Научная статья на тему 'Роль закона в правовой жизни российского казачества во второй половине XIX - начале ХХ вв'

Роль закона в правовой жизни российского казачества во второй половине XIX - начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль закона в правовой жизни российского казачества во второй половине XIX - начале ХХ вв»

Герман О.Б.

РОЛЬ ЗАКОНА В ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

Специальное изучение российского законодательства позволяет показать роль закона в правовой жизни казаков, выяснить степень влияния отечественного законодательства на их социально-экономическое, политическое и юридическое положение.

Законодательные акты о казачестве опубликованы в Полном собрании законов Российской империи, Своде законов и в специально издававшихся сборниках [1; 2; 3]. Большинство этих актов относится к отдельным казачьим войскам, но образцом для их составления являлись законы по войску Донскому.

Превращение казачества в сословие относится к XVIII - первой половине XIX вв. - времени складывания в стране сословного строя в целом. Как справедливо отмечают В.П. Желтова и Н.А. Иванова, «это превращение было связано с утратой казаками своей независимости, с лишением его былых общинно-демократических прав и традиций, с включением казачьих войск в общую систему государственного управления России, с законодательным оформлением специфических обязанностей и прав казаков, их особой социальной функцией в государстве» [4, с. 18].

Несмотря на то, что имелись общие для всего казачества права и обязанности, наглядно свидетельствующие о наличии единого сословия, наблюдались и существенные отличия в правовом статусе офицеров и чиновников, с одной стороны, урядников и рядовых казаков - с другой. В соответствии с актами 14 февраля 1775 г., 22 сентября 1798 г., 29 сентября и 13 ноября 1802 г., 9 июня 1812 г., 26 мая 1835 г., 11июня 1845 г., 23 февраля 1848 г. казачьи офицеры в Донском, Кавказском линейном, Черноморском, Уральском, Астраханском, Оренбургском и Сибирском линейном войсках были не только уравнены с армейскими, но и наделялись правами потомственного (имевшие чин выше хорунжего) и личного (до хорунжего) дворянства. В тех же казачьих войсках, которые не были сравнены в чинах с армейскими, потомственное дворянство приобреталось чином полковника или войскового старшины, полученным за военные подвиги, а личное дворянство вправе были получать лица, дослужившиеся до зауряд есаула. В связи с правительственной политикой по ограничению дворянского сословия 9 декабря 1856 года был принят указ, согласно которому звание потомственного дворянина казаку, как и армейским офицерам, стал давать лишь чин полковника.

Военная служба для всех казаков на добровольных началах превратилась с петровских времен в государственную обязанность [5, с. 100-102]. По «Положению об управлении Войска Донского» от 26 мая 1835 года и последовавших за ним в 40-х годах указов по другим войскам срок службы рядовых казаков был равен 30 годам (25 полевой и 5 лет внутренней по войску службы), а выходцев из казаков-дворян - 25. Были установлены привилегии в повышении по службе для детей офицеров и чиновников, а также различные меры наказания для рядовых казаков (в том числе предусматривалось применение телесных наказаний) и офицеров, даже не дворянского звания.

Безусловно, наделение землей и освобождение от податей строго обязывало всех казаков нести военную службу, но сохранение равных прав на землю и угодья было лишь частичным. Это проявлялось в уравнительном распределении между рядовыми казаками станичной земли, в одинаковых правах на пользование лесом, рыбной ловлей, недрами, на беспошлинную торговлю внутри войсковых территорий и свободную продажу вина.

С образованием офицерско-чиновничьего слоя вступил в действие и принцип наделения землей в соответствии со служебно-должностным положением. В соответствии с законодательными актами от 26 мая и 31 июля 1835 г., 31 августа 1840 г., 1 июля 1842 г., 13 декабря 1844 г., 6 января и 14 февраля 1845 г., 5 декабря 1846 г., 21 октября 1849 г., 4 января, 17 марта и 24 июня 1851 г., 11 июля 1856 г. лично служащие и отставные казаки с семнадцатилетнего возраста до конца их жизни наделялись пожизненными участками из станичных юртов.

За земельные паи казаки не платили налогов и податей, лица же, имевшие землю в собственнос-ти, обязаны были вносить в войсковую казну ежегодно по 1,5 коп. с десятины, а их крестьяне платить подушную подать и поземельный налог.

«Положение о Кавказском войске», изданное

14 февраля 1845 года, в отличие от «Положения об управлении Войском Донским» от 26 мая 1835 го-да и «Положения о Черноморском казачьем войске» от 1 июля 1842 года, не устанавливало единой величины пая для рядовых казаков, которая колебалась в пределах от 15 десятин во Владикавказском полку до 50 десятин в Моздокском.

Казачье сословие постепенно становилось более замкнутым. Об этом наглядно свидетельствовали факты запрещения в ряде мест (особенно для помещичьих крестьян) или ограничения (для лиц «свободного» сословия) зачисления в казаки, не разрешения выхода из войскового сословия, запрещения селиться на войсковых землях людям неказачьего сословия (указ от 4 января 1851 года).

С целью предотвращения перехода казаков в купеческое и мещанское (ремесленное) сословия были узаконены «торговые общества» казаков и «сотни мастеровых». Это получило отражение в положениях от 26 мая 1835 г., 14 февраля 1845 г., а также ряде актов конца 50-х - начала 60-х гг.

Что касается духовенства казачьего происхож-дения, то его представители увольнялись из войскового сословия только на время - пока имели духовную должность, а лишившись ее, вновь становились казаками. Об этом говорилось в законе от 8 января 1851 года.

Вообще принадлежность к казачеству передавалась по наследству, что было характерно и для основных российских сословий: дворянства, крестьянства, мещанства.

Произошли изменения, касающиеся казачьих общин, - их полное самоуправление было урезано. Еще в начале ХУШ века они были преобразованы в иррегулярные войска, в 1716 году перешли в ведение Сената, с 1721 года - Военной коллегии. В 1858 году было образовано Главное управление иррегулярных войск, переименованное в 1879 году в Главное управление казачьих войск. Находилось оно в подчинении Военного министерства.

Изменениям подверглось и внутренне управление казаками. Так, войсковых атаманов и старшин, ранее избиравшихся казаками из своей среды, стало назначать правительство. С 1723 года войсковой атаман войска Донского назначался Военной коллегией. А с 1827 года атаманом всех казачьих войск стал наследник царя. В соответствии с актами от 14 февраля 1775 г., 13 ноября 1802 г., 26 мая 1835 г., 6 января и 14 февраля 1845 г. созданные военное и гражданское управления затрагивали все стороны казачьего населения.

В последней трети XIX столетия наблюдалась тенденция разложения казачьего сословия, которая проявилась в некотором облегчении военной службы и определенном уравнении в ней с другими сословиями. Например, 8 сентября 1863 года для всех чинов войска Донского срок службы был сокращен до 22 лет (15 лет полевой и 7 внутренней по войску). А 22 февраля того же года урядники и казаки Оренбургского войска получили разрешение нанимать за себя на полевую службу на 3-ю очередь и совершать обмен «очередями». В 1867-1872 гг. в ряде казачьих войск: Кубанском, Терском, Астраханском, Оренбургском и Забайкальском вступил в действие жеребьевый порядок военной службы, предусматривавший ликвидацию ее всеобщего характера. Казаки, освобождавшиеся от личной воинской повинности, облагались особым денежным сбором и составляли слой войсковых граждан, который занимался мирными делами и промыслами.

Согласно закону от 21 апреля 1869 года офицеры и чиновники казачьих войск освобождались от обязательной службы, и на них были распространены общие правила, установленные для регулярных войск. Но предоставленной привилегией казаки пользовались совсем недолго.

Уставом от 17 апреля 1875 г. по войску Донскому и указами от 20 апреля и 10 июля 1876 г., 4 апреля 1878 г., 30 июня и 3 ноября 1879 г., 5 ию-ля 1880 г., 14 марта 1881 г. и т.д. - по другим казачьим войскам обязательной воинской службе стало подлежать все войсковое население. Исключение составляли только некоторые духовные лица и преподаватели учебных заведений. Безусловно, эти шаги предпринимались в соответствии с реформой в армии, предусматривающей введение всеобщей воинской повинности. Срок службы казаков был определен в 20 лет, в том числе на действительной службе они должны были состоять 4 года. Замена наемниками и денежный выкуп были запрещены. Дети офицеров, чиновников и неслужилых дворян имели преимущества на учебу в кадетских корпусах. Им выплачивались стипендии.

В соответствии с Положением от 22 марта 1889 го-да нижним чинам казачьих войск, находящимся на действительной обязательной службе, запрещалось вступать в брак, а офицерам не разрешалось заключать брак ранее 23 лет.

В отношении поземельного устройства казаков также ясно обозначилась тенденция уравнения с другими сословиями. Основным законом, юридически оформившим сложившийся порядок землевладения и землепользования на территориях казачьих областей, являлось Положение от 21 апреля 1869 года, по которому все земли делились на три категории: станичная, офицерско-чиновничья и войсковая. Данное положение объявило станичные земли в общинном владении, а не в собственности, как раньше. Согласно указанному документу, станицам отводилась земля из расчета 30 дес. (1 дес. = 1,1 га) на душу мужского пола и по 300 дес. дополнительно тем станицам, где в наличии была приходская церковь. Если с приростом населения отведенной земли оставалось менее 20 дес. на человека, то ее приводили в нормальную пропорцию путем присоединения смежных запасных войсковых земель или переселением казаков во вновь образуемые станицы. Как известно, жители станиц имели право передавать свои паи другим лицам, причем даже не войскового сословия. Вместе с тем в соответствии с законами от 23 апреля 1870 г., 11 августа 1873 г., 18 января 1875 г., 7 мая 1877 г. земля, предоставленная офицерам и классным чиновникам в пожизненное владение, теперь давалась им в потомственную собственность (заметим, что аналогичное право русское служилое дворянство имело еще со второй половины XVII - начала XVIII вв.). Одновременно за ними было сохранено право на получение земли и из станичных юртов, определенное законом 1869 года.

В конце 60-х - начале 70-х гг. произошло нарушение замкнутости казачьего сословия. 19 апреля 1869 года лица не войскового сословия получили разрешение селиться и приобретать недвижимость на землях казачьих войск, а 21 апреля этого же года был разрешен выход из войскового сословия и зачисление в него посторонних лиц.

В 80-х годах зачисление в войсковое сословие было ограничено. Оно разрешалось, как гласило Положение от 19 января 1883 года, только при условии, если желающие могли приносить «пользу обществам».

Совершенно верно подметили в своем исследовании В.П. Желтова и Н.А. Иванова, что «размыванию казачьего сословия способствовали и новые правила о торговле казаков» [4, с. 23]. Согласно указам от 23 февраля 1863 г., 7 декабря 1870 г. и др. торговые общества казаков и сотни мастеровых были упразднены и на казаков распространились общие для жителей империи правила торговли и промыслов.

«Положение об общественном управлении в казачьих войсках» от 13 мая 1870 года констатировало всесословный характер станичных обществ и право участия наряду с казаками лиц не войскового сословия. Согласно этому документу, к традиционному демократическому атаманскому самоуправлению были добавлены общеимперские «крестьянские нормы».

3 июня 1891 года было принято новое положение об общественном управлении станиц, касающееся всех казачьих войск. Данный документ подтверждал запрет на выход казака из общины, принцип круговой поруки, определял функции местных представительных органов казачьего самоуправления и обязанности должностных лиц.

Как видим, эволюция казачества была целиком связана с уходом от былой «вольницы», занятием им определенного места в сословной иерархии феодального общества, а затем постепенным включением в социальную структуру капиталистического общества. Однако, как известно, этот последний процесс не был завершен, и казачество как сословие, обладающее закрепленным в законах особым правовым статусом, продолжало существовать наряду с другими российскими сословиями не только в конце XIX века, но и в XX столетии.

Литература

1. Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам за 1865-1916 гг. СПб., 1870-1917.

2. Действующие в иррегулярных войсках постановления, изданные с 1 января 1865 г. по 1 января 1878 г. СПб., 1878. Ч. 1-4.

3. Законы о воинской повинности казачьих войск. СПб., 1901.

4. Желтова В.П., Иванова Н.А. Российское законодательство о казачьем сословии (XVIII-XIX вв.) // Проблемы казачьего возрождения: Сб. науч. статей. Ростов н/Д, 1996. Ч. 2.

5. Лазарев А.В. Воинская повинность Донского казачьего войска (XVIII - начало ХХ вв.) // Казаки России (проблемы истории казачества). М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.