Научная статья на тему 'Роль высшего профессионального образования в формировании профессионального мировоззрения личности'

Роль высшего профессионального образования в формировании профессионального мировоззрения личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1579
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Половникова Алла Евгеньевна

В статье рассматривается влияние высшего профессионального образования на становление мировоззренческих принципов личности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN FORMING PROFESSIONAL OUTLOOK OF PERSONALITY

The article considers a significant impact of higher education on shaping the professional outlook of students.

Текст научной работы на тему «Роль высшего профессионального образования в формировании профессионального мировоззрения личности»

УДК 378.11

АЕ. По.кжиикчжа РОЛЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается влияние высшего профессионального образования на становление мировоззренческих принципов личности учащихся. Ключевые слова: личность, мировоззрение, развитие, образование.

Alla ^lovritova ROLE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

IN FORMING PROFESSIONAL OUTLOOK OF PERSONALITY

Annotation. The article considers a significant impact of higher education on shaping the professional outlook of students.

Keywords: personality, outlook, development, education.

В развитии личности большую роль играет формирование профессиональных качеств и компетенций, которые на этапе взросления (17-22 лет) начинают активно развиваться параллельно с другими личностными характеристиками. Этот же возрастной этап отмечен активизацией развития личности, ее самоидентификацией, самооценкой и всем, что входит в понятие «Я-концепции». Рассмотрение процесса развития личностно-профессиональных качеств молодого человека, как правило, начинается с исследования его общего мировоззрения, которое в этот период начинает обогащаться профессиональной составляющей.

В научной литературе существуют различные исследования, посвященные проблемам становления общего мировоззрения. Прежде всего, это работы А.С. Богомолова, А.А. Касьяна, Т.И. Ой-зермана, В.И. Шинкарука. При анализе проблемы профессионального мировоззрения на первый план выступают работы по формированию самосознания личности (Р.А. Арцишевский, М.Г. Ашманис,

A.А. Касьян, Т.И. Ойзерман, А.Г. Спиркин, И.В. Сысоенко, А.С. Тонких, В.Ф. Черноволенко,

B.И. Шинкарук и др.), социальным аспектам развития мировоззрения личности (Т.С. Авксентьева, Б.С. Бабак, В.Л. Василенко, Л.Н. Дениско, П.А. Ландесмана, А.С. Сметанина, П.Н. Федосеева). Не обошли стороной эту тему и психологи, занимавшиеся разработкой категорий и методов формирования мировоззрения (Л.И. Божович, Н.А. Менчинская, Б.М. Теплова и др.). Особый акцент на развитие профессионального мировоззрения мы находим в работах А.А. Деркач, А.И. Иващенко, Л.А. Канды-бович. Педагогические проблемы формирования мировоззрения обучаемых в процессе учебной и общественной деятельности исследуются М.Н. Алексеевым, Б.Т. Лихачевым, Э.И. Моносзоном, Р.М. Роговой, Н.Г. Огурцовым, Р.П. Правдиком, В.А. Сластениным, Г.И. Школьником и т.д. Мировоззренческая тема нашла свое отражение в диссертационных психолого-педагогических исследованиях. Это работы Е.В. Дмитриевой, Т.Я. Железновой, А.Л. Жохова, В.Н. Жуковой, С.Ю. Рыбина и др.

Впервые понятие «мировоззрение» как «взгляд на вселенную» было сформулировано И. Кантом в его работе «Критика способности суждения», опубликованной в 1790 г. [1]. Два года спустя И. Фихте в своем труде «Опыт критики всякого откровения» использует термин «мировоззрение» как отличительное понятие пассивного созерцания картины мира. Все двести с лишним лет «взгляд на вселенную» остается под пристальным вниманием представителей различных философских школ и общества. И все эти годы данное понятие непрестанно менялось, развивалось, обрастало и обрастает дополнениями и уточнениями.

© Половникова А.Е., 2014

Ключом к осмыслению исследуемого понятия служит философия, поскольку философия -стержень мировоззрения. В отечественной истории долгое время доминировал взгляд на мировоззрение, сформулированный в «Советской философской энциклопедии». На ее страницах мировоззрение трактовалось как «обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, и на свое собственное место в нем. Понимание и самостоятельная оценка человеком смысла его деятельности ..., совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей» [6, с. 454]. В наши дни философия исследует мировоззрение сквозь призму форм самосознания и сознания личности. В своей повседневной жизни человек трактует термин «мировоззрение» с существенными отличиями от его научно-технической трактовки. В мировоззрении отдельной личности рельефно проступает ее теоретическая мировоззренческая система, ее индивидуальный жизненный опыт, прослеживаются побудительные мотивы поступков гражданского и нравственного характера.

В методологическом плане задача философии состоит в разработке принципов человеческой познавательной деятельности. В свою очередь, философское мировоззрение синтезирует результаты человеческой деятельности и объединяет в одно целое различные области культуры. Суть мировоззренческой функции философии состоит в том, что она принимает участие в формировании мировоззрения человека и служит ему теоретическим фундаментом в осознании его мировоззренческих запросов.

Вырастая на почве своего времени, мировоззрение всегда исторически конкретно и несет на себе отпечаток каждой эпохи, выраженной во множестве персональных и групповых вариантов. В процессе формирования мировоззрения на равных участвуют наш разум и наши чувства, поочередно наслаивая друг на друга две формы познания интеллектуальную и эмоциональную. Эмоционально-психологическая часть мировоззрения это мироощущение и мировосприятие, а интеллектуальная - миропонимание.

Философии как отдельному типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы. Исторически первой была мифология. Симбиоз фантастического и реалистического восприятия окружающей действительности характерен для мировоззрения древних обществ. В мифах причудливо переплетаются зачатки знаний с элементами верований, догадок и вымыслов. Для мифов характерны цельность мира, одушевление человеком природы, его непосредственное взаимодействие с богами. В мифах превалирует эмоционально-образная форма выражения и практически отсутствуют абстрактные размышления, мифы нацелены на решение конкретных задач: защита от стихий, болезней, помощь в хозяйственных делах и т.д. Следующей доминирующей формой мировоззрения стала религия. Религия во многом схожа с мифологией, однако она уже предполагает строгое после-дование вероучению и носит более обязательный и систематический, нежели мифология, характер.

Философия - наиболее зрелая форма (исторический тип) мировоззрения. Существенное отличие философии от других типов мировоззрения заключается в том, что благодаря ей в человеке проявляется его способность к самоосознанию (рефлексии). Отсюда проистекает такая специфическая черта философии, как теоретическая форма решения мировоззренческих проблем. Философский смысл понятия «мировоззрение» отражает способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, объединяет наиболее общие представления и знания о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности.

Изучение мировоззрения личности всегда спряжено со сложностью самого феномена сознания. С.Л. Рубинштейн в своем фундаментальном труде «Основы общей психологии» особо выделяет взаимосвязь личности и мировоззрения. Согласно его мнению, личностью «является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, [т.е.] мировоззрение, к которому он пришел в процессе большой сознательной работы» [4, с. 694].

В наши дни методы формирования мировоззрения не ограничиваются внедрением в сознание одних лишь научно-философских знаний. Право на существование разнообразных мировоззренческих концепций признается большинством ученого сообщества. Комментируя сложившееся положение вещей, А.А. Касьян отмечает: «Современные теоретические дискуссии, касающиеся мировоззренческой проблематики, не носят сугубо академического характера, а имеют отношение к практике образовательной деятельности» [2, с. 22].

Стремление осмыслить свои действия и дать оценку окружающему его миру, исходя из имеющегося жизненного опыта, было присуще человеку во все времена. Это явление, объединяющее мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте, в философии получило название «обыденного мировоззрения». «Обыденное мировоззрение» позволяет осмыслить знания, накопленные персональным жизненным опытом, и оказывает непосредственное влияние на формирование личностных мировоззренческих взглядов. В научном мире под «обыденным мировоззрением» предлагается подразумевать всю совокупность мировоззренческих компонентов жизненно-практического неспециализированного сознания. В содержательном плане «обыденное мировоззрение» часто сближается с формами профессионального мировоззрения, что объясняется духовно-практической, ценностной близостью мировоззренческих форм сознания. Начиная от элементарных представлений и вплоть до сложных концепций все они опираются на накопленный человечеством опыт и проявляются сквозь социально-психологические стереотипы сознания и эмоциональные механизмы формирования убеждений.

Профессиональное мировоззрение рассматривается как комплексная взаимосвязь специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и убеждений, влияющих на профессиональное становление индивида, на формирование в нем готовности к постоянному обучению, способности к самоорганизации и максимальной профессиональной реализации на выбранном поприще. В структуре комплексного понятия «профессиональное мировоззрение» принято выделять (гносеологический), ценностный (аксиологический), конгруэнтный (самосогласованность личности), практический (праксиологический) и оценочно-рефлексивный компоненты. В процессе профессионального образования происходит трансформация деятельности индивида от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и далее к действительно профессиональной. Продуктивность данного образовательного процесса тесно связана с формированием у учащихся профессионального мировоззрения. Современный учебно-образовательный процесс в высшей школе должен быть ориентирован не на решение отдельных, частных задач, а на осмысление экзистенциальных вопросов. Результатом такой работы становится обретение индивидуумом ценностно-мировоззренческих установок.

Профессиональное мировоззрение, как и всякий иной тип мировоззрения, является динамичной структурой, претерпевающей постоянные трансформации по мере накопления опыта его носителем. Становление профессионального мировоззрения тесно переплетается с возрастными особенностями личности, спецификой профессиональной деятельности, социально-экономическими характеристиками развития общества и включает несколько этапов: адаптивный, регулятивный и продуктивный. На начальном этапе происходит обобщение первичного специализированного опыта, формируется схема профессиональной деятельности. Инструментарий этого уровня - способности, навыки, умения и т.д. Затем сложившаяся раннее мировоззренческая ориентация оценивается, систематизируется и корректируется. На этом уровне первоочередную важность приобретают такие категории, как мотивы, идеалы, принципы, потребности. Происходит фокусировка внимания на наиболее важной для выбранной профессии информации. На завершающем этапе формируются программы профессиональной деятельности, позволяющие индивидууму осознать свою причастность к определенному профессиональному кругу, происходит становление и закрепление его профессиональных навыков.

В наши дни формирование у учащихся (студентов) профессионального мировоззрения опирается на соблюдение ряда принципов. К их числу можно отнести принцип креативности, который ориентирован на творческое осмысление характера профессиональной деятельности и создание целостных программ профессионального развития. Принцип акмеологичности формирует структуру образовательного роста, оказывает целенаправленное и разностороннее воздействие на готовность индивидуума к постоянному самосовершенствованию, а также предусматривает выстраивание процесса индивидуального образования на максимально высоком интеллектуальном уровне. Принцип сущностного обучения предусматривает выделение в учебном материале наиболее важных для профессиональной деятельности положений и выявление между ними причинно-следственных связей. Принцип фасилитации выражается в готовности учащихся к безоценочному, позитивному принятию и поддержке друг друга, активному эмпатийному слушанию, адекватному, подлинному и искреннему самовыражению в общении. Оценочно-рефлексивный принцип соблюдается в мониторинге и анализе этапов формирования профессионального мировоззрения для выделения и решения задач, наиболее соответствующих ближайшим этапам развития.

Специфика формирования личности и мировоззрения современного человека заключается в том, что человек начинает воспринимать и оценивать себя, свою жизнь на фоне мира в целом. С развитием СМИ, сети интернет, с появлением глобального экономического рынка, образованием межгосударственных союзов и т.п. информированность, а вместе с тем и озабоченность человека, часто сопряженная с его непосредственной деятельностью, охватывает всю планету и все континенты. Такое положение вещей, естественно, накладывает свой отпечаток на социальный институт высшего образования, одной из функций которого является формирование мировоззренческих концепций. Вместе с тем, сама сфера образования продолжает оставаться одной из самых консервативных социальных систем и для ее изменения требуется достаточно много времени. Весьма вероятно, что в будущем система просвещения сосредоточится на двух основных задачах: обучении работ с фактами, их поиску и анализу, а также психологической подготовке творчески активной части общества.

В рамах принятой концепции модернизации российской системы образования отмечается важность и значение формирования мировоззрения личности учащихся, которое следует расценивать в качестве обязательного для государственных образовательных учреждений компонента педагогического процесса. Современное образование должно соответствовать современному уровню техногенной цивилизации. Современное университетское образование представляет собой «процесс постепенного и неуклонного возведения обыденного мышления студентов и аспирантов на уровень научного стиля мышления» [5, с. 10]. Сегодня человечество осознало, что его будущее зависит от того, сможет ли человек стать другим по своим интересам, потребностям, ценностным установкам. На личность человека действует бесконечно большое количество разнонаправленных факторов, хотя образование и процесс познания по-прежнему остаются главными, мировоззренческими по своей сути [3]. На фоне разворачивающегося целого комплекса проблем, именуемого в философии «кризисом идентичности», возрастает социальная роль педагога как носителя и транслятора ценностей и смыслов, поскольку именно ценностно-смысловые структуры являются стержнем любого образования. В наши дни образованность человека понимается не только и не столько как просвещенность, обладание определенными знаниями, культурным капиталом, но как личностное качество, характеризующееся способностью человека использовать имеющиеся знания для всеобщего блага. Ценностное мышление, ценностные отношения выступают выверенным вектором и руководством к действию для образованного, в полном смысле слова, человека.

Библиографический список 1. Кант И. Собрание сочинений. Т. 5 / Под общей редакцией А.В. Гулыги. - М.: ЧОРО, 1994.

2. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение / А.А. Касьян. - Н.Новгород, 1996. - 184 с.

3. Раицкая Л.К. Особенности развития личности студента в Интернете // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 6. - С. 77-80.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.

5. Торкунов А.В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 2. - С. 7-11.

6. Философский энциклопедический словарь. - М. 1993. - 840 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.