ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАДЕТСКИХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
Сухарев А.Г., Лукашова Ю.А.
Российская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения и социального развития, Москва
Под физическим воспитанием (ФВ) следует понимать формирование у детей мотивации на регулярное использование естественных движений, физических упражнений и факторов природы с целью развития физических качеств, двигательных навыков и умений, сохранение и укрепление здоровья, а также лучшей подготовки к учебной, трудовой и профессиональной деятельности в интересах личности и общества.
ФВ детей является самой эффективной формой социального воздействия на биологическое развитие растущего организма, которая повышает его адаптационные возможности и оказывает обще оздоровительное влияние. Этим объясняется наличие особой системы ФВ воспитанников кадетских школ-интер-натов (КШИ). Особенностью ФВ данных образовательных учреждениях является то, что в недельном расписании уроков предусматривается, пять часов занятий по программе «физическая культура». Кроме того, дети занимаются военно-прикладной и особенно строевой подготовкой, тренируются в различных секциях и участвуют в соревнованиях.
Проведенный хронометраж суточной двигательной активности (СДА) показал, что продолжительность динамического компонента у детей 11—12 лет составляет около пяти часов в сутки. Это почти в два раза больше, чем у детей обычных школ. Хронометражно-табличным методом был проведен расчет энергетических затрат. Оказалось, что он равен 3000-3500 ккал/сутки, превышая показатель энерготрат обычных детей общеобразовательных учреждений.
При организации ФВ детей КШ И необходимо руководствоваться следующими гигиеническими принципами: 1) коррекция СДА в пределах возрастных гигиенических норм, превышение которых может вызвать гиперкинезию и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья; 2) учет динамики состояния здоровья и наличие биологических законов неодновременного развития физических качеств детей; 3) создание благоприятных условий окружающей среды и сбалансированного питания воспитанников КШИ.
ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧА-ПЕДИАТРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Сухарев А.Г., Каневская Л.Я., Стан В.В., Шелонина О.А., Цыренова Н.М.
Российская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения и социального развития, Москва
Необходимость учебной программы тематического усовершенствования врачей образовательных учреждений «Основы профилактической педиатрии» определяется актуальностью их превентивной работы. Деятельность врача-педиатра детского сада, школы, школы-интерната, гимназии, лицея нацелена, прежде всего, на профилактическую, а только затем на оздоровительную и лечебную работу.
Программа и учебный план составлены в соответствии с квалификационными требованиями к специалисту данного профиля с учетом запросов практического здравоохранения. Цель цикла тематического усовершенствования педиатров заключается в повышении уровня их теоретических знаний, профессиональных навыков и умений по организации профилактической и оздоровительной работы с детскими коллективами.
Содержание учебного плана отражает достижение гигиенической науки и возрастной физиологии за последние годы. При его подготовке учтены новые концепции современного образования дошкольников и школьников, а также укрепления здоровья детей и подростков.
По окончании занятий слушатели будут уметь: организовать в соответствии с современными требованиями работу врача-педиатра в образовательных учреждениях разного типа; оценить физическое развитие детей; использовать методику комплексной оценки состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья; анализировать результаты профилактических медицинских осмотров; оценить организацию питания, физического воспитания и состояния образовательной среды учреждения; разработать индивидуальные профилактические и лечебно-оздоровительные рекомендации дошкольникам и школьникам; использовать различные технологии оздоровления в условиях образовательных учреждений.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ В ДИНАМИКЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Сухарева Л.М., Кучма В.Р.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
Получены данные, характеризующие особенности функционального состояния детей в динамике начального обучения, в т.ч. в сравнении с их сверстниками последней четверти прошлого столетия. Современные первоклассники и мальчики и девочки отстают по показателям массы тела, а мальчики и по длине тела. Более, чем на 20% увеличилась доля детей с отклонениями в физическом развитии за счет дефицита массы тела. Наиболее негативная динамика выявлена при изучении силовых возможностей детей. За последние десять лет показатели ручной динамометрии снизились в 2 раза и более: у мальчиков — с 13,9 кГ до 6,5 кг, у девочек — с 10,8 кг до 5,5 кг (Ю.А.Ямпольская). Показано, что современные первоклассники имеют худшие показатели готовности к обучению, чем их сверстники в прошлом. Среди них меньше процент абсолютно здоровых детей (1 группа здоровья) — 6,2% против 8,7%, ниже интегральный показатель умственной работоспособности — 1,13 усл.ед. против 1,48 уел. ед. Число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьно необходимых функций при поступлении в школу, выросло в 2 раза — с 21,2% до 41,34%. Установлено, что в современных условиях отмечается выраженная интенсификация учебного процесса. Следствием этого явилась большая утомительность школьных занятий и более высокая физиологическая стоимость школьных нагрузок, приводящая к снижению числа абсолютно здоровых детей от 1 -го к 3-му классу (с 6,2% до 1,9%) и увеличению числа детей со школьно обусловленными нарушениями здоровья и заболеваний, особенно нервно-психической сферы и опорно-двигательного аппарата (М.И. Степанова). Получены данные (обследовано 1066 учащихся начальных классов), свидетельствующие
о том, что 69,1 % детей относятся к группе риска по выраженности психо-эмоционального напряжения, в т.ч. 27,8% составили дети с повышенным и высоким уровнем стресса. Наибольшая частота встречаемости повышенного и высокого уровня напряжения и стресса выявлена у детей 1-2 классов — 30,1%—32,0%. У учащихся 3-4-х классов она составляет соответственно 26,3% и 21,5% (П.И. Храмцов). О сохранении выявленной тенденции на последующих этапах обучения указывает высокая распространенность нервно-психических расстройств и хронических заболеваний у выпускников 11 классов, достигающая 60%.
РОЛЬ ВОЗРАСТА И ПОЛА В АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К УЧЕБНЫМ И НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАГРУЗКАМ
Сухарева Л.М., Павлович К.Э.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
При организации медицинского обслуживания подростков, педагогической и психологической поддержки следует принимать во внимание выраженную возрастную неоднородность подростков-однокласс-
ников по паспортному и биологическому возрасту, зависящую как от разного возраста начала обучения, так и неоднородности биологического созревания мальчиков и девочек.
Проведенные исследования показали, что затруднена как биологическая, так и психосоциальная адаптация у подростков более младшего возраста (имеет значение разница в возрасте у одноклассников-под-ростков даже в 0,5 года) и у мальчиков по сравнению с девочками. Конечный эффект школьной адаптации у них не ниже: школьная успеваемость даже несколько выше у более младших одноклассников, но обеспечивается это более высокой физиологической ценой. Наиболее заметным проявлением этого является состояние здоровья на конечном этапе обучения в 11 классе.
Общая распространенность функциональных отклонений у 16-летних по сравнению с 17—18-летними значительно выше — 3615%о у мальчиков и 4600%е у девочек 16 лет, против соответственно 2340%с и 2690%с у 17—18-летних. У младших мальчиков почти в 2 раза больше нервно-психических расстройств (1270%с и 640%о) и в 3 раза больше эндокринно-обменных расстройств (538%о и 140%е). У младших девочек в 2,5 больше функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы (1200%с и 507%о соответственно) и т.д. То же самое относится к распространенности хронических заболеваний, особенно среди младших мальчиков. Хронические заболевания нервно-психической сферы среди младших мальчиков встречаются в 2 раза чаще, чем у старших (1077%о и 540%о), так же как и болезни органов пищеварения (308%е и 160%о).
ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ В ТОЛЬЯТТИ И СЕЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сухова Н.Н., Малкина Л.Г., Шамаева О.В.
Ставропольская центральная районная больница, Тольятти
Вид вскармливания ребенка раннего возраста — важный фактор, влияющий на его здоровье.
Целью настоящего исследования явилась оценка организации вскармливания детей грудного возраста в г.Тольятти и селах Ставропольского района.
Материалы: 105 детей раннего возраста из города и села.
Методы: выкопировка сведений из историй развития (ф 112), анкетирование родителей.
Результаты анализа анкет сельских детей следующие: искусственное вскармливание с родильного дома у 7 (13,2%) человек, до 1-2 месяцев получали грудное молоко 13 (24%) человек, до 4 месяцев — 8 (15%) детей, до 5—7 месяцев — 8 (15%) детей, длительно естественно вскармливались от 8 месяцев до полутора и более лег — 17 (32%) детей. Чужеродный белок в виде коровьего молока на 1 году жизни получали 42 (79%) ребенка. Не вскармливались коровьим молоком только 11 (21%) человек. Из них 10 (19%) — с 2—4 месяцев получали коровье молоко в качестве основного питания или докорма. У 18 (34%) детей с 5—7 месяцев было введено молоко в качестве прикорма. О распространенности грудного вскармливания в городе можно сказать следующее: исключительно грудное вскармливание — 21 (40,3%) человек, смешанное вскармливание у 4 (7,7%) человек, 2 (4%) человека — смесь получали с рождения по причине перинатального контакта по ВИЧ, остальные 25 (48%) детей перешли на смеси в возрасте от 1 до 6 месяцев. Смешанное вскармливание имеет низкую распространенность. При сравнении двух групп исследования мы видим, что распространенность грудного вскармливания в городе и селе отличается: в городе естественное вскармливание до 1 года — 40,3%, в селе — 32%. Городские дети при искусственном вскармливании питаются преимущественно адаптированными смесями, тогда как в селах наиболее типично раннее введение в питание неадаптированных молочных продуктов в качестве докорма и прикорма. Нарушение сроков прикорма характерно для обеих групп исследования.
Выводы. Нерациональное питание детей раннего возраста остается важной педиатрической проблемой. Пути исправления данной ситуации должны иметь разные подходы для различных групп исследования.
ИММУНИТЕТ И МИКРОБИОЦЕНОЗ РОТОГЛОТКИ ПРИ ДИФТЕРИЙНОМ БАКТЕРИОНОСИТЕЛЬСТВЕ У ДЕТЕЙ
Сущикова Е.Н., Баликин В.Ф., Сотникова Н.Ю.
Ивановская государственная медицинская академия
Изучены показатели иммунитета, морфофункционального состояния (по данным браш-биоптатов слизистой миндалин) и микробиоценоза ротоглотки во взаимосвязи с показателями иммунного статуса у 103 детей — носителей токсигенных культур C.diphtheria, из них 57 наблюдались в период эпидемии дифтерии 1992—1998 гг. и 46 — в постэпидемический период. Транзиторное носительство установлено у 17 детей; кратковременное — у 24; средней продолжительности у 44 и у 18 детей — затяжное. Характерно, что реконвалесцентное носительство после перенесенной дифтерии (токсическая форма дифтерии ротоглотки) наблюдалось только у 2 детей с тяжелым неблагоприятным фоном (опухоль надпочечников; органическое поражение ЦНС). Среди носителей токсигенных культур C.diphtheria, наблюдавшихся в периоде эпидемического подъема заболеваемости, у 6 из 57 (9,5%) в анамнезе отсутствовали данные о прививках против дифтерии; все носители, наблюдавшиеся в постэпидемический период, были привиты против дифтерии. У 88 детей определялся биовар Gravis, у 15 — биовар Mitis.
Установлена гетерогенность иммунного реагирования, характер которого определяется длительностью персистенции токсигенных культур C.diphtheria на слизистых небных миндалинах. При транзиторном но-сительстве значительно снижается фагоцитарная активность макрофагов и содержание секреторных IgA в ротоглотке, а в иммунном статусе — снижается количество В-лимфоцитов. При затяжном носительстве токсигенных культур C.diphtheria значительно снижен уровень киллерных субпопуляций и содержание IgA, IgG; в ротоглотке длительно сохраняются низкие значения секреторных IgA; стойко низкая фагоцитарная активность макрофагов; высокая микробная обсемененность стафилококками и стрептококками; значительное количество слушенного — погибшего эпителия.
Выявлены статистически достоверные различия в типе иммунного ответа у детей, больных дифтерией, и у носителей токсигенных культур C.diphtheria. В отличие от носительства, при котором Т-звено иммунного ответа не страдает, при дифтерии в острый период выявляется глубокий Т-клеточный иммунодефицит, глубокое поражение макрофагального звена со значитель-ным количеством погибших макрофагов; при носительстве в микробиоценозе ротоглотки отмечается длительное обнаружение патогенных стафилококков и стрептококков, а при дифтерии такового не наблюдается.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПАРАТОВ БУДЕСОНИДА В ЛЕЧЕНИИ СТЕНОЗИРУЮЩИХ ЛАРИНГОТРАХЕИТОВ
Сычев И. А., Торочкина Г.П., Жданов В.В.
Кемеровская государственная медицинская академия
Общепризнано применение будесонида при лечении ларинготрахеитов у детей в виде суспензии для введения через небулайзер, в отличие, от ранее применяемых ДАИ. Введение медикаментов через небу-лайзер отличается рядом преимуществ: отсутствие необходимости коррекции вдоха с ингаляцией, возможностью введения высокой дозы вещества, простотой выполнения ингаляций у детей, возможностью включения в контур подачи кислорода и контур ИВЛ. Нами было проанализировано применение будесонида отечественного производства у 30 больных: до 1 года — 3 ребенка, до Злет — 21, старше 3 лет — 6. Из приведенной группы у 14 детей был первичный ларинготрахеит, а у 16 — рецидивирующий. Все больные находились в отделении со стенозом гортани в стадии неполной компенсации. На догоспитальном этапе осуществлялось однократное введение преднизолона в/м в дозе 2 мг/кг у 17 больных (56,67%). Будесонид
назначался в дозировке 0,25 мг дважды в течение 1 часа , затем через 12 часов по 0,25 мг через небулайзер, что не превышало максимальную суточную дозу. Антибиотики были назначены у 6 (20,0%) детей, учитывая развитие бактериальных осложнений. Системные гормоны в условиях стационара не применялись. Сроки купирования стеноза при лечении исследуемым препаратом составили при первичном ларинготра-хеите: 1—6 часов у 1 (7,1%) больного, 6-12 часов — у 7 (50,0%), 12-24 часа — у 5 (35,8%), 24-36 часов — у
1 (7,1%). При рецидивирующем— 1— 6 часов — у 3(18,75%) больных, 6-12 часов — у 11 (68,75%), 12—24 часа — у 2 (12,5%). Для сравнения, при лечении оригинальным будесонидом сроки купирования стеноза при первичном ларинготрахеите составили 6-12 часов у 10 (55,6%) больных; 12-24 часа — у 7 (38,89%);
24-36 часов — у 1 (5,56%). При рецидивирующем — 1-6 часов — у 1 (8,3%) пациента, 6-12 часов — у 8 (66,7%), 12-24часа - у 3 (25%).
Таким образом, было установлено, что будесонид отечественного производства не уступает в эффективности оригинальному при лечении первичных стенозирующих ларинготрахеитов, а при рецидивирующих — превосходит его, сочетая в себе преимущества введения медикаментов через небулайзер. Помимо этого, отечественный препарат является экономически более выгодным (его стоимость в 3 раза меньше, чем оригинального) и может являться препаратом выбора при лечении больных с данной патологией, позволяя избежать введение системных гормонов.
ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ТИПА НА БАЗЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Сюнева Н.Л., Краскова Н.С.
Специализированная школа-интернат №22, Петрозаводск
В рамках программы реабилитации детей с тяжелым нарушение речи в специализированной школе-интернате особое внимание уделяется той категории учащихся которые, после реабилитационных мероприятий имеют перспективу быть интегрированы в общеобразовательное учреждение общего типа. Совершенно очевидно, что это наиболее перспективное направление в плане социализации. Подобный прогноз на этапе поступления в школу-интернат составляется на основе комплексной психолого-медико-педаго-гической диагностики. С учетом данных нейропсихологического анализа разрабатываются индивидуальные реабилитационно-образовательные маршруты, которые утверждаются психолого-медико-педагоги-ческим консилиумом. При этом реабилитационная работа строится на основе проектирования соответствующей коррекционно-образовательной среды Содержательной стороной этой работы является обеспечение необходимых коррекционных психолого-педагогических условий, как максимального исправления речевых нарушений, учет личностных особенностей, формирование механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими его сверстниками. Последнее является важным звеном успешной его адаптации в массовой школе. К критериям эффективности работы в этом направлении относим: уровень психофизиологического и речевого развития, близкий к возрастным показателям; возможность овладеть общим образовательным стандартом в сроки, предусмотренные для нормально развивающихся детей; психологическая готовность к обучению в образовательном учреждении общего типа. Важной предпосылкой успешности интеграции является преемственность этой работы (патронат школьной психолого-медико-педагогической службы, специалистов ПМПЦ, центров реабилитации. В целом мы видим эффективность этой работы при создании единого коррекционно-образовательного пространства на муниципальном уровне. Первые годы после перевода ребенка в массовую школу с ним поддерживается связь через школьного логопеда, медицинских работников школы и родителей. Это позволяет не только отслеживать отдаленные результаты адаптации ребенка, но и вносить коррективы реабилитационной работы с этой группой детей.
Мы считаем, что подобный опыт работы крайне важен для контингента тех детей из районов республики, где подобная помощь может отсутствовать.
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК КРИТЕРИИ ПОДГОТОВКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Сюнева Н.Л., Стафеев В.Ф.
Специализированная школа-интернат №22;
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск
Важным направлением реабилитационной работы и один из критериев ее качества является подготовка учащихся к самостоятельной жизни. При постановке задач и проектировании социализации детей при разработке образовательных маршрутов исходили из представлений о здоровом образе жизни, который должен быть обеспечен выпускникам в предстоящей взрослой жизни. Здоровый образ жизни рассматривается в пяти основных направлениях: рациональный труд, отдых, физическая культура; организация питания; рациональное жилище; предупреждение вредных привычек и преодоление подобных искушений; индивидуальная профилактика. Представления об основах рационального труда закладываются уже на этапе профессионального отбора (при участии родителей) и первичной профессиональной подготовки. Проблема решается совместно со службой социальной защиты и занятости, министерством образования и представителями муниципалитетов. Основы рационального отдыха (условия и навыки его организации) закладываются в программу физической культуры (адаптивной физкультуры). Физическая подготовка активно использоваться как средство, развивающее речь. Знания о культуре питания особенно актуальны для данной группы учащихся, т.к. среди них высокий уровень патологической пораженности органов пищеварения. Часть знаний учащиеся получают от медицинских работников. Об этих вопросах хорошо осведомлены педагоги и воспитатели. Воспитание культуры быта, привитие навыков ведения домашнего хозяйства и другие аспекты обустройства быта проводится на основе моделирования жизненных ситуаций. В молодежной среде очень большое распространение получили вредные привычки Выработка иммунитета неприятия к этим вредным привычкам тоже важный аспект образовательного маршрута. Важным элементом поддержания здорового образа жизни современного человека является индивидуальная профилактика. Особое место для данной категории детей имеет фармакологическая поддержка (поддерживающая терапия особенно для лиц с психическими отклонениями). Необходимой составляющей этой работы является участие в ней родителей. Для успешной подготовки к социализации на принципах здорового образа жизни, этими вопросами органически пронизан весь образовательный процесс. Значительная часть вопросов отрабатывается в контексте образовательного стандарта.
АЛГОРИТМ ЛЕЧЕНИЯ ТРОМБОФИЛИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПРИ КАРДИОВАСКУЛЯРНОЙ ПАТОЛОГИИ И АНТИФОСФОЛИПИДНОМ СИНДРОМЕ В СИСТЕМЕ «ЖЕН ЩИ НА- П Л ОД- НОВОРОЖДЕН Н Ы Й »
Таболин В.А., Ильина А.Я., Макацария А.Д., Мищенко А.Л.,
Немировский В.Б., Матюнина Е.А., Боткина А.С., Хан Л.П.,
Цицилашвили Л.Ш., Суворов И.А., Азарова Н.М.
Российский государственный медицинский университет, Москва;
Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова;
Родильный дом при городской клинической больнице №67, Москва
Проблема профилактики и лечения беременных женщин с кардиоваскулярной патологией (КВП) и ан-тифосфолипидным синдромом (АФС) и их новорожденных детей в раннем неонатальном периоде с раз-
личными нарушениями гемостаза на фоне циркуляции антифосфолипидных антител (АФА) является весьма актуальной для современной перинатологии. Поэтому проведение дифференцированной терапии, направленной на коррекцию нарушений гемостаза в системе «женщина-плод-новорожденный» является патогенетически оправданной. Лечебно-профилактические мероприятия по ведению беременных с КВП и циркуляцией АФА состоят из двух этапов: предотвращение и лечение тромботических осложнений, вызванных АФА и воздействие непосредственно на циркулирующие АФА (проведение кортикостероидной терапии преднизолоном или дексаметазоном у беременных на фоне системной красной волчанки). Про-тивотромботическая терапия должна проводиться в соответствии с фазами ДВС-синдрома: при хронической форме ДВС-синдрома и нарушениях гестационной адаптации системы гемостаза тромбофилической направленности — Фраксипарин или гепарин на фоне антиагреганта Курантила, а после 20 недели беременности — Аспирина; для предупреждения и устранения резистентности тромбоцитов к действию анти-агрегантов — назначение Реополиглюкина; для устранения гепаринорезистентности, не связанной с дефицитом антитромбиновой активности и неэффективности антиагрегантов — применение Фраксипари-на; для купирования гепаринорезистентности при врожденных и приобретенных формах дефицита антитромбиновой активности — применение свежезамороженной плазмы. При подострых и острых формах ДВС — назначение поливалентных ингибиторов протеаз и гемостатических препаратов: Контрикал, Трансамча и свежезамороженная плазма. У новорожденных детей, родившихся у женщин с КВП и АФС при состоянии гиперкоагуляции — назначение дезагрегантов (Курантил), микроциркулянтов (Трентал) и антикоагулянтов (гепарин). Детям с диагностированной гипокоагуляцией — назначение гемостатиков и ангиопротекторов — Викасола и Дицинона, а также антиплазминовое средство — Трансамин и заместительная терапия свежезамороженной плазмой.
ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ РАННЕЙ НЕОНАТАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ, РОДИВШИХСЯ ПУТЕМ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ У ЖЕНЩИН С ПРОЛАПСОМ МИТРАЛЬНОГО КЛАПАНА И НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИЕЙ
Таболин В.А., Ильина А.Я., Сахнина Э.И., Боткина А.С., Немировский В.Б., Матюнина Е.А., Хан Л.П., Цицилашвили Л.Ш., Суворов И.А.
Российский государственный медицинский университет, Москва;
Родильный дом при городской клинической больнице №67, Москва
У беременных женщин с пролапсом митрального клапана (ПМК) выявлено, что у 48% из них ПМК не сопровождаются регургитацией, у 32% — ПМК с регургитацией I ст. и у 12% — ПМК с регургитацией II ст. Среди женщин с нейроциркуляторной дистонией (НЦД) отмечены: НЦД по гипертоническому типу — у 60%, НЦД по смешанному типу — у 30% и 10% беременных имели НЦД по гипотоническому типу. Осложненное течение беременности во II—III триместрах у женщин с НЦД чаще наблюдалось у женщин с НЦД по сравнению с женщинами с ПМК. Хроническая внутриутробная гипоксия плода была диагностирована у 60% женщин с НЦД и у 48% беременных с ПМК, и приводила к антенатальной гибели плода в 4% случаев. Плановое кесарево сечение (КС) было проведено 60% женщин с НЦД и 76% с ПМК. У 40% беременных с НЦД показанием к экстренному КС были ФПН и преэклампсия, а у 20% беременных с ПМК острая гипоксия плода и полное предлежание плаценты. КС на сроке беременности 27—28 недель было проведено 12% женщин с НЦД и 8% женщин с ПМК. Установлено, что у 30% детей у женщин с НЦД и только у 6,2% детей у женщин с ПМК диагностирована интранатальная асфиксия (ИА), причем 10% детей у женщин с НЦД имели тяжелую ИА. У 60% детей, родившихся путем КС у женщин с НЦД и ПМК, состояние при рождении было удовлетворительным. Состояние средней степени тяжести отмечено у 30% детей у женщин с ПМК и у 20% новорожденных у женщин с НЦД. Тяжелое состояние при рождении было отмечено у 20% детей у женщин с НЦД и реже — у 8% детей у женщин с ПМК. Чаще различные патологические состояния в раннем неонатальном периоде (гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, синд-
ром угнетения ЦНС, синдром мышечной гипотонии, ВЖК и церебральная ишемия III степени, СДР I типа, СДР II типа, трахеобронхит или пневмония) отмечены у детей, родившихся у женщин с НЦД по сравнению с детьми, рожденными женщинами с ПМК. При этом синдром дезадаптации сердечно-сосудистой системы, ВПС и открытое овальное окно наблюдались чаще у детей, родившихся у женщин с ПМК по сравнению с детьми, рожденными женщинами с НЦД. Таким образом, беременным женщинам с ПМК и, особенно, с НЦД, необходима оптимизация диагностических и лечебных мероприятий с целью профилактики развития различных заболеваний у новорожденных.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НОВОРОЖДЕННЫХ РАННЕГО НЕОНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА, РОДИВШИХСЯ ПУТЕМ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ У ЖЕНЩИН С ВРОЖДЕННЫМИ И ПРИОБРЕТЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА
Таболин В.А., Ильина А.Я., Боткина А.С., Немировский В.Б., Матюнина Е.А., Хан Л.П., Суворов И.А.
Российский государственный медицинский университет, Москва;
Родильный дом при городской клинической больнице №67, Москва
Нами изучено состояние здоровья в раннем неонатальном периоде новорожденных, родившихся путем кесарева сечения (КС) у женщин с врожденными (ВПС) и приобретенными (ППС) пороками сердца (по 30 детей соответственно). Наиболее отягощенный акушерско-гинекологический анамнез и осложненное течение беременности отмечено у женщин с ВПС по сравнению с женщинами с ППС. Однако хроническая внутриутробная гипоксия плода чаще наблюдалась у женщин с ППС по сравнению с женщинами с ВПС (60 и 40% соответственно) и антенатальная гибель плода отмечена в два раза чаще у женщин с ППС по сравнению с женщинами с ВПС (20 и 10% соответственно). Кардиальная патология у женщин с ППС была в два раза чаще показанием к КС по сравнению с женщинами с ВПС (80 и 40% соответственно). У каждого третьего новорожденного, родившегося путем КС у женщин с пороками сердца (ПС), отмечалась интранатальная асфиксия (ИА), причем тяжелая ИА (7,1%) была только у детей, родившихся у женщин с ВПС. Удовлетворительное состояние при рождении отмечено чаще у детей, родившихся у женщин с ВПС по сравнению с детьми, рожденными женщинами с ППС (70 и 40% соответственно). Состояние средней степени тяжести отмечено у 30% детей у матерей с ВПС и у 60% детей у женщин с ППС. Детей, родившихся путем КС у женщин с ПС, в тяжелом состоянии не было. В структуре заболеваемости у новорожденных наиболее часто наблюдались: гипоксически-ишемическое поражение ЦНС (у 60% детей у матерей с ППС и у 50% у детей у матерей с ВПС), причем синдром угнетения ЦНС в два раза чаще был у детей, родившихся у женщин с ППС (40%) по сравнению с детьми, рожденными женщинами с ВПС (20%). У 40% новорожденных, родившихся у женщин с ВПС, был синдром мышечной гипотонии, не наблюдавшийся у детей, родившихся у женщин с ППС. Вегето-висцеральный синдром и синдром мышечной дистонии наблюдался только у детей, родившихся у женщин с ВПС. Синдром дезадаптации сердечно-сосуди-стой системы и открытое овальное окно чаще наблюдались у детей, родившихся у женщин с ВПС (30%) по сравнению с детьми, рожденными женщинами с ППС (20%). Только у детей, родившихся у женщин с ППС, диагностирован синдром \VP\V (20%) и только у детей, рожденных женщинами с ВПС, отмечены ВПС (20%). Следовательно женщины с ВПС и ППС нуждаются в адекватной терапии с целью профилактики развития гипоксии плода и новорожденного.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОБЩЕГО 1дЕ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ БРОНХИТОВ У ДЕТЕЙ
Тамбова Н.А., Софронов В.В., Агафонова Е.В.
Бронхиты на протяжении многих лет среди неспецифических заболеваний органов дыхания занимают ведущее место. Наряду с выраженностью экзогенных патологических воздействий большое значение в развитии и течении воспалительного процесса респираторного тракта имеет интенсивность продукции №
Цель исследования: изучить количественное содержание общего 1§Е и провести сравнительный анализ данного показателя для возможности ранней диагностики различных форм бронхита.
Материалы и методы исследования: всего обследовано 66 детей в возрасте от 1 месяца до 5 лет, в том числе 20 детей с острым бронхитом, 13 детей с острым обструктивным бронхитом, 9 детей с рецидивирующим бронхитом , а также 14 условно здоровых детей в качестве контрольной группы (группы сравнения). Забор крови проводился у детей при поступлении в стационар, приготовлялась сыворотка и изучался показатель общего 1§ Е (МЕ/мл) с помощью ^Е-ИФА-БЕСТ-стрипа.
Результаты. В результате проведенного исследования выявлено что, в группе острого бронхита показатель общего (^Е) составил 31,25±4,7 МЕ/мл, который достоверно не изменялся по сравнению с группой контроля (40,3±5,8 МЕ/мл). У больных с острым обструктивным бронхитом данный показатель составил 111,3 ±16,7 МЕ/мл, который достоверно повышался (р < 0,001) по сравнению с группой контроля. Более выраженные изменения общего 1§Е были обнаружены при рецидивирующем бронхите 150,2±8,4 МЕ/мл (р < 0,001), что позволяет думать об общих патогенетических механизмах в развитии данных форм бронхита.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют, что поражению бронхов, тяжесть течения различных форм бронхита у детей в определенной степени способствует повышенное содержание общего ^Е в сыворотке крови. Полученные данные могут быть использованы при проведении профилактических мероприятий, для определения прогноза течения заболевания , для патогенетической медикаментозной коррекции различных форм бронхита у детей.
ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ТРАВМАТОЛОГООРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Тарасов В.И., Силадий И.Р., Хошабаев Р.А., Пармон Т.А.
Московская областная детская ортопедо-хирургическая больница
Состояние здоровья детского населения по данным Всероссийской диспансеризации 2003 года диктует необходимость дальнейшего улучшения организации специализированной ортопедо-травматологичес-кой помощи детскому населению. В Московской области разработана следующая система ортопедо-трав-матологической помощи детям. Основная первичная и квалифицированная травматологическая помощь оказывается специалистами районного звена. Ортопедо-травматологический прием в районах оказывается в 23 ортопедических и в 46 хирургических кабинетах детских поликлиник, что позволяет охватить квалифицированной помощью все детское население области. По статистическим данным Минздрава Московской области за 2004—2005 гг. 83% детей получали амбулаторную травматолого-ортопедическую помощь в ЛПУ муниципального уровня и 17% нуждались в специализированной помощи. Специализированная травматолого-ортопедическая помощь с 1956 г. оказывается Московской областной детской орто-педо-хирургической больницей, которая одновременно является и организационно-методическим центром. В 1995 г. на базе больницы открыт круглосуточный областной детский травм, центр на 60 коек. В структуре больницы с 1960 имеется консультативно- диагностическая поликлиника на 80 посещений в
смену для оказания высококвалифицированной консультативно-лечебной амбулаторной помощи включая подростков до 17 лет. Прием осуществляют 4 ортопеда-травматолога, травматолог травм, центра, невролог, врач УЗ-диагностики, врач ЛФК. Поликлиника имеет в своем составе кабинет УЗ-диагностики, рентгенологический кабинет, операционно-перевязочную, гипсово-ортезный кабинет. За период 2004-2005 гг. в поликлинике зарегистрировано 44268 посещений, среднее число обращений в день составило 86,1 человек, из них первичных больных 33,5. За этот же период с острой травмой и ее последствиями обратилось 1576 первичных больных, из них госпитализировано в стационар 1139, что составило 72,3%. Нагрузка на рентгеновский кабинет составила 24,2 человека в день, выполняется в среднем 28,7 снимков, в кабинете УЗ-диагностики проводится 11 обследований тазобедренных суставов (22 исследования) в день. В гипсово-перевязочном кабинете накладывается от 17 до 22 гипсовых повязок, за год выполняется
25-30 мелких травматологических операций. По нозологическим формам наибольшую группу первичных больных составили дети с врожденной патологией тазобедренного сустава и деформацией позвоночника. Больные с дисплазией тазобедренного сустава различной тяжести составили 16% — 937 случаев от общего числа первичных больных. С вывихами бедер было 119, из них госпитализировано в стационар МОДОХБ на оперативное лечение 14,3%, с дисплазией тазобедренных суставов 846, из них направлено на оперативное лечение 1,05%. С патологией позвоночника обратилось 1882, или 32% от числа всех первично обратившихся пациентов. Из них: со сколиозом — 1078, кифозом — 200, нарушением осанки — 298, остеохондрозом, остеохондропатией — 306. Госпитализировано в стационар на консервативное и оперативное лечение: со сколиозом II- III- IV степени — 15,2%, с остеохондропатией — 15%. В санатории было направлено 222 чел. (3,8% от числа первичных больных). На заседаниях медсовета проведена оценка отдаленных результатов консервативного лечение у 130 детей, получавших лечение по поводу дисплазии тазобедренного сустава и врожденной косолапости за 2002—2003 гг.
Выводы. Организация поликлинической травматолого-ортопедической помощи на областном уровне наиболее рациональна на базе специализированной больницы, что позволяет оптимизировать лечебнодиагностический процесс и диспансерный учет и преемственность в лечении детей и подростков с ортопедической патологией и травмой.
ДВУСТОРОННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОКСИМАЛЬНЫХ ЭПИФИЗОВ БЕДРЕННЫХ КОСТЕЙ - ДВУСТОРОННЯЯ БОЛЕЗНЬ ПЕРТЕСА И ЭПИФИЗАРНАЯ ДИСПЛАЗИЯ
Тарасов В.И., Выборнов Д.Ю., Емельянова Е.А., Водилов В.В.
Московская областная детская ортопедо-хирургическая больница
Изменения проксимальных эпифизов бедер имеют сходную рентгенологическую картину при двусторонней болезни Пертеса (БП) и эпифизарной дисплазии (ЭД). Двусторонняя БП встречается в 15-20% случаев. Множественная эпифизарная дисплазия (МЭД) — одна из наиболее часто встречающихся остео-хондродисплазий в группе генерализованых эпифизарных расстройств, с преимущественным поражением конечностей. Нарушение оссификации эпифизов длинных костей приводит к тяжелым деформациям вовлеченных суставов. При вовлечении в патологический процесс позвоночника, используется термин спондилоэпифизарная дисплазия (СЭД). Распространенность ЭД 40:100 000. Большинство форм МЭД имеют аутосомно-доминантный тип наследования с высокой пенетрантностью и вариабильной экспрессией генов. Описаны случаи развития аваскулярного некроза головок бедер на фоне ЭД. Нами проведен сравнительный анализ клинико-рентгенологического исследования 8 пациентов с двухсторонней БП и двумя наследственными скелетными дисплазиями с поражением тазобедренных суставов (35 пациентов с МЭД и 19 со СЭД). Характерные признаки МЭД и СЭД — скованность в пораженных суставов, развитие боли, прихрамывание или переваливающаяся походка, затруднение при подъеме по лестнице и беге отмечались практически у всех больных с ЭД. Имелось ограничение движений в тазобедренных суставах с развитием ранних артрозо-артритов. У большинства пациентов рост был ниже возрастной нормы. Обычно
отмечалась вальгусная деформация коленных суставов и стоп. Внешний вид лица и интеллект не страдали. Нарушения скелета в основном были двухсторонние и симметричные, в отличие от таковых при остеохондропатиях, и включали в себя 3 или больше суставов. Двусторонняя БП редко была симметрична, в патологический процесс вовлекались только проксимальные эпифизы бедер. Впадина была нормальная или несколько изменена вторично, вследствие развивающейся деформации головки бедра. С началом реосси-фикации возможность развития дальнейшей деформации головки бедра была минимальна. На основании анализа полученных данных были выделены основные критерии диагностики, позволяющие основываясь на клинико-рентгенологической картине, как можно раньше дифференцировать БП от более серьезного, прогрессирующего заболевания с целью определения дальнейшей тактики лечения и прогноза.
ВОЗМОЖНОСТИ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДИСПЛАСТИЧЕСКОГО ПРОГРЕССИРУЮЩЕГО СКОЛИОЗА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Тарасов Н.И., Немсадзе В.П., Лака А.А., Сампиев М.Т., Выборнов Д.Ю., Крестьяшин В.М., Шляпникова Н.С.
Российский государственный медицинский университет, Москва;
Российский университет Дружбы народов, Москва;
Детская городская клиническая больница № 13 им. Н.Ф. Филатова, Москва
В настоящее время актуальность проблемы оперативного лечения диспластического прогрессирующего сколиоза у детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, прогрессирование заболевания достоверно доказано у определенной группы больных, что приводит к тяжелым деформациям позвоночника в более старшем возрасте. Во-вторых, особенности наиболее распространенных фиксаторов таковы, что конструкции, хорошо и радикально исправляя деформацию, являются стабильными и исключают возможность роста оперированного сегмента. Это оправданно заставляет ждать окончательного формирования скелета, но одновременно приводит к увеличению степени сколиоза и затрудняет коррекцию. В-третьих, чем меньше возраст больного и степень деформации, тем легче и радикальнее происходит коррекция и лучше результаты лечения. Все это заставляет ортопедов искать новые подходы к разработке имплантатов и методик оперативного лечения сколиозов в более ранние сроки до завершения роста ребенка.
В отделении травматологии и ортопедии ДГКБ № 13 им. Н.Ф.Филатова с 2004 года у 32 детей в возрасте от 10 до 16 лет для оперативного лечения диспластического прогрессирующего сколиоза 3—4 степени применен оригинальный двухпластинчатый эндокорректор многоуровневой фиксации. Основным преимуществом и особенностью данной конструкции является то, что наряду с высокой степенью одномоментной коррекции сколиотической деформации она не препятствует росту позвоночника.
Оперативное вмешательство производилось только из заднего доступа без предварительной галлотрак-ции и мобилизации позвоночника. Общая коррекция составила 74% и колебалась от 100% (деформация 40 градусов у 15 летней девочки исправлена полностью) до 48% (сколиоз 4С ст.; до операции — 138 градусов, после коррекции — 72). Основную группу составили больные со сколиозом 4 степени — всего 26. Из них, деформация больше 100 градусов (4А ст.) наблюдалась у 9 детей (средний угол 115). Коррекция в этой группе составила 65%. У остальных 17 больных с деформацией от 60 до 100 градусов коррекция составила 86,5%. Необходимо отметить, что степень коррекции зависела не столько от выраженности исходной деформации, сколько от возраста пациента и связанной с этим мобильности позвоночника. Таку двух больных разного возраста (16 и 13 лет) с примерно одинаковой сколиотической деформацией (114 и 112 градусов соответственно) коррекция после операции составила: у 16-летней девочки — 50%, у 13-летней — 82%. Данное наблюдение лишний раз подчеркивает необходимость ранней оперативной коррекции прогрессирующего сколиоза без ущерба роста позвоночника, что возможно при использовании данной конструкции.