Научная статья на тему 'Роль высших учебных заведений в реализации программы «Интенсификация-90»'

Роль высших учебных заведений в реализации программы «Интенсификация-90» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / TERRITORIAL PROGRAM / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGH EDUCATION INSTITUTIONS / РЕГИОН / REGION / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ / PROGRAM'S STRUCTURE / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВУЗАХ / SCIENTIFIC RESEARCHES / PREPARATION OF HUMAN RESOURCES IN ENGINEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагушкин Сергей Георгиевич

Рассмотрены проблемы развития экономики нашей страны в 1970–1980-х годах. Представленаструктура программы «Интенсификация-90». Определены факторы готовности вузов Ленинградак реализации этой программы в части кадрового обеспечения и научных исследований, представ-лены некоторые результаты их деятельности в данном направлении. Автор приходит к выводу, чтопрограмма «Интенсификация-90» явилась серьезным экзаменом для системы высшего образованиярегиона на способность адекватного реагирования на запросы времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN IMPLEMENTATION OF PROGRAM “INTENSIFICATION-90”

The value of state programs in modern conditions is noted. The attention is drawn to problems ofdevelopment of national economy in the 1970–1980s, including the value of scientific and technical progress.The structure of the “Intensification-90” program is presented. The reserves which were available for activitiesof higher educational institutions and allowed them to contribute to implementation of the program effectivelyare considered. The conclusion is made that the “Intensification-90” program was a serious examination forthe system of the higher education of the region.

Текст научной работы на тему «Роль высших учебных заведений в реализации программы «Интенсификация-90»»

УДК 378.1:001.2:332.14(09)(470.23-25)

С.Г. Лагушкин

роль Высших учебных заведений в реализации программы «интенсификация-90»

ЛАГУШКИН Сергей Георгиевич — доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; кандидат исторических наук.

Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: slagushkin@mail.ru

Рассмотрены проблемы развития экономики нашей страны в 1970-1980-х годах. Представлена структура программы «Интенсификация-90». Определены факторы готовности вузов Ленинграда к реализации этой программы в части кадрового обеспечения и научных исследований, представлены некоторые результаты их деятельности в данном направлении. Автор приходит к выводу, что программа «интенсификация-90» явилась серьезным экзаменом для системы высшего образования региона на способность адекватного реагирования на запросы времени.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА; ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ; РЕГИОН; НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС; СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ; ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ; НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВУЗАХ.

Полное название программы «Интенси-фикация-90» звучит как «Целевая комплексная территориально-отраслевая программа развития народного хозяйства г. Ленинграда и Ленинградской области на основе автоматизации с широким использованием вычислительной техники на 1984—1985 годы и до 1990 года». Начало использования метода программно-целевого планирования в нашей стране можно отнести к 1920-м годам, когда был создан и реализован хорошо известный План ГОЭЛРО (комплексная программа электрификации России). На протяжении всего советского периода истории нашего государства постоянно осуществлялась программная проработка наиболее важных проблем. особенно широко программно-целевое планирование применялось в СССР в 1970-1980-х годах. Целевые программы разрабатывались в качестве составной части пятилетних народнохозяйственных планов. Одной из таких программ была Комплексная программа научно-технического прогресса.

В современных условиях России государственным программам придается большое значение. Они являются одним из инструментов

повышения эффективности бюджетных расходов. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 594 был утвержден Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация [1]. В этом документе было дано определение понятия «федеральная целевая программа» - увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В 2010 году мы уже обращались к практике программно-целевого планирования и управления применительно к вузовской науке [2]. Был сделан вывод, что активное использование этого метода позволило привлечь вузовскую науку к решению важных научно-технических проблем, что, в свою очередь, положительно отра-

зилось на качестве подготовки выпускников. В данной статье рассмотрим условия подготовки и реализации программы «Интенсифика-ция-90», которая была разработана в 1983 году, а также участие в этом вузов Ленинграда.

Государственная политика того периода исходила из политических и стратегических целей развития советского общества, которые формулировались руководством страны и партией в целом. Приоритетом в 1970-х и особенно в 1980-х годах была признана ориентация экономики на ускорение научно-технического прогресса. Однако к 1983 году стало очевидно, что реализация планов интенсификации общественного производства не подкреплялась созданием необходимых условий для эффективного развития науки и техники, повышения уровня исследований и разработок, широкого их применения в производстве. Предпринимались попытки практического изменения положения как в союзном, так и в региональном масштабе. 18 августа 1983 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве» [3, с. 203—208], а 25 октября того же года оно было обсуждено и конкретизировано в интересах региона пленумом ленинградского обкома КПСС.

Эти два документа и стали идеологической основой работы по формированию программы «интенсификация-90». в то же время в регионе были и другие предпосылки для разработки территориально-отраслевой программы. Во-первых, наличие мощного научно-технического и промышленного потенциала: 22 научно-производственных объединения, 36 научных подразделений производственных объединений, около 400 отраслевых научных организаций, 32 организации АН СССР и 41 вуз. Во-вторых, многолетняя практика комплексного экономического и социального планирования развития города и области, как по отдельности, так и как единого объекта территориального планирования. В-третьих, опыт участия ленинградских научно-исследовательских, проектно-конструк-торских и технологических организаций, производственных предприятий в решении более чем 140 комплексных целевых научно-технических общесоюзных программ, а также ряда целевых региональных программ [4, с. 89].

но было и еще одно обстоятельство, которое требовало принятия оперативных мер, о чем в одном из своих докладов Президиуму Академии наук СССР говорил академик И.А. Глебов [5]. Оно заключалось в том, что в начале 1980-х годов обозначилось отставание региона по темпам роста промышленного производства от средних показателей по стране и намечались тенденции к увеличению этого разрыва. В качестве основных причин назывались: более сложная, чем в целом по стране, демографическая ситуация; изменение структуры промышленности — увеличение доли машиностроения, металлообработки и соответственно падение удельного веса легкой и пищевой промышленности, а также химической промышленности, т. е. отраслей с высокой выработкой; далеко не оптимальная структура капиталовложений в развитие промышленности — расширение предприятий и новое строительство без учета реальных возможностей региона.

В условиях программно-целевого подхода, когда объектом управления является непосредственно программа, особое значение имеет схема (структура) управления. В данном случае руководство программой было поручено Совету экономического и социального развития, ускорения научно-технического прогресса при ленинградском областном комитете КПСС, а научно-методическое сопровождение — Ленинградскому научному центру АН СССР. В ее создании приняли участия ученые и специалисты более 340 предприятий и организаций, подчиненных приблизительно 100 союзным и республиканским министерствам и ведомствам. Задания по развитию региона определялись в Ленинграде, а затем согласовывались с союзными и республиканскими органами управления. Поэтому программа стала территориально-отраслевой. В процессе формирования и реализации программы сложилась ее базовая структура, которую составляли крупные региональные отраслевые комплексы (в программе они были представлены в виде «разделов») и основные направления их развития (см. рисунок).

Практическая работа по формированию программы завершилась в 1983 году, а в июле 1984 года программа «Интенсификация-90» была утверждена Госпланом СССР, Государственным комитетом по науке и технике, Президиумом АН СССР, получила поддержку ЦК

КПСС [3, с. 608—610]. Впервые в практике того времени территориально-отраслевая программа была отнесена к числу самостоятельных научно-технических программ, имеющих народнохозяйственное значение, ей был придан общесоюзный статус. Такое положение предполагало обеспечение программы финансовыми и материально-техническими ресурсами, взаимосогласованность с планами министерств, ведомств, региона и в конечном счете с народнохозяйственными планами страны. Предполагалось также, что показатели, заложенные в программе, будут обязательны для исполнения всеми ее участниками, в том числе и министерствами и ведомствами союзного и республиканского подчинения. к сожалению, как показало реальное положение дел во второй половине 1980-х годов, это во многом оказалось нереализованным.

Остановимся на факторах, которые, по нашему мнению, способствовали достаточно активному участию вузов города в подготовке и реализации программы. Первое, что необхо-

димо отметить, это структура системы высшего образования, которая сложилась в городе к началу 1980-х годов. Если сопоставить названия разделов программы и перечень вузов, то станет очевидным, что в каждом из них в качестве соисполнителя мог присутствовать вуз, причем не один. Второе — научно-технический потенциал, который был сосредоточен в вузах. В таблице приведены основные показатели работы вузов нашего города в начале 1980-х годов, содержащиеся в отчете Совета ректоров [6].

И третье. В 1970-х годах в высших учебных заведениях города был накоплен значительный опыт в осуществлении интеграционных процессов с другими отраслями как в области подготовки кадров с высшим образованием, так и в области научных исследований, чему способствовали:

• достаточно высокий научно-образовательный потенциал высших учебных заведений и их значительное количество;

• высококвалифицированный ректорский корпус;

Базовая структура программы «Интенсификация-90»

Совет экономического и социального развития, ускорения научно-технического прогресса при Ленинградском обкоме КПСС

Ленинградский научный центр АН СССР

Основные направления

Организация фундаментальных Автоматизация Создание новых технологий и материалов Экономия ресурсов и повышение качества продукции

и прикладных разработок и электронизация

Разделы

е

ы к е «

ь ы и

н н

а д а

т а в

н о

е к д

м и е

а р л

д h4 п с с

£ и я

е

о о н о в т с

ь ь л

е т

т

и и

п о

а & о

о й

в ы

т н

о « н е

я с

з — к

о ш е

х ы

е о м о мп

н р п о

т с к

св о

б гр а и

о

Структура программы «Интенсификация-90» (в виде «разделов» представлены отраслевые комплексы, основные направления — направления их развития)

• наличие в регионе серьезных научных, производственных и конструкторских учреждений;

• активная деятельность и понимание важности интеграционных процессов органами управления, которым удалось сформировать эффективную партийно-государственную, государственно-общественную системы управления не только высшей школой, но и всем научно-производственно-образовательным комплексом региона. Приведем несколько примеров.

Наиболее традиционной формой сотрудничества с предприятиями и организациями в области повышения качества подготовки специалистов в тот период стало создание базовых кафедр. Эта форма интеграции возникла в 1970-х годах и развивалась, совершенствовалась на протяжении последующих 15—20 лет. В определенной мере инициатором данного процесса явился Технологический институт им. Ленсовета. В 1970 году работало 9 таких кафедр (в НПО «Светлана», «Позитрон», в академических институтах - ФТИ им. А.И. Иоффе, НИИ химии силикатов, институте прикладной химии и др.). В 1979 году базовые кафедры имелись в 9 вузах (всего 40 кафедр), в 1985 году — в 24 вузах (всего 104). В Технологическом институте в

1970-х годах было 9 базовых кафедр, в 1980-х — 17; в Электротехническом — соответственно 7 и 10; в Финансово-экономическом институте в 1980-х годах также 10.

И еще пример интеграции, но уже в области научных исследований. Начиная с 1950-х годов основой научной работы в высшей школе являлся хозяйственный договор, именно хоздоговорная тематика имела определяющее значение в укреплении взаимовыгодных связей вузов с промышленностью в широком смысле этого слова. В 1976 году финансирование научной деятельности составляло 134,6 млн рублей (в том числе по хоздоговорам 115,2 млн рублей); в 1980-м — 157 (135,5); в 1985-м — 186,7 (162); в 1989-м — 242,5 (192,8) млн рублей.

Хотя наблюдалось расширение научных исследований по хоздоговорной тематике, отсутствие долговременной основы сотрудничества приводило к тому, что финансирование научной деятельности порой велось из огромного количества небольших по объему, кратковременных и ненадежных источников. Следствием этого стало мелкотемье, малочисленность исполнительских коллективов. Ситуация изменилась в начале 1980-х годов, когда ректорату

Показатели работы высших учебных заведений Ленинграда в 1982/83 учебном году [6]

Показатель Все вузы города ЛГУ ЛПИ ЛЭТИ ЛИАП

Численность научно-педагогического персонала:

• всего 34 803 3966 2797 1881 807

• профессора, доктора наук 2156 439 168 92 48

• доценты, кандидаты наук 14 689 2164 1333 754 415

Численность студентов дневного отделения 148518 11 527 15 215 8042 5118

Количество выпускников дневного отделения 25 769 2129 2148 1244 781

Подготовка кадров высшей квалификации:

• защищено докторских диссертаций 134 27 13 5 3

• защищено кандидатских диссертаций 1133 355 236 171 56

Численность аспирантов 8417 1959 724 526 171

Общий объем НИР, тыс. рублей:

• всего 171 164,3 27 717,8 23 968,3 13 019,6 8139,3

• по хоздоговору 149 536,6 19 442,6 22 698,9 12 748,0 7618,3

• по госбюджету 23 243,2 8275,2 1269,4 271,0 521,0

Количество госбюджетных научных учреждений 75 11 6 2 1

Количество отраслевых лабораторий 1 16 12 5

Примечание. Многоточие (...) означает отсутствие данных.

Политехнического института удалось на практике опробовать и доказать более эффективную форму сотрудничества — долгосрочные комплексные договоры. «Электросила», Кировский и Ижорский заводы, «Светлана» стали партнерами не только Политехнического, но и других ведущих технических вузов города. В конечном итоге Политехнический институт вышел на договорные отношения с министерствами. Первый договор был заключен с Минэнерго СССР [7, с. 176]. Это не привело к значительному увеличению фундаментальных исследований, по-прежнему ведущей была хоздоговорная тематика, но это были другие договоры, как по качеству и объему, так и по широте привлечения вузовских научных коллективов.

Существовали и другие факторы, способствовавшие широкому участию вузов в программе «Интенсификация-90». Остановимся еще на одном. В регионе был накоплен опыт регулирования объема подготовки специалистов и потребности в них предприятий и организаций. Особую остроту проблемы планирования подготовки специалистов с высшим образованием, приведения ее структуры в соответствие с потребностью промышленности приобрели в период формирования первого комплексного плана экономического и социального развития Ленинграда и области на 1976—1980 годы. При решении задачи по его кадровому обеспечению была выявлена несбалансированность территориального и отраслевого подхода в подготовке кадров по многим специальностям. Из 265 специальностей технических вузов 64 дублировались, причем по 29 из них прием на первый курс составлял только по одной группе. По отдельным специальностям возникали особенно большие трудности с распределением и устройством выпускников на работу. В то же время такие отрасли, как машиностроение, приборостроение, строительство и транспорт, испытывали острый дефицит в специалистах с высшим образованием. Сложившееся положение дел было обсуждено в Ленинградском обкоме партии, в то время единственном центре, реально обладавшем полной и достоверной информацией в этой области. Было рекомендовано в 11 вузах сократить прием по 25 специальностям, а, например, по специальностям «Технология машиностроения», «Автоматика и телемеханика», «Электронно-вычислительные

машины» (всего по 10 специальностям) увеличить. Кроме того, с учетом состояния и перспектив развития материально-технической базы высших учебных заведений, демографической обстановки в регионе и в целом по стране было принято предложение Госплана и Минвуза СССР по стабилизации приема в вузы города на дневное отделение на уровне 1976 года. В начале 1980-х годов вопросы кадрового обеспечения интенсификации экономики на основе ускорения внедрения научно-технических достижений в народное хозяйство региона приобрели новую остроту. Явно недостаточными были масштабы подготовки специалистов по целому комплексу новых направлений.

Для успешной реализации программы «Ин-тенсификация-90» необходимо было обеспечить подготовку опережающими темпами высококвалифицированных специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также рабочих кадров в области проектирования, создания и эффективной эксплуатации средств вычислительной и микропроцессорной техники, автоматизированных систем проектирования и производства, робототехнических комплексов, гибких производственных систем и прогрессивных технологий. С этой целью в программе и был представлен специальный (восьмой) раздел «Подготовка и переподготовка кадров». Базовой организацией был определен Кораблестроительный институт, научным руководителем назначен ректор этого вуза профессор Д.М. Ростовцев. Ему же было поручено возглавить соответствующую секцию в составе Совета ректоров.

Выше уже было сказано о базовой структуре программы. здесь же мы попытаемся показать особое место в ней восьмого раздела, сравнив его, например, с разделом «Транспорт». Существовавшие проблемы, задачи по дальнейшему повышению эффективности Ленинградского транспортного комплекса должны были решаться путем:

• широкого внедрения и использования результатов научных исследований, в том числе и логистических;

• автоматизации и электронизации всех транспортных процессов;

• внедрения новых технологий и материалов при создании транспортных средств;

• снижения энергоемкости и качества продукции и услуг.

таким образом, региональный отраслевой комплекс «Транспорт» можно представить как некий объект, совершенствование и модернизацию которого предполагалось осуществить с помощью «инструментов» — в базовой структуре они представлены в виде «основных направлений», т. е. связь односторонняя.

Другое дело раздел «Подготовка и переподготовка кадров». В этом случае мы имеем связь по трем направлениям: основные направления реализуются в качестве и количестве подготовленных кадров различного уровня, которые, в свою очередь, действуют по двум векторам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обратной связью на решение задач, содержащихся в основных направлениях структуры;

• непосредственно на решение проблем региональных отраслевых комплексов (разделы структуры).

По сведениям Совета ректоров, в реализации заданий данного раздела программы приняли участие 612 общеобразовательных школ, 204 профессионально-технических училища, 92 средних специальных учебных заведения, 38 вузов и 18 институтов повышения квалификации и их филиалов. Таким образом, в решение проблем интенсификации экономики региона были включены все уровни образовательного процесса — от средней школы до высшего учебного заведения и далее.

Структура заданий 08 (так в программе обозначался раздел «Подготовка и переподготовка кадров») имела многоуровневый характер. Первый уровень детализации (08.01—08.10) был связан с выделением направлений в подготовке и переподготовке кадров: от анализа потребности в кадрах, разработки перечня специальностей (08.01) до организации профориентации и обучения школьников компьютерной грамотности в общеобразовательных школах. Второй уровень детализации конкретизировал вышеназванные задания, например выделял задания по подготовке некоторых категорий специалистов: инженеров (08.030010), техников (08.03.02) и т. д. На третьем уровне детализации конкретизировались задания по подготовке специалистов по группам специальностей: 08.03.01 — специальности высших учебных заведений, 08.03.02 — специальности средних специальных учебных заведений и 08.03.03 — специальности профессионально-технических училищ по отраслям народного хозяйства.

однако прежде всего необходимо было определиться, какова номенклатура специалистов, уже выпускавшихся, и что возможно оперативно сделать на последних 1—2 годах обучения для их переориентировки в интересах реализации программы. В 1983 году ряд ведущих ленинградских предприятий, в основном принадлежавших так называемому оборонному комплексу, поставили задачу подготовки инженерных кадров по гибким автоматизированным производствам (ГАП). В разработке учебных планов на базе имевшихся учебных программ приняли участие представители промышленности, отраслевой и академической науки, вузовские ученые и преподаватели. В их числе были профессора Политехнического института Е.И. Юревич, возглавлявший ЦНИИ РТК, А.И. Федотов, заведовавший кафедрой гибких автоматических комплексов, и др. Уже в 1983/84 учебном году 8 технических вузов города подготовили первых (чуть более тысячи человек) специалистов. Здесь уместно заметить, что инициатива принадлежала, к сожалению, не высшей школе. Вузы, конечно, проявили готовность и реализовали ее в оперативной реакции системы подготовки кадров на запросы промышленности. Но сама подготовка, ее содержание должны были «предугадывать» развитие перспективных направлений науки и техники, а это удавалось не всегда и не везде. В последующие два года новые специальности и специализации в области разработки, создания и эксплуатации робототехнических систем, применения ЭВМ, систем автоматизированного проектирования, микропроцессорной техники и целом ряде других областей, связанных с интенсификацией народного хозяйства, открывались во всех ведущих технических вузах. В конечном итоге уже в 1985 году было выпущено около 20 тыс. специалистов с высшим образованием. За этими цифрами стоит большой объем учебной и методической работы вузовских коллективов, достижения в развитии материально-технической базы учебного процесса.

В контексте данной статьи мы полагаем целесообразным хотя бы кратко отметить результаты и на других образовательных уровнях, тем более что существенный вклад в полученные там достижения внесли и высшие учебные заведения, ректоры, заведующие кафедрами,

профессорско-преподавательский состав, научные работники и инженерно-технический персонал. В 1983 году состоялся выпуск первых 2 тыс. квалифицированных рабочих по специальности «Гибкие производственные системы» (ГПС). Несмотря на многоотраслевое подчинение средних профессионально-технических учебных заведений Главленпрофобру (в то время региональный орган управления системой ПТУ), удалось на базе головных ПТУ по отраслям создать учебно-методические центры, здесь же появились первые кабинеты информатики и вычислительной техники. С 1 сентября 1985 года школьники стали обучатся по единой общесоюзной программе, предусматривавшей введение новой дисциплины — «Основы информатики и вычислительной техники». Позволим себе заметить, что этот процесс можно образно назвать «ликвидацией компьютерной безграмотности». Учились все — и дети, и взрослые, работники исполкомов, райкомов и горкомов. Также с 1 сентября 1985 года 13 вузовских факультетов повышения квалификации начали осуществлять целенаправленное всеобщее повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области вычислительной и микропроцессорной техники, САПР, ГАП, АСНИ. Конечно, были и трудности, например недостаточная, а порой и низкая оснащенность высших учебных заведений вычислительной техникой.

Важной частью мероприятий по кадровому обеспечению программы «Интенсифика-ция-90» являлась работа по приведению количественных и качественных характеристик контингента выпуска в соответствие с потребностями народнохозяйственного комплекса региона. На эту проблему мы уже обращали внимание чуть выше, когда говорили о ранее накопленном опыте в данном направлении. Можно только добавить, что в разные годы в рамках Совета ректоров ею занимались в Инженерно-экономическом и Финансово-экономическом институтах. В рамках же программы она была поручена Кораблестроительному институту. И, как нам кажется, получила новое развитие.

В 1984—1985 годах коллектив исполнителей ЛКИ под руководством Д.М. Ростовцева с участием региональных органов статистики и планирования провел анализ состояния дел в

городе по подготовке специалистов с высшим образованием. В результате анализа были получены сведения:

• о приеме в 1984-м и выпуске специалистов в 1985 году с разбивкой по вузам, специальностям и формам обучения. В разрезе каждой специальности прием и выпуск конкретизировались (ленинградцы, иногородние). Номера специальностей указывались в соответствии с общесоюзным классификатором и формами отчетности Центрального статистического управления СССР;

• подготовке специалистов, ориентированных на интенсификацию народного хозяйства на основе автоматизации с широким использованием вычислительной техники, вузами Ленинграда в 1985 году и планах подготовки на период 1985—1990 годов в соответствии с этапами раздела «Подготовка и переподготовка кадров» программы «Интенсификация-90». В зависимости от объема специальных дисциплин выделялись три уровня подготовки специалистов с высшим образованием в области создания и использования средств вычислительной и микропроцессорной техники, автоматизированных систем различного назначения, робототехники, ГПС и прогрессивных технологий: I уровень — до 70 часов, II — до 150 часов, III — 300 и более часов.

Созданный массив данных по всем вузам города (кроме Высшей партийной школы, института культуры, института театра, музыки и кинематографии и Института физической культуры) позволял иметь полную и достоверную информацию о качестве приема и выпуска, о количестве и месте подготовки инженерных кадров по любой группе специальностей. Он позволял оперативно влиять на устранение параллелизма и дублирования в подготовке кадров, концентрировать ее в вузах, обладавших лучшими условиями для этого. Подобная работа была проведена в регионе впервые.

Параллельно с анализом объема подготовки специалистов высшей школой была проведена другая, не менее важная, работа. В 1986 году началась разработка методических рекомендаций по определению научно обоснованной потребности региона в специалистах с высшим образованием. общее руководство было возложено на Плановую комиссию лен-горисполкома, а научное — на Кораблестрои-

тельный институт. Непосредственно научным руководителем коллектива разработчиков являлся профессор В.В. Волостных. В качестве головных организаций, ответственных за выполнение работ по соответствующим отраслям, были определены: Политехнический институт — промышленность; Инженерно-экономический институт — строительство, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание; Институт социально-экономических проблем АН СССР — непроизводственная сфера; Механический институт — прочие отрасли. Созданная методика позволяла определять дополнительную потребность в специалистах в разрезе специальностей, исходя из их планируемого выбытия, сбалансированную с возможными источниками ее удовлетворения, объемами подготовки в вузах и т. д. В свою очередь, анализ выявленной дополнительной потребности в специалистах и уровня развития системы их подготовки мог стать основой для подготовки предложений по развитию высшего образования в регионе (подготовка, распределение, использование и переподготовка кадров специалистов).

В начале 1980-х годов на базе ленинградских высших учебных заведений действовали 13 НИИ, 112 опытно-конструкторских бюро и проблемных лабораторий, свыше 200 отраслевых лабораторий. Научными исследованиями в вузах города занималось 30 тыс. работников и почти 8 тыс. аспирантов. Столь высокий уровень научного потенциала, наличие серьезного задела по ряду проблем, связанных с автоматизацией, созданием новых материалов, приборов и систем, совершенствованием организационных структур, сложившиеся связи с отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями, учреждениями АН СССР позволили вузам активно включиться в реализацию не только раздела «Подготовка и переподготовка кадров», но всех других — от раздела «Фундаментальные и прикладные исследования» (раздел 01) до раздела «областное хозяйство и агропромышленный комплекс» (раздел 0.7). Координировала эту работу секция реализации программы «Ин-тенсификация-90» совета по научной работе Совета ректоров вузов под руководством профессора С.В. Кулакова, в то время проректора по научной работе Института авиационного приборостроения.

В период с 1983 по 1990 год к реализации программы подключались от 21 до 36 вузов. Ими выполнялось от 106 до 350 заданий по разделам 01—07, по целому ряду заданий вузы являлись головными организациями. Существенная часть этих заданий приходилась на долю нескольких вузов: Государственного университета, Политехнического и Электротехнического институтов, Института авиационного приборостроения и Института точной механики и оптики, Кораблестроительного и Финансово-экономического институтов. В сравнительно короткий срок вузами был выполнен комплекс работ по созданию концепций и методических указаний по проектированию ГПС в отраслях промышленности, построению локальных вычислительных сетей на базе перспективных моделей микропроцессоров, микро- и мини-ЭВМ. Так, в Государственном университете разработали и запустили в серийное производство новый образец вычислительной техники — терминальную станцию ЕС-7970, в октябре 1987 года на Ижорском заводе был сдан в эксплуатацию участок ГПС изготовления образцов, в создании которого приняли участие 28 кафедр четырех факультетов и специально организованный инженерный центр Политехнического института.

В 1986 году по предложению вузов был сформирован свод дополнительных заданий по разделу «Фундаментальные и прикладные исследования в области аппаратного, программного и информационного обеспечения автоматизированных систем». Ведущие позиции в реализации этого раздела принадлежали Государственному университету и Политехническому институту, т. е. тем высшим учебным заведениям, которые располагали достаточными ресурсами, и прежде всего научными школами, в области фундаментальных знаний. Можно продолжить приводить примеры. По разделу «Транспорт» бесспорным «фаворитом» был Институт инженеров железнодорожного транспорта, по разделу «Связь» — Электротехнический институт связи, по разделу «областное хозяйство и агропромышленный комплекс» — Сельскохозяйственный и Ветеринарный институты и т. д. Полагаем, что целесообразнее более подробно остановиться на работе Института текстильной и легкой промышленности им. С.М. Кирова (ныне — Университет технологии и дизайна). И вот почему.

Из всех вузов города, принимавших участие в программе «Интенсификация-90», Институт текстильной и легкой промышленности оказался самым востребованным в своем кластере. Существовали и другие кластеры, например судостроительный. Но если в судостроительном кластере Кораблестроительный институт находился в ряду таких величин, как ЦНИИ им. Крылова, Северное и Невское КБ, то Текстильный являлся флагманом в регионе по отрасли. Кроме вуза в регионе действовали два НИИ, четыре СКБ, один проектный институт и Техникум легкой промышленности. И не случайно Институту текстильной и легкой промышленности было поручено выполнять функцию головной организации по отрасли в разделе «Промышленность». Из 33 заданий в целом по программе 26 выполнялось в интересах отрасли. Но главная заслуга вуза и его руководства (тогда ректором был профессор Л.Я. Терещенко) в глубокой, продуманной работе по формированию содержания заданий отраслевого подраздела программы. Ученые вуза, отраслевых НИИ, специалисты конструкторских бюро составили единые коллективы, которые вплоть до 1984 года проводили комплексное обследование ленинградских предприятий легкой промышленности на предмет «узких» мест, разрывов в технологических процессах с целью их ликвидации путем внедрения средств автоматизации. По результатам обследования была создана конкретная адресная программа разработки и внедрения широкого спектра автоматических и автоматизированных систем и комплексов на 1984—1990 годы. Все это обеспечивалось сложившейся организационной структурой: вуз — КБ — производство. В текстильной промышленности: вуз — СКБ текстильной промышленности — предприятия Ленхимпрома; в швейной: вуз — СКБ швейной промышленности — предприятия Леншвейпрома.

Подводя итог, можно отметить следующее. целевая комплексная территориально-отраслевая программа развития народного хозяйства г. Ленинграда и Ленинградской области на ос-

нове автоматизации с широким использованием вычислительной техники на 1984—1985 годы и до 1990 года явилась, по нашему мнению, серьезным экзаменом для системы высшего образования региона на способность адекватного реагирования на запросы времени. Этот экзамен был достойно выдержан. Вместе с тем было бы неправильно не заметить трудности, которые встречались на пути реализации программы в целом и негативно сказывались в том числе и на эффективности вузовского участия. Прежде всего это ресурсное и финансовое обеспечение. За каждым заданием, закрепленным за вузами, был определен источник финансирования. В большинстве случаев это были Минвуз СССР и Минвуз РСФСР, которые просто не справлялись с принятыми обязательствами. Основным источником научных исследований оставался хозяйственный договор. В то же время не надо забывать о социально-экономической обстановке, которая сложилась в стране во второй половине 1980-х годов. События 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС и экономические потери, вызванные взрывом, значительно сузили возможности выполнения долгосрочных программ. Не малое отрицательное влияние на результаты работы по программе имел так называемый человеческий фактор. Достаточно много было формализма, желания приукрасить реальное положение дел. И последнее. Программно-целевое планирование на длительный период (в нашем случае это полторы пятилетки, 1984—1990 годы) в любых масштабах (региона, страны) требовало политической и экономической стабильности. Этого, к сожалению, не было.

Последние пять лет перед началом 1990-х годов были временем напряженным, полным контрастов. Говоря о нем, нельзя не отметить, с одной стороны, добросовестный труд тысяч вузовских ученых и преподавателей, позволивший решать важные научно-технические задачи и готовить высококвалифицированные кадры, с другой — снижение темпов экономического роста и остаточный принцип финансирования социальной сферы.

список литературы

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 28.

2. Лагушкин С.Г. Развитие программно-целевого планирования и управления вузовской наукой в регионе в последней четверти ХХ в.: опыт и уроки (на материалах Ленинграда — Санкт-Петербурга) // Государство — экономика — политика: актуальные проблемы истории: сб. науч. тр. Всерос. науч.-метод. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 307 с.

3. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988). 9-е изд. Т. 15. М.: Политиздат, 1990.

4. Мелещенко в.И. Совет экономического и социального развития, ускорения научно-технического прогресса при Ленинградском обкоме КПСС. Л.: Лениздат, 1985. 192 с.

5. Глебов И.А. Об участии академических учреждений Ленинграда в выполнении региональной программы «Интенсификация-90» // В Президиуме Академии наук СССР. Доклад академика И.А. Глебова. URL: www.ras.ru/FStorage/download. aspx?ld=93d12f4b-f7ac-45c9-9253 (дата обращения: 16.04.2014).

6. Центральный государственный архив исто-рико-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 24. Оп. 168. Д. 17.

7. васильев Ю.С. Вопросы эволюции СПбГПУ // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып. XXIV Материалы XXIII сессии Меж-дунар. школы социологии науки и техники / под ред. С.А. Кугеля. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 295 с.

S.G. Lagushkin

ROLE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN IMPLEMENTATION OF PROGRAM "INTENSIFICATIONS"

LAGuSHKIN Sergey G. — St. Petersburg State Polytechnical University.

Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia

e-mail: slagushkin@mail.ru

The value of state programs in modern conditions is noted. The attention is drawn to problems of development of national economy in the 1970—1980s, including the value of scientific and technical progress. The structure of the "Intensification-90" program is presented. The reserves which were available for activities of higher educational institutions and allowed them to contribute to implementation of the program effectively are considered. The conclusion is made that the "Intensification-90" program was a serious examination for the system of the higher education of the region.

TERRITORIAL PROGRAM; HIGH EDUCATION INSTITUTIONS; REGION; SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS; PROGRAM'S STRUCTURE; PREPARATION OF HUMAN RESOURCES IN ENGINEERING; SCIENTIFIC RESEARCHES.

references

1. Laws of the Russian Federation. 1995. No. 28. (In Russ.)

2. Lagushkin S.G. [The development of software-oriented planning and management of university science in the region in the last quarter of the twentieth century: experience and lessons (On materials of Leningrad — St. Petersburg)]. Gosudarstvo — ekonomika — politika:

aktualnyye problemy istorii. Trudy Vserossiyskoy nauch-no-metodicheskoy konferentsii [The State — economy — policy: actual problems of history: collection of scientific works of the All-Russian scientific and methodical conference]. St. Petersburg, St. Petersburg State Polytechnical Univ. Publ., 2010. 307 p. (In Russ.)

3. [The Communist Party of the Soviet Union in the resolutions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee (1898-1988)]. In 15 vol. Of vol. 15. Moscow, Politizdat Publ., 1990.

4. Meleshchenko VI. Sovet ekonomicheskogo i sotsi-al'nogo razvitiya, uskoreniya nauchno-tekhnicheskogo progressa pri Leningradskom obkome KPSS [Council for Economic and Social Development, the acceleration of scientific and technical progress of the Leningrad Regional Committee of the CPSU]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1985. 192 p. (In Russ.)

5. Glebov I.A. [About participation of academic institutions in the implementation of the Leningrad re-

gional program "Intensification-90"]. In Presidium of Academy of Sciences of the USSR. Available at: http:// www.ras.ru/FStorage/download.ac-45c9-53 (accessed 16.04.2014).

6. Central State Archive of historical and political documents of St. Petersburg. F. 24. Op. 168. D. 17.

7. Vasilyev Yu.S. [Questions of evolution SPbGPU]. Problemy deyatel'nosti uchenogo i nauchnykh kollektivov [Problems of activity of the scientist and research teams]. Pt XXIV [Materials XXIII of session of the International school of sociology of science and equipment]. St. Petersburg, St. Petersburg State Polytechnical Univ. Publ., 2008. Pp. 172-184. (In Russ.)

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.