Научная статья на тему 'РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА'

РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗИРОВАННАЯ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА / VISUALIZING SITUATIONAL PROBLEM / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимец Е.К., Максютенко С.И., Дегтяренко Е.В., Ермакова И.Д.

Реферат. В статье представлен опыт применения визуализированных ситуационных задач в процессе дистанционного образования врачей-стоматологов. Описаны варианты заданий для разных уровней обучения. Показана роль визуальной подачи информации в интенсификации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимец Е.К., Максютенко С.И., Дегтяренко Е.В., Ермакова И.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VISUALIZATION FOR IMPROVING OF DENTIST''S DISTANCE EDUCATION

The article presents the experience of visualized situational problems using in the process of distance education of dentists. Authors describe variants of tasks for different levels of learning and show the role of the visual presentation of information in the intensification of training.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА»

• отправлять промежуточные результаты по сети,

• отправлять результаты по электронной почте,

• показывать подробный отчет тестируемому по окончанию теста (выводится текст всех заданных заданий и указание верно или нет отвечено),

• задать минимальный процент заданий для вывода результата (используется для защиты ответов методом подбора),

• показывать/подсвечивать правильный ответ в обучающем режиме.

D.A. Lesnichenko

COMPUTER PROGRAM MYTEST — CONVENIENT MEANS

OF STUDENTS' KNOWLEDGE TEST CONTROL

Summary. The data on the automated verification system knowledge Mytest X, used for computer-based testing at the Department of clinical immunology, allergology and endocrinology. We describe the modules of the program, supported modes and parameters of the test, indicating the wide possibilities of application.

Key words: computer testing, programs, "MytestX".

УДК 61:378.04.4:004.9

Е.К. Трофимец, С.И. Максютенко, Е.В. Дегтяренко, И.Д. Ермакова

РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Реферат. В статье представлен опыт применения визуализированных ситуационных задач в процессе дистанционного образования врачей-стоматологов. Описаны варианты заданий для разных уровней обучения. Показана роль визуальной подачи информации в интенсификации обучения.

Ключевые слова: визуализированная ситуационная задача, дистанционное образование.

Особую актуальность в условиях военного времени приобретает поиск оптимальных форм обучения. В этом контексте возрастает роль дистанционного обучения (ДО) как одной из форм непрерывного профессионального образования. В настоящее время дистанционное образование является систематическим целенаправленным образовательным процессом, который осуществляется отдаленно в пространстве и во времени от преподавателя [1]. Дистанционное обучение выполняет две главные функции. Во-первых, оно эффективно содействует максимально полному удовлетворению все возрастающих образовательных потребностей обучаемой категории специалистов, что обусловлено гибкостью и децентрализацией процесса, адаптивностью и модульной структурой курсов и программ. Во-вторых, и это чрезвычайно важно в настоящее время, ДО обеспечивает условия для полноценного профессионального совершенствования специалистов при отсутствии возможности проведения очной формы обучения. Это становится возможным благодаря ряду преимуществ дистанционного образования перед традиционными формами обучения. Так, одной из главных характеристик ДО является гибкость в организации процесса обучения: преподаватель и обучаемый работают в удобное время, в удобном месте и в удобном темпе. Для обучения не требуется перерыва в работе и выезда обучаемого с целью изучения материала. ДО позволяет осуществить широкий охват аудитории и дает возможность получения новейшей информации. Обучающийся на дистанционном цикле имеет возможность применения полученных сведений на практике уже в процессе обучения. Кроме того, ДО выполняет со-

циальную функцию обеспечения равных возможностей для получения/продолжения образования независимо от места проживания и материальных условий обучающегося. В ходе ДО имеется возможность быстрого обновления учебного материала в соответствии с последними научными и законодательными данными.

Приведенная характеристика основных черт дистанционного образования максимально способствует реализации принципа непрерывного образования врача-стоматолога, поскольку стоматологическая специальность находится в постоянном развитии: создаются новые материалы, методы, средства и аппаратура для лечения твердых тканей зубов, эндо- и периодонта, болезней слизистой оболочки полости рта. В то же время стоматология, являясь одновременно теоретической и прикладной дисциплиной, требует более углубленных форм дистанционного преподавания. Поэтому перед преподавателем стоматологии стоит задача интенсификации дистанционного процесса образования врача-стоматолога.

Одним из способов повышения эффективности обучения на всех этапах образования стоматолога, как додипломном, так и последипломном, является визуализация изучаемого материала - система передачи визуальной информации, адекватно реагирующая на действия реципиента и позволяющая любому субъекту взаимодействия осуществлять управление транслируемой информацией [2].

Использование визуализации в процессе дистанционного обучения способствует решению ряда задач, главной из которой является необходимость усвоения большого объема информации. Визуализация обучения также помогает обеспечить контроль индивидуального уровня усвоения информации, активизирует аналитический компонент познавательного процесса, создает ассоциативный образ изучаемого объекта. Кроме того, при работе с визуальным материалом у обучающегося формируются и закрепляются способности к обоснованию собственной точки зрения и аргументации своего мнения.

Университетская клиника

Том 11, № 1, 2015 © ДонНМУ

В данной работе описывается опыт использования фотографических изображений тематических больных с клиническими проявлениями стоматологической патологии в процессе дистанционного образования врачей-стоматологов на додиплом-ном и последипломном этапах.

С этой целью на кафедрах стоматологии детского возраста, общей стоматологии и стоматологии ФИПО для обучения студентов, интернов и врачей-стоматологов применяются ситуационные задачи с элементами фото-визуализации. На практическом занятии обучающимся предлагается решить задачу, включающую изображение типичной клинической картины, соответствующей определенной нозологической единице [рис.1].

С целью повышения уровня сложности задачи письменно излагается лишь часть ситуации (например, жалобы, анамнез, общий статус, состояние лимфатических узлов). Для описания объективного статуса обучающемуся необходимо оценить несколько фотографий или изображений на мониторе, показывающих пациента с ярко выраженными симптомами изучаемого заболевания. К предложенной клинической ситуации прилагается несколько вопросов. В частности, студентам необходимо уточнить жалобы и выделить ведущий симптом или синдром. При правильном распознавании симптома студент, имеющий определенный уровень знаний, способен правильно поставить предварительный диагноз. Затем студенту предлагается определить этиологию заболевания, назначить необходимые методы обследования, провести дифференциальную диагностику и с учетом всех перечисленных этапов поставить окончательный диагноз. Исходя из диагноза, студент может составить схему лечения данного заболевания [3].

На последипломном уровне происходит повышение сложности представленной ситуационной задачи. Так, для врача-интерна задача усложняется тем, что наряду с фотографиями классических симптомов в задаче возможны изображения отягощенных и нетипичных форм заболевания [рис. 2].

Также интерну предлагаются изображения одного заболевания на разных стадиях развития, при различной локализации и течении патологического процесса. При составлении плана обследования интерну, помимо рутинных методов, предлагается выбрать современные дополнительные методы. Схема терапии заболевания должна включать конкретные препараты с точной дозировкой, кратностью и сроками лечения.

Что касается врача-курсанта, то на данном этапе обучения возможно добавление изображений, редко встречающихся или атипичных форм болезни, полиморфизма элементов поражения, поражения кожных покровов [рис. 3, рис.4].

Повышение сложности на данном этапе возможно путем описания каких-либо индивидуальных особенностей данного пациента. Также врачу-курсанту можно предложить ситуацию с развитием неотложного состояния в ходе лечения, вариант торпидного течения заболевания. Кроме подробного плана обследования и лечения, курсант-стоматолог должен также предоставить план реабилитации данного конкретного пациента, включающий участие смежных специалистов и осуществить его диспансеризацию.

к

Рис. 1. Изображение патологии языка

Рис. 2. Изображение сочетанной патологии языка

Рис. 3. Изображение полисимптомной патологии

Рис. 4. Изображение поражения кожных покровов у пациента с патологией языка

С целью повышения сложности задания возможно создание расширенных и углубленных

визуализированных тестовых заданий, предназначенных для всех уровней обучения. В таких заданиях также предлагается клиническая ситуация, прилагаются несколько изображений и ставится некоторое количество вопросов. Каждый вопрос имеет пять вариантов ответов, из которых только один является правильным. При этом тестовые задания формата А, применяемые на лицензионном экзамене, дополняются подачей фрагмента ситуации в виде изображения. Это требует от обучаемого более высокого уровня владения материалом, стимулирует творческую деятельность и повышает его интерес к изучаемому предмету.

Таким образом, применение элементов визуализации клинической картины заболевания позволяет существенно повысить мыслительную и познавательную активность обучающихся, способствует повышению мотивации к обучению. Как показал наш опыт работы, при создании визуализированного учебного материала наблюдается уплотнение учебного времени, вследствие чего появляется возможность передачи гораздо большего объема информации в единицу времени при сохранении высоких требований к качеству знаний по сравнению с традиционными методами работы.

Использование визуальных средств передачи информации в процессе дистанционного образования обладает большим потенциалом в решении вопросов, связанных с управлением временем за-

нятия, что является особенно актуальным в связи с необходимостью интенсификации образовательного процесса.

E.K. Trofimets, S.I. Maksiutenko, E.V. Degtyarenko, ID. Ermakova THE ROLE OF VISUALIZATION FOR IMPROVING OF DENTIST'S DISTANCE EDUCATION

Summary. The article presents the experience of visualized situational problems using in the process of distance education of dentists. Authors describe variants of tasks for different levels of learning and show the role of the visual presentation of information in the intensification of training.

Keywords: Visualizing situational problem, distance education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверченко Л.К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. 2011. № 6 (39). - С. 322-329.

2. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Панюкова. М.: Академия, 2010.- 224 с.

3. Чижевский И.В. Оптимизация преподавания раздела «Заболевания пародонта у детей» студентам стоматологического факультета / И.В.Чижевский, И.Д.Ермакова, Е.В.Дегтяренко [и др.] // Питання експери-ментально'1 та кл^чно!' медицини: Збiрник статей. Вип. 15, Т. 2. Донецьк, 2011.- С. 172-175.

УДК 61:378.018.43:004.9

А.Ф. Денисенко

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Реферат. Информационный подход в обучении студентов медицинских вузов остается ведущим и с внедрением в образовательный процесс компьютерных технологий, т.е. большая часть времени уходит на накопление и расширение информации. В этих условиях на первое место в образовании выходит необходимость внедрения новых принципов преподавания, основанных на обучении правилам навигации в океане информации относящейся ко всем учебным дисциплинам. Выделяя в информационно педагогических технологиях обучения два подкласса — электронноеучеб-ное издание и компьютерную обучающую программу, авторы предлагают стандартизировать не только подходы к их созданию, но и видению электронного учебного издания как такового. Приобретение знаний в электронных изданиях предлагается строить по типу «вопрос-ответ», без излишней детализации, что требует более лаконичного изложения материала. Электронное издание более динамично в формировании схем понимания и усвоения знаний. Оно менее связано с печатным словом, а больше со зрительным рядом и образом. Отличительной особенностью компьютерных обучающих программ от электронного учебника является наличие обратной связи и возможности моделирования, т.е. компьютер может проанализировать действия обучаемого, подсказать ему верное решение, добиться от него правильного ответа, проконтролировать знания и дать рекомендации.

Ключевые слова: электронное учебное издание и компьютерная обучающая программа

Образовательный процесс в медицинском вузе специфичен своей целенаправленностью. И в содержательном и в организационном аспекте он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности, что требует достаточно жесткой технологизации данного процесса. В педагогических технологиях фиксируются оптимальные шаги, этапы, ступени достижения локальных и общих целей медицинского образования в их иерархии и преемственности.

Две основные задачи стоят перед практикующим врачом — распознать заболевание (поставить диагноз) и провести лечение больного. В системе обучения основное внимание уделяется овладению методами, техникой врачебного исследования, знанию признаков болезни и их диагностической ценности, т.е. большая часть времени уходит на накопление и расширение информации. Между тем, конечной целью подготовки специалиста является умение принимать решения в конкретной ситуации, что требует упорядочения и совершенствования мыслительных операций, интуитивного обобщения выявленных признаков болезни. В существующей системе медицинского образования мало времени уделяется обучению методам переработки информации, в частности методам принятия решений.

Университетская клиника Том 11, № 1, 2015

© ДонНМУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.