Научная статья на тему 'Роль университетов в развитии российско-испанского культурного сотрудничества на современном этапе'

Роль университетов в развитии российско-испанского культурного сотрудничества на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАУЧНЫ ОБМЕН / КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CULTURAL COOPERATION / SCIENTIFIC EXCHANGE / CULTURAL EXCHANGE / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова К.А.

В статье рассматривается роль университетов в развитии двухсторонних отношений России и Испании. В работе представлен анализ иностранных студентов, обучающихся в России и Испании, рассмотрена система привлечения зарубежных студентов в Испании и России. Изучены и представлены в качестве примера различные форматы сотрудничества в образовательной сфере, например, международный форум ВУЗов. В качестве развития системы привлечения зарубежных студентов обе страны демонстрируют свою заинтересованность и подтверждают это нормативной правовой основой, а так же уже существующими форматами, например программа ERASMUS, которая сегодня является наиболее популярной и узнаваемой во многих странах мира. В современном мире особо важно уделять внимание научному и культурному обмену, привлечению к этой сфере молодежи, для этого Россия и Испания в рамках своих программ предоставляет возможность в получении грантов и оплачиваемых стипендий. В статье отражена роль и влияние научного и культурного обмена в рамках сотрудничества университетов на внешнюю политику государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF UNIVERSITIES IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-SPANISH CULTURAL COOPERATION AT THE PRESENT STAGE

The article discusses the role of universities in the development of bilateral relations between Russia and Spain. The paper presents an analysis of foreign students studying in Russia and Spain, considers the system of attracting foreign students in Spain and Russia. Various formats of cooperation in the educational field, for example, an international forum of universities, have been studied and presented as an example. As a development of the system of attracting foreign students, both countries demonstrate their interest and confirm this with the regulatory legal framework, as well as with existing formats, for example, the ERASMUS program, which today is the most popular and recognizable in many countries of the world. In the modern world, it is especially important to pay attention to scientific and cultural exchanges, attracting young people to this field, for this Russia and Spain, as part of their programs, provide an opportunity to receive grants and funeral scholarships. The article reflects the role and influence of scientific and cultural exchange in the framework of university cooperation on the foreign policy of states.

Текст научной работы на тему «Роль университетов в развитии российско-испанского культурного сотрудничества на современном этапе»

Роль университетов в развитии российско-испанского культурного сотрудничества на

современном этапе

The role of universities in the development of Russian-Spanish cultural cooperation at the

present stage

Новикова К.А.

Студент 2курса,

ф-т международного регионоведения и регионального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

РФ, г.Москва e-mail: crist. novikova2014@yandex.ru

Novikova K.

2rd year student,

faculty of international regional studies and regional management, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Russia, Moscow e-mail: crist.novikova2014@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматривается роль университетов в развитии двухсторонних отношений России и Испании.

В работе представлен анализ иностранных студентов, обучающихся в России и Испании, рассмотрена система привлечения зарубежных студентов в Испании и России. Изучены и представлены в качестве примера различные форматы сотрудничества в образовательной сфере, например, международный форум ВУЗов. В качестве развития системы привлечения зарубежных студентов обе страны демонстрируют свою заинтересованность и подтверждают это нормативной правовой основой, а так же уже существующими форматами, например программа ERASMUS, которая сегодня является наиболее популярной и узнаваемой во многих странах мира. В современном мире особо важно уделять внимание научному и культурному обмену, привлечению к этой сфере молодежи, для этого Россия и Испания в рамках своих программ предоставляет возможность в получении грантов и оплачиваемых стипендий. В статье отражена роль и влияние научного и культурного обмена в рамках сотрудничества университетов на внешнюю политику государств.

Annotation.

The article discusses the role of universities in the development of bilateral relations between Russia and Spain.

The paper presents an analysis of foreign students studying in Russia and Spain, considers the system of attracting foreign students in Spain and Russia. Various formats of cooperation in the educational field, for example, an international forum of universities, have been studied and presented as an example. As a development of the system of attracting foreign students, both countries demonstrate their interest and confirm this with the regulatory legal framework, as well as with existing formats, for example, the ERASMUS program, which today is the most popular and recognizable in many countries of the world. In the modern world, it is especially important to pay attention to scientific and cultural exchanges, attracting young people to this field, for this Russia and Spain, as part of their programs, provide an opportunity to receive grants and funeral scholarships. The article reflects the role and influence of scientific and cultural exchange in the framework of university cooperation on the foreign policy of states.

Ключевые слова: культурное сотрудничество, научны обмен, культурный обмен, международное сотрудничество.

Key words: cultural cooperation, scientific exchange, cultural exchange, international cooperation..

Изучение иностранного языка формирует у человека не только представление о других народах, их жизни и менталитете, но и помогает увидеть реальную картину мира. В данном случае важно обеспечить возможность осмыслить особенности культуры для граждан страны-партнера.

В гармонизации глобального научно-образовательного, технологического и гуманитарного пространства в эпоху больших вызовов играют роль образовательные учреждения, в частности ВУЗы.

Сотрудничество в образовательной сфере укрепляет политические, социальные связи между странами. Засчет культурного и научного обмена повышается уровень грамотности, осведомленности и образованности населения.

В октябре 2019 года в Испании в Университете Севильи прошел IV форум ректоров и президентов университетов России, Испании и многих других. На форуме обсуждались актуальные вопросы развития образования и науки. Делегацию от Российской Федерации возглавил ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В.А.Садовничий. Форум завершился совместным соглашением для России и Испании. Такие мероприятия говорят о заинтересованности в научном диалоге, который, в свою очередь, приводит к увеличению количества совместных магистерских программ, росту численности обучающихся из стран-партнеров, расширению горизонтов научного сотрудничества.

Так, анализируя приток иностранных студентов в Испанию, можно отметить, что получение образования в Испании стало набирать популярность, и можно заметить, как все больше студентов стремятся приехать в эту страну. Привлекательной Испанию делает множество факторов: сочетание сильных академических традиций и динамичных учебных программ, адаптированных к современным реалиям, доступные цены на образование, возможность получить диплом, который признается всеми странами Европейского союза, Латинской Америки и России. Кроме того, многоступенчатая система образования Испании учитывает потребности людей разного возраста, финансового положения, общественного статуса. Согласно Ежегоднику Института Сервантеса 2017, на испанском языке сегодня говорят 572,6 миллиона человек во всем мире (7,8% населения).

В соответствии с индексом уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как совокупность индексов грамотности взрослого населения и общей доли учащихся, Россия занимает в нем 33 место с индексом 0.832, а Испания - 36 из 189 с индексом 0,824(где 1 - максимальное значение). Согласно информации ПРООН индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населением по двум основным показателям:

1. Индекс грамотности взрослого населения.

2. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования .

За 2016-2017 гг. в Испанских ВУЗах обучалось 2 215 студентов из России.однако в России эта цифра

намного меньше, и количество иностранных студентов из Западной Европы составляет 2 % .

Можно сказать, что в Испании активно развивается система привлечения иностранных студентов. Гранты или стипендии для студентов в Европе бывают разные, но суть их сводится к одному - они являются финансовой помощью для оплаты обучения. Достойные получить такую помощь, как правило, определяются на конкурсной основе. Победителям могут оплатить как все расходы (обучение, аренда жилья, питание, мед страховку, студенческую визу, дорогу), так и только их часть (например, обучение). Разница между грантом и стипендией в том, что стипендию, как правило, выплачивают ежемесячно, а не сразу всю сумму.

Испания применяет следующие меры для привлечения иностранных студентов:

ERASMUS + - это программа ЕС в области образования, подготовки кадров, молодежи и спорта на период 2014-2020 гг. Последний опубликованный отчет по программе ERASMUS представлен за 2017 год. Согласно опубликованным данным, в 2017 году общая сумма грантов в Испании составляет 151,61 млн. евро.

ТОП-3 ВУЗов, отправляющих на обучение по программе, согласно отчету ERASMUS+ 2017 IN NUMBERS:

1. университет Гранады

2. университет Валенсии

3. Мадридский университет Комплутенсе

Программа Erasmus+ управляется Европейской комиссией (исполнительным органом ЕС), исполнительным Агентством по образованию, аудиовизуальным технологиям и культуре (EACEA), рядом

национальных агентств в странах осуществления программ и рядом национальных офисов в некоторых странах-партнерах. Подать заявки можно в режиме онлайн в национальное агентство в соответствующей стране, через Сайт Erasmus+ forms или в Исполнительное Агентство по образованию, аудиовизуальным технологиям и культуре.

В программном гиде Erasmus представлены конкретные меры, направленные на достижение программных целей в области образования и профессиональной подготовки. К числу таких действий относятся:

• Проекты мобильности для обучающихся и персонала в сфере высшего и профессионального образования и обучения (ПОО);

• Проекты мобильности для персонала в области школьного образования и образования для взрослых;

• Erasmus Mundus Joint Master Degrees;

• Эразмус + Мастер Кредиты;

• развитие стратегических партнерств;

• Альянсы Знаний - Европейские Университеты;

• Отраслевые Альянсы Навыков;

• Укрепление потенциала в области высшего образования.

Стипендия университета Pompeu Fabra- Executive MBA предназначен для выпускников высших учебных заведений, которые имеют 5-летний опыт работы и желают повысить свою профессиональную карьеру.

Условия: Участники, не владеющие испанским языком в качестве одного из своих родных языков или не владевшие им в качестве языка в своих учебных заведениях, должны подтвердить владение как минимум одним уровнем В2 испанского языка (общеевропейские базовые рамки), а также свободно преодолевать, в случае необходимости, личное интервью с академическим руководством.

Стипендия в бизнес-школе EADA в Барселоне - EADA предлагает два вида стипендий: стипендии за высокую успеваемость и специальные стипендии для жителей центральной Европы (России в том числе). Первая стипендия покрывает 50% от стоимости обучения, вторая - только 25%. Дедлайны разнятся в зависимости от уровня обучения. Для получения стипендии кандидат должен предъявить мотивационное письмо и рекомендации, а для получения стипендии за высокую успеваемость нужен ещё и сертификат о сдаче GMAT минимум на 700 баллов.

Доступные специализации: "Финансы и бухгалтерия", "Менеджмент", "Маркетинг", "Туризм". Прежде чем подавать заявку на стипендию, нужно поступить в EADA и заплатить 25% от стоимости программы обучения.

В рамках Министерства иностранных дел и международного сотрудничества и Испанского агентства международного сотрудничества предоставляются стипендии программы MAEC-AECI (Programas de Becas MAEC-AECI). Эти стипендии предназначены только для тех иностранцев, которые уже поступили на программы различных циклов образования в испанские вузы. Информация об этих программах размешается на сайте www.becasmae.es .Подача заявки на стипендию осуществляется на сайте (обычно с середины октября до 31 декабря). Кандидат, используя свое имя пользователя и пароль, может составить заявку на обучение на следующий год, затем добавлять информацию в свою заявку и/или вносить необходимые изменения. С представителями MAEC-AECI можно связаться только по электронной почте. После получения уведомления о присуждении стипендии кандидат должен подтвердить свои заслуги, предоставив необходимые документы в посольство Испании.

Понимая необходимость укрепления позиций России на международном рынке образовательных услуг, государство в последние годы принимало ряд важных мер, направленных на повышение привлекательности обучения иностранцев в России. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 года» отмечалась необходимость создания условий для привлечения в Россию иностранных студентов, и что эта задача является приоритетной. Согласно Концепции, к 2020 году доля иностранных граждан должна достигать 5 % в общем контингенте учащихся ВУЗов.

В 2018 году Россия вошла в шестерку стран, которые наиболее привлекательны для иностранных студентов, с долей иностранных студентов в 5%. В планах, к 2025 году число иностранных студентов в вузах и учреждениях среднего профессионального образования на очном отделении должно вырасти до 710 тысяч человек.

В настоящее время государственные меры по созданию благоприятных условий для привлечения, отбора и обучения иностранных граждан в системе российского высшего образования направлены на формирование благоприятной среды в отношении иностранных студентов, создание рабочих механизмов для приема абитуриентов в ВУЗы, создание критериев и механизмов отбора иностранных кандидатов на обучение.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» 2018 -2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. № 1642, одним из проектов программы является развитие отдельных мероприятий приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» .

Согласно проекту, количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования в 2019 году составило 310.000 человек, а по государственным стипендиям 15.000 человек. По данным проекта в 2020 году обучающихся среднего и высшего образования составляет 310.000 человек, что заметно больше в сравнении с 2019 годом. По государственным стипендиям в 2020 году, как и в 2019.

Так же, в цели программы входит проведение мероприятий по совершенствованию условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах. В рамках таких мероприятий входит проведение в странах дальнего зарубежья комплексных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, популяризацию в мире российской науки, культуры и образования.

10 мая 2019 года было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации № 915-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о взаимном признании образования, квалификации и ученых степеней» (далее - распоряжение).

Согласно распоряжению, образование, полученное в России и Испании, будет легче признаваться в обеих странах. Студенты, получившие высшее образование в России или Испании, могут продолжить образование в магистратуре России или Испании соответственно, дипломы признаются сторонами сопоставимыми.

Меры развития образовательной среды в обеих странах достаточно интенсивны и разнообразны в своих направлениях. Формы диалога, охватывающие большую аудиторию, осуществляют работу на разных уровнях. Программы и проекты в России и Испании поддерживаются на государственном уровне, подкрепляются нормативно правовой основой, которая, в свою очередь служит гарантом долгосрочного сотрудничества в культурной сфере.

Наряду с такими традиционными акторами культурного сотрудничества России и Испании, на современном этапе играют важную роль культурные центры и общественные организации.

Культурные центры являются более удобной практической базой культурного обмена для государств и показывают тенденции институционализации международного сотрудничества.

Центры имеют особую организацию, которые позволяют последовательно осуществлять организацию внешней культурной политики.

Среди преимуществ культурных центров можно выделить их значение, как действенный способ влияния на общественное мнение, организации самостоятельно устанавливают цели и задачи, и соответственно деятельность.

Но культурные центры ведут свою деятельность не только в отношении внешней политики, одной из функций также является вовлечение людей в осмысление окружающей действительности с целью формирования межкультурной компетентности и толерантного мышления, а также освоения культурного наследия других стран.

Примеры культурных центров находят свое начало с конца XIX по начало XX века, такие как Французский альянс, Британский совет, Гте-институт. Испанию представляет институт Сервантеса.

Институт Сервантеса служит примером современного культурного центра. Для России институт служит формой культурного сотрудничества, объединяющая разные направления гуманитарного взаимодействия. Учреждение было основано в 1991 году в Испании в Мадриде, инициатором было Министерство иностранных дел, с целью обучения испанского языка и распространения испанской культуры.

Большую роль в обеспечении работы центра осуществляет попечительский совет, а его председателем является король Испании. В настоящее время институт Сервантеса это важный инструмент реализации внешней культурной политики Испании, на его реализацию государство тратит более 60% от всех ассигнований, которые выделяются Министерством иностранных дел Испании.

Институт Сервантеса является некоммерческой организацией, а значит, что получение прибыли не является его основной задачей.

В основе деятельности центра лежит интеграционный подход. Включает в себя объединение испанских, латиноамериканских, языковых и культурных традиций, которые являются единым миром, но каждый индивидуальный и особенный.

В России центр открыт в Москве и Санкт-Петербурге. Институт Сервантеса достаточно узнаваемая организация в Москве. Его программы пользуются популярностью у преподавателей испанского языка, кто хочет изучить язык, и просто у любителей испанской культуры. В начале 90-х годов ХХ в., несмотря на значительный интерес в России к развитию культурных контактов с зарубежными странами, на высшем уровне лишь велись дискуссии о статусе испанского культурного центра. Только в 1994 г. было подписано Соглашение в области культуры и образования, в котором указывалось, что «стороны будут оказывать помощь в осуществлении деятельности Российского центра науки и культуры в Мадриде и соответственно центра Института Сервантеса в Москве и (или) другом городе РФ.

Российский филиал не перестает расти, и поэтому растет и интерес к испанскому языку. Культурный центр Сервантеса проводил год Испании в России. Так, проводились мероприятия, которые привлекали россиян к испанской культуре.

Подводя итог, следует отметить, что интерес к испанской культуре и наоборот, к русской появился еще до предпринятия государствами особенных мер. Но развитие системы культурного образовательного обмена способствовало расширению зоны влияния, и впоследствии охватило страны полностью. Сегодня существуют специальные программы по привлечению иностранных студентов в Испанию и Россию на государственном уровне. Это показывает значимость данных мероприятии для внешней культурной политике и международного сотрудничества в целом.

Ведется официальный подсчет обучающихся в странах, осуществляются культурные обмены на основе

обровательных программ (например, Erasmus).

Проводятся встречи ректоров университетов, которые сотрудничают, и таких с каждым годом становится все

больше.

Нами рассмотрена роль культурных центров, один из которых Институт Сервантеса, стал самым узнаваемым и популярным в России.

Страны по-прежнему заключают двухсторонние договоры по поводу сотрудничества университетов, а статистика подтверждает актуальность и значимость культурного сотрудничества для стран.

Список используемой литературы:

1. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований URL: https ://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/Ф07 .pdf (режим доступа 12.02.2020)

2. Доклад «Факты и цифры испанской университетской системы 2018-2019» Официальный сайт министерства образования Испании/ https://www.educacionyfp.gob.es/dam/jcr:2af709c9-9532-414e-9bad-c390d32998d4/datos-y-cifras-sue-2018-19.pdf (режим доступа 12.02.2020)

3. Ежегодник Института Сервантеса 2017. URL: https://www.cervantes.es (режим доступа 12.02.2020)

4. Испанский журнал EL Mundo / Рейтинг ВУЗов Испании https://www.elmundo.es/ (режим доступа: 20.02.2020)

5. Отчет о количестве иностранцев в испанской университетской системе. 2016-2017\ Официальный сайт министерства образования Испании гг.\ www.educacionyfp.gob.es (режим доступа: 20.02.2020)

6. Официальный сайт программы Erasmus+ Электрон. Дан.- Режим доступа: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/about/statistics_en (режим доступа: 15.12.2019).

7. Официальный сайт Министерства науки и образования Российской Федерации URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/gosprogramm/ (режим доступа: 20.02.2020)

8. Отчет о количестве иностранцев в испанской университетской системе. 2016-2017 гг. URL: www.educacionyfp.gob.es (режим доступа: 28.02.2020)

9. Официальный сайт министерства образования Испании Электрон. Дан.- Режим доступа: http://www.mecd.gob.es (режим доступа: 11.12.2019)

10. Официальный сайт Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. URL: https://www.msu.ru (режим доступа: 28.02.2020)

11. Постановление (ЕС) № 1288/2013 Европейского парламента и совета от 11 декабря 2013 г. Об учреждении " Erasmus+": программа Союза в области образования, подготовки кадров, молодежи и спорта. URL: http://eur-lex.europa.eu (режим доступа: 28.02.2020)

12. Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) / United Nations Development Programme (UNDP). Рейтинг уровня образования в странах мира URL: https://gtmarket.ru/ (режим доступа: 28.02.2020)

13. Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) / United Nations Development Programme (UNDP) / Гуманитарный портал / https://gtmarket.ru (режим доступа: 02.03.2020)

14. Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) / United Nations Development Programme (UNDP). Рейтинг уровня образования в странах мира https://gtmarket.ru/ (режим доступа: 02.03.2020)

15. Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) / United Nations Development Programme (UNDP). Рейтинг лучших университетов мира https://gtmarket.ru/ (режим доступа: 02.03.2020)

16. Программный Гид Erasmus+ URL: ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/programme-guide (режим доступа: 02.03.2020)

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.05.2019 г. № 915-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней». URL: http://government.ru (режим доступа: 02.03.2020)

18. Справочник Института Сервантеса. URL: https://www.cervantes.es (режим доступа: 16.03.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Стипендия в бизнес-школе EADA в Барселоне URL: https://www.eada.edu/en/programmes/mba (режим доступа: 16.03.2020)

20. Стипендии и пособия Министерства образования, культуры и спорта Испании URL: https://www.educacionyfp.gob.es (режим доступа: 16.03.2020)

21. Стипендии программы MAEC-AECI (Programas de Becas MAEC-AECI) URL: www.becasmae.es (режим доступа: 16.03.2020)

22. Стипендия университета Pompeu Fabra https://www.bsm.upf.edu/es (режим доступа: 16.03.2020)

23. Стипендия в бизнес-школе EADA в Барселоне https://www.eada.edu/en/programmes/mba(режим доступа: 16.03.2020)

24. Стипендии и пособия Министерства образования, культуры и спорта Испании

https://www.educacionyfp.gob.es/servicios-al-ciudadano/becas-ayudas.html (режим доступа: 16.03.2020)

25. Стипендия университета Pompeu Fabra URL: https://www.bsm.upf.edu/es (режим доступа: 09.03.2020)

26. Статистический ежегодник. Цифры образования в Испании/ Официальный сайт министерства образования Испании/ https://www.educacionyfp.gob.es (режим доступа: 09.03.2020)

27. Шанхайский рейтинг ВУЗов www.educationindex.ru (режим доступа: 09.12.2019)

28. ERASMUS+ 2017 IN NUMBERS URL: www.erasmusplus.gob.es (режим доступа: 09.03.2020)

29. ICEF Monitor- аналитика рынка для международного набора студентов https://monitor.icef.com (режим доступа: 09.03.2020)

30. Study Barcelona Электрон. Дан.- Режим доступа: https://studybarcelona.su(режим доступа: 11.12.2019). (режим доступа: 09.03.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.