Научная статья на тему 'Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья'

Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4134
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / THE UPBRINGING AND TEACHING OF THE CHILDREN WITH LIMITED PHYSICAL ABILITIES / SOCIAL-PEDAGOGICAL HELP / OF ADDITIONAL EDUCATION / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буторина О. Ю.

В данной статье поднимается проблема участия учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей-инвалидов, описывается опыт работы Дома детского творчества г. Качканар Свердловской области. Автор полагает, что в условиях малых городов клубные формы работы с детьми-инвалидами и их родителями позволяют отчасти восполнить существующий дефицит социального и педагогического внимания к проблемам детей-инвалидов и заметно оптимизировать их воспитание и обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INSTITUTES OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN WITH LIMITED PHYSICAL ABILITIES

This article considers the problem of the institutes of additional education and their participation in the upbringing and teaching of the disabled children and describes the working experience of Home of childrens creativity Kachkanar, Sverdlovskaya region. The author supposes that in the conditions of small towns work with the disabled children and their parents allows to fill in the gap of social and pedagogical attention to the problems of disabled children and appreciably optimize their upbringing and teaching.

Текст научной работы на тему «Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК: 376. 2.

О. Ю. Буторина

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье поднимается проблема участия учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей-инвалидов, описывается опыт работы Дома детского творчества г Качканар Свердловской области. Автор полагает, что в условиях малых городов клубные формы работы с детьми-инвалидами и их родителями позволяют отчасти восполнить существующий дефицит социального и педагогического внимания к проблемам детей-инвалидов и заметно оптимизировать их воспитание и обучение.

Ключевые слова: воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; социальнопедагогическая помощь, дополнительное образование, творчество.

Современный этап развития отечественной системы образования характеризуется гуманистической направленностью и предполагает существенные изменения в отношении воспитания и образования детей-инвалидов.

Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его потребности и интересы должны быть в центре воспитательного и образовательного процесса, смысл которого не в коррекции отдельных функций, а в реализации целостного подхода к ребенку, развитии всех его потенциальных возможностей: физических и психических, необходимых для самостоятельной и полноценной жизни.

Огромная роль в гуманизации образования в отношении детей-инвалидов принадлежит учреждениям дополнительного образования, в своей деятельности они руководствуются идеями С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунова и других известных российских педагогов. Система дополнительного образования всегда в какой-то мере пыталась противостоять консерватизму официального образования с целью создать благоприятные условия для развития индивидуальных качеств личности ребенка [1, с. 8].

Согласно словарю Г. М. Коджаспировой, учреждения дополнительного образования - образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребности граждан, общества, государства. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т.п. [2, с. 157].

Обращаясь к работам современных авторов, изучающих дополнительное образование (Е. Б. Ев-ладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова, О. С. Газ-ман и т.д.), мы можем говорить о достаточно разнообразных подходах к определению понятия «дополнительное образование».

При этом исследователи не противоречат друг другу, во многом их позиции схожи, но нам наиболее близка точка зрения О. Е. Лебедева: «Дополнительное образование компенсирует ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические и творческие запросы. Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях и творческом потенциале обучаемых, но и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности. Тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, создает возможность круга общения на основе общих интересов, общих ценностей» [3, с. 37]. На наш взгляд, в данном определении автор обозначил основные ведущие потребности, которые испытывают дети-инвалиды в плане воспитания и образования.

Цель дополнительного образования сформулирована в Типовом положении об учреждениях дополнительного образования (1995): «Цель дополнительного образования детей - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства» [4].

Постановка цели определяется потребностью ребенка, его родителей, поэтому конкретные практические цели дополнительного образования многообразны, подвижны, изменчивы во времени, зависят от условий, обстоятельств и ожидаемых результатов.

Так, например, в Доме детского творчества г Качканар Свердловской области, где на протяжении 15 лет ведется работа с детьми-инвалидами, цель работы заключается в воспитании и обучении за счет создания творческой среды, где дети познают мир через декоративно-прикладное творчество.

Декоративно-прикладное творчество обладает высоким педагогическим потенциалом, так как оно является идеальной моделью мира, отражением его свойств.

В период 2003-2008 гг. педагогами Качканарского дома детского творчества была разработана и апробирована пятилетняя образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Хочу, могу, умею», доступная для детей с различными по характеру и тяжести ограничениями в здоровье.

В основу программы заложены такие методические материалы, как: Н. М. Михайлова «Красота окружает нас»; Е. П. Сальникова «Декоративноприкладное творчество как средство формирования жизненного опыта у детей с диагнозом «детский церебральный паралич»; В. С. Кузин, Б. М. Нелин-ский «Изобразительное искусство»; Т. Я. Шпикало-ва, Н. М. Соколова «Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства». Программа опирается на принципы вита-генности, доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности, индивидуального подхода.

Из опыта работы стало очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети, они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали помощь. Социально-педагогическое направление Дома детского творчества объединяет более 50 воспитанников, имеющих статус «инвалид», в возрасте от 3 до 17 лет. Среди них дети, которые обучаются в общеобразовательном учреждении или коррекционной школе, составляют 68 % (34 ребенка), дети, находящиеся на домашнем обучении, - 28 % (14 детей), необучаемые дети - 4 % (два ребенка).

Таким образом, наши воспитанники очень разные, и когда люди видят ребенка, скажем, с заболеванием «сахарный диабет», то у них создается впечатление, что он не нуждается в какой-либо особой помощи, но в отношении ребенка, к примеру, с тяжелой формой детского церебрального паралича возникают мысли, что в этом случае помочь невозможно. Мы, как и другие педагоги, понимаем, какое важное значение в судьбе каждого человека имеет своевременное оказание социально-педагогической помощи.

А. Г. Суворов сказал: «Необходимо требовать обучать даже необучаемых, умственно-неполноценных детей, как врачи лечат даже без малейшей надежды на успех» [5, с. 72], и такие примеры в нашей практике существуют, когда педагоги берут в «подмастерье» необучаемых детей, для которых Дом детского творчества становится единственным образовательным учреждением, а педагог - единственным человеком, открывающим окно в мир творчества.

На наш взгляд, учреждения дополнительного образования являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи инвалидам. Так сложилось исторически, что образовательная система дополнительного образования вобрала многие черты семейного воспитания. Особая роль принадлежит сотрудничеству педагогов дополнительного образования с семьей, родителями воспитанников, поэтому помимо непосредственной работы с детьми важным направлением деятельности Качканарского дома детского творчества является работа социального педагога с родителями.

Родители должны иметь отчетливое представление об особенностях воспитания и обучения особого ребенка, чтобы предотвратить или сгладить проявления возможных негативных социальных и педагогических последствий ограниченных возможностей ребенка. Чем раньше родители осознают необходимость не только лечения, но и обучения, тем больших успехов они добьются.

Мы полагаем, что дополнительное образование дает возможность компенсировать отсутствие специализированных дошкольных учреждений. Для детей с особо тяжелой формой инвалидности и предписанием «не обучаем» учреждения дополнительного образования становятся порой единственным образовательным учреждением. В этом случае компенсация идет путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ на дому, предлагая каждому ребенку в силу его индивидуальных потребностей удовлетворить свои познавательные и эстетические запросы.

Дополнительное образование существенно расширяет познания о творческих возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает дальнейший успех в избранной сфере деятельности, формирует новый круг общения, способствует вовлечению в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшего окружения.

Подводя итог, акцентируем внимание на том, что на сегодняшний день недооценена роль дополнительного образования, которое является открытым, гуманистически направленным, способным быстро и мобильно реагировать на разнообразие мотивов и потребностей социума, а главное, на способности и возможности воспитанников, что особо ценно при работе с детьми-инвалидами.

Список литературы

1. Евладова Е. Б, Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2002.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Лебедева О. Е. Дополнительное образование детей: учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.

4. Куприянов Б. В. и др. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под. ред. А. В. Мудрика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Черносвитов Е. В. Прикладные методы социальной медицины: учебное пособие. М. Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002.

Буторина О. Ю., аспирант.

Уральский государственный педагогический университет.

Пр. Космонавтов, 26, Екатеринбург, ГСП-135, Свердловская область, Россия, 620219.

E-mail: sbyzova@kgok.ru

Материал поступил в редакцию 02.04.2009.

O. Yu Butorina

THE ROLE OF THE INSTITUTES OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN WITH LIMITED PHYSICAL ABILITIES

This article considers the problem of the institutes of additional education and their participation in the upbringing and teaching of the disabled children and describes the working experience of “Home of children’s creativity” Kachkanar, Sverdlovskaya region. The author supposes that in the conditions of small towns work with the disabled children and their parents allows to fill in the gap of social and pedagogical attention to the problems of disabled children and appreciably optimize their upbringing and teaching.

Key words: the upbringing and teaching of the children with limited physical abilities, social-pedagogical help, of additional education, creative activity.

Uralsk State Pedagogical University.

Pr. Kosmonavtov, 26, Yekaterinburg, GSP-135, Sverdlovsk oblast, Russia, 620219.

E-mail: sbyzova@kgok.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.