Максим ГОВОРИН
РОЛЬ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.
Внутренние войска, являющиеся специфической частью военной организации России, входят в систему МВД. Их история советского периода берет начало 26 октября 1917 г., когда были созданы боевые отряды ВЧК, которые являлись составной частью Красной армии. На них возлагалась ответственность за сохранение революционного порядка и твёрдости фронта. В соответствии с Законом РФ «О внутренних войсках МВД России» они призваны служить обеспечению безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств как от одного из внутренних источников угроз национальной безопасности.
В каждом государстве проблема обеспечения внутренней безопасности силовыми методами при возникновении внутренних социальных конфликтов относится к числу наиболее важных, поэтому большая роль в укреплении внутренней безопасности принадлежит военной организации1. В соответствии с государственной политикой Российской Федерации в военной сфере в силовой компонент системы обеспечения национальной безопасности России в качестве сил обеспечения безопасности общества включена система МВД России.
Отношение к применению силовых методов обеспечения национальной безопасности не однозначно. С одной стороны, оно необходимо с целью сдерживания экстремистских проявлений и обеспечения безопасности людей; с другой стороны, невозможно разрешение внутреннего конфликта только силовыми методами. Тем
1 См.: Топчий С.С. Внутренние войска МВД России в системе обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации и проблемы законодательного совершенствования их деятельности // Материалы семинара «Научные основы национальной безопасности Российской Федерации». М., 24 мая 2005 г. Стр.40-47.
более в настоящее время все активнее рассматривается роль несиловых методов обеспечения национальной безопасности.
Совокупность официальных взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства сформулированы в Концепции национальной безопасности России. В соответствии с опредёленной в ней государственной стратегией в области национальной безопасности внутренние войска являются инструментом государства, предназначенным для обеспечения внутренней безопасности страны в мирное время и решения отдельных задач обороны страны в военное время. Так, в Законе РФ «Об обороне» говорится, что «к обороне привлекаются ...внутренние войска МВД...». Это определяет их двойственный характер, с приоритетом правоохранительной функции.
Являясь основной силовой составляющей МВД России, внутренние войска выполняют ведущую роль в вопросах пресечения, локализации и нейтрализации внутренних вооружённых конфликтов и иных действий с использованием средств вооружённого насилия на территории России, угрожающих её территориальной целостности, другим интересам общества и российских граждан. На них возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел России в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне России; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации. Федеральными законами на ВВ МВД РФ могут быть возложены и иные задачи.
Систему внутренних войск возглавляет Г лавное командование внутренних войск МВД России, которое как структурное подразделение входит в центральный аппарат МВД РФ. Главнокомандующий
внутренними войсками является одновременно заместителем министра внутренних дел России и осуществляет управление внутренними войсками. Система внутренних войск представлена органами управления внутренними войсками оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и
др.)1.
В настоящее время на переднем плане по обеспечению общественного порядка и безопасности находятся подразделения оперативного и специального назначения внутренних войск. Если ранее они преимущественно выполняли отдельные функции по оказанию помощи милиции в обеспечении общественного порядка, то теперь перед ними поставлены более сложные и ответственные задачи. Так, одной из основных задач воинских частей оперативного назначения является участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооружённых конфликтов, а воинских частей специального назначения -участие в разоружении и ликвидации незаконных вооружённых формирований, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, сопровождающихся вооружённым насилием. Более того, «они должны стать одним из форпостов в борьбе с преступностью, прежде всего уличной».
Целью применения внутренних войск во внутреннем вооружённом конфликте является разгром и ликвидация незаконных вооружённых формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции РФ и федерального законодательства. Взаимодействие органов внутренних дел и внутренних войск осуществляется по нескольким направлениям. Во-
1 См.: Приказ МВД РФ от 23 марта 2000 г. Положения об управлениях СевероКавказского, Московского, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Сибирского, Восточного округов внутренних войск.
первых, в повседневных условиях на начальных стадиях зарождения конфликта (групповые нарушения общественного порядка, повышенная митинговость и др.). Основная роль в нормализации общественной безопасности принадлежит органам внутренних дел при поддержке внутренних войск, а также органов безопасности. Во-вторых, в случае разрастания конфликта в пределах территории одного субъекта Федерации он должен быть локализован органами внутренних дел с привлечением, при необходимости, внутренних войск. В-третьих, при эскалации конфликта на территорию двух и более субъектов Федерации либо в пределах территории одного субъекта Федерации, но с переходом его в более высокую степень интенсивности (массовые беспорядки, многочисленные случаи применения участниками массовых беспорядков огнестрельного оружия и т.п.) возрастает роль внутренних войск. В таких случаях роль органов внутренних дел понижается из-за отсутствия единой системы управления, мобильных резервов, достаточной профессиональной подготовки для управления разнородными силами и средствами. Руководство операцией переходит на уровень федерального округа с созданием объединённого оперативного штаба за счёт сил и средств МВД России для общей координации действий. При этом непосредственное руководство силами и средствами осуществляется органами управления внутренних войск, связанными с системой управления как органов внутренних дел, так и воинских частей Вооружённых сил России.
Разумеется, внутренние войска не являются универсальным средством защиты от различных угроз, но в целом их деятельность особенно необходима на современном этапе развития российского общества.
В настоящее время во внутренних войсках идет процесс реформирования, главной целью которого является приведение их в соответствие с задачами обеспечения внутренней безопасности и
участия в обороне страны. На наш взгляд, внутренние войска в системе МВД России на ближайшую и дальнейшую перспективы сохранят своё предназначение как федеральная сила обеспечения национальной безопасности страны. В перспективе развитие внутренних войск должно достичь основной стратегической цели - максимально раскрыть возможности внутренних войск в борьбе с преступностью и пресечении внутренних конфликтов (в первую очередь - вооружённых).
Мероприятия военного строительства на период 2006-2010 гг. предлагается проводить в два этапа, с учётом внутриполитической обстановки в стране и стабилизации обстановки на Северном Кавказе.
На первом этапе (2006-2008) следует обеспечить оптимизацию организационно-штатной структуры на основе преобразования органов военного управления, уточнения структуры и состава воинских частей оперативного и специального назначения, специальных моторизованных воинских частей, подразделений обеспечения и обслуживания, сокращения объёма служебно-боевых задач соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов, оптимизации сети учебных воинских частей, вывода из состава войск тяжёлого вооружения и военной техники, сокращения при этом численности внутренних войск. На втором этапе (2009-2010) -продолжить формирование оптимального состава группировок войск, способных адекватно реагировать на возникновение внутренних угроз РФ, оснащение внутренних войск специальными видами вооружений и военной техники, повышение ресурсообеспеченности и сокращение при этом их численности.
На наш взгляд, для развития внутренних войск необходимо: сохранение войсковой структуры; соответствие дислокации соединений и воинских частей долгосрочному прогнозу развития общественнополитической и криминальной обстановки; единство боевого и организационного построения; соответствие организационно-штатной
структуры войск, объединений, соединений и воинских частей объёму и характеру выполняемых задач; обеспечение максимальной автономности соединений и воинских частей при выполнении служебно-боевых задач; высокая управляемость подчинёнными соединениями, воинскими частями и подразделениями; эффективное использование современного вооружения, техники и технических средств; создание наилучших условий для обучения личного состава.
Приоритетным направлением развития внутренних войск является совершенствование соединений и воинских частей оперативного назначения (специальных моторизованных воинских частей) и сил специального назначения внутренних войск, способных к переброске в короткие сроки, развертыванию и ведению маневренных действий в любом регионе, где возникает угроза внутренней безопасности России, а также соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов.
Во исполнение решений, принятых Советом безопасности РФ от 28 июня 2005 г., главной целью реформирования внутренних войск МВД России до 2016 г. является приведение их структуры, состава и численности в соответствие с внешними, внутренними и социальноэкономическими условиями развития государства, текущими и перспективными задачами по эффективному участию в обеспечении национальной безопасности РФ.
Основными задачами внутренних войск, обеспечивающими достижение главной цели их строительства, определены: повышение значимости внутренних войск в обеспечении внутренней безопасности государства и социально-политической жизни общества; оптимизация структуры, состава и численности войск, завершение их структурных преобразований, направленных на соответствие выполняемым задачам, рост их технической оснащённости, мобильности, профессионализма, энергооснащённости, ресурсообеспеченности и других качественных
параметров; создание принципиально новых подразделений (военных комендатур внутренних войск), обеспечивающих законность, общественный порядок и безопасность населения в Чеченской Республике; придание внутренним войскам новых функциональных качеств за счёт создания сил специального назначения; реализация в полном объёме Федерального закона «О внутренних войсках МВД РФ» в социальной сфере; укрепление и совершенствование взаимодействия с другими подразделениями МВД России и федеральными органами исполнительной власти, выполняющими задачи в сфере обеспечения внутренней безопасности и обороны страны; повышение уровня профессиональной подготовки кадров; развитие системы управления, основанной на новых информационно-телекоммуникационных технологиях и сопрягаемой с системами государственного и военного управления; осуществление перехода войск к межведомственным (сопряжённым) унифицированным системам обеспечения всесторонней деятельности военной организации государства.
Однако с учётом совершенствования законодательства Российской Федерации назовем следующие задачи внутренних войск, которые должны ими выполняться: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; охрана важных государственных объектов, специальных грузов в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ; обеспечение совместно с органами внутренних дел, формированиями других федеральных органов исполнительной власти режима чрезвычайного положения, пресечение внутренних вооружённых конфликтов, участие в мероприятиях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также проведение карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий; оказание содействия Пограничной службе ФСБ России в охране
государственной границы России; участие в противодействии терроризму.
Таким образом, внутренние войска являются основной силовой
составляющей системы МВД России, а также решающей силой,
выполняющей возложенные на неё функции обеспечения внутренней
безопасности государства, в том числе по пресечению, локализации и
нейтрализации внутренних вооружённых конфликтов.
ГОВОРИН Максим Сергеевич- адъюнкт кафедры политологии Военного университета МО РФ; отряд специального назначения «РУСЬ» ВВ МВД России