с С-ми», «Николай Барабанщиков и племянники», в Слободском - «Захара Андреевича Платунова Н-ки»; и т. д. (ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 5568. Л. 3-8; Даты открытия торговых домов отмечены по документу).
9. ГАКО. Ф. 628. Оп. 1-а. Д. 207. Л. 2-3об.
10. Там же. Оп. 2. Д. 709. Л. 2-3об.
11. Там же. Оп. 5. Д. 116. Л. 330-331об.
12. Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 5568. Л. 3-8; Там же. Ф. 628. Оп. 5. Д. 116. Л. 15-20, 30-31об., 41, 58об.-59, 280-281об. и др.
13. Там же. Ф. 628. Оп. 5. Д. 116. Л. 280; Учредительный капитал этого товарищества составлял 60 тыс. руб., из них 40 тыс. руб. принадлежали товарищам-распорядителям (по 20 тыс. руб. каждому), 20 тыс. руб. -вкладчику.
14. Там же. Л. 30; Основной капитал этого товарищества составлял 60 тыс. руб., из них 30 тыс. руб. принадлежали С. Ф. Лаптеву, остальная сумма - вкладчикам (по 10 тыс. руб. каждому).
15. Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 5568. Л. 3-8.
16. Боханов А. Н. Деловая элита России 1914 г. М., 1994. С. 258.
17. ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 902. Л. 180-187об.; След в веках: 150 лет кожевенно-обувному производству в Вахрушах. Киров, 2004. С. 17.
18. Там же. Ф. 499. Оп. 1. Д. 17. Л. 53.
19. Там же. Д. 4. Л. 1об.
20. Там же. Д. 17. Л. 53.
21. Там же. Л. 80.
22. Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 5568. Л. 3об.
23. Там же. Л. 4об.
24. Там же. Л. 8.
25. Подсчитано по: ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 5568. Л. 3-8.
26. История предпринимательства в России. Кн. 2. Вторая половина XIX - начало XX века. М., 1999. С. 99.
27. Боханов А. Н. Крупная буржуазия России (конец XIX в. - 1914 г.). М., 1992. С. 102.
28. ГАКО. Ф. 582. Оп. 26. Д. 1501. Л. 5, 8, 49, 52.
29. Шепелев Л. Е. Указ. соч. С. 22, 232-233, 235, 244-245.
30. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 3356. Л. 16об.; Ее основной капитал составлял 2400000 руб.
31. Есиева И. В. Купеческая династия Ушковых (первая половина XIX в. - 1918 г.). Набережные Челны, 2007. С. 51-61.
32. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 20. Оп. 4. Д. 3758. Л. 4.
33. ГАКО. Ф. 628. Оп. 5. Д. 116. Л. 293.
34. Там же. Л. 293об.
35. Там же. Л. 300об.
36. Клепиков К. И. Воспоминания вятского старожила. Вятка, 1901. Л. 6.
37. Березин Е. В. Из истории купеческого флота // Купечество вятское. Из истории торговли, предпринимательства и благотворительности. Киров, 1999. С. 58.
38. Лигенко Н. П. Купечество Удмуртии. Вторая половина XIX - начало XX в.: монография. Ижевск, 2001. С. 105; След в веках... С. 21.
39. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 3356. Л. 15; Там же. Ф. 582. Оп. 98. Д. 110. Л. 3-3об., 5-6 и др.; См. также: Барышников М. Н. Деловой мир России: истори-ко-биографический справочник. СПб., 1998. С. 344; Маслова И. В. Купеческая династия Стахеевых. Ела-буга, 2007. С. 43-63.
40. ГАКО. Ф. 582. Оп. 98. Д. 110. Л. 3-3об.
41. Там же. Л. 5.
42. Китанина Т. М. Военно-инфляционные концерны в России 1914-1917 гг. Концерн Путилова -Стахеева - Батолина. Л., 1969. С. 29, 160.
43. ГАКО. Ф. 582. Оп. 98. Д. 110. Л. 13.
44. Подробнее см.: Китанина Т. М. Указ. соч.; 1000 лет русского предпринимательства: из истории купеческих родов. М., 1995. С. 31, 224-229, 440-441; Лигенко Н. П. Указ. соч. С. 106-115; Маслова И. В. Указ. соч. С. 64-87; Валеев Н. М., Валеева Н. Г. Ела-буга, Харбин, Сидней. Казань, 2007. С. 98-99.
45. Китанина Т. М. Указ. соч. С. 162.
УДК 329.7-055.2:930
А. В. Долматова
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ В НАЧАЛЕ XX в.: К ИСТОРИОГРАФИИ ВОПРОСА
В статье предпринят анализ историографии общественно-политического движения на рубеже XIX-XX вв. и роли женщин в общественно-политическом движении.
The article deals with the analysis of historiography of social and political movement at the turn of the 19th-20th centuries and the role of women in social and political movement
Ключевые слова: общественно-политическое движение, гендер, эмансипация, феминизм.
Keywords: social and political movement, gender, emancipation, feminism.
Внимание ученых к изучению женского вопроса в последнее время заметно усиливается, что связано, прежде всего, с современной общественно-политической ситуацией. Современное российское общество переживает непростой период трансформаций. Изменения системного характера затронули экономику, политическую, социальную, культурную сферы, породив множество проблем, которые фокусируются в жизни каждого конкретного человека. Драматичность ситуаций, заостренность противоречий порождают интерес общественности и специалистов к аналогичным периодам российской истории. Особенно ярко все проблемы, особенности социума проявляются в критические, переходные периоды развития, именно таким и был в России рубеж XIX-XX вв. Так же как и сегодня, сто лет назад в нашей стране происходили коренные перемены в социально-экономической структуре, началось становление нового типа культуры.
Сегодня изменилось экономическое, политическое положение женщины, возросли ее возможности самостоятельно выбирать свою судь-
© Долматова А. В., 2011
бу, конституционно закреплены равные права мужчин и женщин во всех сферах жизни общества. Но практического равенства по-прежнему не существует. Общественное сознание сохраняет патриархальные установки, выработанные в предыдущий период. В экономике и политике продолжают главенствовать мужчины, а женщины остаются на вторых ролях. В демократических странах мира женщина имеет больше прав, однако и там проблема «женщина и общество» не решена. Без радикальной переоценки сложившихся в современной европейской культуре ценностно-мировоззренческих установок трудно надеяться на решение имеющихся противоречий, а их изменение предполагает научное историческое исследование проблемы на макро- и микроуровнях.
Между тем статус женщины в обществе -интегральный показатель. Он отражает особенности социально-экономического устройства государства, его экономического развития, методов управления, правовых установок, уровня культуры и общественного самосознания. Положение женщины в обществе справедливо считается своеобразным мерилом общественного прогресса. Споры о роли женщины в обществе, о ее социальном положении, предназначении существовали во все эпохи. Но на каждом этапе исторического развития острота и характер постановки женского вопроса были особыми.
Сегодня уже не возникает сомнений в необходимости расширения исследований по проблемам социально-экономического и политического положения женщин. Исследователи ставят своей целью изучение общественной роли женщин в истории страны, разработку путей повышения их социального статуса. Много внимания уделяется истории возникновения женского движения.
Женское движение в России возникло в 1859 г., его становление и развитие носили конкретно-исторический характер и были неразрывно связаны с процессом глубоких преобразований в государственном устройстве, социально-экономической, духовной сферах жизни общества. Оно складывалось под влиянием российских и западноевропейских идей о гуманизме, свободе и общественной инициативе личности, равноправии мужчин и женщин, новых семейных отношениях. Требование раскрепощения женщин вытекало из общедемократических лозунгов того времени, поэтому на начальном этапе в разработке и обосновании женского вопроса активно участвовали мужчины - демократически настроенные публицисты, писатели и ученые. Труды Д. Л. Мор-довцева, С. С. Шашкова, Г. Е. Благосветлова, И. Харламова, А. П. Щапова и других были первыми профессиональными работами по истории женщин [1].
В дореволюционной историографии «женский вопрос» рассматривался в разряде отечественной публицистики в качестве составляющей истории общественного движения. Он включал широкий спектр проблем от борьбы за изменение положения женщин в семье и обществе, за равные права с мужчинами в сфере образования [2], за изменение системы женского воспитания [3] до появления в российском обществе женщин новых социально-культурных типов (например, курсисток, фабричных работниц, женщин-ученых, женщин-предпринимателей и др.) [4].
Современная исследовательница женского движения Н. Л. Пушкарева отмечает, что «начало XX века вписало новую страницу в "женскую историю" России, которая развивалась столь быстро, что ее летописцы не всегда успевали фиксировать события, стремительно сменявшие друг друга» [5]. Это особенно характерно для периода после революции 1905 г., когда цензура сделалась несравненно либеральнее и «вопрос пола» стал одним из наиболее модных на страницах печати. Различные аспекты женской темы затрагивались в социологических и исторических исследованиях, в художественной и сатирической литературе, в многочисленных практических руководствах и пособиях. Всего в России в 1901-1917 гг. выходило около 12 000 наименовании периодических изданий [6]. Однако среди этого изобилия было совсем немного изданий, посвященных общественно-политическим вопросам женского движения. Примером может служить выходивший под лозунгом «Женщины, объединяйтесь!» либеральный «Женский вестник» (СПб., 1904-1917), постоянно рассказывавший о тяжелом положении женщин-работниц, о нужде и трудной жизни крестьянок, и издаваемый большевиками журнал «Работница» (Пг., 1914, 1917) [7]. Писали историю женщин и активистки женского движения: А. Н. Шабанова, А. М. Евреи-нова, Н. Мирович, А. В. Тыркова и др. [8] Выделился пласт литературы о лидерах женского движения [9].
Значительное увеличение числа российских изданий для женщин в начале XX в. было связано с общемировым движением к женской эмансипации (ускоренным в нашей стране Первой русской революцией), с осознанием женщинами своего места в общественной и духовной жизни России, с повышением спроса на подобную печатную продукцию и сопутствующим ему ростом издательских доходов [10].
По-новому в начале XX в. зазвучали публицистические статьи и целые научные исследования, анализировавшие и вопросы женского образования: через него, через его развитие тогда виделся путь к социальной эмансипации россия-
нок. Авторы многочисленных статей и книг старались возвеличить (или по крайней мере спасти от забвения!) имена тех женщин, которые первыми решились стать сестрами милосердия, первыми получили ученые степени и боролись за право преподавать в России [11]. Тенденцию увеличения числа преподавателей-женщин и постепенного снижения общего числа преподавателей-мужчин исследовал в начале ХХ в. симбирский педагог А. Куломзин. По его мнению, женщины больше дорожат своим малооплачиваемым местом по сравнению с мужчинами: «...народ весьма скоро свыкается с учительницами... дети крепко привязываются к ним и любят их больше, чем учителей. Чистота и даже хорошие классные порядки встречаются чаще у учительниц, чем у учителей... особенно дороги те элементы, которые, мирясь с незатейливостью окружающей жизненной обстановки, умеют при трудных условиях вносить в своё дело много любви, настойчивости и внимания. Опыт свидетельствует, что таким элементом являются чаще всего учительницы». Также он отметил, что в годы Первой русской революции количество девочек, пришедших учиться в начальную школу, значительно увеличилось: «...неоспоримые цифры показывают, что женское образование у нас растёт быстрее мужского. За период с 1894 года по России число учащихся мальчиков возросло по всей России на 37%, а девочек - на 70%» [12].
В начале ХХ в. появились и первые библиографии, посвященные «женской теме» (Л. Я. Гу-ревич, В. М. Хвостова) [13].
Интерес к «женскому вопросу» в его новом осмыслении заставил юристов начала XX в. всерьез заняться не только обоснованием женского права на образование, но и проанализировать статус представительниц «слабого пола» в частном (опекунском, наследственном, семейном) праве того времени [14].
Идея равенства людей обоего пола перед законом была представлена в специальной исследовательской литературе о правовом положении российских женщин. В дореволюционной историографии «женский вопрос» как общественное явление, проходя определенные стадии, привлекал значительное внимание современников, которые его всесторонне освещали, при этом тематика работ следовала за ходом исторических событий и часто сопоставлялась с зарубежными процессами [15].
Почти в каждой работе о положении женщин на рубеже XIX-XX вв. звучал мотив трудовых отношений, являвшийся составной частью процесса перестройки ролевых позиций женщин в структуре общества [16]. Исследователи избегали обобщений и ограничивались лишь перечислением тех трудностей, с которыми приходилось
сталкиваться женщинам, занявшим рабочие места [17]. Тема места женщины в системе трудовых ресурсов, проблемы занятости и безработицы, охраны труда и его оплаты с научной точки зрения впервые была выдвинута в работах первой в России женщины-политэконома М. Н. Вернадской [18]. Специальные исследования о социально-экономическом положении женщин затрагивали фабричных работниц [19], так как категория фабричного труда женщин была самой многочисленной и слабо защищенной в законодательном отношении. Появлялись работы по отдельным категориям женщин-служащих, но они носили ведомственный отчетный характер и не полностью раскрывали условия их труда [20]. Отдельно освещалась деятельность женщин по уходу за ранеными и больными [21].
Особенностью историографии этого периода в отношении изучения женщины было накопление фактического материала. Большинство работ этого периода носит описательный характер, основанный на личных наблюдениях авторов. Поэтому эти этнографические сведения можно рассматривать и как источниковую базу для исследования положения женщины в обществе.
В работах послереволюционных лет были заявлены основные темы по решению «женского вопроса», которые исследовались в последующие десятилетия (трудовые отношения, образование, общественное движение). В 1920-е гг. одной из популярных тем был женский труд [22], при этом основное число исследований, отличалось опи-сательностью, ограниченностью источниковой базы и идеологической направленностью. Не случайно, что социально-экономический аспект «женского вопроса» по популярности вскоре уступил место направлению по изучению участия женщин в освободительном и революционном движениях [23].
В советской историографии 1930-х - середины 1950-х гг. проблематика женской истории четко заняла определенные ниши, например история образования и общественного движения [24]. Однако в советскую эпоху интерес к «женской теме» был существенно ограничен по идеологическим мотивам. Специальные исследования жизни и быта женщин до и после революции должны были доказать, что до установления советской власти положение женщины было крайне тяжелым и угнетенным, и лишь революция смогла освободить и раскрепостить ее. Поэтому долгое время советские исследования «женского вопроса» отличались заданностью тем и итоговых выводов.
В годы Великой Отечественной войны была актуальна тема традиционного женского героизма и самопожертвования [25]. А в конце 1950-х -1980-е гг. в советской историографии было впер-
вые сформулировано понятие «женский вопрос» [26]. Тогда же был заявлен факт решения «женского вопроса в СССР» [27].
Особо следует выделить тему эмансипации женской личности в истории, благодаря коллективным и персональным «исследовательским портретам» русских женщин (преподавательниц, научных работников, служащих), стала ясна их роль в истории развития общества [28]. Появились специальные работы по истории женской школы, которые отличались расширенной источни-ковой базой [29].
Историография «женского вопроса» в советский период характеризовалась большой тематической разбросанностью, однако практически отсутствовали попытки обобщить общественно-политическое положение женщин в дореволюционном обществе. Тем не менее следует отметить, что ко второй половине 1980-х гг. в отечественной науке накопились значительные знания, большой объем опубликованных источников, позволившие в скором времени на основе использования новых методов исследования и междисциплинарного подхода приступить к всестороннему изучению положения женщин.
Особое место в изучении «женского вопроса» принадлежит профессору Г. А. Тишкину, который более 25 лет плодотворно работает над темой, постоянно расширяя сферы исследования. Так, в монографии «Женский вопрос в России 5060-е годы XIX в.» он охарактеризовал правовой статус женщины в середине XIX в. и дал подробный анализ различных точек зрения на юридическое положение русских женщин среди правоведов, историков и общественных деятелей разных направлений как в дореволюционной, так и в советской литературе [30]. Попутно, в рамках выяснения наиболее острых и дискуссионных тем, входивших в состав «женского вопроса», Г. А. Тишкин упомянул о таких проблемах семьи, как раздельное проживание и разводы супругов, положение незаконнорожденных детей, существовавшие возможности усыновления и узаконения их для тех или иных социальных групп и др.
В новейшей историографии отношение к «женской истории» изменилось кардинальным образом. Благодаря новому (гендерному) подходу у отечественных исследователей возникло желание создать «историю женщины», за которую одновременно принялись социологи, психологи, физиологи, историки и философы. Коллективные гендерные труды носят комплексный характер [31]. Среди прочих выделяются исследования О. А. Хасбулатовой, С. Г. Айвазовой и И. И. Юкиной, освещающие основные этапы революционно-освободительного и женского движения [32].
Начали развивать гендерную тематику в нашей стране этнографы, политологи, социологи и
юристы. Однако постепенно «женская тема» начинает входить в круг исторических исследований. Традиционными для исторических исследований по «женской теме» являются изыскания, рассматривающие социокультурный статус женщины через систему образования, воспитания и эволюции роли женщины в семейной жизни [33].
Большую роль в теоретическом осознании предмета гендерных исследований в отечественной исторической науке сыграли работы Л. П. Репиной и Н. Л. Пушкаревой [34].
В рамках исторической феминологии в современной историографии плодотворно работает П. П. Щербинин [35]. Принципиально новыми для исторической науки являются работы Т. Б. Котловой, обращенные к анализу социального статуса женщины в культурной среде провинциального города [36]. Один из важных выводов исследования состоит в том, что стремительно меняющийся облик города, расширяющиеся возможности к получению образования меняли образ жизни женщины, способствуя ее переходу из узкого семейного круга в сферу общественной и производственной жизни.
Среди работ историков и правоведов, которые изучают социально-правовой и семейный статус женщин в дореволюционный период [37], следует выделить труды Т. В. Шатковской о крестьянках и В. А. Веременко о дворянках, которые отличаются высокими качествами исследовательской работы [38]. Значительный вклад в разработку темы о правовом положении женщин в дореволюционной России внесла также О. Б. Вахромеева, в том числе ею было изучено правовое положение трудящихся женщин [39].
Социально-экономический аспект жизни женщин различных сословий в дореволюционный период освещается в десятках работ. Отдельного внимания заслуживают работы о купечестве М. Н. Барышникова, А. И. Османова и Ю. М. Гончарова [40]. О женщинах, вовлеченных в промышленное производство, мещанках, ремесленницах и даже работницах как представительницах определенного социального слоя практически умалчивается, за исключением общих социально-экономических трудов.
В качестве отдельного направления выделяется тема благотворительности в России, затрагивающая социальную миссию соотечественниц [41].
«Женская тема» в современной историографии рассматривается также в рамках социальной истории. Главным достоинством ряда работ является изучение жизни простых людей, но часто исследования отличаются описательным характером, большим территориальным диапазоном, а у некоторых из них отсутствуют обобщения на методологическом уровне и сопоставления междисциплинарного характера [42].
Стоит также отметить, что в современных исследованиях по истории женщин России наблюдается явная диспропорция в изучении центра и провинции. Наибольшее количество работ посвящено истории женщин российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга), тогда как жизнь провинциалок только в последнее время стала предметом научного интереса историков. Недостаточно исследованными остаются роль и место женщин в общественно-политическом и социокультурном пространстве региона, особенности их повседневной жизни. Кроме того, при комплексном исследовании эволюции общественного положения женщины в России следует учитывать многогранность культурных и социальных процессов в нашей стране, преобразования в повседневной жизни женщины во второй половине XIX в., специфику культурной среды провинциального города. Наличие таких многообразных факторов предполагает привлечение новых методов исторического исследования, которые активно развиваются в современной историографии.
В зарубежной историографии исследование российского дореволюционного феминизма долго сдерживалось отсутствием источниковой базы, в значительной степени ограничиваемой воспоминаниями самих эмигрантов и их детей. Однако иностранные исследователи выявили и анализировали огромный фактический материал по истории европейского феминизма. Но тем не менее в конкретно-исторических условиях СССР даже этот накопленный западными исследователями багаж мало использовался советскими авторами, имевшими, большей частью, возможность ознакомиться с трудами своих коллег лишь в критическом переложении или, в лучшем случае, в кратком изложении [43].
Особый интерес зарубежных авторов к проблемам российского феминизма в определенной степени способствовал их обращению к вопросам положения женщины в семье. Наибольший вклад в разработку данной темы внесли такие ученые, как Б. Энгел, Л. Эдмондсон, К. Руан и Р. Стайте [44]. Так, например, исследование Р. Стайтса «Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930 гг.» открывается характеристикой русской женщины и ее мира. Последнее, конечно, невозможно без анализа семейно-брачных отношений, однако на долю этого анализа в исследовании, посвященном самому женскому движению, автор отводит не более десяти страниц, а сам анализ сводится к краткому изложению основных положений Законов Гражданских и сравнению их со схожими нормами тогдашнего европейского права [45].
Вопросами семейно-брачного законодательства имперской России занимался У. Вагнер, под-
робно изучивший планы русских юристов XIX в. в области реформы семейного права, в частности вопросы облегчения процедуры развода и расширения имущественных прав женщин [46].
В зарубежной литературе широко практикуется персональный подход, когда некие общие тенденции прослеживаются на материале нескольких конкретных жизнеописаний. Из такого рода произведений наибольший интерес представляет труд Б. Петровой-Эннкер «"Новые люди" России: развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции» [47]. В центре ее исследования двенадцать биографий женщин, преимущественно дворянок, которые представляли различные течения в российском феминистском движении. Они собраны в четыре группы (по три персональные истории в каждой) по мотивам участия женщин в движении, а также формам и видам их общественной деятельности. В работе выяснены причины, способствовавшие формированию первых «эмансипе». Среди них автор особо выделила новые формы воспитания девочек в дворянской семье, само изменение ее жизни, не проходившее мимо внимания ребенка. Вместе с тем исследование, большей частью построенное на тщательном анализе эго-документов, пошло вслед за источниками, в которых первые феминистки пытались прежде всего описать свою публичную деятельность, а собственно частной, семейной жизни самих «новых женщин» в работе уделено мало внимания [48].
Многие проблемы, связанные с историей «женского вопроса» и трансформацией социального статуса женщины провинциального общества, пока еще остаются мало изученными. В то же время появление нового поколения историков, работающих с гендерной проблематикой на региональном уровне, позволит развить данную отрасль исторического знания, вписаться в мировой процесс и, что особенно важно, внести вклад исторической науки в формирование более терпимого и демократичного общественного сознания.
Примечания
1. Мордовцев Д. Л. Русские женщины нового времени: в 3 т. СПб., 1874; Он же. Русские исторические женщины: популярные рассказы из русской истории: в 3 т. СПб., 1874; Благосветлов Г. Е. Для чего нам нужны женщины. СПб., 1869; Шашков С. Новости женского дела // Дело. 1871. № 11. С. 145; Он же. Хроника женского дела // Дело. 1872. № 5. С. 1; Он же. Исторические судьбы женщины // Дело. 1869. № 10. С. 1; Он же. Историческая судьба женщин, детоубийство и проституция. СПб., 1898. 894 с.; Харламов И. Женщины в русской семье // Русское богатство. 1880. № 3. С. 59-107; № 4. С. 57-111; Щапов А. П. Влияние общественного миросозерцания на социальное положение женщины в России // Дело. 1871. № 7-8. С. 179; Он же. Положение женщины в
России по до-петровскому воззрению // Дело. 1873. № 4, 6. С. 165.
2. Лихачева Е. И. Материалы для истории женского образования в России: в 3 т. СПб., 1890-1895; Она же. Материалы для истории женского образования в России (1856-1880). СПб., 1901.
3. Нужны ли женщинам науки и познания?: О воспитании женщин // Вестник Европы. 1811. № 9-12. С. 58-59; Об обществе попечения о молодых девицах // Женский вестник. 1910. № 11. С. 23-29; К вопросу о физическом воспитании женщин // Женское образование. 1884. № 5. С. 355; Николаева М. И. Как воспитывать женщину? // Образование. 1896. № 4. С. 42; Шумигорский Е. С. Императорское Женское патриотическое общество (1812-1912): исторический очерк. СПб., 1912.
4. Кауфман А. А. Русская курсистка в цифрах // Русская мысль. 1913. № 1. С. 87-112.
5. Пушкарева Н. Л. Русская женщина: история и современность. История изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800-2000: материалы к библиографии. М.: Ладомир, 2002. С. 20.
6. См., напр.: Беляева Л. Н. и др. Библиография периодических изданий России: 1901-1916. Л., 19581961. Т. 1-4; Периодическая печать в России в 1917 г. Л., 1987. Ч. 1-3; Пушкарева Н. Л. Указ. соч. Приложение. Женская пресса (издания для женщин XIX -начала XX в.) С. 522-523.
7. Федотов А. С. Женщина на страницах российской периодической печати (1901-1917 гг.) // Женщины в меняющемся мире: история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск, 1996.
8. Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. СПб., 1912; Шабанова А. Международный женский конгресс в Стокгольме (сент. 1911 г.) // Вестник Европы. 1912. № 1-2. С. 345; Евреинова А. М. Краткий очерк прав женщин в семье // Первый женский календарь на 1905 г. СПб., 1905; Мирович Н. VI конгресс Международного союза избирательных прав женщин (1911 г.) // Вестник Европы. 1911. № 7. С. 326; Она же. О I съезде русских деятельниц по благотворительному просвещению (июнь 1905 г.) // Русская мысль. 1905. № 5. С. 132; Тыркова А. Женский труд и проституция // Русская мысль. 1910. № 6. С. 124; Артемьева Н. Женщины и наука // Женское образование. 1876. С. 307; Венгерова 3. Феминизм и женская свобода // Образование. 1898. № 5-6. С. 73.
9. Бородаевская В. И. Надежда Васильевна Стасова: биографический очерк // Исторический вестник. 1895. Т. 62. С. 561-572; Дневник Марии Башкирцевой // Северный вестник. 1892. № 12. С. 93; Памяти Варвары Павловны Тарновской: сб. СПб., 1914; Щепкина Е. Н. Воспоминания и дневники русских женщин // Исторический вестник. 1914. № 8. С. 536; Она же. Из истории женской личности в России. СПб., 1914. 30 с.
10. На рубеже XIX и XX вв. за освещение своего исторического прошлого взялись сами женщины. Вслед за пионерками русского женского движения (Н. Кор-сини, М. Богдановой, Н. Сусловой), писавшими скорее публицистические статьи, нежели исследования, Е. О. Лихачева, М. Дитрих и Е. Н. Щепкина попытались дать научное объяснение женского неравноправия. Их выводы мало чем отличались от выводов исследователей-мужчин. Истоки незавидной женской доли в России они видели в «утверждении патриархальных начал», влиянии православия и распростра-
нении византийской литературы. В отличие от них идеологи марксистской ориентации - А. М. Коллон-тай, Н. К. Крупская, чьи первые работы по «женской теме» были опубликованы еще до революции 1917 г., старались подчеркнуть несовместимость «буржуазного» и «пролетарского» женского движений (первое, с их точки зрения, было нацелено лишь на получение политических прав представительницами привилегированных социальных слоев, а второе - было частью рабочего движения России) (Пушкарева Н. Л. Указ. соч. С. 19-20).
11. Попытки исторически осмыслить значимость основных этапов истории женского образования предпринимались поэтому буквально с первых же десятилетий его институционализации. Первые работы, затрагивающие данную тему, появились еще в конце XIX в., например: Женщины, получившие ученые степени, и состояние женского вопроса // Отечественные записки. 1869. № 1; Ильинский П. А. Русская женщина в войну 1877-1878 гг.: очерк деятельниц сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей. СПб., 1879; Сущинский П. П. Женщина-врач в России: очерк десятилетия Женских врачебных курсов. 1872-1882 гг. СПб., 1883; Богуславская М. Женщины-врачи // Друг женщин. 1882. № 1. С. 78-79; Некрасова Е. С. Студентка на войне: Письма из Румынии (1877 г.) // Русская мысль. 1898. № 7.
12. См.: Куломзин А. Достижения начальной школы в России. СПб., 1904. С. 18 // Титаренко Ю. И. Женское образование в Симбирской губернии в период 1905-1907 гг. // Первая русская революция 19051907 гг.: исторический опыт разрешения внутриобще-ственного кризиса и современность: материалы все-рос. науч.-практ. конф. Ульяновск, 2005.
13. Гуревич Л. Я. Женский вопрос в Государственной Думе. СПб., 1906; Он же. Почему нужно дать женщинам все права и свободу. СПб., 1906; Он же. Женский вопрос. М., 1917; Хвостов В. М. Женщина накануне новой эпохи: два этюда по женскому вопросу. М., 1905. 101 с.; Он же. Женщина и человеческое достоинство. М., 1914. 510 с.
14. См. подробнее: Пушкарева Н. Л. Указ. соч. С. 21-22.
15. Безобразов П. В. О современном положении женщины: публичная лекция. 2-е изд. М., 1892; Волкова А. Женское движение в разных странах. СПб., 1900; Кичеджи-Шаповалов М. В. Женское движение в России и за границей. СПб., 1902; Мижуев П. Г. Женский вопрос и женское движение. СПб., 1906; Голь-цева Н. А. Женское движение в Соединенных Штатах. М., 1906; Новик И. Д. Борьба за политические права женщин. М., 1906; Мирович Н. Женское движение в Европе и Америке. М., 1907.
16. Коллонтай А. М. Социальные основы женского вопроса. С. 28.
17. Шашков С. С. История русской женщины. 2-е изд. СПб., 1879; Хвостов В. М. Женский вопрос. М., 1907.
18. Мария Николаевна Вернадская // Ариян П. Н. Первый женский календарь на 1902 г. СПб., 1902. С. 385-394.
19. Янжул И. И. Детский и женский фабричный труд в Англии и России: общее санитарное состояние промышленных заведений // Отечественные записки. 1880. № 3. С. 97-126; Он же. Женщины-матери на фабриках: очерки и исследования: в 2 т. М., 1884.
20. См. например: Щеглов В. Н. Женщина-телеграфистка в России и за границей. СПб., 1894.
21. Исторический очерк деятельности Российского общества Красного Креста / сост. В. Ф. Боцянов-ский. СПб., 1896; Герман Ф. Л. Заслуги женщин в деле ухода за больными и ранеными. Харьков, 1898.
22. Балобанов М. Женский и детский труд: (текстильщик: история, быт, борьба). М., 1925; Ращин А. Женский труд в СССР. М., 1928.
23. Куделли П. Ф. Работница в 1905 г. в Петербурге. Л., 1926; Крупская Н. К. О работе среди женщин. М.; Л., 1926; Кункль А. А. Выстрел Веры Засулич. М., 1927.
24. Чехов Н. В. Лица женского пола не принимаются // Советское студенчество. 1936. № 10. С. 6568; Цубербиллер О. Н. Курсистка // Там же. 1940. № 3. С. 30-31; Васильева М. В. Женское движение в России в 60-х годах XIX в.: дис. ... канд. ист. наук. М., 1942.
25. Коненко Е. Девушки-героини. М., 1941; Розова К. Л. История первых русских женщин-врачей: дис. ... канд. мед. наук. М., 1945; Финклер Ю. М. История Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. М., 1947.
26. Бильшай В. Л. Решение женского вопроса в СССР. М., 1959; Чирков П. М. Решение женского вопроса в СССР. М., 1978.
27. Ткаченко В. М. Опыт решения женского вопроса в СССР. Минск, 1975; Женщины Страны Советов: краткий исторический очерк. М., 1977; Опыт КПСС в решении женского вопроса. М., 1982.
28. Первые женщины-медики в России. Л., 1961; Первые женщины-инженеры. Л., 1967; Академик П. Я. Кочина. Воспоминания. М., 1974; Ершова В. М. О. А. Добиаш-Рождественская. Л., 1988; Селезнева Е. С. Первые женщины-геофизики и метеорологи. Л., 1989.
29. Михеева Э. П. Из истории высшего женского образования в России // История СССР. 1969. № 1. С. 174-179.
30. Тишкин А. Г. Женский вопрос в России в 5060-е годы XIX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984; Он же. Петербургский университет и начало высшего женского образования в России // Очерки по истории Ленинградского университета. Т. IV. Л., 1982. С. 1532.
31. См., напр.: Женщины в социальной истории России. Тверь, 1996; О благородстве и преимуществе женского пола: из истории женского вопроса в России: сб. науч. тр. / науч. ред. и сост. Р. Ш. Ганелин. СПб.: Невский ин-т языка и культуры, 1997; Женщина, гендер, культура. М., 1999; Российские женщины и европейская культура. I-VI конференции / отв. ред. Г. А. Тишкин. СПб.: СПб. фонд им. М. В. Ломоносова, 1993-2002; Гендерные исследования в гуманитарных науках: современный подход: материалы между-нар. науч. конф. (15-16 сентября 2000 г.). Иваново, 2000; Общество гендер, культура: материалы между-нар. науч. конф. Омск, 20-21 сентября 2001. Омск, 2001; Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / сост. Е. Б. Мезенцева. М., 2002; Женская повседневность в России в XVIII-XX вв.: материалы междунар. науч. конф. 25 сентября 2003 г. / под ред. П. П. Щербинина. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003; Женская и гендерная история / под ред. Н. Л. Пушкаревой. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2003; Женщины в истории: возможность
быть увиденными: сб. науч. ст. Вып. 1-3. Минск: Изд-во БГПУ, 2001-2004.
32. Хасбулатова О. А. Социально-исторический опыт и традиции женского движения в России. М., 1995; Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998; Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности. СПб., 2007.
33. Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII - нач. ХХ в. М., 2006; Перова Н. И. Смолянки, мариинки, павлушки... бестужевки. Из истории женского образования в Санкт-Петербурге. СПб., 2007.
34. См., например: Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998; Введение в гендерные исследования: учеб. пособие. Ч. 1-2. Харьков, 2001; Пушкарева Н. Л. Женщины России и Европы на пороге Нового времени. М., 1996.
35. Щербинин П. П. Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVIII - начале XX в. Тамбов, 2004.
36. Котлова Т. Б. Российская женщина в провинциальном городе на рубеже XIX - начала ХХ века. Иваново, 2003.
37. Туманова Л. Личные и имущественные отношения супругов в России во второй половине XIX века. Усыновление и узаконение // Право и жизнь. 2003. № 6. С. 58-74.
38. Шатковская Т. В. Закон и обычай в правовом быту крестьян второй половины XIX века // Вопросы истории. 2002. № 11-12. С. 101-109; Веремен-ко В. А. Дворянская семья и государственная политика в России во второй половине XIX - начале XX вв. 2-е изд. СПб., 2009.
39. Вахромеева О. Б. Местные законы о положении женщин в Российской империи на рубеже XIX-XX вв. // Университетский историк: Альманах. 2007. № 4. С. 101-107; Она же. Историко-юридическая мысль и «женский вопрос» в России во второй половине XIX - начале XX в. // Страницы истории: сб. науч. ст., посвящ. 65-летию со дня рождения профессора Г. А. Тишкина. СПб., 2008. С. 355-360; Она же. Женщина и семья в Европейской России на рубеже XIX-XX веков. СПб., 2008; Она же. Женщины в системе трудовых ресурсов в России на рубеже XIX-XX вв. СПб., 2009.
40. Гончаров Ю. М. Купеческая семья второй половины XIX - начала XX в. М., 1999; Османов А. И. Петербургское купечество в последней четверти XVIII - начале XX в. СПб., 2005; Барышников М. Н. Деловой мир дореволюционной России: индивиды, организации, институты. СПб., 2006.
41. Афанасьев В. Г., Соколов А. Р. Благотворительность в России: историографические аспекты проблемы. СПб., 1998; Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. СПб., 2003; Благотворительность в истории России: новые документы и исследования. СПб., 2008.
42. Калдымова О. А. Семья и женщина в контексте повседневности российской провинции начала XX в. // Самарский край в контексте российской и славянской истории и культуры. Самара, 2004. С. 112116.
43. См., напр.: Волк С. С., Тишкин Г. А. Зарубежные авторы о женском движении и семье в России Х!Х - начала XX в. // Вопросы истории. 1981. № 11.
44. См., напр.: Энгель Б. А. Бабья сторона // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): материалы междунар. конф. М., 1996; Russia's Women: Accommodation, Resistanse, Transformation / ed. by B. E. Clements, B. A. Engel, C. D. Worobec. Berkley; Los Angeles; Oxford, 1991; Engle B. A. Between the Fields and the City. Women, Work and Family in Russia, 1861-1914. Cambridge, 1994; Edmondson L. H. Feminism in Russia, 1900-1917. Stanford. California, 1984; Russian Feminism and the Women's Congress of 1908 // Russian History. 1977; Ruane Christine. Gender, Class and the Professionalization of Russian City Teachers. 1860-1914. Pittsburgh, 1994; Ruane Christine. Divergent Discountres: Images of the Russian Woman Schoolteachers in Post-Reform Russia // Russian History. Vol. 20. 1993. № 1-4. P. 109-124; Stites R. The Women's liberation Movement in Russia: Feminism, Nihilism and Bolshevism, 1860-1930. N. Y., 1978.
45. Стайте P. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 18601930 / пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
46. Wagner W. G. Marriage, property and Law in late Imperial Russia. Oxford, 1994; Idem. The Trojan Mare: Women's Rights and Civil Rights in Late Imperial Russia // Civil Rights in Imperial Russia / ed. by О. Crisp, L. Edmondson. Oxford, 1989.
47. Pietrow-Ennker B. Russlands «Neue Menschen»: Die Entwicklung der Frauenbewegung von der Anfangen bis zur Oktoberrevolution. Frankfurt; N. Y.: Campus Veerlag. 1999.
48. Пиетров-Эннкер Б. «Новые люди» России. Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции / пер. Ю. П. Шаттон; под ред. М. П. Мох-начевой. М., 2005.