Научная статья на тему 'Роль внутреннего аудита в системе управления экономическими субъектами'

Роль внутреннего аудита в системе управления экономическими субъектами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / INTERNAL AUDIT / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM / АУДИТ / AUDIT / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / ECONOMIC ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведчук Екатерина Павловна

В статье проведен анализ профессионального стандарта «Внутренний аудитор», раскрыты сущность и значимость внутреннего аудита эффективности деятельности экономического субъекта и аналитических процедур как необходимых факторов повышения эффективности, экономичности и результативности функционирования субъектов рынка. Рассмотрен вопрос, касающийся проблем стандартизации внутреннего аудита. Автором статьи определено, что для более эффективного управления организацией создается служба внутреннего аудита, позволяющая оперативно выявлять текущие проблемы, риски. Раскрыты факторы, обусловливающие создание службы внутреннего аудита на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль внутреннего аудита в системе управления экономическими субъектами»

РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ Медведчук Е.П. Email: Medvedchuk17118@scientifictext.ru

Медведчук Екатерина Павловна - магистрант, кафедра бухгалтерского учета, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в статье проведен анализ профессионального стандарта «Внутренний аудитор», раскрыты сущность и значимость внутреннего аудита эффективности деятельности экономического субъекта и аналитических процедур как необходимых факторов повышения эффективности, экономичности и результативности функционирования субъектов рынка. Рассмотрен вопрос, касающийся проблем стандартизации внутреннего аудита. Автором статьи определено, что для более эффективного управления организацией создается служба внутреннего аудита, позволяющая оперативно выявлять текущие проблемы, риски. Раскрыты факторы, обусловливающие создание службы внутреннего аудита на предприятии. Ключевые слова: внутренний аудит, система управления, аудит, экономический субъект.

THE ROLE OF INTERNAL AUDIT IN THE SYSTEM OF MANAGING ECONOMIC SUBJECTS Medvedchuk E-Р.

Medvedchuk Ekaterina Pavlovna - Master Student, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, STATE UNIVERSITY OF MANAGEMENT, MOSCOW

Abstract: the article analyzes the professional standard "Internal Auditor", reveals the essence and significance of internal audit of the effectiveness of the economic entity and analytical procedures as necessary factors to improve the efficiency, efficiency and effectiveness of the functioning of market entities. The issue of standardization of internal audit is considered. The author of the article determined that for more effective management of the organization an internal audit service is created, which allows to quickly identify current problems and risks. The factors determining the establishment of the internal audit service in the enterprise are disclosed.

Keywords: internal audit, management system, audit, economic entity.

УДК 657.631.2 DOI: 10.20861/2304-2338-2017-118-001

Для принятия и реализации управленческих решений, наиболее эффективных с точки зрения стратегического развития экономического субъекта, необходим постоянный и эффективный внутренний контроль на всех этапах процесса управления. Основой стабильного положения любого экономического субъекта в рыночных условиях является его финансовое состояние, которое измеряется финансовой устойчивостью. Финансовое состояние определяет конкурентоспособность экономического субъекта, его потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить степень гарантий экономических интересов как самого экономического субъекта, так и его партнеров по финансовым отношениям [1]. Таким образом, на первый план в современных условиях выходит вопрос управления финансовыми ресурсами экономического субъекта как основными и приоритетными, для чего персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние своего экономического субъекта и его партнеров.

Весь процесс управления строится на определенного рода информационных потоках, основу которых составляет бухгалтерская (финансовая) информация. Процесс управления представляет собой процесс преобразования информации. Чем сложнее структура внутренней среды экономического субъекта и чем сложнее и изменчивее взаимоотношения с внешней средой, тем больше информации необходимо для принятия эффективных управленческих решений. Учитывая это, возрастает роль современной системы бухгалтерского учета, являющейся основным информационным источником процесса управления. В то же время следует отметить, что существуют некоторые ограничения, связанные с интерпретацией получаемых ¡учетных данных, входящих в основной информационный поток, на основе которого принимаются управленческие решения. К таким ограничениям можно отнести следующие: -бухгалтерская (финансовая) информация относительно трудно воспринимается неквалифицированными пользователями из-за специфики ее формирования [2]. При этом чаще всего учетную информацию формируют с целью осуществления какого-либо управленческого воздействия. Иными словами, данный информационный поток не совсем нейтрален; - любая учетная информация подвержена влиянию как человеческого фактора, являющегося предметом отдельных исследований, так и неточностей, свойственных несовершенству самой системы бухгалтерского учета. Это позволяет ей быть не настолько достоверной, как следовало бы ожидать. Значительное влияние на принятие эффективных управленческих решений существующая до настоящего времени проблема существенности учетной информации. В настоящее время не установлен единый критерий, позволяющий однозначно оценить степень существенности учетной информации как самими составителями, так и заинтересованными пользователями, непосредственно принимающими управленческие решения. Несмотря на то, что система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется, ее прямые функции не позволяют в достаточной мере сформировать достоверную, отражающую объективные финансово-хозяйственные процессы, бухгалтерскую (финансовую) информацию. Поэтому в современных условиях возникла необходимость создания независимых контрольных органов, которые, осуществляя последовательный контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета, подтверждая достоверность бухгалтерской (финансовой) информации, могут оказывать и квалифицированные консультационные услуги по улучшению методологии бухгалтерского учета, а также финансового состояния экономического субъекта. Воспользовавшись знаниями методологии учета, бухгалтерских стандартов, пониманием сущности финансово-хозяйственных операций, а также навыками финансового аналитика, служба внутреннего контроля, определяя эффект от каждой финансово-хозяйственной операции, интерпретируя изменения в конкретных статьях отчетности, формирует определенные выводы и дает необходимые рекомендации для принятия или корректировок управленческих решений экономического субъекта [4]. Важным в развитии методов контроля стало внедрение в российскую экономику аудита. Несмотря на то, что по мнению ряда авторов аудит в России состоялся, все существующие теоретические разработки отечественной научной мысли направлены главным образом на организацию внешнего аудита. Так как процесс управления экономическим субъектом и надлежащим образом организованную систему внутреннего контроля невозможно отделить друг от друга, не нарушив при этом стройность и эффективность всей системы управления, то, как следствие, возникает потребность не в эпизодическом применении независимого внешнего аудита, а в постоянно действующей и эффективной структуре, входящей в систему внутреннего контроля в качестве неотъемлемой ее части [3]. Известно, что еще на стадии знакомства с характером и особенностями финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, аудитор должен оценить качество систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля этого субъекта. Однако следует помнить, что ценность для экономического

субъекта любой информации, в том числе и получаемой в результате аудиторской проверки, тем выше, чем ниже затраты на ее получение. В то же время необходимым условием эффективности системы внутреннего контроля является наличие у субъекта независимой организационной структуры - службы внутреннего аудита. К отличиям внутреннего аудита от внешнего следует отнести ограниченную независимость, обеспечение регулярного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, регулярное предоставление информации с целью принятия и корректировок, ранее принятых управленческих решений. Согласно существующим как в российской, так и в международной практике положениям, система внутреннего контроля состоит из трех основных элементов:

1) надлежащим образом организованной системы бухгалтерского учета - системы учета, формирующей достаточно полную, своевременную и достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающей контроль за наличием и движением имущества, а также предотвращающей возможность появления злоупотреблений;

2) контрольной среды - общего отношения руководства экономического субъекта к необходимости организации и осуществления внутреннего контроля за функционированием данного субъекта и, как следствие, принимаемых в этой связи действий;

3) отдельных средств контроля - принятой руководством экономического субъекта политики, процедур и иных действий, призванных обеспечить возможность выявления или предотвращения и исправления искажений информации в системе бухгалтерского учета, а также всего процесса управления экономическим субъектом с целью достижения его стратегических целевых установок.

Анализ приведенных выше определений внутреннего аудита, а также основных элементов системы внутреннего контроля, позволяет определить внутренний аудит как действенное, многофункциональное средство контроля, организованное руководством экономического субъекта, призванное обеспечить эффективность всей системы внутреннего контроля и оптимизацию принимаемых управленческих решений. Внутренний аудит является составляющим элементом системы внутреннего контроля, его стратегическая направленность должна быть прежде всего адекватной целевым установкам этой системы. Если исходить из данного утверждения, то необходимо учитывать то обстоятельство, что цель системы внутреннего контроля представляет собой обеспечение процесса управления экономическим субъектом разнообразными, надлежащим образом обработанными и проанализированными как внутренними, так и внешними информационными потоками, необходимыми для достижения стратегических целей функционирования экономического субъекта. По этой причине цель внутреннего аудита на современном этапе развития экономических отношений можно определить как многофункциональное содействие системе управления экономическим субъектом в реализации эффективного функционирования системы внутреннего контроля и, как следствие, оптимизацию принимаемых управленческих решений. Теоретические исследования ученых и практический опыт аудиторов стран с развитой рыночной экономикой в области выработки и применения основополагающих фундаментальных принципов аудита определяют их как этические правила, нормы или принципы, соблюдение которых позволяет повысить степень доверия к результатам аудиторской деятельности заинтересованных в ней пользователей. К этим принципам относят независимость, честность, добросовестность, объективность, конфиденциальность, профессиональную компетентность, профессиональное поведение. Несмотря на то, что система управления экономическим субъектом ожидает от внутреннего аудита безошибочных результатов его деятельности, постоянно следует помнить, что внутренние аудиторы не могут гарантировать абсолютной точности своих выводов и рекомендаций.

Список литературы /References

1. Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Стандарты). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iia.ru/ (дата обращения: 24.11.2017).

2. Правило (Стандарт) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» / Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 23 сент. 2002 г. № 696 (ред. от 22.12.2011). Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ (дата обращения: 24.11.2017).

3. Подольский В.И., Савин А.А. Аудит. Учебник (4-е изд.) // Издательство: Юрайт, 2016. 592 с.

4. Сонин А. Зачем компании внутренний аудит? / А. Сонин // Управление компанией, 2015. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.