Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-890-893
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Исмигуль Нусратовна Алибоева
Студентка Каршинского государственного университета
Дилором Джалилова
Научный руководитель: Преподаватель педагогического института Каршинского государственного университета
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается система работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников использованием ролевой игры
Ключевые слова: Коммуникация, младший школьный возраст, общение, игры, эффективность, мотивация, деятельность, ролевые игры.
ВВЕДЕНИЕ
Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в роли сопереживания и взаимного понимания друг друга. Общение - это форма деятельности, оно осуществляется между людьми. Благодаря общению мы познаем мир. Под общением мы понимаем вхождения в общество, деятельность, личности. Человек лишенный общения никогда не станет личностью. Общение регулирует совместную деятельность личности. Прагматичный Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Младший школьный возраст - ключ к успешной деятельности, развития будущей жизни ребенка. Этому способствует коммуникативная компетенция. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения, поэтому нам нужен таких ключевых понятий как «коммуникация» и «общение». Коммуникация это - обмен информацией, контакт, общение человека. И поэтому коммуникация является неотъемлемой частью жизни современного мира и современного общества в целом. Я отвечу, что коммуникация - это то, что помогает поддерживать общение, взаимоотношения с кем либо, чтобы заводить знакомства, узнавать
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-890-893
что то новое, передавать информацию, либо делиться ею, чтобы узнавать новое и многое другое. Не обеспечивая себе коммуникацию, не было бы никаких новостей, предметов преподавания. Как ни были важны чувства, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. "Величайшая угроза коммуникации — не различие, а единообразие. Коммуникация прекращается, когда одно существо не отличается от другого: когда нет ничего, чему можно удивляться, нет и новой информации для обмена". Умение младших школьников к речевому общению способствует использование коммуникативных упражнений, игровых заданий. Положительное влияние оказывает на личность, работа различных речевых видовых игр с групповой деятельностью. Формирование речевого общения ребёнка игры развивают и дают результат успешному коллективному мышлению. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми и младшими в целях воспитания школьников, Игра дает детям опыт речевого мышления, обогащает свой запас общения. Остановимся на ролевых играх, потому что они характеризуют определенную роль и выполняют действия в воображаемой ситуации. Для некоторых сюжетно-ролевых игр с детьми потребуют игрушки, например, куклы. Описанная ниже детская сюжетно-ролевая игра тренирует различные навыки, в том числе навык держать в руках посуду и столовые приборы.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Предложите малышу поиграть в куклы. Пусть кроха угостит их обедом. Поставьте перед ребенком игрушечную посуду или настоящую, но пластиковую, маленького размера - блюдце, чашечку, ложечку. Пусть кроха тренируется, как правильно взять в руки ложку, «набрать» с тарелки «кашу» и «покормить» куклу. Изменив голос, «скажите» за куклу: «Саша, я хочу кушать. Покорми меня, пожалуйста!» Теперь отдайте ложку ребенку и приговаривайте: «Вкусная кашка! Саша кормит куклу Свету! Света поела, она улыбается! Давай вытрем ей ротик салфеткой». Из чашечки малыш может напоить куклу, а вы «говорите» за нее: «Спасибо, Сашенька, очень вкусно!»
Играя в такую сюжетную игру с детьми, с куклой можно «погулять», «потанцевать», «покупать», «уложить ее спать», то есть выполнять обычные действия, к которым привык ребенок. Только здесь он выступает в роли
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-890-893
«родителя». Потом можно поиграть с зайчиком, котиком, мишкой - их тоже надо кормить и укладывать спать, купать и прогуливать. В таких играх кроха обучается элементарным навыкам: умываться, пить из чашки, вытирать руки, укрывать куклу одеяльцем и тому подобное. В этой сюжетной игре происходит развитие детской эмоциональности, ведь вы показывается чувства: кукла «упала» - пожалейте, утешьте; куколка «засыпает» - спойте песенку, говорите шепотом, чтобы не «разбудить», и так далее. Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям переживать совершенно обычные жизненные ситуации, способствуют овладению речью, ведь игрушки «разговаривают» с его помощью. Кроме того, ваш малыш легко запоминает в игре и учится употреблять «вежливые» слова: спасибо, пожалуйста, приятного аппетита, спокойной ночи. В этой игре дети помогают друг другу, учатся достойно проигрывать, и формируется речевая деятельность. "Необходимо учиться видеть достоинство предлагаемых методов и учиться отвергать не самого человека, а лишь определенные аспекты его взглядов, которые вам не нужны".
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Общение выполняет одну из главных ролей в жизни людей. Без коммуникации мы не можем преподавать уроки и почти каждый день мы с кем-то встречаемся, делимся информацией, рассказываем друг другу интересные новости. В нашем мире общение играет очень важную роль. Без него любому человеку будет сложно в нашей жизни. Каждой профессии нужно общение и оно помогает всем нам не замыкаться на своих проблемах, а решать их. Общение способно менять настроение человека. Важной частью воспитания и развития дошкольников является формирование у них навыков грамотной речи и уверенного общения, с ним играть интересные игры чтобы интересовать ребёнку. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, -он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель»-говорил Л. Н. Толстой. Такие слова заставляют очень гордиться, и отношение к учебе возрастает и учитель выявляет у детей потенциальные возможности и интересы, который помогут им в этом реализации. Педагог читает с ребятами детскую литературу и сказку,
Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 892 www.ares.uz
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-890-893
разучивает считалки и эмоциональные стихотворения, загадывает загадки. В комплексе всё это является инструментами развития у детей навыков общения и воспитания основ речевой культуры. Образование является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самое главное, чтобы взрослый не игнорировал вопросы детей, не ограничивался короткими ответами, чтобы интересы и потребности детей не остались незамеченными. Ему требуется уважительный подход к его интересам, желаниям, действиям и вопросам. В этом жизни общение имеет большое значение. Разработанный комплекс занятий с использованием игровой деятельности способствует эффективному развитию коммуникативных умений младших школьников.
REFERENCES
1. Белобрыкина О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия, 1998. - 310 с.
2. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: Исследовательский центр семьи и детства, 1996. - 52 с.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
5. Коломинский Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 189 с.
6. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников / Г.П. Лаврентьева. -Киев: Радянська школа, 1996. - 310 с.