308
Круглый стол
приобщения молодежи к богатой и самобытной культуре предков. Выпадение обрядовых ценностей из культурного комплекса народа негативно сказывается на целостности этноса. Поэтому культуру предков надо сохранять для будущих потомков. Главным сегодня является решение вопросов сохранения и развития традиций, языка, культуры, образования мордовского народа. Думаем, что включение традиционных обрядовых действий в современные празднества будет способствовать пробуждению интереса и внимания к мордовской культуре у подрастающего поколения. Это является гарантом ее сохранения и развития.
М. П. Семина,
соискатель кафедры философии Мордовского государственного педагогического института
Роль «веры» в генезисе традиции (на примере религиозной традиции терюшевской мордвы)
Понятия «традиция» и «обычай» присутствуют во всех культурах. Проводимые нами исследования позволяют сделать вывод о том, что у истоков этих явлений стоит «вера». Для демонстрации этого положения следует обратиться к этимологии одной мордовской традиции.
Со времен правления Ивана Грозного непрерывно происходил процесс обращения мордвы в христианство. Однако до середины Х!Х в. мордва по-прежнему продолжала поклоняться своим языческим богам из-за отсутствия «среди духовенства людей, знающих эрзянский и мокшанский языки»1, из-за ряда сложностей, связанных с восприятием новых религиозных категорий. В отдельных случаях христианские таинства подвергались рефлексии. В этом плане показателен пример с Кузькой — «мордовским пророком».
Уникальность кузькиного мировоззрения состояла в том, что в его сознании основы христианства подвергались осмыслению с позиций устоявшихся языческих традиций мордовской общины. В этом преломлении христианство мыслилось Кузькой как религиозное учение, неотрывно связанное с повседневными нуждами народа, целью которого было не абстрактное спасение души человека, а обустройство и совершенствование его повседневной жизни в общине. В опре-
Современные культурные практики
309
деленном смысле Кузька становится автором собственной религии: «Христос — это чин... Состарившись, он этот чин с себя сложил. весь свет примет закон, обычаи и одежду мордовские и во всем будет следовать мордовским обрядам. и они мордвы будут свободны, не будут принадлежать помещикам и платить оброка, а будут первыми людьми»2. Из исследования И. Н. Смирнова мы узнаем, что «терюшевская мордва следовала» заветам Кузьки, «как умела»3. Очевидно, что убеждения Кузьки — результат его самостоятельной духовно-интеллектуальной работы, потому что изначально такого оригинального «учения» не было. Мировоззрение Кузьки — пример самостоятельно обретенной веры. Таким образом, у истоков религиозной традиции терюшевской мордвы стоит вера «мордовского пророка».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Юрченков В.А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории: очерки, рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 368 с.
2 Смирнов И.Н. Мордва: историко-этнографический очерк / НИИ гуманит. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2002. 296 с.
3 Там же. С. 106.
В. В. Леонов,
аспирант кафедры философии Мордовского государственного педагогического института
Этнокультурный экотуризм в Мордовии
Основными задачами этнокультурного экотуризма являются создание условий для общения человека с природой, знакомство с местными обычаями и национальными традициями. Кроме того, он способствует защите окружающей среды, культурному просвещению туристов через знакомство с достопримечательностями местности, которую они посещают. Этнокультурный экотуризм позволяет человеку общаться с природой, местными обычаями и культурой в процессе туристической деятельности.
В Мордовии есть все необходимые условия для организации и развития этнокультурного экотуризма: неплохой климат, исторические памятники. В настоящее время особый