Научная статья на тему 'Роль УМК в преподавании дисциплин общепрофессионального цикла и спецдисциплин'

Роль УМК в преподавании дисциплин общепрофессионального цикла и спецдисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1230
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / КОМПЛЕКСНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / PEDAGOGICAL PROCESS / PERFECTION OF PEDAGOGICAL PROCESS / COMPLEX METHODICAL MAINTENANCE / EDUCATIONAL METHODICAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Вера Витальевна

Требования и запросы работодателей постоянно растут, и уровень профессиональной квалификации специалистов не всегда в достаточной степени им соответствует. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать методику профессиональной подготовки рабочих и специалистов в период обучения профессии или специальности в колледже. Автор статьи рассматривает использование комплексно-методического обеспечения и учебно-методических комплексов как один из способов совершенствования педагогического процесса, обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Вера Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements and inquiries of employers constantly grow, and level of professional qualification of experts not always sufficiently corresponds to them. In this connection it is necessary to improve constantly a technique of vocational training of workers and experts in training of a trade or a speciality in college. The author of article considers use of complex methodical maintenance and educational methodical complexes as one of ways of perfection of the pedagogical process, providing high quality of preparation of experts.

Текст научной работы на тему «Роль УМК в преподавании дисциплин общепрофессионального цикла и спецдисциплин»

РОЛЬ УМК В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА И СПЕЦДИСЦИПЛИН

МЕЛЬНИКОВА В.В.

Требования и запросы работодателей постоянно растут, и уровень профессиональной квалификации специалистов не всегда в достаточной степени им соответствует. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать методику профессиональной подготовки рабочих и специалистов в период обучения профессии или специальности в колледже. Автор статьи рассматривает использование комплексно-методического обеспечения и учебно-методических комплексов как один из способов совершенствования педагогического процесса, обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов.

Requirements and inquiries of employers constantly grow, and level of professional qualification of experts not always sufficiently corresponds to them. In this connection it is necessary to improve constantly a technique of vocational training of workers and experts in training of a trade or a speciality in college. The author of article considers use of complex methodical maintenance and educational methodical complexes as one of ways of perfection of the pedagogical process, providing high quality of preparation of experts.

Сегодня все больше и больше становятся востребованными услуги профессионалов в различных сферах общества. Среди таких сфер особое место занимает производственная деятельность человека. В последние время практика показывает, что уровень профессиональной квалификации большинства работников в не достаточной степени соответствует постоянно возрастающим требованиям и запросам работодателей. В этой связи очень важно совершенствовать методику профессиональной подготовки по усвоению и развитию профессиональных компетенций у молодых рабочих и специалистов на первом этапе их становления профессиональной деятельности, т.е. в период обучения профессии, специальности в колледже. Это в немалой степени обусловлено уровнем и качеством подготовки обучающихся и студентов, отработки всех навыков и умений на практических занятиях, а так же на всех видах практик [1].

Одним из способов решения проблемы совершенствования педагогического процесса в колледже является использование системы методического обеспечения образовательного процесса в виде комплексно-методического обеспечения (КМО - создание условий для реализации требований образовательных стандартов профессионального образования, совершенствование содержания образования, развитие учебно-методического обеспечения образовательного процесса и достижение необходимого качества подготовки рабочих (служащих) и специалистов) и учебно-методических комплексов по дисциплинам, профессиональным модулям (УМК - системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов начального, среднего профессионального образования), для обеспечения высокого качества подготовки специалистов.

Поэтому основными задачами УМК являются: создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативно-методических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих обучение; оптимизация и интенсификация деятельности студентов, преподавателей и руководителей практики; обеспечение единства требований к обучаемым; организация и регулирование методической работы преподавателей, совершенствование их мастерства.

Под комплексным учебно-методическим обеспечением образовательного процесса мы понимаем планирование, разработку и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-

методической документации и учебно-методических средств обучения, которые необходимы для полного и качественного профессионального образования в рамках времени и содержания, ФГОС, учебных планах и программ учебных дисциплин, профессиональных модулей [1]. Разработка такого комплекса основывается на определенных критериях.

1. Комплексность, которая предполагает охват всего основного содержания дисциплины, профессионального модуля, обеспеченная необходимым оптимальным минимумом учебной и учебно-методической документацией, средствами обучения (см. схемы 1,2,3,4).

2. Универсальность, которая учитывает наиболее типичные учебные ситуации в преподавании дисциплин.

3. Реализованность обучающей, развивающей и воспитывающей функций учебного процесса.

4. Дидактическое обеспечение учебного процесса всех основных этапов, звеньев педагогического процесса.

Комплексное обеспечение учебного процесса — это один из важнейших путей повышения качества образования. За годы педагогической деятельности у преподавателя скапливается богатый учебный материал, который помогает преподавателю сделать свой урок интереснее, качественнее, но для этого необходимо четко структурировать данный материал и придать системность при комплектовании УМК. Данный подход способствует формированию целостной «картины» по учебной дисциплине, профессиональному модулю, как у преподавателя, так и у обучаемого, так как современный специалист должен обладать целостным взглядом на свою профессиональную деятельность и иметь необходимый уровень знаний и умений по профессии и специальности [2].

Структуру УМК можно представить следующей схемой.

Схема 1

Рассмотрим более подробно данную структуру.

Схема 2

Схема 3

Наряду с данными схемами в колледже разработано Положение Комплексно-методическое обеспечение (КМО) образовательного процесса, где четко прописаны комплекты, обеспечивающие КМО учебной дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).

1. Нормативный комплект по учебной дисциплине (междисциплинарному курсу, профессиональному модулю).

2. Комплект «Практическая подготовка студентов».

3. Комплект «Организация самостоятельной работы студентов».

4. Комплект «Тематическое планирование».

5. Комплект «Промежуточная аттестация студентов».

6. Комплект «Курсовое проектирование».

7. Комплект «Учебная и производственная практики».

8. Комплект «Государственная (итоговая) аттестация студентов / обучающихся».

Как показывает практика, наилучшие результаты в ходе учебного процесса можно получить только при оптимальном сочетании различных способов представления информации.

В последнее время большое значение имеет подготовка учебно-методических материалов в электронном виде (ЭОР). ПЦК «Издательское дело» был разработан ЭОР, в который входят следующие материалы: ФГОС, учебная рабочая программа, методические пособия и разработки по дисциплинам и профессиональным модулям, необходимые для выполнения практи-

ческих занятий, самостоятельных работ, контрольно-измерительные материалы в тестовой форме, справочник по издательскому делу.

3. Учебно-методические материалы

Лекции

Курс лекций (авторский) - учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Конспект лекций (авторский) - учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

Методическая разработка.

Небольшая по объему методическая работа, охватывающая методику преподавания или изучения ряда тем или одной темы предмета или курса. Разрабатывается для внутреннего пользования в учебном заведении.

Учебно-методическое пособие

Работа для реализации целей учебного курса (части курса, основных вопросов курса) на основе утвержденных программ, в том числе авторских, для оказания конкретной методической помощи людям, обучающимся по образовательным программам, предусматривающим значительный объем самостоятельной работы (системы заочного, очно-заочного, открытого, курсового образования) по базовому учебнику, издаются в помощь изучающим сложные дисциплины, требующие применения и освоения значительного по объему учебного материала.

Методические рекомендации.

Методическая работа, раскрывающая новые методические приемы, формы и методы организации учебной, производственной или любой другой деятельности, подтверждающая эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками. Рассчитаны на конкретного адресата — педагога, специалиста, руководителя и т.д.

Дидактические материалы

Средство обучения. Вид учебных пособий, содержащий исходные данные, используя которые учащиеся проделывают конструкторскую работу, поставленной перед ними учебной задачи

Инструкции, руководства

Схема 4

Учебно-методические материалы и различные средства обучения требуют дальнейшего совершенствования и развития. Но уже сейчас, как показывает практика, использование мультимедийных компьютерных обучающих программ, комплекса учебно-методических материалов позволяет существенно повысить качество образования.

Библиографический список:

1. Воленко О.И. Учебно-методическое обеспечение колледжей столицы // Профессиональное образование. Столица - 2007. № 10. С. 11-12.

2. Калякин А.С. О создании современного учебно-методического комплекса по направлению подготовки // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология - 2009. № 2. С. 70-74.

3. Панеш У.М. Учебно-методическое обеспечение образовательно-профессиональных программ - путь к высокому качеству обучения в вузе // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 1. С. 9-11.

4. Артемьева Л.А., Бурмистрова А.С., Куторго Н.А. Мониторинг создания и внедрения инновационных учебно-методических комплексов укрупненного колледжа/ Научные исследования в образовании - 2010, № 04.

5. Просветова А.В. Особенности внедрения инновационных учебно-методических комплексов в образовательном процессе учреждениях СПО // Научные исследования в образовании - 2010, № 08.

Ключевые слова: педагогический процесс, совершенствование педагогического процесса, комплексно-методическое обеспечение, учебно-методические комплексы.

Keywords: pedagogical process, perfection of pedagogical process, complex methodical maintenance, educational methodical complexes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.