Научная статья на тему 'Роль женщины в истории крымскотатарского театра'

Роль женщины в истории крымскотатарского театра Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ТЕАТР / КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ЖЕНЩИНА / КУЛЬТУРА КРЫМА / CRIMEAN TATAR THEATRE / CRIMEAN TATAR WOMAN / CULTURE OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шутелева Ия Александровна, Муратова Карина Равиловна

В статье рассматривается роль женщины в истории крымскотатарского театра. Анализируется взаимосвязь развития крымскотатарского театра с изменением статуса крымскотатарской женщины. Влияние женщины на развитие культуры Крыма неоспоримо. Процесс развития крымскотатарского театра и получением европейского опыта связан с началом освоения крымскими татарками сцены. Участие татарских женщин в театральной жизни стало революцией как для крымскотатарского театра, так и для крымскотатарского народа. Период конца XIX-начала XX веков ознаменован началом расцвета театрального искусства, в чем несомненную роль сыграли крымскотатарские женщины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Women in the History of the Crimean Tatar Theater

The article discusses the role of women in the history of the Crimean Tatar theater. The interrelation of the development of the Crimean Tatar theater with the change of the status of the Crimean Tatar woman is analyzed. The influence of women on the development of culture of the Crimea is undeniable. The process of development of the Crimean Tatar theater and obtaining European experience is associated with the beginning of the development of the Crimean Tatar stage. The participation of Tatar women in theatrical life was a revolution for both the Crimean Tatar theater and the Crimean Tatar people. The period of the late XIX-early XX centuries was marked by the beginning of the flowering of theatrical art, in which the Crimean Tatar women played an undoubted role.

Текст научной работы на тему «Роль женщины в истории крымскотатарского театра»

ДРАМАТУРГИЯ - ДРАМАТУРГИЯ

Шутелева Ия Александровна, Муратова Карина Равиловна1 E-mail: [email protected]

Роль женщины в истории крымскотатарского театра

УДК: 908

Аннотация.

В статье рассматривается роль женщины в истории крымскотатарского театра. Анализируется взаимосвязь развития крымскотатарского театра с изменением статуса крымскотатарской женщины. Влияние женщины на развитие культуры Крыма неоспоримо. Процесс развития крымскотатарского театра и получением европейского опыта связан с началом освоения крымскими татарками сцены. Участие татарских женщин в театральной жизни стало революцией как для крымскотатарского театра, так и для крымскотатарского народа. Период конца XIX-начала XX веков ознаменован началом расцвета театрального искусства, в чем несомненную роль сыграли крымскотатарские женщины.

Ключевые слова:

крымскотатарский театр, крымскотатарская женщина, культура Крыма.

Отношение общества к женщине-мусульманке-актрисе было осуждающим. Оскорбления, клевета и презрение сыпались на крымских татарок, выступления перед публикой считалось не допустимыми. Значимость изучения роли крымскотатарской женщины в истории крымскотатарского театра обусловлена весомым вкладом, внесенным ими в развитие культуры Крыма.

Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр является единственным тюркоязычным театром в Крыму и единственным театром крымских татар в мире. Крымскотатарский театр имеет свою давнюю историю, и она начинается задолго до его создания. Упоминание о театральном искусстве крымских татар относятся к первой половине XVII века. Однако развитие театра и его расцвет произошел в XIX - начала XX веков. Именно в тот период женщина впервые появляется на сцене крымскотатарского театра. В статье будет изучена роль женщины в истории крымскотатарского театра, ее развитие и становление равноправным гражданином общества.

Вопрос о статусе крымскотатарской женщины привлекал внимание многих краеведов. О статусе женщин писал в своей работе Михалон Литвин, упоминавший о том, что крымскотатарская женщина находится постоянно взаперти. Бесправие женщины проявлялось в обязанности всегда находится дома, где они одновременно занимались домашним хозяйством и работали, а также в запрете на получение полного образования и возможности совершать молитву только дома [1]. Однако роль женщины не ограничивалась домом и семьей. При желании она могла участвовать в общественной жизни общества. Несмотря на это путь к театру был закрыт. Театр способствовал побуждению к различному роду деятельности, поднятию философских вопросов, что могло повлиять на мировоззрение крымскотатарской женщины. Поэтому женщины не имели права посещать театральные представления, а тем более в них участвовать, все роли исполняли мужчины.

Революция 1917 года кардинально перевернула статус крымскотатарской женщины. Неудачный опыт участия женщин в театральных постановках не смог помешать развитию женских театральных ролей и уже с 1917 года становятся известными имена женских актрис. Среди крымских татар стали известны имена актрис А. Тайганской и Ф. Ширинской. Айше Тайганская сыграла огромную роль в крымскотатарской

1 Шутелева Ия Александровна, к.и.н., доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа, Татарстан); Муратова Карина Равиловна, студент магистратуры Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа, Татарстан)

Роль женщины в истории крымскотатарского театра

драматургии. Была создана женская труппа «Ешиль ада», главными режиссерами которой стали А. Болатукова и А. Тайганская [2].

Популярность театра росла, а вместе с тем менялся статус крымскотатарской женщины. Предоставление права участия в театральной жизни привело к осознанию своего положения в общественной жизни. Женщины становились главными героями театральных постановок и послужили ключевым звеном в развитии крымскотатарского театра. Главными темами постановок были просвещение крымскотатарского народа и критика устаревших традиций. Посредством искусства освещалось бесправное положение мусульманских женщин, высмеивались устои, что позволило театру приблизиться к европейским устоям. Началось сотрудничество крымскотатарского театра с артистами других народов, что способствовало наращиванию профессионального опыта не только самим артистам, но и режиссерам. В связи с этим интерес к театру крымских татар рос. Стали открываться театральные труппы в разных городах Крыма. В 1923 году в городе Симферополь был создан Крымский государственный драматический театр, основной труппой которого были крымскотатарские женщины наряду с мужчинами. А. Тайганская, Е. Челебиева, Ф. Ширинская, А. Пармаксызова, С. Байкина, М. Ишниязова знаменитые актрисы крымскотатарского театра, внесшие незаменимый вклад в развитие и процветание своего народа и театрального искусства.

В период XIX-XX вв. крымскотатарские женщины активно принимают участие во всех сферах культурно-просветительской деятельности, заявив о себе как о полноправном гражданине общества. Это время стало периодом изменения статуса женщины в крымском обществе и одновременно периодом расцвета крымскотатарского театрального искусства. Сыграв значимую роль в истории крымскотатарского театра, женщины оставили большой след в развитии крымскотатарской драматургии и культуре Крыма.

Shuteleva Iya Aleksandrovna, Muratova Karina Ravilovna.

The Role of Women in the History of the Crimean Tatar Theater

Summary. The article discusses the role of women in the history of the Crimean Tatar theater. The interrelation of the development of the Crimean Tatar theater with the change of the status of the Crimean Tatar woman is analyzed. The influence of women on the development of culture of the Crimea is undeniable. The process of development of the Crimean Tatar theater and obtaining European experience is associated with the beginning of the development of the Crimean Tatar stage. The participation of Tatar women in theatrical life was a revolution for both the Crimean Tatar theater and the Crimean Tatar people. The period of the late XIX-early XX centuries was marked by the beginning of the flowering of theatrical art, in which the Crimean Tatar women played an undoubted role.

Keywords: Crimean Tatar theatre, Crimean Tatar woman, culture of Crimea.

Литература

1. Бекмамбетова Э.М. Участие крымскотатарских женщин в культурной жизни Крыма в первой половине XX века - до 1941 г. / Э.М. Бекмамбетова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 3. - С. 3.

2. Ильницкая О.И. Страницы истории зарождения и развития крымскотатарского сценического и театрального искусства / О.И. Ильницкая // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Том 1 (67). - 2015 № 3. - С. 132-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.