Научная статья на тему 'Роль женщин-мари в этнокультурном проектировании'

Роль женщин-мари в этнокультурном проектировании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
234
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ / ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МИФ О ЮМЫНÿДЫР / АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / СОЮЗ ЖЕНЩИН МАРИ "САСКАВИЙ" / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шкалина Г.Е.

В статье рассматривается проблема ревитализации этнокультурных ценностей в современном обществе. Издревле они обеспечивали не только выживание того или иного народа, но и сохранение его духовного и физического здоровья, гармонизировали взаимодействие человека с природой и с другими людьми. Сегодня наблюдается более полное, расширенное, антропологическое понимание культуры, включающее широчайшую сферу стилей жизни и способов совместного существования людей, творческой деятельности и формирования системы ценностей, норм, мировоззрения и идентичности. Автор отмечает, что финно-угорские народы России за последние 25-30 лет консолидировались благодаря осмыслению общих архетипических образов. Этнокультурное наследие приобрело для них значение жизненно важных установок, явилось маркером самосознания нового поколения. Автор называет художественной квинтэссенцией такого процесса мюзикл «Юмынÿдыр», поставленный на основе архаического марийского мифа в национальном театре Республики Марий Эл. Историческое и культурное своеобразие марийской этнокультуры является проектируемой проблемой для регионального общественного объединения «Союз женщин мари «Саскавий», задачи которого состоят в активизации деятельности коренных женщин РМЭ, повышении их статуса, роли в политической, социально-экономической жизни республики; поддержке культуротворческих инициатив сельских женщин; подготовке молодых лидеров из числа женщин мари. Сделан вывод том, что общественные институции с культуротворческой миссией являются важной организационной структурой, проектирующей становление и формирование этнической культуры в XXI в. Многосторонний творческий потенциал этнокультуры в женских руках может быть широко использован для укрепления социальной сплоченности, чувств взаимного доверия и понимания, для развития транскультурных связей, ибо женское начало это всегда настрой на важнейшие витальные частоты мироздания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль женщин-мари в этнокультурном проектировании»

УДК 39:008-055.2

роль женщин-мари в этнокультурном проектировании

Г. Е. Шкалина

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

role of mari women in ethno-cultural designing

G. E. Shkalina

Mari State University, Yoshkar-Ola

В статье рассматривается проблема ревитализации этнокультурных ценностей в современном обществе. Издревле они обеспечивали не только выживание того или иного народа, но и сохранение его духовного и физического здоровья, гармонизировали взаимодействие человека с природой и с другими людьми. Сегодня наблюдается более полное, расширенное, антропологическое понимание культуры, включающее широчайшую сферу стилей жизни и способов совместного существования людей, творческой деятельности и формирования системы ценностей, норм, мировоззрения и идентичности. Автор отмечает, что финно-угорские народы России за последние 25-30 лет консолидировались благодаря осмыслению общих архетипиче-ских образов. Этнокультурное наследие приобрело для них значение жизненно важных установок, явилось маркером самосознания нового поколения. Автор называет художественной квинтэссенцией такого процесса мюзикл «Юмынудыр», поставленный на основе архаического марийского мифа в национальном театре Республики Марий Эл. Историческое и культурное своеобразие марийской этнокуль-туры является проектируемой проблемой для регионального общественного объединения «Союз женщин мари «Саскавий», задачи которого состоят в активизации деятельности коренных женщин РМЭ, повышении их статуса, роли в политической, социально-экономической жизни республики; поддержке культуротворческих инициатив сельских женщин; подготовке молодых лидеров из числа женщин мари. Сделан вывод том, что общественные институции с культуротворческой миссией являются важной организационной структурой, проектирующей становление и формирование этнической культуры в XXI в. Многосторонний творческий потенциал этнокультуры в женских руках может быть широко использован для укрепления социальной сплоченности, чувств взаимного доверия и понимания, для развития транскультурных связей, ибо женское начало - это всегда настрой на важнейшие витальные частоты мироздания.

The article deals with the problem of revitalization of ethno-cultural values in modern society. From ancient times they provided not only the survival of the people, but also the preservation of its spiritual and physical health, harmonized the interaction of a man with nature and with other people. Today there is a more complete, expanded, anthropological understanding of culture, including the broadest sphere of life styles and ways of people's coexistence, creative activity and the formation of a system of values, norms, worldview and identity. The author notes that over the past 25-30 years, the Finno-Ugric peoples of Russia have been consolidated through the comprehension of common archetypal images. Ethno-cultural heritage has acquired for them the importance of vital installations, was a marker of self-consciousness of a new generation. The author calls the musical quintessence of this process the musical "Yumyndyr", staged in the national theater of the Republic of Mari El and based on the archaic Mari myth. The historical and cultural identity of the Mari ethno culture is a projected issue for the regional public association "Union of Mari Women 'Saskavy'". The objectives of the association are to intensify the activities of the indigenous women of Mari El, to increase their status, to play a role in the political, social and economic life of the republic, to support the cultural initiatives of rural women, and to train young women leaders of a list of Mari women. The article concludes that public institutions with a cultural mission are an important organizational structure that projects the formation of ethnic culture in the 21st century. The multifacet-ed creative potential of ethnoculture in women's hands can be widely used to strengthen social cohesion, feelings of mutual trust and understanding, as well as to develop transcultural ties, since the feminine is always a mood for the vital frequencies of the universe.

© Шкалина Г. Е., 2017

Ключевые слова: этнокультурные ценности, этническая культура, финно-угорские народы, этногенетический миф о Юмынудыр, архетипи-ческие образы, Союз женщин мари «Саскавий», этнокультурное проектирование.

Keywords: ethno-cultural values, ethnic culture, Finno-Ugric peoples, ethnogenetic myth about Yumyndyr, archetypal images, Union of Mari women "Saskavy", ethno-cultural design.

Мировая социокультурная динамика начала XXI века актуализирует этнические процессы, ведет к взаимопроникновению и взаимообогащению культур, заставляет мыслить точками зрения. Сегодня определенно можно сказать: этноконсо-лидирующие и этноинтегрирующие тенденции у российских народов способствуют росту этнической идентичности, развитию и взаимодействию различных этнокультур и их ревитализации. Этнокультурные ценности воспринимаются непосредственно этнической общностью как совокупность культурных традиций народа, выделяемых в качестве наиболее специфичных и маркирующих его историческое и культурное своеобразие. В течение многих веков в традиционных праздниках, обычаях и обрядах воплощались любовь народа к своей родной земле, природе и родному очагу, архетипические образы-идеалы матери, героя и красавицы, а также наиболее целесообразные, проверенные опытом многих поколений модели поведения в семье, в природной среде и социуме. Издревле эти этнические стереотипы обеспечивали не только выживание народа, но и сохранение его духовного и физического здоровья, гармонизировали взаимодействие человека с природой и с другими людьми. Неслучайно на современном историческом фоне использование более полного, расширенного, антропологического понимания культуры, включающее широчайшую сферу стилей жизни и способов совместного существования людей, творческой деятельности и формирования системы ценностей, норм, мировоззрения и идентичности.

Аксиологическая сущность культурной традиции выражается в универсальном характере этнокультурных ценностей, в неразрывной связи времен и поколений.

За последние 25-30 лет осмысление этнокультурных ценностей способствовало консолидации финно-угорских народов, формированию их этнического самосознания как конституирующего признака этнической общности. Об этом свидетельствуют документы конгрессов финно-угорских ученых, многочисленных студенческих, молодежных, женских форумов. Этнокультурное насле-

дие приобрело особую значимость в формировании жизненных установок, самосознания нового поколения, в сохранении идентификационных этнических архетипов. В республике Марий Эл художественной квинтэссенцией такого процесса явился мюзикл «Юмынудыр», поставленный на основе архаического марийского мифа молодой творческой командой национального тетра им. М. Шкетана во главе с режиссером Романом Алексеевым.

Миф народа мари о Юмынудыр является этно-генетическим, т. е. в нем раскрывается представление о происхождения народа. Юмынудыр в переводе означает Дочь Бога. Она сидит на Небесной прялке - Кава мекге, в руках у нее веретено с нитью: «Небесная дева пряжу прядет. Вокруг веретена мотает клубок». Веретено по-марийски шудыр. Этим же словом шудыр мари называют небесных звезд. Заметим созвучие шудыр-удыр, т. е. Звезда-Девушка.

Следовательно, Дочь Бога - это небесная звезда, ее веретено - это Полярная звезда, Кава мекге - это сакральный объект - Мировой столб или Древо мира, и с этой вершины Юмынудыр вращает вокруг себя весь звездный мир. Ее нити -это нити Вселенной, а в руках ее Мир небесный, которому неизбежно должен соответствовать Мир земной.

Юмынудыр время от времени спускается по шелковой лестнице на землю со стадом лошадей, коров, овец. Однажды рано утром у родника она встретила молодого парня, ростом высокого, голубоглазого и светловолосого (именно такими антропологическими чертами отличались, по мнению ученых, пращуры мари). Молодые полюбили друг друга, однако разница в происхождении не позволяла им соединить судьбы. И тогда Юмынудыр предлагает Мари выкрасть ее, т. е. она становится его женой и остается на Земле. Она оставляет свой белый платок на березовой ветке - знак для отца Юмо, информация о том, что на земле появился первый человек. Это - Айдеме по имени Мари, зять самого Юмо.

В этом мифе встречается много общеизвестных универсальных архетипов. К примеру, пастух/

пастушка (отсюда - посох, паства) является распространенной в мировой культуре метафорой. В ближневосточных духовных традициях Моисей и Мухаммед были пастухами, Иисус имел свою «паству» - учеников-апостолов.

Архетипом является и лестница, под которой понимаются солнечные лучи, позволяющие Юмынудыр перемещаться из Верхнего мира в Средний земной мир и обратно. В память об этом у луговых и восточных мари до сих пор сохранился обычай качаться на устраиваемых больших качелях во время главного весеннего праздника Кугече (Великий День). Великим он называется в знак первой встречи на Земле Юмынудыр и Мари. Кульминация этого обряда - танец с ковшом (ташлама корка). После ритуального застолья мужчина с кружкой пива подходил к любимой женщине. Они выпивали напиток пополам и исполняли танец любви. Он и она не составляли семейную пару. Однако ни о какой ревности не могло быть и речи. Так традиция заботилась о любви мужчины и женщины, которая в реальной жизни часто не сопровождала семью. Считалось, что в танце влюбленных незримо присутствует сама Юмынудыр.

Образ Юмынудыр близок к «Небесной деве» в карело-финском эпосе «Калевала» (финск. jumalan 1уШг, ПтМаг).

В целом миф как «живая жизнь» (А. Лосев) указывает на древнейший способ постижения окружающей действительности. Язык мифа отличается универсальностью, диалектичностью, единством познания и воображения, искусства и науки. Сегодня архетипический образ Юмынудыр является ярким маркером исторического и культурного своеобразия марийских женщин, наученных высоким покровительством семи десяткам искусств, среди которых особое место занимает изготовление и орнаментация одежды.

Архаическая бесписьменная культура народа мари вызывает восхищение образцами своего древнейшего женского изобразительного искусства. Марийский традиционный костюмный комплекс, как художественная хрестоматия по народной жизни, насыщен емкими символами, своеобразным космологическим культурным кодом. Марийскую Вселенную ярко и красочно демонстрирует шымакш - женский головной убор с вышитой на нем матрицей Мироздания, особым художественным языком общения с Миром Богов. Своим острием он уходит в небо и, как антенна, настраивает женщину на жизненно важные частоты мироздания, на цельную космогоническую систему. Каждый старинный орнаментированный шымакш -

это взлет духа, глубинная тайная красота марийской женщины, ее художественный манифест, указывающий на Юмынудыр - Дочь Бога.

С учетом сказанного сегодня решается важная проблема проектируемости и возрождения этно-экологических, этноэтических, этнополитических традиций. Так, в Республике Марий Эл с декабря 2007 г. ведет свою работу региональное общественное объединение «Союз женщин мари Саскавий», куда вошли учителя, врачи, поэты, писатели, журналисты, предприниматели, ученые. Название связано с марийским женским именем Сас-кавий - «Сила плода», руководитель - Кошкина Людмила Ивановна, заведующая отделом культурно-массовой работы Марийского центра культуры в г. Йошкар-Олt. По Уставу основными задачами данной организации являются:

а) активизация деятельности коренных женщин Республики Марий Эл, повышение их статуса, роли в политической, социально-экономической жизни республики;

б) поддержка культуротворческих инициатив сельских женщин;

в) подготовка молодых лидеров из числа женщин мари.

Свою деятельность организация строит в парадигме ЮНЕСКО, а именно:

а) все культуры самобытны и самоценны;

б) различия между культурами имеют непреходящую природу;

в) стирание различий между культурами не может быть признано критерием и направлением развития мировой культуры.

В своей проектной деятельности общественное объединение «Саскавий» работает над сохранением природного и культурного генофонда как бесценного наследия. Для этого актуализируются экоцентристские жизненные практики народа мари, многообразие адаптационных стратегий в освоении различных уровней, форм, качеств, свойств природы. Природа для народа мари исстари имеет статус совершенного и непогрешимого сакрально и культурно организованного пространства. Жизнь человека с таким миропониманием пронизана этноэтическим принципом: как я сегодня отношусь к природе, так завтра буду жить я, а также моя семья, мой народ, моя страна. Именно на такую поведенческую модель ориентируют человека народные праздники, обряды, обычаи. В целом все они напрвле-ны на защиту жизни.

Самопроявление и самовыражение народа мари - это стремление утвердить право быть сегодня и продолжаться завтра в своем образе

жизни как цивилизационный феномен. Есть определенные основания оптимистично говорить о завтрашнем дне, невзирая на множество проблем. Сохранившиеся сельские поселения, традиционный уклад и самобытная культура коренного населения, благоприятная экологическая обстановка делают регион проживания народа мари привлекательными для развития сельского туризма и таких его направлений, как экотуризм и агротуризм. Современные технологии в сочетании с индустрией туризма, поддержкой самобытных народных промыслов и традиционных производств могут стать основой таких форм инновационного развития села, которые будут

способствовать сохранению культурного наследия народа мари и его актуализации в глобальном контексте.

Таким образом, общественные институции с культуротворческой миссией являются важной организационной структурой, проектирующей становление и формирование этнической культуры в XXI в. Многосторонний творческий потенциал этнокультуры в женских руках должен быть широко использован для укрепления социальной сплоченности, чувств взаимного доверия и понимания, для развития транскультурных связей, ибо женское начало - это всегда настрой на важнейшие витальные частоты мироздания.

Литература

1. Брубейкер Р. Этичность без групп / пер. с англ. И. Борисовой. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. 408 с.

2. Генисаретский О. И. Будет ли у этничности будущее в современном мире [Электронный ресурс] // Промета. URL: http://prometa.ru/projects/prospect/7/1 (дата обращения: 21.102017).

3. Глухова Н. Н. Кудрявцева Р. А. Этнические ценности мари // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4. Ч. II. C. 44-47.

4. Иконникова С. Н. Сценарии культурной политики в условиях глобализации // Вестник МГУКИ. М., 2011. № 3. С. 21-29.

5. Меньчиков Г. П. Гуманизм: классический, неклассический и неоклассический // Вестник КГУКИ. Казань, 2012. № 1. С. 4-12.

6. Сануков К. Н. Финно-угры и финноугроведение: науч. изд. Йошкар-Ола: МарГУ, 2012. 324 с.

7. Смирнов И. Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань: Типография Императорского Ун-та, 1889. 221 с.

8. Тлостанова М. В. Деколониальные гендерные эпистемологии. М.: Маска, 2009. 384 с.

9. Уайт Л. Избранное: эволюция культуры / пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 1064 с.

10. Чеснов Я. В. Философская антропология народной культуры. М.: Канон +РООИ «Реабилитация», 2014. 496 с.

11. Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари: монография. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2003. 205 с.

12. Шкалина Г. Е. Марий илышын тошто кышаже: очерк-влак. Йошкар-Ола: Изд-во ОАО «МПИК», 2006. 144 л.

References

1. Brubeiker R. Etnichnost' bez grupp [Ethnicity without groups]. Transl. I. Borisovoi, Moskow: Izd. dom VShE, 2012, 408 p. (In Russ.).

2. Genisaretskii O. I. Budet li u etnichnosti budushchee v sovremennom mire [Will ethnicity have a future in the modern world?]. Prometa = Prometa, Available from: http://prometa.ru/projects/prospect/7/1 (accessed 21.102017). (In Russ.).

3. Glukhova N. N. Kudryavtseva R. A. Etnicheskie tsennosti mari [Ethnic values of Mary]. Istoricheskie, filosofskie, politiches-kie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki = Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. Questions of theory and practice. Tambov: Gramota, 2013, no. 4, ch. II, pp. 44-47. (In Russ.).

4. Ikonnikova S. N. Stsenarii kul'turnoi politiki v usloviyakh globalizatsii [Scenarios of cultural policy in the context of globalization]. Vestnik MGUKI = Vestnik ofMoscow State art and cultural University, Moskow, 2011, no. 3, pp. 21-29. (In Russ.).

5. Men'chikov G. P. Gumanizm: klassicheskii, neklassicheskii i neoklassicheskii [Humanism: classical, non-classical and neoclassical]. Vestnik KGUKI = Bulletin of Krasnodar State University of culture and arts, Kazan', 2012, no. 1, pp. 4-12. (In Russ.).

6. Sanukov K. N. Finno-ugry i finnougrovedenie: nauch. izd. [Finno-Ugrians and Finno-Ugric Studies]. Ioshkar-Ola, 2012, 324 p. (In Russ.).

7. Smirnov I. N. Cheremisy. Istoriko-etnograficheskii ocherk [Cheremis. Historical and ethnographic essay]. Kazan': Tipografiya Imperatorskogo un-ta, 1889, 221 p. (In Russ.).

8. Tlostanova M. V. Dekolonial'nye gendernye epistemologii [Decolonial gender epistemologies]. Moskow: Maska, 2009, 384 p. (In Russ.).

9. Uait L. Izbrannoe: evolyutsiya kul'tury [Selected: the evolution of culture]. Moskow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopedi-ya (ROSSPEN), 2004, 1064 p. (In Russ.).

10. Chesnov Ya. V. Filosofskaya antropologiya narodnoi kul'tury [Philosophical anthropology of folk culture] Moskow: Kanon + ROOI «Reabilitatsiya», 2014, 496 p. (In Russ.).

11. Shkalina G. E. Traditsionnaya kul'tura naroda mari: monografiya [Traditional culture of the Mari people]. Ioshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 2003, 205 p. (In Russ.).

12. Shkalina G. E. Marii ilyshyn toshto kyshazhe: ocherk-vlak. Ioshkar-Ola: Izd-vo OAO «MPIK», 2006, 144 l. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 17.08.2017 г.

Submitted 17.08.2017.

Для цитирования: Шкалина Г. Е. Роль женщин-мари в этнокультурном проектировании // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 4 (12). С. 35-39.

Citation for an article: Shkalina G. E. Role of Mari women in ethno-cultural designing. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law ". 2017, no. 4 (12), pp. 35-39.

Шкалина Галина Евгеньевна, доктор культурологии, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, galma_shkalma@mail. ги

Galina E. Shkalina, Dr. Sci. (Culturology), professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,

galina_shkalina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.