НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016
УДК 372.893
РОЛЬ УРОКОВ ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА
Иевлев Владимир Иванович, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Щигры Курской области», учитель истории и обществознания
e-mail [email protected]
Аннотация: в статье рассматривается одна из актуальных проблем современного образовательного процесса - формирование у школьников активной гражданской позиции, важнейшую роль в решении которой должны играть уроки истории.
Ключевые слова: урок истории, школьное образование, гражданская позиция.
THE ROLE OF HISTORY LESSONS IN ACTIVE CITIZENSHIP SCHOOLBOY
Ievlev Vladimir Ivanovich, MBOU "Secondary school number 4 city Shchigry Kursk Region", a history teacher and social science
e-mail [email protected]
Annotation: the article deals with one of the urgent problems of the modern educational process - the formation of students' active citizenship, an essential role in the decision of which must play the lessons of history.
Keywords: the lesson of history, schooling, citizenship.
Характерные для современной России процессы преобразования общественно-политических и социально-экономических отношений требуют
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 выполнения ряда значимых, не существовавших ранее задач, направленных на создание суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, которое на практике обеспечило бы совокупность конституциональных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Для того чтобы данные задачи были успешно решены, необходимо стимулировать глубокое осмысление населением событий, происходящих в жизни государства и общества, стремление иметь активную жизненную позицию и как можно чаще принимать участие в решении вопросов, требующих объединения усилий общественности и властных структур. Это порождает потребность в формировании у населения, прежде всего, у подрастающего поколения, от которого зависит будущее нашей страны, активной гражданской позиции, вбирающей в себя высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, ключевыми среди которых являются: патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Затрагиваемую проблему целесообразно рассматривать лишь в тесной взаимосвязи с мировыми реалиями, учитывая при этом социально-политические, духовные, военно-технические факторы, оказывающие воздействие на современную молодежь.
Обострение кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества стало причиной резкого спада заинтересованности в воспитании подрастающего поколения. И с этим необходимо бороться, ведь именно от молодых людей зависит будущее Российской Федерации. Одним из аспектов данной проблемы является деятельность, связанная с формированием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.
Данные социологических исследований [1] свидетельствуют об изменении в современном российском обществе отношения к таким незыблемым ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память к павшим за Родину, долг, честь, достоинство, знание
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 истории своего народа, готовность к самопожертвованию и др. Наблюдается смещение социально-нравственных ориентиров подавляющей части населения в сторону прагматизма и конъюнктуры с ярко выраженными проявлениями эгоистичного, антисоциального и антигуманного характера. Доказательством тому является безответственное отношение молодых людей к своим гражданским обязанностям, наблюдается проявление социальной незрелости и бездуховности, нетерпимости и даже агрессивности, одной из форм которой является прогрессирующая подростковая преступность.
Каждый из этапов исторического развития нашего государства отличается определенной степенью драматичности и напряженности. Уроки истории Отечества должны формировать в сознании обучающегося преемственность поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим. Повышению исторической грамотности способствует проведение уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, театрализованных, семинаров, лекций и др. При обучении старшеклассников необходимо использовать личностно-ориентированные технологии, которые предполагают отказ от авторитарной модальности в общении. При этом происходит формирование партнерских, доверительных отношений между учителем и учащимися, что оказывает влияние на уровень усвоения материала и воспитание в целом.
Патриотический уклон занятий базируется на систематическом осмыслении школьниками патриотических, нравственных идей, содержащихся в истории Отечества, на ее как победных, так и трагических страницах, несомненно, влияющих на формирование мировоззрения. Именно здесь ключевая роль отводится индивидуально-личностному отношению к изучаемым темам, эмоциональному восприятию исторического материала.
На уроках истории необходимо вместе с подрастающим поколением переживать и осмысливать все положительное, что было в прошлом. Именно благодаря патриотизму и героизму народов, России удавалось выходить из
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Постижение школьниками идеи любви к своей Родине, человечеству в целом, привитие общечеловеческих норм морали и нравственности выступает в качестве ключевого этапа формирования гражданственности, воспитания Гражданина Российской Федерации. Этого возможно достигнуть лишь в момент раскрытия идей патриотизма перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, способных пробудить в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за триумф правды, справедливости.
Для более полной реализации воспитательного потенциала в содержание урока отечественной истории необходимо включить комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература и музыка.
На уроках по формированию активной гражданской позиции обязательно нужно использовать и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Постижение идеи патриотизма школьниками, стремление к познанию нового о своей семье, о своей малой Родине, передаче накопленных знаний своим сверстникам и старшим товарищам, может быть сформировано посредством включения в учебный материал примеров из жизни родителей, горожан, событий из истории своего города. Привитие гражданственности, патриотизма, уважения к старшим, их судьбе может быть реализовано на конкретной исторической почве [2].
Это особенно актуально в наше время, так как многие люди потеряли ценностные ориентиры, утратили чувство любви к своей Родине. И это неудивительно, ведь со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие исторические факты. В этом виновны не только средства
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 массовой информации, ведь детям во время обучения в школе все меньше и меньше рассказывают о событиях Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны и т.д. Таковы разрабатываемые в настоящее время образовательные программы. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.
Список литературы:
1. Осипов Д., Алексеева М. Я. Роль уроков истории в патриотическом воспитании учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. - С. 79-81. - [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/56591.htm. - (дата обращения: 22.11.2016)
2. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / Мин-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции». - Авт./сост. Бондаренко Е.А., Петрова О.Г. -М.: АСТраст, 2009. - 240 с.