Научная статья на тему 'Роль водного транспорта в формировании туристической привлекательности региона Тригорода и Хельского полуострова'

Роль водного транспорта в формировании туристической привлекательности региона Тригорода и Хельского полуострова Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
221
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хебель К.

Рассматриваются экономические эффекты и результаты маркетингового исследования по реализации концепции водного трамвая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of water transport in attracting tourists to the Trigorod region and Hel peninsula

Tourists are attracted to the Trigorod region and the Hel peninsula by their beaches, windsurfing and diving clubs, bicycle routes along Hel Peninsula. The article focuses on the economic effects as well as the results of marketing research carried out during the implementation of the water tram project. The results of the marketing research allowed the author to evaluate the efficiency of the project.

Текст научной работы на тему «Роль водного транспорта в формировании туристической привлекательности региона Тригорода и Хельского полуострова»

90

Стратегия развития индустрии туризма может быть отражена в целевых программах, содержащих функции индикативного планирования, с помощью которых региональные власти могут позитивно влиять на хозяйствующие субъекты данного региона.

Формирование целостной системы целей программы осуществляется с учетом реальных возможностей их достижения, на основе полученной системы разрабатывается программная структура, которая представляет собой иерархически упорядоченный комплекс видов деятельности, призванных обеспечить достижение целей процесса развития туризма.

Проблема развития туризма как стимула социально-экономического развития региона решаема путем создания и реализации комплексных государственных программ регионального развития, одной из которых и является федеральная целевая программа «Золотое кольцо России».

Важным фактором реализации программы станет комплекс мер по подготовке и изданию пакета материалов о туристических возможностях Владимирской области, специализированных каталогов, дающих исчерпывающую информацию о туристических фирмах, предприятиях, о достопримечательностях, организация рекламных кампаний в средствах массовой информации, открытие рекламно-информационной страницы в Интернете, с другой стороны, для планомерного развития туристической индустрии необходимо обеспечение мер государственной поддержки на региональном уровне.

Об авторах

Ю.В. Кузнецов — д-р экон. наук, проф., СПбГУ.

И.И. Черкасова — канд. экон. наук, доц., СПбГУ.

УДК 338.482:159.9

К. Хебель

РОЛЬ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ТРИГОРОДА И ХЕЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Рассматриваются экономические эффекты и результаты маркетингового исследования по реализации концепции водного трамвая.

Tourists are attracted to the Trigorod region and the Hel peninsula by their beaches, windsurfing and diving clubs, bicycle routes along Hel Peninsula. The article focuses on the economic effects as well as the results of marketing research carried out during the implementation of "the water tram" project. The results of the marketing research allowed the author to evaluate the efficiency of the project.

Тригород, состоящий из трех городов: Гданьска, Гдыни и Сопота, расположен на севере Польши в Поморском воеводстве и является од-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 5. Экономика. С. 90 — 93.

Роль водного транспорта в развитии туризма

ним из важнейших промышленных, научных и культурных центров страны. Его территория составляет 414,81 км2, а численность населения

— 751 837 жителей. Экономика региона связана с морским хозяйством: здесь размещены Гданьский и Гдыньский порты и пять верфей.

Тригород — привлекательный регион в туристическом и культурном отношении, располагающий большим количеством пляжей, клубов дайвинга и серфинга, велосипедных маршрутов собственным международным аэропортом.

Учитывая проблемы судостроительной промышленности в Польше, большое значение имеет такой сектор экономики, как туризм, который на сегодняшний день следует считать локомотивом развития экономики региона.

Коммуникационным корнем Тригорода является городская железная дорога — так называемая быстрая железная дорога (электропоезд). В Гданьске, Гдыне и Сопоте общественный транспорт организует Управление городского транспорта.

Хельский полуостров — это песчаный вал, представляющий собой полосу, покрытую лесом, длина которой — 30 км.

В связи с тем что в экономике Тригорода рыболовное хозяйство занимает отнюдь не первое место, органы управления как Тригорода, так и гмин Хельского полуострова поддерживают новые формы экономической активности, прежде всего связанные с туризмом. Примером образования туристической инфраструктуры, способствующей развитию туризма, является строительство велосипедных трасс, которые в будущем соединят Хельский полуостров с гминой Косаково, образуя кольцо трасс вокруг Пуцкой бухты. Кроме того, предполагается строительство сети региональных предприятий общественного питания, небольших пристаней и мастерских деревянных судостроений, в которых будут строить традиционные кашубские лодки с характерным парусным вооружением. Подобная идея предполагает включение в строительство частных предпринимателей. В настоящее время велосипедная трасса длиной 16 км ведет от Кузьницы в направлении Хельского полуострова.

Туристическая привлекательность Хельского полуострова значительно возросла бы, если бы имелось водное сообщение с Тригородом. Во время каникул время проезда автомашин и автобусов по этому маршруту продолжается около 4 часов, по железной дороге — около 2 часов. Альтернативным является водный транспорт — путешествие занимает только час, но этот вид транспорта намного дороже.

Учитывая, во-первых, необходимость создания условий для развития туризма в регионе и использование его инфраструктуры, во-вторых, стремление обеспечить удобный и дешевый транспорт туристам и местным жителям, отдыхающим на Хельском полуострове и в Тригороде, власти Польши разработали идею функционирования регулярного водного транспорта по акватории Пуцкой и Гданьской бухт

— так называемого водного трамвая.

92

Реализация идеи водного трамвая как интегрального элемента системы местного транспорта поручена Управлению городского транспорта в Гдыне.

Перевозчиком, оказывающим транспортные услуги, является Гданьское судоходство АО (Zegluga Gdanska S.A.), имеющее в своем распоряжении 2 катамарана, вмещающих 450 человек и 50 велосипедов. Ежедневно предусмотрено 14 рейсов. В целях обеспечения наиболее эффективного распространения билетов было открыто пять пунктов продажи: три в Гдыне и по одному в Хеле и Ястарни.

За период с 1 июля по 3 сентября 2006 года услугами водного трамвая воспользовался всего 282 141 человек, при этом было перевезено 7439 велосипедов. В среднем перевозочная способность водного трамвая составила около 72 %, что объясняется благоприятными погодными условиями.

Точное количество пассажиров и велосипедов, перевезенных на водном трамвае, с учетом маршрута путешествия, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Количество пассажиров и велосипедов перевезенных на водном трамвае, чел.

Маршрут Пассажиры Велосипеды

С нормальным билетом С льготным билетом Бесплатно

Гдыня —Хель 48 194 35 163 3 347 1 858

Хель —Гдыня 35 771 22 600 2 637 2 283

Гдыня-Ястарня 45 976 33 560 3 252 1 396

Ястарня — Гдыня 35 143 21 891 2 607 1 902

Итого 165 084 113 214 11 843 7 439

Как видно из таблицы, наибольшее количество перевезенных пассажиров представлено маршрутом Гдыня—Хель — 29,7 %, на втором месте — Хель — Гдыня — 28,2 %, на третьем — Гдыня—Ястарня — 21,3 %, на четвертом — Ястарня—Гдыня — 20,8 %.

Общая прибыль от продажи услуг водного трамвая достигла 2 231 788 злотых. При этом прибыль по маршруту Гдыня—Хель — Гдыня составила 1 291 823 злотых, а по маршруту Гдыня—Ястарня—Гдыня — 9 399 65 злотых.

В период функционирования водного трамвая было проведено маркетинговое исследование с помощью интервью. Всего был опрошен 1 451 пассажир. Структура пассажиров по месту проживания представлена на рисунке.

Роль водного транспорта в развитии туризма

23%

16%

36%

-3%

9%

6%

□ Гдыня

■ Сопот

■ Гданьск

■ Хель

■ Ястарня И Варшава

■ Другие

Рис. Структура пассажиров водного трамвая по месту жительства

Среди пассажиров водного трамвая доминировали жители Триго-рода (45 %), цели путешествий которых были неоднородны (табл. 2).

Таблица 2

93

Цели путешествий на водных трамваях, %

Цель Маршрут

Гдыня — Хель Хель — Гдыня Гдыня — Ястарня Ястарня — Гдыня

Посещение туристических мест 36,1 21,1 40,1 33,6

Пляж 22,9 12,4 30,1 23,0

Водный туризм 11,7 — 11,7 6,9

Возвращение домой; в кемпинг; в дома отдыха 11,7 43,1 11,7 23,0

Другие 17,6 23,4 6,8 13,5

Самая распространенная цель, независимо от маршрута путешествия, — это посещение туристических своеобразных мест и пляжей.

В плохую погоду туристов привлекает:

— посещение своеобразных туристических мест — 43,2 %;

— возвращение домой, в кемпинг, в дом отдыха — 13 %;

— участие в культурных мероприятиях — 6 %;

— велосипедная прогулка — 6 %;

— водная прогулка — 6 %.

К числу главных причин использования водного транспорта пассажиры отнесли привлекательную цену билета, время рейса, погоду и нежелание находиться в пробках.

Таким образом, введение в эксплуатацию водного трамвая является на сегодняшний день ключевым фактором развития туризма на территории Тригорода и Хельского полуострова.

Об авторе

К. Хебель — канд. экон. наук, доц., Гданьский государственный университет (Польша).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.