Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ ДОРОЖНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ'

РОЛЬ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ ДОРОЖНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великий шелковый путь / направления / торговля / связь / коммуникация. / Great Silk Road / directions / trade / communication / communication.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салимов, Бахриддин Лутфуллаевич, Исломов, Худоёр Илхомович, Соҳибназаров, Равшанжон Камолидинович

В статье древний «Великий Шелковый путь» занимает свое место в истории человеческого общения, развития дорожно-коммуникационной системы, и ни один другой путь не имел такого значения в развитии человечества, как «Великий Шелковый путь». с точки зрения престижа, размаха и масштаба. Было проанализировано, что эта дорога была первой и единственной в истории коммуникационной дорогой, соединяющей Восток и Запад, соединяющей Азию и Европу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Салимов, Бахриддин Лутфуллаевич, Исломов, Худоёр Илхомович, Соҳибназаров, Равшанжон Камолидинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE GREAT SILK ROAD IN THE DEVELOPMENT OF THE ROAD AND COMMUNICATION SYSTEM.

In the article, the ancient "Great Silk Road" has its place in the history of human communication, the development of the road-communication system, and no other road has been as important in the development of mankind as the "Great Silk Road" in terms of prestige, scope and scale. It has been analyzed that this road was the first and only communication road connecting East and West, connecting Asia and Europe in history.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ ДОРОЖНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ»

Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784

educational, natural and social sciences www.oriens.uz

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(3), March, 2023

РОЛЬ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ ДОРОЖНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.

Салимов Бахриддин Лутфуллаевич.

Профессор Ташкентский государственный транспортный университета.

Исломов Худоёр Илхомович. Со^ибназаров Равшанжон Камолидинович.

Студенты Ташкентский государственный транспортный университета.

АННОТАЦИЯ

В статье древний «Великий Шелковый путь» занимает свое место в истории человеческого общения, развития дорожно-коммуникационной системы, и ни один другой путь не имел такого значения в развитии человечества, как «Великий Шелковый путь». с точки зрения престижа, размаха и масштаба. Было проанализировано, что эта дорога была первой и единственной в истории коммуникационной дорогой, соединяющей Восток и Запад, соединяющей Азию и Европу.

Ключевые слова: Великий шелковый путь, направления, торговля, связь, коммуникация.

ABSTRACT

In the article, the ancient "Great Silk Road" has its place in the history of human communication, the development of the road-communication system, and no other road has been as important in the development of mankind as the "Great Silk Road" in terms of prestige, scope and scale. It has been analyzed that this road was the first and only communication road connecting East and West, connecting Asia and Europe in history.

Key words: Great Silk Road, directions, trade, communication, communication.

АННОТАЦИЯ

Мацолада цадимги «Буюк ипак йули»нинг инсоният коммуникация, йул -алоца тизимининг ривожланиш тарихида уз урни борлиги, инсоният тарацциётида уеч бир йул, нуфуз, кулам ва мицёс жщатидан «Буюк ипак йули»чалик ауамиятга эга булмаган. Бу йул тарихда Шарц билан Fарбни бозлаган, Осиё ва Европани туташтирган биринчи ва ягона коммуникация алоца йули булганлиги таулил этилган.

Калит сузлар: Буюк ипак йули, йуналишлар, савдо, алоца, коммуникация.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

ВВЕДЕНИЕ

Неоспоримый факт, что когда речь заходит о древних дорогах, первое, что приходит на ум, это Великий шелковый путь. При этом мы не намерены умалять значение «Лаль йули», «Шах йули» и «Яйлов йули». Безусловно, эти древние дороги имеют свое место в истории развития человеческого сообщения и дорожно-коммуникационной системы1. Неспособность признать это есть не что иное, как алая несправедливость. Однако надо признать, что в развитии человечества ни одна дорога не имела такого значения, как «Великий шелковый путь» по престижности, размаху и масштабу. Эта дорога была первой и единственной в истории коммуникационной дорогой, соединявшей Восток и Запад, Азию и Европу.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Если обратиться к источникам, основанным на научно-исторических свидетельствах, то можно заметить, что о «Великом шелковом пути» выдвигаются следующие взгляды2: во-первых, «Великий шелковый путь» протяженностью 12 000 км был открыт во 2-м век до н.э. Эта дорога была не только торговым путем3. В то же время он служил способом культурных и межнациональных связей между народами мира. Дорога начиналась в Сиане, городе на реке Хуанхэ в Китае, и имела два направления. Первый маршрут был из Китая в Самарканд. В Самарканде дорога снова разошлась. Один достиг Средиземного моря через Иран, а другой достиг Черного моря через Северный Кавказ.

Второй маршрут начинался из Китая, проходил через горные хребты Памиро-Тянь-Шаня, вел в Афганистан, а оттуда в Индию». Как видите, это описание постаралось дать как можно более краткое и ясное представление о Великом шелковом пути, и в какой-то мере это удалось4. Как уже упоминалось, дорога началась из Китая. Этот маршрут охватывал весь азиатский континент и достигал Индийского океана, Персидского залива на юге и побережья

1 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Israilov Lazizbek Sunnatulloevich, and Jolgoshov Jaloliddin Jasurbekovich. 2023. The Great Silk Road Is a Regular Transport and Communication System in Human History. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education. Volume 2 Issue 2, (2023), 194-197.

2 Бахриддин Лутфуллаевич Салимов, Сафарали Ёркин Угли Мейлиев, Бунёд Ба^одирович Тешаев (2022). БУЮК ИПАК ЙУЛИНИНГ ИНСОНИЯТ КОММУНИКАЦИЯ, ЙУЛ - алок;а ТИЗИМИНИНГ РИВОЖЛАНИШ ТАРИХИДА ТУТГАН УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (11), 304-308.

3 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Israilov Lazizbek Sunnatulloevich, and Jolgoshov Jaloliddin Jasurbekovich. 2023. The Great Silk Road Is a Regular Transport and Communication System in Human History. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education. Volume 2 Issue 2, (2023), 194-197.

4 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. 2023. Volume 2 Issue 1, 272-275.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Средиземного и Черного морей на западе. Однако это не должно означать, что «Великий шелковый путь» заканчивался на этих морских берегах. Уже дальнейшая часть пути продолжалась по воде на кораблях и достигала других берегов моря. Эти стороны воды считались европейскими и африканскими побережьями. Можно сказать, что небольшие ответвления «Великого шелкового пути» продолжались во внутренних направлениях этих континентов. Поэтому «Великий шелковый путь» считается первой и единственной межконтинентальной дорогой, соединяющей три континента земли, которые считаются местом зарождения древних и главных цивилизаций: Азии, Европы и Африки. Этот караванный путь служил человечеству, не теряя своего значения в течение 17 века или 1700 лет.

Относительно направлений «Великого Шелкового пути» научные выводы академика А. Аскарова более полны: «Великий Шелковый путь» начинался из Сианя, древнего центра Китая, и шел в Дуньхуан через другие китайские города, Ланьчжоу. В этом городе дорога расходится. Юго-западная ветвь «Великого шелкового пути» через пустыню Такла-Макан в Китае достигла Хотана, оттуда в Йоркент, через ущелья Памира в Вахон, а оттуда в Зариасп (Балх), столицу Бактрии. В Балхе дорога разделяется на три ответвления, западное ответвление идет в Марв, южное ответвление идет в Индию, северное ответвление идет через Термез в Дарбанд, Наутак, Самарканд5.

Северо-западная ветвь «Великого шелкового пути» идет от Дуньхуаня через Бами, Кучи, Турфан к Таримскому оазису - Кашгару. Оттуда она идет через Ташкурган в Узган, Ош, Куву, Ахсикент, Поп, оттуда через Аштскую степь в Ходжент, Зомин, Джизак, а затем в Самарканде соединяется с Наутакской дорогой. Дорога идет на запад из Самарканда в Добуссию, через пустыню Малик в Бухару и Ромитан, оттуда в Бойкент и Фароб через Варахшу и в город Амуль. Амулда примыкает к дороге из Марва в Ургенч вдоль Амуда. Доехав до города Марва, дорога шла в двух направлениях6. От Марва на запад «Великий шелковый путь» протянулся через Тебриз и Нису в Парфии к Гекотомилу, Апалии и Экбатане (Хамадону) в Иране, а за ними к Ктесафону и Багдаду в Месопотамии. Оттуда Тигр направился на север по правому берегу реки Евфрат, достигнув Дамаска через Антиохию (Антокию) и достигнув Египта через города Тир и Иерусалим. Северная дорога из Марва шла через

5 Бахриддин Лутфуллаевич Салимов, Сафарали Ёркин Угли Мейлиев, Бунёд Ба^одирович Тешаев (2022). БУЮК ИПАК ЙУЛИНИНГ ИНСОНИЯТ КОММУНИКАЦИЯ, ЙУЛ - АЛОКД ТИЗИМИНИНГ РИВОЖЛАНИШ ТАРИХИДА ТУТГАН УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (11), 304-308.

6Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Israilov Lazizbek Sunnatulloevich, and Jolgoshov Jaloliddin Jasurbekovich. 2023. The Great Silk Road Is a Regular Transport and Communication System in Human History. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education. Volume 2 Issue 2, (2023), 194-197.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Амуль в Ургенч, оттуда по северному Каспию на Северный Кавказ, затем с севера Черного моря в Константинополь, проходя через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, в города Византии. После этого нет сомнений, что он распространился и на другие регионы Европы.

Как видно из приведенных соображений, ответвления и направления «Великого Шелкового пути» имели свои альтернативы7. Эта особенность также была одним из важных факторов функционирования «Великого Шелкового пути» на протяжении веков. Ведь если дорога становится опасной или закрывается по определенным причинам в одном направлении, движение продолжается в других направлениях8. Например, как мы упоминали ранее, от Дуньхуана ответвлялся Великий шелковый путь. Это зафиксировано и в древних китайских письменных источниках. В частности, северная дорога называлась «Бэйдао», а южная дорога называлась «Нандао». Согласно историческим фактам, районы, через которые проходил Северный путь, несколько сотен лет находились под контролем гуннов, поэтому основные соединения на «Великом Шелковом пути» осуществлялись через Южный путь. Караванные предводители и купцы сочли нужным идти этим путем. Потому что для них вопрос доставки своих караванов и товаров в целости и сохранности до места назначения стоял на первом месте9. Легче было идти безопасным путем, чем рисковать жизнью и богатством, идя по опасному пути. Конечно, им повезло, что в этот момент у них был выбор. Все эти процессы свидетельствуют о том, что между дорогами, входившими в «Великий шелковый путь», существовала внутренняя конкуренция. Все мы знаем, что где конкуренция, там и развитие.

В наших комментариях выше мы упомянули, что «Великий шелковый путь» продолжился в европейских регионах. Этот наш вывод подтверждается научными исследованиями, проведенными в самом Китае. Согласно таким источникам, «Шелковый путь... достигал Рима через восточные берега Средиземного моря». Конечно, по этой дороге перевозили различные товары и сырье. Однако основным товаром, перевозимым с Востока на Запад по Великому шелковому пути, были шелковые ткани. Возникает вопрос, где производятся эти шелковые ткани? Китайские историки утверждают, что

7 Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боглщлигининг гносеологик та^лили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

8 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Israilov Lazizbek Sunnatulloevich, and Jolgoshov Jaloliddin Jasurbekovich. 2023. The Great Silk Road Is a Regular Transport and Communication System in Human History. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education. Volume 2 Issue 2, (2023), 194-197.

9 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. 2023. Volume 2 Issue 1, 272-275.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

шелковые ткани и изделия из шелка производились в Китае, потому что коконирование впервые появилось в Китае и распространилось из Китая в другие места. Следует признать, что производство коконного шелка было развито с древних времен в Китае. Это подтверждается историческими вещественными свидетельствами в поселениях, обнаруженных на территории Китая. Не только в древности, но и сегодня китайское государство находится на первом месте по производству шелка и экспорту шелковых изделий. Спрос на шелковые ткани и изделия из шелка, произведенные в Китае и Средней Азии, в европейских странах был очень высок10. Было время в Европе, особенно в Римской империи, когда было принято носить одежду из шелка. В результате сильно возросла потребность населения в шелковых тканях. Люди стали тратить все свои деньги на покупку шелковых тканей. Купцы воспользовались этой ситуацией и начали ввозить в Римскую империю много шелковых тканей. По словам римского ученого Г. Плиния в его «Истории природы», из-за высокого спроса на шелковые ткани из Рима в Китай ежегодно уходило 3,5 миллиона монет. Эта ситуация вызвала нехватку золотых монет в Риме. В результате римское правительство приняло специальное решение об ограничении ввоза шелковых тканей. Эти исторические реалии лишний раз доказывают, что «Великий шелковый путь», начавшийся из Китая, охватывал и европейские территории 11 . Ив конечном итоге служило установлению межгосударственных общественных отношений. Например, велика была роль международных дорог в росте экономики страны и обеспечении благосостояния народа. Особенно в этом очень интересовались населенные пункты вдоль дороги. В частности, в свое время процветали города Сиань, Ланьчжоу, Дуньхуан, Кашгар, Йоркент, Урумчи, Балх, Ташкент, Самарканд, Бухара, Марв, Тегеран, Ктесифон, Багдад и многие другие вдоль «Великого шелкового пути».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У всего есть начало и конец. В частности, к XVI и XVII векам значение «Великого Шелкового пути» снизилось. Торговые связи Китая с Туркестаном и между странами Азии и Европы в рамках «Великого Шелкового пути» значительно сократились. Караваны на «Великом шелковом пути» стали гораздо реже, чем раньше. Некогда шумные поселки, караван-сараи и базары

10 Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) УЗБЕКИСТОН ТАРАККИЁТИДА КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ ТИЗИМИНИНГ УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407.

11 Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боглщлигининг гносеологик та^лили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

вдоль дороги опустели. К такому состоянию «Великого шелкового пути» привели следующие факторы:

- во-первых, дестабилизация политической ситуации в самом Китае и в странах «Великого шелкового пути»;

- во-вторых, в период развития кораблестроения началось открытие морских путей. Организация внутренних и международных морских путей.

REFERENCES

1. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Israilov Lazizbek Sunnatulloevich, and Jolgoshov Jaloliddin Jasurbekovich. 2023. The Great Silk Road Is a Regular Transport and Communication System in Human History. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education. Volume 2 Issue 2, (2023), 194-197.

2. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов, Сафарали Ёркин Угли Мейлиев, Бунёд Баходирович Тешаев (2022). БУЮК ИПАК ЙУЛИНИНГ ИНСОНИЯТ КОММУНИКАЦИЯ, ЙУЛ - АЛОКА ТИЗИМИНИНГ РИВОЖЛАНИШ ТАРИХИДА ТУТГАН УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (11), 304-308.

3. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. 2023. Volume 2 Issue 1, 272-275.

4. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) УЗБЕКИСТОН ТАРАККИЁТИДА КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ ТИЗИМИНИНГ УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407

5. Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боFликлигининг гносеологик тахлили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси (DSc). Тошкент. Узбекистон Миллий Университети. 2022. 224 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.