УДК 327
Исламгулова А.В., Саидов Д.Ш. Научный руководитель: к.и.н., доцент Печищева Л.А.
РОЛЬ ВИЭ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ СТРАН-ЧЛЕНОВ ШОС1 (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА)
RENEWABLE ENERGY SOURCES' ROLE IN THE ENERGY POLICY OF THE SCO MEMBER STATES (BY THE EXAMPLE OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN)
ИСЛАМГУЛОВА Алина Вагизовна — студент 4 курса факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведе-ния, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ), г. Москва, Россия (e-mail: [email protected]).
САИДОВ Давид Шамилевич — студент 4 курса факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ), г. Москва, Россия (e-mail: [email protected]).
Научный руководитель:
ПЕЧИЩЕВА Людмила Александровна — кандидат исторических наук, доцент, декан факультета иностранных языков, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: [email protected])
ISLAMGULOVA Alina Vagizovna — 4th year student of the Faculty of International Relations, Political Sciences and Foreign Area Studies, Russian State University for the Humanities (RSUH), Moscow, Russia (e-mail: [email protected]).
SAIDOV David Shamilevich — 4th year student of the Faculty of International Relations, Political Sciences and Foreign Area Studies, Russian State University for the Humanities (RSUH), Moscow, Russia (e-mail: delightxxls@ gmail.com).
Research supervisor:
PECHISHCHEVA Liudmila Alexandrovna — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Foreign Languages, Mos-
1 Научная статья подготовлена в рамках гранта «Студенческие научные проектные коллективы РГГУ» в 2022 г. для реализации научно-исследовательского проекта «Политика стран-членов ШОС в условиях глобального энергетического перехода: возможности для России».
cow State University for the Humanities and Economics, Moscow, Russia (email: [email protected])
Аннотация. В научной статье рассматриваются меры, принимаемые Россией и Казахстаном в контексте перехода к возобновляемым источникам энергии и в рамках содействия глобальному энергетическому переходу. Эти страны представляют большой интерес для изучения с точки зрения развития ВИЭ, так как являются ведущими экспортерами углеводородного топлива в мире и, соответственно, выбрасывают в атмосферу большой объем парниковых газов. Таким образом, в научной статье проанализированы российский и казахстанский рынки ВИЭ, условия и перспективы их развития в краткосрочной перспективе, политика государств в области перехода к «зеленой экономике», а также сотрудничество обеих стран в двустороннем формате и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, Россия, Казахстан, ШОС, альтернативная энергетика, «зеленая экономика».
Abstract. The research article examines the measures taken by Russia and Kazakhstan in the context of the transition to renewable energy sources and in the framework of promoting the global energy transition. These countries are of great interest to study in terms of renewable energy development, because they are the leading global exporters of hydrocarbon fuels and, accordingly, emit a large amount of greenhouse gases into the atmosphere. Thus, the research article analyzes Russia's and Kazakhstan's renewable energy sources' markets, the conditions and prospects for their development in the short term, the state policy in the field of transition to a "green economy", as well as cooperation between both countries in a bilateral format and within the framework of the Shanghai Cooperation Organization (the SCO).
Keywords: renewable energy sources, Russia, Kazakhstan, the SCO, alternative power industry, "green economics".
Актуальность использования альтернативной энергетики возрастает с каждым годом. Это особенно подчеркивается в инициативах большинства развитых и развивающихся стран, в которых определяется приоритетность сокращения вредного воздействия на окружающую среду. Человечество стремится к достижению прогресса в сфере развития возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ). Альтернативная энергетика представляет собой способ получения энергии путем использования неисчерпаемых или возобновляемых источников, таких как энергия
солнца, воды, ветра, приливов, биомасса, биогаз и т.д. Несмотря на то, что традиционная электроэнергия пока все же остается самой востребованной и доступной, страны стремятся следовать тренду по сокращению использования углеводорода. По данным исследований, на сегодняшний день из всего мирового объема производства электроэнергии четверть приходится на возобновляемую энергетику.
ВИЭ, развитию которых придается особое значение в большинстве передовых стран мира, для Российской Федерации также являются необходимым инструментом для снижения выбросов СО2 в энергетике. Кроме того, переход к альтернативной энергетике является актуальной темой для РФ, так как страна в 2016 г. подписала Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН, целью которого является снижение роста вредных выбросов в атмосферу и недопущение ухудшения экологической обстановки на планете. Россия придерживается глобальных трендов, создавая системы поддержки регенеративной энергии, хоть и масштабы производства ВИЭ в России значительно меньше, чем в других странах, поскольку в стране имеются огромные запасы невозобновляемых энергетических ресурсов, таких как нефть, газ, ядерное топливо, различные виды угля и другие.
Российские стратегические документы не предусматривают, что традиционные источники энергии в виде ископаемого топлива, активно добываемого в России, все также будут являться фундаментом энергетической политики государства, а, так называемая, зеленая энергетика, кроме гидроэлектростанций (ГЭС) будет иметь существенного влияния на общее положение дел в энергетической сфере страны. Отчасти в связи с этим не были достигнуты целевые показатели долей регенеративной энергии в России без учета ГЭС, которые были заявлены в 1,5% для 2010 г., 2,5% для 2015 г. и 4,5% для 2020 г. [2, с. 139].
Рассматривая проект Минэнерго России, принятый в 2020 г. в виде Энергетической стратегии Российской Федерации на период с 2025 до 2035 гг., становится очевидно, что в энергетической политике страны ВИЭ отводится роль «повышения эффективности энергоснабжения удаленных и изолированных территорий»1.
В 2020 г. в связи с пандемией COVID-19 во многих странах начался процесс декарбонизации и перехода к ВИЭ. Россия не стала исключением
1 Распоряжение об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/565068231 (дата обращения: 15.09.2022)
и в этом же году в стране активно развивалась отрасль ветроэнергетики. Несмотря на значительный успех в этой сфере, России потребуется еще много времени и усилий для того, чтобы войти в пятерку крупнейших ветроэнергетических рынков, которыми сейчас являются рынки Китая, США, Германии, Индии и Испании.
Кроме того, в 2020 г. Минэнерго РФ создало Концепцию по привлечению частных инвестиций в развитие распределенной энергетики, в том числе на основе ВИЭ, на изолированных и труднодоступных территориях, которая должна способствовать равномерному развитию ВИЭ по всей стране. Так, после принятия концепции, был запущен конкурс на разработку проектов распределенной энергетики в Якутии, победителем которого стала компания, планирующая создать солнечные электростанции с общей мощностью более 2 МВт. Хотя после введения государством комплексных решений по поддержке развития ВИЭ за период с 2014 по 2020 гг. было введено в эксплуатацию множество солнечных электростанций с общей мощностью около 1 ГВт, суммарная установленная электрическая мощность солнечных электростанций по всей стране составила не более 2 ГВт на 2021 г., что значительно меньше удельной мощности всех СЭС во многих развитых странах мира. При этом рынок солнечного теплоснабжения в стране практически не развивается со времен Советского Союза.
Программа ДПМ ВИЭ хотя и не была рассчитана на то, чтобы полностью изменить энергетический баланс в пользу зеленой энергетики, тем не менее она способствовала реализации множества проектов ВИЭ в различных регионах. Солнечные электростанции были построены в Оренбургской, Астраханской областях, а также в Республике Алтай и Ставропольском крае с удельной мощностью в 835 МВт. Ветряные электростанции созданы в Ростовской области и республике Адыгея, с суммой электрической мощности приблизительно 450 МВт.
В результате программы удалось образовать четкий научно-производственный комплекс, который в будущем будет являться фундаментом для внедрения и производства энергетического оборудования для объектов, производящих регенеративную энергию.
Примечательно, что российские производственные компании, несмотря на медленные темпы развития энергетики на основе ВИЭ в России, наращивают темпы производства ВИЭ, что безусловно будет являться необходимым преимуществом, когда государство повысит приоритетность развития альтернативной энергетики в стране. Кроме того, это значительно увеличивает конкурентоспособность российских ВИЭ на мировом
рынке, а также способствует сотрудничеству России с другими странами в сфере развития ВИЭ. «Геополитическое расслоение будущего поставит многие развивающиеся государства перед выбором — с кем играть на длинных дистанциях» [1, с. 47].
Казахстан — это уникальная страна, представляющая собой перспективное место для использования возобновляемых источников энергии, хотя при этом государство имеет одни из самых высоких показателей по выбросу парниковых газов в Центральной Азии. Казахстан преимущественно находится в степной зоне, где скорость ветра достигает 4-6 м/с, что подходит для работы ветряных электростанций. Наибольший их потенциал наблюдается в районе Каспийского моря, в Атырауской и Манги-стауской областях [3 с. 91]. На юге же перспективы представляет работа солнечных электростанций, так как в этом районе велика продолжительность солнечного излучения (количество солнечных часов составляет около 3000 ч. в год). Также по всей стране распределены гидроэнергетические ресурсы, среди которых наиболее крупные — бассейны рек Иртыш, Или, Сырдарья, Талас и Чу, занимающих Южную и Юго-Восточную территории. По данным на начало 2022 г., на гидроэнергетику приходится 11,7% генерирующей мощности Казахстана, что делает этот способ добычи энергии вторым по величине источником производства электроэнергии в стране.
Казахстан испытывает положительную динамику роста населения, что в свою очередь ведет к увеличению использования электроэнергии, а значит к необходимости увеличения ее добычи, принося наименьший вред природе. Ключевую роль играет и тот факт, что большая часть территории Казахстана находится под влиянием резко континентального климата, что обуславливает ярко выраженную смену сезонов. К примеру, летом температура воздуха может подниматься до +50, а зимой опускаться до -50 и ниже, что обуславливает большие затраты энергии на отопление и охлаждение домов.
Ратифицировав Парижское соглашение в 2016 г., Казахстан обязался сократить выброс парниковых газов в атмосферу на 15% к 2030 и на 50% к 2050 гг. В связи с этим правительство страны активно поддерживает производителей ВИЭ путем обеспечения гарантированной реализации производимой электроэнергии по специальным тарифам Расчетно-финан-сового центра поддержки ВИЭ. Стоит отметить, что система поддержки ВИЭ действует в стране уже с 2009 г. и закреплена в Законе Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии».
В 2012 г. в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаев обосновал новый политический курс государства, а именно Стратегию развития страны на период до 2050 г.1 Согласно обнародованному документу, в независимости от огромных запасов углеводородов, таких как нефть и газ, страна направит усилия и средства на развитие сектора ВИЭ. Так, поставлена цель к 2050 году достичь такого уровня энергопроизводства, чтобы половина из всего объема вырабатываемой энергии приходилась на альтернативные и возобновляемые виды источников. По данным на начало 2022 г. в Казахстане уже насчитывается 134 действующих объекта ВИЭ (солнечные электростанции, ветровые электростанции, биогазовые и гидроэлектростанции) суммарной мощностью 2010 МВт. До конца года планируется ввести в эксплуатацию еще 10 объектов суммарной мощностью 290,6 МВт.
Согласно Обзору рынка возобновляемых источников энергии, подготовленному департаментом «Развитие рынка» АО «Самрук-Энерго», большинство проектов в сфере ВИЭ в стране реализуются за счет инвестиционных вложений, которые начались в 2015 г. с поддержки Европейского банка развития и реконструкции (далее — ЕБРР). Первым профинансированным проектом стало строительство солнечной электростанции в городе Бурное Жамбылской области. В дальнейшем ЕБРР оказывал финансовую поддержку иностранным компаниям в Казахстане, реализующим проекты ВИЭ. Среди них United Green (Великобритания), Urbasolar (Франция), Risen Enegry (Китай), Total EREN (Франция), Access Infra Central Asia (ОАЭ), Joachim Goldbeck Holding (Германия). Кроме того, в июне 2021 г. в городе Жанатас Сарысуского района Жамбылской области была введена в эксплуатацию ветроэнергетическая станция мощностью 100 МВт, которая на данный момент является самой крупной ветряной станцией в Центральной Азии. Проект был реализован рамках сотрудничества Казахстана и Китая в области глобального энергетического перехода и с привлечением иностранных инвестиций китайской электроэнергетической компании China Power Investment Development2.
К тому же, государство дает гарантию на закупку и использование всего объема производимой альтернативным способом энергии по фик-
1 Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства. // Информационно-правовая система нормативных актов Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050 (дата обращения: 15.09.2022)
2 «Жанатас ВЭС» — один из крупных проектов в Средней Азии. // Единая платформа интернет-ресурсов государственных органов (ЕПИР ГО). [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gov.kz/memleket/entities/zhambyl/press/news/details/259970?lang=ru (дата обращения: 20.09.2022)
сированным тарифам. Также поддержка со стороны государства осуществляется на уровне местных исполнительных органов за счет выделения субсидий для проектов маломасштабных ВИЭ.
В качестве мер в области улучшения экологии и природопользования, в 2013 г. была издана Концепция перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике», то есть к построению новой экономической модели, которая подразумевает рациональное использование природных ресурсов, чтобы обеспечить будущие поколения граждан высоким уровнем качества жизни. Принятию Концепции предшествовали ратификация Казахстаном международных договоров в сфере устойчивого развития, таких как Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, Йоханнесбургская декларация, Декларация Тысячелетия и в дальнейшем Парижское соглашение по климату.
Заявлено, что концепция будет реализована в несколько этапов: в периоды с 2013 по 2020 гг., с 2020 по 2030 гг. и с 2030 по 2050 гг. Таким образом, на данный момент проект перехода к «зеленой экономике» находится на втором этапе развития, предусматривающий рациональное использование природных ресурсов на базе высоких технологий1.
Несмотря на наличие программ государственного стимулирования, активно поддерживающих разработку и развитие проектов ВИЭ, а также постепенно реализуемых проектов, в стратегических документах Российской Федерации не наблюдается значимого упора на развитие зеленой энергетики в стране, оставляя предпочтение ископаемому топливу, экспорт которого составляет огромную долю дохода страны. Отсутствуют и четко выраженные заявления о необходимости развития регенеративных источников энергии в официальной повестке России, что может свидетельствовать о намерениях правительства развивать эту сферу по остаточному принципу, создавая некий фундамент и потенциал для развития ВИЭ в будущем. Углеродной нейтральности планируется достичь лишь к 2060 г. Об этом свидетельствует и положение зеленой энергетики в России относительно большинства крупнейших стран мира: Россия заняла 73-е место из 115 стран-участниц в рейтинге по переходу к альтернативным источникам энергии, согласно докладу всемирного экономического форума. Тем не менее, благодаря высокому производственному потенциалу и возможностям российских компаний экспортировать компоненты для объектов ВИЭ, следует судить, что закладывается необходимый базис
1 Законодательные акты РК по вопросам перехода к "зеленой экономике" // Ревизионная комиссия по Атырауской области. [Электронный ресурс]. URL: https://atyraurevcom.gov.kz/ ru/normativno-provovie-acts/acts-rk-green-economy (дата обращения: 20.09.2022)
для успешного развития сферы зеленой энергии в России в обозримом будущем.
В свою очередь, Казахстан в том же рейтинге по переходу к альтернативным источникам энергии занял 83-е место, что говорит о еще более низкой фактической роли ВИЭ в энергетической политике страны. В Казахстане, как и в России, существует большое количество различных программ поддержки развития альтернативных источников энергии. Более того, стратегии развития ВИЭ Казахстана поделены на этапы и рассчитаны на более длительный срок, в отличии от аналогичных российских стратегий, что может говорить о большем внимании к переходу на ВИЭ со стороны правительства Казахстана, несмотря на низкие абсолютные величины удельных мощностей генерации альтернативной энергии относительно России. При этом Казахстан планирует достичь углеродной нейтральности к тому же году, что и Россия.
Значимую роль в развитии ВИЭ в странах член является сотрудничество в сфере зеленой энергетики. Российские инвестиции активно способствуют строительству объектов ВИЭ на территории Казахстана, а российские и казахстанские представители в рамках Российского международного энергетического форума принимают совместный курс на новую энергетику. Кроме того, Россия и Казахстан являются странами-участницами ШОС, в рамках которой обсуждаются проекты совместного развития зеленой энергетики. В частности, по итогам девятнадцатого заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС было составлено совместное коммюнике, в рамках которого представители стран поддержали инициативу, выдвинутую Республикой Узбекистан о Программе "Зеленый пояс" ШОС, нацеленной на расширение использования современных энергосберегающих технологий на пространстве государств-членов организации.
В целом, хоть и текущее состояние разработанности ВИЭ в России и Казахстане значительно уступает положению альтернативной энергетики в развитых странах мира, можно наблюдать, что создается опора для более интенсивного увеличения роли ВИЭ в перспективе на ближайшие десятилетия. Более того, заложен фундамент для плодотворного сотрудничества в сфере развития сектора ВИЭ между Казахстаном и Россией в рамках ШОС.
Список литературы:
1. Корнеев К.А., Печищева Л.А. Институты международного сотрудничества Японии и Индии: текущие характеристики и перспективы развития // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». № 3. 2020. С. 35-49.
2. Порфирьев Б.Н. Альтернативная энергетика как фактор эколого-энергетической безопасности: особенности России // Экономика региона. № 2. 2011. С. 138-145.
3. Сабитов И.М. Роль возобновляемых источников энергии в решении проблем энергетической отрасли республики Казахстана // Наука и техника. № 3-4. 2015. С. 90-96.