Научная статья на тему 'Роль внеклассных мероприятий по математике'

Роль внеклассных мероприятий по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4313
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАТЕМАТИКА / EXTRACURRICULAR EVENT / GAMING TECHNOLOGY / MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина Анна Александровна

В статье рассматривается роль и значимость внеклассных мероприятий. Главная задача преподавателей состоит в том, чтобы пробудить интерес у обучающихся к изучаемой дисциплине «Математика». Если обучающиеся проявляют интерес к предмету, то можно рассчитывать на понимание дисциплины и реализацию их способностей. Математика непростой предмет, многих обучающихся пугают внеклассные мероприятия, потому что они привыкли, что дисциплина сложная, состоит из формул и решений. И поэтому обучающиеся заведомо предполагают, что не справятся. Есть выход и из этой ситуации, можно устраивать на уроках пяти минутки с разгадыванием кроссвордов, ребусов связанных с математикой. Всё это способствует к возникновению интереса, азарта, а в последствие приводит к исчезновению барьера, то есть страха к изучаемому предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of extracurricular activities in mathematics

The article discusses the role and significance of extracurricular activities. The main task of teachers is to arouse the interest of students in the discipline “Mathematics”. If there is an interest from the students, then you can count on an understanding of the discipline and the implementation of their abilities. Mathematics is not an easy subject, many students are afraid of extracurricular activities, because they are used to the fact that the discipline is complex, consists of formulas and solutions. And therefore, students knowingly assume that they will not cope. There is a way out of this situation, you can arrange in the lessons of five minutes with solving crossword puzzles, puzzles related to mathematics. All this contributes to the emergence of interest, excitement, and in consequence leads to the disappearance of the barrier, that is, fear of the subject being studied.

Текст научной работы на тему «Роль внеклассных мероприятий по математике»

PEDAGOGICAL SCIENCES

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Л.В. Макар, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Лингводидактика»,

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», г. Москва, Россия, e-mail: makar155@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9465-5988.

К.Г. Апресян, старший преподаватель Департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО

«Финансовый Университет при правительстве РФ», г. Москва, Россия, e-mail: karine.apresyan@gmail.com, ORCID: 0000-0002-8948-3269.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

L.V. Makar, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Linguodidactics, Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia, e-mail: makar155@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9465-5988.

K.G. Apresyan Senior Lecturer at the Department of Language Training, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: karine.apresyan@gmail.com, ORCID: 00000002-8948-3269.

УДК 37.013

Анна Александровна Петрунина

г. Нефтеюганск

Роль внеклассных мероприятий по математике

В статье рассматривается роль и значимость внеклассных мероприятий. Главная задача преподавателей состоит в том, чтобы пробудить интерес у обучающихся к изучаемой дисциплине «Математика». Если обучающиеся проявляют интерес к предмету, то можно рассчитывать на понимание дисциплины и реализацию их способностей. Математика непростой предмет, многих обучающихся пугают внеклассные мероприятия, потому что они привыкли, что дисциплина сложная, состоит из формул и решений. И поэтому обучающиеся заведомо предполагают, что не справятся. Есть выход и из этой ситуации, можно устраивать на уроках пяти минутки с разгадыванием кроссвордов, ребусов связанных с математикой. Всё это способствует к возникновению интереса, азарта, а в последствие приводит к исчезновению барьера, то есть страха к изучаемому предмету.

Ключевые слова: внеклассное мероприятие, игровые технологии, математика.

Anna Aleksandrovna Petrunina

Nefteyugansk

The role of extracurricular activities in mathematics

The article discusses the role and significance of extracurricular activities. The main task of teachers is to arouse the interest of students in the discipline "Mathematics". If there is an interest from the students, then you can count on an understanding of the discipline and the implementation of their abilities. Mathematics is not an easy subject, many students are afraid of extracurricular activities, because they are used to the fact that the discipline is complex, consists of formulas and solutions. And therefore, students knowingly assume that they will not cope. There is a way out of this situation, you can arrange in the lessons of five minutes with solving crossword puzzles, puzzles related to mathematics. All this contributes to the emergence of interest, excitement, and in consequence leads to the disappearance of the barrier, that is, fear of the subject being studied.

Keywords: extracurricular event, gaming technology, mathematics.

Что такое математика? У каждого в голове существует своё определение данному понятию, очень интересно и не мало важно, что лексическое значение может быть разным. Математика - это наука, изучающая числа. Самое простое определение, которое может возникнуть в голове. Математика, как наука интересует человечество давно, ещё с древнейших времён.

Изучение данной дисциплины непростое занятие. И многие обучающиеся не пытаются понять и разобраться с математическими трудностями, объясняя всё это отсутствием математических способностей. К сожалению, эту формулировку, дети слышат ещё в начальных классах. В результате ученики приходят в среднее и старшее звено с отсутствием интереса, главная их задача не понять и изучить науку, а написать контрольные и сдать экзамен [1].

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (43) 2019

139

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В СПО приходят обучающиеся после 9 класса, интереса к дисциплине «Математика» может не наблюдаться, потому что многие аргументируют это тем, что главное для них это профессиональные дисциплины, а общеобразовательные уходят на второй план. Преподавателю приходится не просто научить, разобрать и объяснить материал, главное ему нужно вовлечь, то есть заинтересовать обучающихся своей дисциплиной.

На самом деле многое решают не способности, а интерес к изучаемому предмету. Один из способов пробуждения интереса со стороны обучающихся - это внеклассные мероприятия по математике [ 1].

Основная цель внеклассных мероприятий - это, конечно, воспитательное воздействие на обучающихся. Но для достижения поставленной цели, необходимо реализовать несколько задач:

1. Обобщить знания обучающихся об исторических фактах в математике.

2. Саморазвитие обучающихся.

3. Привлечение уважения и интереса к точным наукам.

4. Развитие коммуникативных способностей.

5. Формирование умения работать в сотрудничестве.

Задачи же внеклассных мероприятий по математике:

1. Пробудить интерес к изучению математики;

2. Выявить необходимость изучения математики [4].

Внеклассные мероприятия по математики не только помогают вызвать интерес у обучающихся к дисциплине, но и выявить учеников с математическими способностями. Внеклассные мероприятия предназначены для учеников с разными способностями и интересами. В результате мы развиваем коммуникативные способности, чего требует современное общество.

Поэтому внеклассные мероприятия позволяют использовать занимательные задания и практические задачи. Лучше всего предложить обучающимся командный формат проведения игры. Во-первых, данный способ позволяет не только сбалансировать способности обучающихся, скомбинировать сильных со слабыми обучающимися, тем самым уровнять шансы команд на победу. Вопросы, задания и задачи должны соответствовать общеобразовательной программе, возможно, иметь разные уровни сложности.

Одним из способов привлечения интереса у обучающихся к математике является разгадывание ребусов и кроссвордов.

Но учитывать интересы обучающихся, все ребята без исключения любят ребусы (Рис. 1) и кроссворды.

Рис. 1. Ребус (число)

Кроссворды (Рис. 2), что не мало важно, можно использовать не только на внеклассных мероприятиях, но и на уроках. Либо предложить обучающимся данный вид работы самостоятельно.

140

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (43) 2019

ISSN 2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

a т е м а I т I и I к I а 1

n л 0 ж е н | и | е |

n ю с

p | a | 3 H с т ь С

e и н и Ц Л э

и ф р а

В ч и т а Н | И | 6

Сверху вниз:

1) Один из уроков, на который вы идете с удовольствием.

2) Как назвать математическим языком место, которое вы занимаете за партой. —

3) Знак математического действия. /: \

4)Результаты вычитания. ( )

5) Самое маленькое натуральное число.

6) Знаки из которых составляются числа. V д _ 'ТГ^2

7) Математическое действие.

Рис. 2. Кроссворд

Одной из современных образовательных технологий является игровая технология. Но математика - это сложная наука и на уроках не всегда уместно использовать данную технологию. Лучше использовать данную технологию на внеклассных мероприятиях [1].

Преподаватели, выбирая игровые технологии, опираются на активизацию учебного процесса. Игровая деятельность не только является развлечением, но и способом донести серьёзную и важную информацию в простой, доступной форме. В последствие данная форма перерастает в познавательный, а не развлекательный процесс [2].

В результате проведения внеклассных мероприятий в игровой форме достигаем такие результаты, как:

1. Привлечение к деятельности большого количества обучающихся.

2. Вдохновение и самореализацию, интерес, возможно, повышение самооценки в познаниях математики [5].

Конечно, проводятся другие мероприятия в рамках изучения математики. Олимпиады, конкурсы, кружки охватывают обучающихся, которые уже заинтересованы в изучении предмета и имеют хорошие способности в изучении математики.

Внеклассная деятельность способна развить не только мышление или интерес, но и черты характера. Естественно, мы надеемся на расширение и углубление фактических знаний по математике. Такое расширение само собой под результатом возникновения интереса к предмету, в результате внеклассных мероприятий, обучающиеся понимают, что математика не всегда сложный предмет [1].

Иногда внеклассные мероприятия могут стать первым и решающим этапом в достижение желаемого результата - изучать математику. А в педагогике всё просто, есть желание со стороны обучающихся, значит, материал они поймут и смогут его реализовывать в своей деятельности. Поэтому преподавателю необходимо найти способы, чтобы пробудить интерес к дисциплине у обучающихся [3].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка [Текст] : пособие для учителя / Е.А. Дышинский. - М. : Просвещение, 1972. - 144 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] : учебник для студентов высш. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1 / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 576 с.

3. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М. : Высшая школа, 1990. - 576 с.

4. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика [Текст] : учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян [и др.]. - М. : Просвещение, 1980. - 368 с.

5. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии [Текст] : учебник для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. - М. : Академия, 2000. - 512 с.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (43) 2019

141

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

REFERENCES

1. Dyshinskij E.A. Igroteka matematicheskogo kruzhka: posobie dlya uchitelya [Math Club Game Library]. Moscow: Prosveshchenie, 1972. 144 p.

2. Podlasyj I.P. Pedagogika: uchebnik dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogics. 2 books B. 1]. Moscow: VLADOS, 2002. 576 p.

3. Harlamov I.F. Pedagogika: ucheb. posobie [Pedagogics]. Moscow: Vysshaya shkola, 1990. 576 p.

4. Oganesyan V.A., Kolyagin Yu.K., Lukankin G.L., Sanninskij V.Ya. Metodika prepodavaniya matematiki v srednej shkole: obshchaya metodika: ucheb. posobie dlya studentov fiz.-mat. fak. ped. in-tov [Methods of teaching mathematics in high school: general methodology]. Moscow: Prosveshchenie, 1980. 368 p.

5. Smirnova S.A. (ed.) Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy i tekhnologii: uchebnik dlya studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogics: pedagogical theories, systems and technologies]. Moscow: Akademiya, 2000. 512 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.А. Петрунина, преподаватель математики, АУ «Нефтеюганский политехнический колледж», г. Нефтеюганск, Россия, e-mail: petrunina-aa@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9634-4980.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.A. Petrunina, Math teacher, Nefteyugansk Polytechnic College, Nefteyugansk, Russia, e-mail: petrunina-aa@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9634-4980.

УДК 37

Наталья Александровна Платонова

г. Нефтеюганск

Современные технологии обучения

В статье рассматривается основные современные технологии обучения, на примеры таких дисциплин как русский язык и литература. Поднимается одна из актуальных проблем современности, привлечение обучающихся в образовательный процесс. Данная задача будет выполнима, только при условии сотрудничества обучающихся и учителя. И главное условие - это самосовершенствование учителя. Современный мир требует от нас подстраиваться под инновации. Главное не только учителям подстроится, но и научить этому своих обучающихся. Только тогда мы сможем добиться общей цели, вовлечь обучающихся в образовательный процесс. В уроки нужно включать образовательные технологии, которые будут соответствовать времени. Традиционные уроки хорошо, но они быстро становятся привычными и обучающиеся могут уже не воспринимать информацию. Поэтому нужно удивлять обучающихся, только тогда мы увидим полное погружение обучающихся в материал урока.

Ключевые слова: инновации, современные технологии, проблемное обучение, опорные конспекты, проектные технологии, атмосфера партнёрства.

Natalya Aleksandrovna Platonova

Nefteyugansk

Modern learning technologies

The article discusses the main modern teaching technologies for examples of such disciplines as the Russian language and literature. One of the urgent problems of our time, the involvement of students in the educational process is rising. This task will be feasible, only with the cooperation of students and teachers. And the main condition is the teacher's self-improvement. The modern world requires us to adapt to innovation. The main thing is not only for teachers to adapt, but also to teach this to their students. Only then can we achieve a common goal, engage students in the educational process. The lessons need to include educational technologies that will fit the time. Traditional lessons are good, but they quickly become familiar and students can no longer perceive the information. Therefore, it is necessary to surprise students, only then we will see a complete immersion of students in the lesson material.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: innovations, modern technologies, problem-based learning, reference notes, design technologies, partnership atmosphere.

142

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (43) 2019

ISSN 2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.