Научная статья на тему 'Роль заказчика в русском искусстве XVIII - начала XIX века: на материале рода князей Куракиных'

Роль заказчика в русском искусстве XVIII - начала XIX века: на материале рода князей Куракиных Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль заказчика в русском искусстве XVIII - начала XIX века: на материале рода князей Куракиных»

РОЛЬ ЗАКАЗЧИКА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ

XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА:

НА МАТЕРИАЛЕ РОДА КНЯЗЕЙ КУРАКИНЫХ

Ю.И. Быкова

В данной статье мы попытались затронуть вопрос о роли заказчика в русской художественной культуре XVIII - начала XIX века на примере деятельности представителей семьи князей Куракиных. Объектом исследования являются, с одной стороны, свидетельства словесно сформулированного заказа, «рассыпанные» в разнообразных письменных источниках (по большей части неопубликованных или опубликованных частично), к которым следует отнести нормативную документацию (описи, контракты, приказы, отчеты), эпистолярный жанр, дневники, путевые заметки, а также мемуарную литературу этого времени, с другой - произведения искусства, принадлежавшие роду Куракиных (живописные полотна, графический материал, архитектурные комплексы и постройки, садово-парковые ландшафты, медальерные произведения, скульптура и т.д.), как примеры реализованного заказа.

Начиная с середины XIX века, к проблеме значения заказчика в формировании и развитии русской культуры обращались многие отечественные и зарубежные исследователи в работах, посвященных коллекционированию, усадебной культуре, творческой деятельности художников и архитекторов. Однако в советской историографии влияние заказчика чаще всего воспринималось в негативном ключе.

Позитивную роль частного заказа стали отмечать исследователи в своих трудах начиная с 80-х гг. XX века. Следует назвать таких авторов, как О.С. Евангулова, И.Л. Бусева-Давыдова, Г.И. Рев-зин, В.В. Седов, Ю.Р. Савельев, С.О. Андросов, А.Ю. Михайлова, Е.С. Спрингис и др.

История изучения деятельности рода Куракина в сфере искусства проходит те же этапы развития, что и проблема частного заказа в целом: публикация «Архива кн. Ф.А. Куракина» 1890-1902 гг., появление ряда статей в периодическом издании «Старые годы» в 1910-е гг., забвение в советском искусствознании 1920-1960-х гг., преимущественное изучение фактического материала в 1970-80-е гг. Сейчас вновь возник интерес к этому старинному роду, проявившему себя в разных областях культуры, свидетельством чего являются работы О.С. Еван- 1ии гуловой, В.Н. Биберина и др., а также регулярная ежегодная конференция «Куракинские чтения», впервые прошедшая в 2004 г.

Анализ историографии показал, что в научной литературе, исследующей деятельность князей Куракиных в художественной сфере, проблема заказчика затрагивалась крайне редко либо не стояла вообще. До сих пор не было обобщающей работы, в которой рассматривались бы все виды искусства, к которым были причастны члены этой фамилии. Не становилась предметом исследования в отечест-

2 / 2007

Преподаватель XXI

ВЕК

венном искусствознании и общая оценка роли заказчика. О необходимости подобного рода работы свидетельствует постепенно нарастающий интерес как вообще к проблеме заказа, так и к деятельности этого старинного княжеского рода в сфере культуры. Все это определяет актуальность избранной темы.

К предпосылкам возникновения типа нового заказчика в русской культуре следует отнести изменения в мировоззрении человека в переходный период от Средневековья к Новому времени. Характерными чертами зарождающейся личности являлись приоритет разума, любознательность, «открытость» новым знаниям и желание «творить». Отсюда стремление вмешиваться в творческий процесс, а благодаря полученным знаниям - осознание своей роли во взаимоотношении с мастером.

На примере деятельности русского дипломата князя Бориса Ивановича Куракина (1676-1727) возможно рассмотреть особенности нового типа заказчика этого времени и выявить ряд характерных черт человека петровского времени, тяготеющего к искусству. Среди них особое место занимает европейское образование, закрепленное путешествиями по странам Западной Европы. У заказчика формируются собственные эстетические пристрастия, проявившиеся в дальнейшем в предпочтении произведений той или иной страны, стиля, жанра или вида искусства. В отличие от XVII века заказчик не просто ориентируется на образцы западной культуры, а выбирает приоритетные художественные центры.

Именно в это время закладываются основные принципы частного зака-

за, которые получат дальнейшее развитие в XVIII веке. Обращает на себя внимание тесное взаимодействие зарождающегося дилетантизма и наметившейся тенденции соавторства заказчика и мастера. Новым амплуа заказчика становится деятельность в качестве комиссионера, коллекционера и мецената.

Б.И. Куракин, несомненно, при-частен к целому ряду художественных начинаний, укоренившихся впоследствии в новой России. Делая различные заказы во многих европейских странах, он тем самым оказывается среди тех, кто определяет интерес к основным художественным центрам Европы во второй половине XVIII -начале XIX века.

Изучение архивных материалов показало, что в период правления Анны Иоанновны роль заказчика в сфере архитектуры была довольно значительной, хотя и достаточно специфичной. Например, частного заказчика чаще волновали скорее сроки строительства, чем качество исполнения и художественный уровень проекта.

Во многом члены семьи князей Куракиных были типичными заказчиками Нового времени, однако имели, тем не менее, свои отличительные черты. Почти все мужчины из этого старинного княжеского рода получили прекрасное образование, чаще всего закрепленное многолетним пребыванием во многих европейских странах (за исключением Бориса-Леонтия Александровича, о котором мы крайне мало знаем). Отчасти это было обусловлено спецификой их государственной службы, которая в основном лежала в сфере дипломатической деятельности.

Немалое значение имела и укоренившаяся во второй половине XVIII ве-

ка традиция гранд-тура, которая повлияла на развитие и формирование вкуса и потребностей в коллекционировании произведений искусств. Во многом, поездка Александра Борисовича Куракина II (1752-1818) по странам Западной Европы повлияла на сложение собственной коллекции.

Анализ письменных источников, и в частности писем и счетов от художественного агента в Амстердаме М. Олдекопа, хранящихся в Историческом музее, позволяет понять характер собрания А.Б. Куракина. В основном, это «малые голландцы», а также фламандская и французская живопись XVII-XVIII веков. Жанровый диапазон этих полотен довольно широк. Большая часть - это пейзажи, морские баталии, интерьеры. Есть также произведения бытовой, исторической, мифологической, анималистической и библейской живописи. Отдельными экземплярами представлены фламандские цветочные букеты, пасторальные сценки, натюрморты с дичью.

Выбор художественных школ и отдельных мастеров типичен для русского коллекционирования второй половины XVIII - начала XIX века. В архивных документах (списках закупок картин) встречаются такие имена, как А. Корреджо, Ж.-Б. Грез, У. Хогарт.

Еще одной характерной чертой членов этой семьи, проявившейся в частном заказе, была тенденция портретироваться у крупных, довольно часто придворных, художников как у себя на родине, так и за рубежом. В правление Елизаветы Петровны князь Александр Борисович Куракин I (1697-1749) одним из первых в русском обществе делает заказ одному художнику (немецкому мастеру Г.Х. Грооту) на цикл семейных портретов. Как показало иссле-

дование, заказ подобного цикла и выбранная форма изображения предваряют насущную проблему дворянства в самоидентификации, которая прочно укоренится во второй половине XVIII века и будет стимулировать возникновение фамильных галерей.

Практически ни одна аристократическая семья в России века Просвещения не обладала семейной портретной галереей такого высокого уровня. Ее основу во второй половине XVIII -начале XIX века составляли произведения ведущих отечественных (Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский, А.Х. Ритт и др.) и западноевропейских мастеров (А. Рослен, Р. Бромптон, Э.-Л.-М. Виже-Лебрен, Ж.-Л. Вуаль, Л. Гуттенбрунн, Г. Лундберг, П. Батони, И.-Б. Лампи-младший, Ж.-Б. Реньо и др.). Естественно, что подобная практика не могла не отразиться на развитии отечественного изобразительного искусства, и в частности портрета и пейзажной живописи.

Характер заказа портретов А.Б. Куракина II предопределил их иконографическое разнообразие. Он предстает перед зрителем в различных амплуа: государственного деятеля, придворного вельможи, русского дипломата, просвещенного помещика, «командора» мальтийского ордена, приближенного и друга императора. Именно в этот отрезок времени в княжеских изображениях появляется разнообразно представленная тема Павла I: «монарх-покровитель», «друг-наставник», «одобряющий государь».

Анализ архивных документов (контрактов, счетов, писем и т.п.) и самих произведений искусства также позволяет выявить особенности архитектурного заказа семьи. Например, к городскому и сельскому строитель-

ству, инициированному княжеской фамилией, привлекались не слишком крупные зодчие. Чаще всего это были мастера, отличавшиеся богатым опытом в строительной практике, -М.А. Башмаков, Р.Р. Казаков, И.В. Его-тов и другие. Проекты же, по которым возводились здания или разбивались усадебные парки, были высокого европейского уровня (специально заказывались или брались увражи), в которые по желанию заказчика (или им лично) вносились порой существенные изменения.

Если говорить об основном механизме взаимоотношений между заказчиком и мастером, то из архивных материалов видно, что влияние заказчика проявлялось на всех стадиях создания произведения искусства. В изобразительном искусстве - это основная идея, программа. Задав направление в начале проекта, заказчик следил за реализацией идеи на разных стадиях производства (в живописи - утверждение эскиза, в графике - гравировальной доски и первого оттиска). В строительной практике же роль заказчика была еще важнее. Этому способствовало и увеличение «производственных» стадий, в которые осуществлялось вмешательство (выбор места, проектирование, моделирование, строительство и т.д.), а также желание создавать архитектурные чертежи. Последнее рассматривается в связи с проблемой художественного дилетантизма в России.

При рассмотрении основных участников строительного процесса - заказчика, архитектора (проектировщика и исполнителя), управляющего, подрядчика и рабочего-строителя - в работе выявляется роль заказчика, который склонен был брать на себя «должностные обязанности» других лиц. Тем самым, результат создания памятника обуславливался не только эстетическими пристрастиями, но порой и практическим умением заказчика.

Из рода Куракиных явно выделяются две личности, особенно ярко проявившие себя в сфере частного заказа. Это сподвижник Петра Великого Борис Иванович (1677-1727) - из числа первых заказчиков нового типа - и друг императора Павла I Александр Борисович II (1752-1818). Таким образом, эти две крупные персоны как бы фланкируют эволюцию развития частного заказа в XVIII веке, правнук в наибольшей степени реализует в конце столетия все те импульсы, который задал его предок в петровское время.

Итак, роль заказчика в русском художественном процессе, достаточно часто воспринимаемая исследователями в самых общих чертах, впервые была рассмотрена на конкретных примерах участия представителей отдельной фамилии, что позволило внести ряд уточнений в современные представления о частном заказе в эпоху Просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.