проявляется личность, не ощущается отношения к высказываемому. У заикающихся, несмотря на значительные личностные различия, вариабельность интонационного рисунка крайне мала. Их речь имеет весьма ограниченный подтекст [4, с. 54].
Заканчивая характеристику особенностей просодики заикающихся, отметим, что наиболее серьезные нарушения в этой области имеют место при тяжелом заикании, протекающем на резидуально органическом фоне. Скудность словарного запаса чаще всего коррелирует с бедностью интонационного словаря. Это наблюдается у детей, страдающих общим недоразвитием речи, и еще более усугубляется, если на этом фоне возникает заикание.
Более тяжелые нарушения интонационной стороны речи отмечаются у заикающихся, которые воспитывались в неблагоприятной микросоциальной среде. Напротив, там, где речь ребенка формировалась на правильных речевых образцах, где дети жили в обстановке добра и любви, слушали музыку, их интонационные возможности стали богаче и способность интонировать сохранилась в более значительной степени, несмотря на заикание.
Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик.
Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что при преодолении заикания работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом, поскольку именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Список использованной литературы:
1. Белякова, Л.И. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, -Вопросы психологии. № 3, 1993. - 94 с.
2. Горелик, Я.М. Родителям о заикании. / Я.М. Горелик, - М.: ИРИА Маренго Интернейшнл принт, 2002. - 81 с.
3. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, - М.: ВЛАДОС, 2003. - 159 с.
4. Селиверстов, В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. / В.И. Селиверстов, - М.: 1994. - 67с.
© Андриевская Л.А., Ибрагимова О.К., 2015
УДК 377.5
Д.В. Иванова, преподаватель Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),
г. Челябинск, Российская федерация
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
Важной тенденцией в современном образовании, наряду с усилением ориентации на формирование компетентностей, становится наблюдение преподавателем за достижениями/прогрессами обучающихся по дисциплине, а так же отслеживание и фиксация динамики собственных образовательных достижений самими студентами.
Ключевые слова
Ролевая игра, мониторинг, иностранный язык.
Организация регулярного мониторинга процесса обучения и фиксация динамики результатов, поможет
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
преподавателю составить представление о том, как двигается каждый обучающийся по пути усвоения знаний, и как происходит развитие его компетенций, для дальнейшей корректировки образовательного маршрута каждого обучающегося. В связи с этим многие преподаватели задают себе ряд вопросов: «Как определить качество развития обучающихся?», «С помощью каких средств и методов проводить мониторинг качественных изменений?», «Что делает обучающийся для того, чтобы усвоить эти полезные для себя знания, умения и компетенции?».
Как показывает практика, обучающийся может усвоить все это в процессе ролевой игры, в основе которой лежит модель некой реальной деятельности, что обеспечивает личностную познавательную активность студентов. Ролевая игра формирует и развивает речевые навыки (в первую очередь идет упор на монологическую и диалогическую речь), а также обеспечивает возможность обучающихся принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих; развивает память и воображение, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность [1].
Какие цели преследует ролевая игра?
1. Создание таких условий, в которых обучающиеся смогут продемонстрировать уровень знаний, умений и компетенций по выбранной теме.
2. Формирование умения применять полученные знания в жизни через игровую деятельность.
3. Оценку преподавателем и самооценку обучающимися сформированности общеучебных навыков.
4. Наблюдение обучающихся за деятельностью друг друга, через усвоение речевых ситуаций.
5. Развитие у студентов творческих способностей через воплощение в роли.
6. Согласование своих действий в коллективе, команде.
В ходе сравнительного анализа занятий различного вида можно выделить ряд преимуществ ролевой игры как одного из средств мониторинга индивидуальных прогрессов обучающихся.
1. Ролевая игра решает важную проблему психологической комфортности обучающихся при оценивании, что проявляется в формировании положительных мотивов учения, готовности к самоконтролю, к самооценке. Игра снимает страх, который присутствует при выполнении контрольных работ, снижает уровень нервозности, повышает активность студентов.
2. Игра обеспечивает всестороннюю оценку достижений/прогрессов всеми участниками образовательного процесса, используя различные формы контроля: а) самоконтроль - обучающийся, участвуя в игре, понимает, насколько он легко вживается в роль, владеет знаниями, умениями, компетенциями, необходимыми для участия в игре; б) взаимоконтроль, так как это групповая работа, то каждый может оценить вклад каждого из участников в сюжетно-ролевую игру; в) контроль преподавателя, как эксперта по предмету, который анализирует выступление каждого студента и группы в целом, направляет ход игры.
3. Ролевая игра позволяет проверить не только уровень усвоения знаний, умений, но и уровень сформированности компетентностей, таких как: оценка эффективности и качества выполненных задач; применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; работа в коллективе и в команде.
4. Ролевая игра обеспечивает высокую степень дифференциации обучения. Большая роль выпадает на долю преподавателя, который с учетом индивидуальных особенностей, таких как: характер, темперамент, организованность, дисциплинированность, волю, состояние здоровья, распределяет роли между студентами.
5. Ролевая игра подразумевает не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что дает возможность каждому обучаемому максимально эффективно и с пользой утилизировать учебное время.
6. Ролевая игра позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне благодаря многообразию форм: презентация, интервью, заочное путешествие, пресс-конференция, круглый стол, телемост, туристическая поездка и т.д.
Приведем пример ролевой игры: «Тур - три столицы: Лондон, Вашингтон, Москва» по дисциплине «Иностранный язык» по специальности 43.02.10. «Туризм».
Цели ролевой игры:
1. Оценить уровень сформированности знаний, умений, общих и профессиональных компетенций.
2. Сформировать способность объективно оценивать персональные образовательные достижения.
3. Проектировать корректирующие действия для повышения уровня образовательных результатов. Ролевая игра состоит из следующих этапов:
1. Организационный момент (фонетическая зарядка). Обучающимся предлагается заполнить кластер, каким видом транспорта можно путешествовать. (I can travel by car/by ship/by plane/by train/by bike/by bus/)
2. Актуализация опорных знаний. Обучающиеся проходят компетентностно-ориентированное тестирование, целью которого является выявление уровня усвоения знаний: лексических единиц (название достопримечательностей) и лингвострановедческой и социокультурной информации. По результатам тестирования определяется готовность обучающихся к туру по столицам.
Примеры тестовых заданий. Выберите верный вариант ответа из предложенных:
1. Big Ben is ...
a) a radio tone;
b) a famous clock;
c) a famous church.
2. Buckingham Palace is.
a) a home of Royal Family;
b) a place of interest;
c) a fine cathedral.
3. Westminster Abbey is a large.
a) cathedral;
b) palace;
c) church.
4. The Tower of London was.
a) a prison, a church and a cathedral;
b) a fortress , a prison, a palace;
c) a tower, a prison and a palace.
5. Ravens must live in.
a) Westminster Abbey;
b)The Tower of London;
c) Tower Bridge.
6. St. Paul's Cathedral was built in 17th century by:
a) William the Conqueror;
b) Christopher Wren;
c) Edward the Confessor.
7. The Capitol is... :
a) the seat of the American Congress;
b) the official residence of the US President;
c) the largest library in the States.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070 8. The White House is ...:
a) the seat of the British Parliament;
b) the seat of the National Academy of Science;
c) the official residence the US President.
Соотнесите название достопримечательности с определением, подобрав к каждой цифре соответствующую букву:
l.The Thames a) the seat of the British Parliament.
2.Pentagon b) a museum now. It was a castle built by William the Conqueror.
3.Buckingham Palace c) one of the most famous picture galleries in the world.
4.Trafalgar Square d) a royal church.
5.Westminster Abbey e) the river on which London stands.
6.National Gallery f) the central London's square.
7.The Tower of London g) Queen's home.
8 .The Houses of Parliament h)the residence of the US Military department
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим из приведенного ниже списка. Каждое слово может быть использовано только один раз?
For a long time The Tower of London_a fortress, a prison, and a palace. Many queens and kings_there.
In the Tower you_see the famous Beefeaters and ravens. The legend says: « Only so long as the ravens_, will
the White Tower_» .The raven master is a person who_them food.
a)was; b) stay; c) stand; d) can; e) lived; f) gives.
3. Применение знаний и умений на практике. Прежде чем отправиться в путешествие по Лондону, Вашингтону, Москве обучающиеся бронируют билеты на самолет, поезд, автобус (работа в парах: кассир -покупатель).
Полезные фразы-клише при составлении диалогов:
One ticket to..., please Один билет до..., пожалуйста
I would like to buy/reserve/book a ticket to... Я бы хотел зарезервировать билет до...
Single ticket/round ticket Билет в одну сторону/билет туда и обратно
What class would you prefer? First/second/economy Какой класс вы предпочитаете? Первый/второй, эконом класс
How long does it take the train to get to...? Сколько (по времени) поезд идет до.. ?
How long does it take the plane to get to...? Сколько (по времени)самолет летит до.. ?
How long does it take the bus to get to...? Сколько(по времени) автобус идет до.. ?
It takes 5 hours to get to... 5 часов до...
How much does the ticket cost? Сколько стоит билет ?
The ticket costs... Билет стоит...
4. Выявление уровня сформированности общих компетенций.
Гиды и переводчики команд защищают презентации и представляют туристический маршрут по достопримечательностям Лондона, Вашингтона, Москвы. По окончании выступления гидов туристы задают им вопросы, представляют кластеры по достопримечательностям Лондона, Вашингтона, Москвы (допустимый уровень).
5. Подведение итогов. Заполнение диагностической карты динамики персональных образовательных достижений студента. Проектирование корректирующих действий для повышения уровня образовательных достижений.
В заключении следует отметить, что проведение занятий в форме ролевой игры на практике помогает организовывать контроль образовательных достижений обучающихся в рамках мониторинга индивидуальных прогрессов студентов. При этом все задания должны быть ориентированы на отработку фонетического и лексико-грамматического материала, а также на навыки общения на английском языке с учетом дифференцированного подхода.
Таким образом, ролевая игра - это не только активный метод обучения, но и эффективное средство
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
мониторинга, которое приближает учебный процесс к условиям реальной деятельности и способствует развитию навыка работы в команде, формирует коммуникативную компетентность, способствует преодолению психологического и лингвокультурного барьеров, стимулирует речемыслительную активность обучающихся.
Список использованной литературы: 1. Гаврилова, О.В. Ролевая игра в обучении иностранных языков [Текст]/ О. Гаврилова// English, 2008. - №1. - С. 7 - 8.
© Иванова Д.В., 2015
УДК 371.388.6
Д.М. Каирова
Учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «СОШ «58» г. Астрахань, Российская Федерация
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В данной статье содержится информация о том, как в условиях Федерального государственного стандарта подготовить детей к проектно -исследовательской деятельности. Наиболее важно при работе над проектом доказать детям, что окружающий мир это лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Ключевые слова
Федеральные государственные стандарты, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты1 образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Задача учителя при работе над выбранной темой - доказать детям, что окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. При работе над проектом учитель должен не только вооружить учащихся определенным набором знаний и навыков, но и помочь каждому ребенку в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, реализовать творческий потенциал. Учитель должен заинтересовать ребенка, превратить непростой процесс изучения выбранной темы в увлекательное и значимое занятие. В ходе работы ребенок учится добывать знания, а не принимать их в готовом виде. Учитель ставит проблемные вопросы, для решения которых учащемуся необходимо применить учебные умения в необычной ситуации, найти нестандартные решения, чаще всего не в книге и не в школе. Каждый вывод, каждое открытие - это результат поиска, творчества и труда. Такие занятия не могут быть ежедневными, потому что при их подготовке и организации от учителя и ученика требуется гораздо больше интеллектуальных, моральных и физических усилий, чем при подготовке обычного урока.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые: формируют активную,
■'Приказ Министерства образованияи науки Российской Федерацииот 6 октября 2009 г. № 373