Научная статья на тему 'РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ: ПУТЬ К РАЦИОНАЛЬНОМУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ СПРОСУ И ОТВЕТСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ'

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ: ПУТЬ К РАЦИОНАЛЬНОМУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ СПРОСУ И ОТВЕТСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева М.Ф., Гузенко Н.В.

В статье исследуется роль и формат участия университетов в экологическом воспитании молодежи. Делается вывод о необходимости вовлечения в указанный процесс не только студентов, но и дошкольников и школьников во взаимодействии с индустриальными партнерами и вузами в регионе. Авторы считают, что это позволит сформировать ответственную модель потребления, и будет способствовать ориентации товаропроизводителей на проявившиеся социальные и экологические запросы потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF UNIVERSITIES IN ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE: THE WAY TO RATIONAL CONSUMER DEMAND AND RESPONSIBLE BEHAVIOR OF COMMODITY PRODUCERS

Article examines the role and format of university participation in environmental education of young people. It is concluded that it is necessary to involve not only students, but also preschoolers and schoolchildren in this process in cooperation with industrial partners and universities in region. Authors believe that this will make it possible to form a responsible model of consumption, which will contribute to the orientation of commodity producers to the manifested social and environmental needs of consumers.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ: ПУТЬ К РАЦИОНАЛЬНОМУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ СПРОСУ И ОТВЕТСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

природной среды и создать благоприятные условия для формирования и развития экологически устойчивых агромелиоративных ландшафтов.

Библиографический список

1. Воеводина, Л. А., Воеводин, О. В. Опыт государственно-частного взаимодействия в водохозяйственной отрасли США: перспектива применения для мелиоративных парков в РФ // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации. — 2020. — № 2. — С. 196-221.

2. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. Т. 3: Число объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. Земельные ресурсы и их использование. — Ростов н/Д : Ростовстат, 2018.

3. Мелиоративный комплекс Российской Федерации. — М., 2020.

4. Чешев, А. С., Алексеева, Л. А. Инновационные и консалтинговые параметры эколого-экономического обоснования использования мелиоративных территорий // Вестник РГЭУ (РИНХ). — 2008. — № 1-3. — Т. 6. — С. 101-106.

5. На Дону расширят площади мелиорируемых земель [Электронный ресурс]. — URL: http://www.donland.ru.

6. Поляков, В. В. Оценка уровня де-каплинга в агропроизводственной сфере Ростовской области в контексте использования земельных и водных ресурсов // Экономика и экология территориальных образований. — 2021. — № 2. — С. 6-11.

Bibliographic list

1. Voеvodina, L. A., Voеvodina, O. V. Experience of public-private interaction in US water industry: prospect of application for reclamation parks in Russian Federation // Scientific journal of Russian Research Institute of Reclamation Problems. — 2020. — № 2. — P. 196-221.

2. Results of 2016 All-Russian Agricultural Census. Vol. 3: Number of objects of All-Russian Agricultural Census of 2016. Land resources and their use. — Rostov-on-Don : Rostovstat, 2018.

3. Land reclamation complex of Russian Federation. — M., 2020.

4. Cheshev, A. S., Alekseev, L. A. Innovative and consalting parameters of environmental and economic justification for the use of land reclamation territories // Vestnik of RSUE (RINH). — 2008. — № 1-3. — Vol. 6. — P. 101-106.

5. On the Don will expand the area of melirated lands [Electronic resource]. — URL: http://www.donland.ru.

6. Polyakov, V. V. Assessment of level of decapling in agro-industrial sphere of Rostov region in context of the use of land and water resources // Economics and ecology of territorial formations. — 2021. — № 2. — P. 6-11.

М. Ф. Афанасьева, Н. В. Гузенко

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ: ПУТЬ К РАЦИОНАЛЬНОМУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ СПРОСУ И ОТВЕТСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье исследуется роль и формат участия университетов в экологическом воспитании молодежи. Делается вывод о необходимости вовлечения в указанный процесс не только студентов, но и дошкольников и школьников во взаимодействии с индустри-

альными партнерами и вузами в регионе. Авторы считают, что это позволит сформировать ответственную модель потребления, и будет способствовать ориентации товаропроизводителей на проявившиеся социальные и экологические запросы потребителей.

Ключевые слова

Университеты, социально ответственная концепция, экологическое воспитание, рациональное потребление.

M. F. Afanasyeva, N. V. Guzenko

ROLE OF UNIVERSITIES IN ENVIRONMENTAL EDUCATION

OF YOUNG PEOPLE: THE WAY TO RATIONAL CONSUMER DEMAND AND RESPONSIBLE BEHAVIOR OF COMMODITY PRODUCERS

Annotation

Article examines the role and format of university participation in environmental education of young people. It is concluded that it is necessary to involve not only students, but also preschoolers and schoolchildren in this process in cooperation with industrial partners and universities in region. Authors believe that this will make it possible to form a responsible model of consumption, which will contribute to the orientation of commodity producers to the manifested social and environmental needs of consumers.

Keywords

Universities, socially responsible concept, environmental education, rational consumption.

Введение

В современной действительности в обществе с формальной точки зрения присутствует осознание необходимости рационального потребления, экономии и вторичного использования ресурсов, развития зеленой составляющей в экономике, однако на практике далеко не все потребители готовы сокращать свое потребление, рационализировать его, равно как и не все товаропроизводители согласны с дополнительными расходами на применение дополнительных технологий очистки, рециклинга отходов и т. д. Вместе с тем сложившаяся парадигма устойчивого развития практически не оставляет выбора, какой-либо иной альтернативы современному социуму, кроме как рационализировать свое потребление, сократить вредные выбросы, антропогенную нагрузку на ландшафт. Это отражено к концепции устойчивого развития [8]. Данные обстоятельства предполагают внедрение дополни-

тельных экономических стандартов, требований к производителям, в том числе в сегменте традиционных энергоносителей, а также плавный переход к зеленой энергетике и промышленности к 2050 г. в европейских странах и к 2060 г. в России [6]. Цели устойчивого развития прослеживаются в официальных документах, определяющих контур будущего для российской экономики и общества [7].

Тем не менее успешное внедрение необходимых инициатив, преодоление формализма в восприятии населением вопросов рационального потребления и снижения нагрузки на окружающую среду, готовность предприятий нести дополнительные расходы на ответственную хозяйственную деятельность предполагают готовность общества к таким изменениям и побуждение бизнеса к такой зеленой трансформации. Априорно считаем, что в данном вопросе по сути развития влияния социально-этического маркетинга, зеленого самосознания, осознанного выбора населением большая

роль принадлежит университетам, которые вовлечены во взаимодействие с молодежью, со студентами, а также участвуют в проектной деятельности с индустриальными партнерами. По этой причине актуально определить роль университетов в нацеленности общества (в лице передовой молодежи) на рациональное потребление, принятие целевых установок устойчивого развития и, как следствие, выбор ответственных товаропроизводителей в качестве поставщиков товаров и услуг.

Материалы и методы

В исследовании роли университетов в экологическом воспитании молодежи как варианте формирования рационального потребительского и ответственного со стороны товаропроизводителей поведения нами анализируются точки зрения ученых, представленные в профильной научной литературе, цели концепции устойчивого развития, установки официальных документов по социально-экономическому развитию регионов России. Используются методы научного поиска, сопоставления, анализа и синтеза исследовательских данных.

Обсуждение

Характеризуя готовность современного общества в России к потреблению экологически чистых товаров и услуг, ряд исследователей применительно к индустрии гостеприимства отмечают, что потребители, преимущественно, воспринимают термин «зеленый» или «экологически чистый» в качестве атрибута премиальности [1, 2, 9]. То есть они не выражают готовности сокращать свое потребление, рационализировать его, тогда как ряд, например, европейских потребителей такую нацеленность демонстрируют. Согласны, что такая проблема сегодня действительно существует, и она нуждается в коррекции.

Исследователь Г. Мальцева отмечает, что университеты имеют большое

значение при формировании общественного мнения, в особенности в молодежной среде, и, следовательно, их можно вовлекать при построении ответственного экологического мышления у молодежи [4].

В. Ларионов, Н. Зубарева и соавторы полагают, что целесообразно сотрудничество университетов с представителями определенных отраслей и сфер региональной экономики в рамках кластерных образований, где будет возможность формирования положительного общественного мнения к зеленым инициативам и внедрения их в бизнес [3]. Полагаем, что необходимым является уточнение непосредственного участия университетов в данном процессе.

Результаты

Миссия современного университета выходит за рамки обучения и вовлечения молодежи (студентов) в научно-исследовательскую деятельность. Сегодня университеты представляют собой эпицентр проектирования будущего региональной экономики, что предполагает активное сотрудничество с органами власти в части разработки, внедрения и мониторинга стратегий социально-экономического развития, а также работы с индустриальными партнерами, реализующими практические решения по выбранным рубежам положительной трансформации. В данном случае роль и нацеленность региональной социально-экономической системы на установки устойчивого развития в зависимости от деятельности университетов в регионе может вполне отчетливо прослеживаться. Так, например, такой исследователь, как Т. Романишина, предлагает, при измерении роли университетов в данном направлении преобразований региональной экономики, рассчитывать количество инициированных и проводимых вузами социальных и экологических проектов, количество вовлеченных в эту деятельность обучающихся и сотрудников [5]. Такая точка

зрения представляется нам обоснованной.

Тем не менее, считаем, что для кардинального изменения общественных настроений и понимания значимости осознанного выбора, рационализации потребления в рамках маркетинговой социально-ориентированной миссии университетам, в том числе в плане ведения ими профориентационной работы с учащимися школ и даже дошкольных учреждений, целесообразно заниматься экологическим воспитанием.

Работа с экологическим воспитанием студентов и создание на базе вузов центров зеленых инициатив также является необходимой, однако сознание дошкольников и школьников гораздо более гибкое, а формируемые с детства стереотипы поведения в обществе, включая потребление, являются самыми стойкими. Постоянный контакт с молодым (помимо студенческого, детским) населением позволит изменить ситуацию с восприятием зеленых товаров и услуг как премиальных и как раз создаст условия для внедрения модели рационального потребления и даже самоограничения, готовности нести дополнительные расходы за сохранение ресурсов, будущего ландшафта.

Потребители, осознающие ответственность за свою модель жизнедеятельности и потребления, будут повсеместно предъявлять подобные требования к товаропроизводителям в отношении самого процесса производства, доставки, используемых ресурсов, упаковки и т. д., что будет приближать переход бизнеса на зеленый вариант ведения хозяйственных операций.

Роль университетов в данном вопросе, на наш взгляд, прослеживается также в том, что они выступают «точкой контакта» между молодежью (детьми и студентами) и бизнесом, производством в регионе. Молодежь, в свою очередь, является и будущим и настоящим потребителем, а также, возможно, сотрудником данных структур. Соответственно,

еще на обучающей площадке формируется связь между зеленым предложением и спросом.

Определенным потенциалом для интенсификации экологического воспитания молодежи обладают университетские точки кипения, где проводятся имиджевые, научные и образовательные мероприятия для различных категорий обучающихся (детей и молодежи) при участии представителей реального сектора экономики. По нашему мнению, наиболее востребованным форматом такого взаимодействия может стать образовательный интенсив (проводимый с определенной периодичностью) для дошкольников, школьников и студентов при участии компаний в регионе, ставящих задачи по решению определенных социальных и экологических задач в своей деятельности. В таком формате консолидации усилий молодежь в регионе будет получать как реальные знания, так и вовлекаться и убеждаться в необходимости зеленых преобразований региональной экономики; предприятия будут понимать запросы молодой аудитории, которая в ближайшей перспективе станет реальным выразителем спроса на рынке, будет решать поставленные бизнес-задачи в рамках модели социальной ответственности.

Выводы

В переходе от формального к реальному принятию в обществе, как со стороны потребительского сообщества, так и предпринимательского, ценностей устойчивого развития главенствующей представляется роль университетов в регионах. Университеты представляют собой «точку контакта» молодежи, бизнеса и власти, осуществляют экологическое воспитание молодежи.

В настоящее время вузам необходимо проводить активную работу по экологическому воспитанию не только и не столько для студентов, сколько для дошкольников и школьников в рамках реализуемой профориентационной работы.

Такое экологическое воспитание целесообразно реализовывать в формате интенсивов, где обучающиеся (которые в перспективе станут потребителями) будут решать реальные кейсы региональных компаний в области социальных и экологических проектов. В данном случае молодежь станет не формальным, а реальным носителем ценностей устойчивого развития, примет для себя модель рационального потребления, будет ставить соответствующие задачи реальному сектору экономики, а товаропроизводители в регионе будут понимать данные запросы и иметь возможность им соответствовать.

Библиографический список

1. Бондаренко, В. А., Гузенко, Н. В., Ларионов, В. А. Вопросы применения гостиницами зеленых инноваций в рамках проявившихся потребительских предпочтений // Вестник РГЭУ (РИНХ). —

2020. — № 1 (69). — С. 17-23.

2. Бондаренко, В. А., Ларионов, В. А. Исследование ценностных установок российских потребителей услуг зеленых гостиниц // Практический маркетинг. —

2021. — № 1 (287). — С. 3-11.

3. Бондаренко, В. А., Ларионов, В. А., Зубарева, Н. Н. Маркетинговая и операционная интеграция экогостиниц и вузов в рекреационно-оздоровительных класс терах // Экономика устойчивого развития. — 2021. — № 1 (45). — С. 27-34.

4. Мальцева, Г. И. Роль университетов в формировании социально-ответственного общества // Территория новых возможностей. — 2009. — № 1.

5. Романишина, Т. С., Дадаян, Н. А., Максаев, А. А., Шумакова, И. А. Маркетинговый анализ роли университетов в социально-инфраструктурном развитии регионов // Экономика устойчивого развития. — 2021. — № 2 (42). — С. 142-148.

6. Россия-2060: перспективы «зеленой» энергетики [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vedomosti.ru/

press_releases/2021/10/15/rossiya-2060-perspektivi-zelenoi-energetiki.

7. Указ о национальных целях развития России до 2030 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/63728.

8. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. — URL: https://www.un.org/sustainabledeve lopment/ru/sustainable-development-goals.

9. Meskhi, B., Bondarenko, V., Efremenko, I. [et al.]. Technical, technological and managerial solutions in ensuring environmental safety // Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering, ERSME 2020 : materials of science and engineering international scient.-pract. conf. — 2020. — P. 012100.

Bibliographic list

1. Bondarenko, V. A., Guzenko, N. V., Larionov, V. A. Questions of the use of green innovations by hotels within the framework of manifested consumer preferences // Vestnik of RSUE (RINH). — 2020. — № 1 (69). — P. 17-23.

2. Bondarenko, V. A., Larionov, V. A. Research of value attitudes of Russian consumers of green hotel services // Practical marketing. — 2021. — № 1 (287). — P. 311.

3. Bondarenko, V. A., Larionov, V. A., Zubareva, N. N. Marketing and operational integration of eco-hotels and universities in recreational and wellness clusters // Economics of sustainable development. — 2021. — № 1 (45). — P. 27-34.

4. Maltseva, G. I. Role of universities in formation of socially responsible society // Territory of New Opportunities. — 2009. — № 1.

5. Romanishina, T. S., Dadayan, N. A., Maksaev, A. A., Shumakova, I. A. Marke-

ting analysis of the role of universities in socio-infrastructural development of regions // Economics of sustainable development. — 2021. — № 2 (42). — Р. 142-148.

6. Russia-2060: prospects of green energy [Electronic resource]. — URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/ 2021/10/15/rossiya-2060-perspektivi-ze-lenoi-energetiki.

7. Decree on National Development Goals of Russia until 2030 [Electronic resource]. — URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/63728.

8. Sustainable Development Goals [Electronic resource]. — URL: https:// www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ sustainable-development-goals.

9. Meskhi, B., Bondarenko, V., Efremenko, I. [et al.]. Technical, technological and managerial solutions in ensuring environmental safety // Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering, ERSME 2020 : materials of science and engineering international scient.-pract. conf. — 2020. — P. 012100.

С. В. Грицунова, Ю. А. Седых

УЧЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье охарактеризованы основные тенденции, касающиеся человеческого фактора в условиях цифровой экономики. Проведен анализ занятых в профессиях, связанных с интенсивным использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ). Описаны особенности цифрового образования в сравнении с обычным высшим образованием. Цифровые навыки необходимы не только в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ, но и в различных сферах деятельности экономики. Проведен анализ динамики изменения процента занятых в профессиях, связанных с использованием ИКТ в различных отраслях экономики. Уделено внимание роли подготовки и переподготовки кадров в цифровой экономике. Выявлена тенденция низкой вовлеченности взрослого населения в работу в области ИКТ в стране.

Ключевые слова

Человеческий фактор, цифровая экономика, компетенции, информационно-коммуникационные технологии, профессии, молодое население, рынок труда.

S. V. Gritsunova, Yu. A. Sedykh HUMAN FACTORS IN DEVELOPMENT OF DIGITAL ECONOMY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.