Научная статья на тему 'Ролевые игры в обучении иностранному языку'

Ролевые игры в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1107
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Г. А.

В сообщении рассматриваются перспективы использования ролевых игр в профессионально ориентированном обучении студентов юридических вузов иностранному языку и анализируются учебники, которые могут быть полезными для данного аспекта обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role Games in Teaching Foreign Language

The paper deals with the prospects of introducing role games in professional legal language training. Textbooks that can be used are analysed.

Текст научной работы на тему «Ролевые игры в обучении иностранному языку»

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Г.А. Родионова

Кафедра иностранных языков юридического факультета Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В сообщении рассматриваются перспективы использования ролевых игр в профессионально ориентированном обучении студентов юридических вузов иностранному языку и анализируются учебники, которые могут быть полезньми для данного аспекта обучения.

Современный этап преподавания иностранных языков в вузе характеризуется повышением интереса к профессионально ориентированному обучению. Подобный подход определяется возросшими требованиями к процессу и результатам изучения языка со стороны самих слушателей (студентов), которые рассматривают знание иностранного языка как составляющую своей профессиональной компетенции.

Студенты юридических факультетов в данном случае — не исключение. Успех профессиональной деятельности юриста часто зависит в том числе и от знания иностранного языка, которое необходимо при взаимодействии с зарубежными партнерами, коллегами, а также для детального ознакомления и подготовки различных документов.

Будущим юристам необходимо уметь осуществлять все формы речевой деятельности (аудирование и говорение, чтение и письмо). Предметом особого внимания является овладение навыками различных видов письменного перевода.

Однако не менее важна способность будущего юриста грамотно излагать свои мысли в устной форме, реагировать на реплики партнера и коллег в диалоге (полилоге), вести телефонные беседы и переговоры, проводить презентации и обсуждать сугубо профессиональные вопросы на иностранном языке. Все эти разновидности общения являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности сотрудников компаний и офисов, включая и специалистов, занимающихся правовыми аспектами деятельности компании.

Современные учебники, в том числе и методические разработки, подготовленные специально для юристов, в целом ориентированы на коммуникативную методику обучения.

Мы считаем возможным подчеркнуть, что игровые формы обучения иностранному языку в последние десятилетия активно используются в профессионально ориентированной языковой подготовке будущих специалистов (речь идет прежде всего о студентах экономических специальностей). Однако представляется возможным включить подобные задания и в формат аудиторной работы будущих юристов.

Отметим, что игровые формы обучения завоевывают все большую популярность, так как позволяют студентом осваивать иноязычную коммуникативную культуру поведения, «пробуя» себя в различных социальных статусах и в разнообразных профессиональных ролях.

В настоящем сообщении представлены краткие рекомендации по последовательному включению игровых форм обучения в практику преподавания английско-

го языка студентам-юристам на различных этапах освоения иностранного языка.

Так, в рамках этапов обучения elementary-intermediate преподаватель может использовать для аудиторной работы следующие учебные материалы:

— Business Communication Games with Photocopiable Game Sheets. Авторы — Анджела ЛЛойд и Анна Приер (Oxford University Press, 1996, 2001)

— Professional English Law. Автор — Ник Бригер (Penguin English, 2002)

— Английский язык для юристов Justice and the Law in Britain. Автор — С.Д. Комаровская (Москва, «Университет», 2002 и последующие издания).

На первом этапе рекомендуются игры, предложенные Анджелой Ллойд и Анной Приер. Данные игры подобраны в соответсвии с усложнением лексико-грамматического материала на завершающем этапе курса elementary и на этапе preintermediate.

Сначала авторы предлагают игры, направленные на освоение деловой лексики и общепринятых грамматических конструкций, затрагивают общие проблемы межличностных взаимоотношений на работе и развитие навыков официально-делового общения (см., например, темы игр: I’ve got a solution, What’s your position, Find the colleague who, How to get the job).

Традиционным успехом в аудиторной работе пользуются игровые формы освоения речевого этикета телефонных переговоров, публичных выступлений и т.д. (Hold the line, please! Please, take the floor)

Следующим этапом развития навыков профессиональной коммуникации могут стать элементы деловых игр (A company profile, Business appointments, etc.).

Несомненный интерес студентов-юристов вызывают игровые ситуации, которые непосредственно связаны с их будущей профессией. Для их разработки можно использовать пособие Professional English Law. Автор — Ник Бригер. (Penguin English, 2002). Пособие компактно по объему и насыщено профессиональными лексико-грамматическими конструкциями по различным отраслям права (контрактное право, трудовое право, уголовное право, гражданское право, проблемы правового регулирования деятельности компании, арбитраж, международное право). Часть тем уже представлено в форме ситуативных игр. Остальные материалы легко трансформируются в игровые задания и позволяют студентам активно осваивать профессиональную терминологию и обсуждать профессиональные проблемы в динамичной форме. Данное пособие рекомендуется для организации ролевых игр при переходе на средний этап обучения (preintermediate-intermediate).

На продвинутом этапе обучения в качестве основы для ролевых игр может быть использован учебник С.Д. Комаровской «Английский язык для юристов — Justice and the Law in Britain» (Москва, «Университет», 2002). В каждом разделе учебника представлена игра, основная цель которой — развитие творческих навыков обучаемых по предлагаемому сценарию с опорой на рисунок. При этом предполагается, что участники игры не ограничиваются только текстом сценария, а развивают и дополняют свои роли, предлагают свои версии с опорой на правовые документы. Среди тем ролевых игр рассматриваются типичные ситуации, с которыми часто сталкивается практикующий юрист в Англии (Detention of a suspect in the robbery, A child died in a car crush, etc.).

В этой связи следует подчеркнуть, что также необходимо готовить материал для ролевых игр, связанных с правовым регулированием поведения граждан и юридических лиц в Российской федерации, привлекая реалии, хорошо знакомые сту дентам. Основой создания подобных игр могут стать материалы в периодической печати, публикации в специальных юридических (периодических, в том числе) изданиях.

В заключение отметим, что на современном этапе профессионально ориентированного обучения ролевые игры являются перспективной формой развития навыков коммуникации в профессиональной среде, способствуют индивидуализации обучения и развитию творческого подхода к изучению иностранного языка, тем

самым повышая мотивацию студентов. Подготовка студентов — юристов требует создания специальных методических комплексов для систематического и последовательного внедрения ролевых игр в формат аудиторных занятий.

ROLE GAMES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE

G.A. Rodionova

The Department of Foreign Languages Russian Peoples’ Friendship University MiJdukho-Maklaya str., 6, 117198 Moscow, Russia

The paper deals with the prospects of introducing role games in professional legal language training. Textbooks that can be used are analysed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.