Научная статья на тему 'Ролевая игра как эффективный метод коррекции эмоциональной напряженности в подростковом возрасте'

Ролевая игра как эффективный метод коррекции эмоциональной напряженности в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ПОДРОСТОК / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / ROLE GAME / THE TEENAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погожева О. В.

Описано исследование эффективности применения ролевой игры при коррекции эмоциональной напряженности в подростковом возрасте, представлены результаты собственного опытно-экспериментального психологического исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE GAME AS THE EFFECTIVE METHOD OF CORRECTION OF EMOTIONAL INTENSITY AT TEENAGE AGE

In article research of efficiency of application of role game at correction of emotional intensity at teenage age is described; results of own skilled-experimental psychological research are presented

Текст научной работы на тему «Ролевая игра как эффективный метод коррекции эмоциональной напряженности в подростковом возрасте»

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

О.В. ПОГОЖЕВА,

кандидат юридических наук, доцент Ставропольского государственного университета 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

pogozheva @yandex. ru

Аннотация. Описано исследование эффективности применения ролевой игры при коррекции эмоциональной напряженности в подростковом возрасте, представлены результаты собственного опытно-экспериментального психологического исследования. Ключевые слова: психологическая коррекция, ролевая игра, подросток.

ROLE GAME AS THE EFFECTIVE METHOD OF CORRECTION OF EMOTIONAL INTENSITY AT TEENAGE AGE

O.V. POGOZHEVA,

the candidate of jurisprudence, the senior lecturer the Stavropol state university

The summary. In article research of efficiency of application of role game at correction of emotional intensity at teenage age is described; results of own skilled-experimental psychological research are presented. Key words: psychological correction, role game, the teenager.

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с эмоциональным напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки усиливают это напряжение. Человеческая психика очень ранима, а отрицательных воздействий на психику в течение жизни человека множество, начиная от мелких огорчений и обид, связанных с семейными взаимоотношениями, и до тяжелых личностных потрясений и трагедий.

Помимо отрицательных личных переживаний, которые приходится испытывать каждому человеку, негативное влияние на психику оказывает непрерывный, стремительно возрастающий поток информации, связанный с научно-техническим прогрессом. Сохранение душевного равновесия — важная предпосылка для нормальной жизнедеятельности человека и достаточной продуктивности его работы. Для приспособления к быстро изменяющимся условиям информационно перегруженного мира необходим достаточный резерв душевных сил.

Подростковый возраст, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и

создает множество проблем. Проблема снятия эмоционального напряжения в подростковом возрасте, несомненно, стоит того, чтобы заняться ею всерьез, и в ее решении могут оказать огромную помощь ролевые игры.

Понятие «игра» знакомо каждому человеку. Оно обладает столь многогранным смыслом, что единого определения игры не существует. Ролевая игра живого действия — это вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. То, как будут развиваться события, зависит именно от действий игроков. Сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведет себя, как хочет, играя за своего персонажа [2, с. 4].

Первым этапом экспериментально-психологического исследования применения ролевой игры в качестве метода коррекции эмоциональной напряженности в подростковом возрасте с точки зрения психотипологического подхода в исследовании являлось определение уровня тревожности, агрессивности и невротизации испытуемых до проведения серии ролевых игр.

Согласно результатам исследования уровня не-вротизации испытуемых с помощью личностного

опросника Г. Айзенка-EPI [1] 67% испытуемых имеют очень высокий уровень невротической тревожности, что свидетельствует об их чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. 26% испытуемых имеют средние показатели по шкале, что свидетельствует об их эмоциональной устойчивости, характеризующейся зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. 7% испытуемых имеют дефицит базальной тревожности. Средний показатель невротической тревожности по выборке равен 16.

С помощью методики измерения уровня тревожности Д. Тейлора («Шкала Т») до проведения серии ролевых игр были выявлены следующие показатели тревожности испытуемых: 77% имеют высокий уровень тревожности, 20 — средний и 3% — низкий. Средний показатель тревожности по выборке равен 26.

Согласно результатам исследования, полученным с помощью методики диагностики агрессивности Басса-Дарки, по шкале «Физическая агрессия» 57% испытуемых имеют высокие показатели, что свидетельствует об их склонности к использованию физической силы против другого лица, 36 — средние показатели, 7% — низкий уровень физической агрессии.

С помощью методики диагностики уровня невро-тизации Л.И. Вассермана до проведения серии ролевых игр были получены следующие результаты: у 63% испытуемых был выявлен высокий уровень не-вротизации, что свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости испытуемых, в результате чего появляются негативные переживания — тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность, безынициативность, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний; оставшиеся 37% имеют низкий уровень невротизации, что говорит об их эмоциональной устойчивости. Средний показатель невроти-зации по выборке равен 21,4.

У испытуемых до проведения серии ролевых игр наибольшие показатели наблюдаются по шкалам «Невротическая тревожность», «Вербальная агрессия», «Невротизация» и «Тревожность».

В исследовании применялся психотипологический подход, поэтому для разделения испытуемых на основные психотипы (циклоиды, шизоиды, истероиды, эпилептоиды) использовался патохарактерологиче-ский диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО). При этом частотное распределение оказалось следующим: циклоидов — 60%, шизоидов — 20, истерои-дов — 10 и эпилептоидов — 10%.

Согласно результатам экспериментально-психологического исследования можно сделать вывод, что большинство испытуемых имеют высокие показатели агрессивности, тревожности и невротизации, что свидетельствует о достаточно высоком уровне эмоциональной напряженности у этих испытуемых. Наиболее высокий уровень эмоциональной напряженности был выявлен у испытуемых истероидного психотипа. Меньшая эмоциональная напряженность наблюдается у испытуемых шизоидного психотипа.

Следующим этапом экспериментально-психологического исследования стало проведение серии ролевых игр с целью снижения эмоциональной напряженности испытуемых. Третий этап исследования — это повторное изучение тревожности, агрессивности и невротизации испытуемых после проведения серии ролевых игр.

По шкале «Невротическая тревожность» опросника Г. Айзенка-ЕР1 были получены следующие результаты уровня невротизации: высокий — 13%, средний — 77, 10% — низкий. Средний показатель невротической тревожности по выборке равен 12,4.

По методике измерения уровня тревожности Д. Тейлора («Шкала Т») после проведения серии ролевых игр были получены следующие результаты: у 20% испытуемых был выявлен высокий уровень тревожности, у 70 — средний, 10% — низкий. Средний показатель тревожности по выборке равен 19,8.

В результате повторного исследования с помощью методики диагностики агрессивности Басса-Дарки были получены следующие данные: по шкале «Физическая агрессия» 10% испытуемых имеют высокие показатели, 83 — средние, 7% — низкие показатели физической агрессии. Средний показатель по выборке равен 6,2.

С помощью методики диагностики уровня невро-тизации Л.И. Вассермана после проведения серии ролевых игр у 3% испытуемых был выявлен высокий уровень невротизации и у 97% — низкий. Средний показатель невротизации по выборке равен 17,6. После проведения серии ролевых игр у испытуемых наблюдается заметное снижение показателей по всем представленным шкалам.

Проведем сравнительный анализ результатов, полученных до и после проведения серии ролевых игр, для каждого психотипа.

У испытуемых циклоидного психотипа после проведения серии ролевых игр наибольшее снижение показателей эмоциональной напряженности наблюдается по шкалам «Тревожность», «Невротизация», «Невротическая тревожность» и «Вербальная агрессия». Наименьшая изменчивость показателей эмоциональной напряженности наблюдается по шкале «Подозрительность». У испытуемых после проведения серии ролевых игр наибольшее снижение показателей эмоциональной напряженности наблюдается

по шкалам «Тревожность», «Невротизация», «Невротическая тревожность», «Физическая агрессия», «Негативизм» и «Вербальная агрессия». По шкалам «Косвенная агрессия», «Обида» и «Чувство вины» снижения показателей эмоциональной напряженности у испытуемых не наблюдается.

У испытуемых истероидного психотипа после проведения серии ролевых игр наибольшее снижение показателей эмоциональной напряженности наблюдается по шкалам «Тревожность», «Невротизация», «Невротическая тревожность», «Физическая агрессия», «Негативизм», «Обида» и «Вербальная агрессия». Наименьшая изменчивость показателей эмоциональной напряженности наблюдается по шкалам «Подозрительность» и «Чувство вины».

У испытуемых эпилептоидного психотипа после проведения серии ролевых игр наибольшее снижение показателей эмоциональной напряженности наблюдается по шкалам «Тревожность», «Негативизм»,

«Вербальная агрессия» и «Невротизация». По шкалам «Обида» и «Чувство вины» снижения показателей эмоциональной напряженности не наблюдается.

Особенно заметные тенденции к снижению этих показателей наблюдаются у испытуемых истероидного психотипа. Однако из-за малочисленности испытуемых истероидного психотипа данный вывод нуждается в дополнительных исследованиях. Наименьшая изменчивость показателей наблюдается у испытуемых эпилептоидного психотипа.

Таким образом, ролевые игры могут эффективно использоваться в качестве метода коррекции эмоциональной напряженности в подростковом возрасте.

Литература

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.

2. Воронина Е.Ю., Белоконь О.А. Ролевые игры — что это такое. М., 1997.

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К СПЕЦИАЛИСТАМ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

Е.В. СУББОТИНА,

зам. директора по учебной работе Института туризма и гостеприимства РГУТиСа,

кандидат технических наук, доцент 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

subbotina@itiq.ru.

Аннотация. Требования общего характера позволяют определить основные типичные черты, характеризующие личность и ключевые профессиональные навыки работников туристской индустрии, что позволяет обрисовать общий психологический и профессиональный портрет работника туристской индустрии.

Ключевые слова: туризм, работодатель, специалист, требования, компетенции.

TO THE QUESTION ON PROFESSIONAL REQUIREMENTS TO THE SPECIALISTS OF TOURIST BUSINESS

E.V. SUBBOTINA,

Deputy Director for Academic Affairs of the Institute of Tourism and Hospitality RSUTS,

candidate of technical sciences, dotsent

The summary. Requirements of the general character allow to define the basic typical lines characterising the person and key professional skills of workers of the tourist industry that allows to depict the general psychological and professional portrait of the worker of the tourist industry.

Key words: tourism, the employer, the expert, requirements, the competence.

Показатель занятости работников в сфере туриз- лей — строительства, инфраструктуры и всего сек-

ма — важный индикатор современной инноваци- тора услуг», — отмечает вице-президент Всемирного

онной экономики, поскольку «новые рабочие места совета по туризму и путешествиям (WTTC) Р. Мил-

стимулируют развитие связанных с туризмом отрас- лер. По расчетам WTTC, одно рабочее место в турист-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.