Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

РОЛЬ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шелковый путь / градостроительная культура / караван-сарай / архитектура / планировочная структура / silk road / urban planning culture / caravanserai / architecture / planning structure

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ольга Владимировна Воличенко, Хуан Сяоюй

Рассматривается история отношений между народами, населявшими обширный регион Центральной Азии, связанный единой артерией Великого Шелкового пути. В этом регионе происходил интенсивный интегрирующий взаимообмен экономическими, торговыми, культурными, в том числе и градостроительными ценностями. Отмечается влияние политической ситуации в разное время существования Великого Шелкового пути на изменение маршрутов следования караванов. Рассматриваются особенности устройства и планировки городов, возникающих благодаря активной торговле, стимулирующей развитие ремесленного производства, земледельческих культур и животноводства. Более детально изучено взаимовлияние строительных традиций различных стран Центральной Азии на формирование архитектуры караван-сараев. Разбираются термины названий постоялых дворов в Центральной Азии – караван-сарай, хан, фундук и т.п. Рассматривается генезис и развитие архитектуры постоялых дворов с древнейших времен до классического типа, сформировавшегося в период Арабского халифата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ольга Владимировна Воличенко, Хуан Сяоюй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE GREAT SILK ROAD IN THE DEVELOPMENT OF URBAN PLANNING CULTURE IN CENTRAL ASIA

This article reveals history of relations between the peoples inhabiting the vast region of Central Asia, connected by a single artery of the Great Silk Road. This region experienced intensive integrating of economic, trade, culture, including urban planning values. The influence of the political situation at different times of the Great Silk Road on changing the routes of caravans is stressed. The features of the design and planning of cities, arising from active trade, stimulating the development of craft production, agricultural crops and animal husbandry, are being considered. The mutual influence of the construction traditions of various Central Asian countries on the formation of the architecture of caravanserais has been studied in more detail. The terms of the names of inns in Central Asia are understood caravanserai, khan, hazelnuts, etc. The genesis and development of the architecture of inns from ancient times to the classical type, that formed during the Arab caliphate, is considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Научная статья УДК: 72.033 (572.2)

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-l-59-68

Исторические науки

РОЛЬ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Ольга Владимировна Воличенко

Юго-Западный государственный университет», г. Курск, Россия,

wolitschenko@mail.ru

Хуан Сяоюй

Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова, г. Бишкек, Киргизская Республика, 61799147@qq.com

Аннотация. Рассматривается история отношений между народами, населявшими обширный регион Центральной Азии, связанный единой артерией Великого Шелкового пути. В этом регионе происходил интенсивный интегрирующий взаимообмен экономическими, торговыми, культурными, в том числе и градостроительными ценностями. Отмечается влияние политической ситуации в разное время существования Великого Шелкового пути на изменение маршрутов следования караванов. Рассматриваются особенности устройства и планировки городов, возникающих благодаря активной торговле, стимулирующей развитие ремесленного производства, земледельческих культур и животноводства. Более детально изучено взаимовлияние строительных традиций различных стран Центральной Азии на формирование архитектуры караван-сараев. Разбираются термины названий постоялых дворов в Центральной Азии - караван-сарай, хан, фундук и т.п. Рассматривается генезис и развитие архитектуры постоялых дворов с древнейших времен до классического типа, сформировавшегося в период Арабского халифата.

Ключевые слова: шелковый путь, градостроительная культура, караван-сарай, архитектура, планировочная структура

Для цитирования: Воличенко О.В., Хуан Сяоюй. Роль Великого Шелкового пути в развитии градостроительной культуры Центральной Азии // Наследие и современность. 2023. Т. 6. № 1. С. 59-68. https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-l-59-68

ШЛй

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Воличенко О.В., Хуан Сяоюй, 2023 © Наследие и современность, 2023

ISSN 2619-0214 (Print)

59

Original article Historical Sciences

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-l-59-68

THE ROLE OF THE GREAT SILK ROAD IN THE DEVELOPMENT OF URBAN PLANNING CULTURE IN CENTRAL ASIA

Olga V. Volichenko

South-Western State University, Kursk, Russia, wolitschenko@mail.ru Huang Xiaoyu

Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture named after N. Isanov, Bishkek, 61799147@qq.com

Abstract. This article reveals history of relations between the peoples inhabiting the vast region of Central Asia, connected by a single artery of the Great Silk Road. This region experienced intensive integrating of economic, trade, culture, including urban planning values. The influence of the political situation at different times of the Great Silk Road on changing the routes of caravans is stressed. The features of the design and planning of cities, arising from active trade, stimulating the development of craft production, agricultural crops and animal husbandry, are being considered. The mutual influence of the construction traditions of various Central Asian countries on the formation of the architecture of caravanserais has been studied in more detail. The terms of the names of inns in Central Asia are understood - caravanserai, khan, hazelnuts, etc. The genesis and development of the architecture of inns from ancient times to the classical type, that formed during the Arab caliphate, is considered.

Keywords: silk road, urban planning culture, caravanserai, architecture, planning structure

For citation: Volichenko O.V., Huang Xiaoyu. The role of the Great Silk Road in the development of urban planning culture in Central Asia. Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(l): 59-68. (In Russ.). https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2023-6-l-59-68

Введение

Центральная Азия - это уникальный обширный регион материка, население которого вело как кочевой, так и оседлый образ жизни. Несмотря на разницу менталитетов, с глубокой древности между различными странами и народами установились общие духовные, экономические и культурные ценности. Социальный феномен интеграции и общности духовно-художественных традиций подтверждается материальными свидетельствами прошлых эпох - памятниками архитектуры и градостроительства, предметами искусства и ремесленного производства.

Связи между государствами и различными этносами всегда существовали в Центральной Азии. Объяснялось это, прежде всего тем, что на протяжении истории развития территории и народы Центральной Азии неоднократно объединялись в единые государственные конгломерации,

© Volichenko O.V., Huang Xiaoyu, 2023 © Heritage and Modern Times, 2023

например, с середины III в. до н.э. до начала III в. н.э. южные земли были частью Парфянского царства, а северные - Кушанского (II-III вв.). В средние века Центральная Азия входила в Тюркский каганат (V-VII вв.), затем Арабский халифат (VIII-IX вв.), а позже в Монгольскую империю (XIII-XIV вв.). По словам академика Н.Н. Негматова: «Народы Центральной Азии с глубокой древности были связаны не только общественными территориями, но и едиными истоками экономического, эстетического, социального и культурного развития. Вопросы формирования национальных черт в архитектуре и искусстве были неразрывно связаны с преемственностью и взаимообогащением традиций» [1, с. 10]. Кочевое и полукочевое население Центральной Азии находилось в политической, хозяйственной, экономической и культурной взаимосвязи с урбанизированными земледельческими оазисами. Смена политических и исторических событий, появление новых государств и распад старых не могли нарушить международные, торговые, экономические и культурные связи и контакты даже с самыми удаленными регионами.

В статье использовались методы исторического и сопоставительного анализа для выявления общности происходящих процессов в цен-тральноазиатском регионе и влияния их на развитие архитектуры караван-сараев. С этой целью проводился сбор натурных материалов в виде чертежей и графо- и фотофиксации памятников архитектуры XI-XII вв. Источниковедческая база формировалась на основе изучения архивных материалов, материалов исторических музеев, археологических отчетов экспедиций, историко-архитектурных, письменных, изобразительных источников.

Великий Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия во второй половине II в. до н.э. Караванные маршруты Великого Шелкового пути соединили Восток (Китай) и Запад (Европейские страны), Север (Древняя Русь) и Юг (Индию и Византию). Практически все оживленные торговые пути пролегали через обширные территории Центральной Азии, способствуя экономическому процветанию и подъему стран. «В средние века торговля служила не только для обмена товарами, но и способствовала тесным взаимным культурным контактам между народами, обмену различными идеологическими представлениями и технологиями, взаимопроникновению обычаев, нравов и традиций. Именно поэтому Великий Шелковый путь воспринимается как культурный «мост» между Востоком и Западом» [2, с. 9].

Военные конфликты и внутренние междоусобицы приводили к тому, что торговые караваны меняли маршруты следования, выбирая более безопасные пути. В период раннего средневековья VI-VIII вв. торговые трассы из Китая в западные страны проходили по горным тропам и долинам Кыргызстана и землям южного Казахстана - территорий, входивших в Тюркский каганат, где тюрки-кочевники гарантировали надежность проходов и защиту караванам, будучи в тоже время крупными по-

купателями и поставщиками товаров. Популярная в эпоху античности (II в. до н.э. - IV в. н.э.) дорога через Ферганскую долину в это время стала опасной из-за непрекращающихся раздоров и борьбы местных феодалов. На протяжении столетий маршруты Великого Шелкового пути кардинально менялись - «одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок» [3, с. 127].

В IX-XII вв. дороги и тропы торговых караванов пролегали через Ближний Восток, Центральную и Малую Азию, Сирию и Византию, а в XIII-XIV вв. вновь интенсивно стали использоваться старые пути эпохи раннего средневековья (VI-VIII вв.), проходившие через Сирию, Иран, Мавераннахр, Южный Казахстан, Северный Кыргызстан, Восточный Туркестан и Китай. «Политическая ситуация на континенте определяла выбор маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми» [3, с. 128] (рис. 1).

Рисунок 1 - Караваны Великого Шелкового пути, миниатюра, XVI в. http://dkm.gov.uz/ru/ velikij -selkovyj -put

Градостроительная культура на торговых путях

Великий Шелковый путь стимулировал и форсировал возникновение и быстрый рост городов. «Вдоль оживленных трасс следования караванных путей вырастали новые города (Тараз, Суяб, Невакет, Бала-сагын, Кува, Отрар, Бунджикат, Пенджикент и др.), развивались и возрождались древние античные города (Самарканд, Бухара, Балх, Мерв, Нишапур, Термез, Хульбук, Узген, Гургандж, Хазарасп, Кят

и др.)» [4, с. 70]. Торговые города, выросшие на пересечении торговых путей и транзитных узлов, стремительно превращались в крупные экономические и культурные центры «в них скапливались значительные материальные ценности, развивались ремесла и искусства, формировались художественно-эстетические приемы» [5, с. 436]. Базары - торговые павильоны, торговые площади или торговые улицы, начинавшиеся от одних городских ворот и пересекая весь город заканчивавшиеся у других - фокусировали всю общественную деятельность горожан. Торговые улицы, застроенные лавками-дукканами, в которых жили, работали и торговали ремесленники, делились на цеховые кварталы по виду производства - кварталы гончаров, кузнецов, ткачей, пекарей и т.п. «Дуккан - это однокамерное здание с айваном, которое могло иметь второй этаж - балхона» [6, с. 198]. Пересечения улиц фиксировались торговыми купольными павильонами (тим, чорсу и т.д.), в которых также располагались лавки ремесленников и велась оптовая торговля. Вплотную к ним примыкали постоялые дворы - место размещения путешественников и купцов, место проведения крупных торговых операций и место складирования и перемещения товаров, место содержания вьючных животных (рис. 2).

Рисунок 2 - Древний Тараз. Караван-сарай, художник В. Санталов, 197° г. https://www.altyn-orda.kz/uploads/d834230fecea77679c72a5c9df78bd53.jpg

Такого типа сооружения имели различное название в зависимости от места его размещения. Английский историк искусств Востока Роберт Хилленбранд писал: «...в арабских странах такие постройки назывались караван-сарай, то есть дворец для караванов, а в областях, где преобладали тюркские языки, к ним применялось название хан. Также

известен такой термин как фундук, но он чаще применяется к городским постоялым дворам» [7, с. 332]. Арабский путешественник и географ Ибн Хаукаль следующим образом описывал крупные торговые центры Х века вроде Самарканда, Бухары или Гурганджа: «...есть в этих городах караван-сараи и фундуки-лавки, в которых живут купцы с товарами. В каждый фундук направляются с теми видами товаров, которыми в нем обычно торгуют, и редко какой из этих фундуков не похож на самые большие базары. В них обитают богачи из тех, кто занимается этим родом торговли и владельцы больших партий товаров и больших денег» [8, с. 318]. В городах жили те, кто был так или иначе связан с международной торговлей по Великому Шелковому пути.

История развития постоялых дворов

На всем пути следования торговых караванов в городах или в сельских поселениях, в крупных оазисах или в пустынной местности, на расстоянии дневного пути (20-30 км) располагались сооружения, выполняющие функцию постоялых дворов, перевалочных и торговых станций. Самая древняя постройка такого рода обнаружена в Мохенджо-Даро (Пакистан, III-II тыс. до н. э.), ее план напоминает современную планировку гостиничных предприятий - жилые помещения с ванными комнатами, расположенными друг напротив друга. Помимо здания гостиницы в городе был еще целый ряд объектов, связанных с торговлей - мастерские ремесленников, крытые рынки, складские помещения, закусочные, бани и т.п. [9, с. 386].

Крито-Микенская культура (о. Крит, XV в. до н.э.) дает нам представление о планировочной структуре еще одной архаичной гостиницы, находившейся неподалеку от Кносского дворца. В состав ее помещений входил парадный зал, украшенный расписным фризом, комнаты для ночлега, а также бассейн для омовения ног и ванная, наполняемые из подземного источника [9, с. 182]. В одном из центров торговли Парфянского царства - в городе Дура-Европос (Сирия, II в. до н. э.), являвшимся крупным транзитным узлом на пути следования караванов, сохранились руины постоялого двора, планировочное решение которого легло в основу композиционной структуры средневековых караван-сараев - открытый внутренний двор формирует центральное ядро композиции, вокруг которого по периметру располагаются помещения различного назначения. В Сасанидском Иране (III-VII вв.) возводились «торговые крепости» - форпосты, на которые возлагались обязанности обороны и защиты окружающей территории, а также приема и размещения купеческих караванов. Как указывает Р. Хилленбранд, «только после арабских завоеваний на Востоке складывается достаточно стандартный и хорошо узнаваемый тип постоялого двора, предназначенного для купеческих караванов» [7, с. 331] (рис. 3).

Рисунок 3 - Караван-сарай, художник Т. Аканаев, 2011 г. Ьйрэ: //artnow.ru/kartina-Karavan-saray-hudozhnik-Akanaev-Timur-59i458.html

Развитие системы постоялых дворов в УН—ХШ веках

Обширные земли Арабского халифата, раскинувшиеся на огромных территориях Центральной и Малой Азии, Византии, Северной Африки и Пиренейского полуострова, необходимо было обеспечить хорошей связью -дорогами и отличными приютами для путешественников, послов, сборщиков налогов, курьеров и т.п., именно поэтому правители внимательно следили за поддержанием безупречного функционирования инфраструктуры торговых путей. «Добрая слава султана, хана или эмира, - пишет С. Хмельницкий, - была прямо пропорциональна количеству и великолепию воздвигнутых по его приказу караван-сараев: путник, въезжающий после утомительного пути в тенистый и нарядный, окруженный аркадами двор караван-сарая, должен был чувствовать себя личным гостем благочестивого правителя, заботящегося о его безопасности и комфорте» [10, с. 179]. В.В. Бартольд также отмечает, что основной обязанностью наместников Омейядского халифата при правлении халифа Омара II (717720 г.) было строительство ханов (постоялых дворов) [11, с. 245].

Массовое сооружение придорожных гостиниц развернулось в Х-Х11 вв. в период правления в Центральной Азии династий Саманидов и Ка-раханидов. По свидетельству арабских путешественников и географов Ибн Хаукаля и Ал Истахри уже в X веке в Мавераннахре насчитывалось более десяти тысяч постоялых дворов. Сеть караванных дорог при Кара-ханидах расширялась и качественно улучшалась. Возводились роскошные караван-сараи как в городах, так и на пути следования караванов в горах (Таш-Рабат, караван-сарай Манакельды, Сан-Ташский рабат и др.) и пустынных оазисах (степной дворец Рабат- и-Малик, караван-сарай Кратепе, Узумкудук, Кальтепе и др.). «Расположенные вне городских стен, они (караван-сараи) имели облик укрепленных сооружений с мощными стенами и высокими башнями» [12, с. 239] (рис. 4).

Внешним обликом караван-сарай напоминал крепость с мощными стенами, укрепленными выступающими пилонами-контрфорсами и фланкированную по углам полукруглыми башнями. Как правило, в караван-сарай вел один портальный вход, выходящий на центральный двор, по периметру которого в окружении стрельчатых арок галереи располагались различные помещения жилого (комнаты для гостей), религиозного (мечеть), складского (помещения для товаров), санитарно-гигиенического (бани) и хозяйственного (стойла для животных) назначения. Для защиты от разбойников в караван-сараях размещался небольшой военный гарнизон. «Некоторые крупные караван-сараи, такие как, например, Рабат-и Малик, действительно напоминали загородные дворцы и, вполне возможно, в составе помещений имели покои, в которых останавливались правители и другие важные гости во время путешествий» [2, с. 12]. Караван-сараи всегда размещались рядом с источниками воды - на берегу водоемов, у колодца или у сардоба (купольное здание-хранилище запасов пресной воды).

Рисунок 4 - Караван-сарай, художник Н.А. Русаков, 1920 г. https://www.openklub.ru/shop/8528

Государства Центральной Азии на протяжении столетий возникали, уходили в небытие и на их месте появлялись новые, но, благодаря Великому Шелковому пути, все они всегда тесно взаимодействовали друг с другом в различных областях экономики, коммуникаций и культуры. Меняя маршруты следования в разные периоды своего существования,

Великий Шелковый путь способствовал оживлению торговой деятельности, развитию земледелия и строительства ирригационных систем, возникновению и росту городов и сельских поселений, распространению информации и знаний, обогащению и продвижению художественных и пространственных искусств.

В период Арабского халифата в Центральной Азии сформировался и оформился новый тип гражданской архитектуры, имеющий свои отличительные черты, планировочную схему и объемно-пространственное решение, получивший название «караван-сарай», «фундук» или «хан».

Литература

1. Негматов Н.Н. Государство Саманидов: IX-X вв. / Н. Н. Негматов. Душанбе: До-ниш, 1989. 304 с.

2. Заливинская Э. Д. Архитектура Золотой Орды. Часть II. Гражданское зодчество / Э. Д. Заливинская. Казань: Отечество, 2018. 353 с.

3. После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны Трех Индий / Редактор О. М. Гармсен; Пер. Я. М. Свет. М.: Наука, 1968. 240 с.

4. Воличенко О. В. Великий Шелковый путь как интегратор формирования научных центров стран Востока / О. В. Воличенко, Р. М. Муксинов, Д. Жолчуев // Архитектура и строительство России. 2021. № 4(240). С. 70-8l.

5. Воличенко О.В. Особенности пространственно-тектонической структуры средневековой архитектуры Киргизии / О.В. Воличенко, З.Р. Муксинова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство: сборник статей 78-ой всероссийской научно-технической конференции, Самара, 19-23 апреля 2021 года. Самара: Самарский государственный технический университет, 2021. С. 434-443.

6. Маньковская Л.Ю. Формообразование и типология зодчества Средней Азии. IX -начало XX века /Л.Ю. Маньковская. Ташкент: Baktria Press, 20l4. 496 с.

7. Hillenbrand R. Islamic Art and Architecture (The World of Art)/ R. Hillenbrand. New-York: The World of Art edition, l998. 288 p.

8. Беленицкий A.M. Средневековый город Средней Азии / A.M. Беленицкий, И.Б. Бентович, О.Г. Большаков. Л.: 1973. 394 с.

9. Всеобщая история архитектуры / Ред. О.Х. Халпахчьян. Л.-М.: Изд-во литературы по строительству, 1970. Т. 1. 512 с.

10. Хмельницкий С. Между арабами и тюрками. Архитектура Средней Азии IX-X вв. / С. Хмельницкий. Берлин-Рига: «Continent», 1992. 344 с.

11. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. в восьми томах. / В. В. Бартольд. М.: «Наука», 1963. Т. 1. 763 с.

12. Иманкулов Д. Архитектура Туркестана эпохи Караханидов (историко-теоретическое исследование) / Д. Иманкулов, К. Конокбаев. Анкара, 2014. 347 с.

References

1. Negmatov N.N. Gosudarstvo Samanidov: IX-X vv. / N. N. Negmatov. Dushanbe: Donish, l989. 304 s.

2. Zalivinskaya E. D. Arkhitektura Zolotoi Ordy. Chast' II. Grazhdanskoe zodchestvo / E. D. Zalivinskaya. Kazan': Otechestvo, 20l8. 353 s.

3. Posle Marko Polo. Puteshestviya zapadnykh chuzhezemtsev v strany Trekh In-dii / Redaktor O. M. Garmsen; Per. Ya. M. Svet. M.: Nauka, l968. 240 s.

4. Volichenko O. V. Velikii Shelkovyi put' kak integrator formirovaniya nauch-nykh tsentrov stran Vostoka / O. V. Volichenko, R. M. Muksinov, D. Zholchuev //

ISSN 26l9-02l4 (Print)

67

Arkhitektura i stroitel'stvo Rossii. 2021. № 4(240). S. 70-81.

5. Volichenko O.V. Osobennosti prostranstvenno-tektonicheskoi struktury sred-nevekovoi arkhitektury Kirgizii / O.V. Volichenko, Z.R. Muksinova // Traditsii i inno-vatsii v stroitel'stve i arkhitekture. Arkhitektura i gradostroitel'stvo: sbornik statei 78-oi vserossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii, Samara, 19-23 aprelya 2021 goda. Samara: Samarskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2021. S. 434-443.

6. 6. Man'kovskaya L.Yu. Formoobrazovanie i tipologiya zodchestva Srednei Azii. IX - nachalo XX veka /L.Yu. Man'kovskaya. Tashkent: Baktria Press, 2014. 496 s.

7. Hillenbrand R. Islamic Art and Architecture (The World of Art)/ R. Hillenbrand. New-York: The World of Art edition, 1998. 288 p.

8. Belenitskii A.M. Srednevekovyi gorod Srednei Azii / A.M. Belenitskii, I.B. Bentovich, O.G. Bol'shakov. L.: 1973. 394 s.

9. Vseobshchaya istoriya arkhitektury / Red. O.Kh. Khalpakhch'yan. L.-M.: Izd-vo literatury po stroitel'stvu, 1970. T. 1. 512 s.

10. Khmel'nitskii S. Mezhdu arabami i tyurkami. Arkhitektura Srednei Azii IX-X vv. / S. Khmel'nitskii. Berlin-Riga: «Continent», 1992. 344 s.

11. Bartol'd V.V. Turkestan v epokhu mongol'skogo nashestviya. Soch. v vos'mi tomakh. / V. V. Bartol'd. M.: «Nauka», 1963. T. 1. 763 s.

12. Imankulov D. Arkhitektura Turkestana epokhi Karakhanidov (istoriko-teoreticheskoe issledovanie) / D. Imankulov, K. Konokbaev. Ankara, 2014. 347 s.

Сведения об авторах Воличенко Ольга Владимировна, доктор архитектуры, профессор кафедры архитектуры, градостроительства и графики, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск, Россия. E-mail: wolitschenko@mail.ru Хуан Сяоюй, аспирант Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Иса-нова, г. Бишкек, Киргизская Республика. E-mail: 6i799i47@qq.com

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 16.11.2022. Одобрена после рецензирования: 18.01.2023.

Принята к публикации: 14.02.2023. Опубликована: 15.04.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Authors of the publication Olga V. Volichenko, Doctor of Architecture, Professor of the Department of Architecture, Urban Planning and Graphics, South-Western State University, Kursk, Russia. Email: wolitschenko@mail.ru

Huang Xiaoyu, postgraduate student of the Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture named after N. Isanov, Bishkek, The Kyrgyz Republic. Email: 61799147@qq.com

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: 16.11.2022. Approved after peer reviewing: 18.01.2023. Accepted for publication: 14.02.2023. Published: 15.04.2023.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.