Khisamutdinova Natalia Vladimirovna
UNIVERSITY SCIENCE AND THE DEVELOPMENT ..
pedagogical sciences
УДК 378.6 (571.6)
РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 1920-60 ГГ
© 2017
Хисамутдинова Наталья Владимировна, доктор исторических наук,
профессор кафедры межкультурных коммуникаций Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690600, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обосновывается роль высшего технического образования российского Дальнего Востока в развитии экономики региона. На примере связей технических вузов с промышленными предприятиями прослеживаются направления проводимой преподавателями научно-исследовательской работы, имевшие наибольшее значение для экономического роста отдаленной российской территории. Среди них изучение и учет природных богатств Дальнего Востока, поиск оптимальных методов их добычи и переработки, разработка и внедрение в производство передовых технологий, способы производства продуктов питания на основе местного сырья, определение условий хранения сельскохозяйственной продукции, химизация земледелия, механизация сельскохозяйственных работ и др. Выделены факторы, способствовавшие повышению роли высшей школы в развитии экономики Дальнего Востока, в том числе слабая изученность региона на фоне отсутствия научно-исследовательских организаций и появление на Дальнем Востоке в числе беженцев Гражданской войны крупных научных сил, сосредоточенных главным образом в высших учебных заведениях. Обращено внимание на администрирование научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях Дальнего Востока, описаны исследования, проводимые в рамках Дальневосточного краевого научно-исследовательского института и Производственного бюро, работавших при ГДУ до 1930 г., Дальневосточного совета по координации и планированию научно-исследовательской работы по техническим и естественным наукам, созданного при ДВПИ в 1961 г. Статья основана на архивных неопубликованных материалах и работах участников описываемого процесса.
Ключевые слова: высшее техническое образование, российский Дальний Восток, Дальневосточный университет, научно-исследовательская работа в вузе, региональная экономика, Производственное бюро.
UNIVERSITY SCIENCE AND THE DEVELOPMENT OF THE FAR-EASTERN ECONOMY IN THE 1920S-60S
© 2017
Khisamutdinova Natalia Vladimirovna, doctor of history, professor, Intercultural Communication Department
Vladivostok State University of Economics and Services (690600, Russia, Vladivostok, street Gogolia, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The article reveals the role of higher technical education in the Russian Far East in the region's economy development. Multiple examples of the relations between technical institutes and industrial enterprises demonstrate quite vividly the directions of the regional higher school academic staff's research, which was of greatest importance for the economic growth in the remote Russian territory. Among them, there are study and monitoring of the natural resources in the Far East, searching optimal methods for their extraction and processing, development and introduction of advanced technologies, producing food products based on local raw materials, looking for storage conditions for agricultural products, using chemistry and machines in agriculture. The author shows factors that contributed to the great role of higher education in the economic development of the Far East. They include, first, a low level of knowledge about the region which was the result of extremely small number of research organizations, and, secondly, large scientific forces appearance in the Far East among the Civil War refugees, who concentrated mainly in higher educational institutions. Attention has been paid to the administration of researches in the Far Eastern higher school, e.g. the activities at the Far Eastern Regional Research Institute and the Industrial Bureau organized at the Far Eastern University, and the Far Eastern Council for technical and nature sciences coordination and planning that existed at the Polytechnic Institute since 1961. The article is based on the archive unpublished materials as well as researchers' publications that described their work.
Keywords: higher technical education, Russian Far East, Far Eastern University, Civil War refugees, scientific research at the university, regional economy, Industrial Bureau.
Высшее техническое образование неразрывно связано с экономикой, и на протяжении многих лет политика государства в области высшей школы в значительной степени определяется экономическими потребностями страны. Как только в России после Гражданской войны обозначился дефицит инженерных кадров, сроки обучения в технических вузах сократили до трех лет. Дефицит средств в этот период заставил согласовывать преподавание с потребностями народного хозяйства, усилив специализацию обучения в ущерб общенаучным знаниям. Стремление властей создать «красный» инженерный корпус, преданный советскому строю, в значительной степени ограничило вход в технические вузы выходцам из непролетарских семей. В настоящее время техническим вузам отводится важная роль научно-исследовательской базы, где развиваются новые научные направления в области техники и апробируются инновации [1, с. 11].
Установление деловых связей вузов с народным хозяйством и положительные последствия этого процесса хорошо прослеживаются на примере высшего технического образования Дальнего Востока. В первую очередь, это обусловлено тем, что здесь с начала XX в. и до 1960-х гг. крупные научно-технические силы были сосредо-
точены в вузах, что и определило ведущую роль местной высшей школы в развитии науки и техники региона. Во-вторых, потребности самого Дальнего Востока в научных исследованиях были выше, чем в других местах, в связи с проблемами усиленной колонизации на фоне слабой изученности региона. Уже для первого вуза технического профиля, Высшего владивостокского политехникума (открыт в 1918, с 1919 - Владивостокский политехнический институт) наряду с образовательной была характерна производственная функция, которая заключалась в выполнении научно-технической работы по запросам предприятий и организаций.
Хотя исследования этого периода носили в основном прикладной характер и имели целью решение конкретных производственных задач, преподаватели использовали эту возможность для получения новых данных и воспитания у студентов интереса к научному поиску. Так, изучая в 1920 г. Сучанский угольный бассейн (ныне г. Партизанск), горный инженер М.К. Елиашевич не только ответил на вопросы эксплуатационников, но и дал общую картину тектоники месторождения, составил точные геологические разрезы районов добычи угля, определил мощность и качество угленосных отложений в районе каждой шахты, произвел подсчет запасов всего
педагогические науки
Хисамутдинова Наталья Владимировна РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В РАЗВИТИИ ...
месторождения, а также открыл новые промышленные пласты [2, с. 5]. Позднее на этих местах были созданы шахты, где вплоть до недавнего времени велась добыча высококачественных углей.
В изучении месторождений полезных ископаемых и других природных богатств Дальнего Востока участвовали и другие преподаватели: геологи П.П. Гудков, М.А. Павлов, А.И. Козлов, И.А. Преображенский, палеоботаник А.Н. Криштофович, химики Б.П. Пентегов, Е.И. Любарский, Ю.В. Бранке. Они оказались на Дальнем Востоке в числе беженцев Гражданской войны и стремились на новом месте найти применение своим силам. Их работы положили начало собственно дальневосточным исследованиям месторождений полезных ископаемых и созданию первых научных школ, в которых наравне с преподавателями участвовали и студенты.
Содружество производства и вузовских научных сил укрепилось после окончания Гражданской войны. Направления исследований в Государственном дальневосточном университете (ГДУ), в рамках которого в 1923 г. были объединены все дальневосточные вузы, определялись требованием «...признать необходимым максимальную увязку учебных дисциплин, а также научно-исследовательской работы ГДУ с вопросами хозяйственного строительства края, использовать научных работников и лаборатории ГДУ для консультации по важнейшим вопросам, обеспечивая эту работу необходимой помощью» [3, л. 26]. С июня 1924 г. эта работа проводилась в рамках Дальневосточного краевого научно-исследовательского института (ДВКНИИ), открытого при ГДУ и ставшего краевым центром по связи научных исследований с производством. «.теснейшая, органическая связь с производством в его различных видах и формах дает прочную практическую установку для всей университетской работы.», - так характеризовал главную задачу ДВКНИИ помощник директора ГДУ по учебной части А.П. Георгиевский [4, с. 147].
Основные задачи возлагались на отдел «Промышленность», которым руководил профессор технического факультета ГДУ Б.П. Пентегов. Среди первоочередных задач сотрудников называли изучение дальневосточных месторождений полезных ископаемых, разработку и внедрение в производство новых технологий, поиск дешевых способов консервирования рыбы и производства других продуктов питания из местного сырья. Уделялось внимание и сельскому хозяйству: изучали химический состав почв разрабатывали вопросы заготовки кормов, производства удобрений из морских водорослей, проводили опыты в области химизации земледелия [5, с. 17].
Так, в 1924-1926 гг. изучая каменный уголь, Б.П. Пентегов вместе с другими преподавателями и студентами провел более 250 анализов углей месторождений практически всего дальневосточного региона, от Монголии до Анадыря. Результатом этой громадной работы стала подробная классификация углей и прогнозы по их использованию [6, с. 205]. В дальнейшем спектр исследований был расширен: помимо углей стали изучать и другие полезные ископаемые региона, в частности, золото и мышьяк [7, с. 24].
Развитие новой для Дальнего Востока жироперера-батывающей промышленности потребовало от химиков внимания вопросам использования местных масличных растений, а также переработки жира морских животных и рыбы. Интересно, что уже тогда в ДВКНИИ изучались способы получения молока из соевых бобов. Из жира сардины-иваси, основного объекта рыбного промысла начала 1930-х гг., был разработан способ приготовления лака для покрытия внутренней части консервных банок, а также олифы, мыла, пропитки для спецодежды [7, с. 21-23].
Большое народнохозяйственное значение имели исследования, проводившиеся в лабораториях сварки, металлографии и сопротивления материалов, которые
имелись только в ГДУ и выполняли экспертные исследования, инженерные расчеты и проектирование по заявкам всего региона, Особую известность приобрели разработки в области электросварки под руководством профессора В.П. Вологдина, который в 1920 г. организовал на Дальзаводе, крупнейшем судоремонтным предприятии региона, электросварочную мастерскую и впервые применил сварку в судоремонте. Здесь впервые в СССР стали использовать электросварку для производства цельносварных судов и постройки крупногабаритных железных конструкций [8].
К работам по внедрению сварки в производство были подключены многие преподаватели и студенты-старшекурсники технического факультета ГДУ. Расчеты для проектирования сварных конструкций производила лаборатория сопротивления материалов (С.А. Данилов), а работы М.В. Куликова и его учеников позволили выработать рекомендации по ремонту судовых энергетических установок и механизмов с применением сварки.
В 1927 г. по инициативе Вологдина при ГДУ создали Производственное бюро. Имея тесные связи со всеми крупными предприятиями и организациями Дальнего Востока, оно координировало работы прикладного характера. Примечательно, что при тотальном планировании сверху всех направлений работы вузов, преподаватели сохраняли относительную свободу в выборе тематики своих исследований. Так, основатель и заведующий лабораторией механической технологии ГДУ В.С. Соколов первым на Дальнем Востоке начал исследования в области машиностроения и металлообработки. Вместе со студентами он провел масштабную работу по проверке режущих инструментов, применяемых на приморских предприятиях, и подготовил рекомендации по увеличению срока их службы. Радиолаборатория ГДУ под руководством М.Н. Головщикова, выполняя заказ связистов, занималась разработкой передающих и принимающих радиостанций. Это в значительной мере способствовало тому, что с января 1926 г. в Приморье стало широко распространяться радиовещание - со значительным опережением по сравнению с другими районами (9, с. 42, 106). Руководитель лаборатории органической химической технологии Е.И. Любарский вместе с коллегами разработал технологию производства скипидара и канифоли на основе местного сырья, а в 1928 г. химики смогли получить хвойные масла из пихты, ели и кедра, а также эфирные масла из 11 видов дальневосточных эфироносов [7, с. 24].
Содружество с производством продолжилось и после выделения в 1930 г. технического факультета ГДУ в самостоятельный Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ). Особенно большую пользу оно принесло народному хозяйству региона в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, когда рекомендации научных работников вуза позволяли сберечь средства и уверенно эксплуатировать оборудование, которое ничем нельзя было заменить. Так, разработки кораблестроительного факультета по прочности корпусов судов помогли продлить срок эксплуатации «краболовов» на четыре - пять лет без значительных затрат на их ремонт. Важной темой для горного факультета стала экспертиза месторождений силикатного стекольного сырья. Геолого-поисковая работа на побережье Японского моря позволила выявить наиболее перспективные для стекольной промышленности месторождения прибрежных песков [10, лл. 2-6]. Важные работы в области строительства проводились не только в ДВПИ, но и Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта, открытом в 1939 г. Профессор А.В. Паталеев (ХабИИЖТ) руководил работами по проектированию и эксплуатации сооружений в условиях сурового климата и многолетней мерзлоты. Изучение доцентом М.Г. Органовым (ДВПИ) физико-технических свойств рыхлых горных пород имело большое значение для промышленного и гражданского строительства.
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
417
Khisamutdinova Natalia Vladimirovna
UNIVERSITY SCIENCE AND THE DEVELOPMENT ..
pedagogical sciences
До конца 1960-х гг. дальневосточные предприятия могли получить научные рекомендации только от вузов: академические и отраслевые научно-исследовательские учреждений в регионе только создавались. В Комсомольском-на-Амуре политехническом институте (открыт в 1955), в частности, около 60% разработок предназначалось для судостроительной промышленности, 30% - для авиационной. Награды министерств, полученные вузом за эти работы, говорит об их актуальности [11, л. 128].
В Хабаровском политехническом институте (открыт в 1958 как Хабаровский автодорожный институт) до середины 1960-х гг. в основном разрабатывались дорожно-строительные темы. Открытие новых специальностей повлекло за собой помощь и другим отраслям. Научные исследования в Приморском сельскохозяйственном институте (Уссурийск) были связаны с созданием новых машин и механизмов для сельского хозяйства и обрабатывающих предприятий, а также с приспособлением стандартной техники к работе в специфических условиях Дальнего Востока.
В ДВПИ наряду с традиционными направлениями занялись исследованиями по новейшим проблемам науки: автоматическим системам управления производством, электронным приборам и системам. Так, с 1965 г. на кафедре технологии машиностроения стали применять, одной из первых в РСФСР, электронно-вычислительную технику для исследования, проектирования и управления технологическими процессами в машиностроении. Результаты этой работы, например, технологии для станков с числовым программным управлением, широко использовались на заводах Приморского края.
С 1961 г. вся научная работа в вузах проводилась в рамках Дальневосточного совета по координации и планированию научно-исследовательской работы по техническим и естественным наукам, созданного при ДВПИ по приказу министра высшего и среднего специального образования РСФСР и объединившего вузы региона и имевшиеся научно-исследовательские организации. На 13 экспертных комиссий (по машиностроению, химии и химической технологии, судостроению и судоремонту, лесного хозяйства и лесной промышленности, строительству и архитектуре, горному делу и пр.) возлагались задачи расширения научно-исследовательской работы, еще большего сближения ее с нуждами экономики региона. Увы, Совет не смог в полной мере выполнить свою задачу. С одной стороны этому мешала ведомственная разобщенность входящих в него учреждений. Но была и другая причина. В отличие от Производственного бюро, где инициаторами научно-исследовательской работы были сами исследователи, деятельность Совета регламентировалась и контролировалась сверху. Его функция ограничилась сбором планов и отчетов по научно-исследовательской работе отдельных вузов и подготовке обобщающих материалов для отчетов перед Москвой. Это лишало вузы инициативы и заставляло думать о весомости показателей. Так, заметна ориентация на выбор тем, выполнение которых не требовало больших усилий.
Тем не менее, несмотря на факторы, негативно влиявшие на научно-исследовательскую работу в технических вузах Дальнего Востока, в целом ее результаты говорят о большом вкладе профессорско-преподавательского состава в укрепление народного хозяйства региона. Хотя лишь у отдельных лиц научные интересы выходили за рамки прикладных исследований, именно на этот период приходится создание в технических вузах целого ряда научных школ, многие из которых функционируют и сегодня. Наряду с этим была создана система вовлечения студентов в научные исследования, которая также приносила свои плоды в виде раннего приобщения к профессиональной деятельности, что, по мнению современных исследователей, является необходимой частью эффективной профессиональной подготовки [12].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алиева Л.В., Руденко И.В. Роль опытно-экспериментальной работы вуза в развитии теории и практики воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №1 (10) С. 11-13.
2. Елиашевич М.К. Отчет по изучению Сучанского каменноугольного месторождения в районе современных эксплоатационных работ // Матер. по геологии и полезн. ископаемым Дальн. Востока. 1921. № 23. 37 с.
3. Государственный архив Приморского края (ГА-ПК). Ф. 52, оп. 1, д. 12б, 48 л.
4. Георгиевский А.П. Дальневосточный Государственный университет за пятилетие 1922-1927 года // Экономич. жизнь Дальн. Вост. 1927, № 10. С. 141-148.
5. Бюллетень Краевого НИИ при ГДУ. 1925, № 1. 98 с. (Труды ГДУ, т. 2, вып. 1.).
6. Пентегов Б.П. Три года работы лаборатории общей физической и минерально-технической химии Государственного университета по изучению Дальнего Востока // Производит. силы Дальн. Востока. Хабаровск; Владивосток: Кн. дело, 1927. Вып. 6: Промышл. С. 201223.
7. Пентегов Б.П. Исследовательская работа в области химии в ДВК за десять лет (1922-1932) // Вестник ДВФАН. 1932, № 1-2. С. 21-30.
8. Гундобин А.А., Турмов Г.П. Центр сварки на Дальнем Востоке : к 100-летию со дня рождения основателя сварочного производства В.П. Вологдина (18831951) // Наука и жизнь, 1983. № 9. С. 99-103.
9. Турмов Г.П., Хисамутдинова Н.В. У истоков высшей технической школы на Дальнем Востоке России: Материалы к биографиям. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. 130 с
10. ГАПК. Ф. 52, оп. 11, д. 490, 140 л.
11. ГАПК. Ф. 52, оп. 11, д. 437, 168 л.
12. Кочнева Е.М., Жарова Д.В., Костылева Е.А. Учебно-профессиональная деятельность студентов и ее специфика в контексте подготовки обучающихся вузе к проектированию своего профессионального будущего // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 362-368.
Статья поступила в редакцию 14.11.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017