Научная статья на тему 'Роль власти в утверждении экзистенциальной свободы человека'

Роль власти в утверждении экзистенциальной свободы человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СВОБОДА / EXISTENTIAL FREEDOM / ВЛАСТЬ НАД ТЕЛОМ / POWER OVER THE BODY / СВОБОДА ЖЕЛАНИЯ / СВОБОДА ВЫБОРА / FREEDOM OF CHOICE / СВОБОДА ДЕЙСТВИЯ / FREEDOM OF ACTION / ВЛАСТЬ КАК ФОРМА САМОКОНТРОЛЯ / POWER AS A FORM OF SELF-CONTROL / FREEDOM OF DESIRE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черных С.С.

В статье рассматривается позитивная роль власти в утверждении и расширении границ экзистенциальной свободы человека. Отмечается, что власть может воздействовать на индивида в трёх аспектах, оказывая влияние на свободу желания, свободу выбора и свободу действия. В статье подчеркивается, что власть индивида над собственным телом является первичным и необходимым условием реализации экзистенциальной свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF POWER IN THE APPROVAL OF EXISTENTIAL FREEDOM OF MAN

The article examines the positive role of power in the establishment and expansion of the boundaries of the existential freedom of man. It is noted that the power can influence the individual in three aspects, influencing freedom of desire, freedom of choice and freedom of action. The article emphasizes that the individual's power over his own body is the primary and necessary condition for the realization of existential freedom.

Текст научной работы на тему «Роль власти в утверждении экзистенциальной свободы человека»

РОЛЬ ВЛАСТИ В УТВЕРЖДЕНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ СВОБОДЫ

ЧЕЛОВЕКА

С.С Черных, канд. философ. наук, доцент

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И.Платова (Россия, г. Новочеркасск)

Аннотация. В статье рассматривается позитивная роль власти в утверждении и расширении границ экзистенциальной свободы человека. Отмечается, что власть может воздействовать на индивида в трёх аспектах, оказывая влияние на свободу желания, свободу выбора и свободу действия. В статье подчеркивается, что власть индивида над собственным телом является первичным и необходимым условием реализации экзистенциальной свободы.

Ключевые слова: экзистенциальная свобода, власть над телом, свобода желания, свобода выбора, свобода действия, власть как форма самоконтроля.

Тема власти зачастую ассоциируется с подавлением индивидуальной свободы личности, репрессивным аппаратом и господством человека над человеком. В данной связи не случайно, что, например, анархисты видят именно в радикальном устранении (прежде всего государственной, объективированной, внешней и «отчужденной») власти главный источник человеческой свободы. Однако, индивиду практически невозможно приобрести свободу без минимальной борьбы за власть, которая может протекать незаметно в условиях повседневности. Таким образом, речь идёт о том, что власть необходима индивиду для реализации собственного «микрополитического» проекта, который одновременно может рассматриваться как инвестиция в специфическую форму самодеятельного бытия в мире.

При этом готовность человека действовать свободно, даже в ущерб стабильности, которой он располагает, в соответствии со своими идеалами, несомненно, свидетельствует об элитарности способных на такое поведение индивидов. Вместе с тем чрезмерный конформизм в принятии решений, следование тому, как поступают другие в согласии с велениями и рекомендациями власти без интеллектуального сопротивления и самостоятельного рассуждения, несомненно, ведёт к умалению свободы индивида.

Пожалуй, что принципиальное условие осуществления экзистенциальной свободы определяется властью человека над собственной телесностью и теми пространственными диспозициями, в которых она может быть локализована. В данной связи немецкий философ В. Виндельбанд справедливо отмечал, что «свобода делать то, что хочешь, находит свою преграду в особых физических состояниях отдельного существа так же, как и в общих границах человечества. Телесные возможности и невозможности хотения обнаруживают изменчивость, имеющую очень широкие границы. Смотря по задаткам и упражнениям различные люди в очень различной степени властвуют над своим собственным телом. И идеальная задача всякой гимнастики, всякого спорта заключается в том, чтобы как можно всесторонне развить эту власть» [Виндельбанд, с.26]. Поэтому эффективное управление телом, свободное развитие его способностей, осуществляемое при посредстве сильной воли, также невозможно без овладения соответствующими культурными навыками.

Таким образом, для человека речь здесь идёт именно о самовластности, которая включает в себя способность свободно, по крайней мере, без внешнего (фрустрирующего) принуждения распоряжаться своим телом. Интересно, что наличие дисциплинарных режимов наибольшей несвободы и закрепоще-

ния, в первую очередь - откровенное рабство (предусматривающее, что тело раба ему не принадлежит, скорее им владеет другой, господин) и ограничение свободы, перемещения тела, связанные с тюремным заключением -свидетельствуют, что именно владение своим телом (как собственностью) должно пониматься как первичное и необходимое условие свободы.

Вместе с тем, люди часто впадают в иллюзию по поводу той свободы, которой как им кажется, они располагают, или в действительности владеют. Ситуация осложняется тем, что власть может воздействовать на подвластных не только лишь посредством открытого насилия, а скорее манипуляции, особенно в тех случаях, когда речь заходит о свободе желания и выбора. «Пьяный убежден, - писал Б. Спиноза, - что он по свободному определению души говорит то, что впоследствии трезвый желал бы взять назад. Точно также помешанные, болтуны, дети и многие другие в том же роде убеждены, что они говорят по свободному определению души, между тем как не в силах сдержать одолевающий их порыв говорливости» [Спиноза, с.339]. Однако, можно поспорить с крупнейшим философом в том смысле, что пьяный или любой другой человек, например, находящийся под воздействием психотропных веществ, все-таки может отдавать себе отчёт, что не свободен, но при этом продолжает говорить или делать то, что ему не следовало. Точно также после пережитого состояния аффекта к человеку возвращается понимание того, что он пребывал во власти сил, неподконтрольных его сознанию и воле.

Таким образом принципиально иметь ввиду, что власть применительно к индивидуальной свободе человека может быть реализована следующими способами: 1). власть может оказывать непосредственное воздействие на формирование самих желаний (подвластного) индивида (то есть реализовываться как власть над индивидуальными желаниями); 2). власть способна предоставить индивиду (подконтрольную) свободу

выбора как правило из нескольких вариантов (или даже сократить выбор до всего лишь одного возможного варианта); 3). власть может предоставить индивиду свободу действия, например, сохранить за ним свободу перемещения или любого движения (либо сократить её до самых минимальных пространственных размеров).

Вполне очевидно, что каждому человеку (вне зависимости от его социального положения), действующему в окружении не только природного мира, но и мира культуры, необходимо постоянно осуществлять власть над собой, своим телом, разумом, желаниями и эмоциями (аффектами). Именно в этом и заключается возможность человека быть духовным существом. Один из родоначальников философской антропологии М. Шелер в данной связи писал, что: если определяющим «в понятии духа сделать особую познавательную функцию, род знания, которое может дать только он, то тогда основным определением "духовного" существа станет его... экзистенциальная независимость от органического, свобода, отрешенность от принуждения и давления, от "жизни" и всего, что относится к "жизни", то есть в том числе его собственного, связанного с влечениями интеллекта. Такое "духовное" существо больше не привязано к влечениям и окружающему миру, но "свободно от окружающего мира" и, как мы будем это называть, "открыто миру"» [Шелер, с.53]. Поэтому справедливости ради надо признать за человеком в качестве его сущностной характеристики способность сопротивляться не только инстинктам, но и собственным желаниям, и благодаря этому постоянно стремиться к свободе как от бытового принуждения, так и природного окружения.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что власть играет в утверждении экзистенциальной свободы человека одну из ключевых ролей. При этом наиболее репрезентативные формы осуществления человеческой свободы будут находиться в сфере расширения возможностей индивидуального

выбора. Именно поэтому расширение границ свободы выбора, которые предоставляет актуальная власть, зачастую ставится ей в заслугу и преподносится в качестве её особого позитивного пре-

ным продолжает оставаться вопрос о воздействии внешних (властных) инстанций на процесс преформации (осуществляемой посредством воспитания, медицины, религии, медиа и т.д.) желаний самого (подвластного) индивида.

имущества. Вместе с тем дискуссион-

Библиографический список

1. Виндельбанд В. О свободе воли. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. 208 с.

2. Спиноза Б. Сочинения: в 2-х т. СПб., 2006. Т.1. 489 с.

3. Шелер М. Положение человека в Космосе С. 31-95 // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. 552 с.

THE ROLE OF POWER IN THE APPROVAL OF EXISTENTIAL

FREEDOM OF MAN

S.S. Chernykh, candidate of philosophy science, associate professor South-Russian state polytechnic university (NPI) named after M. Platov (Russia, Novocherkassk)

Abstract. The article examines the positive role of power in the establishment and expansion of the boundaries of the existential freedom of man. It is noted that the power can influence the individual in three aspects, influencing freedom of desire, freedom of choice and freedom of action. The article emphasizes that the individual's power over his own body is the primary and necessary condition for the realization of existential freedom.

Keywords: existential freedom, power over the body, freedom of desire, freedom of choice, freedom of action, power as a form of self-control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.