Научная статья на тему 'Роль власти и культурно-просветительных обществ губернских и областных центров Восточной Сибири в организации досуга молодёжи в конце XIX - начале XX в'

Роль власти и культурно-просветительных обществ губернских и областных центров Восточной Сибири в организации досуга молодёжи в конце XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
357
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ОБЩЕНИЕ / ДОСУГ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / YOUTH / COMMUNICATION / LEISURE / URBAN ENVIRONMENT / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаламова Светлана Александровна

Обоснована необходимость совместных усилий власти и общества в решении проблем молодёжи, в частности, в организации досуга в городах. На примере губернских и областных центров Восточной Сибири в конце XIX начале XX вв. рассматриваются разные формы организации досуга молодёжи и оценивается эффективность принятых властью и обществом мер. Особое внимание обращается на роль организованного досуга в культурном развитии молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шаламова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GOVERNMENT AND CULTURAL AND EDUCATIONAL SOCIETIES OF THE EAST SIBERIAN PROVINCIAL AND REGIONAL CENTERS IN YOUTH LEISURE ORGANIZATION IN LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

The necessity of combined efforts of authorities and society in solving problems of the young people, in particular in the organization of leisure in cities is justified. On the example of the provincial and regional centers of Eastern Siberia in the late XIX early XX century the author considers various forms of the organization of young people leisure activities and evaluates the efficiency of the measures undertaken by the government and society. Particular attention is drawn to the role of the organized leisure in the cultural development of young people.

Текст научной работы на тему «Роль власти и культурно-просветительных обществ губернских и областных центров Восточной Сибири в организации досуга молодёжи в конце XIX - начале XX в»

ствия властей зачастую носили косвенный характер, в виде агитации, критики, запретов и рекомендаций.

Исследование показало, что неформальные (неофициальные) формы досуга являлись важной частью повседневной жизни сельских жителей в рассмотренный период. Это нужно обязательно учитывать и при организации досуга в современной деревне. Борьба с

наркоманией, алкоголизмом и другими негативными сторонами жизни сельских жителей не должна замыкаться только на строительстве клубов, организации различных обществ по интересам и т.д., но также должны использоваться формы неформальных взаимоотношений, через которые можно добиться нужных результатов.

Библиографический список

1. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности» // Этнографическое обозрение. 2004. № 5. С. 3-15.

2. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: учеб. пособие. М., 1995.

3. Культурное строительство в Иркутской области (19171967): сб. документов / под ред. А.П. Косых. Иркутск, 1980.

4. Русские: история и этнография / под ред. И.В. Власовой и В.А. Тишкова. М., 2008.

5. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 262. Оп. 1. Д. 102.

6. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. р-1565. Оп. 1. Д. 106.

7. Из святого колодца памяти. Очерки истории Ирбейского района / сост. А.Н. Жвиков [и др.]. Зеленогорск, 2001.

8. Красный пахарь, 1925. 12 декабря.

9. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. р-695. Оп. 1. Д. 3.

10. Сабурова Л. М. Культура и быт русского населения При-

ангарья (конец XIX - XX в.). Л., 1967.

11. Полищук Н.С. Обряд как социальное явление (на примере «красных похорон») // Советская этнография. 1991. № 6.

12. ГАНИИО. Ф. 262. Оп. 1. Д. 428.

13. Крестьянская газета. 1925. 21 ноября.

14. Крестьянская газета. 1924. 12 января.

15. Зубарев Н.К. Очерки истории Черемховского района. Иркутск, 2004.

16. Знамя коммунизма. 1924. 31 мая.

17. Восточно-Сибирская правда. 1930. 1 октября.

18. Государственное управление. Кодифицированный сб. законодательства РСФСР на 1 января 1934 г. / под. ред. В.П. Ускова. М., 1934.

19. Петрушин Ю.А. Земля Кундуйская: истор. очерк. Иркутск, 2006.

20. Власть труда. 1925. 7 июля.

21. Ленинский путь. 1988. 13 июля.

22. Советская молодежь. 1939. 1 января

23. Восточно-Сибирская правда. 1935. 1 апреля.

УДК 37.9.8 (571.5)(091)

РОЛЬ ВЛАСТИ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ ГУБЕРНСКИХ И ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЁЖИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

С.А. Шаламова1

Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2.

Обоснована необходимость совместных усилий власти и общества в решении проблем молодёжи, в частности, в организации досуга в городах. На примере губернских и областных центров Восточной Сибири в конце XIX -начале XX вв. рассматриваются разные формы организации досуга молодёжи и оценивается эффективность принятых властью и обществом мер. Особое внимание обращается на роль организованного досуга в культурном развитии молодёжи. Библиогр. 21 назв.

Ключевые слова: молодёжь; общение; досуг; городская среда; социокультурная среда

THE ROLE OF GOVERNMENT AND CULTURAL AND EDUCATIONAL SOCIETIES OF THE EAST SIBERIAN PROVINCIAL AND REGIONAL CENTERS IN YOUTH LEISURE ORGANIZATION IN LATE XIX - EARLY XX CENTURIES S.A. Shalamova

Irkutsk State University, 2, Chkalov St., Irkutsk, 664003.

The necessity of combined efforts of authorities and society in solving problems of the young people, in particular in the organization of leisure in cities is justified. On the example of the provincial and regional centers of Eastern Siberia in the late XIX - early XX century the author considers various forms of the organization of young people leisure activities and evaluates the efficiency of the measures undertaken by the government and society. Particular attention is drawn to the

1 Шаламова Светлана Александровна, кандидат исторических наук, секретарь деканата исторического факультета, тел.: 89501398096, е-mail: Swetlana15x@ya.ru

Shalamova Svetlana, Candidate of History, Secretary of the Dean's office of the Faculty of History, tel.: 89501398096, e-mail: Swetlana15x@ya.ru

role of the organized leisure in the cultural development of young people. 21 sources.

Key words: youth; communication; leisure; urban environment; socio-cultural environment.

Проблема организации досуга молодёжи была актуальна во все времена. Изучение роли власти и культурно-просветительных обществ губернских и областных центров Восточной Сибири (на примере Иркутска и Якутска) в конце XIX - начале XX в. в вопросах организации досуга молодёжи способствует новому осмыслению истории сибирских городов и позволяет выяснить специфику взаимодействия власти и общественных структур в решении молодёжных проблем в изучаемый период. Целью данной публикации является определение роли власти и отдельных культурно-просветительных обществ губернских и областных центров Восточной Сибири в организации досуга молодёжи в конце XIX - начале XX в. Преимущественное внимание автора будет уделено организации чтений, народных увеселений, театральных представлений, концертов. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1880-х по 1914 гг. Нижняя временная граница обусловлена изменениями социокультурной среды в сибирских городах, связанных с практической реализацией городской реформы 1870-х гг. Верхняя временная граница обусловлена началом Первой мировой войны, которая привела к переходу страны на военные условия жизни, имевшие свою специфику.

Говоря о молодёжи, автор подразумевает поколение молодых людей в условном возрастном промежутке от 16 до 30 лет из разных социальных категорий городского населения, объединённых общностью возрастных и социокультурных особенностей [1, с. 524]. Согласно данным переписи 1897 г., в Иркутске проживало чуть более 20% молодых людей, в Якутске -около 18% [2, с. 6-7]. Городская молодёжь по своему составу была неоднородна как по социальному статусу, образованию, материальным возможностям, так и по уровню развития культурных запросов. Как правило, более образованные слои (выходцы из дворян, зажиточных купцов, мещан, из среды чиновников, духовенства) активнее участвовали в различных культурных мероприятиях, как общегородских, так и частных, их досуг был разнообразнее по формам и содержанию. Менее образованные слои (выходцы из среды рабочих, крестьян, разночинцев, нижних чинов военных) с низким уровнем доходов не всегда могли себе позволить культурный отдых в театре, на концертах, а доступ на некоторые развлечения и вовсе был закрыт лицам из непривилегированных сословий [3, с. 229-331].

Иркутск, являясь крупным административным, экономическим и культурным центром Восточной Сибири, был более привлекательным местом для заработков, карьеры и службы молодёжи, чем удалённый и менее развитый Якутск, что оказывало непосредственное влияние на выбор и формы досуга молодёжи. Досуга, организованного специально для молодёжи, в губернских и областных центрах Восточной Сибири в конце XIX - начале XX в. в современном пони-

мании этого слова не существовало, не было и целенаправленной молодёжной политики. Губернские власти в Иркутске и Якутске при активном участии местной интеллигенции и служащих осуществляли определённые попытки к организации интересного и в то же время полезного досуга для разных слоёв молодёжи, чтобы оградить её от различных отклонений в поведении и способствовать культурному развитию личности.

Уровень развития культурной среды в изучаемых городах был неодинаковым. Первенство в культурном развитии, безусловно, принадлежало столице Восточной Сибири, центру Восточно-Сибирского генерал-губернаторства - Иркутску. Здесь находились различные образовательные учреждения, научные, культурно-просветительные, досуговые общества и клубы, театр и библиотеки, сосредотачивался цвет сибирской интеллигенции и служащих, развитие получили меценатство и благотворительность, что в совокупности способствовало развитию культурного отдыха молодых горожан с пользой для ума и здоровья. В Якутске культурная, а точнее, досуговая сфера городского населения была развита крайне слабо, здесь инициатива в развитии досуга принадлежала преимущественно немногочисленной местной интеллигенции и служащим, политическим ссыльным, предприимчивым губернаторам.

Проведение тех или иных увеселительных мероприятий в изучаемых городах находилось под бдительным контролем как губернских (генерал-губернатора Восточной Сибири, губернаторов, губернского и областного правлений), так и городских властей (городского полицейского управления, судебного, учебного, духовного ведомств, в ведении городской думы и городской управы). Все отчёты о проведении тех или иных культурных мероприятий и о деятельности обществ, которые существовали не только в Иркутске, но и Якутске, направлялись в Канцелярию иркутского генерал-губернатора, в состав которой входили делопроизводства, ведавшие различными вопросами жизни и быта городов, в том числе и культурного плана [4, с. 158]. Зачастую многое в развитии культуры сибирского края зависело от личности губернаторов (это является уже темой для самостоятельного исследования, поэтому автор не будет акцентировать на данном вопросе внимание).

Приобщение молодёжи к культурному отдыху осуществлялось в разных формах, служивших конкретным воспитательным целям и практическим задачам. Одним из способов культурного воздействия на выходцев молодых людей из простого народа, выступала организация народных чтений различными учреждениями и ведомствами. По новым правилам 1902 г. устройство народных чтений разрешалось попечителям учебных округов по представлению директоров народных училищ с согласия губернаторов и епархиальных архиереев. Только в срочных случаях чтения

разрешались с согласия губернатора и архиерея с обязательным уведомлением попечителя.

Чтения проводились при соблюдении ряда условий. Во-первых, полиции требовалось выяснить необходимость наблюдения за ними, удостовериться в нравственной и политической благонадёжности лица, устраивающего чтения, определить соответствие чтеца предъявляемым требованиям. Во-вторых, если общество выдвигало своего лектора, то от правления данного общества нужно было предоставить сведения о месте жительства и занятиях лектора, подробную программу и содержание лекций. В-третьих, требовалось получить разрешение губернатора с указанием конкретной даты лекций и точным их количеством [5, л. 69]. Кроме того, губернской властью чётко определялся состав чтецов, которыми могли выступать духовные лица, преподаватели и другие «благонадёжные лица». В качестве наблюдателей чтений могли выступать должностные лица учебного или епархиального ведомства, наблюдатель мог быть и чтецом [6, с. 9-12]. Если данные правила не соблюдались, то чтения не разрешались. Как видим, губернская власть довольно жёстко контролировала и регламентировала проведение чтений.

В Иркутске организацией народных чтений занимались учебное и духовное ведомства и просветительные общества в соответствии с поставленными задачами. Чтения могли быть запрещены иркутским генерал-губернатором, если их содержание противоречило существующей власти и законам, принятым в дореволюционном обществе моральным и религиозным нормам, традициям. Например, в секретном уведомлении Главного инспектора училищ Восточной Сибири в 1912 г. якутскому губернатору сообщалось, что «лекции врача А.М. Серебренникова на тему: «О роли страха в истории человечества» запрещаются иркутским генерал-губернатором и признаются крайне вредными для прочтения учащейся молодёжи Якутска, так как их содержание считается «крайне односторонним и тенденциозным» [7, л. 118]. Все эти предостережения казались совершенно излишними, так как читать, но не комментировать можно было только печатные сочинения, одобренные Министерством народного просвещения. Как видим, новые правила были направлены исключительно на надзор, хотя народные чтения необходимо рассматривать как одно из средств народного образования, прежде всего молодёжи из социальных низов. Местные власти, несмотря на основательный контроль народных чтений, пытались одновременно решать назревшие вопросы в культурной и медицинской сферах. В частности публичные чтения и лекции по гигиене и здоровью, которые проводились в больницах, богадельнях, в стенах церквей, в учебных заведениях для широкой аудитории в Иркутске и Якутске, служили важным профилактическим средством в борьбе с различными инфекционными заболеваниями и эпидемиями. Нередко для таких профилактических мероприятий власти привлекали грамотную молодёжь, умевшую читать и писать. Например, в якутской гражданской больнице с целью профилактики борьбы с эпидемией холеры в 1893 г.

были открыты бесплатные курсы санитарных служителей из числа молодёжи, знакомившие её с правилами дезинфекции и уходом за больными. После окончания занятий молодые санитарные служители направлялись к местному населению читать публичные лекции о правилах дезинфекции в случае эпидемий. Причём особо отмечалось, что к слушанию курсов допускаются молодые люди обоего пола не моложе 18-20 лет, грамотные и вполне «благонадёжные». Их труд как санитарных служителей оплачивался по усмотрению областной санитарной комиссии и по соглашению с ними. Зачисление молодёжи в санитарные служители происходило на основании личного заявления якутскому медицинскому инспектору, который решал вопрос о зачислении данного лица на курсы [8, с. 5-6]. Организация бесплатных публичных чтений по санитарии, гигиене имела важное профилактическое значение для охраны здоровья городского населения, а сами чтения служили одной из форм разумного досуга городской молодёжи.

Практическим задачам служили религиозные чтения, организуемые церковными служителями в праздники, в основном в зимнее время, с целью «занять полезным делом праздничный досуг простого народа и отвратить его от посещения кабаков и пьянства» [9, с.1-2]. Чтения касались религиозных и нравственных вопросов, семейного воспитания и т.п. Потребность публики в духовном развитии ощущалась на каждом чтении. Например, в 1898-1899 гг. при духовной семинарии в Иркутске состоялось 23 чтения, которые продолжались по 1,5-2 часа, сопровождались «световыми картинами» и хором семинаристов. Кроме того, священники путём еженедельных проповедей и поучений вели борьбу с пьянством. Для этой цели специально распространялся журнал «Трезвость и бережливость», брошюры религиозно-нравственного содержания. В 1914 г. архиепископ Серафим потребовал от священников заняться организацией обществ трезвости, которые возникли во многих городах, а также в Иркутске и Якутске [10, с. 202].

В Сибири, как и в России в начале XX в., организация народных чтений была связана с празднованием различных юбилеев, и их содержание определялось прямыми циркулярами генерал-губернатора. Самые массовые торжества устраивались в честь 300-летия дома Романовых. Для молодёжи из простого народа читались отрывки из юбилейных изданий «Россия под скипетром Романовых», «Подвиг Ивана Сусанина» и др. произведения. В процессе празднования юбилеев государственного значения инициатива проведения чтений принадлежала непосредственно губернским властям, а не общественности. К числу всероссийских торжеств относились также дни памяти классиков русской литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др. [6, с. 15-24]. Проведение данных мероприятий являлось важным воспитательным средством не только в повышении культурного уровня разных социальных категорий населения, но и в борьбе с негативными социальными явлениями в молодёжной среде (пьянством, проституцией, аморальным поведением). Наконец, молодёжь таким спо-

собом отвлекалась от участия в политической жизни.

В развитии народных чтений были заинтересованы разные центральные ведомства. Министерство внутренних дел - для ведения санитарно-просветительной работы среди населения; Министерство государственных имуществ и Главное управление землеустройства и земледелия - для распространения агрономических знаний; Министерство финансов - для ведения пропаганды народной трезвости; Синод - с целью распространения основных понятий вероучения и священной истории; Министерство народного просвещения осуществляло контроль над всей организацией народных чтений. Каждое ведомство стремилось внести свой вклад в формирование тематики чтений [6, с. 13-14].

Пожалуй, наиболее массовый характер имели мероприятия, организованные местной губернской властью, посвящённые официальным государственным праздникам и торжествам с заранее подготовленной программой и развлечениями. По традиции дети и подростки участвовали в богослужениях и молебствиях, в крестных ходах вместе со взрослыми. В частности широкий размах и резонанс получили торжества, организованные губернской властью в честь коронования Николая II и Александры Федоровны в мае 1897 г. в Иркутске. По описаниям А.К. Чернигова, на площади Сперанского в течение двух дней устраивались различные увеселения для народа: лазание по столбам и наклонным площадкам, ходьба на вращающемся бревне, в которых активно участвовала молодёжь; проводились выступления военного оркестра, хора песенников, танцоров и акробатов, показ живых и туманных картинок. На площади раздавалось бесплатно пиво. На концерте, устроенном Музыкальным обществом, исполнялись: российский гимн, кантата П.И. Чайковского, сцены из оперы «Жизнь за царя», «Боже люблю царя» и «Славься». Сцены исполнялись на фоне декораций, изображающих Грановитую палату и площадь перед Кремлём. В последние дни торжеств на Ангаре был зажжён фейерверк, а на острове Любви запускались воздушные шары, эффектной получилась разноцветная иллюминация на площади Сперанского [11, с. 115]. Официальные торжества способствовали воспитанию патриотических чувств, формировали уважительное отношение молодёжи к существующей власти, религии, традициям, приобщали к ценностям духовной культуры. Наконец, такие праздники служили интересному и весёлому отдыху разных категорий молодёжи.

Важной сферой общественно-культурного досуга горожан являлся театр. К концу XIX - началу XX в. он становился всё более доступным для разных слоёв молодёжи, которые начинали его воспринимать как важное просветительное учреждение, где всякие танцевальные увеселения и маскарады не допускались ни под каким предлогом. Спектакли на сцене Иркутского городского театра, любительские постановки строго контролировались губернатором, полицейским управлением, духовным ведомством, причём заранее утверждался репертуар театра, в том числе на неделю. Также властью осуществлялся контроль над сбо-

рами со спектаклей, регламентировались цены на билеты, а сами актёры проверялись в благонадёжности полицией. Основное место при постановке пьес для народа отводилось водевилям, патриотическим пьесам с элементами нравоучений, а действительно художественных произведений было мало.

Профессиональный театр имелся только в Иркутске, в Якутске такого театра не было, поэтому образованные слои молодёжи довольствовались пространством так называемого народного театра, на сцене которого ставились любительские постановки и русская классика. Любимым автором являлся А.Н. Островский, произведения которого составляли исключительно репертуар императорских театров. Исследователи отмечают: «якутские жители любили народный театр и толерантно относились к произведениям различных авторов. В провинциальном городе, каким в то время являлся Якутск, актёры знали и ценили своих зрителей, отношения с которыми всегда строились на полном взаимопонимании. Этим взаимопроникновением, единством с городом, его обществом и отличался периферийный театр от тех, которые были расположены в крупных городах» [12, с. 98].

Несмотря на то что власть относилась к культуре как охранительно-консервативному средству, она вынуждена была прибегать к содействию общества. Попытки общественной инициативы способствовать просвещению масс, отклонялись правительством но зато поощрялись такие формы разумного отдыха и общения, как корпоративный отдых, клубы, маскарады, музыкальные вечера, литературно-музыкальные утра и т.д. Развитие культуры в России в начале XX в. в значительной степени определялось соотношением правительственной политики и общественной инициативы. В Сибири, где не было земства, правительство не только поощряло, но и рассчитывало на общественную инициативу в сфере просвещения, так как школа прямо или косвенно финансировалась самим населением. К концу XIX - началу XX в. инициатива местных обществ играла важную роль и в организации интересного и полезного досуга горожан, а выбор форм досуга служил целям социального самоутверждения. В отличие от государства передовая общественность считала основной целью не только повышение культурного уровня населения, но и предполагала воспитание гражданственности, «общительности», общественного долга, стремления к независимости [6, с. 25].

Организации «разумного» досуга иркутян способствовали различные культурно-просветительные общества благотворительного типа. Зачастую довольно сложно было совместить две цели одновременно: сбор денег и полезное развлечение. Многие общества быстро распадались, не получив должной поддержки общества. Часто причинами распада нового общества или кружка выступали: отсутствие нужного помещения для выступлений, нехватка финансирования. Многое зависело также от руководителя того или иного начинания. Социальный состав культурно-просветительных обществ, клубов, кружков по интересам был довольно пёстрым, сюда входили представители ин-

теллигенции, чиновничества, купечества, мещанства.

В Иркутске общественная и клубная жизнь была довольно развита. Особой популярностью горожан пользовались общества любителей музыки и литературы, приказчиков, врачей, художников, распространения народного образования и народных развлечений, народных чтений, а также Иркутское отделение ВСОРГО. Среди досуговых выделялись общества: сибирских охотников, рыболовов-любителей, велосипедистов, кружок любителей шахматной игры, аэроклуб и др., привлекавшие заинтересованную часть молодёжи [11, с. 331-366].

Общественный деятель Н.М. Ядринцев позитивно оценивал инициативу в культурной жизни Иркутска. Он писал: «...В 90-х годах XIX века в иркутских клубах картёжная игра стала более скромной, но уже возникла потребность в духовных удовольствиях. В городе местными педагогами читаются публичные лекции, а при учёных обществах делаются публичные доклады. Наконец, устраиваются литературно-музыкальные вечера, торжества и юбилеи по случаю памятных событий, панихиды по замечательным деятелям и писателям и т.п. Музыкальные потребности городского населения удовлетворяются музыкальными обществами, которые устраивают различные музыкальные концерты. Большую роль в развитии художественных вкусов публики играют выставки» [13, с. 656].

В Якутске общественная и клубная жизнь была практически не развита; клуб общества приказчиков, кружок любителей музыки и литературы были практически единственными центрами увеселительной жизни образованных слоёв молодёжи. Известный общественный деятель Г.Н. Потанин о работе клуба приказчиков писал: «Якутск по справедливости может быть назван столицей, здесь сосредоточена якутская интеллигенция, есть якутский клуб, члены которого якуты. В этом клубе якутские купцы играют в карты, а молодёжь танцует кадриль и остальные, самые новейшие танцы. Женщины-якутки предпочитают национальный костюм европейскому платью и в клубе танцуют преимущественно в национальном костюме. В якутском клубе иногда даются спектакли на якутском языке (например, повесть о якутском эпическом герое Маньчара и сказочные произведения), нередко исполняются якутские песни. И даже выпускается листок «Речь якутского клуба», составленный из произведений якутских литераторов» [14, с. 235-260].

Исследователи отмечали, что в якутском клубе общества приказчиков регулярно шли постановки и иллюзионы как на русском, так и на якутском языке. Опера «Олонхо» постоянно присутствовала в репертуаре кружка, что приобщало якутскую и русскую молодёжь к национальной культуре, способствовало развитию эстетических чувств [15, с. 101-102]. Активизация научной, культурной, общественной жизни в Якутске связана с открытием в 1913 г. Якутского отдела ИРГО, осуществлявшим большую научную и просветительную работу. Например, отделом общества организовывались и проводились выставки для населения, которые были своеобразной формой досуга для учащейся молодёжи, интеллигенции, служащих и

всех желающих. В городе успешно работали музей и несколько библиотек (бесплатная народная библиотека, городская публичная библиотека, фундаментальная библиотека духовной семинарии, библиотеки статистического комитета и клуба приказчиков). Членами отдела ИРГО практиковались регулярные лекции в доме музея-библиотеки [16, с. 2-4].

В Иркутске, в отличие от Якутска, деятельность культурно-просветительных обществ была более насыщенной и плодотворной. Процесс организации разумных развлечений шёл по пути концентрации досуга по времени: в конце рабочего дня, рабочей недели, по сезону или в течение каникул учащейся молодёжи. Хотелось бы отметить деятельность некоторых обществ - любителей музыки и литературы, распространения народного образования и народных развлечений, приказчиков, которые внесли важный вклад в организованный досуг горожан.

Иркутское общество любителей музыки и литературы возникло ещё в начале 1860-х гг. по инициативе молодого преподавателя музыки В. Шевича. Первый музыкально-литературный вечер был проведён 22 октября 1881 г. С момента утверждения Устава общества 19 мая 1882 г. в городе открываются регулярные концерты в память русских композиторов, в честь юбилеев русских поэтов и писателей, которые привлекали образованную часть молодёжи [11, с. 344-345]. Местная пресса считала концерты музыкального кружка «единственным убежищем для иркутского общества, ищущего разумных развлечений». На музыкально-литературных утрах иногда выступал польский хор с произведением «Жизнь за царя» Глинки, а наиболее популярными исполнителями были Любавская, Лы-щинский, Вербов [17, с. 5]. Отделение музыкального общества просуществовало 13 лет и из-за недостатка средств закрылось.

С деятельностью общества любителей музыки и литературы связаны также попытки проведения для учащейся молодёжи чтений и лекций в сопровождении туманных картин с изображением звёздного неба. Однако при организации чтений не учитывались читательские запросы самой молодёжи. Неслучайно организаторам чтений и лекторам высказывались пожелания актуализировать содержание чтений и вести их по экономике, государственному праву, социологии, истории, чтобы они смогли «задеть за живое» мыслящие умы, заинтересовать образованное общество. Меньше всего молодёжь интересовали рассказы о том, откуда взялись «"Дракон", "Сириус" и другие аристократы звёздного неба» [17, с. 3-5], что свидетельствует о возрастании интереса передовой молодёжи к событиям политической и общественной жизни, о росте их общественного самосознания.

Более плодотворную деятельность в организации общедоступных чтений и лекций осуществляло Общество распространения народного образования и народных развлечений (ОРНО и НР), официально открытое в Иркутске в 1900 г. С начала 1902 г. вся работа общества была направлена, главным образом, на организацию народных библиотек-читален. Первая такая бесплатная библиотека-читальня открылась при

обществе, в основном её посещали дети и подростки. Популярностью у широкой публики пользовались лекции, посвящённые вопросам гигиены, истории, философии, астрономии, химии, географии и т.д. Газета «Восточное Обозрение» сообщала: «Нашей молодёжи нельзя отказать в стремлении к развитию, которое сказывается в её усердном посещении лекций». Лекции знаменитых учёных-естествоиспытателей были платными (25-40 коп.) и тем самым ограничивали доступ на них малоимущей молодёжи [18, с. 1].

Общество народных развлечений также проводило активную работу по организации разумного досуга горожан. В 1910 г. общество создаёт собственную оперную труппу, в состав которой вошли профессиональные исполнители оперных произведений: А.И. Скретова, О.С. Житейская, А.А. Чернова, Б.И. Толмачевский и др. Наряду с профессиональными певцами в этой труппе были любители: А.Г. Андреев, А.А. Сво-бодогорский, В.И. Суфтин и др. Исполнение оперных произведений сопровождал хор под управлением В.С. Свитича. С 1911 г. обществу разрешается открыть в Интендатском саду бесплатную библиотеку-читальню. Общество распространения народного образования и народных развлечений просуществовало до начала 1918 г. [11, с. 350].

Насыщенной культурной программой и активной деятельностью в Иркутске отличался клуб общества приказчиков, в котором местная интеллигенция, служащие могли провести свой досуг. К началу ХХ в. возможность посещать корпоративные вечера клуба приказчиков получили представители разночинной интеллигенции, учащаяся молодёжь и др. Активисты клуба устраивали для своих членов и их семей танцевальные семейные вечера, музыкально-литературные утра, концерты, «субботки», спектакли. О деятельности иркутского клуба приказчиков современники писали: «Несмотря на неудобное помещение и сравнительно небогатую обстановку, этот клуб устраивает довольно много общедоступных семейных развлечений. Карточная игра в нём не заслоняет собой другие стороны жизни клуба и общества приказчиков. Это общество является самым деятельным и разносторонним из всех существующих в Иркутске учреждений взаимопомощи и благотворительности» [19, с. 24-51]. Здесь молодые члены клуба имели возможность посещать неплохую библиотеку, курсы иностранных языков и тем самым повышать свой культурный уровень.

Организацией досуга занимались все желающие члены клуба. Благодаря их усилиям здесь были созданы и действовали: любительский драмкружок, хор, первый в городе оркестр балалаечников (с 1905 г. переименован в оркестр народных инструментов, который продолжал действовать и после закрытия клуба в

1909 г.) [20, с. 231]. На любительской сцене в доме клуба ставились прогрессивные по содержанию пьесы А.Н. Островского: «Бедность не порок», «Свои люди -сочтёмся»; пьеса Фонвизина «Недоросль», комедия Н.В. Гоголя «Женитьба» и др. Организаторы драмкружка проводили юбилеи, посвященные памяти русских поэтов и драматургов [21, с. 1]. Подобные семейные вечера в клубе приказчиков, собиравшие образованные слои молодёжи, помимо развлекательных целей служили выражением роста общественного сознания сибирской интеллигенции, сферой интеллектуального и профессионального общения.

Таким образом, губернской властью и культурно-просветительными обществами, главным образом в Иркутске, предпринимались определённые попытки к организации разумного досуга молодёжи. Цели и задачи власти и обществ в культурных мероприятиях и развлечениях для разных слоёв городской молодёжи отличались. С одной стороны, губернские власти стремились соблюсти закон и порядок, осуществляя настойчивый контроль над разными формами досуга в городах, деятельностью обществ и клубов, направляя тем самым воспитание молодёжи в нужное русло. С другой стороны, власти пытались решать важные практические задачи (борьба с пьянством, аморальными поступками, профилактика заболеваний и т.д.). Цели культурных обществ носили не только практический характер, но и предполагали воспитание гражданственности, общительности, интереса к разумным развлечениям. Преследуя разные цели, власть и общество понимали и осознавали всю важность и необходимость мероприятий для молодого поколения.

Конец XIX - начало XX в. ознаменовались возрастанием роли общественной инициативы губернских и областных центров Восточной Сибири в просвещении, развитии культуры населения, организованного досуга, что было вызвано новой волной общественно-демократического подъёма, переменами, охватившими сибирское общество в связи с развитием капитализма. Наибольшее распространение организованные формы досуга, направленные на повышение культурного уровня личности, здоровый отдых, получили в губернском центре - Иркутске, там инициатива обществ была более разнообразной и плодотворной. Городская и культурная среда областного центра Якутска была менее развитой, грамотность и образование населения оставляли желать лучшего. Здесь не было такого разнообразия обществ, как в Иркутске, поэтому досуг молодёжи, в том числе якутов, был развит слабо. Тем не менее в городе предпринимались отдельные шаги к организованному досугу горожан усилиями немногочисленной местной интеллигенции, служащих, политических ссыльных.

Библиографический список

1. Шаламова С.А. Особенности половой и социовозрастной терминологии молодёжи в традиционных народных представлениях в XIX веке: материалы Третьих университетских социально-гуманитарных чтений. В 2 т. Т.2. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2009.

2. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Иркутская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб.: Изд-е центр. стат. комитета мВд. Т. LXXV. 1904 г.; Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Якутская область / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб.: Изд-е центр.

стат. комитета МВД. Т. (.XXX. 1904 г.

3. Шаламова С.А., Дамешек Л.М. Организация досуга и общение молодёжи г. Иркутска в конце XIX - начале XX в. // XX век в истории России: актуальные проблемы: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2008.

4. Дамешек Л.М. Город в системе губернского управления // Иркутск в панораме веков: Очерки по истории города. Иркутск: Вост.-Сиб. издат. компания, 2002.

5. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 63. Оп. 1. Д. 154.

6. Оглезнева Г.В., Севостьянова Е.В. Правительственная политика и общественная инициатива в сфере культуры в Восточной Сибири в начале XX в. // Проблемы истории науки и образования в Восточной Сибири: век XX: сб. науч. ст. / под ред. А.И. Смирнова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1996.

7. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 63. Оп. 1. Д. 154.

8. Якутские областные ведомости. 1893. № 5.

9. Восточное обозрение. Иркутск, 1893. № 50.

10. Санников А.П. Духовный центр Сибири // Иркутск в панораме веков: очерки по истории города. Иркутск, 2002.

11. Иркутские повествования. 1661-1917 годы. В 2 т. Т.1. / автор-сост. А.К. Чернигов. Иркутск: Оттиск, 2003.

12. Крылова В.К. «Школа нравов» А.Н. Островского на якутской сцене // Якутский архив. Якутск, 2002, № 2.

13. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПБ, 1892.

14. Потанин Г.Н. Города Сибири // Сибирь. Её современное состояние и нужды. СПБ, 1908.

15. Гуляева Е.П. Зарождение книжной торговли в Якутске // Якутский архив. Якутск, 2002, № 2.

16. Якутский край. 1907. № 32.

17. Сибирь. Иркутск, 1881. № 45.

18. Восточное обозрение. Иркутск, 1898. № 39.

19. Иркутск. 90-е гг. XX в. (неизестн. автора). Иркутск, 1891.

20. Оглезнева Г.В. Развитие городской культуры // Иркутск в панораме веков: очерки по истории города. Иркутск, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Восточное обозрение. Иркутск, 1900. № 115.

УДК 947(571)+008(571)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ПРИСЯЖНОЙ АДВОКАТУРЫ ИРКУТСКА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

С.Л. Шахерова1

Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.

Освещаются основные формы общественного досуга присяжной адвокатуры Иркутска. На основе широкого круга источников изучены особенности краеведческой, культурно-просветительской деятельности адвокатуры, выявлены факторы, повлиявшие на интенсивность участия присяжных поверенных в деятельности научных, просветительских, благотворительных обществ, обществ, связанных с проведением досуга, библиотек, редакций газет. На конкретных примерах показан вклад присяжных поверенных и их помощников в развитие самих обществ, а также сферы их деятельности. Библиогр. 26 назв.

Ключевые слова: история повседневности; досуг; присяжный поверенный; научно-исследовательская деятельность; культурно-просветительская деятельность.

ORGANIZATION OF LEASURE OF IRKUTSK BARRISTERS IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

5.L. Shaherova

East Siberian State Academy of Education,

6, Nizhnyaya Naberezhnaya St., Irkutsk, 664011.

The article discusses the main forms of public leisure of Irkutsk barristers. On the basis of a wide range of sources the author studies features of local lore, cultural and educational activity of barristers. She reveals factors affecting the intensity of the participation of attorneys at law in the activity of scientific, educational, charitable societies, societies connected with leisure, libraries and newspaper editorial offices. With specific examples the author demonstrates the contribution of attorneys at law and their assistants in the development of these very societies, and the spheres of their activities. 26 sources.

Key words: history of everyday life; leisure; attorney at law; scientific research activity; cultural and educational activity.

Конец XIX века в истории Сибири ознаменован проведением судебной реформы, которая создала не только новые судебные учреждения (коронный и мировой суды), но и новую профессиональную группу -адвокатуру. Присяжные поверенные были одновременно и правозаступниками, и судебными представи-

телями в новом суде, а в социальном плане влились в группу сибирской интеллигенции. Определенная часть присяжных поверенных и их помощников занимали активную жизненную позицию: весьма успешно организовывали профессиональную деятельность, участвовали в общественно-политической жизни города и ре-

1Шахерова Светлана Леонидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, тел.: 89041334771, e-mail: svetlanashakh@rambler.ru

Shaherova Svetlana, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History of Russia, tel.: 89041334771, e-mail: svetlanashakh@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.