Научная статья на тему 'Роль управления закупками в деятельности торговой компании'

Роль управления закупками в деятельности торговой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1227
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитаева Л. М.

Статья посвящена исследованию роли закупочной деятельности в современном мире. Выделены основные аспекты закупок в функционировании торговой компании, а так же выявлены современные тенденции и подходы к управлению закупками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль управления закупками в деятельности торговой компании»

Список литературы:

1. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ 2000. -112 с.

2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. -304 с.: ил.

3. Ольве Н.-Г. Оценка эффективности деятельности компании: Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей / Н.-Г. Ольве, Ж. Рой, М. Веттер. - М.: Вильямс, 2004. - 306 с.

4. Ханова А.А., Григорьева И.О. Оценка качества логистического обслуживания грузового порта с использованием имитационного моделирования // Датчики и системы. - 2009. - № 5. - С. 11-15.

РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ

© Никитаева Л.М.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Статья посвящена исследованию роли закупочной деятельности в современном мире. Выделены основные аспекты закупок в функционировании торговой компании, а так же выявлены современные тенденции и подходы к управлению закупками.

Актуальность и значимость управления закупками стала особенно очевидной в мире, где поставки во многом определяют выживание организации и ее конкурентоспособность на рынке. Эффективность цепи поставок влияет не только на операционный и финансовый риск компании, но и на ее репутацию. Современные глобальные масштабы цепей поставок, их выход на мировой рынок налагают дополнительные обязательства на поставщиков, и это касается не только мониторинга экологических, социальных и политических аспектов и вопросов безопасности, но и влияния на эти стороны.

Поскольку технология и конкурентная среда в масштабах всего мира требуют инновационных подходов, функция закупок продолжает все время эволюционировать. Например, с тенденцией перехода на единственный источник поставок прежние представления, что множество источников повышают безопасность поставок, стали подвергаться критике. Результаты более тесных взаимоотношений и сотрудничества с поставщиками ставят под сомнение целесообразность традиционных коммерческих сделок, совершаемых

* Магистрант кафедры Менеджмента.

между представителями отдела закупок и поставщиком. Сейчас все больше внимания уделяется переговорам, а не установлению цен в условиях конкуренции, долгосрочные контракты заменяют приемы совершения краткосрочных покупок. Инструменты электронной коммерции позволяют получать быстрее и с меньшими затратами нужную информацию, причем не только связанную с трансакционной стороной поставок, но и необходимую для поддержки управленческих решений. Все эти тенденции - логический результат возросшего внимания к ценности и увеличению активности снабжения при взаимодействии с поставщиками, чтобы удовлетворить конкретные цели по поставкам, связанные с количеством, качеством, условиями доставки, ценой, обслуживанием и постоянным совершенствованием [4, с. 3].

Важно отметить, что каждая организация, государственная или частная, в той или иной степени зависит от материалов, товаров и услуг, поставляемых ей другими организациями. В этом отношении ни одна компания не самодостаточна в полной мере, поэтому управление поставками и закупками -один из ключевых бизнес-процессов на каждом предприятии. Почти в каждой компании служба поставок существует как часть общеорганизационной структуры. Поэтому одной из важнейших управленческих целей является достижение эффективного использования ресурсов и возможностей службы поставок, цепей и сетей поставок, чтобы добиться максимального вклада от поставок в достижение целей всей организации.

Необходимо отметить, что как за рубежом, так и в России не было сформировано единого подхода к изучению вопроса управления закупками. В развитых странах деятельность, связанная с обеспечением организации необходимой продукцией или услугами, носит название purchasing (или procurement), что обозначает закупки, снабжение.

Например, ученые Дейвид Клосс и Дональд Буаэрсокс считают, что снабженческая деятельность включает в себя организацию внешних поставок и закупки компонентов, материалов и / или готовой продукции, которые поступают от поставщиков на производственные или комплектующие предприятия, склады торговых или промышленных организаций. С этой точки зрения, если процесс приобретения происходит в производственной деятельности, то он именуется закупками. В случае если закупщиком выступает государство, то используется понятие снабжение. Термин покупки чаще всего употребляется в складском хозяйстве и розничной торговле. Зачастую снабженческую деятельность именуют как внутренняя логистика или логистика «на входе» [2, с. 188].

European Logistics Association, ELA (Европейская логистическая ассоциация) определяет снабжение как деятельность, которая обеспечивает доступность для пользователя материалов или услуг требуемого качества, количества, места и времени. В то время как управление закупками рассматриваются как функциональная деятельность, в процессе которой устанавливаются и развиваются источники снабжения, подготавливаются котировки,

устанавливаются цены и условия, размещаются заказы на закупку и обеспечивается соответствующая доставка [6].

В наиболее общем плане современное снабжение - это деятельность, объединяющая два функционала: управление закупками (Purchasing) и управление поставщиками (Supplier Management). Обобщая приведенные термины, можно дать определение снабжения в следующем виде: снабжение - это обеспечение организации требуемыми продуктами или услугами, включающее в себя все взаимосвязанные виды деятельности по управлению закупками и поставщиками, необходимые организации для выполнения корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов [2, с. 196].

То есть сфера деятельности, связанная со снабжением, значительно шире, чем просто приобретение товаров. Она также подразумевает все процессы и функции, которые способствуют непрерывности процесса обеспечения фирмы, как в тактическом, так и долгосрочном аспекте.

Управление закупочной деятельностью играет огромную роль не только для производственных предприятий, но также является одним из основополагающих элементов деятельности любой торговой организации. Для того, чтобы определить место снабжения в процессе функционирования торговой компании, рассмотрим особенности закупок и выявим их характерные черты.

Сегодня передовые компании, функционирующие на мировом рынке, осознают, что рациональное и эффективное управление закупками представляет собой значительный ресурс повышения конкурентоспособности конкретной компании и цепи поставок, что характеризует интегративную стадию эволюции закупочной деятельности. На этой стадии эволюции фокус профессионального развития закупок ориентирован на стратегические позиции корпоративного плана снабжения и измерение его эффективности по вкладу в результирующие показатели бизнеса компании [2, с. 254].

Закупки на торговом предприятии имеют много общего с закупками в производственных организациях. Однако существует ряд отличительных черт, которые делают закупки торговыми и производственными предприятиями различными.

Обычно закупщики в производственных организациях получают точную информацию о том, что купить и в каком количестве для производства той или иной продукции. Торговый закупщик сам определяет количество и вид закупаемых ресурсов на основе рыночного спроса или предыдущих показателях объемов продаж.

Производственное предприятие прежде чем совершить закупку сырья и материалов, анализирует себестоимость продукции и затраты на труд поставщика. В то время как торговая организация учитывает стоимость готовой продукции и стоимость транспортировки груза.

Производственные закупщики в соответствующих отраслях промышленности используют соглашения на основе принципа «точно в срок» как средст-

во увеличения прибыли на инвестированный капитал. Для торговых организаций принцип «точно в срок» является, как правило, неприемлемым. Оптимальный вариант в данном случае - это поставка на условиях консигнации, когда поставщик сохраняет право собственности на товар до тех пор, пока он не продан покупателю. Таким образом, поставщик получает оплату только после того, как товар продан. Подобная схема помогает торговому предприятию приобрести новые виды товара, не инвестируя при этом в запасы [3, с. 483].

Существует еще ряд специфических особенностей, присущих закупочной деятельности торговых организаций.

Для торговых предприятий закупки играют первостепенную роль, так как прослеживается тесная взаимосвязь снабжения и продаж - «правильно купленный товар наполовину продан». Если в промышленной организации практически всегда известно, что необходимо приобрести, чтобы произвести ту или иную продукцию, то закупки для торговой организации связаны со значительной долей риска и неопределенности. Менеджер по закупкам торговой компании должен на основе тенденций рынка и запросов подразделения продаж выявить и обосновать необходимость в приобретении снабженческих товаров.

Подобно покупкам на производстве закупки в торговле могут быть централизованными и децентрализованными. Первые имеют отношение к оптовой торговле и независимым розничным торговцам, последние - к розничным магазинам одной сети или корпоративным обществам [3, с. 485].

Постоянный рост потребительских ожиданий - следствие концепции интеграции цепей поставок на торговых предприятиях. Высокий уровень конкуренции и постоянно изменяющиеся запросы потребителей стали лейтмотивом для повышенного внимания торговых организаций к двум ключевым показателям эффективности сети поставок: уровня запасов и общих издержках [5, с. 171].

Основная цель закупки товаров - купить ту продукцию, которая будет востребована покупателями, то есть будет хорошо продаваться, и принесет компании желаемые оборот и прибыль [1, с. 19].

Важно отметить, что в торговой организации процесс планирования закупок осуществляется одновременно с планированием продаж, что в дальнейшем может стать конкурентным преимуществом компании. Эффективное взаимодействие различных подразделений предприятия в ходе управления снабжением является залогом прибыльности и возможности занять устойчивое положение на рынке в долгосрочной перспективе.

Основной задачей управления закупками является выгодное приобретение продукции с целью удовлетворения рыночного спроса потребителей. А так как предназначение торговых предприятий состоит в том, чтобы предугадать тенденции рынка и реализовать товар, соответствующий ожиданиям и потребностям потребителей, то роль закупок становится приоритетной.

Управление закупками торговой организации базируется на маркетинговом исследовании рынка, с помощью которого подразделение закупок получает актуальную и необходимую информацию о потребительском спросе, уровне цен на рынке, возможных регионах и каналах сбыта продукции.

Для того, чтобы торговая компания эффективно функционировала, необходимо планировать не только процессы сбыта и реализации продукции, но так же и закупочную деятельность.

Прежде чем принять решение о закупке того или иного вида продукции, торговая компания должна исследовать рынок, так как от того насколько правильным будет решение о покупке зависит не только показатели сбыта, но и эффективность функционирования всего предприятия в целом.

Говоря о закупочной деятельности торговой компании, невозможно избежать особенности поставщиков и стратегии работы с ними, так как политику закупок определяет не только решение организации работать с определенным ассортиментом товаров, но общая ситуация на рынке, которая складывается под влиянием компаний, поставляющих продукцию.

К особенностям закупочной деятельности торговой компании так же необходимо отнести пристальное внимание к характеристикам поставщика. Если производственная компания часто выбирает поставщиков исходя из соотношения цена-качество закупаемых ресурсов - сырья и материалов, то торговая компания так же руководствуется и другими критериями - статусом поставщика, его долей на рынке и его характерными особенностями.

Таким образом, можно сделать вывод, что закупочная деятельность играет первостепенную роль в деятельности торговой компании, так как при ее интеграции с другими функциональными процессами, является решающим факторов, определяющим конкурентоспособность организации на рынке и, соответственно, ее эффективность.

Список литературы:

1. Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. - СПб.: Питер, 2012. - 432 с.

2. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: учебник. - М.: Эксмо, 2011. - 944 с.

3. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: Пер. с 6-го англ. изд. - М.: Инфра-М, 2011. - 798 с.

4. Линдерс М.Р., Джонсон П.Ф., Флинн А.Е., Фирон Г.Е. Управление закупками и поставками: 13-е изд., пер с англ. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 751 с.

5. Сергеев В.И., Эльяшевич И.П. Логистика снабжения: учебник. - М.: Рид Групп, 2011. - 416 с.

6. European Logistics Association (ELA) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elalog.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.