Научная статья на тему 'РОЛЬ ЗНАКА В ФОРМИРОВАНИИ СЕМАНТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ СЕРГЕЯ ДЫКОВА'

РОЛЬ ЗНАКА В ФОРМИРОВАНИИ СЕМАНТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ СЕРГЕЯ ДЫКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ГРАФИКА / СИНКРЕТИЗМ / ЗНАК / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ / СЕМИОТИКА / ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / СЕМАНТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лихацкая Людмила Николаевна

Данное исследование посвящено интерпретации иллюстрации и, в частности, рассмотрению ее возможностей для толкования литературного текста. В сложившейся проблематике изучения иллюстрации актуальность данного исследования оправдана. В статье приводится анализ ряда поэтических произведений из сборника «Стихи» (1992) горноалтайского поэта и художника Сергея Дыкова. Интерес представляет факт иллюстрирования поэтом собственных текстов. В статье рассматриваются изобразительно-выразительные художественные средства, используемые автором при создании стихов и иллюстраций с целью углубленного понимания иллюстрируемого текста. Особое внимание уделяется повторяющимся в разных иллюстрациях лаконичным изображениям, которые функционируют как знак. В поэтическом сборнике С. Дыкова «Стихи» выявляются графические знаки и рассматривается их семантика. Научная новизна работы заключается в определении связи семантики и семиотики, наблюдении за функционированием знака, в выявлении семантики поэтического и иллюстративного образов, созданных одним и тем же автором. В процессе интерпретации графических иллюстративных изображений и определяется роль знака в формировании семантики художественного образа в иллюстрациях. Для решения задач, поставленных в исследовании, используется комплексный подход. Интерпретация иллюстрации предполагает междисциплинарность ввиду взаимодействия двух видов художественного творчества: литературы и изобразительного искусства. В результате сравнительного анализа мы находим, что при иллюстрировании художником собственного поэтического текста происходит развитие темы и обогащение образного содержания стихотворений. Изобразительно-выразительные средства художественной графики вносят определенные нюансы в те смыслы, которые формулируются в поэтическом тексте. В формировании семантики образов в иллюстрации большая роль принадлежит знаку. Эстетический знак присутствует и в поэтическом тексте, и в иллюстрации и выступает как важный элемент структуры художественного образа. Знак в иллюстрациях С. Дыкова демонстрирует специфику передачи художественной информации. Графическое изображение, в частности, знак, акцентирует определенные детали изложения и дополняет смыслы литературного текста. Иллюстрация несет большую смысловую нагрузку и может рассматриваться как самостоятельное графическое произведение с темой, подсказанной литературным поэтическим текстом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC SYMBOLS AND THEIR ROLE IN CONSTRUCTING THE ARTISTIC SEMANTICS OF SERGEI DYKOV’S ILLUSTRATIONS

This article focuses on the ways of interpreting the illustrations for deeper understanding the literary text. The current state of affairs in the study of illustration proves how relevant such research is. The article presents analyses of several poems from the Poems (1992) collection by Sergei Dykov, a poet and artist from the Altai Republic. Sergei Dykov makes illustrations for his poems all by himself, which presents an interesting research case. Seeking for a deeper understanding of Dykov’s works, the article examines graphic and figurative means of expression used by the author in both media. This research pays special attention to minimalist images that are widespread in Dykov’s works and play the function of a symbol. The article tries to break new grounds in the field by identifying the correlation between semantics and semiotics of the symbol and how the symbol functions within the semantics of poetic and graphic images are created by the same author. The role the symbol plays in constructing the semantics of an artistic image in illustrations is revealed through interpreting the said illustrations. Interpreting an illustration is an interdisciplinary endeavor since it involves two types of artistic expression: literature and visual art. This research uses a complex approach. The comparative analysis revealed that when an artist creates a poetic text of his own, the subject and imagery become more detailed. The graphic and figurative means of illustrations add certain nuances to the narratives that exist in the poetic text. The symbol plays an important role in constructing the image semantics in illustration. Aesthetic symbols exist in both, poetic text and illustration, and are important structural elements of an artistic image. In Sergei Dykov’s illustrations, the symbol shows the specifics of how artistic information is conveyed. A graphic image and a symbol in particular highlights certain narrative details and enhances the meanings of a literary text. Illustrations are full of meaning and may be viewed as standalone pieces of graphic art inspired by literary text.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЗНАКА В ФОРМИРОВАНИИ СЕМАНТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ СЕРГЕЯ ДЫКОВА»

УДК 75.036

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-159-167

РОЛЬ ЗНАКА В ФОРМИРОВАНИИ СЕМАНТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ СЕРГЕЯ ДЫКОВА

Лихацкая Людмила Николаевна, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов России, Алтайская краевая организация Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», искусствовед (г. Барнаул, РФ). E-mail: lhart2011@mail.ru

Данное исследование посвящено интерпретации иллюстрации и, в частности, рассмотрению ее возможностей для толкования литературного текста. В сложившейся проблематике изучения иллюстрации актуальность данного исследования оправдана. В статье приводится анализ ряда поэтических произведений из сборника «Стихи» (1992) горноалтайского поэта и художника Сергея Дыкова. Интерес представляет факт иллюстрирования поэтом собственных текстов. В статье рассматриваются изобразительно-выразительные художественные средства, используемые автором при создании стихов и иллюстраций с целью углубленного понимания иллюстрируемого текста.

Особое внимание уделяется повторяющимся в разных иллюстрациях лаконичным изображениям, которые функционируют как знак. В поэтическом сборнике С. Дыкова «Стихи» выявляются графические знаки и рассматривается их семантика. Научная новизна работы заключается в определении связи семантики и семиотики, наблюдении за функционированием знака, в выявлении семантики поэтического и иллюстративного образов, созданных одним и тем же автором.

В процессе интерпретации графических иллюстративных изображений и определяется роль знака в формировании семантики художественного образа в иллюстрациях.

Для решения задач, поставленных в исследовании, используется комплексный подход. Интерпретация иллюстрации предполагает междисциплинарность ввиду взаимодействия двух видов художественного творчества: литературы и изобразительного искусства.

В результате сравнительного анализа мы находим, что при иллюстрировании художником собственного поэтического текста происходит развитие темы и обогащение образного содержания стихотворений. Изобразительно-выразительные средства художественной графики вносят определенные нюансы в те смыслы, которые формулируются в поэтическом тексте. В формировании семантики образов в иллюстрации большая роль принадлежит знаку. Эстетический знак присутствует и в поэтическом тексте, и в иллюстрации и выступает как важный элемент структуры художественного образа. Знак в иллюстрациях С. Дыкова демонстрирует специфику передачи художественной информации. Графическое изображение, в частности, знак, акцентирует определенные детали изложения и дополняет смыслы литературного текста. Иллюстрация несет большую смысловую нагрузку и может рассматриваться как самостоятельное графическое произведение с темой, подсказанной литературным поэтическим текстом.

Ключевые слова: иллюстрация, графика, синкретизм, знак, художественный символ, семиотика, поэтический текст, семантика.

GRAPHIC SYMBOLS AND THEIR ROLE IN CONSTRUCTING THE ARTISTIC SEMANTICS OF SERGEI DYKOV'S ILLUSTRATIONS

Likhatskaya Lyudmila Nikolaevna, PhD in Art History, Member of the Union of Artists of Russia, Member of the Association of Art Historians of Russia, Altai Regional Organization of the All-Russian Creative Public Organization "Union of Artists of Russia", Art Historian (Barnaul, Russian Federation). E-mail: lhart2011@ mail.ru

This article focuses on the ways of interpreting the illustrations for deeper understanding the literary text. The current state of affairs in the study of illustration proves how relevant such research is. The article presents analyses of several poems from the Poems (1992) collection by Sergei Dykov, a poet and artist from the Altai Republic. Sergei Dykov makes illustrations for his poems all by himself, which presents an interesting research case. Seeking for a deeper understanding of Dykov's works, the article examines graphic and figurative means of expression used by the author in both media.

This research pays special attention to minimalist images that are widespread in Dykov's works and play the function of a symbol. The article tries to break new grounds in the field by identifying the correlation between semantics and semiotics of the symbol and how the symbol functions within the semantics of poetic and graphic images are created by the same author.

The role the symbol plays in constructing the semantics of an artistic image in illustrations is revealed through interpreting the said illustrations.

Interpreting an illustration is an interdisciplinary endeavor since it involves two types of artistic expression: literature and visual art. This research uses a complex approach.

The comparative analysis revealed that when an artist creates a poetic text of his own, the subject and imagery become more detailed. The graphic and figurative means of illustrations add certain nuances to the narratives that exist in the poetic text. The symbol plays an important role in constructing the image semantics in illustration. Aesthetic symbols exist in both, poetic text and illustration, and are important structural elements of an artistic image. In Sergei Dykov's illustrations, the symbol shows the specifics of how artistic information is conveyed. A graphic image and a symbol in particular highlights certain narrative details and enhances the meanings of a literary text. Illustrations are full of meaning and may be viewed as standalone pieces of graphic art inspired by literary text.

Keywords: illustration, graphics, syncretism, symbol, artistic symbol, semiotics, poetic text, semantics.

Искусство (особенно искусство современное) характеризуется многообразием художественных тенденций. В связи с этим появляется необходимость новых методов интерпретации произведений искусства. В современном искусствознании требование объективности и глубины интерпретации является фундаментальным: «...остается не проясненным вопрос, когда мы можем достоверно говорить, что произведение искусства интерпретировано с достаточной глубиной и без своеволия и чрезмерной субъективности искусствоведа», - пишет М. Ю. Шишин [21, с. 105]. Приобретает большую актуальность комплексный подход. Данная проблема разрабатывается в трудах М. С. Кагана [10], Т. В. Ильиной [9], В. Н. Лазарева [11], Г. Зельдмайра [8], В. И. Жуковского [6] и др. Один из важнейших аспектов комплексного подхода - философский подход (Г. Зельдмайра [8], В. И. Жуковского [7] М. С. Кагана [10], М. Ю. Шишина [21] и др.). Михаил Юрьевич Шишин, говоря о философском подходе к интерпретации произведения искусства, отмечает: «В аспекте содержания важно понять, прежде всего, систему ценностей художника

и то, как соотносятся эти ценности с высшими ценностями (если, конечно, он их признает), далее, выявить то, как он постигает мир через свое искусство, какие цели ставит в познании мира, и, наконец, какова онтологическая картина мира для художника, и как она воплощается в искусстве» [21, с. 105].

Искусство книги, которое является синтетическим по своей сути, предполагает комплексность подхода в его рассмотрении (Ю. Герчук [4] и др.) Тот факт, что искусство иллюстрации направлено на интерпретацию литературного текста, ставит иллюстрацию на особое место по сравнению с другими средствами книжного оформления и определяет проблематику данного вида искусства. Исследования, связанные с историей оформления и иллюстрирования книги, показывают, что искусство иллюстрации - часто искусство новаторское (Г. И. Вздорнов [3], Д. В. Фомин [19], Е. Б. Адамов [1], М. В. Большаков [2], В. Н. Ляхов [12], А. И. Мажуга [13] и др.). В ряду других проблем исследуется субъективность взгляда художника на содержание литературного образа. При этом выдвигается вопрос о целесо-

образности художественной иллюстрации вообще. Об этом пишут М. А. Чегодаева [20], В. В. Па-хомов [14; 15], О. И. Подобедова [16], М. Феддэг [18], Н. Ратковски [17] и др.

Иллюстрация способствует полноте и глубине раскрытия образного содержания литературного текста. В данной статье мы рассматриваем иллюстративные изображения и поэтические тексты в сборнике «Стихи» (1992) горноалтайского художника Сергея Дыкова, который является автором и стихов, и иллюстраций [6]. В этом издании возможно выявление семантики образной системы иллюстративных графических изображений при сравнении изобразительно-выразительных средств литературы и изобразительного искусства в произведениях одного автора. Графические образы иллюстрации соотносятся с литературными образами. При этом автор в построении художественного образа в иллюстративном изображении большую роль отводит знаку. Художник апеллирует к философским понятиям, выстраивая художественные образы в иллюстрациях к данному поэтическому сборнику.

Сергей Владимирович Дыков - член Союза художников РФ, заслуженный художник РФ, член Союза театральных деятелей РФ. Окончил Новоалтайское государственное художественное училище. Занимается станковой живописью и графикой, иллюстрацией, работает как театральный художник, художник декоративно-прикладного искусства, живет и работает в г. Горно-Алтайске [5, с. 78-79].

Индивидуальная манера этого мастера заключается в выстраивании стилизованного линейного рисунка, в основе которого наблюдение за реальностью. Фантазия, вымысел, ассоциативность -составляющие творческого метода С. Дыкова, воспринявшего в годы ученичества школу реалистической живописи. Графическое и живописное воплощение образов связано со стилизацией, построенной на условности изображения, обобщении и абстрагировании. В формально-пластических поисках художник тяготеет к «сибирской неоархаике». Часто в станковых произведениях и графических иллюстрациях Сергея Владимировича появляются этнографические образы языческой культуры коренных народов Горного Алтая: каменные бабы, археологические артефакты, а также изображения скифов и др. Стилистиче-

ские поиски связаны с изобразительной традицией древних сибирских народов. Однако этот богатый материал этнической культуры дает импульс к разработке современных образов в искусстве. Об этом стиле пишет М. Ю. Шишин, обозначая его термином «метаисторический экспрессионизм»: «...именно так, через полотно истории, порой отталкиваясь от исторического объекта (например, шаманского бубна, каменного изваяния, музейного экспоната), стремятся увидеть бытие предмета в отдаленном прошлом. как бы погружаясь в особую реальность, в особое течение пространства-времени.» [22, с. 114].

В соответствии с современной проблематикой иллюстрирования определим особенности оформления книги С. Дыкова «Стихи». В сборнике присутствует, на наш взгляд, уникальность авторской идеи оформления. Тексты стихов рукописные и визуально представляют собой единое целое с иллюстрацией. Книга имеет ритмичную структуру: на каждой странице повторяющаяся композиция. В верхней части страницы располагается графическое изображение большего размера, чем рисунок, располагающийся ниже текста. Верхний рисунок можно назвать «заставкой», а нижний рисунок похож на виньетку и напоминает знак. Воспроизведенный вручную на каждой странице поэтический текст воспринимается как графическое «пятно». Линеарный рисунок выполнен в технике «тушь». В изображении пересекающихся линий проявляется принцип синкретизма.

Разносторонность художнических интересов способствует развитию каждого жанра и вида искусства, в которых работает С. Дыков. Стихотворения, собранные в книге «Стихи», написаны в силлабо-тонической системе стихосложения. Все темы сборника: вечность, время, история культуры, космос, творчество и др. - перекликаются. В свою очередь, их можно объединить в две большие темы: природа и человек.

Рассмотрим, как тема «природа» раскрывается в стихотворениях «Брожу по ладони зимы» [6, с. 24], «Ночью упал снег» [6, с. 27], «В невзрачной жухлой траве осенней» [6, с. 22], «Тонкий, тонкий месяц» [6, с. 19] и др. Литературный образ строится на основе эстетических переживаний лирического героя: «Брожу по ладони зимы, / По лесам, по горам - без дороги, / Ослепленный снегом, / Оглушенный тишиной, / Задыхаясь ве-

тром и радостью». В иллюстрациях присутствует и сам лирический герой - это намеченная легким очертанием фигура человека. В каждой из иллюстраций эта фигура попадает в иной изобразительный контекст и несет разные смыслы. В литературных средствах - минимализм. Ассоциативные связи вербальных образов в стихах и графических образов в иллюстрациях очевидны. Пейзаж как бы «рисуется» автором на вербальном уровне, точно так же, как и графическое изображение. Несмотря на то что пейзажный образ описан фрагментарно, метафора графического изображения берется уже из литературного текста: «ладонь зимы» - это заснеженное поле. Итак, перед внутренним взором читателя предстает бескрайнее снежное пространство и маленькая фигурка человека, присутствие которого обозначено глаголом «брожу». В иллюстрации «ладонь зимы» изображается плавной кривой линией, как бы выявляющей очертания сугроба. Художник подчеркивает соотношение согбенной маленькой фигурки человека с бескрайним заснеженным пространством. Литературная немногословность и фрагментарность переходят в стилистику графики. Последняя строчка звучит как кульминация эстетических переживаний лирического героя: «Оглушенный тишиной, / Задыхаясь ветром и радостью». На графическом уровне этой кульминационной части соответствует изображение засохшей былинки, торчащей из сугроба. Образ, возникающий в графике рисунка, подготавливает следующий этап восприятия синтетического произведения, включающего верхнее и нижнее изображения и графику воспроизведения литературного текста. Лаконичное нижнее изображение содержит графический знак, который изобразительно и смыслово связан с более пространным верхним изображением (см. Приложение, рис. 1) [6, с. 24]. Воспринимая оба рисунка как самостоятельные, мы все-таки ощущаем их связь, которая обусловливается композиционно: угол наклона тела ищущего человека повторяет угол наклона склонившейся от ветра былинки. Одинокая былинка в данном контексте - символ одиночества человека. Это наблюдение дает толчок к еще одной ассоциации: одиночество человека в этом мире в его собственном представлении может иметь «космические» масштабы, подобно масштабному соотношению былинки и заснеженного поля.

В рисунках, сопровождающих стихотворение «Ночью упал снег» [6, с. 27], монотонная ритмика соответствуют вербальным интонациям стихотворения. Синонимические ряды рифмующихся слов «снег-легка-бег-река» и «след-вдоль-лет-боль» подчеркивают параллель двух миров: мира гармоничной природы и мира человека с его переживаниями. В иллюстрации открытая композиция с параллельными горизонтальными линиями передает бесконечность движения. На графическом уровне незавершенная фрагментарная линия воспринимается как бесконечная линия. Сама линия становится знаком-метафорой и содержит в себе символическое значение, так же, как и в стихотворении «Я устрою ночлег у воды» [6, с. 32]. Линия, рисующая волну на песке, - как линия жизни в верхнем рисунке. Внизу изображен человек в реке времени. Знак «линия» - это художественный символ «линии жизни». Еще один знак в этой иллюстрации - фигурка человека. В верхнем рисунке она изображена как парящая в небе птица. В данном стихотворении также наблюдается стремление к немногословности и многозначности. Этот художественный принцип повторяется и в других иллюстрациях, где тоже акцентируется графический знак. Мы можем сказать, что иллюстрация способствует разворачиванию новых ассоциативных смысловых рядов.

В иллюстрациях к многим стихам присутствует пейзаж («Есть в зыбком свете лунном миг призрачной игры» [6, с. 20]; «Иней на коре, на шерсти собачьей» [6, с. 26] и др.). Темой таких изображений является какой-нибудь фрагмент пейзажа или объект природы: цветок, перо птицы, кузнечик и т. д. Именно этот фрагмент, изображенный в нижнем рисунке, и становится знаком. Так, например, в стихотворении «Кузнечик чеканит мгновенья» в верхней части страницы прорисован силуэт кузнечика, в нижней иллюстрации этот силуэт, обозначенный двумя линиями, напоминающими стебли травы, только угадывается. Кузнечик - это поэт, он символ творчества. Через этот символ многозначное понятие творчества раскрывается еще одной гранью. В нижнем абстрактном рисунке голова кузнечика - это глаз со зрачком (см. Приложение, рис. 2) [6, с. 10]. В этом изображении глаз - это знак, который становится метафорой и художественным символом, обозначающим творчество. Ввиду

своей многозначности знак дополняет содержание образа философским смыслом. Знак в иллюстрации обеспечивает пересечение тем, например, творчество и человек. Художник утверждает, что достоверность отображения мира возможна только через творческий художественный процесс, а значит, через поиск («Есть следопыты глаз» [6, с. 50]), однако обрести способность творить человек может только будучи в гармонии с природой, то есть с окружающим миром: «Если сжиться с бегущей водой / И с движеньем ее сродниться, / То припомнишь начало ручья / И начало пения птицы» [6, с. 11], «И сердцу хочется раскрыться, чтобы мучительно не биться» [6, с. 59]. С другой стороны, для художника творчество -это знание, постижение чего-то: «Поэтому и ведать - значит видеть / Цветущий миг на вечности холста. / Коснуться, разбудить и не обидеть / Своим касаньем белого листа [6, с. 59].

Образы природы выступают в качестве инструмента для выражения психологического состояния человека и становятся источником для его философских умозаключений. Во многих иллюстрациях есть изображение зерна. В стихотворении «Зерно зреет» изображение зерна становится символом зарождения новой жизни: «Всякую завязь / дождик напоит, / ветер обвеет» [6, с. 8]. При этом автор называет зерно, упавшее в землю, «зрачком зеленым». Мы наблюдаем изменение смысла в одном и том же знаке. Изображение зерна трансформируется в изображение глаза, а в поэтическом тексте автор зерно именует зрачком.

Разные смыслы одного и того же знака объединяют многие стихотворные тексты, что способствует более глубокому восприятию литературных образов.

Одним из наиболее часто повторяющихся изображений в иллюстрациях является изображение следа человеческой стопы. В разных поэтических текстах эта визуальная метафора символизирует разные значения. Так, например, в стихотворении «С утра вышивая ногами первого снега бязь» [6, с. 61] след - это символ нравственных поисков человека. В стихотворении «Почему, почему, почему мастер прячет касанье» [6 с. 43] - это символ творчества. В стихотворении «Ночью упал снег» [6, с. 27] - символ бесконечного движения тревожных мыслей человека.

При этом в изображениях знак «глаз» напоминает знак «след». Оставаясь визуально постоянным, но попадая в иной контекст, знак приобретает иной смысл и становится символом другого понятия, происходит некая метаморфоза. Так, след человеческой ноги на белом снегу превращается в глаз со зрачком в стихотворении «С утра вышивая ногами первого снега бязь». Этот визуальный образ может показаться отвлеченным от содержания стихотворения, однако иллюстрация идет вслед за текстом. Мы читаем: «Что мы оставим на завтра / День проведя без ума? / Эту загадку решает ночью природа сама» [6, с. 61]. Этот знак здесь, имея двойное значение, связан не только с человеком, но и с природой, становится ее символом. Природа становится символом нравственности и нравственным критерием поступков человека. Природа - творец, и ее «работа» противоположна бессмысленным действиям человека. В иллюстрации изображены следы человека. В графическом сопоставлении знаков «след» и «глаз» раскрываются смыслы. Этот знак здесь -символ всевидящего ока природы, высшего смысла, высшего гуманного закона природы, противоположного бессмысленности действий человека. Так в этом тексте и в этой иллюстрации решается тема поиска смысла человеческой жизни. Та же тема звучит и в стихотворении «Вот так живем мы, сбившись, свыкшись, порой друг другу еле слышась» [6, с. 40] через взгляд человека на мир. Символ нравственности в стихотворении «Смотрит глаз»: «Смотрит глаз на то, как увечат, как калечат и под ноги мечут». Поэт продолжает фразу: «И не горит сердцевина зрачка - твоего зрачка, человече» [6, с. 42]. Символ бездушия, бессмысленности человеческой жизни в «Затмение души всего страшнее» [6, с. 41]. В иллюстрации изображен глаз, а зрачок, как затмение солнца, - метафора внутренней душевной слепоты.

Тема «человек» в книге Дыкова чаще раскрывается в двух ипостасях. С одной стороны, человек обращает свои мысли внутрь себя, внутрь своих переживаний и сомнений. С другой стороны, он обращает свой взор вовне, говоря о таких понятиях, как природа, вечность, история культуры, космос, тайна, время, путь, судьба, душа, творчество. При этом и художник, и поэт в одном лице соотносят внутренний человеческий мир и внешний - мир природы и социума.

Кроме этого встречается изображение фигуры человека, которое квалифицируется нами как знак «человек», знак с разветвленной символикой. Это символ очарования природой, переживаемого человеком в стихотворении «Брожу по ладони зимы», символ сомнений, рефлексии человека [6, с. 24]. В угадываемой пластике фигуры - психологическое состояние человека под бременем раздумий и сомнений; в четверостишии «Ночью упал снег» - символ сомнений человека, мучительных размышлений [6, с. 27]. Символ единения человека с природой в его эстетических переживаниях в тексте «Я устрою ночлег у воды» [6, с. 32]. В пластике фигуры - психологическое состояние человека успокоенного, свободного от мучительных раздумий. Символ устремленности помыслов человека к высшему, к гармонии «космоса» -в стихотворении «Может быть, земля - только шаг» [6, с. 34]. Символ загадки творчества -в иллюстрации к стихотворению «Картина - кропотливый ропот» [6, с. 45]. Не случайно фигура художника в мастерской во время работы изображена в прямом и перевернутом виде, как бы в зеркальном отражении. Символ творчества в аспекте «поэт и толпа» - в стихотворении «Я скомкан молчанием зала» [6, с. 48]. Символ перехода человека в иной мир - в стихотворении «Тень покинет меня» [6, с. 53]. Здесь знак «человек» изображен дважды: человек и его тень. Двойное изображение показывает философскую проблему жизни и смерти. Символ единства человека и окружающего его пространства - в стихотворении «Гуляю краешком деревни» [6, с. 63].

Очевидно, что символы знака «человек» пересекаются с другими темами (природа, творчество, смысл жизни и т. д.). Смысловая связь тем графически отображена на формальном уровне. Часто верхний рисунок эклектично составляется из разных знаков. Эти знаки имеют связанное, синкретическое соединение, как в скифских рисунках. Тема археологических находок присутствует в поэтическом сборнике. Смысловые переходы иллюстрируются на графическом уровне благодаря приему синкретического соединения отдельных знаков в изображении. Такой прием художник заимствовал из традиции синкретических рисунков скифов. В качестве иллюстрации мы приводим прорисовку татуировки из Пазырыкского кургана (см. Приложение, рис. 3). Графические

изображения скифской культуры из Пазырык-ских курганов как бы дают художнику образец для стилизации.

Мы наблюдаем также синкретическую связь изображений и знаков в оформлении обложки, что поддерживает идею смысловой связи всех изображений на иллюстрациях (см. Приложение, рис. 4).

В результате проведенного исследования мы делаем вывод, что в сборнике «Стихи» (1992) иллюстрации способствуют более углубленному восприятию содержания литературных текстов. С. Дыков особым образом выстраивает композицию каждой иллюстрации. При этом принцип построения композиций повторяется на каждой странице, и каждая иллюстрация состоит из двух частей (нижняя и верхняя части композиции). В каждой композиции присутствует некий рисунок - знак. Знак образуется путем выделения одного из элементов изображения из верхней части композиции. А само изображение знака наблюдается в нижней части композиции. Знаки в разных текстах несут разные смыслы, о чем можно судить из контекста стихотворений и из графических изображений. Однако при абстрагировании знаки в разных иллюстрациях становятся графически похожими: глаз, след, зерно. Так автор подводит читателя к своей идее о равнозначности смыслов. Таким образом, знаки взаимодействуют между собой на уровне смысла и своей идентичностью связывают разные тексты, тем самым расширяя смысловую палитру, изначально заложенную в литературном тексте.

Личностные ценности автора концептуально выстроены в систему, основанную на взаимосвязи двух ипостасей: природа и человек. Природа, мир, вселенная, космос в стихах и иллюстрациях Ды-кова - понятия одного синонимичного ряда. Рефлексия автора направлена на поиск собственного «Я». Характер отношений между человеком и миром основывается на нравственных принципах. При этом камертоном и нравственным абсолютом является природа. Во многих стихотворениях и иллюстрациях отображена тема творчества. Автор говорит нам, что познание человеком мира и себя должно осуществляться через творчество.

Итак, в иллюстрациях С. Дыкова знак несет большую смысловую нагрузку. В разных контекстах приобретает разнообразную семантику через выстраивание синонимических рядов, что способствует выявлению связи таких философских

понятий, как жизнь, творчество, нравственность, природа, человек, поиску смысла бытия человека, высших смыслов его деятельности и т. д.

В своих иллюстрациях автор не только идет вслед за собственным текстом, а посредством графики расширяет семантику литературного образа.

Литература

1. Адамов Е. Б. Ритмическая структура книги: науч. изд. - M.: Книга, 1974. - 94 с.

2. Большаков M. В. Декор и орнамент в книге: [альбом]. - M.: Книга, 1990. - 155.

3. Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - начала XV века. - M.: Искусство, 1980. - 551 с.

4. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги. - M.: Книга, 1984. - 207 с.

5. Дыков Сергей Владимирович - график, сценограф, керамист, заслуженный художник России. Род. в 1957 году [крат. биогр. справка] // Художники Алтая, ХХ век. - Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 2001. -С. 78-79.

6. Дыков С. В. Стихи / ред. Н. Mясников, худ. ред. А. Кальмуцкий. - Новосибирск: Сибирская книга, 1992. -83 с.

7. Жуковский В. И. История изобразительного искусства: философские основания: учеб. пособие. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1990. - 132 с.

8. Зельдмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. - СПб.: Axioma, 2000. - 272 с.

9. Ильина Т. В. Введение в искусствознание. - M.: АСТ: Астрель, 2003. - 206 с.

10. Каган M. С. Системный подход к комплексному изучению искусства // Mетодологические проблемы современного искусствознания: сб. ст. / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографиии; отв. ред. А. Н. Со-хор. - Л., 1980. - Вып. 3. - С. 44-52.

11. Лазарев В. Н. О методологии современного искусствознания // Критерии и суждения в искусствознании: сб. ст. - M.: Сов. художник, 1986. - С. 91-95.

12. Ляхов В. Н. Искусство книги: [избр. ист.-теорет. и крит. работы] / [сост. Г. Ю. Стернин; вступ. ст. А. А. Сидорова]. - M.: Сов. художник, 1978. - 244 с.

13. Mажуга А. И. Образное мышление в материале как категория теории изобразительного искусства // Университетский научный журнал. - 2019. - № 44. - С. 80-87.

14. Пахомов В. В. Книжное искусство: Замысел оформления: иллюстрации. В 2 кн. Кн. 1. Замысел оформления. -M.: Искусство, 1961. - 424 с.

15. Пахомов В. В. Книжное искусство: Замысел оформления: иллюстрации. В 2 кн. Кн. 2. Иллюстрации. - M.: Искусство, 1962. - 429 с.

16. Подобедова О. И. О природе книжной иллюстрации: науч. изд. - M.: Сов. художник, 1973. - 335 с.

17. Ратковски Н. Профессия - иллюстратор: учимся мыслить творчески. - M.: Mанн, Иванов и Фербер, 2012. -321 с.

18. Феддэг M. Иллюстрация: в чем ее смысл?: [книга иллюстрированных иллюстраций, иллюстрирующих иллюстрации] / пер. с англ. [А. Самарина]. - M.: Альпина Паблишер, 2018. - 96 с.

19. Фомин Д. В. Искусство книги в контексте культуры 1920-х годов: монография. - M.: Пашков дом, 2015. -799 с.

20. Чегодаева M. А. Пути и итоги: русская книжная иллюстрация, 1945-1980 / под общ. ред. Д. А. Шмаринова. -M.: Книга, 1989. - 240 с.

21. Шишин M. Ю. Проблема интерпретации произведения искусства: философские ракурсы рассмотрения // Вестник алтайской науки. - 2013. - № 2-2. - С. 105-112.

22. Шишин M. Ю. Mетаисторический экспрессионизм в искусстве алтайской художницы Ларисы Пастушковой // Идеи и идеалы. - № 3 (25), т. 2. - 2015. - С. 111-118.

References

1. Adamov E.B. Ritmicheskaya struktura knigi: nauch. izd. [Rhythmical Structure of a Book: an academic publication]. Moscow, Kniga Publ., 1974. 94 p. (In Russ.).

2. Bolshakov M.V. Dekor i ornament v knige [Book Design and Ornament]. Moscow, Kniga Publ., 1990. 155 p. (In Russ.).

3. Vzdornov G.I. Iskusstvo knigi v Drevney Rusi: Rukopisnaya kniga Severo-Vostochnoy Rusi XII - nachala XV veka [The Art of Books in Ancient Rus: Manuscripts in North-Eastern Rus of the 12th to Early 15th Century]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1980. 551 p. (In Russ.).

4. Gerchuk Y.Y. Khudozhestvennaya struktura knigi [Artistic structure of the book]. Moscow, Kniga Publ., 1984. 207 p. (In Russ.).

5. Dykov Sergey Vladimirovich - grafik, stsenograf, keramist, zasluzhennyy khudozhnik Rossii. Rod. v 1957 godu [Sergei V. Dykov - Graphic Artist, Set Designer, Ceramist, Honored Artist of Russia. Born in 1957. Brief Biographical Information]. Khudozhniki Altaya, XX vek [Artists of Altai, XX Century]. Barnaul, Altai Printing Plant, 2001, pp. 78-79. (In Russ.).

6. Dykov S.V. Stikhi [Poems]. Ed. by N. Myasnikov, Art Ed. by A. Kalmutskiy. Novosibirsk, Sibirskaya kniga Publ., 1992. 83 p. (In Russ.).

7. Zhukovsky V.I. Istoriya izobrazitelnogo iskusstva: filosofskie osnovaniya: ucheb. posobie [Art History and Its Philosophical Foundation: A Study Guide]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State University Publ., 1990. 132 p. (In Russ.).

8. Zeldmayr, G. Iskusstvo i istina: Teoriya i metod istorii iskusstva [Art and Truth. Theory and Methodology of Art History]. St. Petersburg, Axioma Publ., 2000. 272 p. (In Russ.).

9. Ilyina T.V. Vvedenie v iskusstvoznanie [Introduction to Art Studies]. Moscow, AST: Astrel Publ., 2003. 206 p. (In Russ.).

10. Kagan M.S. Sistemnyy podkhod k kompleksnomu izucheniyu iskusstva [A systematic approach to the comprehensive study of art]. Metodologicheskie problemy sovremennogo iskusstvoznaniya: sb. st. [Methodological Issues of Contemporary Art Studies. Collected Papers]. Ed. A.N. Sokhor. Leningrad, Leningrad State Institute of Theater, Music and Cinematography Publ., 1980, iss. 3. 138 p. (In Russ.).

11. Lazarev V.N. O metodologii sovremennogo iskusstvoznaniya [On the Methodology of Contemporary Art Studies]. Kriterii i suzhdeniya v iskusstvoznanii: sb. st. [Criteria and Judgement in Art Studies. Collected Papers]. Moscow, Sov. khudozhnik Publ., 1986, pp. 91-95. (In Russ.).

12. Lyakhov V.N. Iskusstvo knigi: izbr. ist.-teoret. i krit. raboty [The Art of Books. Selected Historical and Critical Works]. Compiler G.Yu. Sternin; Introductory Article by A.A. Sidorov. Moscow, Sov. khudozhnik Publ., 1978. 244 p. (In Russ.).

13. Mazhuga A.I. Obraznoe myshlenie v materiale kak kategoriya teorii izobrazitelnogo iskusstva [Visual Thinking as a Category in Visual Art Theory]. Universitetskiy nauchnyy zhurnal [University Scientific Journal], 2019, no. 44, pp. 80-87. (In Russ.).

14. Pakhomov V.V. Knizhnoe iskusstvo: Zamysel oformleniya: illyustratsii. V 2 kn. Kn. 1. Zamysel oformleniya [The Art of Books: Design Ideas, Illustrations. In Two Volumes. Vol. 1. Design Ideas]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1961. 424 p. (In Russ.).

15. Pakhomov V.V. Knizhnoe iskusstvo: Zamysel oformleniya: illyustratsii. V2 kn. Kn. 2. Illyustratsii [The Art of Books: Design Ideas, Illustrations. In Two Volumes. Vol. 2. Illustrations]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1962. 429 p. (In Russ.).

16. Podobedova O.I. O prirode knizhnoy illyustratsii: nauch. izd. [On the Nature of Book Illustrations. An academic publication]. Moscow, Sov. khudozhnik Publ., 1973. 335 p. (In Russ.).

17. Ratkovski N. Professiya - illyustrator: uchimsya myslit' tvorcheski [Illustration as a Profession: How to Develop Creative Thinking]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2012. 321 p. (In Russ.).

18. Feddeg M. Illyustratsiya: v chem ee smysl?: kniga illyustrirovannykh illyustratsiy, illyustriruyushchikh illyustratsii [Illustration: What's the Point? A Book of Illustrated Illustrations that Illustrate Illustration]. Transl. from Eng. by A. Samarin. Moscow, Alpina Publisher, 2018. 96 p. (In Russ.).

19. Fomin D.V. Iskusstvo knigi v kontekste kul'tury 1920-kh godov [The Art of Books in the Cultural Context of the 1920s]. Moscow, Pashkov dom Publ., 2015. 799 p. (In Russ.).

20. Chegodaeva M.A. Puti i itogi: russkaya knizhnaya illyustratsiya, 1945-1980 [Routes and Destinations: Book Illustration in Russia, 1945-1980]. Ed. by D.A. Shmarinov. Moscow, Kniga Publ., 1989. 240 p. (In Russ.).

21. Shishin M.Yu. Problema interpretatsii proizvedeniya iskusstva: filosofskie rakursy rassmotreniya [The Challenges of Art Interpretation: Philosophical Perspectives]. Vestnik altayskoy nauki [Bulletin of Altai Science], 2013, no. 2-2, pp. 105-112. (In Russ.).

22. Shishin M.Yu. Metaistoricheskiy ekspressionizm v iskusstve altayskoy khudozhnitsy Larisy Pastushkovoy [Metahistorical Expressionism in the Works of Larisa Pastushkova, an Altai Artist]. Idei i idealy [Ideas and Ideals], 2015, vol. 2, no. 3 (25), pp. 111-118. (In Russ.).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 2. Фрагмент иллюстрации к стихотворению «Кузнечик чеканит мгновенья»

Рисунок 1. Иллюстрация к стихотворению «Брожу по ладони зимы»

Рисунок 3. Прорисовка татуировки на правой руке, расположенной от плеча до кисти, представленная в развернутом виде, из Второго Пазырыкского кургана. Место хранения: Государственный музей искусства, литературы и культуры Алтая (ГМИЛИКА), Барнаул

Рисунок 4. Обложка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.