УДК 378. 6. 167. 2. 016:94"653"
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-2-23-29
РОЛЬ ВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
О. Н. Мухин
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматривается методический потенциал использования визуальных материалов в процессе изучения истории студентами вуза на основе авторского опыта преподавания истории Средних веков. Предлагается типология визуальных материалов, в рамках которой выявляются особенности привлечения различных типов визуальных материалов в свете целей и результатов их использования. Характеризуются плюсы привлечения визуальных материалов, а также ставится вопрос о необходимости методического обоснования его объема в рамках конкретного занятия. Обосновывается особая роль визуальных материалов в работе со студентами исторических факультетов педагогических вузов.
Ключевые слова: методика преподавания истории, визуальные материалы, история Средних веков.
В педагогической мысли не подвергается сомнению важность обращения в процессе преподавания истории к источникам. Использование свидетельств изучаемой эпохи в образовательном процессе имеет в России давнюю традицию, начало которой относится к середине XIX в. (краткий обзор этапов развития этой традиции см.: [1]). Исследователи неоднократно обращали внимание и на важность применения в педагогической практике визуальных источников и, шире, материалов (см. : [2]). Однако вопрос остается весьма актуальным, в том числе в связи со следующими проблемами. Во-первых, на практике большинство преподавателей истории (81 %) отдают предпочтение текстовым источникам информации [3, с. 302]. Во-вторых, как правило, методистами обсуждается потенциал использования визуальных материалов в школе, но не в вузе. Это связано с тем, что роль указанных материалов снижается в учебном процессе по мере взросления обучающихся. Это в-третьих. По наблюдению В. Н. Алексашкиной и Н. И. Ворожейкиной, заданий к визуальному ряду в школьных учебниках больше предлагается в 6-7-х классах и заметно меньше в последующих [4, с. 66]. При этом вузовские учебники по истории нередко вовсе лишены иллюстративного материала. Наглядный пример - неоднократно переиздававшийся ученик по истории Средних веков под редакцией С. П. Карпова в серии «Классический университетский учебник» [5].
То есть как бы предполагается, что применение приемов визуализации в работе со студентами-историками, как с «взрослой» аудиторией, необязательно. Однако это, безусловно, не так. По справедливому замечанию Л. Д. Тузиковой, «для большинства людей, для „массового наблюдателя" памятники культуры прошлых эпох в виде скульптуры, архитектуры, кино, живописи, плакатов, карикатур, фотографий, открыток, марок и даже наружной рекламы становятся наиболее доступным и понятным источником знаний о прошлом, основой для оформления субъективного взгляда на исторические события и явления» [6, с. 146].
В данной статье изложены некоторые соображения о методическом потенциале использования визуальных материалов в вузовском преподавании истории, основанных на
авторском опыте преподавания истории Средних веков на историческом отделении историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета (ТГПУ).
Отталкиваясь от существующих в педагогической литературе типологий, можно предложить следующую классификацию визуальных материалов, привлекаемых в ходе чтения лекций и в рамках самостоятельной работы студентов. Каждый из выделенных типов визуальных материалов обладает собственными методическими характеристиками.
1. «Синхронные» исторические источники. Речь идет об изображениях, созданных в изучаемый период или отображающих памятники данного периода. Такие источники, прежде всего, служат иллюстрацией к лекционному материалу. Следует подчеркнуть, что относиться к такой функции визуальных материалов пренебрежительно не стоит. (Ср. характерное замечание Л. Д. Тузиковой: «В процессе изучения истории в школе визуальные памятники прошлого пока (выделено мной. - О. М.) используются преимущественно для реконструкции на их основе исторических образов и для иллюстрации теоретического материала учебника» [6, с. 147].) Права Л. Мазур, подчеркивающая проблематичность реализации коммуникативных функций исторического образа, важнейшими свойствами которого, как и любых других, «выступают его метафоричность, узнаваемость и эмоциональность», однако «вынужденно» реконструируемого «с помощью научного языка, который имеет абстрактно-логическую природу и слабо настроен на передачу визуальной, то есть эмоциональной по своей природе, информации» [7, с. 168]. Именно использование иллюстративного материала в ходе лекции помогает разрешить эту дилемму1. Речь идет, согласно классификации О. М. Хлытиной, о реконструкции образов прошлого на основе произведений искусства [8, с. 134].
Демонстрируемые изображения при этом могут быть подвергнуты (непосредственно в ходе лекции) краткому анализу с вовлечением студентов. Цели такого анализа могут быть различными. Так, речь может идти, по О. М. Хлытиной, о критическим анализе «воплощенных в произведениях искусства авторских интерпретаций и оценок прошлого», когда «произведение искусства может быть использовано как визуальный исторический источник („документ эпохи"), если автор был современником изображенных им исторических событий» [8, с. 136]. В качестве примера могут быть названы знаменитый гобелен из Байе, изображающий подготовку к вторжению в Англию Вильгельма Завоевателя и сцены битвы при Гастингсе (создан вскоре после указанных событий) или реликварий в форме бюста Фридриха Барбароссы, изготовленный при жизни германского императора около 1160 г.
Другой вариант: в зависимости от содержания конкретного изображения, обращение к нему может помочь актуализировать имеющиеся у студентов остаточные знания. В случае с историей Средних веков, преподавание которой у студентов-историков ТГПУ ведется в третьем семестре, это могут быть знания по культурологии (второй семестр), где в разделе истории культуры присутствует материал по данному периоду. Так, мною во время лекции, посвященной эпохе Карла Великого во Франции, демонстрировалась фотография Ахенской капеллы, созданной по распоряжению франкского императора (в ней он и похоронен), окруженной более поздними пристройками, образующими вкупе Ахенский кафедральный собор. Студентам было предложено ответить на вопрос: какая часть здания может являться капеллой Карла и почему? Несколько студентов верно определили искомую часть здания, ссылаясь на то, что остальная часть постройки, носящая черты готического стиля, с очевидностью принадлежит более поздней эпохе. Такой подход находится, так сказать, на тема-
1 Сама исследовательница в качестве одного из способов решения обозначенной проблемы видит также присутствие «литературности» в историческом тексте . Ее статья посвящена не преподаванию истории, но ее изучению, однако, как представляется, «литературность» языка, «нарратив», как нельзя более кстати может быть применима и в лекционной практике
тическом «перекрестке», так как может, в том числе, способствовать и изучению произведений искусства в контексте истории культуры (по классификации О. М. Хлытиной [8, с. 135]).
Исследователи специально обращают внимание на необходимость указания атрибутивной информации при использовании визуальных источников, которая зачастую не осознается авторами учебников (см. об этом: [3]). Безусловно, следует сопровождать демонстрацию визуальных материалов информацией об авторстве (если оно известно), времени возникновения изображенного объекта и, по возможности, о его местонахождении и (или) публикации. Даже если студенты не запомнят эту информацию в полной мере, это в любом случае демонстрирует грамотный исследовательский подход - как известно, любая информация в профессиональном историческом тексте должна быть обеспечена ссылками.
Особенно же важна атрибутивная информация в тех случаях, если автором демонстрируемого изображения или текста, куда оно помещено, является исторически значимое лицо. Примеры: в первом случае - прижизненный портрет Карла Смелого, герцога Бургундии, написанный знаменитым нидерландским живописцем XV в. Рогиром Ван дер Вейде-ном; во втором - изображение перипетий борьбы за инвеституру в «Хрониках» Оттона Фрейзингенского (середина XII в.), известного средневекового историка и писателя. Таким образом, преподаватель расширяет познавательный потенциал используемых материалов. Сказанное относится и к следующему типу визуальных материалов.
2. «Асинхронные» исторические источники. Это определение подразумевает визуальные материалы, созданные в рамках изучаемой исторической эпохи, однако значительно позднее, нежели изображенные с их помощью события или персонажи. Таким образом, то или иное произведение, по О. М. Хлытиной, используется «как вариант историографического текста, при создании которого художник, скульптор или режиссер сами выступили в роли историков, если оно создано в последующие периоды истории»2 [8, с. 136]. Это способствует формированию навыков критического анализа исторических источников, в данном случае, визуальных3, а также задает историческую перспективу изучаемому явлению или личности, делая акцент на их восприятии потомками.
Кроме того, при сопоставлении с синхронными источниками речь также идет о демонстрации изменения способов отображения действительности, что вновь выводит нас на ме-тапредметный уровень, где соприкасаются история и культурология. Хороший пример -«серия» изображений акта крещения франкского короля Хлодвига, состоявшегося в 496 г.: барельеф конца IX в. по слоновой кости, хранящийся в Музее Пикардии (Амьен, Франция), миниатюра, помещенная в «Зеркале истории» Якоба ван Марланта (XIV в.), и картина художника, известного как Мастер святого Эгидия (около 1500 г.).
Необходимость отделения данного типа визуальных материалов от последующего (отделение это базируется на факторе временной удаленности от предмета изображения) обусловлена тем, что асинхронные исторические источники помогают реконструировать мировоззрение и эстетические пристрастия именно изучаемой, а не последующих эпох.
3. Реконструкции и «мемориалы». Под реконструкцией подразумеваются изображения, созданные с познавательными целями и воспроизводящие черты исторической реальности в соответствии с существующими научными знаниями. В первую очередь, такие материалы
2 Следует оговориться, что данное определение может быть отнесено и к материалам-реконструкциям, однако между двумя этими типами есть определенные различия (см . ниже) .
3 Так, на примере миниатюры Лукаса Кранаха Старшего, помещенной в «Хронике саксов и Тюрингов» (XVI в. , Веймар) и изображающей основателя Священной Римской империи Оттона I, можно продемонстрировать такую характерную для средневекового мировоззрения особенность, как склонность к «модернизации» изображаемой действительности - император облачен в костюм современной художнику эпохи, т е шестнадцатого столетия, а не десятого, когда, собственно, жил и действовал Оттон
являются иллюстрациями, т. е. визуальным воплощением проговариваемой преподавателем информации, что бывает особенно важно, когда речь идет о тех или иных материальных особенностях эпохи, например, одежде, вооружении, предметах быта. Это могут быть рисунки в специальных изданиях, фотографии и видеозаписи исторических реконструкций и даже произведения искусства (в случае истории Средних веков, прежде всего, живописи), если их авторы стремились следовать исторической достоверности (как в произведениях исторической живописи XIX в., например в картине Петера Николая Арбо, норвежского художника XIX в., изображающей битву при Стамфордбридже 1066 г.). Сюда же можно отнести и географические карты, отображающие политическую реальность изучаемой эпохи.
К этой же категории относятся документальные и художественные фильмы. Документальные фильмы по истории Средних веков, по сути, представляют собой визуализированную лекцию, где научно-познавательный текст постоянно сопровождается видеорядом, который может включать в себя все указанные выше и упомянутые ниже виды визуальных материалов, что делает документальные фильмы одним из лучших инструментов внесения разнообразия в лекции, но полностью заменить их не может, так как фильмы имеются не по всем темам, не направлены на всестороннее исследование той или иной темы и, главное, полностью лишены возможности обратной связи со стороны студентов (что отчасти может быть компенсировано при обсуждении просмотренного фильма с преподавателем).
Пожалуй, наиболее противоречивыми из всех визуальных материалов являются художественные исторические фильмы. Безусловно, они не могут являться основным визуальным материалом в ходе изучения определенной темы и вообще, в строгом смысле слова, подспорьем в ее научном анализе. Как справедливо отмечает Е. И. Щербакова, «художественный фильм невозможно оценить с точки зрения достоверности исторических фактов. Характер субъективности автора и отражение ментальности социума дают информацию не о той истории, которая показана в фильме, а о том времени, когда он снят» [9]. Однако просмотр художественных фильмов в рамках самостоятельной работы студентов с последующим их обсуждением (конечно, особая ответственность ложится на преподавателя при отборе конкретных фильмов по принципу максимальной исторической достоверности) выполняет важную функцию - способствует эмоциональной вовлеченности обучающихся в проблематику дисциплины, стимулирует их познавательный интерес, который может быть направлен на дальнейшее изучение показанных в фильме событий или эпох. Но не только -ряд качественно сделанных художественных фильмов вполне способен нарисовать достоверную (пусть и не истинную) картину тех или иных исторических событий, максимально воплощая принцип наглядности в обучении. В качестве удачного примера можно назвать фильм «Лев зимой» (1968 г.), снятый в Великобритании режиссером Энтони Харви по мотивам известной пьесы Джеймса Голдмена и повествующий о сложных взаимоотношениях в семье английского короля Генриха II4.
При этом в ходе анализа художественных фильмов следует особо оговаривать роль и степень художественной интерпретации и более строго подходить к формулировке задания. Удачный пример вопросов, используемых при анализе художественных произведений, и в том числе фильмов, представлен в статье И. К. Очередько [10].
«Мемориальные» материалы - памятники (и их изображения), посвященные историческим деятелям и событиям изучаемой эпохи (за исключением тех, что созданы в ее рамках, т. е. относящихся в типу асинхронных исторических источников), а также современные изображения (фото и видео) местности, где происходили те или иные значимые историче-
4 Ее членами являлись супруга короля Алиенора Аквитанская и их дети - Ричард Львиное Сердце и принц Джон, будущий король Иоанн Безземельный .
ские события. Их привлечение носит второстепенный, необязательный характер, однако способно актуализировать для студентов лекционную информацию, позволяя установить своего рода психологический контакт с прошлым. В качестве примеров могут быть названы фотографии мемориала в память о «верденской резне» (казни 4 500 мятежных саксов по приказу Карла Великого, состоявшейся в 782 г.5) или снимки многочисленных памятников Лейфу Эрикссону, предводителю викингов, высадившихся на побережье Америки около 1000 г., установленных в разных городах США.
Конечно, помимо очевидных плюсов, регулярное использование визуальных материалов в преподавательской практике порождает и некоторые сложности. Прежде всего, активное привлечение таковых, в особенности с элементами их анализа, значительно замедляют ведение лекции (и требует усечения ее текстовой части). Кроме того, нерешенным для автора статьи остается вопрос о «здравом» объеме таких материалов в рамках одного занятия: проблема в том, чтобы они не переключили на себя излишнего внимания студентов - акцентированная, эмоционально окрашенная информация, как известно, лучше откладывается в памяти, что осознанно используется преподавателями, однако известно и то, что в некоторых случаях обучающийся запоминает именно эмоциональный акцент, не удерживая рациональное содержание.
Особо стоит подчеркнуть важность обозначенных подходов к применению визуальных материалов именно в педагогическом вузе. Помимо того, что их анализ - способ выработки исследовательских компетенций у студента как историка, демонстрация работы с этими материалами преподавателем являет собой (при соответствующих комментариях с его стороны) своего рода мастер-класс для будущих учителей (при том, что он должен быть дополнен практическими занятиями, в ходе которых студент может, допустим, в ходе создания презентации, самостоятельно отработать соответствующие навыки).
Таким образом, использование визуальных материалов в вузовском преподавании истории, как было показано на примере истории Средних веков, выполняет ряд важных функций: иллюстрирует лекционный материал (что ведет к его лучшему усвоению за счет привлечения дополнительного канала восприятия); актуализирует остаточные знания; позволяет отрабатывать навыки исследовательского анализа (как во время лекции, так и в рамках самостоятельной работы студентов) на материале иных, помимо текстовых, исторических источников; способствует эмоциональной вовлеченности обучающихся в процесс изучения истории, которая, в свою очередь, повышает заинтересованность в его результатах, а также актуализирует для них проблематику исторических дисциплин.
Методически продуманное и грамотное привлечение визуальных материалов разного рода и в различной форме в процессе преподавания в особенности важно для студентов, обучающихся по образовательным программам педагогического направления, так как может служить ориентиром и своего рода методической «лабораторией» для будущих педагогов.
Список литературы
1. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и новации // Омский научный вестник. 2008. № 6. С. 163-167.
2. Сорока О. Г., Васильева И. Н. Визуализация учебной информации // Университет педагогического самообразования. 2015. № 12. С. 1-16. URL: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/10693/1/Soroka_PS_12_2015.pdf (дата обращения: 18.10.2019).
5 Дополнительный интерес этому мемориалу придает тот факт, что создан он был по приказу Гиммлера в 1935 г. , т . е . немецкие нацисты ассоциировались с саксами раннего Средневековья, пострадавшими от рук франкского императора, в преддверии войны с Францией .
3. Девятайкина Н. И. Визуальные источники по средневековой истории на страницах школьных учебников // Преподаватель XXI век. 2017. № 4. С. 300-311.
4. Алексашкина В. Н., Ворожейкина Н. И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 58-72.
5. История Средних веков: в 2 т. / под ред. С. П. Карпова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.
6. Тузикова Л. Д. Стратегии познавательной деятельности при изучении визуальных образов прошлого // Философия образования. 2011. № 5. С. 145-151.
7. Мазур Л. Визуализация истории: новый поворот в развитии исторического познания // Quaestio Rossica. 2015. № 3. С. 160-179.
8. Хлытина О. М. Визуальные образы прошлого как исторические источники и историографические тексты на школьных уроках истории // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. С. 134-146.
9. Щербакова Е. И. Визуальная история: освоение нового пространства // Исторические исследования в России - III. М.: АИРО-XXI, 2011. С. 473-488. URL: https://mse.msu.ru/wp-content/uploads/2018/07/vh.pdf (дата обращения: 9.11.2019).
10. Очередько И. К. Анализ визуальных источников как одна из форм реализации системно-деятельностного подхода при изучении истории // Интерактивное образование. 2014. № 53. URL: http://io.nios.ru/articles2/51/2/ analiz-vizualnyh-istochnikov-kak-odna-iz-form-realizacii-sistemno-deyatelnostnogo (дата обращения: 10.11.2019).
Мухин Олег Николаевич, доктор исторических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 26.12.2019.
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-2-23-29
THE ROLE OF VISUAL MATERIALS IN TEACHING HISTORY OF THE MIDDLE AGES IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
O. N. Mukhin
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article deals with the problem of the methodological potential of using visual materials in the process of studying history by university students. Reasoning based on the author's experience in teaching the history of the Middle Ages. Suggests a typology of visual materials, including "synchronous" historical sources (images, created during the study period or depicting monuments of a given period), "asynchronous" historical sources (visual materials, created within the framework of the studied historical epoch, but much later than the events or characters, depicted with their help), reconstruction (images, created for cognitive purposes and reproducing the features of historical reality in accordance with existing scientific knowledge) and "memorials" (monuments (and their images), dedicated to historical figures and events of the studied era, created outside it). The features of attracting these types of visual materials in the light of the goals and results of their use are revealed. The equivalence of the indicated types of visual materials in terms of the methodological effectiveness of their application is emphasized. The advantages of attracting visual materials are characterized, as well as the question is asked of the need for a methodical justification of its volume within a specific lesson. he article substantiated the special role of visual materials in work with students of historical faculties of pedagogical universities.
Keywords: teaching methodology, visual materials, history of the Middle Ages.
References
1. Khlytina O. M. Istoricheskie istochniki v uchebnom istoricheskom poznanii: traditsii i novatsii [Historical sources in educational historical knowledge: traditions and innovations]. Omskiy nauchnyy vestnik - Omsk Scientific Bulletin, 2008, no. 6, pp. 163-167 (in Russian).
2. Soroka O. G., Vasil'eva I. N. Vizualizatsiya uchebnoy informatsii [Visualization of training information]. Univer-sitet pedagogicheskogo samoobrazovaniya, 2015, no. 12, pp. 1-16 (in Russian). URL: http://elib.bspu.by/bit-stream/doc/10693/1/Soroka_PS_12_2015.pdf (accessed 18 October 2019).
3. Devyataykina N. I. Vizual'nye istochniki po srednevekovoy istorii na stranitsakh shkol'nykh uchebnikov [Visual sources on medieval history on the pages of school books]. Prepodavatel'XXIvek, 2017, no. 4, pp. 300-311 (in Russian).
4. Aleksashkina V N., Vorozheykina N. I. Vizual'nye istochniki v sovremennykh uchebnikakh istorii kak ob"ekt poznavatel'noy deyatel'nosti shkol'nikov [Visual sources in modern history textbooks as an object of cognitive activity of schoolchildren]. Tsennosti i smysly, 2018, no. 5 (57), pp. 58-72 (in Russian).
5. Istoriya Srednikh vekov: v 21. Pod red. S. P. Karpova [History of the Middle Ages in 2 volumes. Ed. S. P. Karpov]. Moscow, MSU Publ., 2010 (in Russian).
6. Tuzikova L. D. Strategii poznavatel'noy deyatel'nosti pri izuchenii vizual'nykh obrazov proshlogo [Cognitive strategies for studying visual images of the past]. Filosofiya obrazovaniya, 2011, no. 5, pp. 145-151 (in Russian).
7. Mazur L. Vizualizatsiya istorii: novyy povorot v razvitii istoricheskogo poznaniya [Visualization of history: a new turn in the development of historical knowledge]. Quaestio Rossica, 2015, no. 3, pp. 160-179 (in Russian).
8. Khlytina O. M. Vizual'nye obrazy proshlogo kak istoricheskiye istochniki i istoriograficheskiye teksty na shkol'nykh urokakh istorii [Visual images of the past as historical sources and historiographic texts in school history lessons]. Istoricheskiye istochniki v issledovatel'skoy i obra-zovatel'noy praktike. Pod red. O. M. Khlytinoy, V. A. Zvereva [Historical sources in research and educational practice]. Novosibirsk, NGPU Publ., 2011, pp. 134146 (in Russian).
9. Shcherbakova E. I. Vizual'naya istoriya: osvoyeniye novogo prostranstva [Visual History: Mastering a New Space]. Istoricheskiye issledovaniya vRossii -III [Historical research in Russia - III]. Moscow, AIRO-XXI Publ., 2011, pp. 473-488 (in Russian). URL: https://mse.msu.ru/wp-content/uploads/2018/07/vh.pdf (accessed 9 November 2019).
10. Ochered'ko I. K. Analiz vizual'nykh istochnikov kak odna iz form realizatsii sistemno-deyatel'nostnogo podk-hoda pri izuchenii istorii [Analysis of visual sources as one of the forms of implementing a system-activity approach in the study of history]. Interaktivnoye obrazovaniye, 2014, no. 53 (in Russian). URL: http://io.nios.ru/ articles2/51/2/analiz-vizualnyh-istochnikov-kak-odna-iz-form-realizacii-sistemno-deyatelnostnogo (accessed 10 November 2019).
Mukhin O. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]