Научная статья на тему 'Роль внутренних коммуникаций в практике отечественного и зарубежного менеджмента'

Роль внутренних коммуникаций в практике отечественного и зарубежного менеджмента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3315
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИИ / ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калыпин Г.Ю., Ланковская Е.К.

В данной статье проводится обзор практики применения внутренних коммуникаций в отечественном и зарубежном менеджменте, с помощью базовых факторов, определяющих его эффективность в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль внутренних коммуникаций в практике отечественного и зарубежного менеджмента»

УДК: 65.012.32 : 65.012.45

Калыпин Г. Ю.

магистрант, направление подготовки «Менеджмент» Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Ланковская Е. К.

старший преподаватель кафедры менеджмента и туристского бизнеса Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

РОЛЬ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРАКТИКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

И ЗАРУБЕЖНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В данной статье проводится обзор практики применения внутренних коммуникаций в отечественном и зарубежном менеджменте, с помощью базовых факторов, определяющих его эффективность в современных условиях.

Ключевые слова: коммуникация, внутренние коммуникации, характерные черты организации внутренних коммуникаций в отечественном и зарубежном менеджменте.

Формирование системы внутренних коммуникаций и создание условий для ее успешного функционирования на предприятии составляют одну из важнейших задач управления. Проведенные американскими исследователями опросы, показали, что 250 тыс. сотрудников 2000 компаний, 73 % американских руководителей, 63 % английских руководителей и 85 % руководителей японских компаний считают, главным препятствием на пути достижения эффективности деятельности организаций — недостаточную разработанность коммуникаций [4].

Так как обмен информацией включен во все виды деятельности предприятия, то неэффективно выстроенные коммуникации будут приводить к:

1. лишним затратам времени руководителей на поиск и обработку нужной информации;

2. дублированию информации, из-за поступления ее к руководству из разных источников;

3. информационной перегрузке в одних подразделениях и обратной ситуации в других;

4. неосведомленности сотрудников о планах, целях и положении предприятия во внешней среде, которая будет мешать процессу интеграции и своевременному выполнении распоряжений [9, с. 171].

Таким образом, неэффективность системы внутренних коммуникаций будет отрицательно сказываться на функционировании предприятия в целом. В связи, с чем сегодня возрастает внимание к данному вопросу со стороны отечественных менеджеров и обращение к изучению зарубежного опыта в управлении внутренними коммуникациями на предприятии.

В научной литературе термин «коммуникация» (от лат. — сошшишсайо — делать общим, сообщать) появился в начале XX века. Хмель Ф. И. рассматривает коммуникацию как обмен информацией, в результате которой руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит ее до сведения сотрудников [10, с. 455].

Хотя термин «коммуникация» быстро нашел распространение, сами коммуникации долго не являлись объектом научного исследования. Только в период развития концепций организации раскрылась актуальность проблем, связанных с функционированием коммуникационных сетей.

Последние годы кризиса существенно повлияли на развитие внутренних

коммуникаций в отечественных компаниях. Проведенный анализ материалов из печатных и интернет-источников выявил темы, обсуждаемые и интересуемые в экспертных сообществах. Что позволило определить основные тенденции в практике управления внутренними коммуникациями на российских предприятиях, среди которых, с одной стороны:

1. активное вовлечение менеджеров различного уровня в решение управленческих задач через разнообразные каналы внутренней коммуникации, в т.ч. участие в брендинге;

2. упрощение внутренних порталов, приближению их к офисным средствам и форматам социальных сетей (активное использование социальных сетей для продвижения предприятия в маркетинговом окружении, привлечение блогеров);

3. создание благоприятного социально-психологического климата, зон неформального общения, внутренних коммуникационных пространств;

4. ориентация на формирование корпоративных ценностей, продвижение идей корпоративной социальной ответственности.

С другой стороны, остается проблема недостаточно мотивированной работы сотрудников, с чем связана тенденция с ужесточением требований, формализацией каналов внутренней коммуникации, выстраиванием каналов трансляции распоряжений и контроля исполнения, сужением зоны свободы сотрудников с целью недопущения трат ресурсов работодателей [6].

Реализация данных тенденций на практике требует вовлечения во внутренние коммуникации топ-менеджмента. Данный вопрос для большинства российских предприятий остается проблемным, так как руководителей высшего уровня отличает слабая мотивация к обучению и участию в общекорпоративных программах.

Сегодня отечественные специалисты находятся на этапе переходного периода формирования эффективных внутренних коммуникаций, что объясняет необходимость для российской практики изучения опыта других стран.

Перейдем к обзору практики организации внутренних коммуникаций в зарубежных странах. Так, в американском менеджменте принято вкладывать широкое понятие в данный вопрос и видеть главное предназначение в достижении стратегических целей бизнеса. Известно, что американская организационная культура поощряет неформальное межличностное общение — face to face, что способствует формированию неформальных коммуникационных сетей, т.е. формальные коммуникационные каналы востребованы меньше. Как следствие, наблюдается тенденция к сокращению и письменного информационного обмена.

Итак, американские менеджеры ассоциируют внутренние коммуникации с межличностным ежедневным общением. Надо отметить, что американский менеджмент отличается системным подходом к формированию внутренних коммуникационных сетей, где активное участие принимает каждый сотрудник. Характерной чертой является выделение особой роли эффективных коммуникаций линейного менеджмента со своими подчиненными, так какв американской практике менеджмента, линейные менеджеры — это ключевые участники коммуникационного процесса. Главный принцип здесь звучит как «простота и доступность коммуникаций». Данный принцип способствует широкому распространению электронных сообщений. Вследствие популярности корпоративных мероприятий американская корпоративная культура признана монументальной. В управленческой деятельности менеджеры придерживаются разработанной системы «3Т» (Transparency, Trust and Truth): прозрачности, доверии и правдивости. Также, нужно отметить, что в американской практике организация внутренних коммуникаций сравнивается с этическим менеджментом [3].

Британская школа менеджмента относит внутренние коммуникации, к репутационному менеджменту, корпоративной социальной ответственности и корпоративной этике и считают их частью управления брендом. В сотрудниках компании видят и стейкхолдеров и адресантов корпоративного бренда. Соответственно, в первую очередь,

внутренние коммуникации направлены на формирование лояльности клиентов. Таким образом, увязка внутренних коммуникаций с брендовой политикой становится мощным инструментом продвижения предприятия. К тому же, британские менеджеры относят данный инструмент управленческой деятельности не к затратной статье в бюджете, а к своеобразной инвестиции в бренд.

Основной функцией внутренних коммуникаций считают информационную функцию, которая должна обеспечивать достоверной, актуальной и точной информацией. Практика организации внутренних коммуникаций носит системный и адаптивный характер. Как и у американских коллег, в британском менеджменте большую роль отводят межличностным коммуникациям. Широкую распространённость получили Communicator's tool kits, излагающие успешные практики и средства коммуникаций. В качестве барометров мнений в компаниях систематически проводятся внутренние исследования [3].

Во Франции практика организации внутренних коммуникаций как управленческой функции пока находится на стадии формирования. Во французской практике развиты традиции социальных исследований, присутствуют свои особенности, среди которых, с одной стороны, в практике менеджмента отмечается низкая лояльность сотрудников к работодателям. С другой стороны, глобализация способствуют воздействию на французский менеджмент зарубежных моделей организации коммуникационного процесса. Таким образом, французские специалисты, находятся в процессе осмысления своей роли и большую значимость придают коммуникационным средствам, не уделяя должного внимания целям и эффективности формирования системы внутренних коммуникаций.

Из всех средств наиболее практикуются письменные коммуникации, такие как корпоративные издания, newsletters и т. д. В тоже время менеджеры более креативны в принимаемых управленческих решениях, чем американские и британские коллеги. Также, ориентация на глобальный рынок способствует активному развитию межкультурных коммуникаций, где учитываются языковые и культурные различия.

Достаточно эффективными оказались, как показывает время и практика, методы решения данного вопросы японским менеджментом. Японский подход, как и все подходы, имеет свои особенности и здесь нельзя не отметить его подчеркнутую ориентацию на национальные, историко-культурные традиции народа. Многое в японской практике организации коммуникационного процесса на предприятии заимствовано у американских коллег и адаптировано к японской культуре. Характерной чертой можно назвать признание вертикальных коммуникаций. Но нельзя не отметить огромную значимость коллектива как важной референтной группы для сотрудников. В связи, с чем на предприятиях преобладают доброжелательные отношения между сотрудниками, и уделяется много внимания созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективах [8].

Таким образом, проведенный обзор, позволил выделить характерные черты и используемые основные средства в практике организации внутренних коммуникаций в США, Великобритании, Франции и Японии, которые представим для наглядности схематично на рисунке 1.

США системный подход к внутренним коммуникациям

неформальные коммуникации

межличностные коммуникации

Принцип «ЗТ» (Transparency, Trust and Truth)

Великобритания регулярные внутренние исследования

Communicator's tool kits

межличностные коммуникации

Внутренние коммуникации как часть политики бренда

Франция BE находятся в стадии ф ормирования

письменные коммуникации

межкультурные коммуникации

Япония национальные традиции

групповое принятие решений

«Фирма одна семья»

Рисунок 1 — Характерные черты и средства организации внутренних коммуникаций за рубежом

Итак, изучив вопрос развития внутренних коммуникаций, можно сказать, что на сегодняшний день как отечественными, так и зарубежными специалистами признана их весомая роль в концепции управленческой деятельности. Практика применения зарубежными специалистами доказала их значимость. Востребованность практики организации эффективных внутренних коммуникаций на отечественных предприятиях требует обращения к, успешному в этом вопросе, опыту зарубежных коллег с адаптацией к отечественному менеджменту с учетом национального менталитета.

Литература

1. Гришин И. Ю. Современные информационные технологии как фактор повышения конкурентоспособности турпредприятий / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р. — NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 50.

2. Гришин И.Ю. Управление предприятиями туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р., Шостак М.А. — ООО «Изд-во «Ариал» Симферополь, 2015. — 307 с.

3. Мандрова Н. Обзор практики внутренних коммуникаций в США, Великобритании и Франции: [Електронный ресурс] / Н. Мандрова. — Режим доступа: http://www.incorpore.ru/

4. Мескон М. Основы менеджмента: [учебник] / М. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури — М.: «Вильямс». — 2008. — 672 с.

5. Миколайчук А.А., Интернет-маркетинг как эффективный инструмент продвижения туристских дестинаций Крыма // Миколайчук А.А., Ланковская Е. К. — Таврический научный обозреватель, № 1 (6) — «Экономические науки», с. 39-44. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tavr.science/stat/2016/01/Mikolajchuk-Lankovskaya.pdf

6. Рыжиков С. Внутренние коммуникации в 2010 году: [Электронный ресурс] / С. Рыжиков. — Режим доступа: http://www.incorpore.ru

7. Тимиргалеева Р. Р. Организация оперативного контроля в обеспечении качественного обслуживания потребителей предприятия гостиничной сферы / Тимиргалеева Р. Р. — Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № S6. С. 77-86.

8. Седова М. Внутрифирменная коммуникация глазами японцев и американцев: [журнал] / М. Седова // Лаборатория рекламы. — 2003. — №4. — С.69.

9. Фролов С. С. Социология организаций: [учебник] / С. С. Фролов . — М.: Гардарики, 2001. — 384 с.

10. Хмшь Ф. I. Основи менеджменту: [учебник] /Ф. I. Хмшь. — К. : Академвидав, 2003. — 608 с.

11. Шостак М. А. Предпосылки возникновения внутреннего маркетинга / Шостак М. А. — Canadian Journal of Science, Education and Culture. 2014. Т. 2. — № 1 (5). С. 119-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.