УДК 338.47
DOI: 10.37890/jwt.vi77.426
Роль водного транспорта в освоении и развитии хозяйствующих субъектов регионов России
М.С. Колосова
ORCID: 0009-0000-7351-0333
Д.Ю. Фраймович
ORCID: 0000-0001-9702-9093
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,
г. Владимир, Россия
Аннотация. В статье рассматривается роль водного транспорта в развитии различных хозяйствующих субъектов в Российских регионах. В связи с тем, что Россия обладает обширными территориями с огромным количеством рек, озер, морей и протяженностью береговой линии, водный транспорт играет важнейшую роль практически во всех без исключения сферах общества. Поэтому в статье также рассматриваются основные аспекты взаимосвязи между развитием водного транспорта и региональной экономикой, включая повышение уровня доступности для бизнеса и жителей, облегчение перевозки товаров и увеличения их объёмов, а также создание рабочих мест и стимулирование различного рода инвестиций. В статье также уделяется внимание роли водного транспорта в развитии труднодоступных и отдаленных территорий, где он является ключевым фактором преодоления географических и социально-экономических ограничений. Таким образом в статье рассматриваются различного рода вызовы и проблемы, связанные с развитием водного транспорта в различных хозяйствующих субъектах. Основная цель статьи расширить понимание роли водного транспорта в развитии регионов России, а также обратить внимание на важность сбалансированного инфраструктурного развития для экономического и социального прогресса.
Ключевые слова. морской транспорт, речной транспорт, транспортная инфраструктура, внешняя торговля, внутренняя торговля, хозяйствующий субъект.
The role of water transport in the development of economic entities in the regions of Russia
Maria S. Kolosova
ORCID: 0009-0000-7351-0333
Denis Yu. Fraimovich
ORCID: 0000-0001-9702-9093
Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia
Abstract. The article considers the role of water transport in the development of various economic entities in Russian regions. Due to the fact that Russia has vast territories with a huge number of rivers, lakes, seas and a long coastline, water transport plays a vital role in almost all spheres of society without exception. Therefore, the article also examines the main aspects of the relationship between the development of water transport and the regional economy, including increasing accessibility for businesses and residents, facilitating the transport of goods and increasing their volumes, as well as creating jobs and stimulating various types of investment. The article also focuses on the role of water transport in the development of inaccessible and remote areas, where it is a key factor in overcoming geographical and socio-economic restrictions. Thus, the article considers various types of challenges and problems associated with the development of water transport in various
economic entities. The main goal of the article is to expand the understanding of the role of water transport in the development of Russian regions, as well as to draw attention to the importance of balanced infrastructural development for economic and social progress.
Keywords: maritime transport, river transport, transport infrastructure, foreign trade, domestic trade, economic entity.
Введение
Наша страна является крупнейшей в мире и сосредотачивает на своей территории огромное количество рек, озер, морей, обладает огромной протяженностью береговой линии. Поэтому развитие водного транспорта дает реальные возможности для развития экономики, затрагивая как торговлю, так и промышленное производство, играет основополагающую роль в освоении и развитии труднодоступных районов.
Бесспорно, развитие транспортной инфраструктуры и эффективное функционирование транспортного комплекса, как сложного единого механизма, является ключевым фактором развития российской экономики.
Вопросы эффективности функционирования транспортной системы заслуживают особого внимания по причине больших расстояний между центрами производства и потребления продукции.
Одним из видов транспорта, с помощью которого можно выгодно, как для продавца, так и покупателя, преодолеть необъятные просторы нашей страны и зарубежья, является водный транспорт.
Так, важность функционирования водных видов транспорта в рамках поздравления работников морского и речного флота отметил заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д. А. Медведев: «водный транспорт — один из древнейших в России — играет большую роль в нашей экономике, в развитии внешней торговли и туризма, повышении мобильности людей [4].
Также политик говорит о важнейшей роли водного транспорта в освоения труднодоступных районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири, без применения которого добраться туда можно только в летний период.
К вопросу развития водного транспорта обращался и председатель Государственной Думы В. В. Володин. По его словам, Россия входит в тройку стран по длине водных путей, что даёт ей некое преимущество, которое важно использовать. Также он отмечает следующий экономический факт: «километр перевозки на судне на 15% дешевле, чем по железной дороге, и на 25% - чем на автомобиле» [3].
Методы исследования
Эмпирическую базу исследования составляют данные Росстата, Агентства маркетинговых исследований DISCOVERY RESEARCH GROUP. Работа проведена на основании сбора, обобщения (метода синтеза), систематизации и сравнительного анализа материалов, полученных из официальных информационных ресурсов.
Результаты и обсуждения
Роль водного транспорта в Единой транспортной системе, в первую очередь, определяется его экономическими и техническими особенностями. Так, к положительным характеристикам можно отнести следующие: низкую себестоимость (примерно на 25-30 % ниже по сравнению с перевозкой на автомобиле); небольшой расход топлива в сравнении с воздушным транспортом и другие.
Таким образом, перечисленные выше особенности позволяют компаниям, активно пользующимся водными видами транспорта, как основным способом перевозки
153
товаров, уменьшить транспортные расходы и не повышать значительно стоимость товара для покрытия логистических издержек, а также способствуют увеличению экспорта товаров и укреплению международных экономических связей.
В целом, для расчета затрат на перевозку водными видами транспорта необходимы стоимостные и количественные оценки оказываемых услуг, вычисление которой, в свою очередь, сопряжено с получением информации о цене транспортной услуги (тарифе, фрахте или сборе).
Объём транспортных услуг учитывается в виде грузооборота в тонно-милях, пассажиро-милях, тоннах-операциях и прочих единицах.
Стоит отметить, что речные и морские порты обладают монополией на месторасположение. Услуги данных субъектов делятся на регулируемые и нерегулируемые государством.
Таким образом, в каждом порту устанавливаются собственные сборы и тарифы. Но в 2020 году государственное регулирование многих видов услуг естественных монополий отменено с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и отрасли.
Но также не стоит забывать о некоторых недостатках данного вида транспорта. К ним можно отнести: невысокая скорость доставки груза; сезонность работы речного транспорта, вызванного ледоставом и обмелением рек.
Водный транспорт является одним из основополагающих факторов развития промышленности страны, поскольку активно используется для металлургического производства и нефтепереработки и практически не ограничивает размеры и массу груза.
Так, за последний год водным речным и морским транспортом было перевезено около 60% черных металлов [6].
Благодаря перевозке грузов водными видами транспорта в стране быстрыми темпами производилась модернизация энергетических, нефтехимических и геохимических заводов.
В число перечисленных выше объектов входят: Амурский газохимический комплекс, Западно-Сибирский газохимический кластер и ветровая электростанция в Тикси за Полярным кругом.
Стоит обратить внимание на то, что водные виды транспорта помогают экономить энергоресурсы, а также многие суда работают на «светлых нефтепродуктах», что снижает объем выбросов вредных веществ.
Несмотря на все указанные преимущества, как показывает зарубежная практика активного использования данного вида транспорта, он требует значительного притока инвестиций.
Для активного развития данного сектора правительство РФ проводит масштабные инвестиционные программы, направленные на ремонт судов, освоение новых водных путей в труднодоступные районы страны.
За последние пять лет динамика изменения протяжённости внутренних водных путей в России выглядит следующим образом (табл. 1) [1].
Таблица 1
Протяженность внутренних водных судоходных путей (на конец года), тыс. км
2018 2019 2020 2021 2022
Протяженность внутренних водных судоходных путей (на конец года), тыс. км 101,5 101,6 101,6 101,6 101,6
Теперь обратим внимание на структуру перевозки грузов по видам транспорта в РФ (табл.2) (за исключением доли вновь присоседившихся в 2022 году территорий) [1, 8].
Таблица 2
Структура перевозки грузов по видам транспорта по Российской Федерации
2018 2019 2020 2021 2022
Транспорт - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
железнодорожный 17,1 16,6 17,1 17,0 15,5
воздушный 0,02 0,02 0,02 0,02 0,01
автомобильный 67,1 68,0 67,9 67,6 70,7
водный транспорт 1,7 1,6 1,7 1,6 1,6
трубопроводный 14,1 13,8 13,3 13,8 12,2
Из таблицы 2 видно, что доля водного транспорта в общей структуре перевозки грузов в России незначительная. Доминирующую позицию, практически от общей доли, занимает автомобильный транспорт. Такое преобладание автомобильного транспорта в перевозках связано с ограниченными возможностями доставок в пункты назначения.
В данном случае очевиден вывод о том, что при перегрузке товара с водного транспорта на наземный и доставке в конечный пункт потребуется вложить немалое количество средств.
Также по сравнению со спецификой перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте доставка водным путем регламентируется более жёсткими требованиями к упаковке и креплению товара [2].
Поэтому чаще всего при использовании водного транспорта, как основного способа перевозки, применяется мультимодальное перемещение грузов. Благодаря данному типу перевозки, доставка товара осуществляется из пункта отправления к пункту приема товара несколькими видами транспортных средств.
Также комбинация воздушных, наземных и водных транспортных систем является неотъемлемым элементом развития глобальной логистической и торговой сети [10, а 55].
По описанной выше причине большинство существующих видов транспорта уступают автомобильному. В силу активного развития дорожной сети в России и за рубежом, перевозка автомобильным транспортом не сильно уступает по времени другим видам, за исключением воздушного.
Но одной из основных проблем в применении данного вида транспорта является его малая грузоподъёмность.
В таблице 2 наглядно видно, что доля автомобильных перевозок товаров с каждым годом растет, что нельзя сказать о других видах доставки. Это еще раз свидетельствует о том, что в целом перемещение товаров на автомобильных видах транспорта является наиболее удобной и доступной по стоимости и времени.
Как уже было упомянуто выше, водный транспорт сыграл ключевую роль в развитии сообщения между территориями центральной России, Зауралья и Крайнего севера.
Почти до середины 19 века водный путь являлся основным, а, зачастую, и единственным путем к просторам Зауралья. Позднее активно началась деятельность по прокладке гужевых, а в последствии - автомобильных дорог.
Таким образом, роль северных водных путей ненадолго снизилась, но с этапом активного развития промышленности и массового строительства металлургических заводов, водный транспорт стал набирать популярность [5].
Одним из событий, оказавших непосредственное влияние на развитие водного транспорта, является начало строительства Транссибирской магистрали. Под её влияние попали практически все бассейны сибирских рек [8, с. 202]
На пересечении водных систем Иртыша, Енисея, Оби и железнодорожных путей появились большие транспортные узлы, сортировочные пункты, что активно способствовало развитию новых и недоступных ранее территорий.
В первую очередь, в основе пользования данными логистическими объектами лежала потребность в перевозке габаритных и опасных грузов (взрывчатых веществ, радиоактивных веществ, органических пероксидов, токсичных веществ и других грузов).
Также, в связи с природно-географическими факторами, водный транспорт является основным средством передвижения жителей Иркутской области в другие районы Сибири.
Заключение
Россия является одной из крупнейших стран, где водный транспорт облегчает соединение различных регионов, обеспечивая удобство и доступность транспортировки грузов и пассажиров как внутри страны в целом, так и в её труднодоступных районах.
Также внутренние и морские водные пути представляют России возможность развития международных торговых бизнес-связей за счет возможности экспортировать товары на мировые рынки и импортировать продукцию из других стран.
Немаловажно то, что водные порты активно способствуют созданию новых рабочих мест, развитию туризма в регионах и инфраструктуры вокруг водных объектов.
Однако, развитие водного транспорта связано с рисками и угрозами. К ним относятся погодные и навигационные условия, ошибки в системе расчета грузоподъёмности и другие [9, с. 78].
В целом, водный транспорт обеспечивает экономическую выгодность и эффективность перевозок пассажиров и различного вида грузов на внутренних и международных маршрутах, укрепляя надежность логистической системы России.
Список литературы
1. Росстат | Транспорт | Структура перевозок грузов [Электронный ресурс] - Режим доступа : Ьйрз:// rosstat.gov.ru [дата обращения 07.09.2023]
2. Логистика металла: контейнерные и водные перевозки [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://cometal.ru [дата обращения 07.09.2023]
3. Володин назвал развитие речного транспорта стимулом для экономики России -Ведомости [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vedomosti.ru [дата обращения 07.09.2023]
4. Дмитрий Медведев: Водный транспорт играет большую роль в экономике России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// kgd.ru [дата обращения 07.09.2023]
5. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ | Евразийский Союз Ученых -публикация научных статей в ежемесячном научном журнале [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://euroasia-science.ru [дата обращения 07.09.2023]
6. Перспективы развития водного транспорта: что думают эксперты [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// portnews.ru [дата обращения 07.09.2023]
7. Анализ рынка грузоперевозок морским и водным транспортом в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://drgroup.ru [дата обращения 07.09.2023]
8. Левиков, Г.А. Смешанные перевозки (состояние, проблемы, тенденции) / Г.А. Левиков, В.В. Тарабанько. - 2-е изд., испр.и доп. - М. : РосКонсульт, 2016. - 224 с.
9. Лимонов, Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультмодальные перевозки: учебник / Э. Л. Лимонов; рек.УМО по образованию в обл.водн.транспорта ... для вузов. - 4-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Модуль, 2019. - 636 с.
10. Бучин, Е.Д. Взаимодействие внутреннего водного транспорта с морским, железнодорожным и автомобильным. Учеб. пособие. трансп. Изд. 2-е, перераб. и доп М., «Транспорт», 1978. - 192 с.
References
1. Rosstat | Transport | Structure of cargo transportation [Electronic resource] - Access mode: https:// rosstat.gov.ru [access date 09.07.2023]
2. Metal logistics: container and water transportation [Electronic resource] - Access mode: https://cometal.ru [access date 09.07.2023]
3. Volodin called the development of river transport an incentive for the Russian economy -Vedomosti [Electronic resource] - Access mode: https://vedomosti.ru [access date 09/07/2023]
4. Dmitry Medvedev: Water transport plays a big role in the Russian economy [Electronic resource] - Access mode: https:// kgd.ru [access date 09/07/2023]
5. WATER TRANSPORT IN THE RUSSIAN ECONOMY | Eurasian Union of Scientists -publication of scientific articles in a monthly scientific journal [Electronic resource] -Access mode: https://euroasia-science.ru [access date 09.07.2023]
6. Prospects for the development of water transport: what do experts think [Electronic resource] - Access mode: https:// portnews.ru [access date 09.07.2023]
7. Analysis of the market for cargo transportation by sea and water transport in Russia [Electronic resource] - Access mode: https://drgroup.ru [access date 09.07.2023]
8. Levikov, G.A. Multimodal transportation (status, problems, trends) / G.A. Levikov, V.V. Tarabanko. - 2nd ed., corrections and additions. - M.: RosConsult, 2016. - 224 p.
9. Limonov, E.L. Foreign trade operations of sea transport and multimodal transportation: textbook / E. L. Limonov; rec. UMO on education in the region of water transport ... for universities. - 4th ed., revised and supplemented. - St. Petersburg: Module, 2019. - 636 p.
10. Buchin, E.D. Interaction of inland water transport with sea, railway and road transport. Textbook allowance. transport Ed. 2nd, revised and additional M., "Transport", 1978. - 192 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTORS
Колосова Мария Сергеевна - аналитик ВлГУ, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», 600005, г. Владимир, ул. Горького 79, e-mail: [email protected]
Фраймович Денис Юрьевич - доктор экономических наук, профессор, кафедра «Экономика инноваций и финансы», ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», 600005, г. Владимир, ул. Горького 79, e-mail: [email protected]
Maria S. Kolosova, analyst at Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, 79, Gorky st., Vladimir, Russia, 600005, email: [email protected]
Denis Yu. Frymovich, Doctor of Economics, Professor, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs, 79, Gorky st., Vladimir, Russia, 600005,email:: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.10.2023; опубликована онлайн 20.12.2023. Received 06.10.2023; published online 20.12.2023.