Роль внешней торговли в экономике Австралии
В.Я. Архипов
Внешняя торговля играет исключительно большую роль в экономике Австралии. Экспорт создает около 1/4 национального дохода страны. В течение последних десятилетий, несмотря на периодические спады на международном рынке, Австралия практически неуклонно увеличивала объемы внешней торговли, завоевывая новые и расширяя старые рынки для своих товаров и услуг.
Австралия имеет долгую историю торговли с внешним миром. Шерсть была одним из первых товаров, поставляемых за границу. С тех пор ее экспортной потенциал чрезвычайно возрос. Он схватывает большое количество различных минералов, разнообразные виды готовой промышленной продукции, разнообразные услуги, включая туристические и образовательные, многочисленные высококачественные сельскохозяйственные продукты.
В прошлом столетии в Австралии преобладала точка зрения, что основой её экономического преуспевания было наличие обильных сельскохозяйственных ресурсов. В то время как эти отрасли всё еще сохраняют большое значение, Австралия во все возрастающей степени становится страной с наукоёмкой экономикой. Этим сдвигам способствовали многочисленные факторы: прогресс в сфере транспорта, упростивший передвижение людей и обмен идеями; более широкий доступ к повысившимся стандартам обучения. Информационные и коммуникационные технологии являются теперь главной движущей силой экономического роста, и продолжающийся рост инфраструктуры этой отрасли весьма важен, чтобы не отставать от международных стандартов. Австралийский рынок информационных и коммуникационных технологий оценивается в 89 млрд долл. с участием 25 тысяч компаний
с персоналом в 236 тысяч специалистов. Следует особо подчеркнуть, что в 2007 г. Австралия по уровню технологической оснащенности занимала третье место в мире.1
Как современная торговая держава Австралия является диверсифицированным и надежным поставщиком высококачественных товаров и услуг более чем двумстам странам и крупным на уровне современных требований импортным рынком для многочисленных государств мира. Австралийские морские и авиапорты отличаются большой динамичностью и эффективностью. Сидней и Мельбурн являются главными центрами для экспорта и импорта продукции обрабатывающей промышленности. Уголь, железная руда и прочие многочисленные минералы и такие готовые товары, как сжиженный природный газ, пшеница и другая продукция вывозятся из целого ряда портов, расположенных вдоль далеко растянувшегося морского побережья страны.
Во внешней торговле и отраслях, непосредственно связанных с ней, работает весьма значительная и возрастающая часть трудоспособного населения страны (см. таблицу 1). В 1996/ 1997 г. только в сфере экспорта трудилось около 1,2 млн человек, или примерно 14% всего работавшего населения страны. В 2006/07 г. там округлённо работало 1,4 млн человек при той же их доле в общем количестве занятых. Если была бы возможность определить занятость в сфере импорта (а австралийская статистика не приводит таких сведений), то соответствующие данные по внешней торговле в целом были бы существенно выше.
Страна экспортирует около 70% производимой сельскохозяйственной продукции, примерно 80% добываемого минерального сырья и свыше 18% готовых промышленных товаров.
Австралийский экспорт сельскохозяйственной продукции представлен прежде всего мясом, особенно говядиной, а из минеральной продукции - каменным углем, железной рудой, а также нефтью, природным газом, рудами цветных металлов, золотом, бокситами и многими другими.
Каждый седьмой из занятых в стране трудится в сфере экспортного производства или обслуживания самого экспорта. Годовая заработная плата персонала компаний, занимающихся экспортом, превышает среднюю по стране на 17,4 тыс. долларов.
Хотя поставки промышленной продукции за границу заметно возросли преимущественно за счёт увеличения вывоза товаров сложной обработки (автомобили, специальное промышленное оборудование и запчасти к нему, оборудование на электрическом приводе, различная аппаратура, медикаменты, измерительные приборы и др.) стремительный взлёт в 20042008 гг. экспорта энергоносителей и других минералов ещё больше обозначил его преимущественно сырьевой характер: в 2008 г. экспорт сырьевых товаров по стоимости почти в 3,4 раза превышал вывоз промышленной продукции.
Таблица 1
Структура австралийского экспорта в 2000 - 2008 гг. (млн долл.)
2000 2002 2004 2006 2007 2008
Сырьевые материалы 64808 70348 70410 101653 100987 152518
Необработанное продов ольств и е 9239 10422 9700 8340 5912 9431
Обработанное продов ольств и е 12507 14378 14667 15407 15282 16145
Энергоносители 23054 24712 23847 39368 38193 70802
Минералы 13834 14390 16745 33016 35919 50800
Прочие 6175 6444 5450 5521 5681 5340
Промышленная продукция 35447 37624 34028 41949 45238 47196
Простой обработки 11740 12040 10137 14577 15667 16229
Сложной обработки 23707 25584 23891 27372 29571 30967
Прочие 10099 11500 13319 19947 21830 22849
Экспорт в целом 110354 119472 117757 163548 168005 222563
Источники: 2006 Composition of Trade Australia. Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade, May 2007, p. 24; 2007 Composition of Trade Australia, May 2008, р. 19; 2008 Composition of trade Australia, May 2009, p. 47
И всё же хотя структура экспорта Австралии, как и России, характеризуется резко выраженной сырьевой направленностью, страна с успехом, даже порой в трудных условиях на мировом рынке, благополучно опиралась на сырьевой характер своего экспорта, успешно находя новые и расширяя старые источники сбыта. Это свидетельство того, что сырьевая предопределённость экспорта не является чем-то пагубным для страны, а, напротив, при умелом использовании сырьевых ресурсов, как это убедительно показывает опыт Австралии, может быть благоприятной основой для успешного развития экономики в целом и достижения высокого жизненного уровня населения. Конечно, сказанное, как признаёт её руководство, отнюдь не исключает необходимости развития производства, в том числе и на экспорт, промышленной продукции высокой степени переработки. Следует еще раз подчеркнуть, что Австралия успешно справляется и с этим.
Четкое представление о структуре экспорта Австралии дает таблица 3. Именно эти товары составляют подавляющую часть австралийского экспорта. Динамика роста поставок угля за границу весьма впечатляет. В 1999 г. они равнялись 8,4 млрд, а в 2008 г. 46,4 млрд долл., таким образом увеличившись за десятилетие почти в 6 раз. Австралия является главным в мире экспортером угля.
Происшедшая за сравнительно недолгий период диверсификация экспортной базы Австралии означает, что хотя страна продолжает в основном оставаться поставщиком на мировой рынок сырья (минералы и сельскохозяйственная продукция), она все больше опирается на предоставление внешнему миру различных услуг и поставку самых разнообразных и сложных видов промышленной продукции.
Из таблицы 1 следует, что только в течение текущего десятилетия не только в объёме, но и в структуре экспорта Австралии произошли существенные изменения. Экспорт товаров в 2008 г., несмотря на мировой кризис, достиг 222,5 млрд долл. и вырос за год почти на 33%, а за десятилетие в два раза. Небывалый по объёму он был главным образом результатом резкого увеличения по стоимости вывоза нескольких традиционно главных товаров, что в свою очередь объяснялось благоприятной экономической конъюнктурой на ми-
ровом рынке особенно весьма успешным хо -зяйственным ростом основных потребителей её продукции: Китая, Японии, Республики Ко -рея, Индии. Весьма устойчивым как импортёра было и положение США.
Железная руда - другая очень важная статья австралийского экспорта, обычно занимающая в нём, согласно торговой статистике, второе место. Она, как и уголь, дала в 2006 большой прирост, увеличившись более чем в 2 раза. Уникальный сдвиг произошел с третьей по важности позицией «образовательные услуги иностранцам». В начале десятилетия, в 2001 г. она вообще отсутствовала среди первых 80 статей, приведенных во внешнеторговой статистике (Composition of Trade Australia 2001, pp. 28-29), по-видимому, из-за небольшой величины соответствующих доходов, а фигурировала в отдельной таблице, касающейся внешних услуг. К 2006 г. эта статья, набирая значимость, оказалась включенной в общую таблицу «экспорт товаров и услуг». В 2008 г., по данным статистики, она принесла стране доходы в 15,5 млрд долл. Однако эта цифра, как будет показано ниже, фактически представляет лишь часть соответствующих поступлений. На самом же деле они даже превышают доходы от второй статьи - «железная руда и концентраты».
Австралия реализует за границей подавляющую часть добычи полезных ископаемых. Помимо угля и железной руды в число экспортируемых минералов и энергоносителей из числа наиболее важных товаров Австралии вхо -дят (в скобках - доходы от каждого из них в 2008 г.): золото (14,7 млрд долл.), нефть - сырая и очищенная (13,8 млрд), природный газ (9 млрд), алюминиевые руды и алюминий (12,3 млрд), марганцевая руда, концентраты и медь (15,8 млрд), марганцевая руда и концентраты (2 млрд), никелевая руда и концентраты (1,7 млрд долл.). Всего же, как следует из таблицы 2, Австралия в 2008 г. получила от экспорта энергоносителей и минералов более 120 млрд долл.
Традиционно важную роль в экспорте Австралии играют также (данные 2008 г.) разнообразные услуги зарубежным странам, поставки мяса (7,1 млрд долл.), пшеницы (3,8 млрд.), медикаментов (3,6 млрд), алкогольных напитков (2,6 млрд) и шерсти (2,3 млрд долл.).
Таблица 2
Первые 25 экспортных товаров и услуг Австралии
Порядковое место Статья экспорта 2006 2007 2008 Рост в % 2007 к 2008
Всего 209.590 217.826 277.920 27,6
1 Уголь 23.276 20.760 46.403 123,5
2 Железная руда и концентраты 14.366 16.258 30.221 85,9
3 Образовательные услуги иностранцам 10.729 12.567 15.507 23,4
4 Золото 10.566 11.570 14.702 27,1
5 Частные поездки, прежде всего туризм 11.037 11.845 11.661 -1,6
6 Сырая нефть 6.674 7.984 10.360 29,8
7 Природный газ 5.109 5.079 9.053 78,2
8 Профессиональные, технические и другие деловые услуги 4.527 5.618 6.467 15,2
9 Алюминиевая руда, концентраты, вкл. глинозем 6.127 6.074 6.467 6,5
10 Алюминий 5.940 5.883 5.794 -1,5
11 Говядина 4.856 4.488 4.969 10,7
12 Прочие транспортные услуги 3.700 3.844 4.583 19,2
13 Медная руда и концентраты 4.096 3.846 4.194 9,0
14 Транспортные услуги 4.096 4.177 3.991 -4,5
15 Пшеница 3.362 1.961 3.792 93,4
16 Легковые автомобили 2.876 2.910 3.716 27,7
17 Лекарства (вкл. ветеринарные) 3.081 3.553 3.578 0,7
18 Медь 3.045 3.202 3.506 9,5
19 Нефтепродукты 3.119 3.208 3.479 8,4
20 Деловые поездки 2.283 2.626 2.736 4,2
21 Алкогольные напитки 2.855 3.066 2.615 -14,7
22 Шерсть 2.367 2.746 2.284 -16,8
23 Мясо (без говядины) 2.112 2.028 2.135 5,3
24 Марганцевые руды и концентраты 456 710 1.976 178,2
25 Никелевые руды и концентраты 1493 1.608 1.679 4,4
Источник: ABS trade data on DFAT STARS database ABS catalogue 5368.0, 2009
Главной статьей импорта Австралии является сырая нефть. Экспортируя собственную нефть, страна в то же время закупает в больших количествах те ее сорта, которые у нее отсутствуют. На приобретение зарубежной нефти Австралия в 2008 г. израсходовала 17,9
млрд долл., а на закупку нефтепродуктов еще
15,1 млрд долл. Весьма большое место в импорте страны занимают также автомашины. В 2008 г. их было закуплено на 14,8 млрд долл. Значительные расходы Австралия несет по зарубежному туризму (14,7 млрд долл.) и по фрах-
ту грузов (9,8 млрд долл.).2 Страна импортирует на крупные суммы золото, телекоммуникационное оборудование, медикаменты, грузови-
ки, компьютеры, воздушные суда, мебель, электрическое и специализированное оборудование, удобрения и некоторые другие товары.
Таблица 3
Десять главных импортных статей Австралии (в млн австр. долл.)
Порядковое место в десятке 2007 г. 2008 г.
1. сырая нефть 14699 17862
2. нефтепродукты 8252 15056
3. легковые автомашины 13850 14750
4. частные поездки (исключая образовательные ) 13406 14735
5. фрахтовые расходы 8162 9753
6. золото 6128 9732
7. пассажирские поездки 6947 7214
8. телекоммуникационное оборудование 6836 6903
9. медикаменты 6493 6800
10. грузовики 5722 6587
Источник: ABS trade data on DFAT Stars ABS catalogue 5368.0, Canberra, 2009
Главными торговыми партнерами Австралии традиционно являются Япония, Китай и США. В течение первого десятилетия 21 века они неизменно присутствуют в первой тройке, в отдельные годы перемещаясь местами внутри этого трио.3 США вплоть до 2006 г. неизменно являлись одним из основных партнеров Австралии. Это, безусловно, относилось к поставкам американских товаров на австралийский рынок. Как в 2005 г., так и в предыдущие годы они постоянно занимали первое место в импорте Австралии. Несколько иное положение сложилось с экспортом австралийских товаров в США. В течение многих лет последние традиционно являлись вторым по значению экспортным рынком Австралии (после Японии). Однако в 2005 г. эта тенденция была нарушена в связи с резким увеличением австралийских товарных поставок (за счет их уменьшения в США) в соседние страны Северо-Восточной Азии, прежде всего, в Китай, развивающийся, как известно, в течение многих лет стремительными темпами, и США в
австралийском экспорте оказались лишь на 4 месте, на котором они оставались и в 2006 г., но в 2007 г., сохранивши его и в 2008 г., передвинулись на 3-е место. В 2006 г. Китай вышел на 2-е место в общем объеме торговли Австралии, а в 2007 г. даже на первое место. Однако в 2008 г. он уступил его Японии.4 Весьма заметную роль в австралийской торговле играют также Республика Корея, Новая Зеландия, Индия и Сингапур. Обращает на себя особое внимание очень быстрое развитие торговых отношений Австралии с Индией. В последнее десятилетие прошлого века последняя вообще играла незначительную роль в австралийской торговле. Так, в 1999 г. ей принадлежало лишь 17 место, а в предыдущие годы она даже не фигурировала в числе первых тридцати партнеров Австралии. В первые годы нынешнего столетия положение оставалось примерно таким же, как и в 1999 г. Только начиная с 2004 г. в австралийско-индийских отношениях происходят быстрые позитивные сдвиги: тогда она передвигается на 13-ое мес-
то. В 2005 г. - на 12-ое место, в 2006 г. - на 11ое, в 2007 г. - на 10-е, а в 2008 г. - на 8-ое место. Индия становится важным торговым партнером Австралии и перед обеими странами открываются явно большие перспективы дальнейшего развития торговли между ними.
Обращает на себя серьезное внимание то, что даже в условиях мирового финансового кризиса австралийская внешняя торговля (товарами и услугами) отличалась определенной устойчивостью. Во всяком случае, не отмечалось не только ее снижения, но и фиксировался небольшой рост. В постоянных ценах в 2008/
09 финансовом году5 экспорт составил 228,5 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2007/08 г. На 1,8%. Импорт за указанный год несколько снизился (на 2,5%), хотя по-прежнему выражался в большой величине (253,5 млн долл.).
Сравнительно удовлетворительное состояние австралийской торговли в напряжённой мировой финансовой обстановке в большой, если не в решающей степени объяснялось сохранявшимися значительными закупками австралийской продукции Китаем, продолжавшим наращивать своё производство и нуждавшемся в минеральной и другой продукции.
Тенденция роста наглядно прослеживалась в австралийском экспорте в 2009 г. при его поквартальном рассмотрении. Так, во втором квартале, по сравнению с первым, поставки за границу промышленных товаров увеличились на 4%, в том числе металлических руд и минералов на 5,7%, угля на 17,4%. Вывоз сельскохозяйственной продукции повысился на 1,2%, в том числе зерновых - на 4,3%. Экспорт услуг поднялся на 2,1%.6
Весьма видную роль во внешней торговле Австралии играют ее услуги по экспорту и импорту. Они достигают почти 20% от общего объема австралийского товарооборота. Среди
10 ведущих товаров Австралии три - это статьи по услугам.
В течение нынешнего десятилетия объём услуг неуклонно растет. С 2003 г. они ежегодно увеличивались в среднем на 8,4%, а в 2008 г., достигнув в текущих ценах 107 млрд долл., поднялись за год на 12,7% и составили 19,1% от стоимости австралийской торговли.
В 2008 г. экспорт услуг возрос на 10,4% до
53,2 млрд долл. и составил 19,1% всего экс-порта.7 С 2003 г. его стоимость ежегодно увеличивалась на 7,8% в год. Что касается стоимости экспорта в неизменных ценах, то она в 2008 г. повысилась на 6,5% при росте цен на 3,7%. С 2003 г. экспорт в этих ценах рос на 4,3%
в год.8
Значительный рост с 2008 г. экспорта услуг объясняется в первую очередь резким увеличением (на 23%) поступлений от платы за обучение студентов. Существенными были также доходы по различным услугам по бизнесу (16,9%) и поступления от транспортных операций (7,1%).
Что касается импорта услуг, то, достигнув в 2008 г. 53,8 млрд долл., он повысился на 15,1%. С 2003 г. стоимость импорта в текущих ценах увеличивалась ежегодно на 9,1%, а в неизменных ценах возрастал ежегодно в среднем 8,8%. Австралийский ввоз в 2008 г. составил 19% всего импорта.
Опережающее увеличение услуг по импорту было связано с возросшим спросом на зарубежные поездки австралийцев, особенно в связи с благоприятным для путешественников курсом австралийского доллара. Имел место значительный рост арендных платежей Австралии и всякого рода вознаграждений (6,2%) и различных предпринимательских расходов (48%).
Последние данные Австралийского статистического бюро свидетельствуют о том, что за первые 5 месяцев 2009 г. экспорт услуг страны возрос на 5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Ожидалось, что в восьми из десяти главных торговых партнеров Австралии торговля услугами в 2009 г. сократится, а в двух странах экономический рост значительно замедлится. Прогнозировалось, что в 2009 г. экспорт услуг будет ниже, чем в 2008 г.
Рассмотрение торговли по различным видам услуг дает представление о роли важнейших из них в их общей структуре, а заодно и в торговом обороте Австралии в целом.
Экспорт прочих видов услуг9 в 2008 г. достиг 14,6 млрд долл., увеличившись на 12,8%.
В неизменных ценах экспорт повысился на 9,9% при том, что цены за год увеличились на 2,6%. С 2003 г. он возрастал в среднем на 7,9%. Бурный рост объема услуг в 2008 г. был вызван их активизацией в сферах коммерции и инжине-ринга.
Импорт прочих видов услуг достиг в 2008 г. 17,5 млрд, увеличившись за год на 22,8%. В неизменных ценах он увеличился на 2,7%. Особенно резкое увеличение имело место по услугам в сферах технологии и горнодобывающей промышленности.
В 2008 г. США являлись и по экспорту и по импорту услуг главным партнером Австралии. На них падало 15,9 млрд долл., или 14,9% австралийской торговли услугами. Второе место принадлежит Англии, соответственно 9,2 млрд, или 8,6% и, наконец, третье - Сингапуру - 8,7 млрд, или 8,1%. На страны АТЭС в 2008 г. пришлось 56,9% австралийского товарооборота услугами. Экспорт в страны группировки в 2008 г. увеличился на 8,7%, в страны АСЕАН - на 21,2%, в страны Европейского Союза (ЕС) на 3,1%, в страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД) -1,6%. Импорт услуг из стран АТЭС возрос на 16,5%, из АСЕАН - на 15,9%, из ЕС - на 9,6% и ОЕСД - на 15,5%.
США в 2008 г. были для Австралии крупнейшим экспортным рынком услуг - 6,1 млрд долл., увеличение за год на 5%. С 2003 г. ее экспорт возрастал ежегодно на 5%. Англия была вторым по размером рынком - 4,8 млрд долл. с увеличением за год на 0,9%. Ее экспорт с 2003 г. возрастал ежегодно на 1,7%. Стремительными темпами растет экспорт австралийских услуг в Китай. Они в 2003 г. давали ежегодный рост 18,5%. В 2008 г., когда они были еще выше - 20,6%, а в абсолютной величине достигли 4,7 млрд долл., то заняли третье место в австралийском экспорте в значительной степени, как это будет показано ниже, благодаря услугам в области просвещения (массовому обучению китайских учащихся).
В импорте австралийских услуг (как и в экспорте) ведущее место принадлежит США, доля которых в 2008 г. в импорте в целом достигла 18,2%, увеличившись на 16% до 9,8 млрд долл. С 2003 г. импорт ежегодно возрастал на 7,4%. Большое место в оказании услуг Авст-
ралии принадлежит Сингапуру, наиболее экономически развитой стране Юго-Восточной Азии. В 2008 г. он занимал второе место в австралийском импорте, составившем 4,8 млрд долл., или 14,2%. С 2003 г. австралийский импорт услуг из Англии (третье место по важности) возрастал медленно (в среднем на 1,3% в год), но в 2008 г. он увеличился на 7,7% и достиг 4,4 млрд долл.
Следует отметить, что в 2009 г., а это было зафиксировано уже в первом квартале года, в Австралии стали наблюдаться некоторые признаки ослабления острой кризисной ситуации. Тогда по данным статистики ВВП вырос на 0,4%, а это означало, что в стране не был зарегистрирован так называемый негативный прирост в течение двух кварталов подряд, что выглядело как успех по сравнению с другими высоко развитыми странами с их «негативным» приростом в США в 1,5%, в Японии - с 3,8%.10 Знаменательно то, что процентная ставка по ипотечным кредитам была снижена до 3%, что является наиболее низким показателем за последние 49 лет.11 Начинают быстро восстанавливаться некоторые отрасли горнодобывающей промышленности. Очень примечателен факт взлета курса австралийского доллара к доллару США. С последней декады марта 2009 г., когда он составлял 68 центов за
1 ам. долл. и 64 цента в декабре 2008 г., он поднялся до 92 центов, т.е. стал фактически докризисным.12 Убедительно звучит заявление председателя центрального Резервного банка Австралии Филиппа Лоя (18 октября 2009 г.), что «австралийская экономика оказалась значительно крепче, чем мы ожидали, и ее восстановление происходит гораздо быстрее, чем в других развитых странах».13 Лидерство Австралии в уходе от кризисного состояния признают и ведущие международные организации, включая МВФ.
В меняющейся к лучшему экономической обстановке в Австралии и в ее главных торговых партнерах есть основания считать, что страна продолжит свое поступательное движение и в дальнейшем.
Примечания:
1Australia in brief, 2007, Canberra, p. 104
2 2008 Compowition of Trade Australia, May 2009, p. 44