УДК 378.6 + 37.091.212 + 364.4
А. В. Гололобова
Курск
РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
ГСНТИ 14.35.05 Код ВАК 13.00.00
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданское воспитание; гражданственность; гражданские качества; волонтерство; добровольничество.
АННОТАЦИЯ. На основе анализа процесса становления гражданственности в России раскрывается необходимость развития гражданских качеств студентов медицинского вуза. Одно из средств их развития — участие в волонтерской деятельности.
A. V. Gololobova
Kursk
ROLE OF VOLUNTARY MOVEMENT IN DEVELOPMENT OF CIVIL QUALITIES OF MEDICAL HIGH SCHOOL STUDENTS
KEY WORDS: civil education; civilization; civil qualities; voluntariness.
ABSTRACT. The necessity of developing civil qualities of medical high school students is revealed in the article on the basis of analyzing the process of civilization formation in Russia. The author considers participation in voluntary activity to be one of the means of their development.
М
ы живем в XXI в., в эпоху обновленной России, совсем не
В. А. Сухомлинский считал сутью гражданского воспитания «гражданское видение мира», т. е. формирование гражданской культуры человека как ценности, в контексте которой человек принадлежит и к конкретному государству, и к миру людей вообще.
той, какой она была раньше, даже в конце XX в. Одной из основополагающих идей при создании и дальнейшем функционировании нового государства является идея гражданского воспитания общества, и в первую очередь молодежи.
Целям гражданского воспитания, выявлению его места в становлении личности уделяли значительное внимание в истории российской педагогики В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. К. Крупская, А. Н. Радищев, Л. Н. Толстой,
Важную роль в разработке идеи гражданского воспитания сыграл В. А. Сухо-млинский. Именно он являлся основным продолжателем гуманистических идей С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко.
© Гололобова А. В., 2011
К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и др. Со второй половины 90-х гг. тема гражданского воспитания молодого поколения активно разрабатывается и занимает одно из первых мест в исследованиях ученых. В русле этой проблемы особую актуальность приобретает вопрос становления гражданственности. В процессе толкования данного понятия возникает немало трудностей как теоретического, так и практического характера. Главная трудность — это отсутствие научной дефиниции термина «гражданственность». Существует несколько подходов к определению этого понятия.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».
С позиций социально-правового взаимодействия государства с институтами гражданского общества и с отдельными гражданами понятие «гражданственность» рассматривается в работах А. Н. Авдеева, А. Г. Полухина, И. В. Су-коленова, В. М. Шепеля и др. Изучением социально-психологических аспектов гражданственности занимались К. А. Абу-льханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ас-молов, Л. С. Выготский, И. С. Кон,
С. Л. Рубинштейн и др. Гражданственность в морально-этическом аспекте как уровень нравственной культуры общества изучалась Л. М. Архангельским, О. Г. Дро-бницким, А. И. Титаренко и др. Согласно педагогического подходу, «степень» гражданственности определяется тем, насколько личность вписалась в социально-политические отношения и способствует развитию и укреплению общественного устройства [6. С. 21].
Понятие «гражданственность» включает ряд компонентов: знания, качества, позицию, ценности, действия. При изучении процесса формирования гражданственности необходимо различать про-
цесс формирования гражданских прав, обязанностей и свобод и процесс становления гражданских качеств. Сами права, обязанности и свободы за прошедшие несколько веков претерпели очень мало изменений, что связано со стабильностью этих понятий и относительной незыблемостью подходов к созданию конституционно закрепленных новообразований. Что касается гражданских качеств, то они постоянно трансформируются, наполняясь новым содержанием с учетом изменяющегося мира. На сегодняшний день можно предложить следующую наиболее полную характеристику гражданских качеств:
- гражданский долг как осознанная система гражданских требований общества и государства, вызванных потребностями социальной необходимости и конкретными целями и задачами исторического этапа развития;
- гражданская ответственность как свойство личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, соотносить потребности с реальными возможностями, руководствуясь интересами социального прогресса;
- гражданская совесть как способность личности к самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к нормам социальной среды, общества и соответствия своих поступков этим нормам;
- гражданская активность как мера участия человека в решении общественно значимых задач, проявляющаяся в отношении к обществу, труду и собственности, к другим людям, к самому себе; уважение и принятие прав и обязанностей;
- гражданское сознание как способ отношения к объективной действи-
тельности, опосредованный соответствующей формой деятельности человека;
- уважение к законам государства как способность воспринимать законы и готовность к их выполнению;
- чувство патриотизма и интернационализма как специфическое чувство любви к Родине, деятельность, направленная на служение интересам Отечества, при уважении суверенитета и национальной гордости других народов;
- адекватное отношение к делам государства и делам собственным как способность человека с одинаковой мерой ответственности относиться и к тем, и к другим [2. С. 9—10];
- чувство личной свободы как способность личности иметь убеждения, правильно отражающие ее личные и общественные интересы, и возможность поступать в соответствии с этими убеждениями; гражданское достоинство как совокупность гражданских качеств человека, а также оценка этих качеств самой личностью и общественным мнением;
- политическая культура как качество духовно-практической деятельности человека, в которой реализуются его взгляды, убеждения, нормы, ценности;
- единство гражданского сознания и поведения как качество человека, характеризующее его принципы, способность к деятельности на основе своих убеждений.
Привить, воспитать эти гражданские качества можно через институты социализации. К наиболее влиятельным институтам социализации на данный момент можно отнести средства массовой информации, образовательные учреждения, в том числе высшие учебные заведения. Особую необходимость на сегодняшний день приобретает развитие гражданских качеств молодежи, что под-
тверждают результаты научных работ Ф. Гринстайна, Д. Истона, Дж. Дениса [5. С. 17].
Молодежь России — особенно ценный экономический ресурс государства и общества, который определяет будущее России. Авангардом молодежи объективно является студенчество в силу интеллектуальной и социальной селекции, обусловленной существующей системой профессионального образования.
Для формирования социально ориентированного общества, становления гражданско-правовой активности молодежи необходимо вовлечение данной категории в социально полезную деятельность. Наиболее благоприятной средой для этого является учебное заведение. Современный мир и российское общество претерпевают глобальные изменения, которые активно воздействуют на систему общественного образования, в том числе высшего, требуют от нее мобильности и адекватного ответа на задачи переживаемого периода. Динамика развития социума, как правило, побуждает человека к всестороннему развитию, а широта и гибкость профессиональной подготовки, творчество и умение решать нестандартные задачи становятся факторами общественного прогресса. Обучение в вузе является важным периодом в жизни молодежи, в котором происходит профессиональное становление и завершается личностное самоопределение. Исходя из этого, учреждения высшего профессионального образования призваны осуществлять не только подготовку специалистов, но и формирование и развитие у студентов, вне зависимости от получаемой профессии, гражданских качеств [7. С. 53].
Одним из средств развития гражданских качеств студентов вузов является волонтерское движение, формирующее гуманистические идеалы, чувство социальной ответственности. Волонтерство — это неоплачиваемая, сознательная доб-
ровольническая деятельность на благо других.
Добровольчество - это:
• инструмент социального, культурного, экономического и экологического сообщества;
• добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;
• активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;
• способ улучшения качества жизни, личного совершенствования и углубления солидарности между людьми и народами.
Понятия «добровольчество» и «волонтерство» в большинстве теоретических и практических изданий российских авторов употребляются как взаимозаменяемые термины, синонимы.
По оценкам экспертов, сегодня в Канаде в добровольческую деятельность вовлечено 35 % населения, в Великобритании — 33 %. В России показатель вовлечения граждан в добровольческую деятельность пока не превышает 9 % [4. С. 7].
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 8о-х гг., хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространение добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
Волонтерские организации в России в большинстве своем ориентированы на молодежь, не обремененную многочисленными семейными и трудовыми обязательствами, поэтому благотворительные организации (волонтерские движения) чаще всего организуются при вузах. Нередко их деятельность совпадает с основным вектором обучения студентов, и будущие педагоги, врачи и социальные работники бескорыстно применяют полученные знания на практике.
На современном этапе развития общества остается неисследованной эффективность сочетания общественно полезной деятельности и образовательных программ.
Анализ содержания вузовского образования, данный Е. И. Исаевым, показал, что именно профессиональное сознание оказывается главным «узлом», в котором сосредоточены основные противоречия между существующей практикой подготовки специалиста и его конкретной практической деятельностью. В связи с тем что профессиональное обучение сводится часто к трансляции знаний, становление профессионального самосознания происходит по большей части стихийно. Для того чтобы процесс становления профессионального самосознания мог стать целенаправленным, необходимо выявить существующие позитивные и негативные условия становления профессионального самоопределения в процессе обучения в вузе.
Исследования процесса профессиональной подготовки показывают, что при переходе на следующий курс меняется субъективное восприятие студентами своей будущей профессии. Подобное изменение носит скорее негативный характер, так как отмечается снижение мотивации обучения, от которой в первую
очередь зависит профессиональное самоопределение. Спад мотивации происходит в силу того, что студенты младших курсов, ожидая получения практических умений, сталкиваются с большим объемом теоретических знаний. Для студентов данные знания не соотносятся с их представлениями о содержании деятельности врача.
Таким образом, наиболее остро стоит проблема «перекоса» обучения в сторону теоретизации. В исследованиях таких ученых, как А. А. Вербицкий, А. А. Ляу-дис, Ф. Е. Василюк, И. Б. Гриншпун, А. К. Маркова, говорится о необходимости «наведения мостов» между академической медициной и медицинской практикой.
В Курском государственном медицинском университете с 2007 г. студенты создают различные волонтерские отряды и активно участвуют в добровольческом движении [1. С. 269].
Волонтерский отряд «ПОИСК» создан в рамках реализации комплекса мероприятий по профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями из числа безработных граждан, зарегистрированных в областном государственном учреждении «Центр занятости населения города Курска». Основными направлениями деятельности являются анализ информации об имеющихся вакансиях, представленной в средствах массовой информации, сети Интернет; осуществление поиска рабочих мест непосредственно в организациях и учреждениях г. Курска; мотивация работодателей к сотрудничеству, а лиц с ограниченными возможностями — к активному поиску работы и повышению квалификации.
Волонтерский отряд «ПОДДЕРЖКА» функционирует на базе Государственного социального учреждения социального обслуживания населения «Курский дом-интернат ветеранов войны и труда». Студенты-волонтеры в рамках деятель-
ности отряда проводят праздники и благотворительные акции, осуществляют социально-правовое консультирование, выпускают стенгазеты, бюллетени, оказывают хозяйственно-бытовую помощь, налаживает контакты с родственниками проживающих.
Волонтерский отряд «ШАГ НАВСТРЕЧУ» осуществляет деятельность совместно с Курской областной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийского общества слепых.
Направления деятельности:
• участвует в проведении медико-социальной экспертизы слепых и слабовидящих, а также в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов по зрению;
• сопровождает инвалидов в Центр реабилитации слепых, на культурномассовые мероприятия, в организации социального обслуживания;
• участвует в подготовке культурномассовых мероприятий;
• содействует трудоустройству инвалидов;
• взаимодействует с Курской областной специализированной библиотекой для слепых (осуществляет чтение, развоз книг, изданий периодической печати, научно-популярной литературы по домам).
Волонтерский отряд «ЛУЧИК» функционирует на базе ГУССОН «Областной медико-реабилитационный центр им. преп. Ф. Печерского», где осуществляет социально-правовое консультирование, организует досуг (проводит спортивные мероприятия, спартакиады, концерты и др.), сбор гуманитарной помощи, выпуск стенных газет, бюллетеней.
Волонтерский отряд «РАДУГА» организует работу совместно с Детским фондом мира. Основными направлениями его деятельности является сбор гуманитарной помощи, организация досуга: проведение игр, совместных концертов,
занятия рукоделием, свободное общение с детьми.
Волонтерский отряд «^ТОР-СПИД» функционирует на базе Центра профилактики СПИДа и инфекционных заболеваний. Члены отряда участвуют в организации и проведении просветительских акций и лекций в образовательных учреждениях, осуществляют проведение социологических исследований и тренингов. Переход от знаниевого подхода в подготовке выпускников вузов к компе-тентностному расширяет, углубляет и по-новому структурирует комплекс тех качеств, которыми должен в нормативном плане обладать выпускник, способный активно и результативно действовать в инновационной экономике и обществе XXI в.
Полнота выполнения кадрами, получившими подготовку в высшей школе, любой профессиональной деятельности в ее предметном и социальном контекстах обеспечивается только тогда, когда они обладают набором не только профессиональных компетенций, но и соответствующих личностных, интеллектуальных и гражданских качеств, в формировании и развитии которых немаловажное значение имеет такая форма работы, как создание и содействие деятельности волонтерских отрядов и организация студенческого волонтерского движения.
Итак, можно сказать, что гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Важную роль в процессе вос-
ЛИТЕРАТУРА
питания чувства любви к Родине, чувства ответственности за свои поступки, инициативности, самостоятельности играет формирование и развитие у студентов потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.
Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизм, товарищество. Хотя учение и остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.
В процессе волонтерской деятельности студенты овладевают культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, у них становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.
1. ВОЛОНТЕРСКОЕ движение — инновационная форма воспитательной работы : мат-лы всероссийской науч.-метод. конф. с междунар. участием, посвященной 75-летию КГМУ : в 3 т. / под ред. В. А. Лазаренко, А. И. Конопли ; ГОУ ВПО КГМУ Росздрава. Курск, 2010. Т. 3.
2. ГАЯЗОВ А. С. Общество, государство : воспитание гражданина. Уфа, 2001.
3. ДАЛЬ В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Репринт изд. 1880 г. СПб. : Диамант, 1999. Т. 1 : А—З.
4. ДЬЯЧЕК Т. П. Добровольческая деятельность как ресурс социальной работы: учеб.-метод. пособие / Т. П. Дьячек, Л. В. Болотова. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007.
5. ИСТОН Д., ДЕНИС ДЖ. Дети в политической системе : основа политической законности / предисл. Т. Н. Самсоновой // Вестник Московского университета. Сер. 18 : Социология и политология. 2001. № 3.
6. КАПУСТИНА З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9.
7. СТРОНИН А. И. Этика гражданственности // Вестник Московского университета. Сер. 18 : Социология и политология. 2000. №1.