Слово - молодым ученым
А.В. КОЧКАЕВ аспирант кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института -филиала РАНХиГС при Президенте РФ*
Роль военно-окружной системы в реализации военных реформ второй половины Х1Х века
Российское государство всегда уделяло огромное внимание развитию своего военного потенциала, что, надо сказать, было не удивительным в условиях практически постоянного участия в военных конфликтах. В настоящее время бурно развивающиеся общественные процессы требуют создания качественно новой армии, способной противостоять как внешней угрозе, так и локальным внутренним конфликтам. Нельзя забывать и о том, что характер угроз сегодня также трансформируется и требует оперативного реагирования со стороны уполномоченных органов государства. По-прежнему остается очень важным вопрос оптимизации процессов управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации, изменение военно-политической обстановки в мире, нормативное закрепление военно-административного деления являются лишь некоторыми факторами, обусловливающими необходимость совершенствования процессов управления.
Анализируя процесс реформирования вооруженных сил России в XVIII-XX вв., нужно отметить, что военные реформы были вызваны объективными потребностями страны в тот или иной периоды и далеко не всегда были одобряемы обществом, сопротивлялись проведению реформ традиционно консервативные круги общества. Эти тенденции в определенной мере созвучны положению, в котором оказа-
* Кочкаев Андрей Валентинович, e-mail: [email protected]
лась Россия в 1990-х гг. Глубокий кризис, связанный с развалом Советского Союза, крайне неблагоприятно сказался на состоянии российских вооруженных сил, ограничил их реформирование реалиями жесткой финансовой политики. Основы нового местоположения военно-окружной системы, ее функционирования в военной организации государства были заложены в «Положении о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденном Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г1. В 2001 г. число военных округов как общевойсковых оперативно-стратегических объединений вооруженных сил было сокращено путем их укрупнения с восьми до шести. В 2010 г. вместо шести округов было создано сначала пять, а затем четыре округа, а также четыре объединенных стратегических командования. Проводя параллель современных процессов реформирования России и истории реформирования военно-административной системы, необходимо акцентировать внимание на определенной цикличности развития реформации. Следует отметить, что в Российской империи был накоплен достаточно ценный опыт реформирования вооруженных сил, который требует внимательного изучения. Особенно большой опыт, требующий переосмысления, был накоплен в 1860-1870-х гг., в период так называемых ми-лютинских реформ. В предлагаемой статье особое внимание уделено характеристике военных реформ второй половины XIX века, в частности вопросу создания военно-окружной системы организации русской армии - опыта сложного и далеко не прямолинейного. До 1914 г. существовавшая в России военно-окружная система была испытана в ходе нескольких локальных войн - и на западной, и на восточной границах империи. Каждое такое испытание влекло за собой дальнейшее совершенствование этой системы. Большая часть исследуемого периода была насыщена тревожным ожиданием «большой» войны, которая, в конце концов, и разразилась в 1914 г. Именно это ожидание многие десятилетия определяло группировку, состав и численность военных округов российской армии.
Несмотря на то, что округа свыше полувека были основой местного военного управления в императорской
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3839, 3840.
России, а во главе их стояли, как правило, наиболее известные и авторитетные начальники, комплексное изучение истории функционирования военных округов досоветского периода находится лишь в самом начале своего пути. В отечественной историографии названная проблема освещалась довольно скупо. Важную роль в освещении вопроса развития военно-окружной системы сыграла монография коллектива авторов в следующем составе Безугольный А.Ю., Ковалевский Н.Ф., Ковалев В.Е. «История военно-окружной системы в России. 1862-1918.»1. Обобщенные сведения о военно-окружной реформе 1860-х гг., дальнейшем развитии окружной системы и некоторые сравнительно-статистические данные по различным округам можно найти в 1-м томе официального издания «Столетие Военного министерства. 1802-1902 гг.», освещающем историю развития военного управления в России2. Сведения о мерах по совершенствованию военно-окружной системы и о ее функционировании в период царствования Александра II приведены в 6-томном труде «Исторический очерк деятельности военного управления в первое двадцатилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича (1855-1880 гг.)»3. Данные подобного рода можно найти и в труде, раскрывающем деятельность органов военного управления при Александре III: «Обзор деятельности Военного министерства в царствование императора Александра III. 1881-1894». И, тем не менее, следует отметить, что сосредоточивая свое внимание на функционировании центральных военных органов, вышеуказанные труды значительно меньше места отводят рассмотрению деятельности военно-окружных управлений
В общих работах по истории русской армии имеющиеся сведения о создании и развитии военно-окружной системы весьма кратки и, как правило, приводятся в контексте рассмотрения других вопросов. Можно сказать, что история
1 Безугольный А.Ю, Ковалевский Н.Ф, Ковалев В.Е. История военно-окружной системы в России. 1862-1918. М., 2012.
2 Столетие Военного министерства.1802-1902гг. Т. I—VI. СПб., 1879-1881.
3 Исторический очерк деятельности военного управления в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича (1855-1880гг). Т.1-6, СПб., 1879-1881.
4 Столетие Военного министерства.1802-1902 гг. в 13 т., т.1, СПб., 18791881.
военно-окружной системы, как и история отдельных округов, в частности Кавказского, в науке и общественной мысли Российской империи не имела своих историографов и не получила специального освещения.
Обратимся к содержанию реформ в военной сфере во второй половине XIX в., и, в частности, к истории военно-окружной системы Российской империи. Неудачи в ходе Крымской войны показали, что для того, чтобы восстановить военную мощь страны и поднять ее до уровня ведущих мировых держав, нужны комплексные меры. Предлагаемые реформы планировали следующее:
- переход от рекрутской системы комплектования армии к всесословной воинской повинности;
- уменьшение срока службы в армии;
- создание обученного запаса военных на случай войны;
- преобразование органов центрального военного управления и введение военно-окружная система.
С началом военных реформ началось перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией, перестройка системы боевой учебы войск и подготовки офицерских кадров, военно-судебная и другие реформы.
Создание в 1862-1864 гг. военно-окружной системы существенно изменило всю организацию военного управления, устройства армии, ее мобилизационных возможностей, подготовки и обеспечения войск. Командующие войсками военных округов и военно-окружные управления, наделенные определенными полномочиями в области руководства, подчиненными военно-сухопутными силами, взяли на себя решение большинства вопросов их повседневной жизнедеятельности. Военное министерство освободилось от мелочных забот, касающихся опеки всех воинских формирований, став в действительности центральным органом воен-1
ного управления .
Следует отметить, что реформирование русской армии и становление военно-окружной системы осуществлялись в неблагоприятных условиях, поскольку развитие России во второй половине XIX века характеризовалось хроническим бюджетным дефицитом, слабостью военной промышлен-
1 Соловьев В.В. Строительство русской армии в последней четверти XIX века. М., 2001; Стратегические решения и вооруженные силы: новое прочтение. М., 2000.
ности и неразвитостью путей сообщения, дисбалансом в распределении экономического потенциала государства между территориями огромной империи. Кроме перечисленных негативных факторов развития государства, необходимо отметить сопротивление проведению реформ со стороны традиционно сильных консервативных кругов общества.
Остановимся на этапах развития военно-окружной системы в России. В 1862-1864 гг. с целью децентрализации и совершенствования военного управления в России, а также укрепления военной власти на местах были созданы военные округа. В 1862 г. учреждены округа на приграничных территориях Европейской России: Варшавский, Виленский, Киевский и Одесский. В 1864-1906 гг. происходило образование, переименование, объединение, разделение и упразднение военных округов. К 1914 г. территория России была разделена на 12 военных округов: Петербургский, Виленский, Варшавский, Киевский, Одесский, Московский, Казанский, Кавказский, Туркестанский, Омский, Иркутский и Приамурский. В связи с началом Первой мировой войны Виленский и Варшавский военные округа были упразднены, вместо них созданы Минский и Двинский военные округа на театре военных действий. Прифронтовые округа также получили наименования округов на театре военных действий.1
Во главе каждого округа стоял командующий или главнокомандующий войсками округа, которому подчинялись все войска, военные управления, учреждения и заведения (кроме военных заводов и военно-учебных заведений). Положением о военно-окружном управлении 1864 г. утверждена следующая типовая структура: военно-окружной совет, штаб округа, интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское управления, инспектор военных госпиталей и военно-окружной суд. Командующий войсками округа руководил оперативными, строевыми и хозяйственными делами войсковых соединений и частей округа и подведомственных ему управлений и заведений, наблюдал за исполнением постановлений и распоряжений военного министра на территории округа.
1 Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. М., 1952, с. 21.
Военно-окружной совет являлся высшим военно-административным и военно-хозяйственным органом в округе, состоял из председателя (командующего округом) и членов: помощника командующего, начальника штаба, начальников окружных управлений и представителя, назначаемого военным министром. Штаб округа ведал разработкой данных по мобилизации, перевозкам и сосредоточению войск на случай войны, составлением квартирных расписаний и дислокаций, строевой и боевой подготовкой войск и руководящего офицерского состава, сбором сведений о деятельности вероятных противников в пограничной полосе, личным составом управлений и учреждений округа, отчетностью по артиллерийскому, инженерному, интендантскому, санитарному, ветеринарному довольствию войск и военно-судному делопроизводству.
Военно-окружные управления неоднократно подвергались реорганизации и переименованию. В 1877-1886 гг. существовали окружные управления начальников летучих парков. В 1903-1904 гг. из окружных военно-медицинских управлений выделены окружные военно-ветеринарные управления. В 1910 г. военно-медицинские управления переименованы в военно-санитарные, созданы полевые управления инспекторов инженерной части, преобразованные в 1912 г. в управления инспекторов инженерной части, одновременно окружные инженерные управления преобразованы в управления по квартирному довольствию войск. В 1913-1914 гг. созданы управления окружных контролеров и местных интендантов. Наряду с реорганизацией окружных управлений изменялась и структура штабов военных округов. В 1864 г. окружные штабы имели следующую структуру: строевое, инспекторское и хозяйственное отделения, канцелярия, судная часть и окружной архив. В 1886 г. образовано мобилизационное, а в 1890 г. - госпитальное отделения. В 1893 г. по Положению о пограничных военных округах их штабы разделены на три окружных управления: генерал-квартирмейстера (строевое, мобилизационное и счетное отделения), дежурного генерала (инспекторское, хозяйственное, госпитальное отделения, канцелярия и архив) и начальника военных сообщений (военно-дорожное и этапное отделения). В 1912 г. эта структура окружных штабов с некоторыми дополнениями (топографическая часть, военно-судное отделение, типография, литография и дру-
гие) была распространена на штабы всех военных округов. В 1914 г. в состав штабов включены отделения: военно-цензурное и гражданских дел. В 1917 г. в штабы округов были назначены комиссары Временного правительства.1
Инициатором военных реформ и военно-окружной системы был Д.А. Милютин. Репутация Д.А. Милютина в глазах Александра II была к тому времени высока. Этот генерал был не только отличным штабным работником, проявившим себя в Кавказской войне и реорганизации управления Кавказской армией, но и военным ученым, имевшим за плечами более 10 лет профессорской деятельности (18451856) в Императорской военной академии (с 1855 г. -Николаевская академия Генерального штаба), основоположником отечественной военной статистики, автором исторических трудов. Имея в виду необходимость разработки и проведения крупных государственных преобразований, в том числе в военном ведомстве, царь уже в ноябре 1861 г. назначил Д.А. Милютина военным министром вместо Н.О. Сухозанета2. «С назначением меня военным министром, - писал позже Милютин, - я счел своей обязанностью немедленно же заняться составлением общей программы предстоящей мне деятельности... Составление такой программы потребовало всестороннего пересмотра и обсуждения всех частей нашего военного устройства»3. Ближайшим способом к децентрализации, по мнению Д.А. Милютина, являлось введение территориальной системы военного управления путем создания военных округов. При этом он приводил аргументы против сохранения «строевой или тактической системы», основанной на разделении военно-сухопутных сил в мирное время на корпуса и даже армии с расчетом на то, что с началом войны они будут иметь готовые штабы и соединения. Ссылаясь на практику войн России в XIX в., военный министр доказывал, что «весьма редко случается, чтобы не только армии, но даже и корпуса действовали на театре войны совокупно в нормальном своем составе мирного времени. Гораздо
1 Соловьев В.В. Строительство русской армии в последней четверти XIX века. М., 2001; Стратегические решения и вооруженные силы: новое прочтение. М., 2000
2 Безугольный А.Ю, Ковалевский Н.Ф, Ковалев В.Е. История военно-окружной системы в России. 1862-1918. М., 2012, с. 32-33.
3 Дневник Д.А. Милютина. 1873-1875. Т. 1. М., 1947. С. 22.
чаще, по разным стратегическим соображениям, на самом театре войны формируются отряды из войск разных корпусов... и корпусные штабы оставались без войск»1.
Д.А. Милютин настойчиво предлагал наделить будущие военно-окружные управления большими правами для самостоятельной хозяйственной деятельности с привлечением заинтересованной помощи местного «промышленного и торгового класса», доказывал необходимость объединения местных комиссариатских учреждений с провиантскими в окружные интендантства, распространения принципов военно-окружного управления на местные артиллерийские и военно-инженерные органы. Создание постоянного территориального аппарата в военных округах предполагало создание при военно-окружных управлениях и постоянных военных судов, что помогло бы упорядочить и упростить систему военного судопроизводства. Следующим важным шагом в разработке программы военно-окружной реформы стала подготовленная Д.А. Милютиным и его помощниками обширная записка «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам» (начало мая 1862 г.). Она начиналась с краткой, но более резкой, чем в докладе от 15 января 1862 г., критики старой системы местного управления. Д.А. Милютин высказывает уже в этой записке совершенно конкретные предложения по изменению устройства войск:
- упразднение корпусных штабов и главного штаба 1 - й армии;
- сохранение в качестве высшей тактической единицы в армии мирного времени дивизии с соответствующим расширением ее аппарата управления;
- разделение территории страны на несколько военных округов;
- осуществление главными окружными начальниками надзора за действующими, или полевыми, частями и заведование местными войсками и всеми военными учреждениями на территории округа;
- ввиду создания аппарата военно-окружных управлений упразднить ряд местных военных учреждений, как то: окружные штабы внутренней стражи, управления артилле-
1 Безугольный А.Ю, Ковалевский Н.Ф, Ковалев В.Е. История военно-окружной системы в России. 1862-1918. М., 2012, с. 34.
рийских и инженерных округов, а также комиссариатские и провиантские округа (комиссии).
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что подготовка и проведение военно-окружной реформы второй половины XIX века началась по инициативе и при самом активном участии военного министра Д.А. Милютина. Подготовленная в Военном министерстве записка «Главные основания предполагаемого устройства военного управления» содержала все основные этапы предстоящих преобразований. Несмотря на противодействие консервативной части военных кругов, милютинский проект создания военно-окружной системы при поддержке Александра II был признан отвечающим интересам укрепления военно-сухопутных сил России и был практически реализован.
Кочкаев А.В. Роль военно-окружной системы в реализации военных реформ второй половины Х!Х века. В статье дана характеристика военных реформ в России во второй половине XIX века. Особое внимание уделено военно-окружной системе, возникшей по инициативе Д.А. Милютина.
Ключевые слова: военные реформы, военно-окружная система, военный округ, военное управление, децентрализация, реорганизация.
Cochcaev A.V. The role of the military district system in the implementation of military reforms of the second half of the XIX-th century. In the article presents the characteristic of military reforms in Russia in the second half of the XIX-th century. Special attention was devoted to the military district system, emerged of the initiative by the D.A. Milutin.
Key words: the military reform, the military district system, the military district, the military management, decentralization, reorganization.