РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1 2 3
Белюченко О.П. , Ждамирова И.В. , Котова Е.И.
1Белюченко Ольга Павловна - учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 10, г. Белгород;
2Ждамирова Ирина Валерьевна - учитель химии, Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение " Образовательный комплекс Алгоритм Успеха», п. Дубовое, Белгородский район;
3Котова Елена Ивановна - учитель русского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чураевская основная общеобразовательная школа, с. Шебекинский район, Белгородская область
Аннотация: в статье анализируются психолого-педагогические основы
воображения и его роль в образовательном процессе.
Ключевые слова: воображение, психология, познавательный процесс.
Воображение - один из важнейших процессов, включенных в процесс познания и в процесс преобразования человеком окружающей действительности. Оно принадлежит к числу познавательных высших процессов. Это, пожалуй, одно из самых известных и вместе с тем непонятных психологических явлений. Его природа и жизненное значение до сих пор не выяснено до конца, несмотря на многочисленные попытки его изучения. От чего зависит воображение просто и однозначно ответить нельзя. Оно может зависеть и от особенностей строения мозга и организма в целом, и от его психофизиологического состояния, и от его индивидуального склада ума, и от многих других причин.
Мы придерживаемся мнения, что воображение также зависит от жизненного опыта, накапливаемого годами. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта.
Творческие способности считались раньше чем-то исключительным, уделом избранных натур. Такая позиция равносильна признанию, что законы психологии неодинаковы для всех и что для творческих личностей должны быть какие-то особые психологические законы.
И хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления, оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т.е. творчества в разных областях деятельности. Воображение формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт ребенка специальными наблюдениями, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение. Процесс обучения предъявляет новые требования к воображению ребенка. Школьник на уроках чтения, истории, географии должен не только запомнить то, что рассказывает учитель о той или иной эпохе, стране, но и представить себе картины прошлого или пейзажи, то, чего он никогда раньше не видел, перевести словесное описание в наглядный план.
Важную роль играет воображение при запоминании учебного материала: читаемое и слушаемое лучше сохраняется в памяти и точнее воспроизводится, если ставится задача представить (вообразить) запоминаемое. Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при полном отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Из сказанного следует, что воображение играет
важную роль в обучении.
Воображение можно тренировать и развивать. Делать это можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Но в соответствии с педагогическими принципами надо не насиловать воображение ребенка, а увлекать его. Здесь большое значение имеет включение школьника в работу творческих кружков (по рисованию, литературе и т.д.). Важна здесь роль специальных методических приемов - рассказы и сочинения по картинкам, мысленное путешествие по географической карте с наглядным описанием природы и ландшафтов тех местностей и стран, куда направляется школьник, путешествие в прошлое с наглядным представлением той эпохи.
Из всего сказанного следует вывод, что развитие воображения процесс управляемый. Следовательно, любой педагог при желании имеет возможность способствовать более интенсивному развитию воображения ребенка.
Список литературы
1. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Особенности воображения младших школьников // Проблемы науки, 2016. № 9 (10). С. 37-39.
2. Белюченко О.П., Ждамирова И.В., Котова Е.И. Возможности мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС // Проблемы педагогики, 2021. №5 (56). С. 8-10.
3. Белюченко О.П., Ждамирова И.В., Котова Е.И. Основы педагогической системы К.Д. Ушинского в современной школе // Вопросы науки и образования, 2019. №8 (54). С. 40-43.
4. Белюченко О.П., Винтер Л.И. Краеведение на уроках изобразительного искусства // Вопросы науки и образования, 2017. №6 (7). С. 139-140.
5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1959. 190 с.
6. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология // Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. 288 с.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Шпыг Т.Н.
Шпыг Татьяна Николаевна - воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: экологические акции — это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации деятельности детей и взрослых, стимулируя высокий уровень интереса к природе.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая акция.
Реальностью взрослого мира являются экологические и природоохранные акции -дети видят, как значимые для них взрослые принимают в них участие, выражают к ним определенное отношение, уважают себя за участие и гражданскую позицию. Природоохранная деятельность и акции в частности - это элемент современной культуры, в том числе экологической культуры. И организация участия ребенка в такой деятельности - это и есть приобщение его к культурной практике.
24