студентов в условиях рефлексивно-образовательной среды вуза.
Литература
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Академия, 2001. - 208 с.
2. Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2009. - 41 с.
3. Коджаспарова Г.М., Коджаспаров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
4. Малахова О.Ю Рефлексивно-образовательная среда как педагогический феномен // Весттник ОГУ.
- 2006. - № 6. - С. 84-91.
5. Найн А.Я. Инновация в образовании. - Челябинск: Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995. - 288 с.
6. Найн А.Я., Уметбаев З.М. Современный словарь-справочник молодого исследователя. - Челябинск; Магнитогорск, 2007. - 115 с.
7. Философский энциклопедический словарь / редкол. С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. -815 с.
8. Шеленговская К.О. К проблеме рефлексивной образовательной среды вуза // Вестник Бурят гос. унта, 2009. - № 15. - С. 260-267.
Апушкина Ксения Николаевна, аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры. E-mail: [email protected]
Apushkina Kseniya Nickolaevna, postgraduate student, department of pedagogy, Ural State University of Physical Culture. E-mail: [email protected]
УДК 378.14
© Г.С. Архипова
Роль вуза в развитии социокультурной компетентности будущего специалиста
Современному обществу нужны не просто высококвалифицированные специалисты, но и социально зрелые и культурные личности. Развитие социокультурной компетентности, на наш взгляд, способствует воспитанию именно такого профессионала. Этому мешает ряд противоречий, которые необходимо разрешить.
Ключевые слова: высшее образование, высококвалифицированные специалисты, воспитание, социальнокультурная компетентность, развитие, личностные качества.
© G.S. Arkhipova
The role of higher educational institution in the development of sociocultural competence in a future specialist
Modern society needs not only highly-qualified specialists but socially mature and cultural personalities. We consider that sociocultural competence development contributes to upbringing of such a professional. Some contradictions, which are necessary to solve, hamper this development.
Keywords: higher education, highly-qualified specialists, upbringing, sociocultural competence, development, personal features.
Современное общество испытывает острую необходимость в специалистах, способных к непрерывному личностно-профессиональному росту и самосовершенствованию. В связи с этим необходимо создавать условия, помогающие реализовать себя и как личность, и как неповторимую индивидуальность со своими методами социальной самореализации. «Характерная черта педагогического процесса состоит не в совершенстве человека, а в усовершенствовании личности. Воспитание есть сила, довольно глубоко
действующая на психику человека, на его усовершенствование» [6].
Кроме задач по модернизации воспитательных усилий в сфере профессионального обучения существуют не менее сложные проблемы создания таких условий для личностного развития субъектов учебно-воспитательного процесса в вузе, которые позволили бы проявиться самобытности, уникальности каждой личности, выявить у нее то лучшее, что может послужить дальнейшему духовному и экономическому росту всего общества.
Сложное личностное образование, характеризующее социально-гражданскую и духовнонравственную зрелость специалиста, представляет собой социально-культурную компетентность. Таким образом, глобальной целью образования является развитие социокультурной компетентности будущего специалиста, в которой соединяются высокий профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость и творческое начало и которая является результатом работы всего профессорско-преподавательского коллектива.
Все компетентности в той или иной степени «вырабатываются, формируются и проявляются в социуме» [5]. Следовательно, все компетентности социальны, причем социокультурная компетентность, являясь ключевой, определяет жизнедеятельность человека в обществе, его своевременную адаптацию к меняющимся условиям социума. «Социокультурная компетентность ... является структурной совокупностью социальных ролей, норм и правил социальной группы, культурных образцов поведения, ценностных ориентаций, языка, понимания своего «Я» с позиций тех культурных характеристик, которые поощряются в обществе» [11, с. 113]. Социальный и культурный компоненты социокультурной компетентности характеризуются Г.С. Саво-лайнен как «комплементарные, взаимовлияющие и содержательно выступающие сферы, с помощью которых происходит построение социокультурной компетентности личности» [9, с.26]. В этом, на наш взгляд, заключаются психологопедагогические основы становления социокультурной компетентности личности.
Высшее профессиональное образование должно подготовить молодых людей к тому, чтобы они могли выбрать индивидуальный образ жизни, оптимальные интеллектуальные, эмоциональные, физические нагрузки, подходящий тип трудовой деятельности, характер отношения с людьми. «Научиться жить - значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней» [4, с. 22].
Если проанализировать спрос современного рынка на специалистов, то мы видим, что предпочтение отдается не просто «высококвалифицированному специалисту», а «профессионалу», обладающему высоким уровнем интеллекта, коммуникативными способностями, умеющему строить межличностные отношения в коллективе, ищущему пути к постоянному самосовер-
шенствованию и побуждающих других к саморазвитию, то есть специалисту, владеющему не только своей специальностью, но и в полной мере владеющему социокультурной компетентностью. Бесспорно, в современных условиях высшая школа должна не просто готовить специалистов (знания, умения и навыки по специальности), а должна иметь своей приоритетной целью воспитание профессионалов, т.е. воспитанию личностных качеств специалиста должно уделяться не меньше внимания, нежели предметному обучению.
Опрос руководителей ряда предприятий г. Читы (2012) показал, что многие выпускники вузов не умеют креативно мыслить, не имеют собственного мнения, не готовы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Данная ситуация сложилась, по нашему мнению, в силу противоречий, существующих в системе высшего профессионального образования. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются противоречия между:
- социальной потребностью в воспитании человека, устремленного к личностнопрофессиональному саморазвитию, и отсутствием соответствующих условий в педагогическом процессе вуза;
- необходимостью воспитания специалиста, способного быстро реагировать на непредвиденные ситуации, прогнозировать возможные варианты событий, принимать оптимальные решения, и довольно низким уровнем развития самосознания студентов, неразвитой потребностью в личностно-профессиональном росте;
- необходимостью развития у будущего специалиста духа участия и победы в конкурентной борьбе и инфантильностью, инертностью многих студентов;
- насущной потребностью в специалистах-профессионалах, способных строить межличностные отношения в коллективе, и плохо развитыми коммуникативными способностями студентов;
- потребностью общества в социальногражданской зрелости специалиста и слабой, неактивной жизненной позицией ряда студентов;
- потребностью во взаимоуважении, толерантности и некоторой агрессивностью и нетерпимостью нынешнего поколения;
- необходимостью адаптации к новому социокультурному порядку в процессе «флуктуации социокультурной системы» и недостаточной мобильностью и гибкостью студентов.
Для устранения указанных противоречий в первую очередь необходимо создание психоло-
го-педагогических условий, способствующих более полной самоактуализации личности и потребности в личностно-профессиональном росте будущего специалиста, стремящегося к активному интеллектуальному труду и самореализации. «Если образование будет устремлять человека к осознанию своих высших потребностей, к их реализации, если оно будет способствовать самоактуализации человека, то очень скоро мы будем наблюдать расцвет цивилизации нового типа» [8].
Кроме того, будущего специалиста нужно подготовить и к переходным периодам в обществе, то есть развить адаптацию к новому социокультурному порядку. По мнению П.А. Сорокина, «сам процесс флуктуации социокультурной системы проходит через ряд последовательных этапов: дезинтеграция - кризис - мобилизация сил - новый социокультурный порядок. В условиях транзитивных периодов (дезинтеграция -кризис) возникает ценностная неопределенность и связанный с ней всплеск дезинтеграции. Нарушаются механизмы социального контроля, ибо происходит дезинтеграция моральных и правовых устоев, которые управляют поведением индивидов и социальных групп» [10]. Мы наблюдаем, что адаптация к новому социокультурному порядку происходит у людей, обладающих «.готовностью и способностью . использовать теоретические знания и практический опыт для решения определенных задач» [2], то есть компетентностью. Компетентностная модель в образовании, в противоположность концепции усвоения знаний, «предполагает освоение умений, которые позволяют студенту в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни» [7].
Практика показывает, что именно специалисты с гуманитарным образованием безболезненнее адаптируются в новых социальнокультурных условиях и во время экономического кризиса, нежели люди с техническим или экономическим образованием. Это свидетельствует о том, что гуманитарная составляющая способствует развитию социокультурной компетентности специалиста в большей мере. Соответственно целесообразно увеличить долю гуманитарной составляющей в технических, экономических и медицинских вузах.
Педагогический процесс в вузе должен быть построен таким образом, чтобы стимулировать, направлять деятельность студента на воспитание потребности в самосовершенствовании. Необходимый в современных условиях высокий уро-
вень социальной зрелости выпускников вуза, их развитая профессиональная культура могут быть обеспечены только педагогическим процессом вуза, опирающимся на принципы гуманистической педагогики и ориентированным на их личностно-профессиональное саморазвитие. Создание необходимых для развития социокультурной компетентности условий должно способствовать максимальному духовно-нравственному и деятельностно-практическому самообогащению личности для продуктивной самореализации и успешного осуществления своего социального и профессионального предназначения. В связи с этим кураторы (в процессе воспитательной деятельности) и преподаватели (во время учебного процесса) должны активно приобщать студентов к культурным ценностям, к культуре общения и поведения; должны повышать мотивацию к самостоятельной работе (чтобы для будущего специалиста постоянное самообразование стало нормой, а не принудительным «повышением квалификации» каждые пять лет).
Предварительно необходимо исследовать сущность, факторы и условия педагогического обеспечения развития социокультурной компетентности; определить критерии эффективности педагогического влияния на личностно-
профессиональное саморазвитие студентов. Немаловажную роль играет климат в студенческой группе. Возрождение института кураторов является одним из положительных веяний времени. Куратор призван научить студентов создавать благоприятные взаимоотношения, основанные на взаимном уважении, поддержке и понимании, стимулирующие свободу речевого общения, предоставляющие возможность высказыванию и отстаиванию своего мнения, не ущемляя права и не унижая достоинства другого человека. Общение - немаловажный компонент социокультурной компетентности - поможет в дальнейшем будущему специалисту устанавливать в коллективе доброжелательную атмосферу, что однозначно будет способствовать слаженности в работе.
Современный специалист с высшим образованием должен быть по-настоящему культурным человеком, обладающим глубокими профессиональными знаниями и социокультурной компетентностью, стремящимся к саморазвитию. Профессия, как часть культуры, позволяет человеку реализовать себя, свой личностный и творческий потенциал, поэтому профессиональное образование должно быть нацелено на самоактуализацию личности. Задача образования -найти индивидуальный подход к студенту, по-
мочь ему найти культурное приложение своих внутренних потребностей. В частности, социальные и культурные потребности человек может реализовать в своей профессиональной деятельности.
Самодостаточная личность не останавливается на достигнутом, она стремится к повышению культурного и профессионального уровня, поскольку профессиональный уровень личности напрямую связан с «нравственными ценностями как части общечеловеческой культуры» [1, с. 12]. Именно такую личность нужно воспитывать, начиная с детского сада. Соблюдая преемственность, продолжать воспитание в школе и завершить воспитательный процесс в вузе, развив все необходимые будущему специалисту профессиональные и личностные качества. В вузе в основном завершается целенаправленный процесс воспитания личности, следовательно, воспитание студента - это заключительный этап организуемой обществом системы воспитания. Одновременно этот этап является и началом того периода в жизни личности, когда она сама берет на себя ответственность и переходит к осознанному и непрерывному самовоспитанию. К профессиональной деятельности должен приступать уже социально и культурно зрелый человек, то есть полноценная личность.
Для того чтобы быть компетентным профессионалом, человеку необходимо постоянно обновлять свои знания, уметь обрабатывать поток новой информации, быть осведомленным не только в вопросах, связанных со специальностью, но и иметь высокий общекультурный уровень и социальную компетенцию. Кроме того, молодой специалист должен иметь свою мировоззренческую позицию и гуманистические ценности и на их основе строить разнообразные социальные отношения; обладать гражданскими качествами и патриотизмом; уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни; уметь ориентироваться в социальноидеологической обстановке; проявлять уважение к людям; соблюдать законы государства и общества; обладать социальной ответственностью, внутренней свободой, чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке, высокой социальной активностью во всех сферах жизни. «Активная личность стремится, проявляя себя в различных межличностных и профессиональных ситуациях, занять свою позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных и иных связях с другими людьми» [3, с. 38].
Педагогический процесс вуза должен так влиять на личность студента, чтобы вызвать у него потребность в постоянном саморазвитии. В институте задачей педагога является не просто передача знаний и умений, а привитие студенту тактично общаться со сверстниками и преподавателями; помощь в разрешении и предупреждении конфликтных ситуаций; воспитание толерантного отношения к людям; воспитание личностных качеств, необходимых будущему специалисту (дисциплина, чувство ответственности и т.д.); повышение мотивации к обучению через учебный процесс и кураторскую деятельность. Именно вуз должен стать средой творческого взаимодействия в учебной и общественной деятельности, то есть способствует социализации и повышению культурного уровня студента.
В соответствии с главной целью воспитания студентов в вузе необходимо вести воспитательную работу по четырем взаимосвязанным направлениям: воспитание гражданина-патриота, профессионально-трудовое воспитание, приобщение к научно-исследовательской деятельности и культурно-нравственное воспитание. Данные направления должны присутствовать во всех учебных формах занятий и воспитательных мероприятиях университета: на лекциях, семинарах, курсовом и дипломном проектировании, на производственной практике, в студенческом самоуправлении, а также на занятиях в кружках и секциях, в работе кураторов со студентами, в делах студенческих общественных организаций, планах воспитательной работы на всех уровнях.
В направлении «воспитание гражданина-патриота» должны быть интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, интернациональное, политическое, семейное воспитание. К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов в ходе учебной и внеучебной деятельности лучших черт и качеств: любовь к Родине, коллективизм, высокая нравственность, культура межнационального общения, упорство в достижении цели, любовь к семье. Показателем уровня патриотического воспитания студентов является их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.
Важнейшую роль в процессе формирования конкурентоспособного специалиста-професси-онала в вузе играет профессионально-трудовое воспитание студентов. Сущность такого воспитания заключается в приобщении студентов к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям через формирование профессиональных компетенций и в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает в вузе как специально организованный и контролируемый процесс (учебно-трудовая практика, трудовые десанты), приобщая студентов к профессиональному труду в ходе их становления в качестве субъектов этой деятельности. В результате профессиональнотрудового воспитания у студентов должны быть сформированы профессиональные компетенции и такие качества личности, как трудолюбие, любовь к окружающей природе, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, творческие способности и другие качества, необходимые специалисту в соответствии с его специализацией.
Научно-исследовательская работа становится неотъемлемой частью воспитательной деятельности вуза, поскольку студенчество является мощным резервом научных кадров страны. В процессе работы студенческих научных кружков, научных школ под руководством ведущих ученых различных областей специализации, в ходе участия в научно-практических студенческих конференциях и объединениях происходит развитие интеллектуальных способностей молодых людей, рождаются новые идеи и открытия. Показателями эффективности вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность могут быть достижение определенных результатов в научно-практической деятельности, публикации в научных изданиях разного уровня, участие в конкурсных программах, получение грантов, последовательность реализации научных проектов и др.
Культурно-нравственное воспитание включает в себя нравственное, эстетическое и физическое воспитание. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали (например, честность, порядочность и т.д.), умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. В результате эстетического воспитания у студента должны быть сформированы способно-
сти к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, тяга к творческой деятельности. Важное значение для становления профессионала имеет здоровый образ жизни, формирование которого необходимо начать в дошкольном учреждении, продолжить в школе и завершить в системе физического воспитания в университете. В результате культурно-нравственного воспитания у студентов должны быть сформированы такие личностные качества, как высокая нравственность, эстетический вкус, нравственно-психологическая и физическая готовность к высокопроизводительному труду, построению социально-благополучной семьи и личностному самосовершенствованию и самореализации.
Итак, воспитательная работа со студентами должна быть направлена на развитие социокультурной компетентности, то есть на формирование у студентов гражданской позиции, патриотического сознания, духовной культуры и нравственных качеств; на развитие личностных качеств, профессиональных компетенций, ответственности, культуры общения, толерантности и корректности; на укрепление и совершенствование физического здоровья.
В заключение еще раз отметим, что воспитание личности будущего специалиста наряду с обучением является приоритетной задачей вуза и должно проходить как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу, ученым высшей школы, кураторам учебных групп. Совершенствование воспитательного процесса, по нашему мнению, будет более эффективно при реализации таких условий, как:
- кадровая обеспеченность воспитательной работы высококвалифицированными педагогическими работниками (например, в технических, экономических и медицинских вузах не все преподаватели имеют педагогическое образование; для них целесообразно проводить психологопедагогические курсы в рамках высшей школы
и, возможно, курсы по методике преподавания);
- организация непрерывной системы совершенствования педагогической культуры преподавателей посредством проведения педагогических форумов, конференций и т.д.;
- гуманизация и гуманитаризация системы высшей школы;
- преемственность педагогического процесса (дошкольное учреждение - школа - вуз);
- реализация принципов педагогики сотрудничества и развития активности студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности, в общественных мероприятиях;
- развитие системы студенческого самоуправления;
- комфортность культурно-образовательной среды для развития личности студентов;
- организация свободного времени студентов, содействие разностороннему развитию личности каждого члена студенческого коллектива;
- эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе, сочетание задач воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы о молодежи.
Все вышеуказанные условия относятся к социокультурной сфере. Таким образом мы можем сказать, что их реализация будет способствовать развитию социокультурной компетентности у студентов, тем самым помогая будущим специалистам занять достойное место в жизни, принести пользу обществу и государству.
Литература
1. Буева Л.П. Культура, культурология, образование // Вопросы философии. - 1977. - № 12. - С. 13-19.
2. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материалах подготовки педагога и психолога): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 38 с.
3. Винокурова О.А. Психолого-педагогическая подготовка студентов как условие актуализации в профессиональном самосовершенствовании. - Хабаровск, 1999. - 149 с.
4. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя) // Проблемы воспитания и образования. - Хабаровск: Изд-во ХВАГП, 2000. - 202 с.
5. Зимняя И.Я. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
6. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. - М.: Педагогика, 1982. - 699 с.
7. Лапшина Е.Г. Компетентностный подход как условие формирования профессиональной компетентности специалиста в сельскохозяйственном вузе // Педагогика: традиции и инновации: материалы ме-ждунар. заоч. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - Т.2. - С. 74-76.
8. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. - М., 1982. - С. 108-117.
9. Саволайнен Г.С. Социокультурная компетентность преподавателя высшей школы: к постановке проблемы // Вестник КрасГАУ. - 2006. - № 11. - С. 26.
10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - С. 297-391.
11. Стуколова Е.А. Проблема формирования социокультурной компетентности студента // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2012. - №1(1). - С. 112-114.
Архипова Галина Степановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Читинской государственной медицинской академии. E-mail: step7 galina@mail. ru
Arkhipova Galina Stepanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of foreign languages, Chita State Medical Academy. E-mail: step7 galina@mail. ru
УДК 378-057.175:796
© В.В. Аюшеев
К обоснованию проблемы сохранения и повышения профессиональной устойчивости преподавателей вуза средствами физической культуры
В статье проанализировано понятие «профессиональная устойчивость», раскрыты структура и подходы к его интерпретации, показана важность противостояния профессиональному выгоранию в сохранении профессиональной устойчивости, охарактеризованы условия труда преподавателей вузов.
Ключевые слова: профессиональная устойчивость, преподаватели вуза, профессиональное выгорание, средства физической культуры.