Научная статья на тему 'Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур'

Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1478
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА / СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипулатова Надежда Синибековна

В статье рассматривается развивающее и воспитательное значение внеурочной работы по иностранным языкам. Автор исследует принципы обучения иностранным языкам, от которых зависят эффективность и результативность внеурочной работы по предмету «Иностранный язык». В статье учитываются психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку на разных уровнях в процессе организации и проведения внеурочной работы по иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алипулатова Надежда Синибековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур»

УДК 378.01

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР

©2013

Алипулатова Н.С.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается развивающее и воспитательное значение внеурочной работы по иностранным языкам. Автор исследует принципы обучения иностранным языкам, от которых зависят эффективность и результативность внеурочной работы по предмету «Иностранный язык». В статье учитываются психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку на разных уровнях в процессе организации и проведения внеурочной работы по иностранным языкам.

The author of the article examines the developmental and educational value of extracurricular work in a foreign language teaching. She explores the principles of learning foreign languages, which influence the efficiency and effectiveness of extracurricular work in the "Foreign Language" subject. In the article psychological and pedagogical features of foreign language teaching at various levels are taken into account in the process of organization and conduct of extracurricular work in a foreign language teaching.

Ключевые слова: внеурочная работа, мотивация к изучению языка, система школьного образования, гуманизация образования, иноязычная коммуникативная деятельность, методическая подготовка будущего учителя иностранного языка.

Keywords: extracurricular work, motivation to learn the language, the system of school education, humane education, foreign language communicative activity, methodical preparation of future teachers of foreign languages.

Внеурочная работа на современном этапе развития образовательной системы имеет развивающее и воспитательное значение, поскольку расширяет знания учащихся, формирует их кругозор, развивает креативные способности, повышает мотивацию к изучению культуры и языка другой страны.

Неслучайно в заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе констатируется необходимость изучения иностранных языков в качестве важного средства общения между народами, лучшего ознакомления с культурой, обычаями и традициями, укрепления международного сотрудничества.

В отечественной и зарубежной литературе накоплен достаточный теоретический и практический материал по организации внеурочной работы как продолжения учебно-воспитательного процесса.

Происходящие в последнее время существенные изменения в системе школьного образования требуют совершенно новых подходов, форм и содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое распространение получают компьютерные и Интернет^технологии, мультимедийное сопровождение внеклассной работы в средних школах городов и населенных пунктов Дагестана требует разработки соответствующих методик, поскольку негативное влияние массовой культуры, материальное положение многих семей приводят, в конечном счете, к росту количества «трудных» детей. Именно поэтому на педагогических советах средних школ г. Махачкалы регулярно поднимается вопрос о необходимости усиления вопросов воспитания на современном этапе развития общества.

В настоящее время учеными и педагогами ведется поиск нетрадиционных подходов к организации внеурочной работы, ориентированный, прежде всего, на личность, что требует самостоятельного определения содержания и форм взаимодействия в рамках внеклассной работы по предмету, учитывающих специфику и интересы учащихся.

На кафедре теории и методики обучения иностранным языкам ДГПУ разработаны

учебные материалы по внеурочной работе для использования на практических занятиях («Организация внеурочной работы по предмету ИЯ») в ходе педагогических практик студентов 4 и 5 курсов и т. д., которые могут быть рекомендованы учителям иностранного языка в средних школах региона.

При этом использование приведенных материалов обеспечит благоприятные условия для развития и проявления творческих способностей школьников, фантазии.

Следует отметить, что внеурочная работа по иностранному языку помогает удовлетворить потребность учащихся в неформальном общении во время проведения утренников, вечеров, организации кружковой и клубной деятельности.

При этом внеурочная работа по предмету выступает естественным продолжением учебной деятельности, составляя единый учебно-воспитательный процесс, который строится на принципах связи обучения с реальной жизнью, знакомит учащихся с событиями в стране и за рубежом, с интересными людьми-носителями языка.

Принцип коммуникативной активности во внеклассной работе позволяет использовать значимый и доступный вид деятельности (ведение переписки с зарубежными друзьями, участие в драматических кружках и т. д.), где сочетаются коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

При этом учет возрастных особенностей учащихся и уровня языковой подготовки, обеспечение преемственности внеклассной деятельности и уроков иностранного языка создают благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

Во внеурочной работе по иностранному языку реализуется принцип межпредметных связей, значение которого объясняется единством конечной цели учебно-воспитательного процесса школы - формирования всесторонне развитой личности.

Внеклассная работа по предмету, проводимая учителями иностранного языка средних учебных заведений № 5, 9, 14, 17, 38, 46 г. Махачкалы, способствует успешной реализации целей обучения, использованию современных технологий обучения, и в частности использованию метода проектов во внеурочной деятельности учащихся. Работа над проектами дает возможность слабоуспевающим школьникам проявить себя во внеклассной работе по иностранному языку, одолеть боязнь ошибок в речи.

Кроме того, проектная деятельность на и вне уроков позволяет учащимся применять речевые умения и навыки на практике, повышает профессиональную компетентность учителя иностранного языка, выступающего в роли помощника и консультанта, выявить способности каждого ученика в различных областях. Тесная взаимосвязь иностранного языка с другими школьными предметами обогащает внеклассную работу, улучшает качество ее проведения.

Эффективность и результативность внеурочной работы зависит от учета и соблюдения некоторых условий, к которым отнесены: добровольность участия учащихся во внеклассных мероприятиях; новизна содержания работы; хорошая организация и проведение планируемой внеурочной работы по предмету. С этих позиций планирование внеклассной работы учителем иностранного языка предполагает выбор форм проведения, определение практических и воспитательных задач, отвечающих интересам аудитории.

С учетом сказанного целью внеклассной работы по иностранному языку в учебных заведениях выступает расширение и углубление знаний, умений и навыков иноязычной коммуникативной деятельности, стимулирование интереса учащихся и их всестороннее развитие, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нрав-ственную сферы.

Важным фактором успешного достижения поставленной цели является учет психолого-педагогических особенностей обучения иностранному языку на разных уровнях, знание учителем свойств личности, дающее возможность определить содержание и формы внеурочной работы по иностранному языку. При этом начальный этап организации внеклассной деятельности предполагает разъяснение социальной и личностной значимости иностранного языка, организацию коммуникативной культуры учащихся, удовлетворение достигнутыми результатами внеклассной работы.

На среднем этапе целесообразно обеспечить проявление учащимися большей социальной активности и стремление к восприятию нового материала по иностранному

языку, интерес и серьезное отношение к внеурочным заданиям.

На старшем же этапе важно обеспечить всестороннее развитие личности, получение полезной дополнительной информации, углубленное усвоение знаний по иностранному языку. Кроме того важно формировать научное мировоззрение, социальную активность, учитывать при проведении внеклассных мероприятий не только психологические особенности школьников, но и всего классного коллектива, организационное, психологическое, интеллектуальное, эмоциональное единство между учащимися.

Знание психологических особенностей школьников - предпосылка успешности выбора учителем форм, определения содержания и проведения внеурочной работы по иностранному языку в средней школе. С этих позиций в курсе методики по разделу «Внеклассная работа по предмету» у студентов старших курсов Института иностранных языков ДГПУ формируются практические умения, необходимые для ведения внеурочной работы, организации внеклассных мероприятий в средней школе, являющейся составной частью методической подготовки будущего учителя иностранного языка.

Внеклассные мероприятия по предмету, которые проводят студенты-практиканты (викторины, инсценировки, утренники и вечера), способствуют языковой подготовке, овладению языковым материалом по иностранному языку в средней школе.

Примечания

1. Внеурочная работа. Рос. пед. энц. М., 2003. С. 151. 2. Внеурочные учебные занятия. Рос. пед.

энц. М., 2003. С. 152. 3. Савина С. Н. Внеклассная работа по ИЯ в средней школе. М. :

Просвещение, 2001, 207 с. 4. Дневник студента-практиканта. Махачкала, ДГПУ, 2010. 5.

Якушина Л. 3. Связь урока и внеурочной работы по ИЯ. М.: Высшая школа, 2004. 132 с.

Статья поступила в редакцию 25.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.