Научная статья на тему 'Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности'

Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2266
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Г. Синяк, В. О. Тарасевич

В статье доказывается актуальность разработки сайта кафедры. Определяются основные характеристики сайта, требования к нему, задачи его использования в образовательном процессе. Обсуждаются вопросы создания сайта кафедры. Обозначается круг пользователей сайта, предлагается форма для разработки его информационной структуры, обсуждаются дополнительные информационные сервисы сайта, направленные на открытость и повышение качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the website in research and educational activities

Issues related to the problems of site development of department. Indentifies the main characteristics of the site, the requirements for it, the problem of its use in the educational process. The problems of creating a website of the department. A circle of users of the site proposed for the development of the technological form of its information structure discussed further information website services aimed at improving the quality and transparency of education.

Текст научной работы на тему «Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности»

142

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа

УДК 378:004

Н. Г. Синяк, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой (БГТУ);

В. О. Тарасевич, ассистент (БГТУ)

РОЛЬ ВЕБ-САЙТА В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье доказывается актуальность разработки сайта кафедры. Определяются основные характеристики сайта, требования к нему, задачи его использования в образовательном процессе. Обсуждаются вопросы создания сайта кафедры. Обозначается круг пользователей сайта, предлагается форма для разработки его информационной структуры, обсуждаются дополнительные информационные сервисы сайта, направленные на открытость и повышение качества образования.

Issues related to the problems of site development of department. Indentifies the main characteristics of the site, the requirements for it, the problem of its use in the educational process. The problems of creating a website of the department. A circle of users of the site proposed for the development of the technological form of its information structure discussed further information website services aimed at improving the quality and transparency of education.

Введение. Основными задачами новой парадигмы образования в современных информационных условиях являются разработка и внедрение целостного и интеграционного подходов и способов освоения мира, а также обеспечение доступа к получению образования и непрерывному повышению культурного, образовательного и профессионального уровня без каких-либо ограничений.

В последние десятилетия научное сообщество активно осваивает ресурсы глобальной сети Интернет. Электронные представительства есть практически у каждой организации. Научно-исследовательские институты, научно-образовательные учреждения, библиотеки, производственные предприятия и другие организации научной направленности активно позиционируют себя в Глобальной сети. Интернет предоставляет им колоссальные возможности, стирая временные и пространственные границы.

Наиболее ощутимы преимущества использования Интернета в образовательной сфере, особенно в вузах. Теперь стало проще получать самую актуальную и достоверную информацию о любом учебном заведении, не выходя из дома.

Так, например, абитуриенту нет необходимости покупать дорогостоящие справочники или посещать дни открытых дверей. Студентам предоставлена возможность использовать ресурсы веб-сайта учебного заведения в процессе обучения.

Основная часть. Под официальным вебсайтом вуза понимается принадлежащий вузу веб-сайт, предназначенный для всестороннего и достоверного информирования (от имени руководства) внешних и внутренних посетителей о деятельности вуза, а также представляющий посетителям сайта всю необходимую для обеспечения взаимодействия с вузом, его руководством или его подразделениями справочную информацию [1].

Сайт - доступное и востребованное средство целенаправленного взаимодействия с потенциальными пользователями, с помощью которого кафедра может решать различные актуальные проблемы, в том числе в таких направлениях деятельности, как формирование нового набора, обеспечение своевременного качественного образования, содействие трудоустройству выпускников и студентов, научно-инновационная деятельность, спонсорское взаимодействие и поиск партнеров.

К важнейшим подразделениям любого вуза, как известно, относятся кафедры и факультеты. В Интернете они могут быть представлены как отдельными сайтами, так и веб-страницами сайтов вузов. При таком построении информационной архитектуры веб-сайт кафедры является ключевым элементом вузовского портала, несущим максимальную информационную нагрузку в образовательном процессе.

Главным аспектом в современной системе образования считается создание условий для самостоятельной работы обучающегося с предоставлением свободного доступа к различным информационным ресурсам в сети Интернет и на различных сайтах и порталах страны и других вузов, а также внедрение сетевых технологий и в своем вузе, на своей кафедре.

Координатором внедрения инновационных и сетевых технологий в педагогический процесс должен стать сайт кафедры не просто как информационно-рекламный компонент, а как основной элемент повседневной жизнедеятельности субъектов образовательного процесса кафедры [2].

Образовательный сайт имеет те же характеристики, что и любой сайт, а именно:

- содержание - единство всех основных элементов (текстовых и графических) образовательной информации, существующей и выраженной в виде веб-сайтов, а также единство связей этих основных элементов;

Информационно-компьютерные технологии в учебном процессе

143

- дизайн - процесс выбора и организации графических компонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо иметь функциональную подоплеку, а зачастую преследовать обе эти цели;

- техническая реализация - выбор компонентов, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств для донесения образовательной информации до пользователя;

- эксплуатационность - характеристика, информирующая об использовании образовательных сайтов пользователями.

Сайт кафедры - информационная, научная, образовательная и коммуникационная основа модернизации педагогической деятельности кафедры вуза, способствующая созданию новой модели образования в условиях информатизации системы образования общества.

Задачи сайта кафедры:

1) обеспечить своевременный доступ студентам и преподавателям к постоянно обновляемой информации о педагогической деятельности кафедры и университета;

2) обеспечить свободный доступ студентам и преподавателям к нормативно-правовым документам, регламентирующим учебную деятельность (учебные планы, рабочие программы, квалификационные требования и подготовке специалиста и т. д.);

3) сконцентрировать на сайте кафедры ссылки на тематические образовательные сайты и порталы других вузов;

4) обеспечить студентам и преподавателям доступ ко всем научным, методическим материалам и компьютерным средствам обучения вуза;

5) создать условия для внедрения инновационных технологий обучения в педагогическую деятельность кафедры (чаты, электронные семинары, технологии дистанционного и компьютерного обучения);

6) предоставить фотоматериалы о деятельности кафедры, преподавателей, работе студентов и выпускников кафедры;

7) обеспечить непрерывный мониторинг научной и педагогической деятельности кафедры;

8) вести текущую информационную и рекламную работу [3].

При анализе разделов сайта кафедры ОПиЭН в первую очередь следует вывести круг пользователей, а затем определить, соответствует ли сайт запросам и ожиданиям пользователей.

К основным пользователям вкладки кафедры ОПиЭН можно отнести:

- абитуриентов;

- студентов (в том числе студентов заочной формы обучения и дипломников);

- магистрантов и аспирантов;

- потенциальных и уже имеющихся сотрудников кафедры;

- Республиканские и международные образовательные организации.

Для абитуриентов на сайте кафедры представлена специальная вкладка, выделенная цветом. На данной вкладке каждый абитуриент может получить достоверные сведения о кафедре, общую информацию о специальности, содержании работы выпускника, его знаниях, квалификации и о вступительных испытаниях. Существенным минусом является отсутствие на вкладке кафедры динамики проходных баллов на специальность.

Для студентов информация на сайте приведена на вкладках «Общая информация», «Научно-исследовательская работа студентов», «История кафедры», «Студентам заочного факультета».

Кроме того, на сайте представлен профессорско-преподавательский состав, имеется перечень учебно-методической литературы (в том числе в электронном виде), однако отсутствует расписание занятий как для самих студентов, так и для преподавателей, нет графика консультаций студентов-дипломников.

Если раздел, посвященной абитуриентам, носит, прежде всего, рекламный характер с целью привлечения максимального числа абитуриентов, то раздел, посвященный студентам, является более практическим.

Для магистрантов кафедры присутствует отдельная вкладка, где полностью представлена информация о совместной магистерской программе БГТУ и Вильнюсского технического университета имени Гедиминаса, доступно расписание учебных занятий и экзаменов.

Потенциальные и уже имеющиеся сотрудники кафедры могут ознакомиться с общей информацией о кафедре, историей и новостями кафедры, получить достоверную информацию об учебной и методической работе (в том числе и международной), проводимой на кафедре, оценить результаты и перспективы научно-исследовательской работы сотрудников. Однако отсутствует доступ к учебным планам [4].

Следует также отметить, что созданы все предпосылки для международного сотрудничества, так как всю информацию о деятельности кафедры можно получить на русском, английском, испанском, китайском и арабском языках.

Вкладка кафедры ОПиЭН сайта обладает следующими положительными характеристиками:

1) имеется информация об истории создания кафедры, о заведующем кафедрой, об основных направлениях работы, о преподавателях кафедры, о научно-исследовательской работе сотрудников кафедры и студентов, о магистратуре, об учебной и методической работе;

144

1ББМ 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа

2) достаточно хорошо представлена новостная лента;

3) хорошее и полное описание магистратуры;

4) все страницы сайта оформлены в одном стиле;

5) модераторы сайта поддерживают актуальную информацию;

6) хорошая навигация на сайте, высокая скорость загрузки страниц;

7) присутствуют фотоматериалы о деятельности кафедры;

8) обеспечивается непрерывный мониторинг научной и педагогической деятельности кафедры [5].

Недостатками вкладки кафедры ОПиЭН являются:

- отсутствует расписание занятий преподавателей и студентов;

- не созданы условия для внедрения инновационных технологий обучения в педагогическую деятельность кафедры (чаты, электронные семинары);

- отсутствует регистрация и деление на группы пользователей;

- перегруженность вкладок информацией, отсутствие наглядности.

Заключение. Сайт кафедры помогает привлекать не только студентов, абитуриентов, но и сотрудников, содействует международному сотрудничеству. В целом сайт кафедры ОПиЭН выполняет все задачи, поставленные перед сайтом кафедры. Однако главная задача - это повышение качества образования.

Для повышения качества образования студент должен иметь доступ к подробным и тщательно структурированным учебно-методическим материалам, чтобы он мог легко ориентироваться в материале и выбрать приемлемую образовательную стратегию.

Для лучшего понимания изученных тем необходимо наличие достаточного количества иллюстративных примеров, реализованных, в том числе и с помощью мультимедийных технологий, которые позволяют одновременно воздействовать на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у пользователей.

Для преподавателей сайт кафедры должен стать необходимым, жизненно важным компонентом педагогической деятельности. Он должен обеспечивать, прежде всего, информацион-

ный обмен между преподавателем и студентом и облегчать взаимодействие между ними через предоставление необходимой учебной информации (учебно-методических материалов).

Сайт в Интернете позволяет пользователям оперативно получать от кафедры свежую информацию постоянно 7 дней в неделю. Используя гипертекст, интерактивность, присущие только Интернету, можно добиться эффективного воздействия на потенциальных студентов кафедры.

При этом ни печатная продукция, ни радио и телевидение не позволяют подавать информацию в таком удобном и презентабельном виде, как грамотно выполненный веб-сайт.

Таким образом, создание образовательных сайтов на каждой кафедре вуза для решения организационных вопросов и повышения научно-методического обеспечения учебного процесса позволит изменить отношение к процессу обучения и будет способствовать внедрению технологий компьютерного и дистанционного обучения. А кафедральный сайт, в конечном итоге, станет интегрирующим фактором образовательных ресурсов для всех видов деятельности субъектов учебного процесса.

Литература

1. Кулибаба И. В. Создание сайта кафедры вуза // Вестник Московского государственного открытого университета. 2010. № 1. С. 99-103.

2. Веряева Ю. А., Максимов А. В., Рязанов М. А. Разработка информационной структуры веб-сайта кафедры вуза // Известия Алтайского государственного университета. 2011. Т. 69, № 1-1. С. 64-70.

3. Калашникова Т. Г. Концепция учебно-методического раздела веб-сайта кафедры // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2004. Т. 36, № 1. С. 174.

4. Баканова М. В. Интеграция образовательных ресурсов в процессе разработки вебсайта выпускающей кафедры вуза // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2009. № 17. С. 70-74.

5. Сугак Д. Б. Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С. 77-81.

Поступила 26.06.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.