Научная статья на тему 'РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ'

РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА МИГРАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ / КВОТЫ / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / РАБОТОДАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комаровский Виктор Викторович

Отечественная миграционная политика переживает период серьезной трансформации. После длительного подготовительного периода к концу этого года МВД планирует представить обновленную версию базового закона в сфере миграции. Пандемия также существенно повлияла на миграционные процессы и в первую очередь на трудовую миграцию. Система регулирования внешней трудовой миграции требует существенного обновления подходов к взаимодействию ее составных частей, целей и задач в современных условиях. Все очевидней становится необходимость перехода от «реактивной» политики (реагирования на происходящие изменения), к программно-целевому принципу построения системы упреждающих действий на основе реальной оценки ситуации, сбалансированного прогноза ее развития, целей и задач текущей и перспективной миграционной политики. Предлагаемая вниманию работа посвящена анализу современной роли и места визовой трудовой миграции. Данной категории внешней трудовой миграции уделяется недостаточное внимание в отечественной научной литературе. И это при том, что именно данный сегмент обеспечен наиболее полной информационной базой (Минтруд России). В работе представлен анализ механизма сокращения данного сегмента трудовой миграции, его обусловленности как масштабами спроса на визовых специалистов, так и целенаправленными шагами по ограничению их присутствия в стране. Особое внимание уделено территориальному распределению визовых трудовых мигрантов по регионам, их профессионально-квалификационной структуре. В итоге делается вывод, что необходимо совершенствование процедур определения потребности в иностранной рабочей силе на уровне регионов, что отсутствуют предпосылки перехода от системы квот к патентам. Сложившиеся в мире модели миграционного регулирования включают сходный набор инструментов, дополняющих друг друга при изменении спроса и предложения на рынке труда. Отказ от вполне эффективных инструментов вроде квот, широко используемых в мире, может принести сиюминутные выгоды, но привести, в конечном счете, к большим проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EXTERNAL LABOR MIGRATION IN THE MIGRATION POLICY OF RUSSIA

Russian migration policy is going through a period of serious transformations. After a long preparatory period, the Ministry of Internal Affairs plans to present an updated version of the Basic Law in the field of migration by the end of this year. The pandemic also significantly affected migration processes and, first of all, labor migration. The system of regulation of external labor migration requires a significant update of approaches to the interaction of its constituent parts, goals, and objectives in modern conditions. The need to move from a "reactive" policy (reaction to ongoing changes) to a program-targeted principle of building a system of proactive actions based on a real assessment of the situation, a balanced forecast of its development, goals, and objectives of the current and future migration policy is becoming more obvious. This research is devoted to the analysis of the current role and place of external labor migration. Insufficient attention is paid to the external labor migration in the domestic scientific literature, while this segment is provided with the most complete information base (Ministry of Labor of Russia). The article presents an analysis of the mechanism for reducing this segment of labor migration, its conditionality both by the scale of demand for labor migrants and by targeted actions to limit their presence in the country. The author pays particular attention to the territorial distribution of labor migrants by region, and their professional qualifications. As a result, it was concluded that it is necessary to improve the procedures for determining the need for foreign labor at the regional level and that there are no prerequisites for the transition from the system of quotas to patents. The models of migration regulation that have taken shape in the world include a similar set of tools that complement each other in response to changes in demand and supply in the labor market. Abandoning sufficiently effective instruments, such as quotas, which are widely used around the world, can bring immediate benefits, but ultimately lead to serious problems.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ»

■

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2021-43-2-19-32 УДК 314.74 ^ Л1: Л8

РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

В.В. Комаровский

Институт мировой экономики и международных отношений РАН им Е.М. Примакова,

Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-1701-1094

АННОТАЦИЯ

Отечественная миграционная политика переживает период серьезной трансформации. После длительного подготовительного периода к концу этого года МВД планирует представить обновленную версию базового закона в сфере миграции. Пандемия также существенно повлияла на миграционные процессы и в первую очередь на трудовую миграцию. Система регулирования внешней трудовой миграции требует существенного обновления подходов к взаимодействию ее составных частей, целей и задач в современных условиях. Все очевидней становится необходимость перехода от «реактивной» политики (реагирования на происходящие изменения), к программно-целевому принципу построения системы упреждающих действий на основе реальной оценки ситуации, сбалансированного прогноза ее развития, целей и задач текущей и перспективной миграционной политики.

Предлагаемая вниманию работа посвящена анализу современной роли и места визовой трудовой миграции. Данной категории внешней трудовой миграции уделяется недостаточное внимание в отечественной научной литературе. И это при том, что именно данный сегмент обеспечен наиболее полной информационной базой (Минтруд России).

В работе представлен анализ механизма сокращения данного сегмента трудовой миграции, его обусловленности как масштабами спроса на визовых специалистов, так и целенаправленными шагами по ограничению их присутствия в стране. Особое внимание уделено территориальному распределению визовых трудовых мигрантов по регионам, их профессионально-квалификационной структуре. В итоге делается вывод, что необходимо совершенствование процедур определения потребности в иностранной рабочей силе на уровне регионов, что отсутствуют предпосылки перехода от системы квот к патентам. Сложившиеся в мире модели миграционного регулирования включают сходный набор инструментов, дополняющих друг друга при изменении спроса и предложения на рынке труда. Отказ от вполне эффективных инструментов вроде квот, широко используемых в мире, может принести сиюминутные выгоды, но привести, в конечном счете, к большим проблемам.

Ключевые слова: миграционная политика; система миграционного регулирования; трудовая миграция; рынок труда; спрос и предложение; квоты, иностранная рабочая сила, работодатели.

Для цитирования: Комаровский В.В. Роль внешней трудовой миграции в миграционной политике России. Социально-трудовые исследования. 2021;43(2):19-32. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-43-2-19-32.

ОRIGINAL PAPER

THE ROLE OF THE EXTERNAL LABOUR MIGRATION IN THE MIGRATION POLICY OF RUSSIA

V.V. Komarovsky

Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations

of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-1701-1094

© Комаровский В.В., 2021

ABSTRACT

Russian migration policy is going through a period of serious transformations. After a long preparatory period, the Ministry of Internal Affairs plans to present an updated version of the Basic Law in the field of migration by the end of this year. The pandemic also significantly affected migration processes and, first of all, labor migration. The system of regulation of external labor migration requires a significant update of approaches to the interaction of its constituent parts, goals, and objectives in modern conditions. The need to move from a "reactive" policy (reaction to ongoing changes) to a program-targeted principle of building a system of proactive actions based on a real assessment of the situation, a balanced forecast of its development, goals, and objectives of the current and future migration policy is becoming more obvious. This research is devoted to the analysis of the current role and place of external labor migration. Insufficient attention is paid to the external labor migration in the domestic scientific literature, while this segment is provided with the most complete information base (Ministry of Labor of Russia). The article presents an analysis of the mechanism for reducing this segment of labor migration, its conditionality both by the scale of demand for labor migrants and by targeted actions to limit their presence in the country. The author pays particular attention to the territorial distribution of labor migrants by region, and their professional qualifications. As a result, it was concluded that it is necessary to improve the procedures for determining the need for foreign labor at the regional level and that there are no prerequisites for the transition from the system of quotas to patents. The models of migration regulation that have taken shape in the world include a similar set of tools that complement each other in response to changes in demand and supply in the labor market. Abandoning sufficiently effective instruments, such as quotas, which are widely used around the world, can bring immediate benefits, but ultimately lead to serious problems.

Keywords: migration policy; migration regulation system; labor migration; labor market; supply and demand; quotas; foreign labor; employers.

For citation: Komarovsky V. V. The role of the external labor migration in the migration policy of Russia. Social and labor research. 2021;43(2):19-32. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-43-2-19-32.

ВВЕДЕНИЕ

Для объективного восприятия миграционных процессов необходим непредвзятый взгляд на все их компоненты и в особенности на визовую миграцию, в том числе из-за ее роли и места в структуре миграционных потоков, в формировании форм и методов регулирования трансграничного перемещения различных категорий иностранцев. Естественно, что эта роль и масштабы постоянно изменяются, как и цели и задачи миграционного регулирования1.

Исходной целью визового режима является необходимость упорядоченного регулирования притока иностранцев, коррекции структуры потоков приезжих в зависимости от текущих экономических и демографических потребностей стран приема, поддержания баланса интересов граждан принимающей страны и приезжих, социальной и политической стабильности, укрепления внутренней и внешней безопасности.

Несомненно, с распространением различных наднациональных форм объединения стран (Евросоюз, ЕАЭС, USMCA (United States-Mexico-Canada

1 ILO Global Estimates on International Migrant Workers - Results and Methodology. 2nd ed. International Labour Office - Geneva: ILO, 2018.

United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). International Migration 2020 Highlights https://Www.un.org/sites/un2.un.org/files/undesa_pd_2020_inter-national_ migration_highlights.pdf.

Agreement) и ряда других масштабы визовой миграции существенно сократились, все большую практику получают безвизовые механизмы перемещения граждан стран-участников. Широкое распространение получили и двусторонние безвизовые режимы взаимодействия с более широким кругом стран, прежде всего в целях облегчения притока туристов, расширения деловых связей, привлечения учащихся и необходимых специалистов, ученых и квалифицированных рабочих.

Важно и то, что и приток безвизовых мигрантов в той или иной мере включен в систему национального миграционного регулирования. Прежде всего, безвизовый режим между странами, не входящими в конкретные объединения, как правило, включает отнюдь не все категории приезжих одномоментно. Во многих случаях это может касаться либо кратковременных форм пребывания (туризм и деловые поездки), либо конкретных категорий приезжих (учащиеся, исследователи, специалисты).

В основе планирования и организации как визовых, так и в значительной мере безвизовых потоков иностранных граждан широко используется программно-целевой подход для привлечения в принимающую страну иностранцев, обладающих наиболее востребованными профессиями и специальностями.

Естественно, что для внешней трудовой миграции механизмы привлечения и регулирования

притока визовой ИРС играют весьма важную, если не ключевую роль. Одним из наиболее распространенных инструментов регулирования выступают миграционные квоты. В России при подавляющем преобладании безвизовой трудовой миграции, визовые квоты, по сути, остались чуть ли не единственным инструментом регулирования приема трудовых мигрантов из «первого» и «третьего» миров2.

Характерно, что в последнее время выдвигается все больше предложений об отказе от квотирования, переводе на систему патентов и визовых категорий мигрантов.

Следует отметить, что квоты для использования иностранной рабочей силы (ИРС) из стран, с которыми у принимающего государства действует визовый режим - практически повсеместная практика в странах-реципиентах, наиболее привлекательных для трудовых мигрантов. И это положение сохраняется несмотря на все колебания динамики спроса [1, 2].

Конечно, в зависимости от конкретных объективных и субъективных условий механизмы квотирования могут различаться и трансформироваться, но, как представляется, сохраняют свою роль действенного регулятора притока востребованных категорий иностранных работников и ограничения наплыва избыточных.

Поддержание баланса спроса и предложения на услуги ИРС на рынке труда - одна из фундаментальных задач миграционного регулирования. Нарушение данного баланса должно вызывать либо поощрительные, либо ограничительные меры в зависимости от характера складывающегося дисбаланса. Не следует упускать из вида и колебания спроса в странах приема на постоянную и временную ИРС. Квотирование при планировании востребованных категорий трудовых мигрантов остается вполне работоспособным инструментом, хотя и подвергающимся постоянным нападкам [3, 4, 5].

В отечественной миграционной политике достаточно четко прослеживаются два противоположных подхода к внешней трудовой миграции [6, 7].

Одни настаивают на необходимости ее расширения в условиях обострения демографических проблем и необходимости модернизации экономики в условиях цифровизации, другие, исходя из необходимости укрепления экономического потенциала, требуют более полного использования

2 Канал привлечения высококвалифицированных специалистов (ВКС) и работников, включенных в перечень профессий, утвержденных Минтрудом вне региональных квот, играет достаточно ограниченную роль.

собственных резервов, стремятся к ее минимизации [8, 9, 10].

При этом показательно, что при обоих подходах из поля зрения сторон выпадают как проблема объективной оценки потребностей отечественного рынка труда, необходимость модернизация механизмов их определения, так и насущность перехода к программно-целевым принципам регулирования притока ИРС.

Причем это касается не только визовой, но и безвизовой миграции, регулирование которой также должно совершенствоваться, прежде всего, на основе использования организованных форм привлечения необходимой зарубежной рабочей силы и сокращения доли стихийного и полутеневого сектора ее использования. При этом первоочередной является задача встроить в систему миграционного регулирования эффективные инструменты защиты интересов отечественного работника на основе реального противодействия демпингу со стороны более дешевой ИРС3.

Не следует упускать из вида, что динамика миграционных потоков во многом носит колебательный характер, и заметное сокращение доли визовой трудовой миграции вполне может смениться противоположной тенденцией. Все явственнее проявляется и потребность многих принимающих стран в конкретных категориях трудовых мигрантов - не только высококвалифицированных, но и сезонных/циркулярных4.

Одним из аргументов отказа от квотирования выступает утверждение, что выделяемые квоты выбираются в регионах примерно на половину заявленного объема или около того. Другим - присутствие в данной сфере перекупщиков квот и соответствующих проблем. Но, наверное, самый веский, по мнению авторов, аргумент - то, что переход к патентной системе принесет существенный доход казне. Однако следовало бы задуматься, а не приведет ли это к еще большему сокращению числа претендентов на въезд? Тем более что это и так происходит.

И, наконец, для решения программно-аналитических задач необходима достоверная и полная информация. Современная информационная база

3 Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» от 31.10.2018.

4 Statistics on immigration 2020: Most immigrants come to Finland

to work, the Coronavirus affected the number of applications (20.1.2021) https://migri.fi/en/-/statistics-on-immigration-2020-most-immigrants-come-to-finland-to-work-the-coronavirus-affected-the-number-of-applications?ref= newsroom «Миграция — это экспорт рабочей силы» — Минтруда. (16.09.2020) / Газета UZ. https://www.gazeta.uz/ru/2020/09/16/ migrants-quality/

оценки миграционной ситуации крайне ограничена, т. к. в основном опирается на данные выборочных социологических опросов и скупую статистическую информацию Росстата и МВД.

В этих условиях информационная база визовой трудовой миграции представляет собой приятное исключение. И этому мы обязаны процедурам системы квотирования, благодаря которым в настоящее время доступны данные заявок конкретных работодателей о численности, гражданстве, профессиональной структуре и оплате ИРС, планируемой к привлечению в конкретные регионы и на конкретные предприятия [11].

Текущее снижение масштабов притока в Россию визовых мигрантов, прежде всего из развитых стран, обусловлено рядом факторов. Среди них -достаточно низкая привлекательность российской экономики, в том числе и по уровню оплаты, политические факторы (режим санкций), сложность процедур получения приглашения и виз и, несмотря на все декларации, слабость спроса российских компаний на легальную квалифицированную рабочую силу.

Выдвигаемые аргументы в пользу отказа от механизма квотирования представляются крайне легковесными, т. к. свидетельствуют, прежде всего, не об архаичности системы квот, а о неэффективности действующей процедуры отбора заинтересованных работодателей, определения реальных объемов региональных потребностей в визовой ИРС, ее усложненности и зарегулированное™5.

Практика отказа от отдельных инструментов системы миграционного регулирования свидетельствует не об их непригодности, а об отсутствии навыков их квалифицированного и своевременного использования. Или, что более существенно, - о не завершенной системе, в которой каждому инструменту регулирования была бы отведена конкретная роль и налажено устойчивое взаимодействие с другими компонентами. При этом не следует представлять механизм подобного подхода как обязательность непременного и одновременного использования всех имеющихся инструментов регулирования.

Выбор конкретных мер и механизмов зависит от конкретных целей и задач текущего этапа ре-

5 Министерство труда и социального развития Омской области. Памятка для работодателей и иностранных граждан о порядке привлечения и использования труда иностранных работников. Омск, 2020. С. 11-14.

Министерство труда и социального развития Мурманской области (2021). Потребность Мурманской области в привлечении иностранных работников из визовых стран в 2021 году. https:// minsoc.gov-murman.ru/files/potrebnost-murmanskoy-oblasti-v-privlechenii2021.pdf.

гулирования, но общий набор регулирующих инструментов должен быть сформирован и готов к любому изменению миграционной ситуации. И конечно, текущие и перспективные задачи миграционной политики предполагают постоянное внимание к имеющемуся набору мер и инструментов, их непрерывному совершенствованию.

При таком подходе предпочтительнее не отказываться от якобы «ненужных» инструментов, а обращать пристальное внимание на совершенствование системы отборочных процедур, отказ от (формально) жесткой фиксации предоставляемого региону объема приглашений, предоставления регионам больших прав гибкого использования полученных квот при изменениях текущей ситуации.

ДИНАМИКА ВИЗОВОГО КВОТИРОВАНИЯ В РОССИИ

Наблюдаемая динамика объемов визовых квот демонстрирует следующие четко выраженные тенденции: планомерное снижение объемов региональных квот, сопровождаемое довольно интенсивным перераспределением их объемов для конкретных регионов в течение года (зачастую по 5-7 раз). Данная тенденция во многом определяется ежегодно устанавливаемыми нормативными рамками, а не только и не столько снижением регионального спроса на ИРС.

Из имеющихся данных вытекает, что, в связи с ослаблением контроля за привлечением визовых трудовых мигрантов в 2008-2009 гг., заканчивается период существенных колебаний объемов визовой ИРС и наступает время регулируемого плавного сокращения объемов визовой трудовой миграции до современных масштабов (рис. 1).

Однако время от времени в представленной картине динамики могут происходить и определенные флуктуации. Как известно, в настоящее время в годовой объем квот нормативно заложен 30%-й резерв именно на случай экстраординарного роста или снижения потребности в ИРС в том или ином регионе. То есть фактический объем квоты существенно ниже заявляемого6. Принятие подобной демпферной нормы во многом было вызвано именно экстраординарной ситуацией 20082009 гг. (рис. 2).

6 Резерв квоты по РФ установлен в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 «Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой дея-

тельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.09.2013 г. № 800.

-1-i-т-1-1-i—

/ / / ^ / ^ # ^ f ^ 4? # ^ ^ j> f ^ # #

Fig. 1 / Рис. 1. Россия: Динамика квот на выдачу визовым иностранным гражданам приглашений на въезд в страну и разрешений на работу / Russia: Dynamics of quotas for the issuance of invitations to foreign citizens to enter the country and work permits

Источник/ Source: Справка о размерах квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу. https:// demo. garant.ru/document/print/text?id=5758999&is_garant_ comments_ hidden=0&is_version_ comments_hidden=0&font_ scale=1 / Certificate on the size of quotas for the issuance of invitations to foreign citizens to enter the Russian Federation in order to carry out labor activities and work permits.

700000 652140

600000

500000 400000 300000 200000 100000 0 330050 167502 19835 J\ 94045 107368 3240529566333652422923508

0

2003 2004 2007 2008 2009 2010 2012 2014 2017 2018 2019 2020 2021

Fig. 2/ Рис. 2. Россия: Динамика резерва квот на выдачу визовым иностранным гражданам приглашений на въезд в страну и разрешений на работу / Russia: Dynamics of the reserve of quotas for the issuance of invitations to foreign citizens to enter the country and work permits

Источник/ Source: Приложения к Приказам Минздравсоцразви-тия и Минтруда России о распределении по субъектам РФ квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу на соответствующий год. / Appendices to the Orders of the Ministry of Health and Social Development and the Ministry of Labor of Russia on the distribution of quotas for the subjects of the Russian Federation for the issuance of invitations to foreign citizens to enter the Russian Federation to carry out labor activities and work permits for the corresponding year.

Так, в 2009 г. плановый резерв квоты составил 52,1 % общего рекордного объема визовых пригла-

"7

шений .

Именно поэтому, начиная с 2014 г. установлен 30% объем резерва, и в течение конкретного года

7 Резерв квоты установлен в соответствии с пунктом 30 «Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 г. № 783 (утратил силу).

Fig. 3/ Рис. 3. Россия: Динамика оформления виз и разрешений на работу. 2015 - 2020 / Russia: Dynamics of visas and work permits. 2015 - 2020

Источник/ Source: Приложения к Приказам Минтруда России о распределении по субъектам РФ квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу на соответствующий год. / Appendices to the Orders of the Ministry of Labor of Russia on the distribution of quotas for the subjects of the Russian Federation for the issuance of invitations to foreign citizens to enter the Russian Federation in order to carry out labor activities and work permits for the corresponding year

его размер может изменяться несколько раз в зависимости от перераспределения региональных квот. И в последние годы его финальный объем, как правило, не превышал 23 %. Это может служить дополнительным свидетельством отсутствия недобора квот в регионах.

В 2018 г. наблюдалось довольно необычное явление - серьезный рост спроса на визовую ИРС заставил в законодательном порядке увеличить годовую квоту со 140 423 приглашений до 178 4548.

Данный эпизод любопытен тем, что плановый размер квоты был установлен в 79,3 % от потребности, определенной на 2017 г. Реальная же потребность оказалась даже несколько выше, чем в предшествовавшем году. В дальнейшем подобная ситуация не повторялась, что скорее всего связано с меньшими масштабами инвестиционных проектов, требующих прироста въезда визовой ИРС.

И, наконец, следует сказать несколько слов и о динамике оформления въездных виз и разрешений на работу для визовых иностранцев в целом (рис. 3).

Как следует из представленных данных, если объем оформленных виз, в общем и целом на протяжении четырех лет перед пандемией увеличивался, то объем разрешений на работу для визовых мигрантов непрерывно и очень существенно сокращался. Специалисты, привлекаемые вне квот (ВКС и КС), даже при некоторых колебаниях спроса, в целом не повлияли на общую тенденцию

8 Приказ Минтруда от 24.10.2018 № 658н.

Центральный ФО ^ ■ Дальневосточный ФО ем Сибирский ФО Северо-Западный ФО Уральский ФО Приволжский ФО Южный ФО Северо-Кавказский ФО

4026 3104

■64

34*

/ \

7330

54464

/ 44905

33976

/ 81921 7204 16045

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018 2019

0 2003 2004 2007 2008 2009 2010 2012 2014 2017 2020 2021

Fig. 4/ Рис. 4. Россия: Динамика доли оформленных разрешений на работу для высококвалифицированных и квалифицированных специалистов. 2015 - 2020 (%) / Russia: Dynamics of the share of issued work permits for highly qualified and qualified specialists. 2015 - 2020 (%) Источник/Source: Приложения к Приказам Минтруда России о распределении по субъектам РФ квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу на соответствующий год / Appendices to the Orders of the Ministry of Labor of Russia on the distribution of quotas by constituent entities of the Russian Federation for the issuance of invitations to foreign citizens to enter the Russian Federation to carry out labor activities and work permits for the corresponding year

к снижению и показатели 2020 г. обнажили ее масштабы. Можно отметить некоторый рост доли ВКС (но не численности) вызванный общим снижением спроса на визовых трудовых мигрантов (рис. 4).

Приходится констатировать, что роль визовой трудовой миграции на отечественном рынке труда продолжает снижаться. Причины данного процесса, как и его последствия, разнообразны. В рамках анализа нынешней ситуации гораздо важнее понять является наблюдаемый процесс объективным или же выражением ведомственных интересов.

ДИНАМИКА ВИЗОВОГО КВОТИРОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ

Динамика визовых квот для ИРС в масштабах страны любопытна, прежде всего, с точки зрения общего состояния миграционной политики в данном секторе в рассматриваемый период (2003 -2021 гг.). Но благодаря действующей в настоящее время системе процедур заявочной кампании, публикуемые данные позволяют углублять получаемую картину на любую глубину (вплоть до конкретного работодателя). Федеральные округа в этом смысле следует рассматривать как следующий уровень погружения в проблему.

В целом ФО не являются конкретными получателями квот, первичное определение размеров происходит в регионах в зависимости от заявленной потребности конкретными работодателями. Межведомственная комиссия при Минтруде РФ обобщает и уточняет представленные заявки и на этой основе принимается правительственное по-

Fig. 5/ Рис. 5. Федеральные округа РФ: Динамика распределения визовых квот между округами. 2003 - 2021 / Federal districts of the Russian Federation: Dynamics of the distribution of visa quotas between the districts. 2003 -2021

Источник/Source: Приложения к Приказам Минздравсоцразви-тия и Минтруда России о распределении по субъектам РФ квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу на соответствующий год. / Appendices to the Orders of the Ministry of Health and Social Development and the Ministry of Labor of Russia on the distribution of quotas for the subjects of the Russian Federation for the issuance of invitations to foreign citizens to enter the Russian Federation to carry out labor activities and work permits for the corresponding year

становление об общем объеме квоты на очередной год. При этом все уровни распределения визовых квот взаимосвязаны и каждый представляет существенный интерес для формирования более целостной картины.

В этом смысле роль ФО, распределение между ними квот играет свою достаточно заметную роль9.

Анализ ситуации на данном уровне делает более объемным общие представления об уровне развития регионов страны, выступает в роли специфического индикатора их инвестиционной привлекательности и востребованности контингентов ИРС на соответствующих рынках труда.

Естественно, в структуре ФО представлены регионы с широким разбросом уровня социально-экономического развития и масштабов проблем подъема экономики и уровня жизни. Определенный вклад в соотношение ФО вносят и периодические изменения их числа, передача отдельных регионов из состава одного округа в другой. Например, не так давно Забайкальский край был передан из Сибирского в Дальневосточный ФО.

Существенный интерес представляет перераспределение объемов квот между ФО России, его динамика (рис. 5).

9 Состав и число ФО несколько раз менялись, что имело некоторое влияние на динамику квот. В работе учтены ФО, действующие в современных границах.

Из представленных данных следует, что лидерство Центрального ФО, незыблемое на протяжении целого десятилетия во многом определяло динамику визовой трудовой миграции в масштабах страны. Однако начиная с 2013 г. ситуация заметно меняется. Помимо общего снижения ее масштабов происходит и смена лидера, постепенно им становится Дальневосточный ФО.

Для данной тенденции могут быть, по крайней мере, два объяснения. Как уже отмечалось, участие ФО в распределении визовых квот происходит через суммирование квот регионов, а регионы могут передаваться из округа в округ. То есть состав ФО не постоянен. Некоторое время существовал Крымский ФО, Южный ФО был разделен на Южный и Северо-Кавказский.

Достаточно длительное лидерство Центрального ФО вполне понятно и объяснимо ролью Московской агломерации как наиболее привлекательного места для всех категорий трудовых мигрантов. Эта привлекательность вряд ли сильно уменьшилась и в настоящее время, а вот объем соответствующих квот по отдельности заметно сократился. Другой вопрос - надолго ли?10

Вследствие усилий по диверсификации потоков мигрантов, с 2013 г. роли начали меняться. На первое место вышел Дальневосточный ФО (ДФО) в связи с централизованно предпринимаемыми мерами по его развитию, в том числе и с привлечением серьезных иностранных инвестиций [12].

На окружном уровне можно наблюдать определенное усложнение представленной на рис. 6 динамики. Если для 2017 - 2018 гг. еще можно говорить об определенном росте окружных объемов квот, то уже в 2019 г., не говоря уже о последующих, во всех округах приходится наблюдать серьезное сокращение масштабов визовой трудовой миграции (за исключением Приволжского ФО).

Вне зависимости от набора объективных и субъективных причин (пандемия, снижение спроса, административные решения и т.п.) данного процесса, за исключением Дальневосточного и Центрального ФО, на долю прочих округов изначально приходилось порядка 20 % национальной квоты на 2021 г. (рис. 7).

Даже если данный процесс отражает не только административные мотивы, но и реальное сокращение числа конкретных работодателей, нанимающих визовых трудовых мигрантов или снижение численности запланированных иностранных спе-

0 Дальне восточн ый ФО Центра льный ФО Сибирс кий ФО Привол жский ФО Северо-Западн ый ФО Уральск ий ФО Южный ФО Северо-Кавказс кий ФО Резерв квоты по РФ

2017 36132 21753 14681 5186 6975 19718 1393 2180 32405

2018 44905 33976 21493 8040 14766 21223 3621 864 29566

2019 54464 18192 11365 4160 8869 11571 990 1607 33365

2020 41371 17204 6792 2492 6127 5735 890 153 24229

2021 41544 16045 5608 5308 5140 4264 415 39 23508

12017 2018

■ 2019

■ 2020 2021

Fig. 6/ Рис. 6. Федеральные округа РФ: Динамика распределения визовых квот между округами. 2017 - 2021 / Federal districts of the Russian Federation: Dynamics of the distribution of visa quotas between the districts. 2017 -2021

Источник/Source: Приложения к Приказам Минздравсоцразви-тия и Минтруда России о распределении по субъектам РФ квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу на соответствующий год. / Appendices to the Orders of the Ministry of Health and Social Development and the Ministry of Labor of Russia on the distribution of quotas for the subjects of the Russian Federation for the issuance of invitations to foreign citizens to enter the Russian Federation to carry out labor activities and work permits for the corresponding year.

5308; 5%

5608; 6%

■ Дальневосточный ФО Центральный ФО

■ Сибирский ФО

■ Приволжский ФО Северо-Западный ФО Уральский ФО Южный ФО

Северо-Кавказский ФО Резерв квоты по РФ

10 В феврале 2021 г. произошло первое в году перераспределение квот ряда регионов. Приказ Минтруда России № 54н от 9.02.2021 г.

Fig. 7/ Рис. 7. Федеральные округа РФ: Плановое распределение визовых квот на 2021 г. (шт.) / Federal districts of the Russian Federation: Planned distribution of visa quotas for 2021 (pcs.)

Источник/Source: Приложения к Приказу Минтруда России № 878н от 10.12.2020 г. / Appendices to the Order of the Ministry of Labor of Russia No. 878n dated December 10, 2020.

циалистов, то тенденция не может не привлекать серьезного внимания. Это связано с фактической заменой визовых специалистов безвизовыми, со снижением спроса на ряд категорий квалифицированных специалистов и т.п.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРИВЛЕКАЕМОЙ ВИЗОВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: ЗАПРОС НА 2021 Г.

Конкретное место и роль визовой трудовой миграции в системе национального миграционного регулирования определяется многими факторами. Динамика ее присутствия на отечественном рынке труда предстает в виде своеобразной кривой, отражающей результат взаимодействия всех возмож-

40000 20000

0

2015 2016 2017 2018/исх. 2018

2021

2019 2020

^■Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и сторительных работах ^ Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и • Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной

Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари - сборщики стационарного оборудования ^"Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений ^ Иные профессионально-квалификационные группы ^"Специалисты в области естественных и инженерных наук

^ Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности ^"Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности

Водители и машинисты подвижного оборудования ^ Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей

Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности ^ Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок

^ Квалифицированные работники товарного сельскохозяйственного производства, лесного и ^ Продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и

3463; 3%

11673; 12%

■ Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и других работах

Другие профессии квалифицированных рабочих промышленных предприятий

■ Рабочие металлообработки и машиностроения

■ Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари - сборщики

■ Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) Иные профессионально-квалификационные группы

■ Специалисты в области естественных и инженерных наук

Средний персонал в области финансово - экономической, административной и социальной деятельности

■ Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности

■ Водители и машинисты подвижного оборудования Неквалифицированные рабочие

Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок Квалифицированные работники товарного с/х, лесного и рыбного производства Продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды

Fig. 8/ Рис. 8. Профессионально-квалификационная структура привлекаемой визовой рабочей силы. 2015 - 2021 / Vocational and qualification structure of the employed foreign workers. 2015-2021

Источник/Source: Приложения к Приказу Минтруда России № 878н от 10.12.2020 г. / Appendices to the Order of the Ministry of Labor of Russia No. 878n dated December 10, 2020.

ных факторов, в том числе и ее востребованности российскими (и не только ими) работодателями.

Надежным индикатором потребности выступает профессионально-квалификационный состав привлекаемых трудовых мигрантов. И это характеризует не только структуру текущих запросов рынка труда, но и способов его регулирования, и в определенной мере - уровень развития экономики.

Представленная картина вполне наглядна и дает стимул для увязки регулируемого снижения объемов привлечения визовой ИРС не просто со снижением общего спроса или влиянием «локдау-на» во время пандемии, но и позволяет проследить взаимосвязь с ситуацией в конкретных секторах экономики (рис. 8).

Сокращение более чем в 3 раза спроса на рабочие профессии, отнесенные к «горным, горно-капитальным, строительно-монтажным и ремонтно-строительным работам» свидетельствует либо о сокращении объемов строительства, либо о существенной замене визовых строителей их безвизовыми коллегами.

При этом общая структура спроса на категории визовых работников остается без изменений (рис. 9). Рабочие-строители (составляющие большинство названной группы профессий)

Fig. 9/ Рис. 9. РФ: Профессионально-квалификационная структура квоты на 2021 г. (шт., %) / RF: Vocational qualification structure of the quota for 2021. (pcs., %)

Источник/Source: Приложения к Приказу Минтруда России № 878н от 10.12.2020 г. / Appendices to the Order of the Ministry of Labor of Russia No. 878n dated December 10, 2020.

остаются наиболее востребованной категорией визовиков.

Квалифицированные рабочие ряда предприятий обрабатывающих отраслей (кроме машиностроения и металлообработки) хотя и демонстрируют снижение спроса, но это происходит не так стремительно (17 % - 2021 г.). Рабочие-машиностроители также пользуются определенным спросом (12 % - 2021 г.).

Стоит отметить, что довольно заметен спрос на руководителей разного уровня (8 % - 2021 г.), что, как представляется, определяется присутствием большого числа иностранных компаний и предприятий, предпочитающих нанимать соотечественников, включая управленцев и переводчиков.

Между ФО и тем более конкретными регионами существуют различия не только в размерах квот, но и в структуре востребованной визовой ИРС.

Присутствует и ряд схожих черт социально-экономического характера позволяющий провести определенную типологию округов как по общему размеру получаемой квоты, числу регионов-потребителей основной массы трудовых мигрантов, так и по сходству их профессионально-квалификационного состава.

В этой связи наибольший интерес представляют ЦФО, ДФО и СЗФО, как регионы, чья заинтересованность в визовых мигрантах сохраняется и удовлетворяется, хотя и не в прежних масштабах. Как следует из представленной выше динамики социально-профессиональных категорий визовой ИРС, напрашивается вывод о том, что их потенци-

альное замещение специалистами из безвизовых стран в принципе рассматривается как желательное. И это даже возможно при определенных условиях, но только отчасти.

ЦФО - ЗАПРОС НА ВИЗОВЫХ МИГРАНТОВ В 2021 Г.

Особенностью отечественного спроса на визовую ИРС как в целом, так и в ЦФО в частности является преобладание потребности в квалифицированном труде ряда рабочих профессий (рис. 10).

В 2021 г. более половины квоты, выделенной регионам ЦФО (55 %) направлено в Московскую и Тульскую области. Именно за счет запросов этих областей категория «другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий» - наиболее востребована в округе, в отличие от остальных ФО. Подавляющее большинство заявок данной категории приходится на Московскую, Тульскую, Владимирскую и Рязанскую области. Прежде всего, требуются рабочие пищевой, швейной, обувной и деревообрабатывающей промышленности. Сходный состав квоты получили и такие области как Калужская, Ярославская и Костромская, хотя и в гораздо меньшей пропорции.

Второе место приходится на горняков и строителей (Москва и Тульская обл. по 22 % квоты), третье - на представителей пестрой категории «иные профессионально-квалификационные группы». Причем основной спрос на эту категорию приходится на Москву (50 % городской квоты), что существенно отличает ее от других регионов ЦФО. Это и понятно, т. к. в столице сконцентрировано большое число иностранных представительств фирм, учебных заведений, спортивных организаций, заведений торговли и сферы обслуживания.

Как следует из полученных результатов межрегиональное распределение востребованных занятий не слишком дифференцированно. В основном присутствует спрос на квалифицированных рабочих легкой и пищевой промышленности, строителей разного профиля, для Москвы характерно преобладание не промышленных специалистов и строителей различного профиля. Прочие профессиональные группы представлены крайне слабо.

Среди регионов, привлекающих незначительное число визовых специалистов можно наблюдать «всплески» интереса к той или иной группе специалистов. Как показывают полученные ранее данные, это связано, чаще всего, с деятельностью крупного предприятия, принадлежащего иностранным инвесторам. И роль последних для

■ Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий

Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах

■ Иные профессионально-квалификационные группы

■ Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования

■ Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности

■ Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности Специалисты в области естественных и инженерных наук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности

■ Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок

Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности

Водители и машинисты подвижного оборудования Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики

Fig. 10/ Рис. 10. ЦФО: распределение квоты по профессионально-квалификационным группам. 2021 г. (шт., %) / Central Federal District: distribution of quotas by professional qualification groups. 2021 (pcs., %)

Источник/Source: Приложения к Приказу Минтруда России № 878н от 10.12.2020 г. / Appendices to the Order of the Ministry of Labor of Russia No. 878n dated December 10, 2020.

структуры квот большинства регионов ЦФО, за исключением столичной агломерации, крайне велика.

ДФО - ЗАПРОС НА ВИЗОВЫХ МИГРАНТОВ В 2021 Г.

Дальний Восток продолжает оставаться центром крупных инвестиционных проектов. Так, в Амурской области идет строительство Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома» -главной стройки региона на ближайшие несколько лет. «Газпром» оценивает проект в 950 млрд руб. К крупнейшим подрядчикам и потребителям ИРС как визовой так и безвизовой относится турецкое ООО «Ренейссанс Хэви Индастрис» [13]. На 2021 г. данной фирме предоставлена квота в 6420 позиций различных строительных профессий.

И поэтому в соответствии с продолжением масштабных строек в ФО самым большим спросом пользуются трудовые мигранты квалифицированных строительных специальностей (38%). Поскольку идет строительство промышленных объектов, постольку велик спрос и на квалифицированных машиностроителей, операторов и сборщиков различного профиля (14%). Следует обратить внимание и на достаточно высокую долю руководящего персонала - около 3 тыс. позиций (7% окружной квоты) (рис. 11).

872; 2% _807; 2% 709; 2%

2021; 5% 2991;

■ Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах

■ Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности

■ Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования

■ Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений

■ Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий

■ Специалисты в области естественных и инженерных наук

■ Водители и машинисты подвижного оборудования

■ Иные профессионально-квалификационные группы

■ Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок

■ Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности

■ Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности

■ Продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды

Квалифицированные работники товарного сельс рыболовства

■ Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей э

■ Республика Саха(Якутия)

■ Чукотский АО

■ Магаданская обл.

■ Сахалинская обл.

■ Камчатский край Республика Бурятия

■ Еврейская АО Забайкальский край

■ Приморский край

■ Хабаровский край

■ Амурская обл.

Fig. 11 / Рис. 11. ДФО: распределение квоты по профессионально-квалификационным группам. 2021 г. (шт., %) / Far Eastern Federal District: distribution of quotas by professional qualification groups. 2021 (pcs., %)

Источник/Source: Приложения к Приказу Минтруда России № 878н от 10.12.2020 г. / Appendices to the Order of the Ministry of Labor of Russia No. 878n dated December 10, 2020.

Амурской области в 2021 г. утверждена квота в 22 276 приглашений или 54 % квоты ДФО. Остальные регионы округа получили существенно более скромные объемы. Так доля квоты на горняков и строителей (кроме Амурской области) (59%) досталась, прежде всего, Приморью (14%), Забайкалью (10%) и Хабаровскому краю (8%) (рис. 12).

Вторая по значимости категория разрешений -на рабочих машиностроительных профессий (14 % окружной квоты) распределяется между регионами еще более неравномерно: Амурской области -76 %, Хабаровскому краю - 12 %, девяти остальным регионам - те же 12 %.

Таким образом, и в случае ДФО наблюдается крайне неравномерное распределение виз между регионами. Причины этого очевидны.

Одной из ключевых особенностей социально-экономического развития ДФО является преобладание точечного расселения и размещения производительных сил. Исходя из этого, признано, что реализация приоритетов государственной политики по развитию ДФО также должна носить точечный характер11.

Масштабы округа, отток населения - все это заставляет выбирать именно такой подход. Однако в соответствии со Стратегией пространственного

11 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».

Fig. 12/ Рис. 12. ДФО: распределение квоты на горняков и строителей по регионам. 2021 г. (шт., %) / Far Eastern Federal District: distribution of quotas for miners and builders by region. 2021 (pcs., %)

Источник/Source: Приложения к Приказу Минтруда России № 878н от 10.12.2020 г. / Appendices to the Order of the Ministry of Labor of Russia No. 878n dated December 10, 2020.

развития РФ на период до 2025 г.12 и Концепцией государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 гг. приоритетом является снижение диспропорций между регионами. Получается, что на уровне ФО в рамках квоты на визовую ИРС поставленная задача успешно выполняется. Однако при переходе на уровень конкретных регионов, несмотря на все сокращения, проблема, тем не менее, сохраняется.

СЗФО - ЗАПРОС НА ВИЗОВЫХ МИГРАНТОВ В 2021 Г.

Если пытаться провести типологизацию округов по визовым квотам, то учитывать приходится как их размер, так и их распределение между регионами, преобладающие профессиональные категории и их распределение между регионами.

В целом, в СЗФО, как и в других округах, регионы существенно различаются объемами полученных квот. В каждом округе есть либо единственный получатель основной доли виз, либо несколько (24), но практически не наблюдается хотя бы относительная равномерность распределения.

По востребованности профессий также можно отметить преобладающую роль целевого спроса на конкретные профессии: прежде всего строителей, квалифицированных рабочих металлообработки и прочих промышленных секторов (пищевая, химия и т.п.). Наблюдается также более диверсифицированная структура заявленной потребности (Москва и Петербург). Есть и промежуточные варианты, но с уклоном либо в промышленность, либо в строительство, либо в другую отрасль.

12 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 г. № 207-р.

■ Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики

Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах

■ Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности

■ Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений

■ Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности Иные профессионально-квалификационные группы

■ Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий Специалисты в области естественных и инженерных наук

■ Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования

■ Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств

Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок Водители и машинисты подвижного оборудования

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

I дек.20 фев.21

ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УрФО СФО ДвФО Резерв

Fig. 13/ Рис. 13. СЗФО: распределение квоты по профессионально-квалификационным группам. 2021 г. (шт., %) / Northwestern Federal District: distribution of quotas by professional qualification groups. 2021 (pcs., %)

Источник/Source: Приложения к Приказу Минтруда России № 878н от 10.12.2020 г. / Appendices to the Order of the Ministry of Labor of Russia No. 878n dated December 10, 2020.

Статистика первичной потребности СЗФО в профессионально-квалификационных категориях ИРС дает картину, несколько отличную от ожидаемой (рис. 13).

С незначительным преимуществом первое место занимает потребность в неквалифицированных рабочих (25 %). Если бы не это, то последующая структура востребованных категорий визовой ИРС была бы вполне стандартной. Причина проста. Заявка Великолукского мясоперерабатывающего комбината на подсобных рабочих и грузчиков была изначально удовлетворена полностью, заявка же ведущих регионов округа (Петербурга и Ленинградской обл.) только частично. Данный конкретный факт, не изменяя общих тенденций миграционной политики в сфере визовой трудовой миграции, при формальном взгляде на ситуацию мог бы привести к недостоверным выводам.

В целом же, ситуация в округе определяется несомненным лидерством Петербургской агломерации как в социально-экономическом плане в целом, так и в сфере распределения иностранных трудовых ресурсов, в частности.

ФЕВРАЛЬСКАЯ КОРРЕКЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КВОТ

В феврале 2021 г. по просьбе ряда регионов была скорректирована региональная квота - им были предоставлены дополнительные разрешения на привлечение визовых трудовых мигрантов.

Fig. 14/ Рис. 14. РФ: Изменение объемов квоты по федеральным округам на 2021 г. (февраль 2021 г.) (шт.) / RF: Change in the volume of quotas by federal districts for 2021 (February 2021) (pcs.)

Источник/Source: Приложения к Приказу Минтруда России № 54н от 09.02. 2021 г. / Appendices to the Order of the Ministry of Labor of Russia No. 54n dated February 09, 2021.

Собственно, это обычная практика, связанная именно с тем, что работодатели в регионах первоначально получают урезанную долю запрашиваемого объема визового персонала и потом в течение года этот недостаток в той или иной мере компенсируется (рис. 14).

Это следует из анализа профессионально-квалификационной структуры выделенных дополнительных разрешений. Очевидно, что корректировки рассчитаны, прежде всего, на пополнение недополученных ранее объемов основных профессионально-отраслевых групп привлекаемой ИРС. Для Москвы, например, это все те же «иные профессионально-квалификационные группы» и «рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительных работах» т. е. более 2/3 всей визовой ИРС. Понятно, что иностранные работники указанных категорий заняты на основных инфраструктурных объектах Москвы и северной столицы. Конечно, могут получать квоту и работодатели, занятые в иных сферах бизнеса, однако это, в целом, незначительная доля получателей визовых квот.

Что касается источников увеличения региональных квот, то оно получено именно за счет 30 % резерва, который в феврале составил всего 43 % от планового. Наибольшую прибавку относительно первоначальных квот получили регионы СЗФО (+58 %) и УрФО (+44 %), исходные квоты которых действительно были сильно урезаны. Скорее всего, это не последняя корректировка состава и структуры конкретных региональных квот. Вполне возможно и их уменьшение к концу года.

Картина коррекции региональных квот весьма наглядна на примере ЦФО. Половина областей не запрашивала изменения своих квот. Причем в эту

4510

Н,2^!™ 157 i1095§5 448 -88 16 _12 ^ ДеИ-Ч-Щ-Ш-.,^., _. _. —

12.20 г.

02.21 г.

Fig. 15/ Рис. 15. ЦФО: Изменение объёмов квоты на 2021 г. (февраль 2021 г.) (шт.) / Central Federal District: Change in the volume of quotas for 2021 (February 2021) (pcs.)

Источник/Source: Приложения к Приказу Минтруда России № 54н от 09.02. 2021 г. / Appendices to the Order of the Ministry of Labor of Russia No. 54n dated February 09, 2021.

Г /' J / /

¿Г Ж Ж J?

./ ^ ✓ о/ jf S J / ✓ S

112.20 г. 02.21 г.

о

о

группу входят как области с достаточно выраженной потребностью в ИРС (Владимирская обл.), так и области с незначительным спросом.

Вторая половина включает лидеров по привлечению ИРС, которые получили достаточно весомую прибавку и среди них, конечно, в первую очередь Москва (+64 %). При этом и для малочисленных квот относительный прирост может быть достаточно серьезным (Смоленская и Брянская обл.), хотя и не оказывающим заметного влияния на масштабы потребности округа в визовой ИРС (рис. 15).

Квота Москвы в целом увеличилась на 64 п.п., Калужской - на 42, Рязанской - на 31, Московской -на 22 и Тульской - на 6.

Коррекция квот в СЗФО представляет технологию распределения региональных квот даже более наглядно. Визы, как и везде, выделяются в несколько этапов: первичный - что-то вроде аванса и последующие надбавки в течение года (рис. 16).

Как уже отмечалось, увеличение квоты предоставляется базовым регионам округа. И в данном случае именно Петербургской агломерации, т. к. Мурманск получил дополнительно всего порядка 300 разрешений (+22 %). Увеличение квоты Ленинградской области получилось крайне щедрым (432 %), Петербурга - также достаточно весомым (+60 %). При этом следует обратить внимание на определенную «кооперацию» Петербурга и Ленинградской области при определении необходимых профессионально-квалификационных групп визовой ИРС.

Если в Петербурге прирост осуществлен за счет квалифицированных рабочих промышленности, широкого спектра «иных профессионально-ква-

Fig. 16/ Рис. 16. СЗФО: Изменение объёмов квоты на 2021 г. (февраль 2021 г.) (шт.) / Northwestern Federal District: Change in the volume of quotas for 2021 (February 2021) (pcs.)

Источник/Source: Приложения к Приказу Минтруда России № 54н от 09.02. 2021 г. / Appendices to the Order of the Ministry of Labor of Russia No. 54n dated February 09, 2021.

лификационные групп» и строителей, то в области приоритеты поменяли места. Прежде всего, востребованы иностранные строители, а квалифицированные рабочие промышленных отраслей, включая рабочих машиностроения и металлообработки - занимают вторую и третью позицию. Таким образом, применительно к данной агломерации можно говорить о спросе на квалифицированный труд иностранцев в промышленности, строительстве и сфере обслуживания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже отмечалось, в целом распределение региональных квот носит регулируемый характер. В связи с пандемией это проявляется особенно наглядно. Линия на последовательное сокращение объемов визовой трудовой миграции сохраняется, однако в связи с реальными потребностями ведущих регионов, необходимостью освоения инвестиций в их экономическое развитие возникает необходимость коррекции конкретных объемов ИРС для конкретных регионов. При этом происходит количественное увеличение объемов привлекаемой ИРС, но ее структура фактически сохраняется.

ВЫВОДЫ

Если приоритетом является сокращение присутствия иностранных специалистов на отечественном рынке труда, то тогда визовая трудовая миграция представляется наиболее легко сокращаемой категорией ИРС в стране. Однако это вряд ли будет способствовать общему сокращению, и прежде всего безвизовой трудовой миграции, прочно занявшей ряд ниш на российском рынке труда [14].

С другой стороны, в политическом дискурсе присутствует и противоположный подход, исходя-

щий из задач получения преимуществ в международной конкурентной борьбе в условиях глобализации и цифровизации национальных экономик.

Оба направления проистекают из сегментированного отношения к современным реалиям, в том числе и циклам современного социально-экономического и политического развития. В условиях пандемии это сегментированность подходов и предлагаемых стратегий становится все более оче-

"13

видной и конъюнктурной13.

Объективная цель привлечения и использования визовых трудовых мигрантов - заполнение свободных рабочих мест, которые по тем или иным причинам не могут быть заполнены местными кадрами. Это может быть связано либо с недостаточным числом профильных специалистов в стране, либо демографической ситуацией в конкретном регионе, испытывающем общую нехватку специалистов для осуществления масштабных инвестиционных проектов.

При этом возникает потребность в заполнении широкого спектра позиций: от высококвалифицированных специалистов широкого спектра квалификаций до сезонных сельскохозяйственных работников. И в этих условиях необходим полный набор инструментов регулирования миграционного притока необходимых категорий иностранных работников - от механизмов привлечения и рекламы, до комплекта ограничительных мер при избытке предложения труда ИРС или недостатке спроса на рынке труда.

При таком подходе проблема необходимости или ее отсутствия снимается и переводится в плоскость прогноза и планирования - когда необходимо применять те или иные наборы регулирующих мер.

13 В Госдуме выступили против предложений об увеличении населения России за счет мигрантов (29.03. 2021) https://www. mskagency.ru/materials/3099821.

Песков заявил о нехватке мигрантов в России (08.04.2021) https://iz.ru/1148450/2021-04-08/peskov-zaiavil-o-nekhvatke-migrantov-v-rossii/

При формальном же подходе к проблеме визовой трудовой миграции может сложиться представление, что спрос на нее неуклонно и существенно снижается. Из этого делается вывод о необходимости изменений в системе регулирования притока визовой ИРС, отказа от ряда инструментов регулирования.

Теряют свой смысл не только квоты как регулятор притока трудовых мигрантов, но и становится ненужной вся система регулирования, построенная на принципе предварительного определения потребности. При ней отпадает необходимость в реальном прогнозе, планировании и анализе потребности экономики в визовых иностранцах, а бюджет получает дополнительный доход за счет патентных платежей.

Кроме того, основной спрос на данную категорию ИРС вытесняется в зону ответственности иностранных инвесторов, владельцев предприятий с иностранным участием, спортивных, образовательных и рекреационных организаций.

Миграционная ситуация (как свидетельствует практика последних десятилетий) достаточно изменчива, требует более пристального внимания, разработки инструментов реагирования на любые ее повороты. Без подобного инструментария миграционная политика обречена на постоянное отставание от реалий, сохранение малоэффективных рефлекторных (вместо упреждающих) действий.

Безусловно, система регулирования приема и отсева визовых трудовых мигрантов требует существенного реформирования. Необходимо выстраивать устойчивую систему взаимодействий, включающую анализ спроса и предложения, регулирующую систему механизмов отбора и отсева и контроля за соблюдением прав, как иностранцев, так и прежде всего - собственных работников. Иначе опять, спустя некоторое время, придется на одно недостаточно продуманное решение навешивать массу изменений и дополнений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Pope H. (2020) U.S. Nonimmigrant Admissions: 2019. DHS Office of Immigration Statistics/ https://www.dhs.gov/ immigration-statistics/ nonimmigrant

2. El-Assal K. (15.01.2021) 2021 Canadian government reveals new immigration priorities. https://www.cicnews.com/2021/01/ canadian-government-reveals-new-immigration-priorities-0116061. html#gs.q95k0b

3. North D. (14.10.2020) Labor Department's New H-1B Regs Far More Useful than Those of DHS. https://cis.org/North/Labor-Departments-New-H1B-Regs-Far-More-Useful-Those-DHS

4. Law R. (15.03.2021) Biden's Executive Actions: President Unilaterally Changes Immigration Policy. https://cis.org/Report/ Bidens-Executive-Actions-President-Unilaterally-Changes-Immigration-Policy

5. Воронов А., Старикова М. Запалечных дел мастер - Газета Коммерсантъ № 165 (6886) от 11.09.2020 https://www. kommersant.ru/doc/4485115

6. Комаровский В.В. Концепция миграционной политики - что можно или нужно сделать? // Общественные науки и современность. 2019;(5):132-141.

7. Волох В.А., Герасимова И.В. Управление миграционными процессами в Российской Федерации: анализ и перспективы // Управление. 2019;(1):5-12.

8. Приемская Е. (21.01.2021) Рабочий спрос: в России планируют упростить въезд для трудовых мигрантов https:// iz.ru/1113932/evgeniia-priemskaia/ rabochii-spros-v-rossii-planiruiut-uprostit-vezd-dlia-trudovykh-migrantov

9. Гребенюк А.А. Международная трудовая миграция и экономическое развитие: Последствия, система показателей, российские реалии. 2-е издание. Москва: Высшая школа современных социальных наук (факультет) МГУ имени М.В. Ломоносова. 2019.

10. Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция в России: международный и внутренний аспекты // Журнал Новой экономической ассоциации. 2018;1(37):186-193.

11. Комаровский В.В. Проблемы регулирования трудовой миграции в современной России. // Мировая экономика и международные отношения. 2020;64(3):105-110.

12. Лория Е., Цырулева И. (11.02.2021) Мы должны создавать экономику в границах России, а не за рубежом. https:// iz.ru/1123052/elena-loriia-irina-tcyruleva/my-dolzhny-sozdavat-ekonomiku-v-granitcakh-rossii-ne-za-rubezhom

13. Щербаков Д. (14.03.2019) Ввозные руки. Зачем дальневосточному бизнесу работники-мигранты вместо россиян в 2019 году. https://www.eastrussia.ru/material/vvoznye-ruki/.

14. Комаровский В.В. Роль и место внешней трудовой миграции в структуре иностранной рабочей силы. // Социально-трудовые исследования. 2020;(4):80-93.

REFERENCES

1. Pope H. (2020) U.S. Nonimmigrant Admissions: 2019. DHS Office of Immigration Statistics.URL: https://www.dhs.gov/ immigration-statistics/ nonimmigrant

2. El-Assal K. (15.01.2021) 2021 Canadian government reveals new immigration priorities. URL: https://www.cicnews. com/2021/01/ canadian-government-reveals-new-immigration-priorities-0116061. html#gs.q95k0b

3. North D. (14.10.2020) Labor Department's New H-1B Regs Far More Useful than Those of DHS. URL: https://cis.org/North/ Labor- Departments-New-H1B-Regs-Far-More-Useful-Those-DHS

4. Law R. (15.03.2021) Biden's Executive Actions: President Unilaterally Changes Immigration Policy. URL: https://cis.org/ Report/ Bidens-Executive-Actions-President-Unilaterally-Changes-Immigration-Policy

5. Voronov A., Starikova M. Zapalechnykh del master-Gazeta Kommersant No. 165 (6886) of 11.09.2020. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4485115

6. Komarovsky V. V. The concept of migration policy - what can or should be done? Social Sciences and Modernity. 2019;(5):32-141. (In Russ.).

7. Volokh V.A., Gerasimova I.V. Management of migration processes in the Russian Federation: analysis and prospects. 2019;(1):5-12.

8. Prieska E. (21.01.2021) Worker demand: Russia's plan to simplify the entry for migrant workers. URL: https://iz.ru/1113932/ evgeniia-priemskaia/ rabochii-spros-v-rossii-planiruiut-uprostit-vezd-dlia-trudovykh-migrantov

9. Grebenyuk A.A. International labor migration and economic development: Implications, system of indicators, the Russian realities. 2nd edition. Moscow: Higher School of Modern Social Sciences (Faculty) Moscow State University named after M. V. Lomonosov. 2019.

10. Mkrtchyan N.V., Florinskaya Yu.F. Labor migration in Russia: international and domestic aspects. Journal of the New Economic Association. 2018;1(37):186-193. (In Russ.).

11. Komarovsky V.V. Problems of regulation of labor migration in modern Russia. World Economy and International Relations. 2020;64(3):105-110. (In Russ.).

12. Loria E., Tsyruleva I. (11.02.2021) We must create an economy within the borders of Russia, not abroad. URL: https:// iz.ru/1123052/ elena-loriia-irina-tcyruleva/my-dolzhny-sozdavat-ekonomiku-v-granitcakh-rossii-ne-za-rubezhom

13. Shcherbakov D. (14.03.2019) Import hands. Why does the Far Eastern business need migrant workers instead of Russians in 2019? URL: https://www.eastrussia.ru/material/vvoznye-ruki/.

14. Komarovsky V.V. Role and place of external labor migration In the structure of foreign labor. // Social&Labour Research. 2020;(4):80-93. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Виктор Викторович Комаровский - кандидат исторических наук, заведующий сектором социально-трудовых отношений и социальной мобильности Института мировой экономики и международных отношений РАН им Е.М. Примакова, Москва, Россия

Viktor V. Komarovsky - Cand. Sci. (History), Head of the Sector of Social and Labor Relations and Social Mobility, Primakov Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

komarovsky.vv@imemo.ru, komarovsky_v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2021; после рецензирования 27.04.2021, принята к публикации 30.04.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted to the editorial office on 19.04.2021; after reviewing on 27.04.2021, it was accepted for publication on 30.04.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.