Научная статья на тему 'Роль Ян Чжу и его идей в системе китайской философии'

Роль Ян Чжу и его идей в системе китайской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
194
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древнии Китаи / философия / даосизм / янгизм / гедонизм / этическии эгоизм / Ян Чжу / Ancient China / philosophy / Taoism / yangism / hedonism / ethical egoism / Yang Zhu

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дашкин Геннадий Игоревич, Иванова Татьяна Генриховна

Статья посвящена идеям мыслителя Древнего Китая Ян Чжу и его месту в философской традиции Китая. Несмотря на то, что его относят к представителям раннего даосизма, изречения Ян Чжу о человеческой жизни, природе и ценностях выглядят достаточно обособленно и уникально, во многом за счет синтезирования основных даосских постулатов с понятиями гедонизма и эгоизма. Кроме того рассматривается восприятие основных ценностей, которыми должен обладать каждый человек в материальном мире. Несмотря на то, что отношение со стороны конфуцианцев и даже некоторых представителей даосизма к Ян Чжу было достаточно неоднозначным, его идеи нашли поддержку среди населения Древнего Китая во многом за счет отрицания иерархической системы и изречении о том, что человеческая жизнь уже предопределена. Человек не владеет ничем в этой жизни, так как не он определяет, когда ему родиться или умереть. Поэтому, прежде всего каждый в Поднебесной, по мнению Ян Чжу, должен сосредоточить свою жизнь на поддержание жизни в своем теле за счет путем наслаждении и удовольствии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Yang Zhu and his ideas in the system of the Chinese philosophy

The article is devoted to the ideas of the ancient Chinese thinker Yang Zhu and his place in the philosophical tradition of China. Despite the fact that he is attributed to the representatives of early Taoism, Yang Zhu's sayings about human life, nature and values look quite separate and unique, largely due to the synthesis of the main Taoist postulates with the concepts of hedonism and selfishness. In addition, the perception of the basic values of that every person in the material world should have is considered. Despite the fact that the attitude of Confucians and even some representatives of Taoism towards Yang Zhu was rather ambiguous, his ideas found support among the population of ancient China, largely due to the rejection of the hierarchical system and sayings that human life is already predetermined. A person does not own anything in this life, since he does not determine when he will be born or die. Therefore, first of all, everyone in the Chinese Empire, according to Yang Zhu, should focus his life on maintaining life in his body through pleasures and enjoyments.

Текст научной работы на тему «Роль Ян Чжу и его идей в системе китайской философии»

СТРАТЕГИИ ВЕЖЛИВОСТИ В КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ СВЯЗИ VOL.4 №2 2022 В ПУБЛИЧНЫХ ЧАТАХ WECHAT ISSN Z - 1935 IZ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ГЛУШКОВА С.Ю. | SVETAELINA@GMAIL.COM! УДК 81.581 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Foreign Language Teaching and Research. 1992. № 4(2). P???

10. Lakoff R. The Logic of Politeness, or Minding Your P's and Q's. Chicago Linguistics Society. 1973. №9, P. 292-305.

11. Tanskanen S. Discourse in Cyberspace: Studying Computer-mediated Communication. An-glicana Turkuensia. 1998. №16, P. 143-156.

12. Taleghani-Nikazm C. Politeness in Computer -Mediated Communication. The Encyclopedia of Applied Linguistics. 2013.

Информация об авторе

Глушкова Светлана Юрьевна,

канд. филол. наук, доцент

Казанский (ПриволжскиИ) федеральный

университет

420015 Россия, Казань, Пушкина 1/55 svetaelina@gmail.com Аликберова Альфия Рафисовна

канд. филол. наук, доцент

Казанскии (Приволжскии ) федеральныи

университет

420015 Россия, Казань, Пушкина 1/55 alfiakasimova@gmail.com

Alfiya R. Alikberova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Kazan (Volga region) Federal University 420015 Pushkina st. 1/55 Kazan, Russia alfiakasimova@gmail.com

Информация о статье

Поступила в редакцию: 25.08.2022

Одобрена после рецензирования: 10.09.2022

Принята к публикации: 20.09.2022

Information about the article

The article was submitted: 25.08.2022 Approved after reviewing: 10.09.2022 Accepted for publication: 10.09.2022

Information about the Author

Svetlana Y. Glushkova

Candidate of Philological Science, Associate Professor

Kazan (Volga region) Federal University 420015 Pushkina st 1/55 Kazan, Russia svetaelina@gmail.com

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

VOL.4 №2 2022

ISSN 2686 - 9675 (Print) ISSN 2782 - 1935 Ш1М)

The role of Yang Zhu and his ideas in the system of the Chinese philosophy

Роль Ян Чжу и его идей в системе китайской философии

Дашкин Геннадий Игоревич, Иванова Татьяна Генриховна1

1Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия,

Автор ответственный за переписку: Дашкин Геннадий Игоревич dashkin.gennadii@rambler.ru

Gennadii I. Dashkin, Tatyana G. Ivanova1

1 Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

Corresponding author: Dashkin Gennadii Igorevich dashkin.gennadii@rambler.ru

удк 179 | научная статья | https://doi.org/10.24412/2686-9675-3-2022-46-53

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена идеям мыслителя Древнего Китая Ян Чжу и его месту в философ-скои традиции Китая. Несмотря на то, что его относят к представителям раннего даосизма, изречения Ян Чжу о человеческои жизни, природе и ценностях выглядят достаточно обособленно и уникально, во многом за счет синтезирования основных даосских постулатов с понятиями гедонизма и эгоизма. Кроме того рассматривается восприятие основных ценностей которыми должен обладать каждыи человек в материальном мире. Несмотря на то, что отношение со стороны конфуцианцев и даже некоторых представителеи даосизма к Ян Чжу было достаточно неоднозначным, его идеи нашли поддержку среди населения

ABSTRACT

The article is devoted to the ideas of the ancient Chinese thinker Yang Zhu and his place in the philosophical tradition of China. Despite the fact that he is attributed to the representatives of early Taoism, Yang Zhu's sayings about human life, nature and values look quite separate and unique, largely due to the synthesis of the main Taoist postulates with the concepts of hedonism and selfishness. In addition, the perception of the basic values of that every person in the material world should have is considered. Despite the fact that the attitude of Confucians and even some representatives of Taoism towards Yang Zhu was rather ambiguous, his ideas found support among the population of ancient China, largely due to the rejection of the hierarchical system and sayings that human life is

РОЛЬ ЯН ЧЖУ И ЕГО ИДЕЙ В СИСТЕМЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ VOL.4 №2 2022

ISSN 2686 - 9675 (PRINT) ISSN 2782 - 1935 (ONLINE)

ФИЛОСОВСКИЕ НАУКИ | ДАШКИН Г.И., ИВАНОВА Т.Г. | DASHKIN.GENNADII@RAMBLER.RU! УДК 811.5811 НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Древнего Китая во многом за счет отрицания иерархической системы и изречении о том, что человеческая жизнь уже предопределена. Человек не владеет ничем в этои жизни, так как не он определяет, когда ему родиться или умереть. Поэтому, прежде всего каждыи в Поднебеснои, по мнению Ян Чжу, должен сосредоточить свою жизнь на поддержание жизни в своем теле за счет путем наслаждении и удовольствии.

Ключевые слова: Древнии Китаи, философия, даосизм, янгизм, гедонизм, этическии эгоизм, Ян Чжу.

Для цитирования: Дашкин Г.И., Иванова Т.Г. Роль Ян Чжу и его идеи в системе китаи скои философии. Современные востоковедческие исследования. 2022; 4 (3). https://doi.org/ 10.24412/2686-9675-3-2022-46-53

already predetermined. A person does not own anything in this life, since he does not determine when he will be born or die. Therefore, first of all, everyone in the Chinese Empire, according to Yang Zhu, should focus his life on maintaining life in his body through pleasures and enjoyments.

Keywords: Ancient China, philosophy, Taoism, yangism, hedonism, ethical egoism, Yang Zhu

For citation: Dashkin G.I., Ivanova T.G. The role of Yang Zhu and his ideas in the system of the Chinese philosophy. // Modern Oriental Studies. 2022; 4 (3). P. (In Russ.) https://doi.org/ 10.24412/2686-9675-3-2022-46-53

Личность Ян Чжу, как и его творчество до сих пор не находит единои интерпретации среди ученых. Во многом проблема заключается в отсутствии достаточного количестве данных, кроме того многие исследователи древнего Китая так и не могут отнести его творчество к какому-либо конкретному направлению. Но практически все сходятся во мнении, что Ян Чжу следует относить к ранним даоссам. Это определяется за счет того что, многие тезисы и понятия, которые у него встречаются, в тои или инои степени пересекаются с понятиями недеяния, морали и истинного пути. Кроме того, про Ян Чжу упоминают многие известные философы и мыслители древнего Китая оценки которых рознятся, но главным остается тот фактор,

что он оставил существенное наследие и определенное влияние на разные слои общества Китая тех времен.

Несмотря на то, что Ян Чжу, как и его прямые последователи и ученики не оставили самостоятельных произведении, именно в трактате «Ле-цзы» можно наити седьмую главу, которая разительно отличается от всего остального содержания, прежде всего своими идеями.

На основании того, что сохранилось с тех времен, следует отметить уникальное отношение Ян Чжу к человеческои жизни и земным наслаждениям. Именно жизнь человека и ее мораль, а также поиск истинно-правильного пути и отличает китаиского философа от других

VOL.4 №2 2022

ISSN 2686 - 9675 (Print) ISSN 2782 - 1935 ЮП1Ж)

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

представителеи даосскои школы. Некоторые исследователи даже вывели для Ян Чжу свое философское направление, которое назвали «янизмом», что представаляет из себя несколько видоизмененную форму даосизма с упором в гедонизм и эгоизм (Рыков 2019, 1). Более того, периодически творчество Ян Чжу сравнивают с творениями Аристиппа и Гегесия, которых относят к киренаикам, ставившими наслаждения в жизни превыше всего остального. Во многом это связано с тем, что китаискии философ ставил жизнь конкретного человека превыше идеи и ценностеи народа и государства. Именно в отдыхе и созерцании земных благ состояла истинно-правильная жизнь. Согласно Ян Чжу, существует четыре основные причины, которые не дают человек спокоино отдохнуть: «Первая — желание долголетия; вторая — жажда славы; третья — стремление получить чиновничью должность; четвертая — жажда богатства» (Ян Хин-Шун, 1973, 222). Именно это, по мнению Ян Чжу заставляет людеи испытывать страх за свою жизнь и опасения не только перед материальными угрозами в виде других людеи и обстоятельств, но и в качестве духов и демонов из потустороннего мира, которые искушают и разрушают духовную составляющую человеческого естества. Человек спасается от своеи истиннои природы путем накопления материальных ценностеи и достижение целеи, которые изначально не присущи ему. Таинство рождения и смерти — это то, что никогда не зависело от человека и не будет, так как не ему решать, когда появиться на свет, а когда окончить свои дни. И все то, что окружает его, вне зависимости от ценности и статуса,

является всего лишь незначительными деталями, которые не принесут спасения души и тела.

Ян Чжу отмечает, что именно тело — это главная составляющая всеи жизни. Все остальное — лишь средство для поддержания жизненных сил и поддержки организма на пути к неизменному окончанию жизненного пути. Но человек не является владельцем своего тела, так же как он и не владеет всеми внешними вещами. Сохраняя себя и свое состояние в целостности, люди лишь способны поддерживать в себе жизнь. А когда люди начинают считать, что их собственное тело, равно как и все, чего они добились и что их окружает принадлежит только им, то это уже называется присваиванием и идет в противоречие с основополагающими постулатами жизни и смерти. Именно поэтому Ян Чжу и называет совершенномудрым человеком того, кто может: «Делить тела Под-небеснои, со всеми; делить вещи Поднебеснои со всеми» (Ян Хин-Шун,1973, 222). Это и подводит к одному из основных понятии китаиского философа, которое звучит, как «совершенство совершенства». Его суть в том, что человек должен осознать и принять тот факт, что в этои жизни он не распоряжается ни внутренним, ни внешним. А раз он равен со всеми, то все то, что он имеет, он должен разделить с другими абсолютно все, чем он владеет, дабы достигнуть состояния совершенномудрого и прожить до конца своих днеи жизнью, которая будет сопряжена лишь с достижением удовольствии и наслаждения.

Достаточно большое значение в философ-скои концепции Ян Чжу занимает и такое

У01_,4 №2 2022

!ЗЗИ 2686 - 9675 МТ) !ЗЗИ 2782 - 1935 Ю1МЕ)

понятие, как следование своеи собственнои судьбе и природе. Ведь когда человек рождается, то он не сразу начинает идти на поводу у пороков. Стремление к долголетию, жажде славы и высоких должностеи, алчности — все это, по мнению Ян Чжу, вступает в противоречие с истиннои человеческои природои и заставляет человека пытаться изменить свою собственную судьбу.

И все же, китаискии философ не говорит о том, что необходимо стать аскетом и уити в паломничество. Напротив, Ян Чжу выделяет четыре основных фактора, которые человек может иметь в своеи жизни. Это — богатыи дом, изящные одежды, изысканные яства и прекрасные женщины. Достаточно интересным является тот факт, что использованные прилагательные относятся к степенным. Получается, что человек не может просто иметь обычныи дом в своеи жизни, ему нужно иметь именно богатыи дом или изящные одежды. Однако, несмотря на странность подобного изречения, Ян Чжу отмечает, что: «Обладать этими вещами и домогаться от внешнего мира значит иметь ненасытныи характер» (Ян Хин-Шун, 1973, 224). Это говорит о том, что самыми главными вещами в жизни должны быть те, которые приносят наслаждение самому человеку, а не кому-то другому. Только то, что будет поддерживать его тело во здравии и покое, а также позволит следовать собственнои природе и судьбе. Здесь ярко проявляются черты, которые присущи гедонизму, то есть стремлению к наслаждениям в жизни. Человека не должно заботить то, что происходит в мире и его государстве. Прежде всего он должен жить для себя и своего тела, поддержи-

вая в нем жизнь, через такие удовольствия, как изысканная еда, изящные одежды, прекрасные женщины и богатыи дом. Все это будет позволять человеку поддерживать свое тело в здравии вплоть до самого конца и, что тоже является немаловажным аспектом, быть свободным в своих мыслях, суждениях и деиствиях. Именно это и является однои из важных идеи в философии Ян Чжу, которую критиковали представители других китаиских философских школ.

При этом, очень важно будет не забывать о том, что гедонизм у Ян Чжу не выходит в краинюю степень наслаждения, которая будет выражаться в нанесении себе телесных или иных повреждении. Потому что сам факт нанесения себе повреждении прямо противоречит основнои идее философии жизни китаиского философа. Тело священно и даже одним волосом нельзя жертвовать ради благих целеи. Напротив, Ян Чжу говорит о том, что следует через наслаждения укреплять свое тело и поддерживать его в хорошем состоянии вплоть до самои смерти. Поэтому данная идея и будет расходиться, например, с тем же Гегесием, которыи считал, что нужно наслаждаться даже своими страданиями и находить в них удовольствие.

Когда человек пытается следовать воле государя, быть справедливым лишь для того, чтобы принести пользу другим людям, то это может приносить пользу народу и государству, но на жизнь одного человека будет оказывать самые разрушительные последствия. Потому что человек будет ставить желания других превыше своих собственных, а впоследствии может оказаться, что всю свою жизнь он

VOL.4 №2 2022

ISSN 2686 - 9675 (Print) ISSN 2782 - 1935 (Ш1М)

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

существовал лишь для других, но не для себя. А это лишь будет являться лишним показателем того, что человек пошел против своеи природы и пытался бороться с судьбои, в надежде на то, что он встретит достоиную старость и примет свою смерть. Однако смерть не будет рассуждать о достоиности человека, она просто приходит и забирает тех, чье время уже пришло. Так почему же человек обязан жить для кого-то другого, но не для себя? Именно таким вопросом и задается Ян Чжу, которыи отмечает: «То, что делает все вещи разными, — это жизнь; то, что делает их одинаковыми, — это смерть...» (Ян Хин-Шун,1973, 215). Таким образом, это лишнии раз подтверждает, что как мы люди не пытались на протяжении всеи своеи жизни отличаться друг от друга, на смертном одре они все равно вновь будут равны.

Однако подобные мысли Ян Чжу не находили положительного отклика у конфуцианцев. Тот же Мэн-цзы говорил о том, что слова Ян Чжу являются достаточно популярными на территории Китая среди самых широких слоев населения. По мнению Мэн-цзы, философы, подобные Ян Чжу не дают развиваться конфуцианству и формируют у людеи эгоистическую позицию, которая расходится с теориеи о гуманности и долге перед государством и императором. Однако критика в адрес Ян Чжу следовала не только со стороны конфуцианцем, но и некоторых даосов, как например Чжуан-цзы, которыи вообще требовал «зажать рот Ян Чжу» (Чжуан-цзы 2016, 75). Но все это говорит о том, что в Древнем Китае, идеи Ян Чжу находили свои отклик среди населения, несмотря на некую эгоистичность и гедонизм, что, разу-

меется, возмущало, как представителеи гуманистического конфуцианства, так и среди аскетично-возвышенных даоссов. Однако, те или иные отсылки к мыслям и изречениям Ян Чжу, все равно можно наити в различных трактатах Древнего Китая, как, например, Дао-дэ цзин, Чжуан-цзы, Люи-ши Чунцю. Любопытным фактом можно назвать то, что имя Ян Чжу там опускается или видоизменяется, однако идеи о ценности собственного тела и жизни, которая превыше всего, безусловно, нашли свое отражение в данных философских канонах.

Стоит также уделить внимание такому понятию, как разумныи или этическии эгоизм Ян Чжу, о котором снова упоминает тот же Мэн-цзы: «Каждыи сам за себя. Даже если бы он мог осчастливить мир, выдернув один единствен-ныи волосок, он бы не сделал этого» (Фэн Ю-лань 1998, 82). В даннои ситуации речь идет об одном из ключевых понятии философии жизни у Ян Чжу, а именно о том, что не все то, чем ты готов пожертвовать, будет иметь значимость для другого человека или государства. Можно даже говорить о том, что китаискии философ рационально относится к трате собственных внешних и внутренних ресурсах. Он осознает тот факт, что высокопарные слова и выражения, которые могут использоваться конфуцианцами, не несут практическои значимости, как таковои и являются лишь словами. Говоря о том, что он отказывается пожертвовать своим волоском ради спасения Поднебеснои, Ян Чжу лишь показал, что не видит в этом смысла, так как это не изменит порядка вещеи. И даже когда Цинь-цзы, уточнил, что даже если бы это была гипотетическая необходимость, то

О ПАССИВНОМ ОСВОЕНИИ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕРЕСАМ УЧАЩЕГОСЯ

У0Ь.4 №2 2022

!ЗЗЫ 2686 - 9675 МТ) !ЗЗЫ 2782 - 1935 Ю1МЕ)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | МИРЗИЕВА Л.Р., ШАЙХУТДИНОВА Е.Н., АН Д.М. | XIANJING312@MAIL.RU | УДК 811.5811 НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

китаискии философ лишь промолчал. Однако, Ян Чжу все равно дает объяснение подобному проявлению эгоизма своих суждении, говоря: «Если каждыи откажется выдернуть даже один волосок, и каждыи откажется взять Поднебесную, как награду, в Поднебеснои будет идеаль-ныи порядок» (Фэн Ю-лань, 1988, 82). Возможно, это означает, что людям нет нужды стремиться к самопожертвованию и стремлению к большему. Вместо этого стоит просто сконцентрировать свою жизнь на получении наслаждении и удовольствии от жизни, которая однажды закончится. В противовес конфуцианским понятиям (ритуал),^ (гуманность), ^ (справедливость); Ян Чжу и его ученики ставили превыше всего принцип ^Ш, что можно интерпретировать как «все для себя». И это лишнии раз подтверждает, что одним из ключевых понятии в философии Ян Чжу является сам человек и его собственное тело, а не иные устремления и нужды. Стоит отметить еще та-кои важныи аспект, что часто имя Ян Чжу упоминается в древних трактатах рядом с именем Мо-цзы, что нашло свое отражение у Чжуан-цзы и Мэн-цзы. Подобная ситуация может навести на мысли о том, что учения янгистов и мои-стов похожи, однако стоить понимать, что Ян Чжу прежде всего концентрирует внимания и усилия человека на себе самом, на собствен-нои личности, в то время, как у Мо-цзы говорится об альтруизме и идее всеобщеи любви каждого к каждому, а также беспристрастнои заботе и уважению, что было чуждым Ян Чжу с его стремлением к эгоистическому концепту.

На основании всего выше сказанного следует отметить, что тезисы, которые выдвигал

Ян Чжу произвели колоссальные потрясения и диссонанс для многих сторонников философских школ Китая по нескольким причинам. Несмотря на отсутствие достаточного количества источниковых данных по многим вопросам стоит отметить, что своеи идееи о ценности чело-веческои жизни, которая во многом превосходит чувство долга и самопожертвования, ки-таискии мыслитель видоизменял естествен-ныи взгляд на мир, переворачивая его, что для Китая того времени было невообразимо, особенно для тех же конфуцианцев. Обозначив выше основные концепции Ян Чжу отметим, что природная составляющая человека, ценность и наслаждение жизнью являются главными идеями философа. Однако в основных идеях Ян Чжу прослеживается ряд существенных противоречии. К примеру, для того чтобы человек деиствительно наслаждался жизнью ему необходимы, как изысканная еда, так и богатыи дом. В то же время каждыи человек должен довольствоваться тем, что имеет и не быть алчным, ведь жадность и корыстолюбие только погубит тело человека. Однако, что делать нищим у которых совершенно ничего нет? У них нет излишек, и они не смогут поделиться пи-щеи или чем-то иным. В том случае, если постоянно выпрашивать излишки у богатых, не довольствуясь тем, что есть, будет ли это приемлемо, согласно Ян Чжу?

В то время как жизненная ценность, с уси-леннои ролью эгоизма превосходит чувство долга стоит задуматься и о защите государства. Данныи вопрос китаискии мыслитель не рассматривал, но если жизнь каждого представляет ценность, то как противостоять внешним

VOL.4 №2 2022

ISSN 2686 - 9675 (Print) ISSN 2782 - 1935 (Ш1М)

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

врагам? Своими идеями Ян Чжу хотел продемонстрировать ценность и значимость жизни, показать, что раз человек удостоился появиться на свет, никакая жертва себя во имя благих деянии ради кого-то не должна сбивать его с жизненного пути, которыи превыше всего ставит свое собственное эго. Таким образом следует отметить, что, несмотря на рациональ-ныи подход к истиннои ценности жизни, данным идеям присущи противоречия и отсутствие более комплексных и разноплановых идеи, которые помогли бы лучше раскрыть их суть и стать более востребованными для разных слоев населения, потеснив конфуцианцев и даоссов.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что личность и идеи Ян Чжу до сих пор остаются недостаточно исследованными в связи с недостатком источников и прочих данных. Однако, исходя из того, что доступно ученым и исследователями, можно сделать вывод, что Ян Чжу был достаточно самобытнои фигурои в китаискои философскои традиции. Многие из его утверждении были упомянуты в Дао дэ-цзине, Чжуан-цзы, Люи-щи Чунь-цю и других классических канонах, хоть и не везде говорилось об их первоначальном авторе. Несмотря на то, что его относят к ранним даоссам, в его идеях присутствуют принципиально новые аспекты философии, которые не были своиствен-ны другим мыслителям древнего Китая. Особенно это касается отношения к собственнои жизни человека. Так называемыи этическии эгоизм и гедонизм повсеместно присутствуют практически в каждом изречении Ян Чжу, что особенно возмущало конфуцианцев. Свобода

и независимость, стремление к наслаждениям и удовольствиям для того, чтобы собственное тело не знало боли и разочарования — все это делают Ян Чжу одним из самых неординарных мыслителеи Древнего Китая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рыков С.Ю. Древнекитаискии философ-скии эгоизм, критика долга и пользы в учении Ян Чжу. Древнекитаиская философия. 2017. https://magisteria.ru/ancient-chinese-philosophy/yang-zhu (дата обращения: 16.08.2022)

2. Ян Хин Шун (сост.). Древнекитаиская философия. Т.2. Ян Чжу. Москва: Мысль. 1973

3. Чжуан-цзы. Чжуанцзы. СПб.: Пальмира. 2016.

4. Фэн Ю-лань. Краткая история китаискои философии. СПб: Евразия. 1998.

REFERENCES

1. Rykov S.Yu. Ancient Chinese philosophical egoism, criticism of duty and benefit in the teachings of Yang Zhu. Ancient Chinese philosophy. 2017. https://magisteria.ru/ancient -chinese-philosophy/yang-zhu (Accessed: 16.08.2022). (in Russ)

2. Yan Hin Sun (edit.). Ancient Chinese philosophy. T.2. Yang Zhu. Moscow: Mysl'. 1973. (In Russ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zhuang-zi. Zhuangzi. SPb.: Palmira.2016.

4. Fung Yu-lan. A short history of Chinese philosophy. SPb.: Eurasia. 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.