Т.Г. Кликушина, О.А. Мутулова
РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВЫМЫШЛЕННЫХ МИРОВ
Аннотация. Данная статья посвящена выявлению роли искусственных языков в вымышленных мирах литературы и кинематографа. На примере дотракийского языка авторы определяет значение искусственного языка как средства, осуществляющего мирообразующую функцию в сериале «Игра Престолов», а также рассматривает возможность использования данного артланга в современном мире.
Ключевые слова: искусственные языки, артланг, дотракийский язык, вымышленные народности, мир фэнтези.
T.G. Klikushina, O.A. Mutulova
ROLE, IMPORTANCE AND CLASSIFICATION OF ARTIFICIAL LANGUAGES USED TO CREATE FICTIONAL WORLDS
Abstract. This article is devoted to identifying the role of fictional languages in the fictional worlds of literature and cinema. On the example of the Dothraki language the authors determine the importance of the artificial language as a means of carrying out the world-making function in the TV series "Game of Thrones" as well as considering the use of this language in the modern world.
Key words: fictional languages, artlang, the Dothraki language, fictional ethnic groups, fantasy.
Язык - основное средство речевой коммуникации. Именно общение является основной его функцией. Однако в некоторых сферах использование естественного языка является невозможным. Именно для таких сфер создавались первые искусственные языки. Особое место в лингвоконструировании занимают языки, созданные для художественных нужд. Такие языки называют артлангами. Они создаются либо с целью творческого самовыражения, либо для того, чтобы создать или дополнить вымышленный мир, охарактеризовать персонажей.
Именно по этой причине Д. Питерсон сконструировал дотракийский язык. Данный артланг дополняет вселенную сериала «Игра престолов», снятую Дэвидом Бениоффом по роману Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени». Несмотря на то, что экранизация завершилась в 2019 году, популярность истории не уменьшается, а дотракийский язык изучают и преподают по сей день. Этим обусловлена актуальность данной работы.
В нашем исследовании мы выделили проблему возможности использования дотракийского языка как средства коммуникации в современном мире. Поскольку искусственный язык может играть мирообразующую роль в вымышленных вселенных и их дополнять, возникает вопрос об использовании языка вне вымышленного мира.
В современном мире по разным источникам насчитываются от 2 до 8 тысяч естественных языков [13]. Однако наряду с языками, возникшими стихийно в течение многих лет, выделяют также конланги, искусственные языки, создающиеся целенаправленно за короткий срок. Среди конлангов также выделяют:
1. Ауксланги, языки международного общения;
2. Логланги, логические языки;
3. Энджланги, к которым относят философские языки;
4. Артланги, языки, созданные для вымышленных миров [17].
Языки, созданные для художественных целей или артланги, могут быть совершенно разными по форме, содержанию. Некоторые подобные языки ограничиваются несколькими выражениями, а другие являются полноценными языковыми системами, разработанными в течение долгого времени. Создание артлангов преследует разнообразные цели. Так, например, некоторые лингвоконструкторы используют вымышленные языки в качестве стилистического приема
или с целью удивить читателей своими лингвистическими знаниями и умениями. Однако наиболее известные артланги были созданы для того, чтобы представить полноценную картину вымышленного мира, показать свою особенную ни на что не похожую культуру [4].
Искусственные языки встречаются в вымышленных вселенных как в литературе, так и в кино. В литературе, в фантастических произведениях, артланги нацелены на создание антуража и позволяют читателю понять мир, созданный автором. При помощи нового языка, авторы книги также создают те или иные образы вымышленного мира. Кроме того, искусственные языки помогают охарактеризовать героев произведений. И, наконец, артланг может сам выступать в качестве своего рода персонажа, в таком случае, язык является сюжетообразующим элементом [8]. Рассмотрим наиболее яркие вымышленные языки литературы.
Одним из наиболее известных искусственных языков, созданных для художественных произведений, является новояз, артланг из романа-антиутопии Дж. Оруэлла «1984». В центре повествования - тоталитарное общество государства Океания. В данном государстве язык является идеологическим инструментом контроля общества. Автор описал новояз как «единственный на свете язык, чей словарь с каждым годом сокращается», поскольку его целью является не допустить свободу мысли и идей, не соответствующих идеологии правящей партии. На примере новояза Дж. Оруэлл доказал тесную взаимосвязь между тем, на каком языке человек говорит и как он мыслит [14; 15].
Группой языков, которую некоторые ученые выделяют, в качестве семьи языков, являются вымышленные языки Дж. Р.Р. Толкина. Эти артланги были созданы для романа-эпопеи «Властелин колец» и повести «Хоббит», повествующих о вселенной, которую часто называют Средиземье. По мнению Дж. Р.Р. Толкина, художественные произведения были написаны, чтобы создать мир для языков, поскольку сначала рождается слово, а затем - история. Так, автор создал более двадцати языков со своей грамматикой и словарем. Например, в эльфийском языке «квенья» десять падежей и 4 числа. Помимо языка квенья, в эльфийскую семью языков входят: голдогрина, телерина, синда-рина, илькорина, нандорина, аварина. Кроме того, во вселенной Дж. Р. Р. Толкина существуют далийский, роханский, рованион, язык гномов - кхуздул, Черное Наречие, сконструированное для «империи» Саурона и многие другие [18].
Как уже было сказано, помимо литературы, искусственные языки также являются частью киновселенной.
Одним из первых искусственных языков, появившихся в кино, стал клингонский язык. Этот артланг был сконструирован М. Окрандом в середине 80-х годов для сериала «Звёздный путь». Клингоны - представители внеземной цивилизации, воинственный и бесстрашный народ. Именно поэтому этот артланг отличается от земных языков и звучит несколько агрессивно. Его грамматика, синтаксис, фонетика и словарь тщательно проработаны и, кроме того, он обладает регулирующей организацией - Институтом клингонского языка и научным журналом [17].
Для фильма «Аватар» Полом Фроммером был разработан языкязык на'ви, носителями которой являются инопланетные существа планеты Пандоры в 2154 году. В процессе работы над языком, лингвист разработал 1000 слов. На наш взгляд, наиболее интересная сторона на'ви -грамматический строй языка. Так, понятие рода в данном артланге отсутствует. Представителей мужского пола можно выделить при помощи суффикса «-an», в то время как женского - «-е». Кроме того, в на'ви не упоминается номинативный падеж, вместо него автор языка предлагает эргативный строй предложения, что отличает на'ви от других языков. Таким образом, мы можем сказать, что язык на'ви играет важную роль в создании образа аватаров, жителей Пандоры [16].
Божественный язык Люка Бессона был придуман самим Люком Бессоном для фильма «Пятый элемент» и составил около 400 лексических единиц. В настоящее время существует веб-сайт божественного языка, созданный поклонниками фильма «Пятый элемент» [7].
В 2007 году начались съемки сериала, основанного на цикле романов «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина. В данных произведениях упоминаются вымышленные языки, хотя в книге все герои поддерживают общение только на английском языке. Конкурс на создание артлангов
выиграл лингвист Д. Питерсон, разработавший валирийский, считающийся общим языком, и дотракийский. Валирийский язык был распространен в Вестеросе и Эссосе. В данном артланге можно выделить «высокий валирийский», классический язык, и «низкий валирийский», диалекты языка или язык народа. Валирийский не обладает письменностью и включает в себя более 700 слов. Словарь общего языка пополняется по сей день [1; 17].
Теперь обратим наше внимание на дотракийский язык, являющийся одним из последних созданных конлангов, а также самым популярным на данный момент в мире. Создание дотра-кийского языка было первостепенной задачей лингвиста
Д. Питерсона. Данный артланг представляет собой более сложную систему. Рассмотрим же особенности дотракийского народа, носителей данного языка.
Дотракийский язык был создан для воинственного народа, дотракийцев, кочевников Дот-ракийского моря, живущих в кхаласарах. Культура дотракийцев тесно связана с лошадьми, о чем говорит и название их народа: создатель языка, лингвист Д. Питерсон, возвел его к глаголу «^оШгаЫ» - «ехать верхом». Рассмотрим особенности дотракийского народа и черты, отличающие их от остальных народов вселенной «Игры Престолов» [17].
Внешность дотракийцев говорит об их силе и воинственности. Типичными чертами можно назвать кожу красно-коричневого цвета, глаза темного цвета с узким разрезом глаз и темные волосы. Дотракийцы одеваются в одежду из кожи на голое тело, считая доспехи облаченьем трусов. Дотракийцы произошли из региона Вейес Дотрак и живут там в кхаласарах. Кхаласар -не является армией, это объединения племен, которые состоят не только из воинов, но и женщин, детей, стариков. Вождей кхаласаров называют кхалами, а их жен - кхалиси. Наиболее близкие в окружении кхала люди - кровавые всадники, с которым кхал может разделить все, за исключением лошади. Они обязаны следовать за своим вождем во всех битвах, а после его смерти - и в мир мертвых [10].
Основным признаком социального статуса считается езда на лошади. В кхаласаре каждый должен обладать этим умением с самого детства. Беременные женщины ездят верхом до момента рождения ребенка. Дотракийцы, передвигающиеся на повозках, обладают низшим статусом в обществе. Женщины также обладают статусом ниже, чем мужчины, хотя некоторые из них почитаемы [9].
Богом дотракийцев является Великий Жеребец, что снова подчеркивает важность коней в их культуре. Конь является священным животным, связанным с символами смелости и мужества. Несмотря на то, как они почитают этих животных, конина является основным продуктом питания, так же, как и конское молоко. Дотракийцы также преклоняются перед Луной и Солнцем, являющимся ее мужем [10].
Во время походов дотракийцы проявляют истинную жестокость: они грабят, совершают насилие, берут в рабство и убивают. Жестокость является их характерной чертой [10].
Данный язык должен был быть сконструирован на основе тридцати слов, упомянутых Дж. Мартином в «Песни льда и пламени». Д. Питерсон создавал язык в соответствии с некоторыми принципами. Первое, что учитывал лингвист, это - соответствие миру Дж. Мартина. Несмотря на малочисленность лексических единиц дотракийского языка, слова, представленные в работе, определяют фонетическую сторону лексики. В романах также обозначается порядок слов: подлежащее - сказуемое - дополнение, а также место прилагательных в предложении. Следующий принцип - художественное благозвучие. И, наконец, теоретическая осмысленность, язык базировался на русском, турецком, эстонском, инуктитуте и суахили. Рассмотрим, какими характеристиками наделил Д. Питерсон дотракийский язык [17].
Поскольку дотракийский - язык без письменности, важная роль отводится фонетической стороне языка. В языке дотракийцев 20 согласных, 4 гласные и 2 скользящих звука. Гласные звуки представлены фонемами [е], [о] и [а]. В данном языке нет долгих звуков или дифтонгов. Однако эти звуки обладают большим спектром звучания, чем многие другие языки, так «о» может произносится как [и] после согласных g к [к], и ^ [х], диграфы «кЬ>, «^Ь» «Ш» и <«Ь> - фрикативные, а «сЬ» и «ф» - аффрикаты. В дотракийском отсутствуют взрывные [Ь] и [р] и глухой [х][5].
В отличие от английского в данном артланге [r] - рычащий, а смена звуков «f», «p», «v» и «b» не меняет значения слов. В то же время заднерядный «к» при смене на «k» смысл слова меняет. Данный артланг также обладает удвоенными согласными: «zzh» [33], «tth» [00], «kkh» [xx] «ssh» [SS], «cch» [ttS] [12].
Очевидно, что создание слов и их фонетической стороны недостаточно для полноценного языка. Для этого необходима грамматика, которая в дотракийском языке является довольно простой.
1. Дотракийский язык является флективным, несмотря на то, что предлоги все же встречаются в речи.
2. Глаголы делятся на две группы - статические, например, «hrazefzhikha», что значит «лошадь больна» и динамические, например, «anhaaddrivakmae» - «я убью его».
3. В данном артланге также есть два повелительных наклонения. Все глаголы согласуются с категориями лица и числа.
4. Существительные делятся на два грамматических типа - одушевленные и неодушевленные. Например, «ave» - «отец», «halah» - «цветок», «gillosor» - «погода» -одушевленные, а «chiorikem» - «жена» и «yash» - «воздух» - неодушевленные.
5. Употребление того или иного типа зависит от пассивности или активности субъекта. Множественным числом могут обладать только одушевленные существительные.
6. В дотракийском языке пять падежей: именительный, родительный, винительный, аблативный и аллативный [3].
В практической части нашей работы мы проанализировали словарный состав дотракийского языка, состоящий из примерно 3000 слов, поскольку именно лексический уровень является основополагающим в отражении национального характера народа и выражении образа мышления и формируется, в первую очередь, на основе верований и образа жизни дотракийцев как народа кочевников.
Как говорилось выше в нашей работе, само название народа «дотракийцы» произошло от глагола «dothralat» - «ехать верхом», от которого образовалось слово «dothrak» «всадник», множественным числом которого как раз и является «dothraki». Кроме того, слово «dothraki» также является глаголом в 1 -ом лице множественного числа, то есть - «мы едем верхом» [17].
Племена, в которых живут дотракийцы называются кхаласарами, что в переводе с дотракийского «khalasar» - «временное племя», и характеризует данный народ как кочевников. Поэтому большая часть лексического состава имеет тесную связь с их образом жизни. Так, вопрос «как дела?» в дотракийском звучит как «hash yer dothrae chek?» и дословно значит «ты хорошо ездишь верхом?». Ответом на этот вопрос зачастую является фраза «^nha dothrak chek asshekh» - «сегодня я хорошо скачу». Таким образом, основные черты культуры кочевников лежат в основе всех глаголов общеупотребительной лексики [11].
Наиболее ценной вещью каждого представителя дотракийцев является лошадь, священное для них животное. После обращения к словарю дотракийского языка было выявлено, что в языке кочевников представлено как минимум 18 различных слов, так или иначе обозначающих слово «лошадь»:
1. «Vezh», что дословно значит «жеребец»;
2. «Fansa» - пятнистая лошадь;
3. «Vezhof»- «Великий Жеребец»;
4. «Cheyao» - гнедая масть лошадь;
5. «Hrazef» - лошадь;
6. «Hrazefchafi» - мустанг;
7. «Hrazefeser» - табун диких лошадей;
8. «Jedda» - пони;
9. «Karlinak» - порода светлых лошадей;
10. «Kartak» - упряжная лошадь;
11. «Lame» - кобыла;
12. «Manin» - молодой кобель, жеребёнок;
13. «Messhih» - лошадь породы перлино;
14. «Nerro» - жеребенок;
15. «Nozho» - порода лошадей, отличающаяся красновато-коричневым окрасом;
16. «Ocha» - лошадь саврасой масти;
17. «Qahlan» - пегая лошадь масти паломино;
18. «Sajo» - конь [6].
В соответствии с культурой дотракийцев и их ремеслом, в вокабуляре языка также фигурирует множество слов, связанных с насильственными действиями, оружием, войнами. Приведем в качестве примера некоторые из них: «arakh» - изогнутый меч, «az» - клинок, «zhani» -копье, «kohol» - лук, «addrivat» - убить умышленно, «ogat» - жестоко убивать (как заколоть скот) и другие [11].
Кроме того, важным для любого дотракийца является дух война, храбрость и сила. С этим связано то, как они прощаются «hajas» - до свидания, что в буквальном переводе значит «будь сильным».
Анализируя коммуникацию между героями, можно заметить, что вера в Луну, Солнце и звезды также находит отражение в языке. Это ярко прослеживается в обращениях, например, «shekh ma shieraki anni», что значит «любимый», буквально - «мои солнце и звёзды», «jalan atthirari anni» - «любимая» или дословно - «луна моей жизни» [2].
Чтобы углубиться в понимание видения мира дотракийцев, необходимо также обратить внимание на речевой этикет. В самом первом эпизоде экранизации Дейнерис получила в подарок от мужа белого коня. Не владея дотракийским, она поинтересовалась, как сказать «спасибо» на этом языке, но в ответ услышала «такого слова в дотракийском языке нет». В данном артланге нет ни слова «спасибо», ни слова «пожалуйста». У дотракийцев не принято просить о чем-то, поэтому в лексике отсутствуют и слова благодарности. Любезные фразы им также чужды, они воспринимают только требования в вежливой форме [11].
Как известно, вымышленный мир «Игры престолов»
Дж. Мартина, снятый Д. Бениоффом получил широкое распространение. Количество зрителей каждого эпизода последнего сезона составило более 30 миллионов. Зрители заинтересовались не только самим сюжетом картины, но и новыми языками, созданными Д. Питересоном. Так, многие из них были заинтересованы в том, чтобы выучить данный артланг. В нашей работе мы рассмотрим лексические единицы, которые были бы необходимы для начинающих изучать данный артланг.
Группами слов и выражений, подходящими для употребления в речи, могут быть:
1. Части тела - одна из наибольших лексических групп: «khado» - тело и другие;
2. Время, включающая времена года, время суток и другие;
3. Числа и слова, выражающие количество, например, «at» - один;
4. Цвета, например, золотой по-дотракийски - «hoshor»;
5. Слова, способствующие коммуникации, которые включают в себя приветствия, междометия, оскорбления и другие;
6. Многочисленной также является группа слов о семье и взаимоотношениях с людьми, например, «athkemar» - брак, «kim» - предок;
7. Животные. Внутри этой группы можно также выделить слова, не относящиеся к повседневной речи, например, большое количество разнообразных пород лошадей;
B. Природа, погода, а также небесные тела, например, «fish» - холодно;
9. Праздники, содержащие поздравления такие, как «Asshekhqoyi vezhvena!» - «С днем рождения!»;
10. Пища и напитки, включающие и продукты животного происхождения, и те, что не нуждаются в термической обработке: «qazer» - яблоко, «chicken» - курица;
11. Мышление, эмоции и чувства, например, «dirgat» - думать;
12. Одежда - группа, являющаяся довольно малочисленной, например, слова «vest» -жилет,» orzi» - обувь;
13. Запахи и звуки: «achrakh» - вонять, «lavakh» - громко [6].
Таким образом, на основе данной классификации мы выделили слова и фразы,
составившие вокабуляр из 343 слов, которые являются наиболее необходимыми для
коммуникации в повседневной речи. Следовательно, использование искусственного языка в
современном мире возможно, но с ограниченным лексическим составом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bernadine Racoma. Learn to Speak High Valyrian. [Electronic resource]. / Day Translations, 2019. - 25 March. Available at: https://www.daytranslations.com/blog/learn-speak-high-valyrian/ (date of application: 18.11.2020).
2. Dothraki // A Wiki of Ice and Fire. [Electronic resource]. / Available at: https://awoiaf.westeros.org/index.php/Dothraki (date of application:16.11.2020).
3. Grammar // Dothraki Wiki. 2016. [Electronic resource] / Available at: https://wiki.dothraki.org/Learning_Dothraki#Grammar(date of application: 19.11.2020).
4. Ida Stria. Towards a linguistic worldview for artificial languages // Uniwersytet im. Adama Mickiewicza wydzial neofilologii Instytut Jçzykoznawstwa. 2005. - 221 c.
5. Phonology // Dothraki Wiki. 2016. [Electronic resource] / Available at: https://wiki.dothraki.org/Phonology (date of application: 19.11.2020).
6. Vocabulary // Dothraki Wiki. 2016. [Electronic resource]. / Available at: https://wiki.dothraki.org/Vocabulary (date of application: 19.11.2020).
7. Божественный язык//Википедия. [Электронный ресурс]. 2020. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Божественный_язык (Дата обращения: 02.11.2020).
8. Вымышленные языки//Википедия. [Электронный ресурс]. 2020. Режим доступа: https://m.wikipedia.org/wiki/Вымышленные_языки (дата обращения: 14.11.2020).
9. Дотракийцы // 7 королевств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7kingdoms.ru/wiki/Дотракийцы (дата обращения: 17.11.2020).
10. Мартин, Джордж Р. Р. Игра престолов: Игра престолов. Битва королей: [фантастические романы; перевод с английского] / Джордж Р.Р. Мартин. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 1145 с.
11. Мартынец, М.С. Естественные и искусственные языки: общее, особенное и единичное // Научная электронная бибилиотека «eLibrary». 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17755873 (дата обращения:15.11.2020).
12. Монгилева, Н.В., Ткаля, А. Вымышленный язык как новый способ мировидения (на примере дотракийского языка в романе Дж. Мартина «Игра престолов») // Научная электронная бибилиотека «eLibrary». 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25209973 (дата обращения: 17.11.2020).
13. Нелюбин, Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка: учебное пособие, / Л.Л. Нелюбин. - 5 изд. - М.: Флинта: 2008. - 128 с.
14. Новояз // Википедия. [Электронный ресурс]. 2020. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новояз (дата обращения:15.11.2020)
15. Оруэлл, Джордж Юео^еОте11.1984.Роман /Пер.сангл. В. Голышева. - М.: Издательство АСТ, 2017. - 318 c.
16. Особенности падежной системы языка Na'vi, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://arahau.ucoz. ru/publ/interlingvistika/padezh_navi/2 -1-0-8 (Дата обращения: 15.11.2020).
17. Пиперски, А. Конструирование языков: От эсперанто до дотракийского. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. -224 с.
18. Язык, разработанные Толкином//Википедия, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Языки,_разработанные_Толкином (дата обращения: 15.11.2020)
Т.Г. Кликушина, К.Г. Магомедгаджиева
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕСННОГО ДИСКУРСА НЕЙТАНА ФОЙЕРШТАЙНА (КБ)
Аннотация. В данной статье рассматривается такое понятие как «песенный дискурс». Раскрываются лингвистические и стилистические особенности песенного дискурса современного американского рэп-исполнителя Нейтана Фойерштайна, выступающего под псевдонимом КБ. Были проведены стилистические анализы текстов его песен и выявлены их характерные особенности.
Ключевые слова. дискурс, песенный дискурс, рэп-дискурс, стилистический анализ.
172