Научная статья на тему 'РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

381
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коммуникация / младший школьный возраст / общение / игры / эффективность / мотивация / деятельность / ролевые игры.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмигуль Нусратовна Алибоева, Дилором Джалилова

В статье рассматривается система работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников использованием ролевой игры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-890-893

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исмигуль Нусратовна Алибоева

Студентка Каршинского государственного университета

Дилором Джалилова

Научный руководитель: Преподаватель педагогического института Каршинского государственного университета

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается система работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников использованием ролевой игры

Ключевые слова: Коммуникация, младший школьный возраст, общение, игры, эффективность, мотивация, деятельность, ролевые игры.

ВВЕДЕНИЕ

Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в роли сопереживания и взаимного понимания друг друга. Общение - это форма деятельности, оно осуществляется между людьми. Благодаря общению мы познаем мир. Под общением мы понимаем вхождения в общество, деятельность, личности. Человек лишенный общения никогда не станет личностью. Общение регулирует совместную деятельность личности. Прагматичный Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Младший школьный возраст - ключ к успешной деятельности, развития будущей жизни ребенка. Этому способствует коммуникативная компетенция. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения, поэтому нам нужен таких ключевых понятий как «коммуникация» и «общение». Коммуникация это - обмен информацией, контакт, общение человека. И поэтому коммуникация является неотъемлемой частью жизни современного мира и современного общества в целом. Я отвечу, что коммуникация - это то, что помогает поддерживать общение, взаимоотношения с кем либо, чтобы заводить знакомства, узнавать

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-890-893

что то новое, передавать информацию, либо делиться ею, чтобы узнавать новое и многое другое. Не обеспечивая себе коммуникацию, не было бы никаких новостей, предметов преподавания. Как ни были важны чувства, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. "Величайшая угроза коммуникации — не различие, а единообразие. Коммуникация прекращается, когда одно существо не отличается от другого: когда нет ничего, чему можно удивляться, нет и новой информации для обмена". Умение младших школьников к речевому общению способствует использование коммуникативных упражнений, игровых заданий. Положительное влияние оказывает на личность, работа различных речевых видовых игр с групповой деятельностью. Формирование речевого общения ребёнка игры развивают и дают результат успешному коллективному мышлению. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми и младшими в целях воспитания школьников, Игра дает детям опыт речевого мышления, обогащает свой запас общения. Остановимся на ролевых играх, потому что они характеризуют определенную роль и выполняют действия в воображаемой ситуации. Для некоторых сюжетно-ролевых игр с детьми потребуют игрушки, например, куклы. Описанная ниже детская сюжетно-ролевая игра тренирует различные навыки, в том числе навык держать в руках посуду и столовые приборы.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Предложите малышу поиграть в куклы. Пусть кроха угостит их обедом. Поставьте перед ребенком игрушечную посуду или настоящую, но пластиковую, маленького размера - блюдце, чашечку, ложечку. Пусть кроха тренируется, как правильно взять в руки ложку, «набрать» с тарелки «кашу» и «покормить» куклу. Изменив голос, «скажите» за куклу: «Саша, я хочу кушать. Покорми меня, пожалуйста!» Теперь отдайте ложку ребенку и приговаривайте: «Вкусная кашка! Саша кормит куклу Свету! Света поела, она улыбается! Давай вытрем ей ротик салфеткой». Из чашечки малыш может напоить куклу, а вы «говорите» за нее: «Спасибо, Сашенька, очень вкусно!»

Играя в такую сюжетную игру с детьми, с куклой можно «погулять», «потанцевать», «покупать», «уложить ее спать», то есть выполнять обычные действия, к которым привык ребенок. Только здесь он выступает в роли

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-890-893

«родителя». Потом можно поиграть с зайчиком, котиком, мишкой - их тоже надо кормить и укладывать спать, купать и прогуливать. В таких играх кроха обучается элементарным навыкам: умываться, пить из чашки, вытирать руки, укрывать куклу одеяльцем и тому подобное. В этой сюжетной игре происходит развитие детской эмоциональности, ведь вы показывается чувства: кукла «упала» - пожалейте, утешьте; куколка «засыпает» - спойте песенку, говорите шепотом, чтобы не «разбудить», и так далее. Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям переживать совершенно обычные жизненные ситуации, способствуют овладению речью, ведь игрушки «разговаривают» с его помощью. Кроме того, ваш малыш легко запоминает в игре и учится употреблять «вежливые» слова: спасибо, пожалуйста, приятного аппетита, спокойной ночи. В этой игре дети помогают друг другу, учатся достойно проигрывать, и формируется речевая деятельность. "Необходимо учиться видеть достоинство предлагаемых методов и учиться отвергать не самого человека, а лишь определенные аспекты его взглядов, которые вам не нужны".

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Общение выполняет одну из главных ролей в жизни людей. Без коммуникации мы не можем преподавать уроки и почти каждый день мы с кем-то встречаемся, делимся информацией, рассказываем друг другу интересные новости. В нашем мире общение играет очень важную роль. Без него любому человеку будет сложно в нашей жизни. Каждой профессии нужно общение и оно помогает всем нам не замыкаться на своих проблемах, а решать их. Общение способно менять настроение человека. Важной частью воспитания и развития дошкольников является формирование у них навыков грамотной речи и уверенного общения, с ним играть интересные игры чтобы интересовать ребёнку. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, -он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель»-говорил Л. Н. Толстой. Такие слова заставляют очень гордиться, и отношение к учебе возрастает и учитель выявляет у детей потенциальные возможности и интересы, который помогут им в этом реализации. Педагог читает с ребятами детскую литературу и сказку,

Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 892 www.ares.uz

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-890-893

разучивает считалки и эмоциональные стихотворения, загадывает загадки. В комплексе всё это является инструментами развития у детей навыков общения и воспитания основ речевой культуры. Образование является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самое главное, чтобы взрослый не игнорировал вопросы детей, не ограничивался короткими ответами, чтобы интересы и потребности детей не остались незамеченными. Ему требуется уважительный подход к его интересам, желаниям, действиям и вопросам. В этом жизни общение имеет большое значение. Разработанный комплекс занятий с использованием игровой деятельности способствует эффективному развитию коммуникативных умений младших школьников.

REFERENCES

1. Белобрыкина О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия, 1998. - 310 с.

2. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: Исследовательский центр семьи и детства, 1996. - 52 с.

4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

5. Коломинский Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 189 с.

6. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников / Г.П. Лаврентьева. -Киев: Радянська школа, 1996. - 310 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.