РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Г.А. Родионова
Кафедра иностранных языков юридического факультета Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
В сообщении рассматриваются перспективы использования ролевых игр в профессионально ориентированном обучении студентов юридических вузов иностранному языку и анализируются учебники, которые могут быть полезньми для данного аспекта обучения.
Современный этап преподавания иностранных языков в вузе характеризуется повышением интереса к профессионально ориентированному обучению. Подобный подход определяется возросшими требованиями к процессу и результатам изучения языка со стороны самих слушателей (студентов), которые рассматривают знание иностранного языка как составляющую своей профессиональной компетенции.
Студенты юридических факультетов в данном случае — не исключение. Успех профессиональной деятельности юриста часто зависит в том числе и от знания иностранного языка, которое необходимо при взаимодействии с зарубежными партнерами, коллегами, а также для детального ознакомления и подготовки различных документов.
Будущим юристам необходимо уметь осуществлять все формы речевой деятельности (аудирование и говорение, чтение и письмо). Предметом особого внимания является овладение навыками различных видов письменного перевода.
Однако не менее важна способность будущего юриста грамотно излагать свои мысли в устной форме, реагировать на реплики партнера и коллег в диалоге (полилоге), вести телефонные беседы и переговоры, проводить презентации и обсуждать сугубо профессиональные вопросы на иностранном языке. Все эти разновидности общения являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности сотрудников компаний и офисов, включая и специалистов, занимающихся правовыми аспектами деятельности компании.
Современные учебники, в том числе и методические разработки, подготовленные специально для юристов, в целом ориентированы на коммуникативную методику обучения.
Мы считаем возможным подчеркнуть, что игровые формы обучения иностранному языку в последние десятилетия активно используются в профессионально ориентированной языковой подготовке будущих специалистов (речь идет прежде всего о студентах экономических специальностей). Однако представляется возможным включить подобные задания и в формат аудиторной работы будущих юристов.
Отметим, что игровые формы обучения завоевывают все большую популярность, так как позволяют студентом осваивать иноязычную коммуникативную культуру поведения, «пробуя» себя в различных социальных статусах и в разнообразных профессиональных ролях.
В настоящем сообщении представлены краткие рекомендации по последовательному включению игровых форм обучения в практику преподавания английско-
го языка студентам-юристам на различных этапах освоения иностранного языка.
Так, в рамках этапов обучения elementary-intermediate преподаватель может использовать для аудиторной работы следующие учебные материалы:
— Business Communication Games with Photocopiable Game Sheets. Авторы — Анджела ЛЛойд и Анна Приер (Oxford University Press, 1996, 2001)
— Professional English Law. Автор — Ник Бригер (Penguin English, 2002)
— Английский язык для юристов Justice and the Law in Britain. Автор — С.Д. Комаровская (Москва, «Университет», 2002 и последующие издания).
На первом этапе рекомендуются игры, предложенные Анджелой Ллойд и Анной Приер. Данные игры подобраны в соответсвии с усложнением лексико-грамматического материала на завершающем этапе курса elementary и на этапе preintermediate.
Сначала авторы предлагают игры, направленные на освоение деловой лексики и общепринятых грамматических конструкций, затрагивают общие проблемы межличностных взаимоотношений на работе и развитие навыков официально-делового общения (см., например, темы игр: I’ve got a solution, What’s your position, Find the colleague who, How to get the job).
Традиционным успехом в аудиторной работе пользуются игровые формы освоения речевого этикета телефонных переговоров, публичных выступлений и т.д. (Hold the line, please! Please, take the floor)
Следующим этапом развития навыков профессиональной коммуникации могут стать элементы деловых игр (A company profile, Business appointments, etc.).
Несомненный интерес студентов-юристов вызывают игровые ситуации, которые непосредственно связаны с их будущей профессией. Для их разработки можно использовать пособие Professional English Law. Автор — Ник Бригер. (Penguin English, 2002). Пособие компактно по объему и насыщено профессиональными лексико-грамматическими конструкциями по различным отраслям права (контрактное право, трудовое право, уголовное право, гражданское право, проблемы правового регулирования деятельности компании, арбитраж, международное право). Часть тем уже представлено в форме ситуативных игр. Остальные материалы легко трансформируются в игровые задания и позволяют студентам активно осваивать профессиональную терминологию и обсуждать профессиональные проблемы в динамичной форме. Данное пособие рекомендуется для организации ролевых игр при переходе на средний этап обучения (preintermediate-intermediate).
На продвинутом этапе обучения в качестве основы для ролевых игр может быть использован учебник С.Д. Комаровской «Английский язык для юристов — Justice and the Law in Britain» (Москва, «Университет», 2002). В каждом разделе учебника представлена игра, основная цель которой — развитие творческих навыков обучаемых по предлагаемому сценарию с опорой на рисунок. При этом предполагается, что участники игры не ограничиваются только текстом сценария, а развивают и дополняют свои роли, предлагают свои версии с опорой на правовые документы. Среди тем ролевых игр рассматриваются типичные ситуации, с которыми часто сталкивается практикующий юрист в Англии (Detention of a suspect in the robbery, A child died in a car crush, etc.).
В этой связи следует подчеркнуть, что также необходимо готовить материал для ролевых игр, связанных с правовым регулированием поведения граждан и юридических лиц в Российской федерации, привлекая реалии, хорошо знакомые сту дентам. Основой создания подобных игр могут стать материалы в периодической печати, публикации в специальных юридических (периодических, в том числе) изданиях.
В заключение отметим, что на современном этапе профессионально ориентированного обучения ролевые игры являются перспективной формой развития навыков коммуникации в профессиональной среде, способствуют индивидуализации обучения и развитию творческого подхода к изучению иностранного языка, тем
самым повышая мотивацию студентов. Подготовка студентов — юристов требует создания специальных методических комплексов для систематического и последовательного внедрения ролевых игр в формат аудиторных занятий.
ROLE GAMES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE
G.A. Rodionova
The Department of Foreign Languages Russian Peoples’ Friendship University MiJdukho-Maklaya str., 6, 117198 Moscow, Russia
The paper deals with the prospects of introducing role games in professional legal language training. Textbooks that can be used are analysed.