить себя в том, что не может хорошо исполнять ту или другую роль, или даже - все роли. Добавим, что самообвинение - это признак чувства ответственности личности за полноценность и результативность исполнения своей роли и осознание неполноценности своего исполнения. В результате, по нашему мнению, она переживает стресс под воздействием этих противоречий. Такие конфликты могут быть долговременными, поскольку трудно (или невозможно) найти в таких случаях согласованные решения.
1. Обсудив результаты проведенных до последнего времени исследований межролевых конфликтов типа семья-работа, которые были, психологи заметили, что переживания по поводу этих состояний и их оценки могут быть очень субъективными: то есть мало соответствовать объективной реальности. В частности, в вышеприведенном примере это означает, что личность успевает довольно результативно исполнять и свои внутрисемейные, и профессиональные роли, но ей может казаться, что она их плохо исполняет. Причем, женщины различного личностного типа переживают подобные конфликты по-разному степени [1. С. 80-88].
Наилучшая тактика в решении межролевого конфликта - изоляция их исполнения и в пространстве, и во времени.
Для восприятия механизмов ролевого поведения личности важна также задача соответствия личности - ее роли. Если такового нет, то возникает еще один тип ролевого конфликта: личность-роль. Причины несоответствия роли и личности могут быть различными: а) для исполнения данной роли личность не обладает достаточными физическими данными; б) у личности нет мотивации для исполнения данной роли; в) личность не обладает знаниями и навыками, достаточными для исполнения данной роли. Причем, некоторые конфликты типа личность-роль бывают комбинированными, когда исполнению роли препятствуют не только вышеуказанные, но и другие факторы.
Очень распространен следующий вид конфликта типа личность-роль: когда в демократическом обществе личность авторитарного типа занимает роль руководителя и в результате она постоянно сталкивается с конфликтными ситуациями, так как подобная роль не соответствует ее личностным особенностям, стилю и мотивациям.
Изучая внутрисемейную жизнь, необходимо учитывать, что в течение жизнедеятельности членов семьи могут наблюдаться все виды описанных конфликтов.
Конфликт типа личность-роль чаще всего возникает в том случае, когда возможности личности не соответствуют требованиям, предъявляемым этой роли. Например, человеку предлагают должность, которая требует быстрого принятия правильных решений и их осуществления, тогда как у него нет таких способностей. Однако непонятно, почему специалисты, изучающие конфликты, упускают тот факт, что многочисленные люди переживают ролевой конфликт по той причине, что вынуждены исполнять простые роли, для исполнения которых не требуется высоких умственных способностей, знаний и навыков. Так, в настоящее время в Армении многие из молодых людей, получивших высшее образование, вынуждены зарабатывать, занимаясь торговлей или иной работой не по специальности. Несомненно, что многие из них переживают конфликт типа личность-роль, от которого они избавятся, лишь если удастся получить работу, соответствующую их умственному развитию и образованию. Мы считаем, что эта задача нуждается в специальном изучении, поскольку она широко распространена и представляет угрозу для социальной и психологической безопасности страны, что может причинять большие потери.
Другой вариант конфликта типа личность-роль - личность уже имеет определенный статус, взяла на себя соответствующую роль, однако не желает соответствовать этой роли. Возникает конфликт между личностью и ее ролью, который как психологическую задачу можно разрешить двумя путями: а) отказом от роли; б) изменением собственной личности. Например, некто А назначено судьей и дает клятву, что будет честно служить народу и государству, всячески защищать закон. Однако его поведение не соответствует клятве: он берет взятки, не принимает беспристрастных решений и т. д.
Один из путей улаживания подобных конфликтов является - компромисс, который, однако, конфликта не устраняет: сталкиваются личностные ожидания и ответственность, обязанности и внутренние мотивы личности [2. С. 85].
2015. Т. 25, вып. 4
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Во избежание конфликтов типа личность-роль можно: а) приспособить роль к возможностям и требованиям личности; б) подыскать исполнителя, соответствующего данной роли.
Описанные типы ролевых конфликтов и способы их решения - широко распространенные явления. Способы их решения можно рассматривать как механизмы и стратегии социально-психологической адаптации людей и групп. При каждом конфликте переживания личности и механизмы, с помощью которых личность пытается разрешить конфликт или хотя бы смягчить его, достигнув определенной адаптированности, бывают различными.
Ролевые конфликты порождают тревогу, тенденцию к уходу из ситуации, снижению продуктивности работы, иногда даже к болезням. Конечно, личность, переживая ролевой конфликт, пытается найти конструктивный способ его решения. Всё это, включая болезнь, являются попытками адаптации, в случае болезни - путем патологических изменений.
Ролевые конфликты различаются не только по своей структуре, но и по уровню (или глубине), на основании чего они бывают разнообразны: от очень легких, поверхностных случаев до очень острых, невыносимых состояний, которые можно считать кризисными. По достижении конфликтом кризисного уровня и они переживают глубокие потрясения и стрессовые состояния.
Если личность исполняет две роли, число общих, похожих экспектаций которых очень велико, то конфликт бывает слабым. Если же ролевые конфликты носят строгий и безоговорочный характер, то степень их высокая. Разрешать подобные конфликты бывает очень сложно.
В повседневной жизни люди исполняют многочисленные роли, без более или менее заметных конфликтов, поскольку потенциально конфликтные роли не пересекаются: они исполняются в различных местах и в разное время, в различном социальном контексте. Однако, когда люди оказываются в необычных условиях, то скрытые до того времени и слабые конфликты часто проявляются со всей силой. Например, в обычных условиях личность может продуктивно исполнять на работе свою официальную роль, а в семье - свою внутрисемейную роль (например, роль мужа). Однако, если один из членов семьи оказывается в затруднительном положении и нуждается в неотложной помощи, то личность может пережить острый межролевой конфликт, оказавшись перед выбором: как поступить - покинуть рабочее место и поспешить на помощь, или исполнять трудовую роль, не придав значения просьбе члена семьи. Как известно, подобными задачами определяются уровни нравственного развития людей (Ж. Пиаже, Л. Колберг). Как видим, здесь теория ролей непосредственно относится к психологии нравственности.
Возникающие в опасных ситуациях конфликты между ролевыми ожиданиями многочисленны и часто трудно разрешимы.
Исследования американских социальных психологов показали, что между семейными и профессиональными ролями существует конкуренция, поскольку в профессиональной области люди достигают мастерства и прогресса в то же самое время, когда в семье рождаются дети, и забота о них, об их воспитании составляет суть роли родителя. Согласно этим исследованиям, в США мужчины, представители низших слоев, достигают пика своей карьеры в среднем в 40 лет, а представители средних слоев - в 45-54 года. Но в этих возрастных периодах те, у кого есть дети, вынуждены одновременно активно осуществлять родительскую роль. Именно по этой причине между двумя ролями, как отмечает психолог П. Глик, возникает конкуренция. Это тот возраст родителей, когда старший ребенок еще подросток и живет с родителями. В жизни матери можно наблюдать подобный конфликт, если она работает.
Одна из задач, стоящих перед семьей, - ролевой конфликт. Здесь, однако, необходимо поставить вопрос: не целесообразнее ли принять за основу следующую концепцию: 1) с момента возникновения семьи в ней возникают процессы как внутриролевой, так и межролевой конкуренции; 2) конкуренция может возникнуть (и действительно возникает) как между внутрисемейными ролями, так и между внесемейными ролями людей; 3) в случае воздействия некоторых событий и факторов эта конкуренция приобретает конфликтный характер; 4) в условиях ролевой конкуренции и особенно конфликта личность (мать, отец) довольно часто вынуждена принимать решения, какой роли отдать предпочтение, которую из них исполнять в данной ситуации и исполнение которой роли отложить. Именно эти явления и изучение их последствий и должны стать одной из основных задач психологии семьи [3. С. 35].
В связи с этими задачами интересно понятие ролевой стресс, внедренное американским философом и социальным психологом Дж. Г. Мидом. Смысл этого явления в том, что при исполнении
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2015. Т. 25, вып. 4
своих социальных ролей, особенно при вышеописанной ролевой конкуренции, родители переживают ролевой стресс - состояние, которое знакомо каждому родителю, который одновременно с воспитанием детей стремился наилучшим образом исполнять свою другую роль - роль супруга, специалиста, члена другой социальной группы. Тем не менее, ролевой стресс, по всей вероятности, имеет свою психологическую особенность, по сравнению с другими видами стрессов (которые возникают из-за
других видов стрессоров). Эта задача, в сущности, нуждается в серьезном изучении.
* * *
1. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающих женщин // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 80-88.
2. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970.
3. Седракян С.А. Социальная психология семьи. М.; Воронеж, 2011.
Поступила в редакцию 05.10.15
S.A. Sedrakyan
ROLE CONFLICTS IN A FAMILY: ESSENCE AND WAYS OF OVERCOMING
The article is devoted to familial conflicts and the ways to overcome them. Familial conflicts are various and of diverse characteristics by origin, structure and meaning. Being specific indicators of mistakes made on the way of establishing harmonious family relations, conflicts highlight the issue of person's psychological support and protection, scientific organization of a family. It is the unmanageable development of that phenomenon that causes family destruction and, finally, divorce. The issues of conflicts prevention and overcoming remain urgent for all generations and societies. In order to reveal the essence of that multilateral phenomenon we have applied a role approach that enables us to fully discuss modern perceptions about familial conflicts and the issues related to them in social psychology.
Keywords: family, intra role conflict, relations, requirements, role stress.
Седракян Седрак Агасиевич, Sedrakyan A.S.,
профессор, доктор психологических наук, ректор Doctor of Psychology, Professor, Rector
Университет практической психологии и социологии University of Practical Psychology
«Урарту» and Sociology "Urartu"'
0028,Армения, г. Ереван, Корюн 19 Koryun 19, Yerevan, Armenia, 0028
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]