Научная статья на тему 'РОЛЬ ЖЕНОТДЕЛА ЦК РКП(Б) ПО УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ 1919-1930 ГГ.)'

РОЛЬ ЖЕНОТДЕЛА ЦК РКП(Б) ПО УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ 1919-1930 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
376
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД РАБОТНИЦ И КРЕСТЬЯНОК РОССИИ / ОТДЕЛ ПРИ ЦК И МЕСТНЫХ КОМИТЕТАХ РКП(Б)/ВКП(Б) ПО РАБОТЕ СРЕДИ ЖЕНЩИН / ДЕЛЕГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖЕНОТДЕЛОВ / ЖЕНЩИНЫ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ / ПРОПАГАНДА СРЕДИ ЖЕНЩИН / THE FIRST ALL-RUSSIAN CONGRESS OF FEMALE WORKERS AND PEASANTS OF RUSSIA / DEPARTMENT AT THE CENTRAL COMMITTEE AND LOCAL COMMITTEES OF THE RCP(B)/THE ALL-UNION COMMUNIST PARTY (BOLSHEVIKS)(AUCP(B)) ON WORK AMONG WOMEN / THE DELEGATE MOVEMENT OF ZHENOTDELS (WOMEN'S DEPARTMENTS) / WOMEN IN THE SOVIET STATE / PROPAGANDA AMONG WOMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минеева Елена Константиновна, Семенова Инна Юрьевна

Статья посвящена деятельности Отдела при ЦК и местных комитетах РКП(б)/ВКП(б) по работе среди женщин (Женотдела), созданного в 1919 году на основе Комиссий агитации и пропаганды среди рабочих и крестьянок РКП(б). Авторами предпринята попытка оценить роль данной организации в решении насущных проблем общества в революционный период, в годы гражданской войны, а также в послевоенные годы путем вовлечения работниц и крестьянок в общественно-политическую жизнь страны. Особое внимание в статье уделено агитационно-пропагандистской деятельности женотделов в сфере брака и семьи (инициативы принятия декретов в сфере брачного, семейного, опекунского права, узаконений по улучшению женского труда и социальной помощи семей с детьми; создание интернатов для детей-сирот, общественных столовых, пунктов эвакуации детей; организация пайков для брошенных и беспризорных детей; привлечение работниц и домохозяек на женские митинги и собрания по защите и уравнению прав женщин и иное). По результатам исследования высказано предположение о том, что исторические уроки 1919-1930 г.г. свидетельствуют о прогрессивной работе возросшего делегатского движения женотделов, а также о трудном пути участия женщин в строительстве советского общества. Однако авторами отмечено и противоречивое отношение в обществе к деятельности женотделов, расформированных в 1930 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ZHENOTDEL OF THE CENTRAL COMMITTEE OF RCP(B) ON STRENGTHENING OF FAMILY IN THE SOVIET STATE (HISTORICAL LESSONS OF 1919-1930-IES)

Article is devoted to activity of Department at the Central Committee and local committees of the RCP(b)/the AUCP(b) on work among women (Zhenotdel) created in 1919 on the basis of the Commissions of agitation and propaganda among female workers and peasants of RCP(b). The authors made an attempt to estimate a role of this organization in the solution of pressing problems of society at the revolutionary period, in the years of civil war and also in post-war years by involvement of female workers and peasants in social-political life of the country. Special attention in article is paid to agitation-propaganda activity of zhenotdels in the sphere of marriage and family (initiatives of adoption of decrees in the sphere of the marriage, family, tutorial law, legalizations on improvement of female labor and the social help of families with children; creation of boarding schools for orphan children, public dining rooms, evacuation points of children; the organization of rations for the thrown and street children; involvement of workers and housewives on women's meetings and meetings on protection and the equation of women's rights and other). By results of a research it is suggested that historical lessons of 1919-1930-ies demonstrate progressive work increased the delegate movement of zhenotdel and also about a difficult way of participation of women in construction of the Soviet society. However the authors noted also the contradictory relation in society to activity of the zhenotdels disbanded in 1930.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЖЕНОТДЕЛА ЦК РКП(Б) ПО УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ 1919-1930 ГГ.)»

2. Zhukova L. Rol' Narkomprosa RSFSR v likvidacii detskoj besprizornosti // Narodnoe obrazovanie. - 1985. - №2 6. - S. 84-85.

3. Korolyov F.F. Ocherki po istorii Sovetskoj shkoly i pedagogiki. - M., 1987. - S. 25.

4. Blonskij P.P. Izbrannye pedagogicheskie i psihologicheskie sochineniya. - M., 1979. - S. 86-165.

5. Shkola-kommuna Narkomprosa: Eksperimental'naya shkola im. Lepeshinskogo). - M., 1990. - S. 120-121.

6. Izvestiya VCIK. - 1919. - 19 yanvarya. - № 13.

7. SHackij S.T. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. - M., 1980. - T. 1. - S. 164.

8. Gosudarstvennyj arhiv Saratovskoj oblasti (GASO). F. 466. Op. 1. D. 120. L. 101.

9. GASO. F. 521. Op. 1. D. 1232. L. 48.

10. GASO. F. 521. Op. 1. D. 1237. L. 13.

11. GASO. F. 521. Op. 1. D. 2193. L. 1.

12. Na putyah k novoj shkole. - 1923. - № 3(6).

13. GASO. F. 521. Op. 1. D. 2095. L. 33.

БЛОНСКИИ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Философия, социология и история» Российского университета транспорта (МИИТ) (leonidas78@inbox.ru)

BLONSKY, LEONID V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department "Philosophy, Sociology and History" of the Russian University of Transport (MIIT) (leonidas78@inbox.ru).

УДК 94(470)«1919/1930»:329-055.2

МИНЕЕВА Е.К., СЕМЕНОВА И.Ю. РОЛЬ ЖЕНОТДЕЛА ЦК РКП(б) ПО УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ 1919-1930 гг.)

Ключевые слова: Первый Всероссийский съезд работниц и крестьянок России, Отдел при ЦК и местных комитетах РКП(б)/ВКП(б) по работе среди женщин, делегатское движение женотделов, женщины в советском государстве, пропаганда среди женщин.

Статья посвящена деятельности Отдела при ЦК и местных комитетах РКП(б)/ВКП(б) по работе среди женщин (Женотдела), созданного в 1919 году на основе Комиссий агитации и пропаганды среди рабочих и крестьянок РКП(б). Авторами предпринята попытка оценить роль данной организации в решении насущных проблем общества в революционный период, в годы гражданской войны, а также в послевоенные годы путем вовлечения работниц и крестьянок в общественно-политическую жизнь страны. Особое внимание в статье уделено агитационно-пропагандистской деятельности женотделов в сфере брака и семьи (инициативы принятия декретов в сфере брачного, семейного, опекунского права, узаконений по улучшению женского труда и социальной помощи семей с детьми; создание интернатов для детей-сирот, общественных столовых, пунктов эвакуации детей; организация пайков для брошенных и беспризорных детей; привлечение работниц и домохозяек на женские митинги и собрания по защите и уравнению прав женщин и иное). По результатам исследования высказано предположение о том, что исторические уроки 1919-1930 г.г. свидетельствуют о прогрессивной работе возросшего делегатского движения женотделов, а также о трудном пути участия женщин в строительстве советского общества. Однако авторами отмечено и противоречивое отношение в обществе к деятельности женотделов, расформированных в 1930 году.

MINEEVA, E.K., SEMYONOVA, I.Yu.

THE ROLE OF ZHENOTDEL OF THE CENTRAL COMMITTEE OF RCP(B) ON STRENGTHENING OF FAMILY IN THE SOVIET STATE (HISTORICAL LESSONS OF 1919-1930-IES)

Keywords: The first All-Russian congress of female workers and peasants of Russia, Department at the Central Committee and local committees of the RCP(b)/the All-Union Communist Party (bolsheviks)(AUCP(b)) on work among women, the delegate movement of zhenotdels (women's departments), women in the Soviet state, propaganda among women.

Article is devoted to activity of Department at the Central Committee and local committees of the RCP(b)/the AUCP(b) on work among women (Zhenotdel) created in 1919 on the basis of the Commissions of agitation and propaganda among female workers and peasants of RCP(b). The authors made an attempt to estimate a role of this organization in the solution of pressing problems of society at the revolutionary period, in the years of civil war and also in post-war years by involvement of female workers and peasants in social-political life of the country. Special attention in article is paid to agitation-propaganda activity of zhenotdels in the sphere of marriage and family (initiatives of adoption of decrees in the sphere of the marriage, family, tutorial law, legalizations on improvement of female labor and the social help of families with children; creation of boarding schools for orphan children, public dining rooms, evacuation points of children; the organization of rations for the thrown and street children; involvement of workers and housewives on women's meetings and meetings on protection and the equation of women's rights and other). By results of a research it is suggested that historical lessons of 1919-1930-ies demonstrate progressive work increased the delegate movement of zhenotdel and also about a difficult way of participation of women in construction of the Soviet society. However the authors noted also the contradictory relation in society to activity of the zhenotdels disbanded in 1930.

«Дело Советской власти будет доведено до конца, когда в нем примут участие не сотни, а миллионы и миллионы работниц и крестьянок».

В.И. Ленин

После революционных событий Октября 1917 года, гражданской войны молодое Светское государство столкнулось с огромным количеством неразрешимых в одночасье проблем,

вызванных разрухой, голодом, нищетой, разгулом преступности, сиротством, возросшей детской беспризорностью и безнадзорностью. Идеи революции нужно было донести до широких масс, а источниками распространения и передачи информации были лишь печатные издания. Однако большая часть жителей страны была неграмотной (источники свидетельствуют, что только 30% взрослого населения умело читать). В таких тяжелейших условиях советское правительство осозновало, что для строительства нового социалистического общества требуется привлечь силы трудящихся женщин. Именно они, создав крепкую семью, как ячейку социалистического общества, должны пронести дух и идеи коммунизма для построения светлого будущего.

Советская власть начала целенаправленную агитационно-пропагандистскую работу в этом направлении. В работе первого Всероссийского съезда работниц и крестьянок России, созванного ЦК РКП(б), состоявшегося в Москве 16-21 ноября 1918 года, имевшего целью организовать политическое просвещение работниц и крестьянок, привлечь их к активному участию в строительстве коммунизма, приняло участие 1147 делегаток со всей страны. В.И. Ленин выступил на Съезде перед представительницами трудящейся России - работницами фабрик, заводов и деревенской бедноты - с пламенной речью о роли советских женщин 19 ноября («только социализм может спасти женщину от положения домашней рабыни» [1, с.199]). И.В. Сталин в своих сочинениях позже укажет, что «Съезд этот положил веху в работе нашей партии среди трудящихся женщин; заложил фундамент организации дела политического просвещения работниц и крестьянок нашей республики» [2, с.349]. Итогом работы Съезда явилось создание ЦК РКП(б) в декабре 1918 года при губернских комитетах комиссий по пропаганде и агитации среди женщин, которые в сентябре 1919 года переименовываются в Женотделы с увеличением количества функций и направлений работы.

О задачах женского рабочего движения говорил В.И. Ленин и в своем выступлении на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 года. В его обращении к трудящимся массам говорилось о строительстве социалистического общества, отмечалось, что «вопрос о положении женщины с самого начала был поставлен Советской властью. Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне. Но в области законодательства мы сделали все, что от нас требовалось для уравнения положения женщины с положением мужчины, и мы по праву можем этим гордиться. Положение женщины в Советской России теперь таково, что оно является идеальным с точки зрения самых передовых государств. Но мы говорим себе, что, конечно, это только начало» [1, с.198-199]. Далее в речи вождя отмечалось, что имеет место стесненное положение женщины при ведении домашнего хозяйства по сравнению с мужчинами и указывалось, что для преодоления этого неравенства требуется, «чтобы женщина участвовала в общем производительном труде», что приведет к ее уравнению в правах с мужчинами [1, с.200-201]. Вдохновенная речь В.И.Ленина, объединяла всех работниц, помогала осознать им свое место и предназначение в молодом советском государстве, строившем светлое будущее. Газета «Правда» писала: «Выступление тов. Ленина на съезде придало делегатам еще больше устойчивости, бодрости и желания, вернувшись на рабочие места, немедленно взяться за работу строительства коммунистической Советской России». Вождь пролетариата присутствовал до конца работы съезда, слушал выступления представительниц трудового народа, отвечал на их вопросы.

Можно говорить об определенном сложившемся нормативном обеспечении агитационно-просветительской деятельности Советов (Постановление Президиума ВЦИК «Об организации Отдела Советской Пропаганды» от 5 декабря 1918 года [3], Декрет СНК «О Главном политико-просветительском комитете Республики (Главполитпросвете)» от 12 ноября 1920 года [4] и иные).

В декабре 1920 года на Всероссийском совещании губженотделов, обращаясь с приветственным словом к собравшимся трудящимся женщинам, В.И. Ленин отмечал: «Участие женщин в партийной и советской работе приобретает гигантское значение именно теперь, когда война закончилась, и мирная организаторская работа выдвинулась - надеюсь, на долгое время, первый план. А в этой работе женщины должны сыграть первую роль, и они, конечно, сыграют ее».

Работа Отделов по работе среди женщин (женотделов) была многоплановой, но в качестве основных задач выдвигались «воспитание женщин в духе социализма и привлечение их к хозяйственному строительству и государственному управлению; координация процессом

трансформации институтов брака и материнства, изменение бытовых условий». Понимая важность семьи, как базовой ячейки общества, женотделы инициировали принятие огромного массива узаконений в сфере брака и семьи, в частности, брачного, семейного и опекунского права, которые уравнивали в правах женщин и мужчин, решали вопросы общесупружеского и раздельного имущества. Раскрепощение крестьянок видилось направлением культурного строительства новой республики. Начиная с 1920 года, женотделы активно привлекали делегаток из работниц фабрик и заводов, деятельных и инициативных крестьянок и, что было труднее всего, домохозяек для практической работы в организации. Это позволяло доносить идеи пролетариата до женского сознания, поднимать их культурный уровень, вовлекать в строительство социалистического общества.

Уже в 1924 годы Отделы инициируют создание комиссий по изучению и улучшению женского труда, которые уделяли пристальное внимание рассмотрению вопросов социально-бытовых нужд работниц, нормированию труда и работе в ночное время, сокращению списка вредных работ, разрешению трудовых конфликтов, положению женского труда на производстве. Такую организацию в рассматриваемый период времени можно считать уникальной, абсолютно нехарактерной для государства в первые годы упрочнения Советской власти.

Женское пролетарское движение набирало обороты. Помощь семье была реализована и через создание огромного количества детских домов для брошенных детей и детей-сирот, приютов для беспризорников, трудовых коммун, детских городков. Исследователи отмечают, что «одной из важнейших задач, решавшихся Советским государством с первых лет его существования, была борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью как сложнейшим социальным явлением [5, с.98]. Также женотделы социализируют быт трудящихся женщин; инициируют создание школьных инспекций, контролирующих питание и быт учеников; а также способствуют появлению летних яслей и детских садов с различными режимами работы. Дополнительная помощь в виде пайков для еды распространяется делегатками семьям красноармейцев, их женам и вдовам, а также семьям, в которых имелись инвалиды войны и семьям лиц, погибших на войне; в случае разрушенного гражданской войной жилья подыскиваются дома для проживания.

Агитационно-пропагандистская работа возникшего женского движения была очень бурной и активной. Работу женотделов возглавляли И.Ф. Арманд (1918-1920), А. М. Коллонтай (19201922), С.Н. Смидович (1922-1924), К.И. Николаева (1924-1926), А.В. Артюхина (1926-1930). Общественные организации активно боролись с неграмотностью, тесно сотрудничали на местах со Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации безграмотности. Основными средствами донесения до широких трудящихся масс были агитационные беседы-лекции, плакаты, брошюры и тематические рисунки для безграмотного и малограмотного населения. Женотделы издавали агитационные материалы. Количество печатных изданий к 1929 году составляло 18 (из них наиболее читаемые - журнал «Работница» и его приложение «Коммунистка»); имелась большая подборка фотоколлекций (фотоснимки трудящихся женщин на рабочих местах на заводах, фабриках, субботниках, в яслях, в полях, при проведении тематических лекций, собраний, совещаний и т.д.) и кинофильмов с пролетарским репертуаром. Также активно использовались подвижные средства агитации (агитационно-инструкторские поезда с киновагонами в них, пароходы с агитационными площадками), курсирующие по стране. Поголовный охват работниц идеями партии осуществлялся и путем культурно-просветительной работы (центры самодеятельности, клубы, женские кружки, театральные мастерские и иное). Исследователями отмечен бурный рост числа делегаток, примкнувших к женскому движению (к 1922 году около 100 тыс. человек, к 1927 году почти 620 тыс. работниц и крестьянок).

Массовое вовлечение женщин в строительство коммунизма в первые годы Советской власти столкнулось с рядом трудноразрешимых проблем. Ряд направлений работы женотделов не находили должного понимания в обществе, в том числе вызывали опасения у большого количества неграмотных женщин, испугавшихся возможного распада семьи из-за уравнения в правах с мужчинами и посещения женских собраний, видоизменения или деформации отношений между родителями и детьми из-за появления детских яслей и садов и иных проблем. Малограмотная часть женского населения находилась в раздумьях и в смятении, в некоторых местностях возникали панические настроения. Также остро обстоял вопрос об антирелигиозной деятельности женского движения, так как в обществе сложно проходил процесс отделения церкви от государства,

отрешение от устоявшихся церковных канонов и догматов, много веков определявших семейную жизнь жителей Руси. В некоторых областях страны оппозиция курсу на раскрепощение женщин набирала обороты. Отмечались и случаи мужской агрессии, зафиксированные документально в отношении делегаток женских отделов (на территории Туркмении, Узбекистана, Архангельской области и др.). Печальное свидетельство тому - постоянно появлявшиеся заметки в новой рубрике журнала «Коммунистка» - «Наши жертвы».

Женотделы для ежедневного решения стоящих перед ними задач активно сотрудничали с местными партийными ячейками. Но проблемы недостаточности финансирования, нехватки квалифицированных кадров, а также их малограмотность были трудно разрешимыми. Исследователями отмечается, что о ликвидации отделов по работе среди женщин, с передачей их функций отделам пропаганды и агитации, еще в начале 20-х гг. XX в. высказывались местные партийные организации. Неоспорим факт фиксирования в резолюции XII партийного съезда (1923) заключения, что «создание некоторой почвы для феминистических уклонов» «может привести к отрыву женской части трудящихся от общеклассовой борьбы». В январе 1930 года Женотдел был расформирован, его функции были переданы женсектору Отдела Агитации и массовых кампаний (ликвидированы в 1934 году). Большинство историков единодушны во мнении, что закрытие женотделов явилось признаком свертывания демократии в СССР (решение коренным образом «женского вопроса» на общегосударственном уровне и на местах).

Проведенное исследование позволяет заключить, что, несмотря на огромную работу, проделанную женотделами, а также наличие понимания у власти большевиков их роли и значимости в укреплении семьи в молодом советском государстве, в строительстве социалистического общества, все же наблюдались проблемы взаимодействия Советской власти первого десятилетия с женским движением России. Указанные противоречия позволяют активизировать исторические исследования в данном направлении.

Литература и источники

1. Ленин В.И. О задачах женского рабочего движения в Советской республике: Речь на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц // Полн. собр. соч.- 5-е изд. - М.: Политиздат, 1974. - Т.39. - С.198-205.

2. Сталин И.В. К пятой годовщине первого Съезда рабочих и крестьянок // Сочинения. - Т.5. - М.: ОГИЗ, 1947. - С. 349-351.

3. Собрание узаконений ВЦИК и СНК РСФСР. - 1918. - № 90. - Ст. 923.

4. Собрание узаконений ВЦИК и СНК РСФСР. - 1920. - № 91. - Ст. 475.

5. МинееваЕ.К, МорозовВ.А., ЯнцеваА.С. Пути преодоления детской беспризорности в советской России в 1920-1930-е годы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (74). - С. 97-101.

References and Sources

1. Lenin V.I. O zadachah zhenskogo rabochego dvizheniya v Sovetskoj respublike: Rech' na IV Moskovskoj obshchegorodskoj bespartijnoj konferencii rabotnic // Poln. sobr. soch.- 5-e izd. - M.: Politizdat, 1974. - T.39. - S.198-205.

2. Stalin I.V. K pyatoj godovshchine pervogo S"ezda rabochih i kresfyanok // Sochineniya. - T.5. - M.: OGIZ, 1947. - S. 349-351.

3. Sobranie uzakonenij VCIKi SNK RSFSR. - 1918. - № 90. - St. 923.

4. Sobranie uzakonenij VCIK i SNK RSFSR. - 1920. - № 91. - St. 475.

5. Mineeva E.K., Morozov V.A., YAnceva A.S. Puti preodoleniya detskoj besprizornosti v sovetskoj Rossii v 1920-1930-e gody // Vestnik CHuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 2 (74). - S. 97-101.

МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mineevaek21@mail.ru). СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - аспирантка кафедры отечественной истории им. А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет.

MINEEVA, ELENA K. - Doctor of History, Professor of Russian History Department named after of A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (mineevaek21@mail.ru).

SEMYONOVA, INNA Yu. - Ph.D Student, Russian History Department named after of A.V. Arsentyeva, Chuvash State University (iysemenova@mail.ru).

УДК 94(470.341).084.6:211

ВАРАКИН С.А.

«ШКОЛУ НУЖНО ПРЕВРАТИТЬ В МАЯК ВОИНСТВУЮЩЕГО БЕЗБОЖИЯ...»: АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ РАБОТА СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ)

Ключевые слова: Союз воинствующих безбожников, юные воинствующие безбожники, пропаганда, мировоззрение, школа, пионерская организация.

В статье на материалах Нижегородского края анализируется антирелигиозная деятельность Союза воинствующих безбожников (СВБ) в советской школе в начале 1930-х гг. В статье приводится информация о правилах приема в ряды юных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.