Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЫТРЕЗВИТЕЛЕЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

РОЛЬ ВЫТРЕЗВИТЕЛЕЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поддержка проекта государством / законодательная база / вытрезвитель / необходимость / правонарушения. / state support for the project / legislative framework / detox / necessity / offenses.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зорькина Анна Александровна

В последние годы особое внимание уделяется вступившему в силу закону о возвращении вытрезвителей с 01.01.21, а также историческому обоснованию на основе опыта функционирования медвытрезвителей до 1991 года. В этом плане предполагается поэтапное возрождение положительно себя зарекомендовавшей практики предупреждающего действия на совершаемые в стране преступления. Многими специалистами отмечается тот факт, что в современных реалиях именно возвращение учреждений санитарно-медицинского характера для вытрезвления пьяных позволит изменить сложившуюся на сегодняшний день практику, потому что согласно статистике на фоне ликвидации вытрезвителей общее количество разных правонарушений, совершённых в нетрезвом виде, увеличилось на треть. В рамках статьи рассмотрена необходимость возвращения вытрезвителей, упразднение системы которой в Российской Федерации уже было признано ошибочной практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зорькина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOBERING-UP STATIONS IN CRIME PREVENTION=00-

In recent years, special attention has been paid to the law on the return of sobering-up units that came into force on 01.01.21, as well as to the historical justification based on the experience of operating medical sobering-up units before 1991. In this regard, it is planned to gradually revive the well-established practice of preventive action on crimes committed in the country. Many experts note the fact that in modern realities it is the return of institutions of a sanitary and medical nature for sobering up drunk people that will change the current practice, because according to statistics, against the background of the elimination of detoxification centers, the total number of various offenses committed while drunk has increased by a third. The article considers the need for the return of detoxification units, the abolition of the system of which in the Russian Federation has already been recognized as erroneous practice.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЫТРЕЗВИТЕЛЕЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 343.976

Зорькина Анна Александровна Zorkina Anna Aleksandrovna

Кандидат юридических наук Candidate of medical science Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского

автономного округа-Югры Surgut State University of ChMAO-Ugra

РОЛЬ ВЫТРЕЗВИТЕЛЕЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ROLE OF SOBERING-UP STATIONS IN CRIME PREVENTION

Аннотация: В последние годы особое внимание уделяется вступившему в силу закону о возвращении вытрезвителей с 01.01.21, а также историческому обоснованию на основе опыта функционирования медвытрезвителей до 1991 года. В этом плане предполагается поэтапное возрождение положительно себя зарекомендовавшей практики предупреждающего действия на совершаемые в стране преступления. Многими специалистами отмечается тот факт, что в современных реалиях именно возвращение учреждений санитарно-медицинского характера для вытрезвления пьяных позволит изменить сложившуюся на сегодняшний день практику, потому что согласно статистике на фоне ликвидации вытрезвителей общее количество разных правонарушений, совершённых в нетрезвом виде, увеличилось на треть. В рамках статьи рассмотрена необходимость возвращения вытрезвителей, упразднение системы которой в Российской Федерации уже было признано ошибочной практикой.

Abstract: In recent years, special attention has been paid to the law on the return of sobering-up units that came into force on 01.01.21, as well as to the historical justification based on the experience of operating medical sobering-up units before 1991. In this regard, it is planned to gradually revive the well-established practice of preventive action on crimes committed in the country. Many experts note the fact that in modern realities it is the return of institutions of a sanitary and medical nature for sobering up drunk people that will change the current practice, because according to statistics, against the background of the elimination of detoxification centers, the total number of various offenses committed while drunk has increased by a third. The article considers the need

XIVМеждународная научно-практическая конференция for the return of detoxification units, the abolition of the system of which in the Russian Federation has already been recognized as erroneous practice.

Ключевые слова: поддержка проекта государством, законодательная база, вытрезвитель, необходимость, правонарушения.

Key words: state support for the project, legislative framework, detox, necessity, offenses.

Высокоэффективная профилактика преступлений - это деятельность, в первую очередь направленная на выявление и оказание профилактического воздействия на отдельных лиц и их ближайшее окружение, действия которых указывают на реальную возможность совершения преступлений в будущем, а также на оказание положительного воздействия на их ближайшее окружение. Профилактика сама по себе является лишь одной из важных составляющих профилактики; это может повлиять на первоисточник и на то, что воссоздает преступность [1].

Самый первый на территории России «Приют для алкоголиков, а вместе с ним и амбулатория для алкоголиков» был открыт по инициативе врача Федора Сергеевича Архангельского на средства Тульского общества трезвости в Туле, в домовладении Гудковой на Рубцовской улице. Центры трезвости - это медицинские организации, куда граждан в разной степени алкогольного опьянения доводили и поддерживали до полного трезвого состояния. Таким образом, государство решало одновременно сразу пару ключевых проблем: боролось с пьянством населения и уменьшило количество преступлений, совершаемых под распитием спиртных напитков. По закону появление людей в ненадлежащих условиях в общественных местах считалось нарушением правопорядка.

Положение о вытрезвителях закрепило, в каком порядке работает данное учреждение, а также перечислило граждан, соответствующих категориям, принимаемым для вытрезвления.

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

В спецучреждениях МВД задерживались лица в состоянии

алкогольного опьянения средней и тяжелой степени, которые имели такой внешний вид, что разлагающе действовали на общественную мораль, не соблюдали правопорядка. Как исключительный случай, не подлежащий задержания для вытрезвления, рассматривали военных, состоящих в думских органах депутатов, солдат с наградами, лиц с инвалидностью, а также женщин, ожидающих родов. Этой категории оказывалась помощь в медицинских учреждениях.

Медицинские вытрезвители приносили определенные средства. Эту выручку дополняла половина объёма штрафных санкций, который должно было уплатить лицо, употреблявшее алкоголь в запрещённых законом местах или появившееся в общественном месте в состоянии опьянения. Финансирование использовалось, чтобы приобретать оборудование и технику, ремонтировать помещения или покупать комплектующие для медицинских установок и устройств.

Сразу после упразднения медицинских палат возникла проблема перевозки нетрезвых людей на улицах, в общественных местах и по месту жительства.

Российские центры рефлексии перестали работать, так как законодатель обновил нормы правового поля, регламентирующие сферу здравоохранения. Сейчас эти нормы указывают, что ни один вид медицинской помощи не может быть оказан россиянам, если граждане не дадут добровольного и осознанного согласия. Последние двенадцать центров для детоксикации были закрыты уже в 2011 году, некоторые из них преобразованы в медицинские учреждения [3].

Сегодня правоохранительные органы и медицинские учреждения ещё не вступили в процесс упорядоченного и логично обоснованного взаимодействия, не согласована работа, касающаяся необходимости оказать медицинскую помощь опьяневшему, не является редкостью запутанный и ошибочный механизм содействия нетрезвому

XIVМеждународная научно-практическая конференция гражданину, а также сложность ответа на вопрос, нужно ли такое лицо

госпитализировать [4].

Следует отметить, что многие страны бывшего социалистического лагеря довольно успешно переняли советский опыт работы с нетрезвыми гражданами. Например, в Польше ночь пребывания гражданина в таком заведении стоила 300 злотых.

Законы большинства штатов США запрещают заключение в тюрьму пьяных людей, если они не нарушают общественный порядок и не ведут себя должным образом. Большинство европейских стран сегодня придерживаются аналогичной политики, а в Канаде и Швеции полиция просто привозит домой алкоголиков за небольшую плату.

Теория профилактики правонарушений в ее современном состоянии, по сути, сформировалась на протяжении многих веков, этот продукт генерировали учёные и общество, согласуя взгляды о том, как проявляется природа преступного поведения, и насколько результативные способы способны преодолеть негативное явление. Между тем, уголовное право и социология оказали неодинаковое влияние на формирование теоретических представлений о влиянии на преступность, что характерно не только для отечественной, но и для зарубежной криминологии. Мысль о том, что профилактика преступности должна превалировать над карательной политикой государства, была вполне разумной и довольно востребованной в современных реалиях. В советское время вытрезвители не только спасали людей от замерзания, но и играли просто огромную роль в предупреждении преступности.

Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев неоднократно выступал перед Государственной Думой, а в апреле 2015 года обозначил, что страна так и не разрешила проблему медицинской помощи тем лицам, которые опьянели, но в совершении правонарушения замечены не были. Полагаем, что Российская

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Федерация однозначно нуждается в грамотной и проверенной системе

отрезвления. Орган государственного аппарата, который примет от

МВД восстановленную функцию, должен относиться к структурам,

обеспечивающим населению социальное обслуживание. По мнению В.

И. Скворцовой, возглавлявшей департамент охраны здоровья, в стране

должна быть особая система, позволяющая пьяному человеку в

состоянии алкогольного опьянения находиться под наблюдением,

чтобы не замерзнуть на улице, не оказаться в сложной ситуации.

Без ущерба для достаточной проработки этой проблемы и достаточного финансирования власти многих других субъектов Российской Федерации заявили о своей готовности организовать центры рефлексии [5].

В конце 2020 года Госдума приняла решение восстановить систему трезвости. Первые модерационные станции были организованы еще в советское время, в 30-40-х годах прошлого века. Без этих институтов россияне прожили 10 лет. Последний из них был закрыт в Российской Федерации в 2011 году. Новый закон предусматривает создание центров трезвости на принципах государственно-частного партнерства. По этой причине все регионы России получат право создавать платные или частные реабилитационные центры. Государство сможет привлекать физических лиц для создания модерирующих объектов при отсутствии финансовых возможностей в регионе для их обустройства. Соответствующий закон принят в третьем чтении и вступит в силу с 1 января 2021 года.

Таким образом, востребованная и исторически хорошо себя зарекомендовавшая система, объединявшая учреждения для вытрезвления граждан, реабилитируется на десятом году от расформирования. Совсем недавно в отчетах за 2011 год проходили планы о том, что вытрезвители упраздняться не будут, а осуществится

XIVМеждународная научно-практическая конференция их масштабная передача, когда правоохранительная система передаст их органам здравоохранения. Но планы реализованы не были.

Вопрос о возрождении вытрезвителей как отдельной системы имеет огромную актуальность. Проект закона был подготовлен авторами, основательно проработавшими вопрос и собравшимися статистику о том, что алкоголь является причиной смерти свыше 50 000 россиян ежегодно, среди которых порядка 10 000 гибнут на улице, переохлаждаясь в зимний период. Кроме того, состояние опьянения лишает человека возможности сопротивляться и автоматически подвергает угрозе нападения криминальных элементов.

По результатам 2018 года статистика МВД показала, что среди россиян, задержанных в связи с формулировкой «опьянение в общественном месте», около 200 тысяч (или 1/5 от общего числа) не могли передвигаться без посторонней помощи. Однако нарушения закона, совершенные лицами после употребления алкоголя, увеличились на 1/3 или 34,9% в промежутке от 2011 до 2018 года.

В целях реализации положений статьи 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», в части передачи несвойственных полиции функций по организации работы медицинских вытрезвителей, постоянно формулировались рекомендации о том, что необходимо развернуть особую сеть медицинских учреждений, куда будут приниматься граждане, выявленные в общественном месте и опьяневшие из-за приёма алкоголя, наркотиков и токсических веществ. Предложение связано с тем, что после опьянения лицо переносит утрату возможности перемещаться в пространстве без посторонней помощи и определять пространственно-временные координаты и текущие цели.

Однозначно, что для Российской Федерации отказ от системного вытрезвления граждан в особых учреждениях являлся преждевременный практикой, ошибочной и губительной. Таким

«Инновационные аспекты развития науки и техники» образом, возросла преступность, которую совершали нетрезвые граждане, а также дезориентированные и беспомощные из-за опьянения лица активнее подвергались воздействию криминальных элементов, находясь без сознания или как беспомощные в общественных местах. Позитивно, что редакциям подвергнут и закон «О полиции». Сегодня право отправить нетрезвого россиянина в этой свидетель передано полицейским, а их обязанность состоит в том, чтобы нетрезвый человек был доставлен только в медицинское учреждение.

Указанные выше идеи имеют в настоящее время самое вопросов превентивного снижения числа правонарушений, так как в абсолютно современном ключе воплощаются в создающемся цифровом социуме [2].

Реализация данных мер, является одним из эффективных способов оказать без промедления и в полном объёме помощь, чтобы гражданин, опьяневший от алкоголя, наркотиков, токсических веществ и пребывающий в общедоступном месте, получил необходимую помощь. Предполагается, что сеть вытрезвителей развернется по сценарию государственно-частного партнерства, а лица, которым были оказаны соответствующие услуги, на правомерных условиях внесут оплату. Ожидается, что в скором времени в правительственном решении будет регламентирована работа по организации, чтобы обязательно обозначить алгоритм для деятельности системы вытрезвителей.

Однозначно, история показывает успешность профилактической работы, которую в прошлом проводили правоохранительные органы. Этот метод был в полном объёме научно обоснован, из-за чего результаты были высокими, снижалось число нетрезвых, употреблявших алкоголь до беспомощного состояния и появившихся в общественных местах.

XIVМеждународная научно-практическая конференция

К настоящему моменту закреплено, что в договорном порядке

услуги будут оказаны возмездно, когда исполнитель принимает обязанность исполнить задание заказчика и предоставить сервис, который подразумевает конкретные действия или различные виды деятельности. В свою очередь от заказчика выдвигается обязательство внести оплату, возмещая труд и материалы при оказании услуг (п. 1 статьи 779 ГК РФ). Бесспорная оплата нахождения в вытрезвителе, если лицо, потребившее услугу вытрезвления, не просило предоставить сервис, является противоречивым по нормам гражданского законодательства.

Ещё одной нормой права, распространяющейся на медицинские вытрезвители, должна стать ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, где закреплено требование о том, что медицинское вмешательство, прежде чем начаться, должно в качестве обязательного стартового условия иметь от гражданина добровольное информированное согласие о сути вмешательства.

Знакомство с современной нормативно-правовой базой доказывает, что существовавший в прошлом формат медицинских вытрезвителей разрушен на корню, а нетрезвые граждане не могут быть подвергнуты мерам, которые использовались в недавнем прошлом.

На полицию возлагается обязанность создать в медицинских вытрезвителях правопорядок, закрепить безопасность для персонала, исключить нарушение общественных норм. Кроме того, медицинские специалисты подвергают контролю дезинтоксикационные процедуры, наблюдают за состоянием в протрезвляемых, а также немедленно действуют, если человек нуждается в медицинской помощи.

Подчеркнем, что законодательство только начало редактироваться, а недоработки нормативно-правовой базы просматриваются во многих аспектах, особенно остро проявляясь в

«Инновационные аспекты развития науки и техники» организационном ракурсе, а также в финансовых и социальных

моментах, неупорядоченности вопросов этики и деонтологии.

В современном законодательстве предусмотрено, что медицинская деятельность при работе с опьяневшими не нуждается в лицензировании, а квалификация медицинских сотрудников не требуется, однако попавшим в медицинские вытрезвители предоставляется полный объём мероприятий, составляющих доврачебную медицинскую помощь. В том случае, если регион испытывает недостаток финансов и существует как дотационный, данные учреждения обязательно должны финансироваться на федеральном уровне, чтобы население не только получила помощь, но и снизилась частота криминальных правонарушений.

В современных реалиях Российской Федерации именно возвращение учреждений санитарно-медицинского характера для вытрезвления пьяных позволит изменить сложившуюся на сегодняшний день резко отрицательную практику, неразрывно связанную с ролью вытрезвителей в профилактике правонарушений.

Пересмотрев обозначенные мероприятия, предположим, что проблемы решатся позитивно. Сеть медицинских вытрезвителей однозначно станет фактором, способным сдержать алкоголизацию россиян, системно помочь лицам, которые в нетрезвом состоянии находятся в общественном месте. внушает оптимизм, что для любого сотрудника полиции или врача, младшего или среднего медицинского персонала, представляющего систему здравоохранения, чётко сформулирован регламент действий, которые должны выполняться, когда специалисты соприкасаются по долгу службы с опьяневшими гражданами. Однозначно, что также подход способен снизить опасность пьянства для общества, улучшив общие показатели преступности в стране.

XIVМеждународная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Антонян, Ю.М. Криминология [Текст] : учебник / Ю.М. Антонян ; Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012.

2. Ковачич Л. Большой брат 2.0. [Электронный формат ресурса]. - URL: http://camegie.ru/Публикации/большой брат 2.0.

3. История вытрезвителей в России [Электронный ресурс]. -URL: tass.ru>Биографии и справки>1852026.

4. Бекетов О.И., Давыдов Ю.В. Оказание помощи гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 2 (53).С.37-44.

5. Мирошниченко Л.Д., Рыбакова Л.Н., Мирошниченко Е.Л. Организация медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения: региональный аспект // Вопросы наркологии. 2017. №5. С.24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.