Научная статья на тему 'РОЛЬ ВОДНОГО ФАКТОРА В РАСПРОСТРАНЕНИИ ЛЕПТОСПИРОЗОВ В СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ АССР'

РОЛЬ ВОДНОГО ФАКТОРА В РАСПРОСТРАНЕНИИ ЛЕПТОСПИРОЗОВ В СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ АССР Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — М.X. Агузарова, А.И. Бондарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF WATER FACTOR IN THE DISSEMINATION OF LEPTOSPIROSIS IN THE NORTH OSETIAN ASSR

In the North Osetian ASSR water is the main route for dissemination of leptospirosis infection, and this determines its seasonal incidence (June — August), the age of the sick (72.9%, from 2 to 14 years old) and also its prevalence among the rural population living in areas sited near surface water bodies. In 95.7% of the sick the infection was water-borne. In 94.1% of the water-borne infection cases the diseases occurred after bathing or wading barefooted in surface waters. The role of surface waters in the spread of leptospirosis infection was proved by recovery of Leptospira cultures (type Pomona) from the surface water in 1964—1965.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВОДНОГО ФАКТОРА В РАСПРОСТРАНЕНИИ ЛЕПТОСПИРОЗОВ В СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ АССР»

УДК 616.986.7.022.35(470.65)

РОЛЬ ВОДНОГО ФАКТОРА В РАСПРОСТРАНЕНИИ ЛЕПТОСПИРОЗОВ В СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ АССР

М. X. Агузарова, А. И. Бондарев Северо-Осетинская республиканская санэпидстанция, Орджоникидзе

Достоверно установлено, что основным фактором передачи лепто-спирозной инфекции является вода открытых водоемов, загрязненная мочой сельскохозяйственных животных, больных или переболевших лептоспирозом, а также мочой мышевидных грызунов — носителей леп-тоспир (В. В. Ананьин и Е. В. Карасева; Н. М. Благовещенская; А. А. Варфоломеева с соавторами; Е. Н. Горшанова; В. Я- Гузачева; Г. Н. Ковальский; В. Г. Митрофанов и В. С. Плисс).

Описаны случаи заражения людей лептоспирозом, а также вспышки этого заболевания, возникшие при уходе за больными животными (М. X. Агузарова).

На территории Северной Осетии существует 3 типа очагов лепто-спирозной инфекции: природный, антропургический и смешанного типа. Наибольшее значение в распространении ее среди людей имеют антропургические очаги, где основным источником инфекций служат сельскохозяйственные животные — свиньи и крупный рогатый скот, больные или переболевшие лептоспирозом. Установлено также, что в ряде мест автономной республики заражение людей лептоспирозом происходит непосредственно в природных очагах его, а также в очагах смешанного типа. В этиологической структуре заболеваний людей и сельскохозяйственных животных в Северо-Осе-тинской АССР главную роль играют 3 серологические группы лепто-спир: рогпопа, £прро1урЬоза и 1агаззоу1.

В настоящем сообщении излагаются результаты изучения путей передачи лептоспирозной инфекции и их влияние на ход эпидемического процесса в автономной республике, основанный на материале обследования очагов лептоспироза при эпидемических вспышках 1960—1964 гг.

Из 55 населенных пунктов Северной Осетии, где встречается лепто-спироз среди людей, 54 расположены на берегах или вблизи открытых водоемов.

На сельское население приходится 84% общереспубликанской заболеваемости лептоспирозами, а на городское— 16%.

Основная группа рек Северной Осетии берет начало из ледников Кавказских гор, в верхнем течении они имеют все особенности горных рек, но с переходом на низменность приобретают характер типичных равнинных с сильно извилистыми расчлененными на рукава руслами с множеством мелководных заводей и стариц. Воды этих рек слабо минерализованы, обладают небольшой жесткостью и, следовательно, характеризуются высоким качеством с точки зрения их использования для нужд сельского хозяйства и водоснабжения.

В распространении лептоспироза в Северо-Осетинской АССР основное место принадлежит р. Терек и его притокам Ардону, Фиагдону, Ги-зельдону, Камбилеевке, Змейке и Малке, а также оросительно-обвод-нительным каналам Терско-Кумскому, им. В. И. Ленина и «Цалык». Поскольку подавляющее число заражений людей связано с водным фактором, мы попытались проанализировать роль отдельных рек и каналов в возникновении и развитии лептоспирозной инфекции.

Данные о значении отдельных водоемов в распространении лептоспироза в Северо-Осетинской АССР за 1960—1964 гг. приведены в

таблице. Как видно из этой таблицы, наибольшее количество заболеваний связано с водой р. Терек. Но немаловажным фактором в этом отношении служат и другие реки. Заболевания людей, связанные с водой рек, составили 78,7%, с крупными оросительными каналами—14,2% и с мелкими водоемами (речками, прудами и т. д.) —7,1%.

Значение различных водоемов в распространении лептоспирозов в Северо-Осетинской АССР (в % всей заболеваемости)

Реки Обводнительно-оро- «£

Год сительные каналы

х О.Я

Терек Гизельдон Камбиле-евка Змейка другие Терско-Кумский другие * = о «UJ

1958 94,3 5,7

1959 35,6 15,6 2,2 2,2 2,2 — — 42,3

1960 32,1 4,9 15,8 28,4 10,6 1,3 6,9

1961 36,1 10,4 9,0 19,3 3,0 11,8 1,0 9,4

1962 38,5 5,1 16,9 24,4 2,1 4,0 5,4 3,6

1963 22,1 5,5 8,9 9,5 14,3 7,0 11,3 11,4

1964 18,3 7,0 5,7 33,8 1,4 31,0 4,3 -

Данные эпидемиологического обследования, проведенного нами в течение 5 лет (1960—1964) в очагах инфекции, позволили характеризовать все эпидемические вспышки, за исключением 2, как водные.

Заболевание лептоспирозом наступает главным образом после купания в открытых водоемах и в значительно меньшей степени при использовании воды из них для хозяйственных нужд. Так, из всех случаев заболевания, обусловленных водным фактором, в 94,1% оно наступало после купания в открытых водоемах или при переходе их босиком; при использовании же воды для хозяйственно-бытовых целей это отмечалось в 3,7% случаев, при поливе полей — в 1,6% случаев и при ловле рыбы — в 0,6% случаев.

Характерная водная вспышка лептоспироза среди людей была зарегистрирована в станице Змейской Кировского района в 1962 г. Заболело 87 человек, из них 84 ребенка от 3 до 14 лет. Наибольшее число заболеваний отмечено в III декаде июля и I декаде августа. В результате серологического исследования сывороток крови больных обнаружены в диагностических титрах антител к лептоспирам pomona (21), tarassovi (7) и grippotyphosa (4).

Из 87 человек 48 заболели в результате купания в уличных арыках, 23 — после купания в реке Змейке и свыше 4 — после купания в небольшой заводи от р. Терек; у 9 человек заболевание было связано с использованием воды для бытовых целей (стирка белья, мытье посуды и т. д., а 3 (работники МТФ) заболели при уходе за больными лептоспирозом сельскохозяйственными животными. Заболеваемость лептоспирозом среди свиней и крупного рогатого скота в станице Змейской подтверждена клиническими и лабораторными данными. При серологическом обследовании домашних животных, принадлежащих колхозу им. В. И. Ленина и жителям станицы Змейской, в сыворотке крови свиней и крупного рогатого скота, как и у людей, нами были найдены антитела к лептоспирам, главным образом к лептоспирам pornona, tarassovi и grippotyphosa в диагностических титрах.

В 1963—1964 гг. в летние месяцы (июнь — август) снова зарегистрированы эпидемические вспышки лептоспироза среди людей в станице Змейской. В июле — августе 1964—-1965 гг. во время эпидемических вспышек лептоспироза среди людей из воды р. Змейки и отходящих от нее уличных арыков методом биопробы на морских свинках выделены культуры патогенных лептоспир, оказавшиеся идентичными лепто-

спирам рошопа. На территории Северо-Осетинской АССР из воды открытых водоемов патогенные лептоспиры выделены впервые М. X. Агу-заровой и Е. И. Гурбановой (1964—1965). В 1965 г. в станице Змейской от 4 больных лептоспирозом людей нами выделены гемокультуры леп-тоспир, из них 3 отнесены к серотипу Ь. рошопа, а 1 оказалась смешанной культурой, родственной Ь. рошопа и Ь. дпрро1урЬо5а.

Эпидемические вспышки лептоспироза водного характера зарегистрированы также в населенных пунктах Кировского, Моздокского, Ар-донского и Пригородного районов. С преимущественной передачей инфекции водным путем связана такая закономерность эпидемического процесса, как сезонность. Обычно первые случаи заболевания возникают в мае, максимальная заболеваемость приходится на июль — август и заканчивается в сентябре. В этот период температура воздуха и воды рек бывает наиболее высокой, резко повышается расход воды, образуются разливы рек, что при наличии источников лептоспирозной инфекции создает благоприятные условия для распространения инфекции среди людей и домашних животных.

Как отмечалось ранее, лептоспирозом болеют в основном дети до 14-летнего возраста. Из общего числа заболевших в 1960—1964 гг. (72,9%) были дети 2—14-летнего возраста, а из них 55,6% детей в возрасте 7—14 лет. Это вызвано наибольшим контактом их с водой мелких открытых водоемов во время купания в жаркий период лета.

Заболевания лептоспирозом среди людей появились в населенных пунктах, недостаточно обеспеченных доброкачественной водой, вследствие чего не представлялось возможным закрыть уличные арыки и каналы, которые используются населением для хозяйственно-бытовых целей (в селениях Иран, Мичурино, Нарт и др.).

Выводы

1. В Северо-Осетинской АССР водный путь распространения лептоспирозной инфекции является основным, что определяет сезонность заболевания (июнь — август) и возрастной состав болеющих (72,9% детей в возрасте 2—14 лет), а также преимущественное поражение сельского населения, проживающего в местах, расположенных вблизи открытых водоемов.

2. С водным фактором связано 95,7 % случаев заболевания лепто-спирозами. Из всех заболеваний такого рода в 94,1% случаев они наступали после купания в открытых водоемах или при переходе их босиком.

3. В распространении лептоспирозов в Северо-Осетинской АССР основное значение имеют р. Терек и его притоки, а также Терско-Кум-ский и другие оросительные каналы.

4. Роль открытых водоемов в распространении лептоспирозной инфекции доказана выделением культур лептоспир.

5. В комплекс мероприятий по борьбе с лептоспирозами должны входить выявление и оздоровление источников инфекции, усиление санитарного контроля за животноводческими фермами и населенными пунктами, неблагополучными по лептоспирозу, улучшение водоснабжения сельского населения и охрана открытых водоемов от загрязнения.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьин В. В., Карасева Е. В. Природная очаговость лептоспирозов. М., 1961. — Агузарова М. X. Ж. микробиол., 1964, № 5, с. 147. — Благовещенская Н. М. Изв. Ростовск.-на-Дону ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены, 1957, в. 22, с. 97. — Варфоломеев а А. А., Б о диско В. П., Рыбкина Л. Т. Ж. микробиол., 1951, № 11, с. 38. — Горшанова Е. Н. Учен, записки Дагестанск. научно-исслед. ин-та по производству питательных сред, 1956, в. 2, с. 140. — Г у з а -

чева В. Я. Ж. микробиол., I960, № 9, с. 37. — Ковальский Г. Н. Там же, 1949, № 8, с. 46. — Митрофанов В. Г., П л и с с В. С. Тезисы докл. 4-й Всесоюзн. конференции по лептоспирозам. М., 1965, с. 72.

Поступила 2/Х 1967 г.

THE SIGNIFICANCE OF WATER FACTOR IN THE DISSEMINATION OF LEPTO- Щ

SPIROSIS IN THE NORTH OSETIAN ASSR

M. Kh. Aguzarova, A. I. Bondarev

In the North Osetian ASSR water is the main route for dissemination of lepto-spirosis infection, and this determines its seasonal incidence (June — August), the age of the sick (72.9%, from 2 to 14 years old) and also its prevalence among the rural population living in areas silted near surface water bodies. In 95.7% of the sick the infection was water-borne. In 94.1% of the waiter-borne infection cases the diseases occurred after bathing or wading barefooted in surface waters. The role of surface waters in the spread of leptospirosis infection was proved by recovery of Leptospira cultures (type Pomona) from the surface water iin 1964—1965.

УДК 613.82:546.57

О НЕОБХОДИМОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СЕРЕБРА

В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

Г. Д. Барков , JI. И. Эльпинер

Институт гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР и кафедра коммунальной гигиены I Московского медицинского института

им. И. М. Сеченова

Длительная сохранность исходных качеств питьевой воды очень важна в практике водоснабжения и в первую очередь на судах морского флота. Как известно, одним из весьма эффективных консерван- • тов является электролитическое серебро в концентрациях 0,05—0,4 мг/л (Л. А. Кульский и др.). Наши данные свидетельствуют также и об известной стабильности его в хранящейся воде, хотя определенную роль здесь играют исходные концентрации, вид антикоррозийного покрытия и температура хранения (табл. 1).

К серьезным недостаткам работ, посвященных применению серебра для дезинфекции и консервации питьевой воды, следует отнести отсутствие убедительных экспериментальных материалов, обосновывающих безвредность для человека рекомендуемых концентраций серебра. Долгое время взгляды о безвредности серебра (Goetz; Pachner, и др.) базировались на представлениях фармакологической практики его использования, тем не менее и в этой области описывались патологические состояния, именуемые аргириями (В. В. Волков; Olcott и Walter; Bell, • и др.). Нормирование серебра в питьевой воде стандартом США на питьевую воду (1961) предусматривается на уровне 0,05 мг/л, причем установленная ПДК дана на основе теоретического расчета доз, вызывающих аргирию. Д. И. Лазаренко с соавторами отрицают возможность токсических влияний серебра питьевой воды (в концентрациях до 4 мг/л).

Разноречивость литературных данных и большое научно-практическое значение вопроса побудили нас исследовать токсичность малых концентраций серебра в воде. Влияние ионного серебра на организм теплокровных животных мы изучали в острых, подострых и хронических опытах. Во всех случаях ионное (электролитическое) серебро вводили им в водном растворе через желудочно-кишечный тракт. В остром опыте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.