Научная статья на тему 'Роль воды в ландшафтной архитектуре'

Роль воды в ландшафтной архитектуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1512
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДА / ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА / РОЛЬ ВОДЫ / ВОДНАЯ АРХИТЕКТУРА / ВОДЯНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ВОДА В ЛАНДШАФТЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Садирмеков А.Е.

Водная стихия является важнейшим эстетическим и экологически значимым элементом в ландшафтной архитектуре, характерно подчеркивающим восприятие окружающего пространства, как единого целого с природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль воды в ландшафтной архитектуре»

РОЛЬ ВОДЫ В ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ

© Садирмеков А.Е.*

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Республика Казахстан, г. Астана

Водная стихия является важнейшим эстетическим и экологически значимым элементом в ландшафтной архитектуре, характерно подчеркивающим восприятие окружающего пространства, как единого целого с природой.

Ключевые слова: вода, ландшафтная архитектура, роль воды, водная архитектура, водяные сооружения, вода в ландшафте.

Находясь дома, отдыхая на даче, прохаживаясь по городским улицам и паркам, или приходя в офис на работу, мы хотим везде ощущать уют и эстетическую удовлетворенность от окружающего нас пространства. При этом экологическая проблема современных городов все больше заставляет нас задумываться об укромных уголках нашей природы, где можно найти спокойствие и умиротворение, чистоту и гармонию.

Понимая бешеный темп жизни современного человека, отсутствие возможности постоянного уединения на природе, привязанность к благам цивилизации, ландшафтные архитекторы научились создавать эффект дикой природы в городских парках, на участках загородных домов, иногда даже в интерьерах офисов. Привлекательно, что с течением времени потребность такого преображения пространства в нашей стране растет с геометрической прогрессией. Доказательством этому служит огромное количество как предложений, так и спроса услуг в области ландшафтного дизайна.

Практически любое ландшафтное проектирование не обходится без использования воды. Вода является важнейшим элементом природного ландшафта. Она является символом чистоты и гармонии, силы и спокойствия. Все живое на планете всегда стремится к воде. Поэтому, неудивительно, что вода занимает важное место в ландшафтном дизайне. Именно вода в сочетании с зелеными насаждениями придает пространству уникальность и уют, единение с дикой природой.

Тихое спокойствие стоячей воды в маленьком пруду, едва слышное журчание текущего ручейка, или шумное буйство в величественных фонтанах - все это напоминает нам разнообразие живой природы, находясь в маленьком саду или небольшом парке, помогает почувствовать себя на берегу утреннего озера с зеркальной гладью, или у горного ручья с бегущей талой водой, или у огромного горного водопада.

Вода является так называемым «мостом» между пейзажем и литературой или другим видом искусства, средством нарушения монотонности, вы-

* Магистрант.

званной твердыми материалами, которые используются архитекторами и художниками. Вода служит основой литературного и художественного восприятия ландшафта, а также нейтральным архитектурным элементом, который не может быть четко классифицирован как «естественный» или «построенный». Универсальность водного элемента, как эстетического фактора и архитектурного средства, становится очевидным через кратности его применения и восприятия.

Вода принадлежит к числу самых важных эстетических источников. Ее существование (естественное или искусственное) улучшает эстетический эффект пространства. Вода всегда символизирует жизнь, чистоту, здоровье и красоту. Водная стихия имеет решающее значение для качества жизни и устойчивости экосистем, а также для привлекательности ландшафтов, которые включают элементы воды.

Вода является объектом исследования в различных областях:

1. Экологической: природный ресурс, необходимый для жизни (питьевая вода, реки, озера, океаны, искусственные водохранилища, ледники и т.д.).

2. Социальной: основой для разработки деятельности человека.

3. Экономической: влияние туризма, сельского хозяйства, рыболовства и т.д.

4. Культурной: связано с фольклором, мифологией, искусством или религией.

5. Эстетической: представлена как элемент красоты природы.

Целью данного исследования является анализ роли воды в ландшафтном

дизайне и архитектурных строениях и выявление факторов, которые могут определять приоритеты и направления использования воды в данных целях.

Объектом изучения являются крупные проекты ландшафтных и архитектурных строений с использованием воды в различных уголках мира.

Актуальность данной темы связана с все возрастающим спросом услуг ландшафтных дизайнеров, ростом экологических проблем в крупных мегаполисах, что требует создания новых эко-пространств, глобальным изменением климата, который оказывает влияние на привычный образ жизни человека.

В данной статье проанализированы способы и направления использования воды в ландшафтном дизайне и архитектуре в различных крупных городах нашей планеты и выявлены ключевые факторы, оказывающие влияние на концепции дизайнерских и архитектурных решений. Исследования в данной области осуществлялись путем проведения анализа и сопоставления.

Благодаря различным своим свойствам, вода предоставляет возможность архитекторам проявлять богатую фантазию в создании уникальных устройств и сооружений, использовать ее в этих целях в различное время года по-разному.

Английский теоретик ландшафтного искусства С. Кроу, уделяя внимание эмоциональному воздействию воды, отмечает, как по-разному исполь-

зовались ее свойства: «Настроения, которым служит вода, также разнообразны, как человеческий темперамент. Она может быть безмятежной, она может быть деятельной с буйными далеко падающими струями, она может быть легкомысленной, такой ее видим на примере грубоватых водяных забав, которые любили в период барокко, и в более мягкой форме в переплетающихся струях виллы д'Эсте с их очаровательным падением в 1-3 такта (имеется в виду Аллея ста фонтанов) или, в наши дни, в тщательно сделанных развлекательных водяных забавах, спроектированных для Лондонской банковской выставки. Удовольствие в рассматривании - наблюдать пенящиеся фонтаны Тиволи, вдохновение в струях, падающих со звезды... партерного фонтана в вилле Ланте, наслаждение прохладой передается медленным капаньем воды, стекающей большими каплями в пруд, и бесконечно льющейся водой Генералифа». «Возница природы» - так назвал воду великий Леонардо Да Винчи, провозгласив: «Вода является движущей силой всей природы» («Water is the driving force of all nature»).

Использование воды в ландшафтной архитектуре берет начало с исторических времен.

В древности одним из основных приемов ландшафтного дизайна являлась установка фонтана. Вода, как символ жизни, здоровья и цивилизации, издревле играла выдающуюся роль в повседневной жизни человека.

Вначале, в декоративных целях люди использовали природные явления, такие как гейзеры и другие подобные источники, которые в современности напоминают фонтаны. У основания этих источников выкладывали плитки или камни. Затем они пытались повторить эти природные явления искусственно.

Люди византийского времени относились к воде, как к незаменимому элементу рая, который они представляли, как цветущий сад с четырьмя реками. Поэтому различные простые и скульптурные (в форме птиц и других форм) фонтаны и водоемы можно было увидеть во многих домах Византии.

В Древней Греции, где фонтаны считаются священными, наполнены определенным смыслом и связанны с богами и богинями, которым поклонялись греки. Изначально, фонтаны Древней Греции являлись источниками питьевой воды, охлаждением и увлажнением воздуха, и только потом они стали украшением городского ансамбля.

Общественные фонтаны, существовали и в Древнем Риме. Как правило, это были прямоугольные каменные резервуары, на небольшом постаменте стояла скульптура человека или животного (например, голова льва), из которого вытекала вода. Но первым достижением Рима являлось то, что они научились делать потрясающие для того времени фонтаны, используя трубы из обожженной глины или из бетона. Они создавали трубы, по которым подавалась вода под давлением, что и формировало фонтан.

Древнегреческий философ и математик Фалес Милетский считал воду в качестве основного источника генезиса. Когда он путешествовал в Египет,

он увидел, что земля стала намного плодородна после потопа Нила. Учитывая этот факт, люди стали использовать как на полях и в садах, так и в своих приусадебных участках искусственные системы ирригации, не полагаясь только на естественный дождевой полив. Со временем, это перешло и в архитектурно-ландшафтную практику.

Существует множество мировых исследований о роле и использовании воды в ландшафтном дизайне: Д. Саймондс (1971), З.А. Николаевская (1989), И.Д. Родичкин (1990), М.Ф. Денисов (1991), А. Бахамон (2006), Дж. Брукс (2006), В.А. Нефедов (2012), В.С. Теодоронский (2008), С. Кроу и др.

Однако вопрос факторного влияния на методы и направления использования воды в формировании различных эко -пространств остается малоизученным.

Например, в книге В.А. Нефедова «Городской ландшафтный дизайн», 2012, автор описывает роль ландшафтного дизайна в совершенствовании среды жизнедеятельности человека и приводит анализ воздействия лишь трех факторов на подходы формирования городской среды:

1. Экологический - влияние усложняющейся экологической обстановки в городах, постоянно напоминающей о себе заметным повышением уровней загазованности и шума, ускорение научно-технического прогресса.

2. Социальный - ориентация на потребности и интересы человека в комфортности окружения, как потребителя результатов формирования городской среды.

3. Климатический - учет природно-климатических особенностей конкретной местности и их отражение в ландшафтном дизайне [1].

Саймондс Джон в своей книге «Ландшафт и архитектура», 1965, считает, что Ландшафт - является господствующим фактором (по характеру и настроению). Скорее всего проектируемый участок будет выбираться по достоинству ландшафта, считает автор книги [2].

Вергунов А.П. в книге «Ландшафтное проектирование», 1991, описывает три фактора формирования ландшафтного проектирования:

1. Социально-экономический - город будущего, основы которого закладываются сейчас, должен быть не противопоставлен природной среде, а органично слит с нею.

2. Эстетический - от эстетического совершенства окружающей среды зависит развитие личности.

3. Рекреационно-демографический - в связи с ростом подвижности населения, его интеллектуальных и эстетических запросов закономерно появление в каждом крупном городе не только полифункциональных парков культуры и отдыха, но и таких, которые предназначены для той или иной формы отдыха, самодеятельности или для определенного контингента посетителей [3].

Помимо перечисленных, значительное влияние на подходы в ландшафтном дизайне и архитектуре оказывают такие факторы, как:

1) исторический - влияние исторически сложившейся культуры и традиций определенной территории на приемы и стили архитектурных форм и решений;

2) экономический - масштабы и дальнейшие перспективы развития эко-пространств находятся в прямой зависимости от финансовых возможностей субъектов;

3) географический - территориальное размещение гидроресурсов, обеспеченность отдельных географических регионов водой, пригодной для использования в различных отраслях хозяйства имеет большое значение для создания эко-пространств с использованием этой воды;

4) научно-технологический - использование научно-технического прогресса способствует созданию новых уникальных архитектурных проектов с использованием воды.

5) пространственно-целевой - создаваемые ландшафтными архитекторами объекты с использованием воды зависят от пространства их расположения и их целевого назначения.

В городских парках, оживленных местах для прогулок, игр и спорта, посреди шумного города можно устанавливать группу фонтанов или одиночный фонтан больших размеров, поскольку шум от него заглушает шум городского транспорта и напоминает нам звук водопада. Однако этот шум не будет радовать длительное время. Поэтому в частных домах и на дачных участках, где мы проводим длительное время, лучше устраивать тихое журчание ручья, бесшумные искусственные водоемы с растительностью и рыбой.

Физические свойства воды - текучесть, способность образовывать абсолютно горизонтальную поверхность, звучать, отражать предметы, менять цвет и форму - это богатые возможности в фантазиях для ландшафтных архитекторов и дизайнеров.

В зависимости от времени года, насыщенности гидроресурсами местности и назначения объекта можно использовать воду в любом ее агрегатном состоянии - жидком, твердом и газообразном [4].

В регионах с холодными климатическими условиями, продолжительной зимой и сравнительно коротким летом в парках развлечения, местах для отдыха и прогулок целесообразно создавать зоны для массового катания на льду, создавать ледовые скульптуры, и даже здания, используя при этом естественное твердое состояние воды - лед, ледяные глыбы из местных водоемов (рек, озер и прудов). В этом случае вода служит строительным материалом в возводимых объектах архитектуры.

В жарких регионах лучше создавать фонтаны, искусственные водопады, иные водные сооружения и конструкции, которые оказывают влияние на

микроклимат окружающей территории, понижают температуру воздуха и повышают его влажность и, как правило, защищают от загазованности и городского шума.

Вода в твердом, жидком и парообразном состоянии имеет свойство отражать, преломлять и рассеивать свет, что дает дополнительные возможности для создания на них светотеневых эффектов и изображений. К примеру, луч света, попадая в струю воды, отражается от поверхности воды, словно от зеркала, и меняет свое направление вслед за струей. Этот эффект называется «внутренним отражением».

Известно также, что лазерные лучи или лучи солнца хорошо видны в пространстве, наполненном паром, дымом, пылью или туманом, то есть где имеются взвешенные частицы (пылинки, капельки тумана). Луч света практически незаметен в чистой воде, лишенной взвешенных частиц. Но природная вода всегда содержит взвешенные частицы, поэтому лучи света всегда видимы в морской или речной воде. Рассеяние света в жидкой среде получило название «опалесценция». Такие приемы с использованием света, воды, и пара можно широко использовать в строительстве фонтанов, водных стен для лазерных изображений и световых отражений.

Управляя напором или текучестью воды, архитекторы могут себе позволить создавать целые шедевры из струй, вплоть до возведения зданий из воды.

Яркими примерами использования воды в различном ее агрегатном состоянии могут служить:

- ряд крупных и цветных фонтанов с лазерными шоу на них (рис. 1);

- ледовые городки, ледяные отели и бары (рис. 2);

- проекты с цифровым управлением воды в интерьере (рис. 3);

- водные и «облачные» сооружения (рис. 4).

Рис. 1. Крупные и цветные фонтаны: а - Фонтан «Лунная радуга», Сеул, Южная Корея (фото Fotobank / Getty Images); б - Фонтан короля Фахда, Джидда, Саудавская Аравия (фото Diomedia / Graph East RM); в - Фонтанный комплекс Dubai Fountain, Дубай, ОАЭ (фото Fotobank / Getty Images); г - парящие фонтаны, Осака, Япония (фото Foto SA / Corbis)

Архитекторы обладают возможностью с помощью архитектурных приемов создавать такие объекты и формы, о которых другие люди даже не мечтали.

Рис. 2. Ледяные сооружения: а - Скульптура из снега в провинции Хейлончжанг, Китай (фото www.travel.ru); б - Айс бар, Стокгольм, Швеция (фото www.stockholmania.ru); в, г - Ледяной отель в Юккасъярви, Швеция (фото home-reviews.com и www.icehotel.com)

Рис. 3. Водный занавес в интерьере: а, б - водяной занавес и живой дисплей фирмы Aqua Reign (фото www.aquareign.com); в - 3D цифровой занавес воды на выставке «Robotic Art» в Париже, Франция (фото www.lumiartecnia.com); г - цифровой занавес воды в торговом центре, Осака, Япония (фото www.cubeme.com)

Рис. 4. Водные и облачные сооружения: а, б - цифровой водный павильон DWP на Zaragoza EXPO 2008, Зарагоса, Испания (фото www.carloratti.com); в - здание-облако на Swiss Expo 2002, Ивердон ле Бэйн, Швейцария; г - «Облачный мыс» в павильоне Венецианском биеннале, Венеция, Италия (фото www.tetsuokondo.jp)

Так, инженеры из Массачусетского технологического института (MIT) пытались создать своего рода здание, которое может быть гибким и способным легко трансформировать свою форму в соответствии с часто изменяемыми потребностями людей. Для достижения этой цели было принято решение использовать воду в качестве основного строительного материала. Действительно, вода является, как правило, жидким и достаточно гибким «сырьем». Таким образом, команда архитекторов, инженеров и изобретате-

лей из MIT в сотрудничестве со своими партнерами построили жидкое здание для Zaragoza World Expo 2008, Испания (рис. 4 а, б). Строительство называется Digital Water Pavilion (DWC). Этот первый в своем роде цифровой водный павильон (Digital Water Pavilion) стал иллюстрацией современного архитектурного пространства. В данной постройке инженерам Массачусетского технологического института (MIT) удалось спроектировать мобильное пространство при помощи водных стен (технология DWC), мобильной крыши с верхним водоемом, и расположенными внутри инфо-центром, кафе и другими помещениями, а также решить вопросы информационной доступности.

В данном проекте структура состоит из ряда близко расположенных электромагнитных клапанов вдоль трубы, подвешенной к крыше. Клапаны могут открыться и закрыться с высокой частотой с помощью компьютерного управления. В результате пространство является интерактивным и с изменяемой конфигурацией. Так, каждая стенка может стать потенциальным входом или выходом, в то время как внутренние перегородки можно сдвинуть в зависимости от числа присутствующих. Стены состоят из капелек воды с цифровым управлением, которое может генерировать слова, тексты, изображения или останавливать воду при приближении человека и создавать пространство для входа в здание, то есть, дверной проем чтобы человек, прошел не намокнув. Дизайнеры Digital Water Pavilion (DWC) описывают данный объект как «здание из воды», что «предполагает жидкий занавес вместо стен».

Крыша павильона, покрытая тонким слоем воды, при поддержке крупных поршней может перемещаться вверх и вниз. Когда павильон закрывается, крыша просто опускается на землю. DWC предназначен для расположения на открытом воздухе и может терпеть все типы жестких погодных условий: дождь, ветер, жара, даже слегка холодные температуры. Ветер не влияет на производительность DWC.

«DWC является первой попыткой использования водных стен в архитектурном масштабе. Кроме того, в DWC водные стены не используются просто как украшение. На самом деле, они являются ключевым элементом в создании сменных пространств, и они действуют в качестве среды общения» - прокомментировал Маттео Лай, член проектной группы от архитектурной фирмы Carlo Ratti Associati of Turin, Италия. Цифровой водный павильон был выбран как «Лучшее изобретение года» журналом «Time» в области архитектуры. Он был одним из первых объектов строительства в своем роде и продемонстрировал потенциал цифровой архитектуры в создании динамически трансформируемого пространства.

Другое фантастическое творение мастеров MTI с описанной выше интересной технологией, называется Aquascript (Водная роспись). Он был представлен публике в 2007 году в Токио Bay Monster-fashion немецким инженером Юлиусом Попп.

Компьютерная программа использует водные потоки в водопаде Aqua-Script в качестве привлекательного дисплея и создает на нем различные тексты или изображения. Базовый модуль AquaScript имеет множество магнитных клапанов в трубе, длинной 2 метра, что позволяет выпускать одиночные водные капли по требованию. Компьютерная система и программное обеспечение синхронизирует клапаны и контролирует падения водяных каплей. Установка AquaScript очень гибкая. Массив может быть установлен на такелажные фермы для временной установки или оборудуется болтами для стационарной установки. В 8 метрах AquaDisplay будет использовать примерно 60 литров воды в минуту. Это будет зависеть от местного давления воды и плотности растровых изображений.

Цифровая водяная завеса работает в качестве «водного плоттера», который контролируется дисплеем компьютерной графики, быстрого переключения действующих клапанов и их отключения. Падения сегментов воды служат пикселями, создавая удивительный дисплей, который постоянно прокручивается вниз.

«Здание-облако» было временным павильоном, построенным для Швейцарского Swiss Expo 2002 (рис. 4 в). Авторы идеи - архитекторы Элизабет Диллер и Рикардо Скофидио (Elizabeth Diller and Ricardo Scofidio), выигравшие конкурс в Ивердон Ле Бэйн (Yverdon-les-Bains) с идеей сделать для жилья облако над озером Невшатель. Это экспериментальный опыт создания обволакивающей конструкции «оболочки» при помощи парообразного состояния воды.

Были решены: технические вопросы возведения металлического каркаса - основы павильона над водной поверхностью озера; технологии создания оболочки «искусственного облака» при помощи 30 000 форсунок высокого давления; системы компьютерного контроля погодных условий; системы ориентации посетителей в «облачном пространстве».

К сожалению, «здание-облако» не имело цели как постоянной постройки, на данный момент - это здание отсутствует.

В Китае в городе Шанхай для международного биеннале архитектуры и современного искусства был возведен Облачный павильон (Cloud pavilion), как арт-инсталляция и квинтэссенция всего выставочного пространства, расположенного на прибрежных территориях города. Идея легковесности и изменчивости, свойственной облаку, достигнутая в образе павильона, подчеркивает органическую натуру самой инсталляции и нематериальность пространства в китайской культуре.

В регионах с ограниченными возможностями гидроресурсов (отсутствие рек, озер и водохранилищ), новые техники и технологии могут позволить использование дождевой и талой воды с помощью резервуаров для сбора и хранения такой воды и систем их очищения для дальнейшего использования в архитектурных объектах.

Выводы

Как и в исторические времена, в современных проектах ландшафтной архитектуры вода играет связующую роль между растительным и животным миром, прогрессом цивилизации и девственностью дикой природы, что является частью целостной экосистемы и способствует ее восстановлению.

В статье рассмотрены различные направления использования воды во всех ее агрегатных состояниях. Перечислены различные факторы, каждый из которых в той или иной степени влияет на развитие направлений использования воды в ландшафтной архитектуре.

Стремление человека создать вокруг себя комфортные условия, уютное и экологически чистое пространство, зону для релаксации и ведения активного и здорового образа жизни, повышает актуальность и значимость развития темы, раскрытой в данной статье.

Список литературы:

1. Нефёдов В.А. Городской ландшафтный дизайн: учеб. пособие / В.А. Нефёдов. - СПб.: «Любавич», 2012. - 320 с.: ил. - С. 7-14.

2. Саймондс Д.О. Ландшафт и архитектура - М., 1965. - С. 50.

3. Вергунов, А.П. Ландшафтное проектирование: учеб. пособ. / А.П. Вер-гунов, М.Ф. Денисов, С.С. Ожегов. - М.: Высш. шк., 1991. - С. 37-59.

4. Рубан Л.И. Новые направления использования воды в архитектурно-ландшафтной практике современности // Изобразительное искусство, дизайн среды и предметный дизайн. Новые идеи нового века - 2014: сб. ст. -Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. - Т. 3. - С. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.