Научная статья на тему 'Роль Виктора Вестерхольма в организации художественной колонии Эннингебю'

Роль Виктора Вестерхольма в организации художественной колонии Эннингебю Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: Виктор Вестерхольм / художественная колония Эннингебю / Аландские острова / искусство Финляндии. / Victor Westerholm / Önningeby artists’ colony / Åland Islands / art in Finland.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тумасов Артём Алексеевич

Данная статья посвящена роли финского пейзажиста Виктора Вестерхольма в организации колонии художников на Аландских островах, впоследствии получившей название Эннингебю и официально просуществовавшей около 30 лет, с 1886 по 1914 г. Вестерхольм, талантливый художник и деятельный организатор, сумел создать сообщество, на определенный период объединившее мастеров, воспитанных в традициях разных европейских художественных школ. Колония Эннингебю, до настоящего времени практически не изученная в отечественном искусствоведении, ‒ особый культурный феномен в истории изобразительного искусства Финляндии и стран Северной Европы, на рубеже веков она была единственным подобным художественным объединением в Финляндии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Victor Westerholm in Organizing the Önningeby Artists’ Colony

The subject of article is the role of the Finnish landscape painter Victor Westerholm in organizing the artists’ colony on the Åland Islands, which later became known as the Önningeby, and officially existed about 30 years, from 1886 to 1914. Victor Westerholm, a talented artist and an active organizer, created a community that for a while brought together young masters from various European art schools. The Önningeby artists’ colony, to date, almost not studied in the Russian art history, is a special cultural phenomenon in the art life of Finland and the Nordic countries, at the turn of the century it was the only such art association in Finland.

Текст научной работы на тему «Роль Виктора Вестерхольма в организации художественной колонии Эннингебю»

УДК 7.036.2

А. А. тумасов

роль виктора вестерхольма в организации художественной колонии Эннингебю

Данная статья посвящена роли финского пейзажиста Виктора Вестерхольма в организации колонии художников на Аландских островах, впоследствии получившей название Эннингебю и официально просуществовавшей около 30 лет, с 1886 по 1914 г.

Вестерхольм, талантливый художник и деятельный организатор, сумел создать сообщество, на определенный период объединившее мастеров, воспитанных в традициях разных европейских художественных школ. Колония Эннингебю, до настоящего времени практически не изученная в отечественном искусствоведении, - особый культурный феномен в истории изобразительного искусства Финляндии и стран Северной Европы, на рубеже веков она была единственным подобным художественным объединением в Финляндии.

Ключевые слова: Виктор Вестерхольм; художественная колония Эннин-гебю; Аландские острова; искусство Финляндии.

Artem Tumasov The Role of Victor Westerholm in Organizing the Onningeby Artists' Colony

The subject of article is the role of the Finnish landscape painter Victor Westerholm in organizing the artists' colony on the Aland Islands, which later became known as the Onningeby, and officially existed about 30 years, from 1886 to 1914.

Victor Westerholm, a talented artist and an active organizer, created a community that for a while brought together young masters from various European

art schools. The Onningeby artists' colony, to date, almost not studied in the Russian art history, is a special cultural phenomenon in the art life of Finland and the Nordic countries, at the turn of the century it was the only such art association in Finland.

Keywords: Victor Westerholm; Onningeby artists' colony; Aland Islands; art in Finland.

Художественная жизнь Финляндии в конце XIX - начале XX в. отличалась исключительной интенсивностью. Именно в этот период в финской живописи появилась целая плеяда известных мастеров различных направлений, составивших славу национального изобразительного искусства и задававших тон активному художественному процессу.

Среди мастеров, способных вести за собой, особое место занимает пейзажист Виктор Вестерхольм (1860-1919). Его многогранное творчество, воспевающее самобытную красоту северной природы, использование различных изобразительных приемов, почерпнутых и у европейских мастеров реалистической школы, и у французских импрессионистов и в конечном итоге адаптированных мастером при разработке собственного художественного языка, еще при жизни высоко ценились не только в кругу коллег-художников и критиков, но и в среде простых любителей пейзажной живописи разных стран.

Виктор Вестерхольм был одаренным художником, а также талантливым педагогом и организатором, но деятельность его за пределами Финляндии практически не известна. Особого внимания заслуживает тот факт, что до настоящего времени в российской науке сведения о его основном детище - колонии Эннингебю - отсутствуют. М. И. Безрукова в своей книге «История искусства Финляндии. Основные этапы становления национальной художественной школы» [1] никак не упоминает это художественное сообщество, а художник Виктор Вестерхольм рассматривается вне контекста его организаторской и педагогической деятельности. Между тем, он долгое время являлся преподавателем, а потом и директором художественной школы в Турку; с 1891 по 1919 г. - первым хранителем собрания Художественного музея этого города.

Виктор Вестерхольм получил художественное образование в Дюссельдорфе в период с 1879 по 1886 г. и считал своим главным наставником Эжена Густава Дюкера, который одним из первых в Академии начинает применять такое новшество, как работа на открытом воздухе, исключая создание пейзажных работ только в условиях студийного света.

В годы учебы одной из значимых тем в творчестве Вестер-хольма была самобытная и нетронутая природа Аландов - финских островов, расположенных в Балтийском море на полпути между Швецией и Финляндией и населенных финскими шведами.

Разнообразные лесные мотивы по праву стали некой «визитной карточкой» живописца. На этом этапе он создал более пятидесяти картин подобного содержания, а самые известные работы художника того времени - «Октябрьский день на Аландских островах» (1885), «Коровы в березовом лесу» (1886).

1885-1886 гг. были переломными в судьбе и творчестве художника. Он уходит из Дюссельдорфской академии, женится, перестраивает и расширяет купленный им дом на Аландских островах в районе недавно прорытого канала Лемстрём, возводит небольшую студию неподалеку и решает спокойно прожить лето 1886 г. вдали от суеты большого города вместе со своей семьей.

находясь в состоянии творческого кризиса и постоянных поисков себя, мастер все больше ощущает потребность в общении с художниками, разделяющими его прогрессивные взгляды на пейзажную живопись, что приводит его к мысли попробовать собрать своих друзей или близких по духу коллег в спокойном, комфортном месте для совместной работы на пленэре.

В начале июня 1886 г. по специальному приглашению Вестер-хольма на Аландские острова приезжают Фредерик Альстедт, Нина Альстедт и Ханна Рённберг. С первых дней пребывания на архипелаге они «с энтузиазмом принялись за дело» [7, с. 69] - во время многочисленных прогулок делали зарисовки типичных аландских видов, домов и мельниц, а также жителей окрестных поселений, чем обратили на себя внимание журналистов: именно в это время в местной прессе (газеты «Новая пресса» и «Финляндия») [7, с. 71]

появляются заметки о приехавшей на острова небольшой группе живописцев как о новой колонии художников.

Сложно сказать, хотел ли Виктор Вестерхольм создать именно колонию художников или планировал ограничиться разовым приглашением друзей-художников. Однако их приезд, инициированный Вестерхольмом, стал фундаментом для формирования устойчивого сообщества, которое на некоторое время объединило мастеров, воспитанных в традициях разных европейских художественных школ, и определило особый культурный феномен в истории изобразительного искусства Финляндии и - шире - стран Северной Европы. На рубеже веков это было единственное художественное объединение в Финляндии, отвечавшее определению, сформулированному искусствоведом Клаусом Песе: «под „колонией художников" понималось место за городом, в котором жили мастера, разделявшие общие идеи, свободно определявшие сюжеты для своих картин и часто работавшие на открытом воздухе» [7, с. 23].

Анализ биографии Виктора Вестерхольма показывает, что за всю свою жизнь он не побывал ни в одной художественной колонии. Однако формирование и развитие самодостаточного художественного объединения на Аландских островах происходило в тот момент, когда подобные художественные явления возникали во многих странах Европы и даже США.

Майкл Джейкобс так объясняет распространенность этого художественного феномена в своем исследовании: художникам было выгодно становиться участниками подобного рода объединений, т. к. «они могли свободно общаться, учиться друг у друга, обсуждать картины своих коллег, наслаждаться вдохновляющей их атмосферой и относительно низкой стоимостью жизни» [2, с. 12]. К тому же, достаточно свободная среда создавала непринужденную атмосферу, в которой художники могли развивать собственные взгляды на искусство, вдалеке от строгих академических правил.

В период существования Эннингебю, с 1886 по 1914 г., Аландские острова посетило около двадцати мастеров из разных стран, наиболее заметными были Фредерик Альстедт, Йохан Аксель Густав Андерсон, Эдвард Вестман, Ханна Рённберг и Элин Даниэльсон.

Несмотря на то, что структура данного художественного сообщества была непростой и достаточно сильно менялась с течением времени, Анна Мария Вильянен считает Виктора Вестерхольма бесспорным лидером колонии на протяжении всей истории ее существования. Он в первый летний сезон, когда колония только формировалась и активно прирастала новыми участниками, установил некоторые правила и негласный распорядок жизни, поддерживаемый всеми участниками: днем художники обычно отдыхали или рисовали на пленэре, а вечером, если Виктор Вестерхольм был на Аландах, часто собирались у него на вилле или в студии и обсуждали последние новости, творчество коллег, ближайшие планы.

Вестерхольм, создавая колонию, ни в коем случае не пытался превратить ее в «коммуну» или что-то, напоминающее ее по форме организации и образу бытования. Художники жили атомарно, каждый член художественного сообщества в бытовом плане был сам по себе. Это объяснялось, прежде всего, особенностями проживания: все колонисты, за исключением самого Вестерхольма, собственного жилья не имели и поэтому снимали комнаты в сельских домах на фермах, расположенных на противоположном берегу канала Ленстрём, как простые туристы. Каждый художник сам договаривался с конкретным хозяином об условиях проживания и арендной плате.

С подачи Виктора Вестерхольма художники с разной периодичностью на протяжении почти тридцати лет приезжали в Эн-нингебю за вдохновением и новыми сюжетами, искали и находили их во время прогулок и коротких путешествий по окрестностям. колонистам удалось изучить большую часть крупных островов архипелага, например, они часто работали на Эккерё. Оттуда добирались до восточного побережья острова и работали на берегу Аландского залива, а время от времени организовывали «микроэкспедиции» на отдаленные острова архипелага, такие, как Сиг-нильшер, или доплывали до маяка Мэркет. Из этих путешествий художники возвращались полными впечатлений и изобразительных материалов. Это объясняет большое разнообразие пейзажных работ, созданных ими на островах.

Уникальная природа архипелага сформировала несколько характерных пейзажных видов, среди которых можно выделить лесной пейзаж, зимний, ночные виды островов, летние виды окрестностей Эннингебю.

Вне всякого сомнения, творчество Виктора Вестерхольма оказало значительное влияние на большую часть пейзажей художников-колонистов. Одновременно с этим, в ряде случаев, можно констатировать и обратный процесс, когда особенно яркие идеи находили отклик у Вестерхольма в его дальнейшем творчестве.

Изучение ряда характерных произведений основной группы художников показывает, что влияние творчества Вестерхольма на стилистику работ других мастеров ярче всего проявилось в лесных пейзажах. Во многих случаях речь идет о прямом заимствовании как идей, так и технических приемов. Связано это в первую очередь с тем, что к моменту образования колонии мастер был более всего известен своими картинами с березовыми лесами, вдохновение для которых он почерпнул именно на Аландских островах еще во время обучения в Дюссельдорфской академии художеств. Сам художник говорил, что «березы имели особый, символический смысл в начале его карьеры» [5, с. 75].

На основании перечня картин, составленного А. Рейталой, можно констатировать, что с 1882 по 1887 г. мастер написал пятьдесят три работы с подобным сюжетом [5, с. 297]. Наиболее известные из них в указанные годы демонстрировались на разнообразных художественных выставках, и многие художники к моменту образования колонии уже были хорошо с ними знакомы. Некоторые из приехавших на острова молодых коллег Вестерхольма старались повторить его опыт. По этой причине лесные мотивы были достаточно распространенным сюжетом среди колонистов Эннингебю.

особой заслугой Вестерхольма является тот факт, что, оставаясь прирожденным лидером на «материке», совмещая несколько общественных должностей в Турку, где он и «удовлетворял свои амбиции» [5, с. 297], Вестерхольм не переносил подобную социальную роль на отношения с художниками в Эннингебю. Для него колония была неким «клубом по интересам», он любил время от

времени находиться в обществе коллег, при этом каждый их них оставался абсолютно независим в выборе сюжетов своих работ, что давало возможность наряду с пейзажами развивать, пусть и в меньшей степени, и портрет, и бытовой жанр.

Ханна Рённберг, Элин Даниэльсон, Дора Вальрус, Анна Венберг, Фредерик Альстедт, Густав Акке, которые часто писали портреты жителей островов, а также своих коллег-художников, выступали яркими выразителями современной им парадигмы идей национальной школы живописи, которую, по словам М. И. Безру-ковой, прежде всего формировали такие особенности, как «уклад жизни финского народа, его быт, красота и величие северной природы, яркое выражение национального характера» [1, с. 128].

В свою очередь, сюжетное разнообразие работ, выполненных участниками Эннингебю в период существования колонии, подкреплялось еще и тем, что жители Аландов достаточно тепло приняли молодых живописцев и оказывали всяческую поддержку в их творческих начинаниях. Журналисты ряда местных и общенациональных изданий с нескрываемой гордостью писали о мастерах, «осевших» на архипелаге и изображавших на своих полотнах виды островов, портреты местных жителей и особенности их повседневной жизни. «Это радует наши аландские сердца, ведь Финляндия сможет теперь увидеть и узнать нашу природу» [7, с. 71], - такие восторженные слова можно встретить на страницах издания «Ежедневник Хельсинки» («Helsingfors Dagbladet») тех лет.

И все же художники колонии Эннингебю выступали в основном как пейзажисты, тем самым способствуя развитию финской национальной пейзажной школы.

наибольшая активность колонистов Эннингебю приходится на период с 1886 по 1892 г. Это было время, когда идеи финского национального романтизма позволили активнее развиваться жанрам исторической картины и портрета, тем самым отодвинув финский пейзаж, популярный в 50-70-х гг. XIX в., на второй план. Молодые живописцы, подхватив начинания таких финских мастеров, как В. Холмберг, Б. Линдхольм, Я. Мунстеръельм, и развив изобразительные приемы, перенятые ими у французских импрессионистов,

на новом витке творчества продолжили воспевать в своих работах самобытные образы северной природы - напоенные морским воздухом виды Аландских островов.

В последующие годы интенсивность посещения колонии снижается. Уно Гуденхьельм, многие годы служивший почтмейстером на Аландах и являвшийся неким связующим звеном между художниками и местными журналистами, отмечал, что «молодые художники совсем перестали появляться в Эннингебю и жизнь в колонии постепенно угасает» [7, с. 122-123].

Виктор Вестерхольм окончательно решил сосредоточиться на общественной и преподавательской работе в Турку. К тому же аландские сюжеты больше не отвечали его творческим поискам, он значительно реже появлялся в Эннингебю - работал в Центральной и Западной Финляндии. Подобные настроения прослеживались и у других художников. Так, например, Элин Даниэльсон предпринял попытки поездок в Восточную Финляндию [3, с. 43], а Ханна Рённберг в одной из заметок за 1897 г. отметила, что «колонию посетили Анна Венгберг и Дора Валрус. У них не было никакого интереса к поиску новых мотивов, и они посвятили себя „обычным видам" Эннингебю и окружающих его пейзажам» [6, с. 136]. По всей видимости, в последние годы к проблеме социальной разобщенности, отсутствию внутренних связей и потребности друг в друге добавилось еще и стремление к большему общественному признанию. За годы существования колонии аландские сюжеты, изначально казавшиеся весьма привлекательными, в известном смысле исчерпали себя, художники активно искали новые места и новые сюжеты для своих картин.

Это характерно не только для Эннингебю. Нина Люббренс, признанный специалист по истории художественных колоний, отмечает, что «перед Первой мировой войной общий интерес к колониям заметно снизился» [4, с. 162]. По ее мнению, это связано с тем, что в начале XX в. все сильнее проявлялся интерес к авангарду и модернизму, публика постепенно теряла интерес к «несколько идеализированным пейзажам, столь характерным для творчества художников, тяготевших к различным европейским колониям» [4, с. 162]. После

1910 г. из всех постоянных и временных членов Эннингебю осталось только два бессменных ее участника - Виктор Вестерхольм и Ханна рённберг. колония полностью прекратила свое существование с началом Первой мировой войны в августе 1914 г.

Можно сказать, что творчество Виктора Вестерхольма остается не до конца изученным, по сравнению с творчеством других финских художников рубежа веков. Он был неординарным человеком, в котором органично сосуществовало два «начала»: первое - творческое, позволившее Вестерхольму-художнику, аккумулировав в своих произведениях несколько разнообразных техник и художественных приемов, стать, по словам М. И. Безруковой, «самым ярким представителем финской пейзажной живописи на рубеже XIX-XX веков» [1, с. 72]; второе - рациональное, позволявшее Вестерхольму - организатору, педагогу, наставнику находить контакт со своими учениками и коллегами. Он, по воспоминаниям тех, кто его знал, был «доброжелательным, но весьма суровым, требовательным и педантичным в соблюдении методики обучения и преподавания» [5, с. 298].

Подобная многогранность личности позволяет ученым из разных областей знаний - искусствоведам, педагогам, социологам - с одинаковым интересом обращаться к наследию Виктора Вестерхольма.

культурное значение созданной им колонии сложно переоценить, ведь на момент формирования этого сообщества его участники были совсем молодыми, начинающими художниками, большая часть которых еще не нашла свой творческий стиль или свое место в мире искусства. Однако «интенсивность взаимодействия, царившая между художниками» [7, с. 245], образовала благоприятную почву для их творческого и профессионального развития даже после того, как колония прекратила свое существование.

И даже несмотря на то, что колония Эннингебю объективно не дала финскому искусству ярких и известных имен мирового значения, деятельность участников этого сообщества внесла заметный вклад в историю развития финской национальной пейзажной школы, явив миру неповторимую красоту архипелага.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Безрукова М. И. Искусство Финляндии : Основные этапы становления национальной художественной школы. М. : Изобр. искусство, 1986.

2. Jacobs M. The good and simple life : Artist colonies in Europe and America. Oxford : Phaidon, 1985.

3. Konttinen R., Savojärvi U. Elin Danielson-Gambogi: [Hämeenlinnan Taidemuseo, 10.6 - 17.9.1995 : Turun Taidemuseo, 6.10 - 19.11.1995: Mil-lesgârden, Stockholm, 2.12.1995 - 21.1.1996]. Otava : Helsingissä, 1995.

4. LübbrensN. Rural artist's colonies in Europe 1870-1910. New Jersey : Rutgers University Press New Brunswick, 2001.

5. ReitalaA. Victor Westerholm. Helsinki, 1967.

6. Rönnberg H. Konstnärskolonien pâ Âland 1886-1914. Helsingfors : Söderström & C:o, 1938.

7. Wiljanen A.-M. Önnengeby konstnärskoloni och de mângfacetterade sociala nätverkens interaction / Finlands nationalgalleri. Helsingfors : Finlands nationalgalleries publikationer 1, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.