Научная статья на тему 'Роль уроков истории в формировании активной гражданской позиции школьника'

Роль уроков истории в формировании активной гражданской позиции школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1289
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ИСТОРИИ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / LESSON OF HISTORY / SCHOOLING / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иевлев Владимир Иванович

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного образовательного процесса формирование у школьников активной гражданской позиции, важнейшую роль в решении которой должны играть уроки истории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HISTORY LESSONS IN ACTIVE CITIZENSHIP SCHOOLBOY

The article deals with one of the urgent problems of the modern educational process the formation of students' active citizenship, an essential role in the decision of which must play the lessons of history

Текст научной работы на тему «Роль уроков истории в формировании активной гражданской позиции школьника»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016

УДК 372.893

РОЛЬ УРОКОВ ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА

Иевлев Владимир Иванович, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Щигры Курской области», учитель истории и обществознания

e-mail iewlev.vladimir@yandex.ru

Аннотация: в статье рассматривается одна из актуальных проблем современного образовательного процесса - формирование у школьников активной гражданской позиции, важнейшую роль в решении которой должны играть уроки истории.

Ключевые слова: урок истории, школьное образование, гражданская позиция.

THE ROLE OF HISTORY LESSONS IN ACTIVE CITIZENSHIP SCHOOLBOY

Ievlev Vladimir Ivanovich, MBOU "Secondary school number 4 city Shchigry Kursk Region", a history teacher and social science

e-mail iewlev.vladimir@yandex.ru

Annotation: the article deals with one of the urgent problems of the modern educational process - the formation of students' active citizenship, an essential role in the decision of which must play the lessons of history.

Keywords: the lesson of history, schooling, citizenship.

Характерные для современной России процессы преобразования общественно-политических и социально-экономических отношений требуют

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 выполнения ряда значимых, не существовавших ранее задач, направленных на создание суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, которое на практике обеспечило бы совокупность конституциональных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Для того чтобы данные задачи были успешно решены, необходимо стимулировать глубокое осмысление населением событий, происходящих в жизни государства и общества, стремление иметь активную жизненную позицию и как можно чаще принимать участие в решении вопросов, требующих объединения усилий общественности и властных структур. Это порождает потребность в формировании у населения, прежде всего, у подрастающего поколения, от которого зависит будущее нашей страны, активной гражданской позиции, вбирающей в себя высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, ключевыми среди которых являются: патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Затрагиваемую проблему целесообразно рассматривать лишь в тесной взаимосвязи с мировыми реалиями, учитывая при этом социально-политические, духовные, военно-технические факторы, оказывающие воздействие на современную молодежь.

Обострение кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества стало причиной резкого спада заинтересованности в воспитании подрастающего поколения. И с этим необходимо бороться, ведь именно от молодых людей зависит будущее Российской Федерации. Одним из аспектов данной проблемы является деятельность, связанная с формированием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.

Данные социологических исследований [1] свидетельствуют об изменении в современном российском обществе отношения к таким незыблемым ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память к павшим за Родину, долг, честь, достоинство, знание

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 истории своего народа, готовность к самопожертвованию и др. Наблюдается смещение социально-нравственных ориентиров подавляющей части населения в сторону прагматизма и конъюнктуры с ярко выраженными проявлениями эгоистичного, антисоциального и антигуманного характера. Доказательством тому является безответственное отношение молодых людей к своим гражданским обязанностям, наблюдается проявление социальной незрелости и бездуховности, нетерпимости и даже агрессивности, одной из форм которой является прогрессирующая подростковая преступность.

Каждый из этапов исторического развития нашего государства отличается определенной степенью драматичности и напряженности. Уроки истории Отечества должны формировать в сознании обучающегося преемственность поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим. Повышению исторической грамотности способствует проведение уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, театрализованных, семинаров, лекций и др. При обучении старшеклассников необходимо использовать личностно-ориентированные технологии, которые предполагают отказ от авторитарной модальности в общении. При этом происходит формирование партнерских, доверительных отношений между учителем и учащимися, что оказывает влияние на уровень усвоения материала и воспитание в целом.

Патриотический уклон занятий базируется на систематическом осмыслении школьниками патриотических, нравственных идей, содержащихся в истории Отечества, на ее как победных, так и трагических страницах, несомненно, влияющих на формирование мировоззрения. Именно здесь ключевая роль отводится индивидуально-личностному отношению к изучаемым темам, эмоциональному восприятию исторического материала.

На уроках истории необходимо вместе с подрастающим поколением переживать и осмысливать все положительное, что было в прошлом. Именно благодаря патриотизму и героизму народов, России удавалось выходить из

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Постижение школьниками идеи любви к своей Родине, человечеству в целом, привитие общечеловеческих норм морали и нравственности выступает в качестве ключевого этапа формирования гражданственности, воспитания Гражданина Российской Федерации. Этого возможно достигнуть лишь в момент раскрытия идей патриотизма перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, способных пробудить в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за триумф правды, справедливости.

Для более полной реализации воспитательного потенциала в содержание урока отечественной истории необходимо включить комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература и музыка.

На уроках по формированию активной гражданской позиции обязательно нужно использовать и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Постижение идеи патриотизма школьниками, стремление к познанию нового о своей семье, о своей малой Родине, передаче накопленных знаний своим сверстникам и старшим товарищам, может быть сформировано посредством включения в учебный материал примеров из жизни родителей, горожан, событий из истории своего города. Привитие гражданственности, патриотизма, уважения к старшим, их судьбе может быть реализовано на конкретной исторической почве [2].

Это особенно актуально в наше время, так как многие люди потеряли ценностные ориентиры, утратили чувство любви к своей Родине. И это неудивительно, ведь со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие исторические факты. В этом виновны не только средства

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 массовой информации, ведь детям во время обучения в школе все меньше и меньше рассказывают о событиях Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны и т.д. Таковы разрабатываемые в настоящее время образовательные программы. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Список литературы:

1. Осипов Д., Алексеева М. Я. Роль уроков истории в патриотическом воспитании учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. - С. 79-81. - [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/56591.htm. - (дата обращения: 22.11.2016)

2. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / Мин-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции». - Авт./сост. Бондаренко Е.А., Петрова О.Г. -М.: АСТраст, 2009. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.